
АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
РЕФЕРАТ
по программе повышения квалификации
«Учитель начальных классов. Реализация личностно0ориентированного подхода при обучении младших школьников в условиях ФГОС»
Тема:
«Различные подходы к решению проблемы индивидуального подхода в обучении»
Реферат подготовил: Проценко Нина Леонидовна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 п. Печенга,
Печенгского района Мурманской области
Номер и дата договора:
2017/01-174-01 от 17 января 2017 г.
6 марта 2017 г.
п. Печенга, Печенгский район, Мурманская область,
Российская Федерация
Оглавление
стр.
Введение………………………………………………………………………………… 2 - 3
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
-
Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия…4 - 9
-
Психолого – педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении …………………………………………………………………………… 9 - 16
-
Новые тенденции в индивидуализации обучения………………………………… 16 - 17
Глава 2. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе
2.1. Формы и методы индивидуализации в обучении………………………………… 17 - 18
2.2. Дифференциация обучения………………………………………………………… 18 - 21
2.3. Внутриклассная индивидуализация учебной работы……………………………. 21 - 24
2.4. Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе……………… 24 - 26
2.5. Комбинации основных форм индивидуализации учебной работы……………… 26 - 28
Заключение………………………………………………………………………………. 28 - 29
Список литературы………………………………………………………………………. 33
Введение
«Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик»
(Л.Н. Толстой)
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Уровень развития ребенка, успешность усвоения учебного материала, прочность осмысленность знаний, зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Многие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
Поделитесь с Вашими друзьями: |