Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Донская духовная семинария Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви» фонд оценочных средств по дисциплине



Дата31.01.2019
Размер157 Kb.
#69788
ТипСеминар


Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Донская духовная семинария

Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

Философия

(наименование дисциплины)


Направление – Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания

Уровень: бакалавриат

Форма обучения - заочная




Составил: преподаватель кафедры богословия и философии

Юхно А.В.


г. Ростов-на-Дону

2016 год


  1. Наименование дисциплины: Философия.




  1. Общая трудоемкость дисциплины: 6 з.е.




  1. Место учебной дисциплине в структуре образовательной программы: 2-й, 3-й, 4-й, 5-й семестры, 1-й, 2-й, 3-й годы обучения.




  1. Формы аттестации: зачет (2-й семестр), диф. зачет (3-семестр), экзамен (4-й семестр), экзамен (5-й семестр).




  1. Структура дисциплины:



Семестры

Тематические модули

Аттестационный материал

2-й семестр

  1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

Эссе

2- семестр

  1. Античная философия.

  2. Философия в эпоху патристики

Реферат
Реферат
=======

Тестовое задание к зачету



Зачет




3-й семестр

  1. Философия Средних веков (Византия и Западная Европа)

  2. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе

Реферат

Реферат
========

Тестовое задание к зачету


3-й семестр

  1. Философия Нового времени в Западной Европе




Реферат

========


Тестовое задание к диф. зачету

Диф. зачет

4-ый семестр

  1. Немецкая классическая философия




Реферат


Экзамен

5-ый семестр

  1. Западная философия середины XIX века и современная западная философия: основные направления и тенденции развития.

Реферат





Экзамен




  1. Аттестационный материал.

Темы эссе:

  1. Предмет философии. Философия – «любовь к мудрости». Источники философского знания.

  2. Структура философии как науки: онтология, антропология, гносеология, методология и др.

  3. Философия как особый тип мировоззрения. Мифологическое, религиозное, научное и философское мировоззрение.

  4. Философская речь (размышление наедине, диалог, утешение, письмо и др.), ее специфика.

  5. Философия как духовное упражнение и опыт жизни. Философия и аскеза мысли. «Практическая философия» отцов Церкви.

  6. Философия и частные науки (соотношение и историческое взаимодействие).


Темы рефератов:
К тематическому модулю 2 :
1. Дискуссия о происхождении философии.

2. Мифология и философия как формы духовного освоения мира.

3. Основные принципы восточной и западноевропейской философии (сравнительный анализ).

4. Религиозно-философские мотивы в эпосе Древней Греции.

5. Учение Элейской школы о бытии. Апории Зенона Элейского.

6. Идея Логоса в древнегреческой философии (Гераклит, Платон, стоицизм, Филон Александрийский).

7. Образ античного мудреца. Личность и учение Сократа.

8. Учение Платона о бессмертии души.

9. Учение Платона об эросе.

10. Учение Аристотеля о категориях и его логика.

11. Политика и этика Аристотеля.
К тематическому модулю 3 :


  1. Оценка античной философии в учении апологетов. Место философии в «Строматах» св. Климента Александрийского.

  2. Учение о душе и ее бессмертии у отцов Церкви.

  3. Идеи Платона и неоплатоников в рецепции отцов Церкви.

  4. Опыт христианской антропологии и вопросы философии (блаж. Августин, св. Григорий Нисский).

  5. «Практическая философия» отцов Церкви (аскетика и Богопознание).



К тематическому модулю 4 :

  1. Проблема соотношения веры и разума, религии и философии на арабо-мусульманском Востоке.

  2. Схоластика и мистицизм в западноевропейской философии.

  3. Фома Аквинский как крупнейший схоласт, его философское учение.

  4. Роль средневековых университетов в формировании науки.

К тематическому модулю 5 :

1. Философия, культура и искусство эпохи Возрождения.

2. Возрожденческий неоплатонизм (истоки, основные положения).

3. Учение Николая Кузанского об ученом незнании и апофатический метод Богопознания «Ареопагитик».



К тематическому модулю 6 :

1. Проблема первого положения теоретической философии у Р. Декарта.

2. Социальные идеи в философии Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк. «Левиафан» Т. Гоббса.

3. Религиозно-философское учение Б. Спинозы

4. Познающий разум у Локка и Лейбница.

К тематическому модулю 7 :


  1. И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии.

  2. Философия И. Канта и христианство. Отношение И. Канта к доказательствам бытия Бога.

  3. Учение Ф. Шеллинга об интеллектуальной интуиции.

  4. Философия религии Г. Гегеля.



К тематическому модулю 8 :


  1. Философия Ницше и её оценка в русской религиозной философии (Н.Ф. Федоров).

  2. Прагматизм, его основные идеи.

  3. Марксистская философия, ее основные идеи и трансформация в XX веке.

  4. Феноменология как философское направление XX века.

  5. Проблема человека в экзистенциализме Г. Марселя.

  6. Философия персонализма (Э. Мунье).

  7. Интерпретация философской онтологии и антропологии М. Хайдеггера в учении Х. Яннараса.

  8. Учение М. Хайдеггера о бытии и ничто и восточная философия.

  9. Протестантский модернизм в конце XIX-XX вв., его влияние на развитие западной философии.

  10. Психоанализ З. Фрейда: учение о сознании и бессознательном.

  11. Интуитивизм А. Бергсона.



Тестовое задание к зачету (2 семестр; тематические модули 1, 2, 3.):
Задание 1

Тест


Длительность выполнения задания 40 минут.

Выбрать правильный вариант.

1.История философии – это …

а) история развития культуры;

б) история развития религии;

в) история развития языка;

г) наука о генезисе философских знаний.

2.Историко-философский процесс (ИФП) – это …

а) генезис философских идей, развернутый в историческом времени и пространстве;

б) борьба «отцов» церкви против антропоцентризма с начала новой эры;

в) борьба «отцов» церкви против язычников;

г) процесс формирования идей

средневекового христианства.

3.Исторический тип философии – это …

а) генезис геоцентризма;

б) структурный элемент (этап) ИФП, как правило,фиксируемый

критериями исторического времени и пространства, зачастую

дополняемый этнически-конфессиональным и содержательным;

в) генезис теоцентризма;

г) генезис космоцентризма.

4. Исторический тип философствования – это …

а) научный способ познания мира;

б) система философских категорий, принципов, способов, идей, концепций, с помощью которой философы познают и объясняют окружающий мир;

в) мифологический способ познания мира;

г) переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира.

5.Философское учение – это …

а) система логически связанных друг с другом идей объяснения

происхождения культуры;

б) система логически связанных друг с другом идей понимания и

объяснения происхождения мира, человека и общества;

в) система логически связанных друг с другом идей объяснения природы;

г) система логически связанных друг с другом идей объяснения общества.

6.Философская школа – это …

а) совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми

идейными, организационными принципами;

б) совокупность религиозных учений о мире;

в) совокупность научных учений о природе;

г) совокупность мистических учений о человеке.

7.Философское течение – это …

а) периодизация философских школ;

б) модификация идей, развиваемых различными философскими школами;

в) стремление натурфилософов к мирному сосуществованию со

средневековым теократизмом;

г) борьба схоластов против антропоцентризма.

8.Философское направление – это …

а) совокупность философских учений, школ, течений, которые при всем расхождении по отдельным вопросам отстаивают общие принципиальные положения;

б) сообщество ученых, не верящих в Бога;

в) сообщество магов и колдунов;

г) сообщество теологов и теософов.

9.Философский факт – это …

а) такое знание, которое отражает переход от теоцентризма к

антропоцентризму;

б) такое знание, которое направлено против геоцентризма;

в) такое знание, которое совпадает с научным;

г) такое знание, которое выражает какой-либо момент, фрагмент в

предмете философии и вносит новое в обоснование и развитие

философского мировоззрения и философской методологии.

10.Философская рефлексия―это …

а) размышления человека о философских проблемах бытия мира и бытия в

мире посредством их познания и переживания;

б) размышления человека о мире морали;

в) размышления человека об обыденной жизни;

г) размышления человека о потустороннем мире.

11.Античная философия – это …

а) совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции с

конца VII века до н.э. и в Древнем Риме, начиная со II века до н.э. вплоть до

начала VI века н.э.;

б) философия эпохи Ренессанса;

в) философия эпохи Просвещения;

г) философия эпохи эллинизма.

12. Принято считать, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в городе Милете –

а) Сократ, Платон, Аристотель;

б) Протагор, Горгий, Продик;

в) Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;

г) Ксенофан, Парменид, Зенон.

13. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – …

а) Платон;

б) Сократ;

в) Ксенофан;

г) Фалес.

14. Какое из приведенных ниже положений соответствует пониманию добродетели Сократом?

а) "Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно добродетели по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим".

б) "Добродетель есть знание, мудрость. Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле".

в) "Венцом добродетели является справедливость, воплощенная в идеальном государстве".

15.Переориентация античной философии с темы природы на проблему

человека и его природы связана с учением ...

а) Эпикура;

б) Демокрита;

в) Сократа;

г) Парменида.

16 .Из философов Античности наибольший вклад в исследование

общества внесли …

а) Платон и Аристотель;

б) Левкипп и Демокрит;

в) Парменид и Зенон;

г) Фалес и Анаксимен.

17. Установите соответствие учителя ученику:

Учитель Ученик:

1. Платон; а) Анаксимандр;

2. Сократ; б) Аристотель;

3. Аристотель; в) Александр Македонский;

4. Фалес; г) Платон.

18. Установите последовательность философских учений античности:

а) «мир идей»;

б) «все из воды»;

в) «в основании всего лежит число»;

г) «воздержание от суждения».

19. Установите последовательность философских школ античности:

а) пифагорейцы;

б) Милетская школа;

в) Ликей;

г) Академия;

д) неоплатоники.

20. Определите учению, какого философа принадлежат следующие

первоначала:

Первопричина бытия Философ

1. вода; а) Демокрит;

2. апейрон; б) Анаксимандр;

3. огонь; в) Пифагор;

4. число; г) Фалес;

5. атомы; д) Гераклит.

21. Определите, в концепциях каких античных философов

главенствующую роль играют следующие категории:

Философ Основные категории

1. Платон; а) логос;

2. Гераклит; б) идея;

3. Аристотель; г) форма;

4. Демокрит; д) атом;

5. Эмпедокл; е) любовь;

22. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; а) атомисты;

2. Демокрит; б) Элейская школа;

3. Анаксимандр; в) Милетская школа;

4. Плотин; г) неоплатонизм;

5. Пиррон; д) скептики.

Тестовое задание к диф. зачету (3 семестр, тематические модули 4, 5)

Задание 2

Тест

Длительность выполнения задания 40 минут.



Выбрать правильный ответ.

1. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;

б) предопределения;

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

2. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире

получила название:

а) тенденция;

б) теократия;

в) теогония;

г) теодицея;

д) теизм.

3. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в

соответствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

4. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному

обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

5. Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи;

д) являлись сторонниками атомизма.

6. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;


б) душа;

в) разум;

г) тело;

д) воля.

7. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека;

б) Бога;

в) природу;

г) логику;

д) математику.

8. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум;

б) воля;

в) переживание;

г) вера;

д) страсть.

9. Высший критерий истины в концепции Августина:

а) опыт;

б) разум;

в) откровение;

г) эксперимент;

д) нет такого критерия.

10. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в

том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

11. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) чувством и мыслью;

в) сознательным и бессознательным;

г) разумом и интуицией.

12. Предметом спора об универсалиях было:

а) триединство Бога;

б) методы спасения;

в) реальное существование общих понятий;

г) место Бога в мире;

д) первооснова бытия.

13. В споре об универсалиях реалисты:

а) приписывали существование общему;

б) не допускали реального существования универсалий;

в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль,

понятие, имя;

г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;

д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.

14. Поставьте в соответствие каждому тезису, выражающему то или

иное решение проблемы соотношения веры и разума, имя конкретного

мыслителя.

а) Верую, ибо абсурдно.

б) Познать в свете разума то, что уже принято верой.

в) Гармония между верой и разумом при приоритете веры.

Мыслители:

1. Ф.Аквинский,

2. Тертуллиан,

3. Августин Блаженный.

15. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;

б) предопределения;

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасени

16. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. реализм;

2. номинализм;

а) Уильям Оккам;

б)Ансельм Кентерберийский

в) Иоанн Росцелин;

г) Фома Аквинский.

17. Установите последовательность философов Средневековья:

а) Фома Аквинский;

б) Бл. Августин;

в) Филон Александрийский;

г) Тертуллиан.

18. Установите последовательность возникновения философских

трудов:

а) «О граде Божьем» Бл. Августин;

б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;

в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;

г) «О началах» Ориген.

19. Установите соответствие философского трактата тому или иному

философу:

1. «О граде Божьем»;

2. «Сумма теологии»;

3. «О божественных именах»;

4. «О началах»;

а) Дионисий Ареопагит

б) Бл. Августин;

в) Ориген;

г) Фома Аквинский.

Тестовое задание к диф. зачету (3 семестр, тематический модуль 6)

Задание 3

Тест

Длительность выполнения задания 30 минут



Выбрать правильный ответ.

1. Родоначальником европейского рационализма обычно

считают…

а) Ф.Бэкона;

б) Т.Гоббса;

в) Д.Локка;

г) Р.Декарта.

2. Сознание человека «чистой доске» уподоблял известный философ Нового времени …

а) Ф.Бэкон;

б) Т.Гоббс;

в) Д.Локк;

г) Д.Беркли.

3. Автор философской системы Нового времени, характеризующейся как онтологический дуализм – …

а) Ф.Бэкон;

б) Т.Гоббс;

в) Р.Декарт;

г) Б.Спиноза.

4. Высказывание о том, что «быть» – значит «быть воспринимаемым», принадлежит английскому философу Нового времени …

а) Ф.Бэкону;

б) Дж. Локку;

в) Д.Беркли;

г) Д.Юму.

5. Тезис о том, что невозможно точно доказать наличие или отсутствие внешнего мира доказывал философ Нового времени…

а) Дж. Локк;

б) Б.Спиноза;

в) И.Кант;

г) Д.Юм.

6. Проблема научного метода являлась главной для философии …

а) Античности;

б) Нового времени;

в) Средневековья;

г) эпохи Возрождения.

7. Автор учения о множественности монад-субстанций – философ…

а) Б.Спиноза;

б) И.Кант;

в) Г.Лейбниц;

г) И.Фихте.

8. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе считается...

а) Ренессанс;

б) Новое время;

в) Средние века;

г) Реформация.

9. Автор высказывания: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» – …

а) Г.Лейбниц;

б) Р.Декарт;

в) Д.Локк;

г) Ф.Бэкон.

10. Философ Нового времени, создавший учение о призраках (идолах), которые «осаждают умылюдей» – это …

а) Д.Локк;

б) Ф.Бэкон;

в) Р.Декарт;

г) Д.Юм.


11. Философ Нового времени, сформулировавший положение: «Природа есть причина самой себя» – это …

а) Т.Гоббс;

б) Р.Декарт;

в) Б.Спиноза;

г) Д.Беркли.

12. Учение Р. Декарта следует оценивать как …

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) плюрализм;

г) агностицизм.

13. Соотнесите понимание истории и период философии

а) История как морально окрашенный рассказ о важных событиях для воспитания молодежи;

б) История как систематическая реализация Божьего плана управления людьми;

в) История как рациональное объяснение исторических фактов.

1. Средние века

2. Новое время

3. Античность

14. Соотнесите понимание субстанции и философа, реализовавшего его в

своей философии

а) монизм

б) дуализм

в) плюрализм

1. Лейбниц

2. Спиноза

3. Декарт

15. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. эмпиризм;

2. рационализм;

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Локк;

г) Гоббс;

д) Спиноза.

16. Установите последовательность возникновения философских

трудов:

а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;



б) «Об общественном договоре» Руссо;

в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;

г) «Этика» Спиноза;

д) «Новая Атлантида» Бэкон.

17. Установите соответствие философского трактата тому или иному

философу:

1. «Об ученом незнании»;

2. «Об общественном договоре»;

3. «Рассуждение о методе»;

4. «Левиафан»;

5. «Новая Атлантида»;

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Николай Кузанский;

г) Гоббс;

д) Руссо.



Тестовое задание к экзамену (4 семестр, тематический модуль 7)

Задание 4

Тест

Длительность выполнения задания 30 минут



Выбрать правильный ответ.

1. Для И. Канта в теории познания доминирующим является …

а) фатализм;

б) догматизм;

в) критический подход;

г) релятивизм.

2. И. Кант в своем учении отрицает возможность познания…

а) человека;

б) природы;

в) общества;

г) «вещей в себе».

20. Категорический императив И.Канта – это …

а) причинно-следственная связь;

б) моральный закон, утверждающий безусловную самоценность человека

и его долг перед людьми;

в) закон природы;

г) эстетическое восприятие мира.

3. Основное понятие, характеризующее философию Г. Гегеля – …

а) «вещь в себе»;

б) абсолютная идея;

в) монада;

г) антиномия.

4. Диалектический метод Г.Гегель применяет к исследованию …

а) реально существующего мира;

б) абсолютной идеи;

в) мышления человека;

г) философии религии.

5. Философский метод Г.Гегеля, прежде всего, можно оценить как …

а) научный;

б) скептический;

в) диалектический;

г) феноменологический.

6. Г.Гегелем были разработаны основные (универсальные) законы …

а) механики;

б) метафизики;

в) диалектики;

г) антропологии.

7. Философия Г. Гегеля – это, прежде всего,…

а) диалектика природы;

б) диалектика мысли;

в) диалектика истории;

г) диалектика практики (опыта).

8. По своим онтологическим взглядам Г.Гегель является…

а) дуалистом;

б) субъективный идеалистом;

в) материалистом;

г) объективным идеалистом.

9. Материализм Л.Фейербаха носит характер …

а) диалектический;

б) феноменологический;

в) антропологический;

г) вульгарный.

10. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных

в философии …

а) К.Маркса;

б) Аристотеля;

в) А.Шопенгауэра;

г) Р.Декарта.

11. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

12. В своей теории эстетического суждения Кант впервые

охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

13. Философия Гегеля — это:

а) реализм;

б) абсолютный объективный идеализм;

в) материализм;

г) эмпиризм;

д) трансцендентальный идеализм.

14. Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;

б) экзистенциальная;

в) материалистическая;

г) негативная;

д) метафорическая.

15. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

а) материя;

б) сознание;

в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог;


д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

16. В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.

17. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

18. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) прогрессивное развитие науки;

б) самоцельное становление бога;

в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

19. Философия Л. Фейербаха — это:

а) материализм;

б) идеализм;

в) рационализм;

г) натурализм;

д) эмпиризм.

20. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

д) антропологический материализм.

21. Фейербах главным объектом познания считал:

а) природу;

б) бога;

в) человека;

г) познание;

д) общество.

22. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это

религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) абсолюта;

г) любви;

д) бога.

23. Установите соответствие философа философскому учению:

1.трансцендентальный идеализм;

2.антропологический материализм;

3. абсолютный идеализм;

4. философия тождества;

а) Гегель;

б) Кант;

в) Шеллинг;

г) Фейербах.

24. Установите соответствие философского трактата тому или иному

философу:

1. «Критика чистого разума»;

2. «О сущности христианства»;

3. «Наука логики»;

4.«Система трансцендентального идеализма»;

а) Гегель;

б) Кант;

в) Шеллинг;

г) Фейербах.



Тестовое задание к экзамену (5 семестр, тематический модуль 8)

Задание 4

Тест

Длительность выполнения задания 30 минут



Выбрать правильный ответ.

  1. Автором «Толкования сновидений», своего рода «библии психоанализа» является …

а) О.Шпенглер;

б) 3.Фрейд;

в) Э.Фромм;

г) М.Хайдеггер

2. На Э. Фромма оказало наибольшее воздействие учение двух европейских мыслителей …

а) З.Фрейда и К. Маркса;

б) О. Шпенглера и К. Ясперса

в) Э.Жильсона и К.Юнга;

г) З.Фрейда и К.Юнга.

3. Основателем позитивизма обычно считают …

а) О.Конта;

б) А.Сен-Симона;

в) И.Канта;

г) Э.Maxа.

4. «Наука не нуждается ни в какой стоящей над ней философией» – лозунг, характерный, прежде всего, для …

а) экзистенциализма;

б) неотомизма;

в) позитивизма;

г) марксизма.

5. Эмпириокритицизм — это …

а) ранняя стадия марксизма как философии;

б) ступень в развитии позитивизма;

в) период средневековой философии;

г) метод познания по Ф.Бэкону.

6. Лишнее среди основных течений современной философии – это …

а) стоицизм;

б) экзистенциализм;

в) герменевтика;

г) неотомизм.

7. Философия призвана спуститься с «небес на землю» для решения жизненных проблем человека – таков главный тезис теоретиков популярного в США течения …

а) консерватизма;

б) персонализма;

в) марксизма;

г) прагматизма.

8. Философ, предложивший гносеологический принцип

фальсифицируемости:

Поппер К.

Фейерабенд П.

Лакатос И.

9. Установите соответствие философских направлений и их представителей

а) Неопозитивизм

б) Экзистенциализм;

в) Прагматизм;

г) Постпозитивизм;

1. Ясперс К.

2. Поппер К.

3. Пирс Ч.

4. Рассел Б.

10. Немецкий философ – основоположник «философии жизни»

Хайдеггер

Ницше

Бергсон


Фрейд

Кьеркегор

11. Философ, предложивший важное научное понятие – парадигма

Поппер К.

Кун Т.

Лакатос И.



12. Установите соответствие между философскими направлениями и предложенными ими понятиями:

а) «пограничная ситуация»

б) Фальсификационизм

в) Парадигма

г) Теоцентризм

д) Верификация –

1. Неопозитивизм

2. неотомизм

3. «историческая школа» в постпозитивизме

4. «критический рационализм» в постпозитивизме

5. экзистенциализм

13. Философское направление, исходящее из принципа «что полезно, что приносит успех, - то и истинно»

прагматизм

неотомизм

материализм

позитивизм

14. Основная проблема в философии экзистенциализма

гносеологическая

метафизическая

бытие человека в мире

феноменологическая

соотношение бытия и мышления

15. Философ, считающийся основоположником российского

экзистенциализма в западной философии

Соловьев

Бердяев


Франк

Булгаков

16. Философское направление, проявлявшее наибольший интерес к сфере бессознательного в поведении человека

феноменология

антропологизм

фрейдизм

сенсуализм

агностицизм

17. Философ – основоположник позитивизма

Конт О.


Ницше Ф.

Мах Э.


18. Соотнесите имя философа и страну

а) С. Кьеркегор

б) М. Хайдеггер

в) А. Камю

1. Франция

2. Дания

3. Германия

19. Установите принадлежность философа той или иной философской

школе (направлению):

а) Сартр, Камю, Хайдеггер;

б) Ницше, Шопенгауэр;

в) Виндельбанд, Риккерт;

г) Фрейд, Юнг;

д) Миль, Спенсер

1) «философия жизни»;

2) экзистенциализм;

3) психоанализ;

4) позитивизм;

5) неокантианство.

20. Установите соответствие философского трактата тому или иному

философу:

1. «Бытие и время»;

2. «Воля к власти»;

3. «Капитал»;

4. «Мир как воля и представление»;

5. «Курс позитивной философии»;

а) Конт;

б) Маркс;

в) Ницше;

г) Хайдеггер;

д) Шопенгауэр

21. Установите соответствие философского направления

исторической эпохе:

а) энциклопедизм;

б) атомизм;

в) фрейдизм;

г) схоластика;

1) Античность;

2) Средневековье;

3) Современность;

4) Просвещение.

22. Установите соответствие философских школ философской

культуре:

а) философия Нового времени;

б) современная западная философия;

в) философия Античности;

г) немецкая классическая философия;

1) прагматизм;

2) трансцендентальный идеализм;

3) картезианство;

4) скептицизм.

23. Соотнесите философов и ключевые категории их концепций:

а) Эпикур;

б) Ницше;

в) Бергсон;

г) Конт;

1) жизненный порыв;

2) воля к власти;

3) позитивная философия;

4) удовольствие.

24. Установите последовательность возникновения философских

направлений:

а) картезианство;

б) схоластика;

в) патристика;

г) позитивизм;

д) феноменология.

Вопросы к зачетам:

по итогам 2 семестра -

1. История философии как особая отрасль философского знания. Основные исторические типы философии.

2. Специфика и основные темы философской мысли Древнего Востока.

3. Предпосылки и особенности возникновения философии в Древней Греции. Периодизация античной философии. Общая характеристика основных этапов ее развития.

4. Философия и мифология. Критика мифологического сознания.

5. Философия и античная преднаука. Философия и ветхозаветное Откровение.

6. Натурфилософы о Первоначалах мира.

7. Пифагор и пифагорейская школа.

8. Ксенофан: критика политеизма мифов и учение о Едином.

9. Гераклит из Эфеса: учение о всеобщем изменении и единстве и борьбе противоположностей. Идея Логоса.

10. Философская онтология Элейской школы. Парменид о единстве бытия и тождестве бытия и мышления.

11. Философские представления Эмпедокла и Анаксагора.

12. Материалистическая философия атомистов (Левкипп, Демокрит).

13. Обращение к теме человека у софистов. Человек как «микрокосм». Агностицизм софистов.

14. Жизнь и учение Сократа. Античный образ благочестивого философа-мудреца. Принцип «познай самого себя». Критика Сократом софистов.

15. Философский метод Сократа. Учение о Божественном Благе, душе и человеческой добродетели.

16. Философия и миф в «Диалогах» Платона.

17. Учение Платона об идеях и Истине. Философская диалектика. Теория воспоминания.

18. Аргументы Платона в пользу нематериальности и бессмертия души. Учение о любви и добродетели.

19. Утопия справедливого государства Платона. Отношение Платона к основным формам социально-политического устройства.

20. Роль Платона в развитии античной философии. Оценка учения Платона христианскими мыслителями.

21. Критика Аристотелем учения Платона об идеях.

22. Метафизика Аристотеля. Форма и материя. Учение о Четырех Причинах.

23. Метафизика и теология Аристотеля. Идея Божественного Перводвигателя. Телеология.

24. Теория познания Аристотеля. Критерии истинности знания.

25. Аристотель: этика как «практическая наука». Социально-политические взгляды Аристотеля.

26. Этические воззрения Эпикура и эпикурейцев. Вопрос о бессмертии.

27. Физика и этика стоицизма. Этический идеал стоицизма. Фатализм.

28. Учение стоиков о Логосе и всеобщей разумности мироздания. Логическое учение стоицизма.

29. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий): этический идеал философа-мудреца. Стоицизм и христианская аскетика.

30. Синтез античной философии: неоплатонизм. Становление и развитие греческого и восточного неоплатонизма.

31. Плотин: учение о Божественном Едином. Экстатический характер познания.

32. Аргументы Плотина в пользу бессмертия души. Идеал духовной любви.

33 Философия и христианское Откровение. Феномен античной философии как предмет критики ранних христианских писателей.

34 Место и значение философии в Богопознании (по взглядам ранних христианских апологетов).

35. Христианская философия о природе и смысле жизни человека (Григорий Нисский).

36. Религиозная вера и философский разум: проблема сопряжения и различие постановки вопроса в патристической традиции и схоластике.

37. Вера как единственный критерий. Фидеизм Тертуллиана.



По итогам 3-го семестра -

1. Разум как высший критерий истины. Пьер Абеляр. Аверроэс. Сигер Брабантский.

2. Соотношение веры и разума: теория «двух истин». В. Оккам.

3. Авторитет веры и христианская философия, соотношение веры и разума по Фоме Аквинскому.

4. Теоцентризм философии блаженного Августина. Внутренний духовный опыт и основные философские вопросы (по книге «Исповедь»). Вопрос о Благодати, Божественном Предопределении и свободе воли человека.

5. Христианская теория познания блаженного Августина. Вера и знание. Опровержение скептицизма.

6. Эсхатология и философия истории блаженного Августина («О Граде Божием»).

7. Учение Дионисия Ареопагита о Богопознании.

8. Катафатический и апофатические методы Богопознания в «Ареопагитиках». Апофатизм христианской мысли.

9. Западный мистицизм. Бонавентура: мистическое содержание в познании Бога и мира.

10. Мистицизм М. Экхарта и Я. Бёме.

11. Спор об универсалиях в схоластической философии: реализм.

12. Спор об универсалиях в схоластической философии: номинализм.

13. Спор об универсалиях в схоластической философии: концептуализм.

14. «Сумма теологии» Фомы Аквинского. Метафизика и теория познания.

15. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, их значение для христианской философии.

16. Учение Фомы Аквинского о человеке, его душе и теле. Этика Фомы Аквинского.

17. Учение об обществе и государстве Фомы Аквинского.

18. Философское творчество эпохи Возрождения (основные особенности и пути развития). Восточное и Западное Возрождение.

19. Платоновская академия во Флоренции: творчество Марсилио Фичино.

20. Николай Кузанский: философская концепция «ученого незнания».

21. Возрожденческий неоплатонизм Дж. Бруно: учение о Мировой Душе и человеческом интеллекте; «героический энтузиазм» человеческой личности.



  1. Проблема критерия истины и универсального метода познания в философии Нового времени: рационализм Р. Декарта. Радикальное сомнение и «cogito ergo sum».

23. Учение Р. Декарта о методах интуиции и дедукции и врожденных идеях. Роль идеи Бога.

24. Проблема критерия истины и универсального метода познания в философии Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. «Новый органон» Ф. Бэкона. Учение об «идолах разума».

25.Ф. Бэкон: метод индукции. Пути развития науки и философии. Классификация наук.

27. Понятие субстанции в рационализме. Дуализм субстанций в философии Р. Декарта. Монизм субстанции и учение о Боге в «Этике» Б. Спинозы.



28. Монадология Г. Лейбница. Идея предустановленной гармонии. Теодицея.

  1. Номиналистическая критика материализма Дж. Беркли.

  2. Абсолютный субъективный идеализм Д. Юма.

  3. Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк об этике, праве и государстве.

  4. Договорная теория происхождения государства.

  5. Возникновение науки в Новое время. Г. Галилей.



Вопросы к экзамену по итогам 4-го семестра -

  1. Общая характеристика немецкой классической философии: ее основные вопросы и проблемы. Кантовский «переворот» в философии.

  2. Теория познания И. Канта. «Критика чистого разума»: задача и основные понятия.

  3. Уровни и границы познания по И. Канту. Рассудочное и разумное познание. Антиномии разума. Учение о Боге и человеческой душе.

  4. Этика И. Канта. «Критика практического разума». Автономная и гетерономная этика. Категорический императив. Нравственное доказательство бытия Бога.

  5. Послекантовский немецкий идеализм. Субъективный идеализм Г. Фихте.

  6. Натурфилософия и «философия тождества» Ф. Шеллинга. «Система трансцендентальной философии». Идея Бога-Абсолюта.

  7. Философия искусства Ф. Шеллинга. Идея гениальности. Философия как искусство созерцания Откровения.

  8. Понятие Абсолютной идеи (Абсолютного Духа) в философии Г. Гегеля. Искусство, религия и философия.

  9. Диалектический метод Г. Гегеля. Система категорий и законы диалектики в «Науке логики» Г. Гегеля.

  10. Учение Г. Гегеля о государстве и праве в «Философии права».

  11. Философия истории Г. Гегеля. «Линейный» характер исторического процесса.

  12. Материалистическая интерпретация диалектической системы Г. Гегеля в философии Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса.

Вопросы к экзамену по итогам 5-го семестра -

  1. Критика А. Шопенгауэром традиционного рационализма. «Мир как воля и представление».

  2. Основные вопросы философии по учению С. Кьеркегора. Философский разум и христианское Откровение.

  3. Философия жизни Ф. Ницше. Переоценка всех ценностей и учение о воле к власти. Идея Сверхчеловека.

  4. Позитивизм О. Конта. Идеал научной философии.

  5. Эволюция позитивизма в XIX-XX вв. Неопозитивизм Л. Витгенштейна. Критический рационализм К. Поппера.

  6. Религиозный и атеистический экзистенциализм (представители, основные идеи и проблемы).

  7. Учение экзистенциализма о бытии, ничто и сущем (М. Хайдеггер).

  8. Понимание свободы человека в философии Ж.-П. Сартра.

  9. Проблема «христианской философии» в неотомизме (Э. Жильсон, Ж. Маритен).

  10. Философские теории и методологические принципы герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер).

  11. Философия истории О. Шпенглера («Закат Европы») и К. Ясперса.

  12. Предпосылки и основные положения философии постмодернизма. Феномен «постхристианства» и постмодернизм.

  13. Постмодернизм: проблема нового (нетрадиционного) мышления и свободы человека.






Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница