Рав Зеев Мешков №32



Дата26.01.2019
Размер47 Kb.
#67829

Рав Зеев Мешков

№32. 02.2003


История света








"И сказал Б-г Моше, говоря: "Скажи сынам Израиля, и пусть возьмут Мне приношение, от каждого человека, сердце которого пожелает, возьмите Мне приношение"", - так начинается повеление построить переносной Храм в пустыне. Описание этого Храма занимает в Торе немалое место, многие детали повторяются. Однако о его предназначении сказано всего в нескольких словах: "И сделают мне Храм, и буду пребывать среди них" (Шмот, 25:8). Храм нужен еврейскому народу, чтобы Б-г пребывал в его среде. Храм - неотъемлемый элемент нашей жизни, и все то время, пока его нет, мы не обладаем своими главными силами и не можем исполнить своего предназначения как избранный народ.
Переносной Храм сопровождал сыновей Израиля в пустыне, а через 480 лет после Исхода, в 832 г. до н.э., царь Шломо построил Храм на горе Мория. Через 410 лет Первый Храм был разрушен халдеями, а еще через 70 лет изгнанники, вернувшиеся из Вавилонского плена, восстановили его (352 г. до н.э.).

"Через некоторое время после восстановления Храм стал терять свою величественность, так как разгневался Всевышний на Свой народ за то, что не поднялись они стеной и не вернулись из изгнания", - пишет Рабейну Хананэль в комментарии к Талмуду (Йома 9а). "И поскольку не приложил народ усилий, чтобы переселиться в Святую Землю, то и Б-жественное Присутствие не вернулось в полной мере", - вторит ему Раши.

Еврейская традиция говорит, что в заслугу Шимона Праведника, первосвященника и руководителя народа, жившего в эпоху возвращения из Вавилона, Храм сохранял свое величие, однако сразу же после его смерти оно стало угасать.

Каждое утро один из коэнов с трепетом заходил в первый зал Храма, чтобы поправить менору после ночного горения. Пока был жив Шимон а-Цадик, западную лампаду меноры всегда заставали горящей, в то время как шесть остальных уже погасли. Каждая из золотых чаш меноры вмещала столько масла, чтобы его хватило на одну ночь. Это было постоянное чудо.

То, что происходит в Доме Б-га, - происходит повсюду. Чудесным образом фитили горящей меноры пылали в каждой душе, позволяя ей вместить в себя больше, чем она способна вместить, и соприкоснуться с бесконечностью. Менора призвана быть выражением особых сил еврейской души, позволяющих человеку находиться в состоянии постоянного горения - поиска высокой духовности. Она не позволяет нам удовлетвориться теми удовольствиями и мелкими радостями, которые может дать ограниченный мир материи. Благодаря своему постоянному горению еврейская душа соединяет миры - видимый и невидимый, материальный и духовный, мир конкретных форм и мир абстрактной мысли, ограничений и бесконечности.

Семь ветвей меноры - семь основных проявлений души, которая раскрывается как добро, справедливость и красота, дает ощущение существования чего-то непреходящего, делает человека приятным для других и для Б-га и из раба превращает его во властелина.

Но вдруг свет меноры начал слабеть: западная лампада угасала все раньше и раньше...
Шимон а-Цадик говорил: "На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении и на милости". Мир стоит... У других народов мир держится на слонах, китах и черепахах, а у нас – на мудрости, милости и исполнении заповедей Творца. Таким образом, Шимон а-Цадик раскрыл, в чем же смысл бытия, лишившись которого, мир придет к своему концу. Смысл - прямая связь с Б-гом и диалог с Ним.

Шимон а-Цадик жил в то время, когда умерли последние пророки и пророчество оставило народ Израиля. Он обращался ко всем поколениям и говорил: "Все то время, пока человек будет искать Б-га, чтобы восстановить диалог с Ним, мир будет стоять". Человек наделен разумом, чувствами и телесной оболочкой. Мысли человека должны быть направлены на познание высоких аспектов, и это называется изучением Торы. Чувства человека должны быть использованы для того, чтобы ощутить Б-жественное Присутствие. А этого можно добиться, исполняя заповеди. А тело человека - его материальная оболочка - перестает быть преградой для восприятия духовных миров, когда человек готов преодолеть ее - оставить свои интересы и помочь ближнему, утверждая тем самым, что души всех людей связаны через Источник жизни. Если человек стремится к Б-гу, изучая Тору, исполняя заповеди и оказывая милость, - мир стоит прочно, если евреи оставляют хотя бы одну из этих трудных работ - мир начинает качаться, так как неодушевленному предмету трудно стоять на двух ногах.

В то время, когда пророчество уже угасло, а свеча в Храме перестала гореть чудесным образом, Антигнос из Сохо, последователь Шимона Праведника, учил людей: "Не будьте как те слуги, которые работают на господина, ожидая награды, а будьте как слуги, которые делают все для господина не из-за награды". Человек должен идти по земле, не теряя любви к Творцу. Небеса отдалились, Присутствие Всевышнего скрылось, но разве настоящая любовь угасает? Иногда на расстоянии она проявляется еще сильнее. А источник ее – память, оставленная светом.
"Поколение, в котором Храм не был восстановлен, - как поколение, при котором он был разрушен". Наш недостаток не становится менее значительным со временем. Многие неудачи постигают нас, так как мы не в состоянии осмыслить, что мы пришли на эту землю ради того, чтобы возродить в наших душах высокую духовность, а это невозможно без Храма. Горение меноры - горение души. И об этом сказано: "Свеча Всесильного - душа человека". Зажги свечу для Него в Храме – и Он даст твоей душе силу горения. И чем сильней душа, тем острее ум, который постепенно переходит от земных категорий к духовным понятиям Торы, от поиска истины к ее непосредственному восприятию, когда силы сердца дополняют разум.
№87. 02.2004

Строить или ждать?








«И сделайте Мне святилище, и буду пребывать среди вас...» (Шмот, 25:8). Это повеление стало ответом на вопрос, который сыновья Израиля задали на стоянке в Рефедим: «А есть ли Всевышний среди нас?»

Их сомнение нашло свое выражение в грехе золотого тельца: люди решили, что Моше, поднявшийся на гору Синай, погиб и что Всевышний оставит их в пустыне, и если они не создадут своими руками подобие высшей силы, чтобы она проявила себя и спасла их, то все они обречены. Но после того, как Моше вернулся в стан, сыновья Израиля раскаялись и осознали, что Б-г желает быть с ними и только их неверие, непонимание Его любви и попытки найти Ему замену отталкивает Божественное Присутствие.

Но одного осознания недостаточно. Каждое преступление должно быть не только осознано, но и исправлено. И евреям была дана такая возможность. Всевышний объявил: «Если построите Мне шатер, отдав на его сооружение без малейшей жалости в сердце свое имущество, силы и умение, и тем самым проявите свое желание быть со Мной всегда, то «буду пребывать среди вас». Заповедь сооружения Мишкана предполагала, что только то, что человек дает и делает от чистого сердца, принимается как вклад в строительство: «...пусть возьмут они Мне приношение: от всякого человека, у которого сердце устремится дать». Люди строили место пребывания Б-га на земле, но при этом они, прежде всего, исправляли свое сердце.

Галаха


Мудрецы Торы видят в нашем учении не только рассказ о прошлом, но и вечную истину. Не удивительно, что Рамбам выводит заповедь, распространяющуюся на все времена из повеления Торы, данного, на первый взгляд, только поколению пустыни: «Одна из повелевающих заповедей Торы — сделать дом для Всевышнего, пригодный для принесения жертвоприношений, как сказано: «Сделайте Мне святилище»» (Бейт а-бехира, 1:1).

Только непреодолимые препятствия могут стать оправданием того, что на горе Мория в центре Йерушалаима до сих пор не возвышается Храм. А разве они стоят перед нами? Разве у нас нет обязанности сделать все возможное, чтобы Б-г пребывал среди нас? Разве попытку соединить народ с Б-гом можно отложить на завтра?

Детский рисунок

Смысл построения Храма не в том, чтобы защитить Всевышнего от дождя и солнца, чтобы Он мог пребывать в «непривычных земных условиях», а в том, чтобы выразить своим действием страстное желание быть всегда рядом с Ним.

Пророк Йешаяу сказал: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих. Вы ли построите дом Мне?». И тем не менее в словах Йехезкеля, Хагая, Зхарьи и других пророков постоянно звучал призыв возвести Храм. Дело в том, что мы — дети Всевышнего, и так же, как ребенок рисует новую квартиру для всей семьи на бумаге и дарит родителям, так и мы должны выразить свою любовь строительством дома, который никогда не сможет вместить Его, но освободит место для Б-га в наших сердцах.

Ничто не может устоять перед желанием человека — даже невозможное станет реальностью. Бесконечность поместится в конечном мире — в сердце, в душе. А может быть, именно этого мы и боимся?

И вот мы читаем строки Торы и законы мудрецов и делаем совершенно неправильные выводы. И вместо того, чтобы сказать, что о важнейших вещах — таких, как обязанность жить, дышать, есть, спать, жить в Земле Израиля и строить Храм, — не говорят, потому что это очевидно, мы утверждаем, что Священное Писание умалчивает об этом, потому что такой заповеди нет или она не распространяется на все времена.
№137. 02.2005

Исход и плод


Если Исход - время рождения, когда родившийся ничего не определяет и лишь рад собственному бытию, то дарование Торы - предоставление возможности действовать, раскрывая собственные потенциалы. И поэтому в праздник Шавуот (день ее дарования) в Храм приносят вызревшие фрукты, ибо Тора похожа на спелый плод и призывает человека быть подобным ей. Быть плодом - это значит давать новые плоды. Быть подобным Творцу - это значит творить, или, иными словами, раскрывать в мире духовность, подобную той, которая заложена в душе.

Самая длинная книга









Дарование Торы - дарование возможности прочесть мир как книгу, рассказывающую о Творце. Оно не было завершено в момент звучания голоса с горы Синай и превратилось в длительный процесс - первые скрижали, вторые скрижали, записанный Моше свиток и ...вся история народа, завоевывающего землю, строящего Храм, уходящего в изгнание и возвращающегося на свою родину.

Зачем мне заповеди?



У Торы есть определенный аспект: заповеди. Общее правило духовных миров гласит, что последующее включает в себя предыдущее. Следовательно, первая заповедь "Я Б-г Вс-сильный твой..." вбирает в себя все остальные, и все вместе они направлены на то, чтобы осознать, Кто Он Б-г твой. В этом смысл всех заповедей.

Как мы знаем из практики нашей жизни, только подобный понимает подобного. А ведь именно заповеди делают нас подобными ему. Например, мы отстраняемся от работы в седьмой день, потому что Он сотворил мироздание за шесть дней. А в седьмой отдыхал. Работающий в субботу не поймет Его.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница