Результаты применения здоровьесберегающей методики проведения занятий со студентами, освобождёнными от практических занятий по физической культуре



Скачать 306.38 Kb.
Дата08.05.2018
Размер306.38 Kb.
ТипПрограмма


Раздел программы по курсу «Валеология»:

  1. Медико-техническое обеспечение учебного процесса по курсу «адаптивная физическая культура» по кафедре «Валеология»

Авторы раздела: Герцик Г.Я., Герцик Ю.Г.

    1. Наименование методики: Медико-биологическое обеспечение учебного процесса

Источники (ссылки): утвержденная Учебно-методической комиссией МГТУ им. Н.Э. Баумана; программа по курсу «Валеология»; программа разработанная Мироновым А.С.; учебное пособие по здоровьесберегающим технологиям- авторы: Семикин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С.; учебные пособия: «Применение технических средств для диагностики и профилактики наркопотребления» - авторы: Семикин Г.И. Герцик Г.Я., «Иммунная система человека и ВИЧ - инфицирование» _ Семикин Г.И., Герцик Ю.Г., статьи Герцика Г.Я., Герцика Ю.Г. в Гуманитарном вестнике МГТУ им. Н.Э. Баумана, Статья: Здоровье здорового человека- академик РАМН, д.м.н. Разумова А.Н., Статья «Спортивная медицина, Фитнес в системе физической культуры» д.м.н., профессор Поляев Б.А.

Виды спорта: Физическая культура

Рубрика: Адаптивная физкультура

Время применения (использования) – проведение индивидуальных консультаций в соответствии с учебными планами кафедр «Физическая культура», «Валеология» и индивидуальным планом работы преподавателя на 2014/2015, 2015/2016 годы.

Требования к помещению, в котором предполагается использование методики:

а) теоретическая (консультационная) часть: компьютеризированное помещение – 1-5 компьютеров и мультимедийный проектор;

б) практическая часть (индивидуальные занятия ЛФК, в соответствии с медицинскими показаниями для каждого студента) - помещения должны обеспечить возможность оснащения их специализированными медицинскими изделиями (тренажеры; устройства для пихофизиологической диагностики и терапии, для занятий со студентами, имеющими нарушения здоровья, по которым они освобождены от занятий физической культуры; гардеробом, спортивными ковриками, 1-м спортивным матом, шведской стеной, компьютеризированной светомузыкальной системой, должны быть обеспечены возможностью проветривания и влажной уборки.

1.2.Описания состояния здоровья студентов, которым рекомендуется использование данной методики (показания и противопоказания), класс заболеваний, индивидуальные особенности обучающихся, уровень физического здоровья: описание состояния здоровья студентов отражаются в паспорте здоровья студента и в дополнительных медико-психологических исследованиях, разработанных специалистами кафедры «Валеология» совместно со специалистами в области лечебной физкультуры, диагностики и профилактики наркопотребления, представителями духовной культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Студенты, по состоянию здоровья, направленные для прохождения занятий на кафедру «Валеология», должны ознакомиться с медико-биологическими основами возникновения основных заболеваний, которые обусловили направление их на кафедру с освобождением от занятий физической культурой, в том числе, ЛФК. В процессе выполнения реферата, по возможности, с учетом специализации основной кафедры, на которой проходят обучение студенты, при их согласии отражают в реферате общие вопросы диагностики, терапии и профилактики рассматриваемых заболеваний. Возможно изменение тематики реферата по согласованию с преподавателем кафедры валеологии. Так как обучающиеся являются студентами технического вуза, они знакомятся с основными существующими медицинскими изделиями, предназначенными для реализации лечебно-диагностического процесса. В процессе индивидуальных занятий преподаватель знакомит студентов с развитием медико-технического направления в (МВТУ-МГТУ) им. Н.Э. Баумана. При проведении консультаций, при необходимости, преподаватель направляет студентов для консультаций с профильными (психологи, врачи) специалистами кафедры



Цель: обеспечить сохранение, по возможности, укрепление состояния здоровья студентов.

Задачи:

- информирование студентов о медико-биологических и психо-физиологических основах здоровья, основных принципах здорового образа жизни, о существующих и перспективных технологиях и медицинских изделиях для диагности, терапии и профилактики заболеваний;

- информирование студентов о существующей нормативно-правовой базе обеспечения здоровья в РФ;

- ознакомление с принципами индивидуальных занятий ЛФК по рекомендациям врачей, которые проводили диагностику и терапию заболеваний студентов и пожеланий профильных специалистов кафедры (психологов, медиков, биологов, технических специалистов).



Характеристика (структура): занятия:

- индивидуальные консультации проводятся или в компьютеризированном классе, или в классе, обеспеченном мультимедийной аппаратурой;

- занятия ЛФК проводятся в помещении, позволяющем студентам выполнять физические упражнения, рекомендованные им при выписке из лечебных учреждений и согласованными с профильными специалистами кафедры «Валеология».

Методика реализации (описание техник исполнения студентами данной методики) включают (Миронов А.С.):

-рекомендации студентам при реализации методики: (на что обратить особое внимание), подсказать наиболее эффективную технику исполнения, научить самостоятельно контролировать свои действия и видеть изменения в физическом состоянии организма- отражаются в талице психофизиологических параметров, разработанных специалистами кафедры «Валеология»;

- интерпретацию результатов (описание ожидаемых или полученных результатов), критерии диагностики эффективности;

-прогноз результатов при системном использовании: сохранение здоровья студентов и ознакомление их с принципами функционирования технических устройств для здоровьесберегающих технологий;

- вывод о совместимости с другими методиками: совместимы с психофизиологическими методиками, что требует проведение занятий различными специалистами;

- рекомендации по самостоятельному применению методики (в домашних условиях) самостоятельно студентами: только в рамках выполнения реферата и при наличии в помещении взрослого.



Общие рекомендации к выполнению методики (Миронов А.С.):

- продолжительность методики рекомендуется 60-70 мин.: на подготовительную часть отводится 15-20 мин., на основную часть - 20-30 мин. Заключительная часть продолжительностью 1015 мин. включает в себя оздоровительную ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц. На занятиях нужно делать 2-3 перерыва по 2-5 мин. для отдыха студентов. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах.



- для повышения уровня функциональной подготовленности сердечно-сосудистой и дыхательной систем основная структура учебного занятия строится следующим образом: в подготовительной части занятия выполнялся комплекс дыхательной гимнастики – 15 мин. Все движения выполняются мягко, без напряжения, плавно и медленно, делается акцент на растягивании связок и мышц. Дыхание осуществляется через нос. Целью использования дыхательной гимнастики на подготовительной фазе занятия было повышение общей возбудимости ЦНС и активизация внешнего дыхания. В основной части занятия: оздоровительная ходьба с китайской оздоровительной гимнастикой бадуаньцзин, упражнения на беговых дорожках – 30 мин. В заключительной части занятия: гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми, ходьба для снятия напряжения и расслабления – 15 мин.;

- рекомендуется исключить из практических занятий (методики) прыжки, метания, упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, упражнения, вызывающие задержку дыхания, резкие изменения направления и скорости движения головы и туловища, силовые упражнения;

- противопоказанием к занятиям доступными физическими упражнениями является острая стадия болезни;

- нежелательны упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (подскоки, прыжки) или требующие большого напряжения (подтягивание на перекладине, поднятие тяжестей и т.п.), противопоказана работа, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз или резкие наклоны туловища;

- физические нагрузки рекомендуется давать на пульсе 70-90 ударов в минуту, в зависимости от класса заболеваний.

Общие рекомендации по анализу реализации методик (Миронов А.С.):

- информативно ценными для определения нагрузок на занятиях физической культурой стали врачебно-педагогические наблюдения, в результате которых выявлялась: максимальная частота пульса, быстрота восстановления после различных упражнений, приспособляемость организма. В течение учебного года медицинский работник обследовал освобожденных студентов во время проведения практических занятий по такой методике: артериальное давление и частота пульса измерялась до начала занятия, то есть до нагрузки и после занятия в течение 3-5 мин., выявляя дозировку нагрузок на организм;



- необходимо продумать механизм фиксации результатов диагностики, по типу системы «паспорта-прогноза», которая позволяет вести систематический контроль за физическим развитием, приучить студентов, освобожденных от практических занятий, к потребности в самооценке, закрепить навыки самоконтроля, сознательного отношения к своему здоровью, а также заблаговременно обратить внимание на наиболее слабые стороны своего физического развития.

Методики ЛФК рекомендуемые студентам при выписке из ЛПУ или при выдаче освобождения от занятий физической культурой (от тяжелых физических нагрузок), собраны преподавателями: Герциком Г.Я., Герциком Ю.Г.:


  1. ЛФК ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ.

( студентка В. Орлова – БМТ2-21)

    1. Пальминг. Для выполнения упражнения сядьте прямо и расслабленно. Закройте глаза руками таким образом, чтобы середина правой ладони находилась напротив правого зрачка, середина левой – напротив левого. Держите ладони мягко, сильно не прижимая их к лицу. Пальцы могут быть перекрещены на лбу или располагаться рядом — делайте так, как Вам удобно. Главное условие упражнения – отсутствие «щелочек», которые пропускали бы свет. Удостоверившись, что условие выполнено, можно опустить веки. Таким образом, Ваши глаза будут не только закрыты, но и дополнительно прикрыты ладонями.

Зарядка для глаз от профессора Жданова

1. Подняли глаза вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. Поморгали-поморгали-поморгали.

2. Скосили глаза вправо, влево, вправо, влево, вправо, влево. Поморгали.

3. «Диагональ». Смотрим вправо вверх — влево вниз, вправо вверх — влево вниз, вправо вверх — влево вниз. Поморгали. Обратная «диагональ». Влево вверх — вправо вниз. Так же 3 раза. Поморгали.

4. «Прямоугольник». Подняли глазки наверх, «нарисовали» верхнюю сторону прямоугольника, правую боковую сторону, нижнюю, левую боковую, снова верхнюю, и так 3 раза подряд. Поморгали. В обратную сторону «рисуем» прямоугольник (против часовой стрелки). Верхняя сторона, боковая левая, нижняя, правая. 3 раза. Поморгали.

5. «Циферблат». Представьте, перед вами огромный циферблат. Вы осматриваете его по часовой стрелке. Подняли глазки на 12 часов — 3 часа, 6, 9, 12. И так 3 круга. Поморгали. В обратную сторону «Циферблат». Подняли глаза на 12 часов, 9, 6, 3, 12… 3 круга. Поморгали.

6. «Змейка». Начинаем рисовать с хвоста. Глазки влево вниз — вверх, вниз — вверх, вниз — вверх и голова. Поморгали. Назад. От головы «змеи». Вниз — верх, вниз —  вверх, вниз — вверх и хвост. Поморгали.

7. «Бантик». Глазки влево вниз. Рисуем боковину бантика, диагональ, правую боковину, диагональ… 3 раза. Поморгали.

8. «Песочные часы». Подняли глазки вверх: верхушечка, диагональ вниз, нижняя сторона, диагональ вверх… 3 раза. Поморгали.

9. «Спираль». Раскручиваем ее глазами по часовой стрелке начиная от носа. Маленький круг, второй побольше, третий еще больше. А четвертый — по стене, потолку, другой стене, по полу. Поморгали.

А теперь закручиваем спираль. Глазки вниз в пол, по стене, потолку, другой стене! Второй круг поменьше, третий еще меньше. И четвертый круг — совсем маленький. Поморгали.



10. Горизонтальная «спираль».  Представьте: перед вами ЛЕЖИТ (на уровне глаз) толстая стеклянная труба. Вы наматываете на нее глазами 5 витков веревки. Глазки влево. Первый виток на трубу, второй, третий — перед собой, четвертый, пятый. Сматываем веревку. Раз виточек, два, перед собой смотали — три, четыре и пять. Поморгали.

11. Вертикальная «спираль». Перед вами СТОИТ огромная стеклянная труба. Взгляд на пол. Виток веревки на полу — раз, на уровне груди — два, на уровне носа — три, на уровне волос — четыре и на потолке — пять. Сматываем. Виток на потолке, на уровне волос — два, на уровне носа — три, на уровне груди — четыре, на полу — пять. Поморгали.

12. «Глобус». Представьте, перед вами большой стеклянный глобус. Вы пытаетесь его раскрутить по экватору глазами. Можно шевелить ушами, головой, волосами. Один круг по экватору, второй, третий, четвертый, пятый, шестой! Поморгали. А теперь в обратную сторону раскручиваем глобус глазами. Снова 6 кругов по экватору. Поморгали…



  1. ЛФК при бронхиальной астме (студент-Салем Басим ИУ7-21)

Существует общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы). Но это не так, напротив, рекомендуется проводить регулярную физическую нагрузку больным бронхиальной астмой, ведь по статистическим данным, тренировки в оптимальных условиях (подходящая температура и влажность, отсутствуют недавние случаи приступов, спазмов) снижают частоту и тяжесть приступов.

Отмечается, что регулярные тренировки помогают больному добиться следующих результатов:



  • поверхность слизистой оболочки дыхательных путей очищается от слизи и мокроты

  • увеличивается просвет дыхательных путей, что приводит к улучшению вентиляции бронхов и легких

  • увеличивается просвет дыхательных путей, что приводит к улучшению вентиляции бронхов и легких

  • благодаря улучшению работы органов дыхания, частота и интенсивность астматических приступов постепенно снижается

Главная цель лечебной физической культуры для больных бронхиальной астмой научиться выполнять следующие упражнения:

  • дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

  • дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

  • упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

  • диафрагменное дыхание;

  • упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

  • массаж грудной клетки и мышц предплечья.

Занятия лечебной гимнастикой для больных астмой включают в себя самые простые и легко выполнимые упражнения. При каких-либо симптомах проявления приступа, рекомендуется прекратить выполнение упражнений. Рекомендуется следующий курс упражнений (выполнять по порядку):

  1. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

  2. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

  3. Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

  4. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне - выдох, темп средний.

  5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

  6. Стоя, в руках мяч. Поднять руки вверх с мячом – вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

  7. Стоя, правая рука на груди, левая – на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе – брюшная стенка поднимается, на выдохе – опускается.

  8. Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

  9. Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов – вдох, опустить вниз – выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

  10. Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

  11. Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

  12. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

Следует знать, что первое время после проведения дыхательной гимнастики может наступить обострение хронических заболеваний легких, в том числе бронхиальной астмы. Поэтому упражнения лучше проводить под контролем специалиста. При значительном ухудшении состояния необходимо в срочном порядке обратиться к врачу.

Никто не сможет сказать, сколько процедур дыхательной гимнастики потребуется для оздоровления организма. Некоторые больные чувствуют облегчение уже спустя несколько сеансов, другие – после долгих месяцев терапии.

Правильное использование дыхательной гимнастики при бронхиальной астме способно значительно улучшить состояние больного. Однако не стоит забывать, что лечение любых заболеваний должно быть комплексным. Ни в коем случае не следует отказываться от базисной терапии лекарственными средствами и других предписаний врача.


  1. ЛФК ПРИ «МЫШКЕЧНОЙ ДИСТРОФИИ»

(студентЖуравлёв К. – ИУ8-21)

До сих пор не удалось создать единую систему гимнастики для миопатов, т.к. тонусно-силовой дисбаланс мышц у каждого пациента различен. Упражнения приходится подбирать и дозировать индивидуально каждому пациенту.

Упражнения выполняются из различных исходных положений. Последовательность их смены такова: лежа на спине, на боку, на животе, стоя на четвереньках, стоя. Особое внимание уделяется поддержанию мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы. С этой целью используются как активные, так и пассивно-активные упражнения в данном суставе.

Общеразвивающие упражнения применяются с минимальной дозировкой. Упражнения выполняются с предметами и без них.

Регулярное растяжение мышц и сухожилий должны быть частью повседневной жизни молодого человека, чтобы помочь предотвратить развитие контрактур.
Излишние же физические нагрузки приводят к тому, что мышцы быстрее и сильнее изнашиваются, что приводят к еще большей атрофии мышц. Гимнастические упражнения следует делать до чувства легкой усталости (не более). Так же, следует обратить внимание, что при миопатии мышцы ослаблены неравномерно, так что при физических нагрузках более сильные мышцы берут на себя всю нагрузку, в том числе и функции мышц более слабых, так что более ослабленные мышцы практически полностью выпадают из процесса и могут еще более атрофироваться. У мышц есть определенный запас прочности.

Прогулки по улице также обладают лечебным эффектом – больные мышцы особенно нуждаются в насыщении кислородом. Врачи даже вписывают в карту пациента наряду с медикаментами необходимость бывать на свежем воздухе.

Важно предохранять суставы от неподвижности и повреждений, сохраняя объем движений (эластичность суставов), поддерживая циркуляцию и, что особенно важно для детей, поддерживая мобильность на достаточном уровне для исследования окружающего пространства.

Рекомендуются следующие упражнения:



  1. Разгрузка позвоночника. Все упражнения ЛФК традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника. Классическое упражнение - ходьба на четвереньках. Длительность выполнения 2-3 минуты.
    Ложимся на подстилку на спину. Упражнения на спине предназначены в основном для укрепления мыщц брюшного пресса.

  2. "Вытяжение" позвоночника. Лёжа на спине, пятками тянемся "вниз", макушкой - "вверх". Выполняем 3-4 "вытяжения" по 10-15 секунд.

  3. Велосипед. Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно: большая часть амплитуды движений ног должна "ниже" тела, болтать ногами над животом не надо, нужно, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.

  4. Ножницы. Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: горизонтальные махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.

  5. Вращение руками. Упражнение для фиксаторов лопатки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), локти в сторону, пальцы рук к плечам. Выполняем вращение рук назад (по часовой стрелке). Важно: в этом упражнении не нужна большая амплитуда движения, наоборот, локти должны совершать при вращении небольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняем 2-3 подхода по 20-30 секунд с кратковременным отдыхом между подходами.

  6. Приседания. Упражнение для осанки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), руки в сторону, ладони вывернуты вверх. В таком положении, сохраняя красивую осанку, встаем на мыски, потом приседаем, снова на мыски и в исходное положение. Выполняем 5-10 таких приседаний с кратковременным отдыхом. Темп выполнения упражнения — медленный.




  1. ЛФК ПРИ ДИАБЕТЕ

(студентка Оноприенко Е.- ИБМ3-21)

Больные диабетом, особенно те, у кого есть лишний вес, должны получать полноценные физические нагрузки. Это помогает не только снизить вес, но и улучшить обмен веществ, в том числе и метаболизм углеводов в организме.



  1. Встать спиной к стене, проверить правильность положения мышц. Присесть, не отступая в сторону («соскользнуть» вниз), задержаться на несколько секунд и подняться на носочки

  2. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять круговые движения в локтевых суставах по направлению к себе, затем от себя (мышцы напрягать). Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

  3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, наклониться, обхватить колени руками, затем - выдох. В таком положении производить круговые движения в коленных суставах вправо и влево. Дыхание свободное. Выполнить по 5-6 вращений в каждую сторону.

  4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны (состояние рук напряженное). Сделать глубокий вдох, затем - выдох, одновременно выполняя круговые движения в плечевых суставах вперед (сколько успеете во время выдоха). Амплитуда движений сначала минимальная, затем постепенно увеличивается до максимальной. Повторить 6-8 раз.

  5. Стоя, ноги на ширине плеч. Взять в руки воображаемую палку. Держа палку перед грудью двумя руками за концы, делать растягивающие движения (растягивать палку, как пружину). Дыхание свободное. Руки прямые. Завести палку назад. Поднять палку вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза.

  6. Отвести руки за спину - вдох, затем наклониться вправо, помогая левой рукой - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить то же самое в другую сторону. Сделать в каждую сторону по 5-6 раз.

  7. То же самое. Прогнуться назад - вдох, затем мягко, пружиня, наклониться вперед - выдох (голова прямо). Повторить 5-6 раз.

  8. Сделать глубокий вдох, затем медленный продолжительный выдох.


5. ЛФК ПРИ МИОПИИ

(студент Колокольников- БМТ1- 21).

Предложен комплекс простых упражнений:

  • Закройте глаза не пару секунд. Медленно откройте и моргайте часто в течение 7-8 секунд.

  • Опять закройте глаза, отдохните и продублируйте нагрузку.

  • Зажмурьтесь на 5 секунд, широко откройте глаза и столько же времени не моргайте.

  • Встаньте прямо. Перед собой вытяните прямо левую руку, а указательный палец поверните перпендикулярно и установите его напротив кончика носа. Медленно приближайте руку к самому носу и смотрите на кончик пальца. Закройте глаза. Это упражнение повторять больше 6-7 раз не рекомендуется.

  • Ладони обеих рук поставьте горизонтально перед глазами. Безымянным, указательным и средним пальцами нажмите на верхнее веко в закрытом положении глаз. Сила нажима должна быть легкая. Уберите пальцы и откройте глаза. Повторяйте.

  • Приподнимите слегка кожу на лбу вдоль бровей с помощью указательных пальцев при открытых глазах. Медленно закройте веки, преодолевая сопротивление.

  • Разместите указательный палец в зоне наружного уголка глаза, средний — в центре верхнего края орбиты, а безымянный — в области внутреннего уголка. Слегка растягивайте прижатую пальцами кожу в разные стороны.

  • Сядьте прямо. Спокойно и в медленном темпе переводите взгляд с пола на потолок, при этом никаких движений головой быть не должно. После нескольких повторений закройте глаза для отдыха.

  • Медленно совершайте круговые движения глазами слева направо через верх, а затем через низ.

  • Отводите правую руку вправо и выпрямите указательный палец. Совершайте рукой медленное движение влево до упора и наблюдайте глазами за пальцем. То же самое проделайте с левой рукой.


6. ЛФК В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ (ПАХОВАЯ ГРЫЖА). (студентГОРОДЕЦКИЙ А.-СМ7-23)

После операции по устранению паховой грыжи следует выдержать реабилитационный период перед тем, как приступать к физическим нагрузкам. Как правило, длительность реабилитации зависит от вида сделанной операции и от наличия осложнений.

После консультации с хирургом, можно постепенно возвращаться к спортивным нагрузкам уже через несколько месяцев после операции. Постепенно, необходимо сделать спорт частью своей жизни, чтобы уберечь организм от возможных рецидивов.

Сразу после операции следует избегать глубоких приседаний и резких наклонов. Начинать нужно с легких упражнений, которые постепенно придадут организму необходимый тонус и закроют щели в брюшной полости мышцами.

Начинать комплекс следует с таких упражнений:


  • качать косые мышцы живота скручиваниями, когда левое колено тянется к правому локтю и наоборот. Положение – лежа на спине. Повторить примерно 50 раз. желательно дойти до выполнения этого упражнения дважды в день;

  • лечь на спину, руки закинуть за голову и начинать крутить «педали», увеличивая скорость и угол наклона ног;

  • лежа на спине, ноги вытянуть на 30-45 градусов. Медленно делать упражнение «Ножницы» в медленном темпе;

  • круговые вращение каждой ноги в вытянутом состоянии вбок. Лежать при этом на спине. Первый период место, где была грыжа, следует поддерживать рукой;

  • положить на живот утяжелитель и при вдохе выпячивать живот как можно выше;

  • лечь на живот и согнуть колени. С такого положения следует постепенно поднимать и опускать таз.



7. ЛФК ПРИ СКОЛИОЗЕ

(студент Лобазин Ю.–МТ2-23)

Комплекс упражнений при сколиозе

Этот базовый комплекс содержит симметричные упражнения корригирующего характера, укрепляющие мышцы туловища, дозированно вытягивающие позвоночник, вырабатывающие правильную осанку.



Основные правила при выполнении комплекса упражнений при сколиозе

  1. Дозируйте физическую нагрузку и следите за самочувствием, не допуская его ухудшения. Начинайте с минимальной нагрузки с постепенным её увеличением.

  2. Выполняйте упражнения в медленном темпе, внимательно следите за осанкой и за тем, как напрягаются те или иные группы мышц.

  3. Исключите висы на перекладине и избегайте интенсивно активного вытяжения позвоночника. Разрешается только пассивное вытяжение.

  4. Исключите все упражнения, направленные на увеличение гибкости позвоночника, не выполняйте упражнения с элементами вращения туловища вдоль вертикальной оси.

  5. Чередуйте нагрузку для мышц плечевого пояса и рук с нагрузкой для мышц ног.

Разминка

  1. Принять правильную осанку путем касания стены или гимнастической стенки ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. Дыхание без задержек.

  2. Исходное положение (и.п.) - ноги на ширине плеч, руки опущены. На счёт "1" поднять руки вверх, вдох, на счёт "2-3" – потянуться, на "4" – опустить руки, расслабиться – выдох. Выполнить 4-5 раз. Следите за сохранением правильной осанки.

  3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет от 1 до 4 – круговые движения плеч назад – 4 раза, при этом руки опущены, плечи расправлены. Затем выполняем также на счёт от 1 до 4 круговые движения плечами вперёд – 4 раза. Дыхание свободное.

  4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт "1" – сгибание колена к животу, на счёт "2" – принимаем исходное положение, на "3-4" – выполняем то же другой ногой. Выполняем упражнение 4-6 раз. Спина прямая, упражнение сочетать с фазами дыхания.

  5. И. п.: стоя, кисти рук у плеч. На счёт "1-2" – наклон корпуса вперед с вытягиванием вперед рук (корпус и руки параллельно полу, ноги прямые) – выдох, на счёт "3-4" – принимаем исходное положение, вдох. Выполняем 4-5 раз.

  6. И. п.: стоя, руки в замок за спиной. На счёт "1" – отведение рук назад, на счёт "2-5" – удержание позы, на "6" – принимаем и. п. Спина прямая, подбородок приподнят, лопатки сведены, руки таза не касаются. Выполняем 3-4 раза.

  7. Основная стойка. На счёт от 1 до 4 медленно на выдохе выполняем приседания, руки вперед. Спина прямая, руки прямые, ладони внутрь. На счёт "5-8" принимаем исходное положение, выдох. Выполнять 4-5 раз.

  8. И. п.: стоя, руки перед грудью. На "1-2"  – разведение рук в стороны, ладонями вверх, вдох, на "3-4" – исходное положение, выдох. Спина прямая, руки на уровне плеч. Выполнять 3-4 раза.

Основной раздел

  1. И. п.: стоя, локти в стороны, кисти у плеч. На счёт от 1 до 4 выполняем вращения локтей (сначала вперёд, потом назад). Движения выполняются с незначительной амплитудой, локти при вращении описывают небольшую окружность. Темп выполнения – медленный. 2-3 повтора.

  2. И.п.: стоя. На счёт "1-2" на стороне грудного сколиоза (выпуклости деформации позвоночника) опускаем плечо и отводим его назад с приведением лопатки к средней линии (к позвоночнику), на "3-4" – исходное положение. Выполнять 6 раз, не допуская поворота всего корпуса

  3. И.п.: стоя. На счёт "1-2" на противоположной стороне грудного сколиоза поднимаем плечо и поворачиваем его вперед с оттягиванием лопатки назад. Выполняем 6 раз, не допуская поворота всего корпуса

  4. "Вытяжение" позвоночника. Необходимо хорошо освоить это упражнение.
    И. п.: стоя. На вдохе потянитесь макушкой головы вверх, стараясь стать выше ростом. При этом нельзя становиться на "носочки" (пятки касаются пола) и поднимать плечи вверх. Вдох умеренный, не максимальный. Достигнув пика вытяжения, задержите дыхание на 5-10 сек (в зависимости от физической подготовки) и на протяжении этого времени продолжайте стремиться вверх (держите мышцы в напряжении). Вы вполне можете сравнить себя с натянутой струной или молодым росточком весной, который тянется к солнцу. Тянитесь, а не имитируйте вытяжение. Работа по вытяжению не должна прекращаться ни на секунду. Затем сделайте выдох и плавно снимите напряжение, постепенно расслабившись. Начинайте и заканчивайте вытяжение неспешно, без рывков. Упражнения лежа на спине предназначены для укрепления мышц брюшного пресса.

  5. Упражнение "ножницы".
    И. п.: лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Выполняем горизонтальные махи ногами крест-накрест. Махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 сек.

  6. Упражнение "велосипед".
    И. п.: лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно, чтобы угол между ногами и полом был небольшой. Темп выполнения средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 сек.

  7. И. п.: лежа на спине, руки за головой. На счёт "1" - поднять ноги, на "2" - развести в стороны, на счёт "3-6" удерживать в таком положении, на "7" - соединить ноги и на счёт "8" - опустить. Плечи и локти прижаты к полу, угол подъема небольшой. Дыхание произвольное. Выполнять 6-8 раз.

  8. "Вытяжение" позвоночника.
    Упражнение выполняем лёжа на спине, при этом пятками тянемся "вниз", макушкой – "вверх". Выполняем 3-4 "вытяжения" по 10-15 сек.

Отдыхаем лежа на спине. Дыхание диафрагмальное. Затем переворачиваемся на живот. Упражнения предназначены для укрепления различных групп мышц спины.

  1. И. п.: лежа на животе, ладони на уровне плеч, прижаты к полу. На счёт "1-4" – скользим руками по полу вперед до полного их выпрямления, затем потянуться, на "5-8" - выполняем сгибание рук с поворотом ладоней вверх, соединяем лопатки в конце движения. Грудная клетка прижата всей поверхностью к полу, голова поднята, подбородок прижат к шее. Выполняем 6-8 раз.

  2. Лежа на животе, руки согнуты. На счёт "1-2" – поднять голову и плечи, вдох, замереть в этой позе на "3-4", на счёт "5-6" принять и. п., выдох. Выполняем упражнение 5-6 раз.

  3. И. п.: лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице, руки вытянуть, точка опоры - живот. Угол подъема рук и ног небольшой. Статически замираем в этом положении на 10-15 сек. Желательно не задерживать дыхание. При выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Выполняем 3-4 раза.

  4. Упражнение "ножницы".
    И. п.: лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные махи ногами. При выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 сек.

  5. Упражнение "плавание".
    И. п.: лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице, руки вытянуть, точка опоры - живот. Угол подъема рук и ног небольшой. Удерживая такое положение, выполняем движения, имитирующие плавание брассом: руки вперед - ноги развести в стороны, руки в стороны - ноги соединить, руки к плечам, ноги по-прежнему вместе. Выполняем 2-3 подхода по 10-15 повторений.

  6. И. п.: лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели, ноги вместе. На счёт "1" слегка потянуться головой вперед, выпрямить руки вперед, поднять ноги, на "2-3" – согнуть руки к плечам, прогнуться в грудном отделе, на "4" - принять исходное положение. Угол подъема рук и ног небольшой. Повторить 6-8 раз.

  7. И. п.: лежа на животе, руки согнуты, в руках гантели, ноги разведены. На "1" – поднять корпус с одновременным вытягиванием руки на стороне вогнутости грудного сколиоза вверх – вдох, на счёт "2-3" - удержать позу, "4" - принять исходное положение – выдох. Выполняем 4-6 раз, сохраняя прямое положение корпуса.

Отдыхаем, восстанавливаем дыхание и переворачиваемся на бок.

  1. И. п.: лежа на боку, на стороне грудного сколиоза. Поочередно двигаем прямыми ногами вперед и назад. Ноги не должны касаться пола. Упражнение напоминает "ножницы". Выполняем его 10-12 раз.

  2. И. п.: лежа на боку на стороне грудного сколиоза, ноги разведены. На счёт "1" поднять руку на стороне вогнутости грудного сколиоза вверх, вдох, на "2" – исходное положение – выдох.

  3. Ложимся на левый бок, под голеностопными суставами - валик. На "1" – поднять ноги, "2-5" – удерживать позу, на счёт "6" принимаем исходное положение. Мышцы напряжены, спина прямая. Выполняем 4-6 раз. Затем повторяем упражнение на другом боку 4-6 раз.

  4. И. п.: стоя на четвереньках. На счёт "1" руку на стороне вогнутости грудного сколиоза поднять и вытянуть вперед, на "2" – ногу на стороне вогнутости поясничного сколиоза поднять и вытянуть назад, "3" – удерживать позу, на "4" – исходное положение. Корпус прямой, нога и рука параллельны полу. Повторить 4-5 раз.

Заключительный раздел

Исходное положение: стоя.



  1. Ходьба на носках, руки вверх.

  2. Ходьба на пятках, руки в замок за спину.

  3. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки вперед.

  4. Ходьба с "захлестыванием" голени, руки за спину.

Исходное положение: стоя у гимнастической стенки.

  1. На счёт "1" – руки вверх, вдох, на счёт "2" – руки вниз, выдох.

8. ЛФК ПРИ СЕРДЕЧНО_СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

(студент Колокольников – БМТ1-21)

Выполняя лечебные комплексы упражнений при сердечно-сосудистых заболеваниях, должны соблюдаться следующие правила:

а) Ни в коем случае нельзя резко и быстро увеличивать физическую нагрузку, даже при хорошем самочувствии.

б) К занятиям надо приступать не раньше, чем через 1,5-2 часа после приема пищи.

в) Если во время занятий или после них в области сердца появятся неприятные ощущения, а также головокружения, одышка, сердцебиение, то занятия необходимо сразу прекратить. Если боль сама не проходит, то нужно принять валидол или нитроглицерин, а затем обязательно обратиться к врачу.

г) Во время физических нагрузок необходимо следить за состоянием пульса. Если к концу занятий пульс учащается на 20-35 ударов, при этом не превышая 120 ударов в минуту, а через 3-5 минут отдыха возвращается к исходной частоте, то это значит, что занятия лечебной физкультурой оказывают положительное влияние на организм.

Общие рекомендации:

  • При любых заболеваниях сердечно-сосудистой системы необходимо соблюдать режим сна, питания, работы и отдыха, ну и, конечно, систематически заниматься ЛФК и ЛГ при сердечно-сосудистых заболеваниях.

  • Больной обязательно должен проходить периодический врачебный контроль, неплохо, если больной при этом будет вести дневник самоконтроля, который поможет врачу объективно оценить изменения в состоянии здоровья, происходящие под воздействием физических упражнений.

  • Обязательно ежедневно ходить пешком перед сном в любую погоду (от 30 минут до 2 часов), в выходные дни (а также, если можно, то и после работы) отдыхать, причем отдых должен быть активным - прогулка в лесу, езда на велосипеде в медленном темпе и т.п.

  • также необходимо следить за питанием (лучше, если оно будет дробным - 4-5 раз в день).

  • Спать больному лучше на воздухе (если позволяет время года) или же альтернативный вариант - с открытым окном или форточкой.

  • Нужно делать специальный массаж головы, шеи, области надплечий, а также живота и кишечника.

Комплекс ЛФК при сердечно-сосудистых заболеваниях.

  • Исходное положение - лежа на спине:
    1. Ноги вместе, руки лежат вдоль туловища. Поднять дугами руки вперед - вдох, опустить руки через стороны вниз - выдох. Повторить 4-6 раз.
    2. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять согнутые в коленях ноги - выдох, ноги выпрямить и опустить - вдох. Повторить 4-6 раз.
    3. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнять отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное. Выполнить каждой ногой по 3-5 раз.
    4. Выполнять движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Дыхание произвольное. Выполнять 20-30 секунд.
    5. Ноги вместе, руки внизу. Перейти в положение сидя сначала с помощью, а затем без помощи рук. Повторить 4-6 раз.

  • Следующие упражнения выполняются из исходного положения - сидя на стуле:
    1. Ноги вместе, руки опущены вниз. Попеременно поднимать руки вверх. Руку поднять вверх - вдох, опустить вниз - выдох. Повторить 5-6 раз каждой рукой.
    2. Ноги вместе, руки максимально согнуты в локтевых суставах на ширине плеч. Выполнять круговые движения локтями - 5-6 раз по часовой стрелке и столько же - против часовой стрелки.
    3. Ноги вместе, руки разведены в стороны. Сделать вдох - согнуть левую ногу в колене и, помогая руками, прижать ее к груди и животу. Затем сделать выдох - опустить ногу, руки развести в стороны. Затем то же самое повторить другой ногой. Выполнить по 3-5 раз каждой ногой.
    4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать вдох - туловище наклонить в сторону, выдох - вернуться в исходное положение. Повторить по 3-5 раз в каждую сторону.
    5. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Сделать вдох - руки поднять вверх и наклонить туловище вперед к коленям, при этом держа голову прямо. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить 3-4 раза.

  • Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
    1. Ноги вместе, руки внизу. В руках - гимнастическая палка. Сделать вдох - шаг левой ногой назад, палку поднять вверх над головой. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить по 3-5 раз каждой ногой.
    2. Ноги на ширине плеч, руки внизу. В руках - гимнастическая палка. Сделать вдох - повернуть туловище в сторону, палку поднять вверх. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить по 3-5 раз в каждую сторону.
    3. Ноги на ширине плеч, руки внизу. Сделать вдох - отвести правую руку и правую ногу в сторону и держать так 2 секунды. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить попеременно в каждую сторону по 3-4 раза.
    4. Ноги вместе, руки внизу. Выполнять одновременные широкие круговые движения руками, сначала по часовой стрелке, затем - против. Дыхание произвольное. Выполнить по 3-5 раз в каждую сторону.
    5. Ноги на ширине плеч, руки сцеплены "в замок". Поднять руки ладонями вверх, правую ногу отставить назад на носок - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить то же самое с другой ногой. Выполнить 6-8 раз каждой ногой.
    6. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять круговые движения туловища в одну и в другую стороны. Сделать по 5-10 раз в каждую сторону.
    7. Стоя лицом к гимнастической стенке. Держась за перекладину на уровне груди выполнять махи правой ногой вперед-назад. Затем повторить то же самое левой ногой. Дыхание произвольное. Выполнить по 5-7 раз каждой ногой.
    8. Ноги на ширине плеч, руки внизу. Присесть, вытянуть руки вперед - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. Сделать 10 приседаний.
    9. Ноги вместе, руки внизу. Выполнять свободную ходьбу на месте, затем перейти на ходьбу на носках и, в заключение, с высоким подниманием колена. Выполнять 30-60 секунд.

9. ЛФК ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ПОСЛЕ ТРАВМ КОЛЕННОГО СУСТАВА

(студент Лебедев А.- ИУ8-21)

1. Разработка коленного сустава: изометрические упражнения по усилению квадрицепсов

Исходное положение — сидя на плоской поверхности в прямо вытянутыми ногами. Напрягайте колено, не двигая при этом ногой.

Еще один вариант исполнения этого упражнения — другой человек ставит свою руку под Ваше колено. Давите на руку, пытаясь разогнуть свое колено. Расслабьтесь и медленно повторите, сохраняя колено в напряжении на 2 секунды каждый раз. Повторяйте это упражнение как минимум 25 раз каждый час, когда Вы бодрствуете. Это упражнение также можно выполнять в любой подходящий момент (например, когда Вы в качестве пассажира едете в машине, или сидите за столом и т.д.)

Это упражнение помогает усилить коленные связки



2. Усиление бицепсов бедра: поднятие прямой ноги

Исходное положение — лежа на спине с вытянутыми прямо ногами, колени выпрямлены и лежат на твердой подставке (например, спинке кровати или стуле). Медленно поднимите пятку с кровати. Поднимайте ногу настолько высоко, насколько сможете. Медленно опустите прямую ногу на кровать. Повторите десять раз. Выполняйте 3 раза в день.



3. Разработка коленного сустава: упражнение на сгибание колена

Поднимите прямую ногу вверх, как в упражнении №2. Поддерживайте нижнюю часть бедра прямо под коленом руками, сложенными в замок. Расслабьте коленные мускулы и позвольте весу ноги согнуть колено. После этого без дополнительных усилий распрямите колено к исходной позиции. Повторите, каждый последующий раз позволяя колену разогнуться чуть больше.



4. Разработка коленного сустава, укрепление мышц и связок: упражнение на сгибание колена в положении сидя

Исходное положение — сидя на кровати, стуле или столе, положите подушку под колени и ноги так, чтобы они свисали вниз. Выпрямите травмированную ногу, используя стопу здоровой ноги, дайте ей упасть под силой тяжести. После напрягите, чтобы согнуть. Если возникли болезненные ощущения, помогайте надавливать другой ногой на щиколотку травмированной ноги. Это поможет безболезненно увеличить амплитуду сгибания. Повторите.



5. Разработка коленного сустава: движения при помощи здоровой ноги

Исходное положение — сидя достаточно высоко (на кровати или столе). Травмированная нога свисает с минимальной поддержкой или вообще без нее, растягиваем мышцы и сухожилия задней поверхности бедра. Используйте другую ногу для того, чтобы постепенно согнуть травмированную ногу за счет прилагаемого давления на верхнюю часть щиколотки.



6. Разработка коленного сустава, укрепление мышц, профилактика тромбоэмболии: упражнение Велосипед

Лежа на спине с поднятыми вверх ногами, выполняйте движения, как при катании на велосипеде. Имитируйте движения как при прокручивании педалей. Выпрямляйте ногу в воздухе настолько, насколько это возможно, одновременно максимально плотно прижимая другую ногу к груди.



8. Растяжение бицепса бедра и разработка коленного сустава в положении лежа на животе

Лежа не животе сгибайте травмированное колено путем подтягивания ноги с поверхности. Вы можете помогать колену сгибаться, притягивая его свернутым полотенцем или лентой, перекинутой в виде петли за ступню. Аккуратно тяните «петлю» на себя, пока не почувствуете давление в колене и удерживайте в таком положении на 2-5 секунд. После этого позвольте ноге аккуратно опуститься в исходное положение под действием собственной силы тяжести, но придерживая с помощью «петли» и не позволяя упасть слишком быстро.



10. ЛФК – ДАРТС

(студент Салем Басим - ИУ7-21)

1. Дартс – увлекательная игра., прекрасное средство для поднятия настроения.

2. Игра в дартс- это прежде всего состязания в умении точно метать короткие стрелы (дротики), которого при желании можно достичь в относительно короткий срок. Играть можно в закрытом помещении.

3. Дартс доступен для инвалидов. Как и любой другой вид спорта дартс развивает определенные качества. В первую очередь игра связана с меткостью, ведь игрок не просто пытается постоянно попасть в центр мишени, но и направляет дротик в нужные сектора. В тоже время меткость связана с координацией движения.

4. Необходимо держать равновесие, находясь в пол оборота к мишени и слегка нагнувшись вперед.



5. Регулярная игра в дартс помогает усилить тактильные ощущения. Для хорошего броска необходимо найти определенный баланс дротика.

6. Движения кистями и предплечьями полезны для тех, кто много времени проводит за компьютером.

7. Дартс позволяет развить моторику рук, повысить концентрацию внимания, а победы приносят моральное удовлетворение, следовательно, нормализуются психофизиологические прочесы организма.

8. Перед началом игры необходимо провести разминку, размять плечи, расслабить спину, а также размять кисть руки вращением.

9. Перед самым броском чуть выпрямитесь из наклонного положения и бросайте.

10. Следите за тем, чтобы рука двигалась без резких движений и строго по заданной траектории.
11. Перед игрой постарайтесь успокоиться. Если вы волнуетесь, то даже если вы идеально подготовлены, никогда не попадете в нужный сегмент.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница