Развитие техники



Скачать 59.22 Kb.
Дата05.08.2018
Размер59.22 Kb.

Развитие техники.

Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование. В процессе обучения детей преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков.

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями. А в узком смысле развития техники, это пальцевая беглость, четкость, которой способствует регулярная и кропотливая работа над гаммами, этюдами и прежде всего над упражнениями. Механические задачи фортепианной техники чрезвычайно разнообразны. Например: гамма играется медленно для того, чтобы сделать удары пальцев более крепкими; медленное разучивание скачков увеличиваем ротационное движение; для повышения интенсивности предплечья служат упражнения на staccato.

В замедленном темпе движения легче автоматизируются. Автоматизация движений может иметь две цели:



  1. Отработка различных позиций пальцев, кисти и руки соответственно различным группировкам клавиш, различной аппликатуре.

  2. Усовершенствование взмаха и взятия (удара) каждого звука.

Последнее преследует две цели:

а) улучшение контроля, максимальное осознание движений, управление ими.

б) развитие беглости.

Но замедленные темпы могут быть на столько, насколько возможно играть точно такими движениями, которые нужны и в быстром темпе.

С самых первых уроков педагог начинает формирование пианистического аппарата у ученика. Начинается накопление технических приемов.

Вначале пианистические навыки, предложенные детям в виде игры, усваиваются чисто двигательно. Однако каждое пианистическое движение создает определенный звуковой эффект. Вводится звуковой критерий: правильность движений дает нужный звуковой результат.

Исходной позицией для создания системы упражнений послужило осмысление тех простейших навыков фортепианной игры, без которых невозможно начать обучение технике.

В основе навыков лежит несколько целей:



  1. Научить начинающего пианиста владеть своим игровым аппаратом.

  2. Усвоить в упражнениях основные формы пианистических движений, из которых впоследствии формируются сложные технические комплексы.

  3. Выстроить упражнения и пояснить их выполнение таким образом, чтобы они рождали не только зрительные образы движений, но, главное – создавали технические ощущения, без которых невозможна автоматизация навыков.


Навык пальцевой игры.

Навыки пальцевой игры включают в себя четыре основных вида туше:

цепкость,

ударность,

щипок,

тычок.


Три из перечисленных видов могут быть освоены в первый год обучения. Навык пальцевой игры изучается после: Организации кисти;

Воспитание цепкости пальцев;

Организации 1 пальца;

Организация движения запястья;

Игра legato;

Игра весом руки.

Компонентом этого навыка является владение весом руки и цепкость ногтевых фаланг пальцев.

Ударность

Самостоятельность пальцевых движений – будущая мелкая техника: пассажная и позиционная – представляется одним из самых сложных навыков для начинающих. Ученик должен с самого начала осознать самостоятельность двигательных возможностей пальцев.

Первое упражнение:

Ученик учится передвигаться по столу (разными) любыми парами пальцев, как ходят цапли – высоко и важно поднимая длинные ноги.

Второе упражнение:

Опущение свободной тяжести плеча, слегка поддерживаемое предплечье, легкая кисть, самостоятельно двигающиеся пальцы. Это упражнение включает несколько этапов.



  1. Ученик кладет основание ладони на раму клавиатуры (для свободы вышележащей части руки нужна опора). В этом положении производятся легкие «барабанящие» удары пальцев по клавишам.

  2. Основание ладони кладется на белые клавиши так, чтобы они не звучали, это подразумевает легкое поддерживание предплечья (упр. повторяется).

  3. Кисть слегка приподнята над клавиатурой (без опоры) упр. повторяется.

Если в этот момент произойдет фиксация локтевого и плечевого суставов или они окажутся приподнятыми вместе с кисть, можно восстановить ощущение или вернуться в первым двум упражнениям. Или: Руки висят вдоль туловища, затем сгибаются в локте, а кисть делает движение, которым дети прощаются. Эти движения можно сделать и одними пальцами. После этого упражнения повторяется третий этап упражнения.

В результате выполненных упражнений ученик убеждается, что для самостоятельных движений пальцы не нуждаются в активной помощируки. Но вес пальцев настолько мал, что звук не извлекается. А это значит, что сила пальцев заключается не в их весе, а в быстроте удара и активности замаха.

Следующее упражнение направлено на тренировку маховой силы пальцев.

Каждый из пальцев поочередно поднимается, возможно, высоко и быстро, резко ударяет по клавише. При подъеме палец почти выпрямлен. В этом случае расстояние между ногтевой фалангой и клавишей будет больше, чем при закругленном пальце, а значит удар сильнее. Кроме того, при высоком подъеме закругленного пальца возникает напряжение. В этом упражнении не следует заострять внимание на способ прикосновения к клавише. Это дает возможность полностью сосредоточиться на маховом движении пальца. Упражнение выполняется со счетом: «и – раз». На длинное «и» ученик медленно поднимает палец, на «раз» - делает резкое маховое движение вниз. После взятия звука, палец тотчас же теряет активность – не давит на клавишу. В таком виде это упражнение может применяться в качестве рабочего приема для разучивания гамм и этюдов.для увеличения темпа предлагается сохранить быстроту удара, уменьшить подъем пальца, отчего он приобретет более закругленную форму. Нужно стремиться к максимально быстрому удару. Проверить ударность пальцев можно на столе: беззвучность пальцевых прикосновений говорит об отсутствии ударности.


Пальцевое стаккато.

Пальцевое staccato не только входит в арсенал пианизма как один из художественно-звуковых приемов, но и является очень эффективным способом технического тренажа. Изучение пальцевого staccato возвращает нас к проблеме цепкого ногтевого фаланга, но на более высоком уровне пианистической сложности.

Кисть кладется легко основанием ладони на клавиши. Пальцы почти выпрямлены. Затем один из пальцев делает резкое хватательное движение под ладонь. Движение пальца похожее на щипковое прикосновение с струне, только резче. Активность щипкового движения каждого пальца вызывает сильное сокращение мышц всей кисти. Поэтому чрезвычайно важно вначале следить за регулярным расслаблением кисти после каждого щипка. Чтобы форма выполнения этого упражнения приобрела игровой характер, сравним его с охотой кошки на воробья.

Необходимо следить за тем, чтобы щипковые движения ногтевых фаланг не подменялись замахами кисти, или ударом всего пальца. Как способ технического тренажа пальцевое staccato служит укреплению мышц ногтевых фаланг и быстрому техническому выигрыванию пьес.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет сложнейший комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. Однако базовые навыки всегда присутствуют в пианизме в виде категорий или типов технических движений.
Использованная литература:


  1. Йожеф Гат – «Техника фортепианной игры».

  2. Москаленко М. С. – «Еще раз о фортепиано».

  3. Москаленко Л. А. – «Методика организации пианистического аппарата».


Цепкость пальцев.

При переходе к игре legatoучащиеся часто прибегают к формальному соединению звуков не цепкими, слегка поднимающимися пальцами. Отсутствие цепкости ногтевых фаланг пальцев является пианистическим дефектом: громкость достигается давлением на пальцы, что снижает беглость, пиано же становится неозвученным, поверхностным. Ногтевые фаланги при игре на фортепиано выполняют как бы «речевые» функции.

Начальное упражнение для выработки цепкости пальцев (выполняется на столе). Обе кисти поднимаются, а затем опускаются (10 братьев делают поклон).

Затем одинаковые пальцы на обеих руках «произносят приветствие».



Ногтевые фаланги делают цепкое движение, при котором сустав ногтевой фаланги образовывает тупой угол, но палец с места не соскальзывает. Этот прием необходимо показать ребенку на его руке (цепким движением натягивается кожа на той части руки, на которой ведется показ, но не скользит по ней). Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами, несколько раз на столе, а затем переносится на клавиши, причем правильность движений связывается с характером звучности.
Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Инновационные технологии восстановления кузова автомобиля Renault Logan
faily ishodniki -> Исследование динамики популяции амурского тигра с 1900-по 2017г г.
faily ishodniki -> Рабочая программа средней группы (от 4 до 5лет) на 2016-2017 учебный год Программа разработана Воспитателем: Онякина Т. В
faily ishodniki -> Реферат Тема: СССР в 1945-1953 гг. Учащийся 9г класса маоу «сош №18» г. Сыктывкара
faily ishodniki -> «Транспорт» воспитателя Мыльниковой Ирины Анатольевны
faily ishodniki -> Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в природе»
faily ishodniki -> Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми
faily ishodniki -> «Восстание декабристов»
faily ishodniki -> Изложение взглядов на проблему: Происхождение норманнов
faily ishodniki -> Кто такой настоящий друг


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница