Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии



страница1/13
Дата23.05.2018
Размер3.51 Mb.
#24277
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Нижегородская государственная медицинская академия

Т.В. Сумина, Н.Ю. Орлинская, К.Э Юнусова


РУКОВОДСТВО

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

(частный курс)

II ЧАСТЬ

Нижний Новгород

2015 г.

УДК 616 – 091 (075)

ББК 52.5я73

Т – 60


Рекомендовано Центральным методическим советом НижГМА

(протокол № 6 от 30.03.2015 г.)

СУМИНА Т.В.

Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии (частный курс) II часть: учебно-методическое пособие для студентов /Т.В. Сумина, Н.Ю. Орлинская, К.Э. Юнусова – Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2015. – 164 с.

Учебное пособие содержит рекомендации для самостоятельного внеаудиторного изучения тем частного курса патологической анатомии. В него включены указания по изучению разделов обязательной литературы, ссылки на дополнительную литературу. В пособии имеются «Базовые вопросы с ответами», разработанные на кафедре патологической анатомии НижГМА, перечень вопросов для самоподготовки, задания в тестовой форме, типовые задачи и примеры контрольных работ для проверки итогового уровня усвоения знаний. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов III курса лечебного факультета.




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4


Занятие № 8. Заболевания желудочно-кишечного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Занятие № 9. Заболевания печени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Занятие № 10. Заболевания почек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Занятие № 11. Заболевания желез внутренней секреции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Занятие № 12. Общие положения об инфекционных заболеваниях.

Кишечные инфекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84


Занятие № 13. Бактериальные и вирусные инфекции, передающиеся

воздушно-капельным путем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105


Занятие № 14. Туберкулез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Занятие № 15. Сепсис. ВИЧ – инфекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов как аудиторная, так и внеаудиторная занимает наиболее существенное место в образовательном процессе в медицинском вузе. Внеаудиторная самостоятельная работа преследует цель получения теоритических знаний в объеме, который позволяет затем выполнять задания на практическом занятии, полноценно овладевать умениями и навыками и завершать изучение темы написанием контрольной работы.

В предлагаемом учебном пособии содержатся указания для выполнения внеаудиторной (домашней) самостоятельной работы согласно темам общего курса патологической анатомии. Кроме конкретной информации по изучению соответствующих разделов основного учебника содержится перечень вопросов для самоподготовки, а также «Базовые вопросы с ответами». Последние разработаны на кафедре патологической анатомии Ниж ГМА для более успешного усвоения знаний в процесс внеаудиторной работы.

Представление теоритического учебного материала в виде вопросов с ответами позволяет выделить из текста учебника главные моменты, излагать материалы наиболее точно, доступно для обучающегося, а измеримость каждого вопроса количеством существенных элементов ответа (Р) облегчает составление проверочных контрольных материалов. Как показывает многолетний опыт преподавания патологической анатомии «Базовые вопросы с ответами» дают возможность обучающемуся после освоения текста учебника сконцентрировать внимание на основных понятиях, терминах, определениях, классификациях и, таким образом, не упустить усвоение обязательного.

В учебное пособие включены задания в тестовой форме, с помощью которых можно осуществлять самоконтроль усвоения знаний. Эти задания используются при составлении контрольных работ, предлагаемых на практическом занятии. В качестве домашнего задания предлагается заполнение учебных таблиц, сделанных в форме сопоставления характеристик патологических процессов методом сравнительного анализа.

Для закрепления знаний рекомендуется решение типовых задач, которые составлены на основании реальных жизненных ситуаций, позволяют приблизить изучение темы к практической работе врача. Они акцентируют внимание обучающегося на наиболее важных в практическом отношении моментах, требуют умения сопоставления фактического и теоритического материалов при решении конкретных ситуаций, заставляют обучающегося логически мыслить и принимать самостоятельные решения.

По каждой теме общего курса патологической анатомии составлены примеры контрольной работы для проверки итогового уровня усвоения знаний с эталонами ответов. Подобные контрольные работы предлагаются на практических занятиях, ими завершается изучение каждой темы.

Контрольная работа включает:

- задание в тестовой форме с выбором правильных ответов из предложенных;

- базовые или иного характера вопросы, на которые нужно дать ответы самостоятельно (количество ответов по каждому вопросу измерено);

- типовые задачи, подобные тем, которые рекомендовались для закрепления теоритических знаний.

Объем контрольной работы по одной теме практического занятия составляет 25-30 операций. Положительная оценка выставляется при наличии не более 7 ошибок (не более 7 неправильно выполненных операций).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература.

Патологическая анатомия: учебник /Струков А.И., Серов В.В.; под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 880 с.: ил.

Дополнительная литература.

1. Патологическая анатомия: учебник /Пальцев М.А., Аничков Н.М. – в 3-х томах, 2-е изд., перераб и доп. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005, - 304 с., 512 с., 304 с.

2. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М., Медицина, 2002, - 896 с.

3. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие /Под общ. ред. О.В. Зайратьянца. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 960 с.



Занятие № 8

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Цель самостоятельной работы. Получить теоретические знания по патологической анатомии заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Конкретные задачи самостоятельной работы.

1. Запомнить определения, термины, используемые при описании острого и хронического гастрита, язвенной болезни желудка.

2. Усвоить этиологию и патогенез этих заболеваний.

3. Изучить морфологические изменения, соответственно современным классификациям.

4. Усвоить и понять осложнения, причины смерти, последствия при этих заболеваниях.

Задание для самоподготовки. Изучите тему занятия по рекомендуемой литературе, учебнику «Патологическая анатомия» Струков А.М., Серов В.В., под ред. В.С. Паукова, 6-е издание дополненное и переработанное, Москва, ГЕОТАР 2013, с. 465 – 477, 498 – 502. Обратитесь к материалам лекции, другим источникам информации. Для лучшего усвоения знаний используйте «Базовые вопросы с ответами».
БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ




ВОПРОС

Р

ОТВЕТ

1

Дайте определение гастрита.

1

Воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка.

2

Укажите основные этиологические факторы, имеющие значение в развитии острого гастрита.

5

1. Раздражающая пища (острая, холодная, горячая, трудно перевариваемая, большого объёма и др.).

2. Алкоголь. 3. Химические вещества и некоторые лекарства. 4. Инфекционные агенты. 5. Продукты нарушенного обмена.



3

Какие виды гастритов выделяют по течению?

2

1. Острые.

2. Хронические.



4

Назовите морфологические формы острого гастрита.

4

1. Катаральный (простой) – частая форма.

2. Фибринозный.

3. Гнойный (флегмонозный).

4. Некротический (коррозивный).



5

Перечислите возможные микроскопические изменения слизистой оболочки при остром катаральном гастрите.

5

1. Деструкция поверхностного эпителия с его слущиванием.

2. Образование эрозий.

3. Повышение слизеобразования эпителия (слизистая дистрофия).

4. Умеренная воспалительная инфильтрация нейтрофильными лейкоцитами.

5. Нарушение кровообращения (полнокровие, отек, мелкие кровоизлияния).


6

Назовите исходы острых гастритов.

3

1. Полное выздоровление.

2. Переход в хронический гастрит.

3. Склеротическая деформация желудка (цирроз желудка) после тяжёлых форм флегмонозного и некротического гастрита.


7

Укажите наиболее частые этиологические факторы хронического гастрита.

7

1. Инфекционные агенты (бактерии, вирусы, грибы, паразиты, в том числе helicobacter pylori).

2. Нарушение питания (режима, ритма, раздражающая пища и др.).

3. Алкоголь.

4. Токсические вещества (желчь, лекарства и др.).

5. Аутоинтоксикация.

6. Действие иммунных механизмов.

7. Физические факторы (термические, радиация, инородные тела).


8

Какой этиологический фактор признан ведущим в развитии большинства хронических гастритов в настоящее время?

1

Helicobacter pylori.

9

Назовите основные формы хронического гастрита с учетом его этиологии и патогенеза.

3

1. Гастрит А (аутоиммунный).

2. Гастрит В.

3. Гастрит С (рефлюкс-гастрит, гастрит оперированного желудка).


10

Назовите морфологические формы хронического гастрита.

3

1. Хронический поверхностный гастрит.

2. Хронический атрофический гастрит.

3. Редкие формы (эозинофильный, лимфоцитарный, гранулематозный и другие).


11

Опишите микроскопические изменения слизистой оболочки при хроническом поверхностном гастрите.

2

1. Умеренная дистрофия и перестройка покровно-ямочного эпителия (метаплазия).

2. Воспалительные инфильтраты в поверхностных отделах слизистой оболочки (реже во всей толще).



12

Опишите микроскопические изменения слизистой оболочки при хроническом атрофическом гастрите.

4

1. Разноплановые изменения покровно-ямочного эпителия (атрофия, пролиферация, метаплазия, дисплазия).

2. Атрофия желез в сочетании с метаплазией, дисплазией эпителия.

3. Воспалительные инфильтраты во всей толще слизистой оболочки.

4. Разрастание фиброзной ткани на месте бывших желез (склероз).



13

Какие степени атрофии слизистой оболочки выделяют при хроническом атрофическом гастрите?

2

1. Умеренную атрофию.

2. Выраженную атрофию.



14

Как подразделяются хронические гастриты, учитывая степень выраженности воспалительного процесса?

2

1. Активный хронический гастрит (обострение). 2. Неактивный хронический гастрит (ремиссия).

15

Назовите морфологические критерии активности хронического гастрита?

3

1. Выраженная воспалительная инфильтрация с большим количеством нейтрофильных лейкоцитов.

2. Полнокровие, отек.

3. Могут появиться эрозии.


16

Каковы исходы

а) хронического поверхностного гастрита,

б) хронического атрофического гастрита?


2

1


а) 1. Выздоровление.

2. Переход в хронический атрофический гастрит.

б) Возможно развитие рака желудка при тяжелой дисплазии эпителия.


17

Дайте характеристику хронического гастрита

типа А (аутоиммунного):

а) этиопатогенез,

б) поражаемый отдел,

в) секреция HCl,

г) уровень гастрина в крови,

д) морфологические формы,

е) частота.



1
1

1

1



2

1


а) Иммунные факторы, связанные с генотипом больного.

б) Тело и дно желудка.

в) Секреция HCl резко снижена.

г) Продукция гастрина высокая.

д) 1. Хронический поверхностный гастрит (в начале болезни).

2. Хронический атрофический (чаще).

е) Составляет 5-20% всех хронических гастритов.


18

Дайте характеристику хронического гастрита

типа В:


а) этиология (чаще),

б) поражаемый отдел,

в) секреция HCl,

г) продукция гастрина,

д) морфологические формы,

е) частота.



1

1

1



1

2


1

а)Helicobacter pylori.

б) Антральный.

в) Секреция HCl снижена умеренно.

г) Продукция гастрина не изменена.

д) 1. Хронический поверхностный гастрит (чаще).

2. Хронический атрофический гастрит.

е) Составляет 80% всех хронических гастритов.


19


Дайте определение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.


1


Хроническое, циклически текущее заболевание, основным клиническим и морфологическим выражением которого является хроническая рецидивирующая язва желудка или двенадцатиперстной кишки.

20

Укажите основной этиологический фактор язвенной болезни (классические представления).

1

Психоэмоциональное перенапряжение (стресс).

21

Назовите другие факторы, имеющие значение в развитии язвенной болезни.

6

1. Инфекционные агенты в том числе Helicobacter pylori.

2. Алиментарный фактор (нарушение режима и характера питания).

3. Алкоголь.

4. Курение.

5. Лекарственные препараты.

6. Наследственно-конституциональные (генетические) факторы.



22

Какой этиологический фактор в развитии язвенной болезни признан ведущим?

1

Helicobacter pylori.

23

Перечислите общие патогенетические факторы язвенной болезни.

2

1. Нервные.

2. Гуморальные.



24

Перечислите местные патогенетические факторы, способствующие развитию язвенной болезни.

4

1. Нарушение кислотно-пептического фактора. 2. Нарушение слизистого фактора.

3. Нарушение моторики.

4. Структурные изменения слизистой оболочки.


25

Какие стадии формирования хронической рецидивирующей язвы (стадии морфогенеза) принято выделять?

3

1. Эрозия.

2. Острая язва.

3. Хроническая язва.


26

Что такое эрозия желудка?

1

Неглубокий дефект в пределах слизистой оболочки, образованный в результате отторжения некроза.

27

Что такое язва желудка?



1

Глубокий дефект стенки желудка, образованный в результате отторжения некроза.

28

Дайте макроскопическое описание хронической язвы желудка (форма, вид дна, краев).


5

1. Глубокий дефект округлой формы.

2.Дно шероховатое (или гладкое).

3.Края плотные, валикообразно приподнятые.

4.Край, обращенный к пищеводу, подрыт.

5.Край, обращенный к привратнику, пологий.


29

Перечислите основные микроскопические изменения в области краев и дна хронической язвы в период ремиссии.

4

1. Рубцовая ткань в краях и дне язвы.

2. Гиперплазия слизистой оболочки в краях язвы. 3. Эпителизация дна язвы.

4. Склерозированые кровеносные сосуды в дне язвы.


30

Перечислите основные микроскопические изменения в области дна хронической язвы в период ее обострения.

5

1. Обширный фибриноидный некроз соединительной ткани.

2. Фибринозно-гнойный экссудат в облаасти некроза.

3. Грануляционная ткань под зоной некроза.

4. Грубоволокнистая рубцовая ткань.

5. Фибриноидные изменения стенок кровеносных сосудов.


31

Какова наиболее частая локализация язвы желудка?

3

1. Малая кривизна.

2. Антральный отдел.

3. Пилорический отдел.


32

Назовите группы осложнений язвенной болезни желудка и 12-и перстной кишки.

5

1. Язвенно-деструктивные (кровотечение, прободение, пенетрация).

2. Воспалительные (гастрит, дуоденит, перигастрит, перидуоденит).

3. Язвенно-рубцовые (сужение просвета, деформация).

4. Малигнизация.

5. Комбинированные осложнения.


33

Что такое прободение (перфорация) язвы желудка?

1

Формирование сквозного отверстия в стенке желудка за счет углубления некроза в области дна язвы.

34

Что такое пенетрация язвы желудка?


1

Углубление некроза в области дна язвы с проникновением в соседние органы (малый сальник, поджелудочную железу, печень).

35

Что такое симптоматическая язва желудка (двенадцатиперстная кишка)?

1

Изъязвления стенки желудка или двенадцатиперстной кишки, являющиеся проявлением различных заболеваний (не язвенной болезни).

36

При каких заболеваниях (состояниях) могут развиваться симптоматические язвы желудка?

7

1. При острых и хронических нарушениях кровообращения (шок, ДВС-синдром, инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения и др.). 2. При эндокринных нарушениях (синдром Эллисона-Золингера, тиреотоксикоз).

3. При экзогенных и эндогенных интоксикациях (токсические язвы).

4. При аллергии.

5. После операции на желудке и кишечнике (пептические язвы).

6.При длительном медикаментозном лечении (ацетилсалициловой кислотой, кортикостероидами и др.).

7. При сифилисе и туберкулёзе.



37

Дайте определение аппендицита.

1

Воспаление червеобразного отростка слепой кишки, дающее характерный клинический синдром.

38

Назовите формы аппендицита исходя из течения.

2

1. Острый аппендицит.

2. Хронический аппендицит.



39

Дайте классификацию острого аппендицита.

3

1. Простой аппендицит.

2. Поверхностный.

3. Деструктивный.


40

Какие разновидности деструктивного аппендицита принято выделять?

4

1. Флегмонозный. 2. АпосЗанятиетозный.

3. Флегмонозно-язвенный. 4. Гангренозный.



41

Какие микроскопические изменения доминируют при простом аппендиците?

2

1. Расстройство кровообращения и лимфообращения (стаз, отёк, кровоизлияния).

2. Краевое стояние лейкоцитов.



42

Назовите основные микроскопические изменения при поверхностном аппендиците.

2

1. Фокусы экссудативного гнойного воспаления в слизистой оболочке (первичный аффект). 2. Поверхностные дефекты слизистой оболочки (некроз покровного эпителия, эрозии).

43

Назовите микроскопические изменения при флегмонозном аппендиците.

3

1. Разлитое гнойное воспаление всей толщи стенки отростка.

2. Гной в просвете аппендикса. 3. Воспаление серозной оболочки.



44

Назовите микроскопические изменения при гангренозном аппендиците.

3

1.Разлитое гнойное воспаление стенки аппендикса.

2. Обширный некроз стенки с колониями бактерий.

3. Резкие расстройства кровообращения (кровоизлияния, тромбоз).


45

Перечислите осложнения острого аппендицита.

6

1. Перфорация.

2. Эмпиема отростка. 3. Распространение гнойного процесса на окружающие ткани (периаппендицит, перитифлит).

4. Гнойный тромбофлебит сосудов брыжейки.

5. Пилефлебит.

6. Пилефлебитические абсцессы печени.


46

Укажите микроскопические изменения, характерные для хронического аппендицита.

4

1. Атрофия слизистой оболочки.

2. Склероз стенки аппендикса.

3. Непостоянные воспалительно-деструктивные процессы.

4. Полная (частичная) облитерация просвета.



47

Что такое мукоцеле?

1

Накопление в просвете отростка слизи, секретируемой клетками слизистой оболочки аппендикса с расширением его просвета.

48

Что такое водянка червеобразного отростка?

1

Накопление в просвете аппендикса серозной жидкости с превращением отростка в кисту.

Каталог: resources -> directory -> 484 -> common
directory -> Растяжение связок
directory -> Ординатора Врач-специалист травматолог-ортопед должен знать
directory -> Инженерная энзимология
directory -> Диспансеризация детей и подростков у врача-стоматолога детского на терапевтическом приеме
directory -> Тесты контроля исходного уровня знаний Выберите несколько правильных ответов к функциям брюшины относятся
common -> Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница