Развитие самоэффективности спортсмена



Скачать 149.25 Kb.
Дата17.11.2018
Размер149.25 Kb.
ТипДоклад


image-30-03-16-11-17-8.jpeg
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА-2»

г.о.ТРОИЦК

Доклад на тему: «Развитие самоэффективности спортсмена»

Составитель: Бадрудинов А.С.

2013

Троицк

Развитие самоэффективности спортсмена

Результаты исследований убедительно демонстрируют, что наиболее постоянным фактором, различающим успешно и неуспешно выступающих спортсменов, является уверенность в себе. Это означает, что сильнейшие спортсмены независимо от вида спорта постоянно демонстрируют высокую степень уверенности в себе и в своих способностях.

Самоэффективность — восприятие способности успешно выполнить задание — это обусловленная ситуацией форма уверенности в себе. Теория самоэффективности Бандуры — наиболее используемая теория для изучения уверенности в себе в области спорта и двигательной активности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УВЕРЕННОСТЬ»

Вы неоднократно слышали следующие высказывания спортсменов: «Я был уверен, несмотря на то, что находился сзади», «Вся команда была уверена в своей победе». Вы слышите слово «уверенность» практически ежедневно, но лишь единицы могут дать точное определение этому понятию. Спортивные психологи определяют уверенность как «веру в то, что вы успешно выполните необходимое действие».

По сути, уверенность представляет собой ожидание успеха.


Необходимым действием или поведением может быть выполнение удара по мячу в футболе, восстановление после травмы колена, парирование удара и т. д. Вы верите в то, что выполните работу. 
Уверенные спортсмены верят в себя. Более того, они верят в свою способность достичь необходимых навыков и умений, достичь своих потенциальных возможностей. Менее уверенные в себе спортсмены сомневаются в своих способностях и в том, что они обладают всем необходимым, чтобы добиться успеха. Когда вы сомневаетесь в своей способности добиться успеха или ожидаете, что что-то произойдет не так, как нужно, вы создаете так называемое самоосуществимое предсказание. Это означает: ожидание, что что-то случится в действительности, способствует тому, чтобы это случилось. К сожалению, в спорте такое бывает часто. Отрицательное самоосуществимое предсказание представляет собой психологический барьер, ведущий к образованию порочного круга: ожидание неудачи приводит к неудаче, что повышает ожидание очередной неудачи.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УВЕРЕННОСТИ

Уверенность характеризуется высоким уровнем ожидания успеха.

Она положительно влияет на:

концентрацию внимания;
положительные эмоции;
цели;
усилие;
стратегию игры;
движущие силы.

Уверенность усиливает положительные эмоции. Когда вы уверены, вы остаетесь спокойным и расслабленным в критических ситуациях. Такое состояние психики и вашего тела позволяет вам быть агрессивным и настойчивым, когда исход соревнования «колеблется на чаше весов».


Уверенность повышает концентрацию внимания. Когда вы уверены, ваши мысли направлены на задание, которое предстоит выполнить. При отсутствии уверенности вы, как правило, беспокоитесь о том, хорошо ли вы выполняете задание и как оценивают вашу деятельность другие. Беспокойство по поводу того, чтобы избежать неудачи, отрицательно влияет на концентрацию внимания.
Уверенность влияет на цели. Уверенные в себе люди ставят перед собой высокие цели и активно работают, чтобы их достичь. Уверенность позволяет «достать до звезд» и реализовать потенциал человека. Неуверенные в себе люди ставят легко достижимые цели и никогда не стремятся достичь пределов своих возможностей.
Уверенность повышает усилие. Величина прилагаемых усилий и настойчивость в достижении поставленной цели в значительной степени зависят от уверенности в себе. Если силы соперников равны, победителем, как правило, становится тот, кто верит в себя и в свои возможности. Это особенно характерно для тех видов спорта, где большую роль играет фактор настойчивости, например, марафонский бег, 3-часовой теннисный поединок и т.п.
Уверенность влияет на стратегию игры. В спортивном мире можно часто услышать: «играть, чтобы победить» или «играть, чтобы не проиграть». Обе фразы звучат как будто одинаково, однако они характеризуют абсолютно разные стили игры. Уверенные спортсмены, как правило, играют, чтобы победить, они обычно не боятся рисковать и контролируют ход поединка в свою пользу. Неуверенные в себе спортсмены играют, чтобы не проиграть, они очень осторожны и стараются не совершить ошибок. Например, если уверенный в своих силах баскетболист выходит на замену, он, как правило, старается что-то сделать для своей команды — забросить мяч, перехватить пас, завладеть отскочившим мячом. В то же время менее уверенный в себе игрок будет стараться не совершить ошибки и довольствоваться тем, что он находится на площадке, не очень заботясь о том, чтобы сделать что-нибудь для своей команды.
Уверенность влияет на психические движущие силы. Тренеры и спортсмены рассматривают смещение движущих сил как критический показатель победы или поражения. Способность производить положительные движущие силы или противодействовать отрицательным, имеет большое значение. Для людей, уверенных в себе и своих способностях, характерно то, что они никогда не сдаются. Ситуации, в которых все оказывается против них, стимулируют таких спортсменов и они реагируют на них еще более решительно.

Случай из практики — преодоление психологического барьера

До 1954 г. большинство людей считали, что невозможно пробежать дистанцию в 1 милю менее чем за 4 мин. Многие бегуны показывали результаты 4:03, 4:02 и 4:01, однако большинство спортсменов соглашались с тем, что физиологически невозможно пробежать эту дистанцию еще быстрее. Роджер Беннистер, однако, так не думал. Он был уверен, что сможет преодолеть 4-минутный барьер при соответствующих условиях. И он сделал это. Успех спортсмена был впечатляющим, однако самым интересным было то, что в следующем году более дюжины бегунов пробежало 1 милю менее чем за 4 мин. Почему? Неужели все вдруг обрели способность бежать быстрее или начали усерднее тренироваться? Конечно, нет. Просто спортсмены наконец поверили, что это можно сделать. До тех пор, пока Р. Беннистер не преодолел 4-минутный барьер, бегуны «устанавливали» психологические границы, веря в невозможность преодолеть дистанцию менее чем за 4 мин.

ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УВЕРЕННОСТИ

Оптимальный уровень уверенности означает, что человек уверен в том, что сможет достичь поставленных целей и будет изо всех сил стремиться к этому. Это не обязательно означает, что он будет всегда хорошо выступать, однако это необходимо для достижения его потенциала. Время от времени вы будете совершать ошибки и принимать ошибочные решения, терять концентрацию внимания. Однако сильная вера в себя поможет вам эффективно справиться с ошибками и продолжать стремиться к достижению успеха. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень уверенности в себе; проблемы с результатами могут возникать при недостаточном или чрезмерном уровне уверенности.

ОТСУТСТВИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Многие люди, имея адекватные физические умения и навыки, чтобы добиться успеха, характеризуются отсутствием уверенности в способности демонстрировать свои физические умения и навыки в критических ситуациях.
Например, волейболист на тренировке постоянно выполняет сильные и точные удары. Во время матча его первый же удар был сблокирован защищающимися и отскочил ему в лицо. Спортсмен начинает сомневаться в себе, начинает осторожничать при выполнении последующих ударов и в результате играет менее эффективно.
Самосомнения отрицательно влияют на физическую активность. Они ведут к возникновению чувства тревожности, отрицательно влияют на концентрацию внимания, являются причиной нерешительности. Люди, неуверенные в себе, акцентируют внимание на своих недостатках, а не на сильных сторонах. Иногда спортсмены испытывают сомнения относительно своей способности полностью восстановиться после полученной травмы.
ЧРЕЗМЕРНАЯ УВЕРЕННОСТЬ
Уровень уверенности чрезмерно уверенных в себе людей превышает их возможности. Их результаты снижаются, поскольку они уверены, что им не нужно готовиться или прилагать усилия, чтобы выполнить задание. Вы не можете быть чрезмерно уверенными в себе, если ваша уверенность основана на способностях и уровне развития умений и навыков.
Чрезмерная уверенность не такая уж проблема по сравнению со сниженной уверенностью. Однако при возникновении чрезмерной уверенности результаты могут оказатьсяплачевными. Более часты ситуации, когда встречаются два игрока или две команды разного уровня. Более сильный игрок или команда, как правило, чувствуют себя перед поединком чрезмерно уверенными в себе. Они играют «бесшабашно», что может привести к тому, что они уступают начало матча. Их соперник или соперники между тем начинают действовать все более уверенно, что не позволяет чрезмерно уверенному в себе игроку обрести себя и добиться победы. Подобное случается даже с известными спортсменами.
Люди стремятся к индивидуальному, оптимальному уровню уверенности в себе, однако иногда они становятся чрезмерно уверенными в себе или недостаточно уверенными. Чрезмерная уверенность в себе иногда наблюдается в тех случаях, когда спортсмены пытаются скрыть самосомнения.
Большинство тренеров подбадривают спортсменов, чтобы они чувствовали себя уверенно, поэтому последние стараются не показать своих сомнений, демонстрируя чрезмерную уверенность.

Психолог Альберт Бандура объединил концепции уверенности и ожидания, сформулировав понятную и полезную концептуальную модель самоэффективности.  Бандура уточнил термин самоэффективности, как объединённые убеждения человека в том, что его способностей будет достаточно для достижения желаемого результата.


В связи с этим, термин саморегулирующая эффективность теперь используется, когда фокусируются на чьей-то способности преодолевать препятствия или противостоять вызовам для успешного выступления. (Например, выдерживать темп во время усталости и плохой погоды).

Самоэффективность – это убеждение человека в своей способности эффективно (успешно) действовать в той или иной ситуации, в определенных условиях; вера в успех этих действий, что сопровождается предпочтением более сложных задач, постановкой достаточно трудных целей и проявлением упорства, настойчивости в их решении. Другими словами, это внутренняя убежденность спортсмена в том, что он обладает необходимыми потенциальными возможностями и уровнем компетентности для выполнения рабочей задачи (например, сальто назад на бревне для гимнастки), реализации ролевых ожиданий или возможности успешно справиться с трудной ситуацией (например, соревнование в условиях сильного ветра у стрелков).
Важно отличать понятие самоэффективности (как чувства собственной компетентности) от уважения себя (самооценки) и уверенности в себе. Так, например, у спортсмена может наблюдаться высокая самоэффективность в сочетании с низкой самооценкой. Например, пловец, имея в целом низкую самооценку и невысокий уровень уверенности в себе, может обладать высокой самоэффективностью по отношению к выполнению разворота-сальто в воде (конкретный навык).

    Развитие самоэффективности у спортсмена требует постоянной фиксации в сознании успешного опыта. В этой связи спортивные психологи часто рекомендуют вести специальные дневники (для фиксации «успехов» спортсмена), предостерегают спортсменов от использования негативной внутренней речи (внутреннего диалога) и ориентируют их на позитивное мышление.

 Самоэффективность является общим когнитивным механизмом, обусловливающим мотивацию и поведение.

Уровень самоэффективности у спортсменов связан с выраженностью мотивации достижения. По уровню самоэффективности человека можно предсказать насколько хорошо у него будет выражен мотив достижения. Если спортсмен не верит в свои возможности и умения, подходя к выполнению определенных задач, можно ожидать, что он не будет прикладывать достаточных усилий и преодолевать различные трудности на пути к успеху.

Самым большим влиянием на самоэффективность обладает личный опыт достижений,т. е. собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов.

Успех, особенно достигнутый самостоятельно и посредством усилия, помогает человеку поверить в свою способность добиваться необходимых результатов и защищает от деструктивных реакций на неудачи впоследствии. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Уровень самоэффективности повышается в зависимости от сложности выполненной задачи - чем она сложнее, чем сильнее становится воспринимаемая эффективность.

Самоэффективность, достигнутая с помощью личного опыта, обычно, обобщается и переносится на целую область сходных видов деятельности. Успехи поднимают оценку собственного мастерства; неоднократные неудачи подрывают ее - особенно если эти неудачи случаются на ранних стадиях развития событий. После того как в результате достигнутых успехов укрепляется ожидание эффективности, отрицательное воздействие случайных неудач ослабляется. А. Бандура специально отмечает, что для развития самоэффективности необходим опыт преодоления трудностей путем настойчивых усилий, причем человек должен воспринимать успех, как связанный со своими стараниями.

Косвенный опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми - второй важный источник самоэффективности. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственной самоэффективности. Наблюдая, как другие люди успешно справляются с различными заданиями, человек убеждается в том, что и ему под силу улучшение своих показателей. Если в результате наблюдения обнаруживается, что большие усилия, приложенные для достижения цели, оказались напрасными, восприятие самоэффективности уменьшается. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее у последнего чувство самоэффективности. Когда сходство невелико или вообще отсутствует, самоэффективность может существенно снизиться. Наблюдение не только способствует изменению самоэффективности, но и помогает усваивать полезные навыки.

Опыт других людей становится особенно значимым для формирования самоэффективности индивида, когда существует неопределенность относительно собственных способностей при отсутствии необходимого опыта или данных для решения задачи. Особенно действенным косвенный опыт оказывается, когда человек наблюдает за близкими по способностям и возможностям людьми (живыми моделями). В то же время, человек часто выбирает для подражания тех, кто значительно отличается от него по способностям, на кого он стремится быть похожим (символические модели). Лучше всего формированию самоэффективности способствует подражание сразу нескольким различающимся моделям, неоднократно и успешно справляющимся с определенными жизненными задачами.

Социальное убеждение, т. е. высказываемые другими убеждения - вербальное подкрепление или наказание. Третий способ, с помощью которого может быть достигнуто ощущение эффективности заключается в том, чтобы убедить человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Вербальные убеждения - самый простой и доступный способ формирования самоэффективности. Когда значимые для индивида люди высоко оценивают его способности и уверяют его в том, что ему по силам преодолеть трудности, восприятие самоэффективности усиливается. Наиболее часто встречающиеся формы убеждения - внушение, увещевание, обратная связь и самовнушение. Очень важна поощряющая обратная связь, заставляющая людей прикладывать еще большие усилия и достигать лучших результатов. Однако эффективность вербальных убеждений не так высока по сравнению с другими источниками. Для эффективности вербальных убеждений имеет значение степень доверия и уважения к убеждающему человека лицу, а также осознаваемый статус и авторитет убеждающего. При этом, попытки вербального воздействия чаще всего дают лишь кратковременный эффект в плане изменения самоэффективности. Вербальное воздействие на человека, который пытается добиться какого-то результата, прежде всего, должно быть в рамках его реальных способностей и возможностей и соответствовать фактическим успехам.

Психическое (эмоциональное) и физиологическое состояние: эмоциональные и физиологические реакции также воздействуют на уровень воспринимаемой эффективности. Получая физиологическую обратную связь от своего организма, человек может извлекать информацию об уровне своих возможностей. Оценка своего психического состояния влияет на оценку собственных поведенческих способностей.

Воспринимаемые индивидом собственные психические состояния также могут оказывать влияние на самоэффективность как позитивным (если воспринимается подъем и жажда деятельности, а также спокойствие), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и затор моженность) образом. Если человек при решении задачи испытывает высокий уровень тревоги и внутреннего напряжения, он может прийти к выводу о том, что не способен достичь цели. Если же он испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает его уверенность в себе. В этой связи следует отметить, что восприятие самоэффективности зависит не столько от реальных характеристик физиологических процессов (и тревога, и сильные положительные эмоции обладают сходными физиологическими характеристиками), сколько от собственной оценки этих состояний. Поскольку люди судят о своей эффективности также и по уровню эмоционального напряжения, испытываемого ими перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, то любой способ, понижающий это напряжение, повысит прогноз эффективности.

Таким образом, обобщая выше сказанное, следует отметить, что важными факторами развития самоэффективности личности спортсмена выступают:

• переживание собственных успехов в деятельности;

• словесное убеждение, предполагающее эмоциональную поддержку, вера в их способности, одобрение и позитивное оценивание;

• опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми успешными в подобной деятельности;

• позитивное психологическое, эмоциональное состояние;

• навыки саморегуляции поведенческих и эмоциональных проявлений;

• организованная взаимопомощь и взаимоподдержка в условиях совместной деятельности.

На основе проведенного нами теоретического анализа проблемы самоэффективности личности как психологического фактора повышения результативности спортивной деятельности нами была разработана программа развития самоэффективности личности спортсмена. Основными задачами программы являются:

1. приобретение и отработка на практике знаний, умений и навыков эффективного поведения в спорте;

2. приобретение личного опыта достижений в спортивной деятельности;

3. обучение навыкам саморегуляции психических состояний;

4. формирование убеждений в собственной эффективности (как результат достижения трех предшествующих задач).

Программа развития самоэффективности спортсмена включает в себя следующие основные этапы:

1. Моделирование в тренировочной и соревновательной деятельности

• демонстрация модели;

• наблюдение модели;

• обсуждение модели (словесно-образное моделирование);

• исполнение модели (натурное моделирование).

2. Вербальные убеждения

• внушение, убеждение;

• обратная связь: одобрение и позитивное оценивание;

• эмоциональная поддержка.

3. Обучение навыкам саморегуляции

• аутогенная тренировка;

• самовнушение, самоубеждение;

• самоинструкции, самоприказы;

• идеомоторная тренировка;

• дыхательные упражнения;

• преднамеренное изменение направленности и содержания представлений и мыслей.

4. Непосредственное участие в соревнованиях различного уровня.

Таким образом, создавая данные условия, можно стимулировать развитие самоэффективности у спортсменов и тем самым изменять мышление и поведение, повышать мотивацию к деятельности, уменьшать уровень тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах, предупреждать или смягчать возможные отрицательные проявления специфической соревновательной ситуации, а также способствовать психологическому благополучию, максимальному профессиональному росту и как результат повышению успешности спортивной деятельности.

Источники эффективности


Согласно теории вы можете предсказать или определить самомоэффективность на основании четырех основных источников информации: спортивных достижений, косвенного опыта (моделирования), вербальных убеждений и эмоционального возбуждения. Эти четыре категории эффективности информации не являются взаимоисключающими с точки зрения обеспечиваемой информации.

Спортивные достижения. Спортивные достижения — наиболее зависимая основа суждений о самоэффективности, поскольку они формируются в зависимости от опыта и мастерства. Если опыт в основном положительный, они повышают уровень самоэффективности. В то же время повторяющиеся неудачи ведут к сниженнымэкспектациям эффективности. Например, если полевой игрок в нескольких играх забивает гол, приносящий победу команде на заключительных минутах матча, у него будет высокий уровень самоэффективности повторения своего успеха. Точно так же спортсмен, проходящий курс реабилитации после травмы запястья, будет настойчиво выполнять упражнения, видя стабильные улучшения амплитуды движений и силы мышц запястья. Результаты исследований, проводившихся с участием прыгунов в воду и гимнастов, свидетельствуют о том, что спортивные достижения повышают уровень самоэффективности и последующие спортивные результаты. Тренеры могут помочь спортсменам испытать ощущение успешного выступления, используя различные тактические приемы, например, давая возможность молодым бейсболистам сыграть на поле меньших размеров или опуская кольцо при игре юных баскетболистов.



В основе теории самоэффективности Бандуры лежат несколько аргументов:

Когда кто-то имеет требуемые навыки и достаточную мотивацию, главное, что влияет на выступление, это самоэффективность. Одна самоэффективность не может сделать человека успешным – спортсмену нужно ещё желание преуспеть и иметь необходимые способности.

Самоэффективнось влияет на выбор спортсменом конкретных действий, уровня усилий и терпения. Спортсмены, которые верят в себя, будут упорно преследовать свои цели, особенно в неблагоприятных условиях. Хотя самоэффективность и обусловлена конкретной задачей, она может генерализироваться, или переходить в другие сходные навыки или ситуации.

Самоэффективность связана с целеполаганием: те, кто демонстрирует высокую самоэффективноть, более вероятно устанавливают высокие цели.



Источники самоэффективности:

• Предшествующая успешность


• Косвенный опыт (моделирование)
• Словесное убеждение
• Опыт представлений
• Физиологическое состояние
• Эмоциональное состояние


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница