Развитие коммуникативных способностей аутичных детей



Скачать 138.17 Kb.
Дата09.08.2019
Размер138.17 Kb.
#127579
ТипРеферат

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)



Творческая разработка

«Развитие коммуникативных способностей

аутичных детей»

Выполнил: Меш Андрей Борисович,

педагог дополнительного образования

ДД(ю) Т им. Крупской.

Проверил:

Новокузнецк 2015


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..3

- Аутизм как естественное порождение современной цивилизации.

- Главная проблема в развитии ребёнка-аутиста.

- Статистика аутизма, прогноз на будущее.

- Положение в России.

- Цель данной работы.

1. Систематизация информации о четырёх группах аутичных детей в виде таблицы……………………………………………………………………………………………………………..5

2. Примеры собственного опыта работы с детьми-аутистами разных групп..9

3. Система работы, выработанная в клубе «Журавушка»………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………………………………15

Глоссарий………………………………………………………………………………………………………….15



Введение

Если спросить современного горожанина, чего ему больше всего в жизни не хватает, он наверняка ответит – времени. Это, на первый взгляд, странно. Ему не нужно вставать в 5 утра доить корову, топить печь, идти за водой. У него не сидят с ложками семеро по лавкам. Современная цивилизация сделала всё, чтобы облегчить человеку жизнь: сократить до минимума ежедневную рутинную работу по поддержанию жизни и освободить время для саморазвития, учёбы, творчества. При этом жители крупных городов живут в диком, бешеном ритме. Им катастрофически не хватает времени. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два вида часов: старинные настенные механические и современные электронные. Глядя на первые, вы видите движение стрелок на циферблате, слышите тиканье, звон каждые полчаса, может быть, даже кукушку. Поднимая за цепь гирю, вы ощущаете тяжесть, которая движет это время. Время дано вам в ощущениях. Результат (конкретное значение времени в данный момент) становится ясен из процесса, в котором вы участвуете. Это ваше время, оно живое. В электронных часах процесса нет, он спрятан в непонятном для большинства людей механизме. Эти часы выдают голый результат в виде цифр. Такие часы – образ нашей электронной эпохи. Вы не живёте, а как бы живёте. «Как бы» - самое распространённое сегодня слово-паразит, застрявшее в речи учителей, телеведущих, врачей, начальников и даже священников. «Я как бы врач, сейчас буду вас как бы лечить», «а я как бы педагог, сейчас буду вас как бы учить».

Почему людям нравится смотреть на горящий огонь, на текущую воду? Это живое время, которое течёт, горит у нас на глазах. Мы можем в него войти, взаимодействовать с ним. Всё, что мы потребляем в своей городской жизни – не наше, оно сделано кем-то, чаще всего машиной, и дано нам в готовом, упакованном виде. Время как живой процесс и вещи как результат этого процесса мы просто перестаём ощущать. И тогда чтобы почувствовать себя живым, человек несётся на бешеной скорости на мотоцикле, прыгает в бездну с головокружительной высоты, принимает наркотики.

Обычная наша жизнь перестала давать ощущение жизни. Естественным её порождением стало появление аутистов – людей, которые выпали из процесса жизни и больше похожи на компьютер, чем на человека. У этих людей нет сил на общение. Любое живое общение травмирует их и пугает. А ведь человеком можно стать только через общение с другими людьми. Развитие коммуникативных способностей – это фундамент, на котором строится всё развитие ребёнка. Нет общения – нет развития.

Число аутистов на планете увеличивается с каждым днём. Скоро это станет глобальной мировой проблемой. В 2005 году в США рождался 1 ребёнок-аутист на 250-300 детей, в 2008 – 1 на 150, в 2013 – 1 на 88, в 2015 – 1 на 68. Нетрудно подсчитать, что если человечество и дальше будет продвигаться в создании информационной цивилизации такими темпами, то к середине века аутистов будет рождаться больше, чем нормальных детей. И тогда поплывёт само понятие нормы, человек мутирует как вид. Результатом этой мутации может стать биоробот, причём с очень бедным программным обеспечением.

Не надо думать, что Россию минует чаша сия. У нас в стране нет данных по аутистам. Их почти нигде толком не диагностируют, а «помощь» чаще всего заключается в том, чтобы выписать подходящее успокоительное лекарство. Но если судить даже по моему скромному опыту, аутизм распространяется стремительно и у нас. Я работаю в педагогике 22 года. В 90-ых я встретил одну девочку-аутистку. Она оказалась в моём классе. И я ничем не смог ей помочь даже в вальдорфской школе, в условиях сверхблагоприятных для развития детей. С начала века я работаю в клубе для детей с особенностями развития «Журавушка». К нам приходят дети с самыми разными проблемами, как физическими, так и психическими. 15 лет назад аутистов среди них не было. 8 лет назад было 3 таких ребёнка на весь клуб. Из пришедших за последние два года аутист – каждый второй.

Никакой методической помощи в образовании таких детей никто дать не мог. Педагоги клуба работали с ними, то успешно, то нет, исходя из своей интуиции. На Западе, судя по информации в интернете, разработана целая система социализации и обучения таких детей. Но нам она недоступна. У нас в стране с 80-ых годов действует Центр лечебной педагогики в Москве. Там работают замечательные педагоги и психологи, уже к середине 90-ых накопившие большой опыт живой и действенной помощи детям с синдромом аутизма. Этот опыт обобщён в книге «Аутичный ребёнок. Пути помощи», изданной ещё в 1997 году, но сверхактуальной для нас и сейчас. Авторы книги делят аутичных детей по степени отрицания мира на 4 группы. У каждой из групп свои особенности, к каждой нужен свой подход. Для того чтобы систематизировать всю информацию книги по этому принципу, я свёл её в таблицу, которой будет удобно пользоваться педагогу и родителям, прочитавшим книгу, для определения стратегии и тактики своей работы с аутичными детьми. Из всего «изобилия» серьёзной литературы по аутизму на русском языке, у меня имеется отпечатанная на принтере работа новосибирского педагога-Орф-музыканта Татьяны Потехиной «Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения», описывающая её опыт работы с одним маленьким ребёнком в течение трёх месяцев. Он подтверждает опыт московских коллег в главном, противореча им в некоторых деталях.

Итак, переходим к таблице. Первая её часть (7 пунктов) даёт возможность определить принадлежность аутичного ребёнка к одной из четырёх групп. Вторая часть (8-14 пункты) показывает пути работы с ним. Пункты 12 и 13 содержат и то, и другое.


  1. Систематизация информации о четырёх группах аутичных детей в виде таблицы.







1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

  1. 1.

  2. Степень отрицания мира

Полная отрешённость, нечувствие своего тела, боли, холода и т.д.

Активное отвержение всего неприемлемого.

Захваченность аутистическими интересами.

Трудность взаимодействия. Нет сил на общение, но есть попытки общаться.

  1. 2.

  2. Взгляд

(контакт глазами)

Плавно ускользает.

Резко отворачиваются, вскрикивают, закрывают лицо руками при встрече глазами.

Часто смотрят в лицо, но в действительности взгляд направлен сквозь человека.

Смотрят в глаза сами, но не могут смотреть долго. Взгляд ускользает и возвращается.

3.

Поведение



Полевое.

Всё в привычном стереотипе.

Экстремальная конфликтность, все фантазии на 1 сюжет, деспот, неприкосновенность собственной программы.

Всё по правилам. Правила – от взрослых, педантизм, пристрастие к порядку.

4.

Движения


Ловкость и грациозность в полевом поведении, полное мышечное бессилие при выполнении задач извне.

Скованны, механистичны, плохо координируются. В некоторых стереотипиях проявляется исключительная ловкость.

Порывисты, экзальтированны, неловки, плохо координируются.

Угловато-неловкие, застенчивые.

5.

Отноше-ние к близким людям



Держатся рядом, позволяют себя кружить, тормошить, пассивно подчиняются.


Симбиоз, контроль над близким.

Жёсткий диктатор.

Постоянный поиск эмоциональной поддержки у близкого человека, сверхзависимость

6.

Речь


Внешняя полностью отсутствует, в том числе жесты и мимика. Внутренняя есть, развивается.

Короткие речевые штампы, скандированная интонация, эхолалия. При этом часто чувствительность к плоти языка, игра словами, стихи и песни наизусть десятками.

Быстрая, взахлёб, с большим запасом взрослых слов и фраз. При этом не слушает, а только говорит сам.

Речь – способ

аутостимуляции.


Замедленна, бедна, смазанна, аграмматична.

7.

Мышление


Внешне не проявляется.

В коридоре стереотипа. Может накопить много формальных знаний, но не может их применить в ситуации вне жёсткого стандарта.

Легко совершают мыслительные операции. При этом не видят подтекста, не могут воспринять несколько смысловых линий сразу. Мыслительные операции – источник для аутостимуляции.


Задержка психического развития.

8.

Способы установле-ния эмоцио-нального контакта с ребёнком



Озвучивать его действия, повторять его вокализации, комментиро-вать его полевое поведение, кружить, тормошить, подбрасывать.

Восхищённо (доброжелатель-но) комментировать его стереотипные действия аутостимуляции.

Сопереживать его аффективной аутостимуляции, рассказу о его страхе.

Начать с разговора с мамой о нём в его присутствии на приятные для него темы, затем перейти к простой игре.

9.

Развитие активного и осмыслен-ного отношения к миру



Войти в полевое движение ребёнка, насытить его разнообразны-ми сенсорными впечатлениями, соединить их с пением, придать игровой смысл полевым действиям.

Придать игровой смысл стереотипным движениям ребёнка. Ввести в игру конкретные жизненные детали, значимые для ребёнка. Обжить в игре детали привычной жизни, затем осторожно вводить приключения, внезапную смену событий.

Ввести в сюжет агрессивных фантазий ребёнка простые приземлённые дополнения, не противоречащие прямому смыслу фантазии. После того как страшная фантазия наполнится простыми бытовыми радостями, придать ей положительный – героический смысл: помощи, спасения, защиты.

Выстроить через игру систему собственных предпочтений ребёнка, укоренить его в обыденной жизни. Затем ввести приключение, которое должно закончиться победой ребёнка.

10.

Развитие форм взаимодей-ствия с ребёнком



Выстроить единый стереотип занятий с ребёнком на основе полюбившихся ему сенсорных впечатлений. Постепенно развивать этот стереотип, насыщать его новыми моментами взаимодей-ствия, провоцировать ребёнка на частичную самостоятель-ность в общении.

Вводить ребёнка в ситуацию игрового соревнования. Вместе читать стихи, затем простую прозу, например, сказки Сутеева. Проживать, проигрывать, прорисовывать их сюжет для того, чтобы помимо эстетического впечатления у ребёнка появилось понимание сюжета. Расширять речевые штампы ребёнка через введение в них новых деталей.

Простраивать в игре ситуации частичного неуспеха на пути к заветной цели, поиска путей выхода. Совместное чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного как способ понять внутренний мир других людей. Сочинять истории по частям по очереди с педагогом, мамой и т.д.

«Я хороший, потому что следую правилу» - незыблемый постулат для ребёнка. «Что я люблю, я хочу, я могу, как я думаю нечто сделать» - с помощью педагога должно постепенно проясниться. Много читать, обсуждать, проигрывать прочитанное. Рассказывать истории о нём самом, из его жизни. Расспрашивать близких ребёнка об их жизни. Строить мечты, планы, ставить цели.

11.

Развитие возмож-ности активно пользовать-ся речью



Повторять и обыгрывать звуковые аутостимуля-ции ребёнка. Провоцировать на эхолалии и непроизволь-ные словесные реакции (открытый конец в потешках). Закреплять в стереотипных ситуациях всплывшие элементы речи. Иногда притворяться, что не понимаешь бессловесной просьбы ребёнка.

Делать то же, что и в первой группе. Затем оживлять, расширять его стереотипные формулы. Провоцировать на добавление деталей в рассказ взрослого о нашей общей жизни. Сюжетное рисование на интересную для ребёнка тему с эмоциональным комментированием. Прививать вкус к чтению.

Рисовать его монологи, спрашивая: «Так я нарисовал?» Давать уточняющие и отвлекающие вопросы, загадки. Вместе читать.

Вместе читать, обсуждать, разыгрывать и рисовать сказки и истории. Выводить на понимание подтекста, сложности жизни.

12.

Страхи, пути их преодоле-ния



Не допускает до себя переживание страха.

Застрял в страхах. Паника при смене привычного окружения. Перевод двигательной аутостимуляции в приятную игру. Создание в игре ситуации «острой безопасности».

Тянется к тому, чего боится, пытается овладеть страхом, провоцирует окружающих на отрицательную реакцию. Восстановить поломанный механизм преодоления страшного: придать социально приемлемый смысл агрессивным действиям, развернуть в игре «отвлекающую психодраму».

Избегает страшного, маменькин сыночек. При этом генерализован-ная тревога, страх оказаться «плохим». Создавать в игре ситуации, в которых ребёнку нужно принять на себя героическую роль в борьбе с опасностями.

13.

Формы агрессии, её коррекция



Самоагрессия. Уменьшить интенсивность вмешательства.

Самоагрессия. Если возможно, срочно восстановить изменённый стереотип. Если нет, «голосить» вместе с ребёнком, обозначая подходящими словами его состояние. Агрессия, направленная на других людей – крепко обнять, прижать, покачать. Агрессия, направленная на мать – по сути вариант самоагрессии. Свёрнутая психодрама: сразу дать положительный комментарий агрессивным действиям ребёнка. Агрессивный контакт – учить простым формам нормальных контактов: говорить, что и как мы будем делать.

Стремление создавать агрессивные образы – оставить без оценки, переключить на успокаивающее занятие. Агрессивные фантазии – проиграть «отвлекающую психодраму». Агрессия по отношению к окружающим – твёрдый и спокойный запрет.

Самоагрессия, чаще вербальная, при ощущении своей несостоятельнос-ти – поднимать тонус, самооценку, помочь самоутвердится. Генерализован-ная агрессия при повышении тонуса – превратить в игру, в которой он будет героем.

14.

Техника безопас-ности



Обеспечить безопасность тех мест, в которых осуществляется полевое поведение ребёнка.

Постоянная страховка ребёнка своим телом. Избегание ситуаций, провоцирующих самоагрессию.

Неподкрепление своей аффективной реакцией демонстрацион-ного поведения ребёнка. Поиск социально приемлемых форм агрессивного и опасного поведения.

Профилактичес-кая работа по обучению наиболее правильным способам поведения в различных ситуациях.




  1. Система работы, выработанная в клубе «Журавушка».

Система занятий, выработанная в течение 15 лет в клубе «Журавушка», не была создана специально для аутичных детей. Но оказалась для большинства из них достаточно эффективной. Все дошкольники и младшие школьники, приходящие к нам в клуб, сначала попадают в группу, которая занимается элементарным музицированием по системе Карла Орфа. Девиз Орфа: музыка должна стать доступной всем, - в средине 20 века распространялся только на обычных детей независимо от их музыкальных способностей. Сейчас его последователи (к числу которых я отношу и себя) приспосабливают систему для развития детей особых. Так, новосибирский педагог Татьяна Потехина, имеющая образование как физиолога, так и музыканта, пишет, что «музыкальное воспитание именно в рамках этой педагогической концепции с наибольшей успешностью, с наибольшей результативностью обеспечивает детям нормальное психофизиологическое развитие». (2, с. 3) На начальном этапе вхождения в систему особым детям важны два её принципа: «движения тела есть основа познания» и «соединение в одном действе музыки, движения и слова».

До недавнего времени мы не знали, что с аутистами нельзя начинать занятия в группе, и делали это без зазрения совести, как правило, получая хороший результат. Что этому способствовало?

Традиционная форма занятий. Стандартное начало и конец занятия, внутри которых происходит постепенное обновление и усложнение эмоционально-образного содержания заданной формы.

Традиционные музыкальные игры, связанные с проживаемым временем года, которые, повторяясь, усложняются каждый год.

Наличие в группе детей с разным уровнем развития. Родители на занятии это не контролёры детей, а полноправные участники музыкальной игры. Они вместе с наиболее развитыми детьми и педагогом создают музыкально-образное пространство, в котором постепенно осваиваются дети, которые пока ещё не понимают, что же это такое вокруг них происходит. Например, на первом занятии новенький мальчик с криком прячется за маму. Он напуган большим количеством незнакомых людей. Мама берёт его на руки, садится в сторонке, качает, как маленького. На первом занятии он не только ничего не сделал, но даже лица от мамы не оторвал. Уже на третьем он иногда садится рядом и живо реагирует на происходящее вокруг. На пятом он вдруг выходит в середину круга и пытается принять участие в игре, ещё ничего в ней не поняв. На десятом он какую-то часть игры проигрывает уже вполне сознательно. И так шаг за шагом.

Традиционные клубные праздники, на которых нет зрителей, но все участники. И чем старше, тем это участие серьёзнее и больше.

После того как ребёнок прозанимался год-два в группе, его помимо групповых занятий берут на индивидуальные, либо занятия в малой (2-3 человека) группе. Это может быть изо деятельность, прикладное искусство, обучение чтению по кубикам Зайцева, обучение игре на блокфлейте или фортепиано, на сложных инструментах Орф-оркестра, занятия художественной речью и вокалом. С аутистами при этом главным делом, чем бы мы ни занимались, становится установление прямого контакта между педагогом и ребёнком. От этого зависит успех занятий и прогресс в развитии ребёнка. Занятия в группе не прекращаются. Всё, чему ребёнок научился на индивидуальных занятиях, он вносит в игру большой группы. И та постепенно становится музыкально-инструментальным ансамблем или театральной труппой. А часто и тем, и другим сразу.

Образовательно-воспитательное пространство клуба позволяет особому ребёнку (в том числе аутисту), его родителям и педагогам вернуть потерянное в современной технократической цивилизации живое ощущение времени, войти в процесс жизни, а результат сделать порождением этого процесса.

Список литературы




  1. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи [Текст]/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 1997. – 343 с.

  2. Потехина, Т.Е. Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения [Текст]/ Т.Е. Потехина. – Новосибирск: Книжица, 2006. – 40 с.



Глоссарий
Аутостимуляция (букв. самораздражение) – настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела.

Вокализация внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов.

Генерализованная агрессия не направлена на что-то конкретное, носит общий характер.

Мутизм полное отсутствие целенаправленной речевой коммуникации при возможности случайного произнесения отдельных слов или даже фраз.

Полевое поведение безотчётное поведение ребёнка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия.

Психодрама воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце.

Симбиоз – совместное нераздельное существование.

Симбиотическая связь связь по типу симбмиоза, не предполагающая содержательного общения и эмоционального взаимодействия.

Стереотипии устойчивые формы однообразных действий.

Эхолалия непроизвольное повторение звуков, слогов, слов чужой речи.


Каталог: images -> kollektiv -> klub «zhuravushka» -> dop infa
images -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
images -> По направлению подготовки
images -> Добавить гаджеты. Добавление гаджетов
images -> Техническое задание № apnip/C. 2/CS/Ind/01 Международный консультант по улучшенной производительности орошаемого земледелия
images -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
dop infa -> Развитие коммуникативных способностей аутичных детей

Скачать 138.17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница