Рис благородное дело



Дата09.08.2019
Размер143 Kb.
#128260

01.06.2015

Рис - благородное дело
Полторы тысячи страниц текста и таблиц договора о зоне свободной торговли с Вьетнамом "Российской газете" прокомментировал министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, который был главой переговорной делегации. Но сначала о самом  соглашении. От ВТО к клубам по интересам

Это первое соглашение подобного рода со странами дальнего зарубежья для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и для всех его стран-участниц.

Очень большой шаг, и мы тем самым показываем свое понимание процессов, происходящих в мировой торговле, говорит Андрей Слепнев. Лет через пять-шесть, если состоятся все текущие инициативы по преференциальным зонам, то основная часть (60-80 процентов) глобальной торговли будет вестись без пошлин. Сейчас этот показатель составляет 25 процентов. Очевидно, что в мире приходят к пониманию, что в рамках ВТО справедливых условий торговли, которые бы всех устраивали, достичь не удается. Поэтому идет активное формирование двусторонних и многосторонних клубов по интересам, где каждый  знает, что получит и что отдаст.

Россия до сих пор в эту гонку не включалась - у нас только свободная торговля в рамках СНГ. Но наши экспортные амбиции могут быть реализованы только в том случае, если мы будем в канве новой модели мировой торговли, считает Андрей Слепнев.

Сейчас в стадии исследования находится создание зон свободной торговли между ЕАЭС и Израилем, Египтом, Индией, в качестве цели определена ЗСТ с Китаем. Нынешнее соглашение с Вьетнамом станет модельным для ЕАЭС, хотя под копирку его, конечно, использовать будет нельзя. "С вьетнамцами нам было вести переговоры достаточно комфортно, потому что не обнаружилось совсем уж лобовых столкновений интересов, - рассказал Слепнев на вопрос "РГ". - Не скажу, что мы входили в какие-то серьезные тупики. Когда будем вести аналогичные переговоры с Китаем, будет намного сложнее".

По его словам, странам ЕАЭС и Вьетнаму удалось найти компромисс. "Что редкость для подобного рода переговоров. Обычно все равно оказывается, что кто-то обижен. В данном случае обиженных нет", - подчеркнул Слепнев. Экономическая специализация Вьетнама такова, что наши ключевые экспортные товары будут дополнять друг друга. Жесткая конкуренция возможна только в отдельных отраслях, и они остаются под защитой таможенных пошлин.

Машины, трубы и бензин

Вьетнам снимает барьеры по всем направлениям, которые он открывал для кого-либо еще, и в дополнение к этому еще и открывает ряд позиций только для нас, подчеркивает Андрей Слепнев. Стальные трубы и прокат, шины, легковые автомобили, грузовики и автобусы, - это те позиции беспошлинного доступа, которые мы получим первыми.

Кроме того, соглашение, как ожидают в ЕЭК, приведет к росту экспорта во Вьетнам удобрений, нефти и нефтепродуктов, а из продовольственных товаров - мяса птицы, колбас, сыра, масла, пшеницы, муки, семян зерновых, а также сигарет. Для части товаров установлены переходные периоды, на остальные ставки обнуляются сразу после подписания договора.

Из материалов ЕЭК, с которыми удалось ознакомиться "РГ", следует, что Вьетнам должен будет обнулить ввозные пошлины на 89 процентов тарифных линий от общей товарной номенклатуры, причем на 59 процентов - сразу после вступления соглашения в силу и на 30 процентов - в течение переходного периода (до 10 лет). По товарам, попавшим под изъятия из зоны свободной торговли, у ЕАЭС отсутствует экспортный интерес (кондитерские изделия, соль, изделия из драгметаллов и др.).

Тапочки, сотовые и овощи

Из Вьетнама возрастет импорт риса, некоторых видов рыбы, фруктов и овощей (свежих и консервированных), орехов. Дешевые продукты из Вьетнама должны повлиять на цены.

Из непродовольственных товаров в ЕЭК ожидают увеличения поставок из Вьетнама телефонов, смартфонов, другой электроники (в стране, в частности, работает огромное производство Samsung) и товаров вьетнамской специализации

- одежды и обуви, но не всей.

Обнуляются ставки на нижний ценовой сегмент (куртки, спортивные костюмы, юбки, спортивная обувь, тапочки и сланцы), по наиболее чувствительным для нашей промышленности позициям сохранится тарифная защита, а по менее чувствительным (рубашки, блузки, платья, брюки) будет применяться "триггерный" механизм - при превышении определенного порога поставок ЕЭК имеет право восстановить пошлину на них. Это же касается и некоторых видов деревянной мебели.

В итоге Евразийский экономический союз на общей таможенной границе сохраняет защиту по 12 процентам товарной номенклатуры, но среди них важнейшие товары - мясо, молоко, чай, кофе, сахар, растворимые напитки, трубы, самолеты, машины и так далее.

"Понимая, что нам предстоят переговоры о зоне свободной торговли и с другими странами, многие товарные группы мы защищали, чтобы дать четкий сигнал, какие отрасли у нас пользуются преференциями, какие нет", - сказал Андрей Слепнев.

Если кто-то где-то кое-где

Самый главный риск нового соглашения - что под вьетнамскими товарами к нам хлынут китайские. И не только. Рядом Малайзия, Индонезия, Лаос, Камбоджа, то есть желающих обойти таможенную границу ЕАЭС будет много. Чтобы этого не произошло, в соглашение включены жесткие правила происхождения товара. Имеется в виду перечень операций, которые необходимо с товаром произвести, чтобы он мог считаться произведенным во Вьетнаме.

И что еще более важно - в соглашении прописаны механизмы контроля за соблюдением этих правил, прежде всего онлайн-обмен информацией между таможнями о том, что пришло во Вьетнам и что ушло в сторону ЕАЭС.

Если ЕЭК и таможни ЕАЭС увидят систематические нарушения правил происхождения, то будут проводиться консультации, а если они не дадут в короткий период эффекта, ЕЭК приостановит преференции по конкретному товару или производителю. Калитка закроется до наведения порядка. А сейчас для этого надо сначала провести специальное расследование и только по конкретной поставке можно принять меры.

На "КАМАЗе" в Азию

Вьетнам - достаточно крупная и быстро развивающаяся экономика с населением 96 миллионов человек и темпом роста ВВП на уровне 5-6 процентов в год. Благодаря соглашению о свободной торговле товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом может к 2020 году или чуть позже вырасти с нынешних 4,2 миллиарда до 10 миллиардов долларов, говорит Андрей Слепнев. В этих цифрах на долю России как крупнейшей экономики евразийской интеграции приходится более 80 процентов. Но для России и других стран ЕАЭС это еще и окошечко для выхода на миллиардные рынки Азии и Тихого океана.

Дело в том, что Вьетнам входит в зону свободной торговли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которой, в частности, находятся Китай и Индия. Вообще, Вьетнам является самой активной страной в АТР по продвижению беспошлинной торговли. Он ведет переговоры с Европейским союзом, Европейской ассоциацией свободной торговли и в рамках двух "конкурирующих фирм" - Транстихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства. Есть у Вьетнама и двусторонние соглашения о зонах свободной торговли с Республикой Корея, Японией и Чили.

Пока же наши производители рассчитывают воспользоваться мягкими правилами происхождения товара в АСЕАН. Например, если автомобиль прошел крупноузловую сборку во Вьетнаме, то машина будет уже считаться вьетнамской и может поступать на рынок АСЕАН свободно. Поэтому ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ВАЗ, белорусский МАЗ, - все они планируют выходить широким фронтом на азиатский рынок через Вьетнам. Собственно, понимание, что нашим предприятиям будет включен зеленый свет по промсборке, и придало решимости странам ЕАЭС открыть Вьетнаму часть своих рынков.

Чтобы облегчить кооперацию, создание сборочных производств, правительства получают право предоставлять дополнительные, сверх прописанных в соглашении, преференции для совместных инвестпроектов. Кроме того, соглашение предусматривает защиту инвестиций. Чтобы не получилось как с "Южным потоком". 

Продолжение следует...

Торговый представитель РФ во Вьетнаме Максим Голиков рассказал "РГ" об ожиданиях и опасениях бизнеса, работающего в этой стране, а также о готовящихся совместных проектах:

- Ожидания Вьетнама от ЗСТ с ЕАЭС связаны с кратным наращиванием объемов поставок одежды, обуви, декоративных изделий, мебели, а также продукции аграрного сектора. Здесь основное - морепродукты и рыбная продукция, тропические овощи и фрукты. Поскольку соглашение в части, касающейся России, также охватывает сферу услуг и инвестиций, то вполне реальные очертания приобретает интерес Вьетнама к инвестициям в нашу страну. Речь может идти о "выносе" на территорию России ряда производств, например, текстильной и пищевой промышленности, или создании сервисной инфраструктуры для экспортеров (логистические центры, складские мощности и так далее).

Вообще, взаимные инвестиции приобретают важнейшее значение. Работа в этом направлении ведется на корпоративном уровне, а также в рамках специально созданной в 2012 году рабочей группы по приоритетным инвестпроектам под эгидой минпромторгов двух стран. Группа работала в параллели с переговорами о ЗСТ. Смысл в том, чтобы через запуск новых проектов, прежде всего во Вьетнаме, нивелировать возможный дисбаланс в торговле. Уже отобрано 17 проектов, они утверждены межправительственной комиссией. Сегодня можно говорить минимум о трех проектах электростанций во Вьетнаме, обустройстве нескольких угольных шахт, проекте модернизации и расширения НПЗ Зунгкуат, строительстве химического завода, создании производства железнодорожных вагонов, поставках гражданской авиатехники.      С подписанием соглашения группа не прекращает работу. Мы видим возможности для взаимодействия в таких областях, как телекоммуникации, нефтегазовый сектор, медтехнологии, фармацевтика, сборка транспортных средств, банки. Это особенно актуально с учетом внедрения новых преференциальных условий для бизнеса.

Безусловно, были и отчасти остаются опасения вьетнамского бизнеса по поводу того, что конкурентоспособность товаров из стран ЕАЭС значительно усиливается. Но Вьетнам ведет переговоры о либерализации торговли сразу на нескольких треках, в этом вопросе накоплен опыт по выработке компромиссов, поэтому большинство опасений было снято в ходе работы переговорных групп. Кроме того, изначально обширная почва для опасений отсутствовала из-за сравнительно небольших объемов торговли. Исключением, пожалуй, является российский экспорт стали и автомобилей. Однако доля российской стали в общем импорте Вьетнама составляет менее 5 процентов. В основном это высокотехнологичная продукция, и какой-либо "угрозы" наш экспорт не несет. Что касается автопрома, то выход из ситуации видится через создание сборочных производств на месте. Правовые и коммерческие параметры такого сотрудничества сейчас прорабатываются.

01.06.2015

Старые грабли
С 1 июля правительство вводит новую пошлину на экспорт пшеницы. Соответствующее постановление кабмина было подписано 28 мая. Ставка пошлины составит 50% минус 5,5 тыс. рублей за одну тонну, но не менее 50 рублей за тонну. Опрошенные "НИ" эксперты опасаются, что пошлина не только сократит экспорт пшеницы, но и приведет к обвалу цен на внутреннем рынке. Грядущие потери отечественных аграриев могут исчисляться десятками миллиардов рублей.

Проект постановления правительства подготовили Минсельхоз и Минэкономразвития. Как говорится в пояснительной записке к документу, пошлина позволит обеспечить паритет привлекательности поставок пшеницы на внутренний рынок и на экспорт. "Помимо фискальной функции ставка будет оказывать регулирующее воздействие в зависимости от изменения мировых цен. При цене зерна в диапазоне от 11 тыс. рублей до 13 тыс. рублей за тонну ставка экспортной пошлины будет носить фискальный характер. При превышении цены выше 13 тыс. рублей ставка будет оказывать регулирующее воздействие", - говорится в документе.

Авторы нововведения надеются, что в случае резкого ослабления курса рубля установленная ставка позволит сдерживать экспорт зерна и продуктов его переработки.

Между тем с 1 февраля по 15 мая этого года в России уже действовала пошлина на экспорт пшеницы, правда рассчитывалась она по иной формуле: 15% плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну. Аграрии, в большинстве своем крайне негативно относившиеся к этой дополнительной финансовой нагрузке, вздохнули с облегчением лишь в середине мая, когда пошлину отменили. Но не долго музыка играла.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, мотивируя возвращение экспортной пошлины, заявил 29 мая: "У нас огромный потенциал нашего агропромышленного комплекса. И производство зерна практически не зависит от тех минимальных экспортных пошлин, которые существовали, которые могут быть введены в ближайшее время. В любом случае при нынешних ценах и курсе рубля пошлина будет минимальной, близкой к нулю. Никаких опасений быть не должно". По словам Дворковича, Россия без вреда для внутреннего рынка может поставить за рубеж 25-27 млн. тонн зерна в ближайшем сельскохозяйственном году - с июля 2015-го по июнь 2016-го.

Между тем опрошенные "НИ" эксперты считают, что правительство наступает на старые грабли. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько назвал введение экспортной пошлины на пшеницу серьезной ошибкой, которая не только дестабилизирует внутренний рынок, но и ставит под угрозу выполнение планов на урожай 2016 года. По его словам, действие пошлины приведет к тому, что хозяйства начнут сокращать посевные площади под пшеницей. "Особенно опасно то, что пошлина серьезно "поранит" наиболее передовую часть зерновой отрасли - производство высококачественного зерна, - сказал эксперт. - Получится, что от нее пострадают больше те, кто выращивает качественное зерно, вкладывает серьезные средства, чем те, кто не утруждает себя этим".

Как полагает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, основными лоббистами пошлины были животноводы, которым выгодны низкие цены на зерно. "Но они рубят сук, на котором сидят", - предупреждает он.

Как считают эксперты, все затраты, связанные с экспортной пошлиной, экспортеры возложат на производителей зерна. В результате цена для них будет "формироваться на пороге 8 тыс. рублей за тонну, это крайне низкий показатель", говорит г-н Злочевский.

Директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов подсчитал, что пошлина сократит экспорт пшеницы как минимум на 2 млн. тонн и приведет к обвалу цен на внутреннем рынке. По его прикидкам, потери российских сельхозпроизводителей от действия пошлины составят 24 млрд. рублей.
02.06.2015

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ ГОТОВ ОКАЗАТЬ БИШКЕКУ ПОДДЕРЖКУ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ЕАЭС
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов оказать Бишкеку поддержку при вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Об этом сообщил президент ЕБРР Сума Чакрабарти на встрече с киргизским министром экономики Олегом Панкратовым. По его словам, у ЕБРР есть опыт помощи странам в их вхождении в интеграционные объединения.

В ЕБРР положительно оценивают желание республики присоединиться к ЕЭАС. Если Киргизия нуждается в такой поддержке, банк готов ее оказать. «Хотелось бы увеличить объемы инвестиций в тех секторах, где мы уже присутствуем. Но для успеха совместной работы важно активное участие государственных органов КР», – сказал Чакрабарти.



03.06.2015

Индия и Вьетнам по росту торговли обойдут всех


По последнему прогнозу HSBC по развитию мировой торговли (HSBC Trade Forecast), до 2016 г. развитые страны смогут удержать объем глобальной торговли на достигнутом уровне, после чего восстановление развивающихся рынков, а также ряд ожидаемых стратегических соглашений о либерализации торговли вернут темпы роста на докризисный уровень.

- В краткосрочной перспективе торговля товарами будет расти в основном за счет развитых стран.

- Динамичное расширение торговли по линии "Юг-Юг" с 2017 г., соглашения о либерализации.

- Особый акцент на анализ последствий подписания Соглашения по информационной технологии: взрывной рост торговли ИКТ-продукцией нового поколения.

После роста в среднем на уровне 1,5% в период с 2012 по 2014 гг. начиная с 2017 г. объемы мировой товарной торговли продолжат расти примерно на 8% в год, говорится в обзоре. Хотя эта цифра все еще ниже докризисных 9%, она может увеличиться за счет подписания дополнительных соглашений с Всемирной торговой организацией (ВТО), а также создания Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) и Регионального всестороннего экономического партнерства (РВЭП).

"В краткосрочной перспективе стабильно укрепляющаяся экономика США, вместе с циклическими подъемами в Европе и Японии, создадут беспрецедентные возможности для международного бизнеса. А на следующем этапе демографические изменения на развивающихся рынках, несомненно, приведут к росту торговли по линии "Юг-Юг", поэтому компаниям необходимо принять диверсифицированную стратегию для работы как на развитых, так и на развивающихся рынках. Если будут ратифицированы международные торговые соглашения, подписание которых сейчас обсуждается, это также может стать существенным катализатором роста, который трудно измерить, но который должен дать компаниям веский повод для оптимизма",

– считает исполнительный директор HSBC Commercial Banking Саймон Купер.

Среди 25 экономик мира, рассмотренных в прогнозе HSBC по развитию мировой торговли, в среднесрочной перспективе наиболее динамичный рост торговли ожидается в Индии и во Вьетнаме. Стоимость товаров, экспортируемых из этих стран, в период с 2015 по 2030 гг., предположительно, будет расти в среднем более чем на 10% в год, поскольку азиатские страны и другие развивающиеся экономики, такие как Турция, Египет, Мексика и ОАЭ, представляют собой драйвер роста торговли. За счет спроса на товары производственно-технического назначения, особенно на развивающихся рынках, выиграют компании, производящие и продающие промышленное оборудование и транспортные средства.

Предложенный прогноз роста может оказаться неточным в случае отсрочки согласования и подписания планируемых соглашений о либерализации торговли и дальнейшего сокращения глобальных сетей поставок. К примеру, дальнейшее возвращение производства, ранее выведенного за рубеж, которое вызовет сокращение международной торговли промежуточной продукцией.

Учитывая тот факт, что, по результатам некоторых исследований, в течение 10 лет до 2004 г. мировой рост торговли был почти на 20% обусловлен мерами по либерализации торговли, в данном исследовании HSBC большое внимание уделяется дальнейшим планам развития электронной промышленности.

Взрывной рост торговли в секторе ИКТ

Соглашение по информационной технологии (Information Technology Agreement, или ITA), подписанное в декабре 1996 г. под эгидой ВТО, стало одним из важнейших в мире соглашений о либерализации торговли. С момента заключения данной сделки объем экспорта информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) вырос почти втрое: согласно оценкам до $1,4 трлн.

В настоящее время страны-участницы обсуждают вопрос расширения первоначального соглашения, которое пока предусматривает нулевые тарифы и отмену пошлин по 250 наименованиям электронных приборов, от калькуляторов до принтеров. На втором этапе планируется включить в соглашение еще 200 видов продукции, таких как средства коммуникации нового поколения, информационные устройства и медицинские приборы – для поддержания экспорта, стимулирования научных исследований и расширения доступа к ИКТ-товарам и, как следствие, для поддержания производства, инноваций и конкуренции в каждой отдельной стране.

Благодаря соглашению по информационной технологии были созданы весьма благоприятные условия для развития свободной торговли информационно-коммуникационными технологиями. В 2000 г. экспорт электронных приборов из Китая составлял лишь 7% от общего объема экспорта аналогичной продукции из 25 стран, включенных в прогноз развития торговли HSBC.

Сегодня доля этой страны увеличилась до 35%, а к 2030 г. достигнет 43% согласно прогнозам HSBC, за счет использования преимуществ соглашения, производства устройств с более сложной спецификацией и продвижения китайских брендов.

Кроме соглашения по информационной технологии продолжается обсуждение ряда других важных межправительственных соглашений:

Ожидается ратификация "Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли". За счет уменьшения бюрократических препятствий и упорядочения требований таможенного контроля оно может привести к сокращению торговых издержек более чем на 12% (по оценкам ОЭСР).

Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) призвано устранить торговые барьеры между 12 странами по обе стороны Тихого океана. По результатам исследований Института мировой экономики Петерсона, ТТП может в течение десяти лет увеличить мировые доходы на $295 млрд.

Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП) создается для отмены тарифов и унификации стандартов между США и странами ЕС и в перспективе способно каждый год обогащать экономику обоих регионов на миллиарды долларов.

Региональное всестороннее экономическое партнерство (РВЭП) предполагает создание зоны свободной торговли между десятью членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и шестью странами Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Австралию, Китай и Индию.


03.06.2015

Меркель выступила за создание зоны свободной торговли ЕС-США до конца 2016-го года
По мнению известного американского экономиста Джозефа Стиглица, договоры о свободной торговле, которые пытается продвигать администрация Барака Обамы, ставят частные корпорации выше государственного регулирования. Но данный факт вызвал общественные споры в стране.

Канцлер Германии Ангела Меркель всячески форсирует подписание соглашения о зоне свободной торговли Евросоюза и США. Президентские выборы в США состоятся в третьем месяце осени следующего года.

В противном случае может возникнуть затяжной перерыв в переговорном процессе, считает Ангела Меркель. В то время как в обществе активно обсуждали этот договор, сама канцлер знала, что Соединенные штаты не станут ограничивать деятельность своей разведки в Европе и никаких соглашений подписывать не будут. Меркель рассказала, что так называемое Трансатлантическое соглашение окажется крайне выгодным не только для ЕС, однако и для Германии в частности. «Мы делаем шаг за шагом, чтобы приблизиться к общему экономическому пространству — как однажды сообщил Владимир Путин — от Владивостока до Лиссабона», — подчеркивала Меркель.

03.06.2015

К созданию зон свободной торговли с ЕАЭС проявили интерес около 40 стран


«Ключевой итог деятельности Комиссии — подписание президентами Беларуси, Казахстана и России в мае 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), к которому затем присоединились еще две страны — Армения и Кыргызстан», — отметил председатель коллегии ЕЭК Виктор Христенко.

По словам Христенко, Евразийский союз — совершенно особенное региональное объединение. Его главная особенность — огромный экономический и ресурсный потенциал стран-участниц. «Являясь гармоничной частью мировой экономической архитектуры, Союз нацелен как на внутренние эффективные преобразования, так и на выстраивание конструктивного диалога с третьими странами, интеграционными объединениями и международными организациями», — подчеркнул Христенко.

К настоящему времени к созданию зон свободной торговли (ЗСТ) с Союзом проявили интерес около 40 стран, сообщили ИА REGNUM в комиссии. Так, 29 мая 2015 года главами правительств стран Союза подписано Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом. Создание ЗСТ позволит не только существенно увеличить торговые потоки. Соглашение важно еще и тем, что по охвату и глубине обязательств оно создает для стран ЕАЭС новый стандарт качества торговых договоров. Также интерес к созданию ЗСТ проявили такие страны, как Израиль, Египет, Индия и др.

Основной блок работы Комиссии в 2014 году, как отмечено в годовом отчете, заключался в первую очередь в согласовании позиций государств Союза относительно развития конкретных отраслей экономики в рамках евразийского интеграционного объединения.

Союзные страны совместно с ЕЭК активно двигались к намеченным целям — созданию единого рынка на базе четырех «свобод»: перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Важными шагами вперед стали договоренности о формировании согласованных политик в ключевых секторах экономики, таких как сфера услуг, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика и таможенное регулирование.

В ЕЭК считают прошедший год плодотворным в плане расширения интеграции

В октябре 2014 года был подписан договор о присоединении со 2 января 2015 года к Союзу Армении, в декабре 2014 года — о присоединении Кыргызстана. В ближайшее время все документы о вхождении Кыргызстана в ЕАЭС должны быть ратифицированы странами-участницами.

За последний год были разработаны основные ориентиры макроэкономической политики и направлений экономического развития государств-членов, которые должны обеспечить условия для макроэкономической стабильности и восстановления экономического роста.

В 2014 году Комиссия начала работу по формированию Таможенного кодекса ЕАЭС, который будет учитывать все новые реалии, в том числе переход на электронный документооборот, позволит сократить время и количество необходимых документов для таможенного оформления.

В числе важнейших итогов года — принятие государствами — членами ЕАЭС решения о создании общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий, которые должны начать работать с 1 января 2016 года.

Существенно удалось продвинуться в одном из наиболее важных направлений деятельности ЕЭК — формировании общего рынка труда. Комиссией доработан и согласован со сторонами соответствующий раздел Договора о ЕАЭС и приложение к нему. С момента вступления документа в силу работодатель признает документы об образовании трудящихся без проведения каких-либо дополнительных процедур. Трудящиеся государств-членов получили возможность работать по гражданско-правовому договору, а также пользоваться бесплатными медицинскими услугами и услугами социального страхования. Кроме того, сейчас идет работа над договором о сотрудничестве в области пенсион­ного обеспечения. Он призван решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране — участнице Союза.

Договор также предусматривает создание единого рынка услуг, либерализация которых будет проходить поэтапно. С 1 января 2015 года уже введен в действие перечень из 43 секторов услуг, составляющий единый рынок.

В целях содействия справедливой конкуренции Комиссия продолжает работу по применению обоснованных и адекватных мер защиты внутреннего рынка и борьбе с антиконкурентными практиками торговых партнеров из третьих стран. В прошедшем году было открыто семь антидемпинговых расследований, а также начата работа над созданием системы маркировки продукции легкой промышленности, которая позволила бы вести эффективный контроль оборота таких това­ров и легальности их ввоза или производства на территории Союза.

В сфере энергетики в 2014 году была разработана Концепция формирования общего электроэнергетического рынка, который полноценно заработает в 2019 году. Эта мера будет способствовать устойчивому развитию национальных экономик, обеспечению энергетической безопасности и повышению конкурентоспособности стран-участников.

«Создав во взаимодействии с государствами — членами Союза условия для подписания Догово­ра о ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия нацелена в полной мере воплотить его статьи в реальность, — подчеркнул Христенко. — Мы продолжаем последовательно реализовывать задачи, направленные на созда­ние условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения».

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза. В настоящее время в ЕЭК входят представители четырех стран: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств — участников ЕАЭС.

11.06.2015

Россия решила запретить поставки буйволятины из Индии


Россельхознадзор с 22 июня запрещает поставки мяса буйволов из Индии в связи с регистрацией ящура в штате Уттар Прадеш.

"Об ограничении объявим в ближайшее время, а действовать оно начнет с 22 июня в отношении штата Уттар Прадеш", - сообщил "Интерфаксу" руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.

По его словам, в этом штате находятся три из четырех производителей буйволятины, которые аттестованы на поставки мяса в Россию. "Мы исходили из принципа регионализации - запрещаем ввоз продукции только из того региона, где обнаружено заболевание", - сказал он.

Индия начала отгрузки буйволятины в Россию в конце марта этого года.



11.06.2015

Новая ассоциация производителей и потребителей алюминия предложила ввести импортные пошлины


ОК "РусАл", "Ростех", Alcoa, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) на встрече в Минпромторге 9 июня объявили о создании ассоциации производителей и потребителей алюминия, пишет в четверг газета "Ведомости" со ссылкой на директора по сбыту "РусАла" Романа Андрюшина.

Ассоциация нужна для того, чтобы увеличить потребление алюминия в России и СНГ, а также сократить долю импорта алюминийсодержащей продукции.

Создание новой ассоциации подтвердили изданию также представители Минпромторга, ОАК и Alcoa.

В 2014 году потребление продукции из алюминия (в пересчете на металл) в России и СНГ, по данным "РусАла", составило 1,9 млн тонн. На долю компании пришлось 900 тыс. тонн произведенного в России первичного алюминия, на вторичный алюминий - 300 тыс. тонн. Остальная часть - 700 тыс. тонн алюминия - была импортирована в РФ.

Участники совещания предложили установить импортные заградительные пошлины на ввоз ряда алюминийсодержащих товаров. Например, для колесных дисков - на уровне "применяемой в развитых странах - 20-30%", некоторых видов фольги и экструзии, сообщил "Ведомостям" один из участников встречи. Сейчас пошлины на алюминий и содержащую алюминий продукцию колеблются от 0% (для производства авиационных двигателей) до 17,5% (для алюминиевых полос жалюзи), следует из данных Евразийской экономической комиссии.

"РусАл" уже предложил Минпромторгу увеличить ставки пошлин на ряд товаров из алюминия, заявил представитель министерства "Ведомостям". А Минпромторг начал готовиться к переговорам в рамках ВТО по этому вопросу. "При этом необходимо понимать, что изменение в сторону ухудшения условий общего доступа на российский рынок недопустимо. То есть если мы решим увеличить ставку по какому-то продукту, например, на 10%, то мы должны предложить альтернативный вариант по соответствующему снижению по другому товару на те же 10%, - отметил представитель Минпромторга. - Поэтому сейчас рано говорить о каких-то принятых решениях - все будет определяться в процессе переговоров, которые продлятся около года".

Представители Минэкономразвития и Евразийской экономической комиссии говорят, что предложений по введению пошлин еще не получали.

Ассоциация также предлагает стимулировать потребление алюминия в строительной отрасли, авиа-, авто-, судо- и вагоностроении. По словам Андрюшина, для этого ассоциация будет в том числе рассматривать и реализовывать новые инвестпроекты при поддержке национальных банков и РФПИ. "Поддержка Минпромторга в этом случае будет (помимо прочего) в виде предоставления госгарантий и субсидирования процентной ставки при получении финансирования", - отмечает топ-менеджер.

Представитель РФПИ комментировать это отказался. Если стимулировать рынок с применением всех этих методов, то к 2020 году можно увеличить потребление алюминия в России на 16-32%, до 2,2-2,5 млн тонн, считает Андрюшин.

11.06.2015

Казахстан завершил переговоры о вступлении в ВТО


Казахстан 10 июня завершил переговоры об условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-релиз на сайте организации. Проект пакета документов по вступлению Казахстана в ВТО будет передан членам рабочей группы организации для официального утверждения 22 июня. В пакете проект доклада группы о реформе торговой системы Казахстана с описанием обязательств, которые страна берет на себя как член ВТО, проект перечня уступок и обязательств по товарам, проект перечня специфических обязательств по торговле услугами.

Казахстан подал заявление о вступлении в ВТО 29 января 1996 г. В пресс-релизе говорится, что это были одни из самых сложных переговоров за последние годы работы ВТО. Члены группы приветствовали их завершение. Основная сложность заключалась в переговорах по корректировке тарифов в связи с членством Казахстана в Евразийском экономическом союзе, которая предусматривает устранение расхождений между двусторонними соглашениями о доступе к рынкам между Казахстаном и членами ВТО и перечнем обязательств России и едиными таможенными тарифами, принятыми в Таможенном союзе.



15.06.2015

Евросоюз просит амнистии на латвийские шпроты


Представитель Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас, в прошлом глава МИД Литвы, требует от России отмены эмбарго на поставку рыбной продукции из стран Прибалтики: Латвии и Эстонии. Глава дипмисии ЕС аргументирует свое требовании тем, что Россия является членом ВТО. Эмбарго на поставку рыбы из вышеуказанных стран Ушацкас называет «несоразмерным».

«Россия, являясь членом Всемирной торговой организации, не имела право в одностороннем порядке накладывать запрет на ввоз продукции из Эстонии и Латвии. Прежде чем идти на такой кардинальный шаг, Москва должна была предупредить Евросоюз, определить временные рамки, чтобы экспортеры смогли скоординировать свою работу. Мы призываем Россию отозвать эмбарго и готовы работать в решении этого вопроса», - сказано в заявлении официального представителя Евросоюза в России.

При этом представление о последствиях эмбарго разнятся. Так министр земледелия заявил, что объем экспортируемой продукции в РФ эквивалентен 100 миллионам долларов. Минфин Латвии заявляет о 26,6 миллионах, т.е. цифру в 4 раза меньше. Латвийские СМИ пишут, что рыбные предприятия уже останавливают производство и приступил к организационным вопросам по сокращению штата.

16.06.2015

Россия вернулась в TIR


Российские власти восстанавливают оформление транзита автомобильных грузов по книжкам МДП (международные дорожные перевозки, TIR), которое со скандалом было ограничено Федеральной таможенной службой (ФТС) в 2013 году. Отказ от планов фактического выхода России из Конвенции ООН по МДП, к которой страна присоединилась еще в 1982 году, объясняется не столько жалобами перевозчиков РФ и давлением международных организаций, сколько проблемами, созданными решением ФТС для перемещения товаров внутри ЕАЭС (прежде всего для Казахстана).

13 июня вступило в силу распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 года об обеспечении непрерывности действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС.

Напомним, "войну" с книжками МДП (Carnet TIR), а точнее, с продающей их Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, представитель Международного союзаавтомобильного транспорта -- IRU в России) таможня вела два последних года. ФТС постепенно уменьшала число пунктов пропуска, в которых фуры со знаками TIR могли беспрепятственно пересекать российскую границу без дополнительных национальных гарантий. В соответствии с Таможенной конвенцией ООН 1975 года наличие книжки МДП позволяет без досмотра перевозить опломбированные транзитные грузы через границы подписавших этот документ стран. Продающая книжки АСМАП (примерно за $100 на партию товара) гарантирует оплатутаможенных платежей в бюджет в случае, если транзитный груз не дойдет до получателя и "потеряется" на территории РФ.

В 2013 году ФТС заявила, что АСМАП задолжала бюджету около 20 млрд руб., и затребовала от перевозчиков более надежного с точки зрения службы финансового обеспечения. В качестве такового были названы прежде всего поручительства, которые стали продавать ранее неизвестные на рынке уполномоченные ФТС страховые компании. АСМАП наличие долга отвергла, неофициально перевозчики объясняли действия таможни желанием переделить доходный рынок обеспечения транзита. К весне 2015 года из более чем 100 международных пунктов пропуска книжки МДП принимались только на нескольких пунктах таможен Северо-Запада. Все это время бизнес-ассоциации и международные структуры слали российским властям гневные письма. Против фактического выхода РФ из Конвенции 1975 года выступил и российский МИД. Это давление, впрочем, не мешало ФТС готовить полное вытеснение АСМАП с рынка - датой разрыва соглашения с этой организацией служба назвала 30 июня 2015 года.

Этого, однако, уже не случится - с 13 июня ФТС обязана восстановить систему МДП. Решающим фактором для принятия этого решения стали не жалобы перевозчиков, не решение Высшего арбитражного суда 2013 года, признавшего неправоту ФТС, и не письма из IRU и ООН - все это таможня в течение почти двух лет спокойно игнорировала. По словам собеседников "Ъ", ситуация изменилась, когда власти Казахстана объяснили Москве, что действия ФТС ставят под угрозу проект ЕАЭС. Ведь транзит грузов, следующих из Европы в Казахстан, приходилось оформлять и оплачивать дважды. До границы ЕС и России - с помощью МДП, по территории РФ - через внутренние поручительства компаний. По словам главы Союза международных автоперевозчиков Казахстана Теодора Каплана, кроме потери времени на границах допзатраты перевозчиков этой страны из-за действий ФТС составляли порядка $500-600 на каждый рейс из Европы, общие потери -- до $100 млн в год.

Все это не вписывалось в концепцию единых пространств ЕАЭС, и 29 мая на заседании Евразийского межправительственного совета было принято решение об обеспечении непрерывности действия Конвенции МДП на территории союза. 10 июня ФТС сообщила о "восстановлении взаимодействия" с АСМАП, в ответ перевозчики пообещали поддержать усилия службы, добивающейся пересмотра Конвенции 1975 года. Таможня хочет, чтобы механизм взыскания таможенных платежей с гарантийного объединения стал более прозрачным и чтобы исполнительный совет Конвенции МДП формировался в основном из представителей стран, на которых приходится основной грузооборот (по словам главы представительства IRU в Евразии Дмитрия Чельцова, из 3 млн книжек примерно половина ранее закрывалась на территории РФ).

Перечень пунктов пропуска, которые будут принимать книжки МДП, служба пока не обнародовала, обещая, однако, "задействовать основные транспортные направления транзита грузов по территории РФ".

16.06.2015

Украину могут оставить без отходов


Правительство внесло макулатуру и бумажные отходы в список важных для рынка России товаров, экспорт которых может быть запрещен. О введении ограничений, которые затронут прежде всего поставки на Украину, пока речи не идет, но переработчики уже просили заградительных пошлин. Впрочем, участники рынка уверены, что даже запрет на экспорт не решит проблемы, а главным вопросом остается объем сбора макулатуры.

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому регенерируемые бумага и картон (то есть макулатура) вносятся в список важных для российского рынка товаров, на экспорт которых могут быть введены временные ограничения или запрет. Такую идею в начале года высказывал Минпромторг, а в феврале замминистра Георгий Каламанов обсуждал с участниками бумажной отрасли десятипроцентную экспортную пошлину на макулатуру для стимулирования ее переработки. Но пока никаких ограничений не введено. В Минпромторге ситуацию не комментируют, в ЕЭК не ответили на запрос "Ъ".

Регенерируемые бумага и картон используются для производства стройматериалов, одноразовой посуды, гофрокартона, упаковки, офисной бумаги и так далее, стоимость сырья составляет более 50% себестоимости продукции. По данным участников рынка, в 2014 году объем собранной макулатуры в РФ составил около 2,25 млн тонн. Экспорт регенерируемых бумаги и картона из России -- это 350-400 тыс. тонн в год стоимостью $65-75 млн, в 2014 году было поставлено 349 тыс. тонн за $65 млн, говорит главный редактор агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Кирилл Баранов. Основной рынок -- это Украина (70% поставок), 6% уходит в Финляндию, 5% -- в Китай. Экспорт в Европу был невыгоден: там макулатура стоила около €110 за тонну, а в России -- €150 за тонну. Дополнительно обострять отношения с Киевом Москва не хотела, говорит один из источников "Ъ", но теперь ситуация изменилась. Кроме того, экспорт стал выгоднее из-за девальвации рубля, ситуацию осложнило и сокращение импорта товаров, упакованных для транспортировки в картон. По оценкам участников рынка, в 2015 году сбор макулатуры не превысит 2 млн тонн, а экспорт может увеличиться на 25%, почти до 450 тыс. тонн. В связи с этим дефицит сырья источники "Ъ" оценили примерно в 1,5 млн тонн -- около 45% от нужд российских переработчиков.

Президент Национальной конфедерации упаковщиков, глава cовета директоров "РАО Бумпром" Владимир Чуйков отмечает, что вопрос ограничения экспорта обсуждается давно, но в сложившейся ситуации это стало "крайне необходимо". По его словам, в последние годы в России запущено несколько производств по переработке макулатуры мощностью 700-800 тыс. тонн, что вызвало дефицит сырья и рост цен на него. Но ограничения экспорта целесообразны на краткосрочный период для нормализации цен и рынка, фундаментальных изменений они не повлекут, замечает бизнесмен, а основная проблема -- это низкий уровень сбора. По оценке господина Чуйкова, при раздельном сборе бытовых отходов можно нарастить объемы макулатуры в России еще почти на 1 млн тонн.



19.06.2015

РФ и Индия подготовят договор о зоне свободной торговли


Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев и министр торговли и промышленности Индии Нирмала Ситхараман поставили подписи под совместным заявлением о начале работы над подготовкой договора о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) и Индией, третьей мировой экономикой.

Заявление было принято в рамках Петербургского международного экономического форума. В ближайшее время будет сформирована совместная исследовательская группа, которая определит контуры будущего режима преференциальной торговли между евразийским интеграционным объединением и Индией.

Андрей Слепнев рассчитывает, что уже в следующем году главам стран будут представлены результаты исследования, которые позволят получить ЕЭК мандат переговоры по тексту договора. Сравнительно быстрое завершение подготовительной работы будет возможно благодаря большому опыту Индии в создании зон свободной торговли и опыту ЕЭК, полученному в ходе работы над ЗСТ с Вьетнамом.

Однако даже если все инициативы Евразийской экономической комиссии о зонах свободной торговле будут реализованы, Евросоюз еще долго будет оставаться основным торговым партнером России, сказал Андрей Слепнев в ответ на вопрос "РГ".

"Потому что бизнес, скрепя зубы, ждет, что когда-нибудь политики успокоятся и здравый смысл возобладает. Они понимают, что мы соседи, начальники меняются, а бизнес остается. Проблема в том, что разочарование бизнеса неспособностью политиков договориться нарастает, и это начинает влиять на бизнес-стратегии, в этом опасность", - сказал Андрей Слепнев.

Хотя вес азиатских партнеров, конечно, будет расти, продолжил министр ЕЭК, так же, как их вес будет расти во всей мировой торговле. "Это будет более сбалансированная картина. Я хочу сказать, что период торгового романтизма закончился, теперь все будет более прагматично и сбалансировано", - заключил Слепнев.

В этом году Евразийский экономический союз заключил соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом - оно стало первым подобного рода соглашением как для ЕАЭС, так и для всех входящих в него стран, в том числе России. Через зоны свободной торговли Вьетнама со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Россия расширяет доступ на рынки не только Вьетнама, но и Китая и других крупных экономик.

Завершается экспертное исследование целесообразности создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Израилем, начинается аналогичная работа в отношении Египта, принято принципиальное решение о движении в сторону режима беспошлинной торговли с Китаем. В ближайшее время может начаться подготовка переговоров о преференциальной торговле с Ираном.

Предложения от других стран по беспошлинной торговле с ЕАЭС поступают регулярно, всего в ожидании решения лидеров России, Казахстана и Белоруссии находится свыше 30 государств.

По политическим причинам заморожены переговоры о создании зоны свободной торговли с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн), прекратилось обсуждение идеи ЗСТ с Евросоюзом.



19.06.2015

Евросоюз отклонил первую просьбу России о созыве арбитров ВТО


Источник, знакомый с ходом дела, сообщил, что Евросоюз отклонил первую просьбу России сформировать группу арбитров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) для разрешения спора по энергетике. «ЕС сегодня отклонил первый запрос России на создание панели (арбитров) по изучению их спора»,— приводит «РИА Новости» слова собеседника. По правилам организации, первый запрос может быть отклонен, второй запрос отклонению не подлежит. Следующее заседание запланировано на 20 июля.

В ЕС полагают, что уровень тарифной защиты превышает согласованный в момент присоединения России к ВТО. В частности, Брюссель не устраивает, что пошлина на бумажную продукцию составляет 15% вместо 5% (иск подан в октябре 2014 года), а в случае холодильников и пальмового масла ЕС недоволен тем, что Россия «фиксирует минимальную сумму выплаты»,— речь идет о ставке 5%, но не менее €0,12 за 1 кг масла и 18,3–17,3%, но не менее €0,16 за 1 л полезного объема оборудования. ЕК недовольна и введенными РФ в мае 2013 года антидемпинговыми пошлинами на импорт LCV из Германии и Италии — 29,6% и 23% соответственно. Консультации по этому иску начались в мае 2014 года, в прошлом декабре была собрана панель арбитров, которая в течение полугода должна вынести свое решение, если переговоры не удастся вернуть на уровень досудебного урегулирования.



22.06.2015

Казахстан официально завершил 20-летние переговоры о вступлении в ВТО


Рабочая группа по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию официально объявила о завершении переговоров, говорится в обращении президента страны Нурсултана Назарбаева. Финальное заседание рабочей группы состоялось в понедельник в Женеве.

"Сегодня 90% нашей торговли приходится на страны - члены ВТО. Поэтому данное решение для нас очень важно. Казахстан становится еще более привлекательным как для иностранных, так и отечественных инвесторов. Мы получаем возможность для создания новых производств и рабочих мест", - отмечается в обращении.

Назарбаев добавил, что Казахстан станет 162-м членом ВТО. "Все крупные экономики мира признали Казахстан как страну с благоприятным инвестиционным климатом, ведущую торговую политику в соответствии с нормами международного права", - говорится в документе.

10 июня Казахстан завершил длившиеся почти 20 лет переговоры об условиях вступления в ВТО.

Сложность процесса заключалась в переговорах по корректировке тарифов в связи с членством Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Корректировка предусматривает устранение расхождений между двусторонними соглашениями о доступе к рынкам между Казахстаном и членами ВТО, перечнем обязательств России перед ВТО и едиными таможенными тарифами, принятыми в Таможенном союзе.

Казахстан подал заявление о вступлении во Всемирную торговую организацию 29 января 1996 года.



25.06.2015

Россия предоставит Arianspace 21 ракету "Союз" для запуска спутников системы связи OneWeb


Россия с 2017 по 2019 год предоставит 21 ракету-носитель "Союз" для запуска космических аппаратов системы мобильной спутниковой связи "OneWeb", говорится в сообщении Роскосмоса, поступившем 25 июня в ТАСС.

"В Лондоне компании Arianspace и OneWeb объявили о подписании контракта на запуск космических аппаратов системы мобильной спутниковой связи OneWeb с использованием 21 ракеты-носителя "Союз» с 2017 по 2019 год. Для реализации этих планов потребуется 21 запуск с использованием ракет-носителей "Союз", из которых не менее 15 будут осуществлены с Байконура и российских космодромов", - говорится в сообщении.

В Роскосмосе уточнили, что в случае успешной реализации проекта контракт предусматривает опцион не менее чем на пять дополнительных запусков "Союзов" после 2020 года.

"Этот контракт является крупнейшим в истории оказания пусковых услуг, - подчеркнул глава Роскосмоса Игорь Комаров, чьи слова приводятся в сообщении ведомства. - И выбор ракеты-носителя "Союз" - свидетельство высокой конкурентоспособности российской ракетно-космической техники".

В ведомстве также отмечают, что контракт "обеспечит на несколько лет вперед полную загрузку ряда отечественных предприятий ракетно-космической промышленности".

С помощью ракет будут запускать космические аппараты массой до 150 кг с фазированной излучающей решеткой Ku-диапазона. Соглашение предусматривает выведение 672 спутников базовой группировки на околополярную орбиту высотой 1,2 тыс км. Космические аппараты для демонстрационного запуска, намеченного на конец 2017 года, будут изготовлены головным предприятием корпорации Airbus Defence and Space в Тулузе. Остальные будут произведены совместным предприятием OneWeb и Airbus Defence and Space во Флориде.



25.06.2015

Курс на выезд


Как стало известно "Ъ", премьер Дмитрий Медведев поручил правительству обсудить идею группы ГАЗ Олега Дерипаски по масштабной программе поддержки автоэкспорта. Среди предложений — расширение программ льготного лизинга и автокредитования на экспорт, субсидирование логистических затрат и разработок экспортных модификаций. Группа ГАЗ также добивается снижения стоимости экспортных кредитов. Однако пока поставки автомобилей за пределы России незначительны, а источники "Ъ" считают, что у Белого дома могут возникнуть вопросы к эффективности поддержки экспорта.

О том, что владелец группы ГАЗ Олег Дерипаска 18 июня передал премьеру Дмитрию Медведеву предложения по мерам господдержки экспорта автомобилей, "Ъ" рассказали источники, знакомые с ситуацией. Тогда премьер в ходе открытой части встречи говорил, что автопроизводителям "надо воспользоваться в экспортных целях" девальвацией рубля. По данным источников "Ъ", группа ГАЗ хочет ввести "не запрещенные правилами ВТО механизмы поддержки экспорта", в том числе экспортные субсидии. Для обсуждения предложений "на площадке правительства" может быть создана комиссия с участием автопроизводителей и ведомств. По словам собеседников "Ъ", премьер "в целом идею поддержал" и поручил проработать меры первому вице-премьеру Игорю Шувалову и Минэкономики.

Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова подтвердила "Ъ", что Олег Дерипаска внес "ряд мер по поддержке отечественного автопрома", которые "обсуждаются на рабочем уровне". В секретариате Игоря Шувалова и Минэкономики признают, что предложения прорабатываются.

Экспорт автомобилей из РФ невелик. КамАЗ в 2014 году нарастил экспорт на 6,8%, примерно до 6 тыс. машин, группа ГАЗ реализовала за рубеж 17 тыс. машин (выручка выросла на 56%, до 7,2 млрд руб.), экспорт АвтоВАЗа упал на 34%, до 51,7 тыс. машин. По данным Минэкономики, автопром в январе-апреле наращивал экспорт: АвтоВАЗ - на 9,4%, КамАЗ - на 20%, "Урал" (входит в группу ГАЗ) - на 34,7%.

Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что у компании есть или готовятся к запуску "много привлекательных для поставок за рубеж моделей", в частности уже выпускаются LCV "Газель Next", грузовик "Газон".

Собеседники "Ъ" рассказывают, что среди нефинансовых мер господдержки экспорта есть "снижение на внешних рынках импортных пошлин на комплектующие для экспортных модификаций, это вопрос торговых переговоров". Компания также предлагает субсидировать логистические затраты, включая тарифы ОАО РЖД, и издержки на сертификацию техники по международным стандартам; распространить на экспорт действующие программы льготного лизинга и автокредитования, субсидии на НИОКР; инициировать по линии ВТО "мероприятия по снижению уровня таможенных пошлин на автотехнику" и ускорить создание зон свободной торговли с другими странами.

Финансовый пакет предусматривает снижение стоимости экспортного финансирования. По данным источников "Ъ", в группе ГАЗ отмечали, что рефинансирование под страховое покрытие ЭКСАР в рублях можно получить под 9% годовых, но ставку надо снизить до 5%. Предложено ускорить механизм получения льготного экспортного финансирования (сейчас -- около полугода). "Отмечается, что сейчас возможность субсидировать экспортные контракты есть только у ВЭБа и (в перспективе) у Росэксимбанка, но право стоит дать и другим",-- говорят источники "Ъ". В ВЭБе и ЭКСАР от комментариев отказались, но источник, близкий к группе, назвал последнее предложение "резонным", оно обсуждается.

На фоне затяжного падения спроса в РФ (за январь--май, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи упали на 37,7%, до 642 тыс. машин) производители уже не раз заявляли о необходимости поддержки экспорта. В феврале глава АвтоВАЗа Бу Андерссон просил правительство о подобных субсидиях. Источники "Ъ" в отрасли говорят, что и другие экспортеры готовят предложения Минпромторгу (субсидии на логистику, сертификация на соответствие требованиям страны ввоза, субсидирование ввозных пошлин на внешних рынках).

Но один из собеседников "Ъ" отмечает, что Минфин требует бюджетной эффективности таких мер, которая в подобных программах практически отсутствует. На прошлой неделе заместитель гендиректора "Рено Россия" Игорь Титов предложил разработать новые критерии оценки эффективности экспорта для его поддержки. По его словам, они основаны на НДС, которого нет при экспорте, но должны учитывать и, например, "доходы региональных бюджетов".

Директор автомобильной практики PwC в России Сергей Литвиненко говорит, что в РФ сейчас есть лишь косвенные меры поддержки экспорта -- например, политические переговоры. К распространению программы обновления парка и льготного автокредитования на экспорт господин Литвиненко относится скептично: так, вести программу с иностранными банками в валюте дороже. Зато идею снизить ставку по рефинансированию экспортных кредитов он считает "эффективной и практичной". Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что экспортная ниша для производителей -- качественная бюджетная коммерческая техника, с новыми моделями есть перспективы у АвтоВАЗа.



26.06.2015

ВТО призвала Украину отменить спецпошлину на импорт автомобилей


Экспертная панель ВТО поддержала жалобу Японии против Украины и призвала Киев отменить дополнительную пошлину на импорт автомобилей, введенную в 2013 году, передает ПрессОрг.

По мнению экспертов ВТО, решение Украины нарушает международные торговые нормы. По их выводам, Украина "действовала несовместимо" с рядом международных торговых норм, в том числе Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года.

В организации решили, что Украина должна "привести свои мероприятия в соответствие с обязательствами в рамках этих соглашений". Также Киев призывают отменить решение о дополнительной пошлине. Украина и Япония могут обжаловать решение ВТО в течение 60 дней.

Япония обжаловала действия Украины на уровне ВТО в 2013 году. В обосновании жалобы Япония указала на то, что действия Украины не отвечали процедурным требованиям ВТО и нарушали соглашения организации, в частности Генеральное соглашение о тарифах и торговле.



Украина ввела 13 апреля 2013 года дополнительную пошлину на импорт автомобилей, которая составляет 6,5 и 13 процентов на авто с двигателем от тысячи до 2200 кубических сантиметров. Это решение вступило в силу на три года.
Каталог: upload -> medialibrary -> ea7
medialibrary -> Авиакомпания свяжет Хабаровск с приморским поселком Кавалерово Это направление включено в список субсидируемых государством маршрутов
medialibrary -> Число пассажиров региональной авиации Приморья приближается к 25 тысячам
medialibrary -> Россия выиграла разбирательство в международном арбитражном суде по иску немецкой компании Sana Consulting
medialibrary -> Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Операционные системы»
medialibrary -> 1. Рабочая программа Цели освоения дисциплины
ea7 -> Работа с правовыми актами поступившими и зарегистрированными в администрации района


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница