Руководителю соц



страница1/13
Дата09.05.2018
Размер1.16 Mb.
ТипТезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»







I.3. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Тема № 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
Цель: Формирование знаний основных понятий общей нозологии

План лекции:

  1. Введение в курс патологической физиологии. Патофизиология как наука и учебная дисциплина.

  2. Общая нозология, основные понятия общей нозологии. Здоровье и болезнь. Основные критерии болезни. Понятие о предболезни.

  3. Патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние.

  4. Стадии болезни, характеристика.

  5. Смерть, периоды умирания, характеристика.

  6. Принципы реанимации. Понятие о постреанимационной болезни.


Тезисы лекции

Патофизиология (от греч. Pathos - болезнь, physis – природа, функция, logos - учение) – наука о функциях больного организма.

Патофизиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней.



Задачи патофизиологии

  • Изучение вопросов общей этиологии

  • Изучение вопросов патогенеза

  • Разработка методов экспериментальной терапии

  • Формирование врачебного мышления

Основной метод патофизиологии – патофизиологический эксперимент.

Особенность патофизиологического эксперимента: моделирование болезней человека у животных.



Нозология – учение о болезни (от греч. nosus-болезнь

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» ВОЗ.

«Болезнь – нарушение нормальной жизни организма под влиянием различных повреждающих факторов, характеризующееся ограничением приспособления к окружающей среде и снижением трудоспособности» И.Петров.

Критерии болезни


  • Жалобы больного

  • Данные объективного обследования

  • Снижение адаптации к окружающей среде

  • Снижение трудоспособности

Предболезнь – состояние между здоровьем и болезнью.

Критерии предболезни

  • Ограничение приспособительных возможностей при нагрузке

  • Обратимость наблюдаемых изменений

  • Выявляется нагрузочными пробами (Мартине, Генче, Штанге)

Патологическая реакция –(re - против, action - действие) –

кратковременная, необычная (неадекватная) реакция организма на какое-либо воздействие



Патологический процесс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций при повреждении.

Типовые патологические процессы:

  • протекают однотипно у разных видов животных и человека,

  • характерна многопричинность (полиэтиологичность),

  • развиваются в разных органах и тканях,

  • имеют более или менее выраженное защитно-приспособительное значение,

  • выработаны в ходе эволюции.

Патологическое состояние – стойкое отклонение от нормы, не имеющее приспособительного значения для организма.

Стадии болезни:

  • Начало болезни

  • Стадия собственно болезни

  • Исход болезни

Стадии инфекционных болезней:

  • Инкубационный период

  • Продромальный период

  • Период разгара болезни

  • Исход болезни

Исходы болезни

  • Выздоровление (полное, неполное)

  • Переход в хроническую форму

  • Смерть

Смерть
  • естественная

  • патологическая


Периоды умирания: Преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, биологическая смерть

Реанимация – оживление организма. Возможна на обратимых этапах умирания.



Принципы реанимации:

  • Восстановить работу сердца

  • Восстановление дыхания

  • Восстановление нарушенного гомеостаза


Иллюстративный материал:

1. Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

2. Курс лекций под ред. А.Н.Нурмухамбетова : Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре.
Литература:

Основная


  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.63-89

  2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 18-30.

  3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-14.

  4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 12-17.

  5. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 6-22.

  6. Есембаева с.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Моделирование воспалительных процессов в слюнных железах. – Алматы, 2010., с.14-16

  7. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.23-30

Дополнительная

8. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 11-19.

9.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 25-37.

10.Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 25-31.

11.Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. - М.: Медицина, 1982 . - 240 с.

12.Ударцева Т.П. Гипокинезия как предболезнь //Вестник КагГМУ, 2001. - № 12, с. 56-60.



Контрольные вопросы (обратная связь)

    1. Критерии болезни.

    2. Критерии предболезни.

    3. Стадии инфекционного заболевания.

    4. Периоды умирания.

    5. Принципы реанимации.


Тема № 2. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
Цель: Формирование знаний по вопросам общей этиологии и патогенеза.

План лекции:

  1. Этиология, определение понятия. Понятие о причинах и условиях развития болезни. Роль причины и условий в развитии болезни.

  2. Классификация этиологических факторов. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в развитии болезней. Роль наследственности в этиологии.

  3. Патогенез, понятие. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Первичное повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Понятие о «ведущем звене» патогенеза и «порочном круге» в патогенезе.

  4. Этиотропный и патогенетический принцип профилактики и терапии болезней.


Тезисы лекции

Этиология (греч aitia – причина, logos-учение) - учение о причинах и условиях болезни

Причина – тот фактор, который вызывает болезнь и придает ей специфические черты

Для причины характерно:



  • предшествует развитию болезни

  • имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни

  • устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признаков болезни и выздоровлению организма

  • с помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.

Условия – те факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению болезни

Патогенез (греч. pathos - болезнь, genesis - развитие) – учение о механизмах развития, течения и исходов болезни.

Патогенез - комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, возникающих при болезни.



Ведущее звено патогенеза – то звено, которое приводит к развертыванию остальных звеньев патогенеза и дает специфические проявления болезни.

Порочный круг в патогенезе (circulus vitiosus) – формирование положительной обратной связи между звеньями патогенеза, когда последующее звено патогенеза усугубляет предыдущее, когда причинно-следственные отношения в патогенезе замыкаются, и следствие усугубляет действие причины.

Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней – мероприятия, направленные на устранение причины болезни и повышающие резистентность организма

Патогенетическая терапия – мероприятия, направленные на устранение ведущего и других звеньев патогенеза.
Иллюстративный материал:

1. Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре
Литература:

Основная


  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.63-89

  2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 18-30.

  3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-14.

  4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 12-17.

  5. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 6-22.

Дополнительная

6. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 11-19.

7.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 25-37.

8.Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 25-31.

9.Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. - М.: Медицина, 1982 . - 240 с.

10.Ударцева Т.П. Гипокинезия как предболезнь //Вестник КагГМУ, 2001. - № 12, с. 56-60.



Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Критерии болезни.

  2. Критерии предболезни.

  3. Стадии инфекционного заболевания.

  4. Периоды умирания.

  5. Принципы реанимации.


Тема № 3. РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА В ПАТОЛОГИИ
Цель: Формирование знаний по роли реактивности организма в возникновении и развитии заболеваний.

План лекции:

  1. Реактивность организма, определение. Формы ответной реакции организма на раздражитель.

  2. Резистентность организма, определение, виды резистентности.

  3. Виды реактивности, характеристика.

  4. Роль конституции, возраста, пола в реактивности


Тезисы лекции

Реактивность (Re – против; action - действие) - это свойство организма отвечать определенным образом на воздействие факторов окружающей среды (Н.Н.Сиротинин).

Реактивность- это свойство организма как целого отвечать изменением жизнедеятельности на воздействие окружающей среды (А.Д.Адо).

О реактивности судят по реакциям на конкретный раздражитель (скорость, интенсивность и длительность реакций).

Формы ответных реакций:

Нормергия- это адекватный ответ организма на воздействие раздражителя при этом имеет место нормергическая ответная реакция

Патергия- неадекватная ответная реакция:


  • гиперергия - бурные физиологические реакции, значительно превышающие необходимый уровень реагирования (реактивность детского организма)

  • гипергия - слабые реакции физиологических систем, недостаточные для полноценного ответа организма на повреждающее воздействие (вялое течение болезней с неясными, стертыми признаками) (реактивность старческого организма)

  • анергия - отсутствие ответных реакций (носительство, отсутствие реакций в состоянии комы, при наркозе)

  • дизергия - извращенные ответные реакции (расширение сосудов на действие низкой температуры, расширение зрачка на свет)

Резистентность организма - устойчивость организма против болезнетворных воздействий (resisteo-сопротивление). Различают резистентность активную и пассивную, первичную (естественную) и вторичную (приобретенную.)

Резистентность активная: активация эритропоэза в условиях гипоксии, фагоцитоз при воспалении, иммунитет, нейтрализация ядов.

Резистентность пассивная: кожа и слизистые, скелет, соляная кислота желудочного сока.

Виды реактивности


  • Видовая - наиболее общий вид реактивности, особенности реагирования целого вида (миграция птиц, зимняя спячка млекопитающих, видовой иммунитет)

  • Групповая - особенности реагирования отдельных групп индивидуумов в пределах вида (пол, возраст, конституция, расовая принадлежность, группа крови и др.)

  • Индивидуальная - особенности реагирования индивидуума, определяет уникальность индивидуума

Реактивность может быть физиологической (адекватные реакции организма)

и патологической (неадекватные реакции организма).

Специфическая или иммунологическая реактивность - это ответ на действие антигена выработкой антител или комплексом клеточных реакций (физиологическая). Патологическая специфическая реактивность - аномалии иммунитета (аллергия, иммунодепрессивные, иммуннодефицитные состояния). Неспецифическая реактивность - это изменения в организме на действие внешних факторов, не связанные с иммунным ответом.

Конституция (от лат. constitutio – состояние, свойство) - это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, формирующих состояние его реактивности, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств.

Существует множество классификаций конституциональных типов. В их основу положены различные принципы. Морфологический принцип лежит в основе классификаций Сиго и Кречмера. Функции регулирующих систем положены в основу классификаций И.П. Павлова и Богомольца. Морфофункциональный принцип классификации лежит в основе классификации М.В. Черноруцкого. Классификация имеет широкое применение, так как позволяет отметить особенности патологии людей, принадлежащих к определенному типу конституции. Гиперстеники склонны к повышению АД, ожирению, сахарному диабету, усилены эффекты катехоламинов. Астеники склонны к анемиям, гипотензивным состояниям, чаще отмечается туберкулез, болезнь Адиссона. У нормостеников чаще встречаются артриты, респираторные заболевания.



Возраст человека определяет особенности ответных реакций. Реактивность детей раннего возраста определяется тремя факторами:

  • незаконченным морфологическим и функциональным развитием нервной и эндокринной систем.

  • функциональной незрелостью иммунной системы

  • высокой проницаемостью физиологических барьеров.

Для старческого возраста характерна следующая особенность патологии:

  • бедная симптоматика (гипоергические реакции).

  • хроническое течение болезни.

  • множественность патологии

  • быстрое истощение систем адаптации во время болезни

  • недостаточность системы иммунитета, большая частота опухолевых заболеваний.

Половая принадлежность определяет особенности ответных реакций. Женщины более резистентны к холоду, голоду, кровопотере, гипоксии, у них чаще встречаются заболевания эндокринной системы. Мужчины менее резистенты к действию стрессоров, чаще развиваются болезни дезадаптации: ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, артериальная гипертензия.
Иллюстративный материал:

1. Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре),

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре
Литература:

Основная


  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 308-324, 232-307

  2. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.121-139

  3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 81-90.

  4. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 73-89

  5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 23-33.

  6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-115.

Дополнительная

  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 21-23, С. 26-42.

  2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 41 - 44.

  3. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С.133-149

  4. Назаренко Н.М. Патофизиология раннего онтогенеза, Алматы, 1998.– 175с.

  5. Ә. Нұрмұхамбетов. Ұрық даму мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы., Алматы, 2004. – 162б.

  6. Н.В. Жуйко. Особенности реактивности детского организма, Алматы, 2006.- 68с.

Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Виды реактивности.

  2. Виды резистентности.

  3. Классификация конституциональных типов по М.В. Черноруцкому.

  4. Найти запрограммированные ошибки

Тема № 4. НАРУШЕНИЕ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА
Цель: Формирование знаний по вопроам этиологии и патогенеза нарушений водно-электролитного обмена.

План лекции:

  1. Содержание воды в организме. Распределение воды по секторам. Понятие о водном балансе организма. Формы нарушения водного баланса.

  2. Обезвоживание организма, виды, причины, патогенез.

  3. «Водная интоксикация», понятие, причины, механизмы развития.

  4. Отеки, определение понятия. Патогенетические факторы отеков, характеристика.

  5. Клинические виды отеков, патогенез.


Тезисы лекции

В организме взрослого человека содержится –60%, у новорожденного – 80% воды от массы тела.

Распределение воды в организме:


  • внутриклеточный сектор 70%

  • внеклеточный сектор 30% (внутрисосудистая вода, межклеточная вода, вода в полостях организма).

Водный баланс – равновесие между поступлением и выделением воды из организма. Величина водного баланса около 2,5 л в сутки.

Формы нарушения водного баланса (В.Б.)

Положительный В.Б. - выведение воды меньше поступления (отеки, водянка, водная интоксикация)

Отрицательный В.Б - выведение воды больше поступления (обезвоживание = гипогидратация = дегидратация)

Причины обезвоживания






1) Недостаточное поступление воды

2) Избыточное выведение

экстремальные ситуации

патологические процессы в организме:

  • сужение пищевода

  • кома

  • заболевания головного мозга с отсутствием чувства жажды

  • «водобоязнь» при бешенстве

воды и солей

  • рвота

  • диарея

  • полиурия

  • кровопотеря

  • обширные ожоги

  • усиленное потоотделение



Воды

  • гипервентиляция

  • полиурия (несахарный диабет)

  • гиперсаливация


Виды обезвоживания по патогенезу (по изменению осмотического давления внеклеточного сектора)

  • Изоосмоляльное (изотоническое) - эквивалентная потеря воды и электролитов

  • Гиперосмоляльное (гипертоническое) - преимущественная потеря воды или недостаточное поступление воды

  • Гипоосмоляльное ( гипотоническое) - преимущественная потеря электролитов

(диарея, многократная рвота, чрезмерное потоотделение)

Патогенез обезвоживания:

  • Уменьшение объема циркулирующей крови

  • Гипоксия

  • Аутоинтоксикация

  • Изменение осмотического давления вне- и внутриклеточного сектора

  • Изменение КОС

Виды гипергидратации по патогенезу (по изменению осмотического давления во внеклеточном секторе)

  • гиперосмоляльная - при питье морской воды, введении гипертонических растворов

  • изоосмоляльная – при введении физиологических растворов (отеки, водянка)

  • гипоосмоляльная – водная интоксикация

Водянка – скопление жидкости в полостях тела (асцит, гидроторакс, гидроперикардиум)

Патогенез водной интоксикации:

Избыточный прием воды на фоне сниженной функции почек → воды во внеклеточном секторе→Р осм. во внеклеточном секторе → поступление воды внутрь клеток →

набухание клеток

Отек – патологическое скопление жидкости в тканях и межтканевых пространствах вследствие нарушения обмена воды между кровью и тканями


Патогенетические факторы отеков

Гемодинамический фактор

повышение гидростатического давления в венозном отделе капилляров ( фильтрация,  резорбция)

Онкотический фактор

понижение онкотического давления крови в результате гипопротеинемии (гипоальбуминемии)

Тканевой фактор


повышение онкотического и осмотического давления в ткани в результате накопления электролитов, белков, продуктов метаболизма

Сосудистый фактор


повышение проницаемости капилляров

Затруднение оттока лимфы


в результате воспаления или тромбоза лимфатических сосудов, закупорки филяриями, повышения давления в системе верхней полой вены

Нейроэндокринный фактор


нарушение нервной и гуморальной регуляции водно-электролитного обмена, повышение секреции альдостерона и антидиуретического гормона

Клинические виды отеков



Клинические виды отеков

Ведущие патогенетические факторы отеков

Сердечные отеки

Гемодинамический и эндокринный

Почечные отеки

Нефритические


Нефротические



Нейро-эндокринный и сосудистый

(системное повреждение капилляров) факторы

Онкотический (протеинурия  гипопротеинемия) и нейроэндокринный (ОЦК  альдостерона) факторы



Печеночные отеки

онкотический фактор (нарушение синтеза белка) и нейро-эндокринный фактор ( нарушение инактивации альдостерона)

Кахектические (голодные) отеки:

Онкотический фактор

Воспалительные отеки

Гемодинамический, сосудистый, тканевой факторы

Аллергические отеки

Сосудистый фактор

Роль нейроэндокринного фактора в патогенезе сердечных отеков

МОК

снижение почечного кровотока раздражение волюморецепторов



 выработки ренина

стимуляция секреции альдостерона →



повышение реабсорбции Na в почках → гипернатриемия → раздражение осморецепторов→

 выработки АДГ → реабсорбции воды → накопление воды в тканях (полостях) →

отек, водянка

Иллюстративный материал:

1. Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре),

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре
Литература:

Основная


  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 682-746

  2. Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Алматы, 2010., с.31-38

  3. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.52- 79

  4. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 296-311.

  5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 42-52.

  6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 166-183.

Дополнительная

  1. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 238-248.

  2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 315-334.

  3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 147-175.

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 340-380.

  5. Б.Дж. Ролс, Э.Т.Ролс «Жажда». – М.: Медицина, 1984 г.

Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Положительный водный баланс, определение понятия.

  2. Отрицательный водный баланс, определение понятия.

  3. Отек, определение понятия.

  4. Патогенетические факторы отеков (перечислить).

  5. Найти запрограммированные ошибки

Тема № 5. НАРУШЕНИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
Цель: Формирование знаний по вопросам этиологии и патогенеза нарушений углеводного обмена

План лекции:

  1. Нарушение переваривания и всасывания углеводов в желудочно-кишечном тракте

  2. Нарушение синтеза и распада гликогена в печени. Понятие о гликогенозах.

  3. Нарушение промежуточного обмена углеводов (гиперлактатацидемия, гипервируват-ацидемия), патогенез.

  4. Гипогликемия, причины. Патогенез гипогликемической комы.

  5. Гипергликемия, виды, механизмы развития.

  6. Панкреатическая и внепанкреатическая инсулиновая недостаточность.

Тезисы лекции

Причины нарушения переваривания и всасывания углеводов в желудочно-кишечном тракте:



  • Повреждение слизистой кишечника

  • Наследственный и приобретенный дефицит амилолитических ферментов (амилазы, мальтазы, сахаразы, лактазы)

  • Нарушение фосфорилирования глюкозы в кишечной стенке (снижение активности гексокиназы при отравлении солями тяжелых металлов, флоридзином, моноиодацетатом)


Гипогликемия, снижение массы тела

Осмотическая диарея
Нарушение синтеза и распада гликогена

1. Повышение гликогенолиза, снижение синтеза гликогена



  • Гипоксия

  • Возбуждение ЦНС и симпатической нервной системы

  • Стресс

  • Повышенная секреция контринсулярных гормонов

  • Повреждение клеток печени

2. Повышение синтеза гликогена. Гликогенозы.

Болезнь Гирке (гликогеноз I типа):

Дефицит глюкозо-6-фосфатазы → нарушение распада гликогена, накопление гликогена в печени и почках, гипогликемия.

Увеличение молочной и пировиноградной кислот в крови (МК, ПВК)

Причины:


  • Активация анаэробного гликолиза

  • Повреждение клеток печени (нарушение цикла Кори)

  • Дефицит Вит В1 ® дефицит кокарбоксилазы ® нарушение превращения ПВК в Ацетил КоА ® превращение ПВК в МК® увеличение МК и ПВК ® полиневриты).


Гипогликемия – снижение глюкозы в крови (норма 3,3-5,5 ммоль/л).

Виды:


  • Острая (передозировка инсулина, тяжелая мышечная работа),

  • Хроническая (нарушение всасывания глюкозы в кишечнике, голодание, инсулинома,

дефицит контринсулярных гормонов (надпочечниковая недостаточность, гипотиреоз, гипофизарная недостаточность)

Патогенез гипогликемической комы:



  • Снижение поступления глюкозы в нейроны  субстратная гипоксия нарушение образования АТФ  повреждение нейронов  кома

  • Снижение осмотического давления внеклеточного сектора  перемещение воды в клетки  внутриклеточный отек.


Гипергликемия – увеличение содержания глюкозы в крови.


Виды

Характеристика

Алиментарная



Развивается через 0,5 –1 час после еды. Через два часа возвращается к норме. Патогенез:

Всасывание глюкозы в кишечнике  повышение уровня глюкозы в крови  секреция инсулина  нормогликемия




Эмоциональная (нейрогенная)

Возбуждение ЦНС и симпатической нервной системы ®

 адреналина ® гликогенолиз ® гипергликемия




Гормональная

Дефицит инсулина

а)  прохождение глюкозы через мембраны клеток инсулин зависимых тканей



б)  активность гексокиназы и глюкокиназы ® нарушение фосфорилирования глюкозы ® нарушение утилизации глюкозы клетками

в)  активность гликогенсинтетазы ® гликогеногенез

г) торможение перехода глюкозы в жиры

г) активация глюконеогенеза


Гиперпродукция контринсулярных

гормонов (адреналин, глюкагон, АКТГ и кортизол, ТТГ и тироксин, трииодтиронин, СТГ)

активация гликогенолиза и/или глюконеогенеза (образование глюкозы из белков и жиров)



Инсулиновая недостаточность:






Панкреатическая (абсолютная), развивается при повреждении бета-клеток островков Лангерганса

Лежит в основе сахарного диабета I типа




Внепанкреатическая (относительная), когда инсулин вырабатывается, но не действует.

Патогенез:

уменьшение и/или повреждение инсулиновых рецепторов на поверхности клеток

нарушение пострецепторного механизма действия инсулина

прочная связь инсулина с белками крови

разрушение инсулина антителами

высокий уровень антагонистов инсулина (контринсулярные гормоны, СЖК)

разрушение инсулина инсулиназой печени

Лежит в основе сахарного диабета II типа


Иллюстративный материал:

1. Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре),

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре
Литература:

Основная


  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 568-620

  2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 251-269

  3. Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Алматы, 2010., с.78-81

  4. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с. 20-31

  5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 52-60.

  6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 129-139.


Дополнительная

  1. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 228-238.

  2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 271-293.

  3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 111-127.

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 266-301.

  5. Г.В.Зайчик и др. Основы патохимии. – М: Медицина, 2000.

  6. Вагнер Ф., Роусс Г. Введение в клиническую биохимию. Санк-Петербург,1998- 402с.


Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Патогенез гипогликемической комы.

  2. Виды гипергликемии.

  3. Панкреатическая инсулиновая недостаточность, понятие.

  4. Внепанкреатическая инсулиновая недостаточность, понятие.


Тема № 6. ГИПОКСИЯ
Цель: Формирование знаний по вопросам этиологии и патогенеза гипоксии

План лекции:

  1. Гипоксия определение, классификация.

  2. Этиология и патогенез отдельных видов гипоксии.

  3. Нарушения обмена веществ и функций физиологических систем при гипоксии.

  4. Компенсаторные реакции (срочные и долговременные) при гипоксии.

  5. Возрастная чувствительность организма к гипоксии.

Тезисы лекции

Гипоксия (кислородное голодание) - типовой патологический процесс, развивающийся в результате недостаточного снабжения тканей кислородом или нарушения его использования тканями в окислительно-восстановительных процессах.

Гипоксия – это состояние абсолютной или относительной недостаточности биологического окисления.

9.2. Классификация гипоксии (по И.Р. Петрову):

1. Экзогенная


  • Нормобарическая

  • Гипобарическая

2. Эндогенная

  • Дыхательная

  • Гемическая

  • Циркуляторная

  • Тканевая

  • Смешанная

Эзогенная гипоксия

Гипобарическая Нормобарическая

(низкое барометрическое давление (нормальное барометрическое давление,

при подъеме на высоту) нахождение в невентилируемых помещениях)





 рО2 во вдыхаемом воздухе → гипоксемия, гипокапния, газовый алкалоз.

 рО2 во вдыхаемом воздухе → гипоксемия, гиперкапния, метаболический и газовый ацидоз.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница