Руководство по сооружению земляного полотна



страница1/15
Дата21.10.2018
Размер1.5 Mb.
#57497
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)


РУКОВОДСТВО
по сооружению земляного полотна
автомобильных дорог


Одобрено
Главным техническим управлением
Минтрансстроя
17.01.1980


МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1982

Руководство разработано в развитие СНиП III-40-78 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ". Содержит данные о методах сооружения земляного полотна в равнинной и пересеченной местности и в сложных инженерно-геологических условиях, особенностях выполнения работ в зимнее время. Описаны методы возведения земляного полотна с применением современных землеройно-транспортных машин, методы уплотнения грунтов, способы контроля качества работ, порядок сдачи-приемки земляного полотна.

Руководство рассчитано на инженерно-технических работников.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог составлено в развитие главы СНиП III-40-78 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ" с учетом соответствующих требований других глав СНиПов, а также ГОСТов, относящихся к производству и приемке работ при строительстве автомобильных дорог.

При составлении руководства существенно дополнены и уточнены положения "Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог" (ВСН 97-63) на основе вышедших в последующий период ГОСТов, инструкций, ведомственных нормативных документов и рекомендаций. Руководство заменяет следующие ведомственные документы.

ВСН 97-63 "Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог";

ВСН 134-66 "Указания по технологии возведения насыпей железных и автомобильных дорог на болотах и устройству построечных дорог" (в части автомобильных дорог);

ВСН 55-69 «Инструкции по определению требуемой плотности и контролю за уплотнением земляного полотна автомобильных дорог»;

ВСН 166-70 «Технические указания по возведению земляного полотна автомобильных дорог из переувлажненных грунтов";

Руководство содержит рекомендации по производству и приемке работ, выполнение которых обеспечивает соблюдение соответствующих требований СНиПа. В Руководстве наиболее полно показано устройство типовых конструкций земляного полотна в обычных условиях. При осуществлении индивидуальных конструктивно-технологических решений и особых условиях рекомендуется в дополнение к Руководству использовать методические указания и методические рекомендации по соответствующим вопросам, выпущенные Союздорнии в последнем десятилетии.

Руководство составили: д-р техн. наук И.Е.Евгеньев, кандидаты техн. наук Б.С. Марышев, Ю.Л. Мотылев, М.И. Вейцман, Л.Б. Каменецкая, Э.К. Кузахметова, Е.Ф. Левицкий, М.А. Либерман, А.Г. Полуновский, А.П. Акишин, инженеры А.П. Аксенов, Б.Н. Гришаков, Р.Е. Ченланова, Ю.М. Львович, А.К. Мирошкин (Союздорнии); д-р техн. наук И.Я. Хархута, кандидаты наук Ю.В. Васильев, М.П. Костельон, В.М. Невлев, Ю.Я. Андрейченко (Ленинградский филиал Союздорнии); канд. техн. наук Ю.В.Бутлицкий, инж. О.А. Сянич (Средне-азиатский филиал Союздорнии); канд. техн. наук А. М. Каменев, инженеры Р.Г. Абулханов, А.Г. Селиверстов (Казахский филиал Союздорнии); инж. Е.В. Калечин (Союздорпроект); кандидаты техн. наук В.А. Семенов (Владимирский политехнический институт) и В.Н. Яромко (Белдорнии).

Общее редактирование выполнено И.Е. Евгеньевым.

Нормативные документы

ГОСТ 5180-75 Грунты. Метод лабораторного определения влажности. Взамен ГОСТ 5179-64 и ГОСТ 5180-64

ГОСТ 5181-78 Грунты. Метод лабораторного определения удельного веса. Взамен ГОСТ 5181-64

ГОСТ 5182-78 Грунты. Метод лабораторного определения объемного веса. Взамен ГОСТ 5182-64

ГОСТ 5183-77 Грунты. Метод лабораторного определения границы раскатывания и границы текучести. Взамен ГОСТ 5183-64 и ГОСТ 5189-64.

ГОСТ 10650-72 Торф. Метод определения степени разложения

ГОСТ 11303-75 Торф. Метод приготовления аналитических проб. Взамен ГОСТ 11303-65

ГОСТ 11306-65 Торф. Метод определения зольности. Взамен ГОСТ 278-54

ГОСТ 12071-72 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов. Взамен ГОСТ 12071-66

ГОСТ 12248-78 Грунты. Методы лабораторного определения сопротивляемости срезу. Взамен ГОСТ 12248-66

ГОСТ 12374-77 Грунты. Метод полевого испытания статистическими нагрузками

ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения зернового (гранулометрического) состава

ГОСТ 17245-79 Грунты. Метод лабораторного определения предела прочности (временного сопротивления) при одноосном сжатии

ГОСТ 19706-74 Грунты. Метод лабораторного определения коэффициентов оттаивания и сжимаемости при оттаивании мерзлых грунтов.

ГОСТ 19707-74 Грунты. Метод лабораторного определения коэффициентов сжимаемости пластично-мерзлых грунтов

ГОСТ 19912-74 Грунты. Метод полевого испытания динамическим зондированием.

ГОСТ 20069-74 Грунты. Метод полевого испытания статическим зондированием

ГОСТ 20276-74 Грунты. Метод полевого определения модуля деформации прессометрами

ГОСТ 20522-75 Грунты. Метод статистической обработки результатов определений характеристик

ГОСТ 20885-75 Грунты. Подготовка к лабораторным испытаниям образцов мерзлых грунтов

ГОСТ 21048-75 Грунты. Метод лабораторного испытания мерзлых грунтов шариковым штампом



ГОСТ 21719-80 Грунты. Метод полевого испытания вращательным срезом

ГОСТ 22733-77 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 23061-78 Грунты. Методы радиоизотопного определения объемного веса



ГОСТ 23161-78 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности.

ГОСТ 23253-78 Грунты. Методы полевых испытаний мерзлых грунтов

ГОСТ 23278-78 Грунты. Методы нелепых испытаний проницаемости.

ГОСТ 23908-79 Грунты. Метод лабораторного определения сжимаемости.



ГОСТ 24143-80 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ



Общие положения

1.1. Организация работ по возведению земляного полотна и связанных с ним сооружений на основе разработки и осуществления комплекса мероприятий, определяющих количество необходимых трудовых и материально-технических ресурсов, а также порядок использования и систему управления ими в процессе строительства должна обеспечивать минимальную стоимость работ, их выполнение в установленные сроки с высоким качеством, гарантирующим надежность и устойчивость земляного полотна при эксплуатации дороги. При организации работ по возведению земляного полотна следует руководствоваться главой СНиП III-1-76 «Организация строительного производства».

1.2. Рациональная организация земляных работ должна предусматривать:

поточный метод, обеспечивающий строгую последовательность выполнения отдельных видов работ, непрерывную готовность участков земляного полотна для устройства дорожной одежды и непрерывное использование трудовых и материально-технических ресурсов;

прогрессивную технологию, основанную на целесообразном для конкретных условий распределении земляных масс и передовых способах выполнения отдельных видов земляных работ;

комплексную механизацию с применением выбранных на основе технико-экономического сравнения рациональных комплектов машин и отдельных средств механизации, обеспечивающую максимальное снижение затрат ручного труда и наилучшее использование машин и механизмов.

1.3. Земляные работы являются важной частью единого технологического комплекса работ по сооружению автомобильной дороги.

Работы по сооружению земляного полотна должны осуществляться на основе разработанных и утвержденных проектов организации строительства и производства работ, состав и порядок разработки которых определяется «Инструкцией по составлению и разработке проектов организации строительства и проектов производства работ" (СН 47-74).

1.4. Проект организации строительства (ПОС) составляет проектная организация, согласовывая основные положения со строительной организацией - генеральным подрядчиком. Соответствующие разделы ПОС должны быть также согласованы с субподрядными организациями, ведущими сооружение земляного полотна или выполняющими отдельные виды земляных работ.

ПОС разрабатывается с целью установления принципиальных решений по организации строительства как дороги в целом, так и основных работ и является основанием для составления смет, планирования капитальных вложений и объемов работ, своевременного проведения подготовительных работ и развития дорожно-строительных организации.

ПОС разрабатывают для всего объема работ, предусмотренного при строительстве дороги в целом или ее участка, выделенного в отдельный титул и на весь период строительства. Если строительство продолжается более года, намечают объемы работ, выполняемые в течение каждого года.

ПОС определяет: сроки возведения земляного полотна в целом по всему объекту и по отдельным участкам; рациональное распределение земляных масс с указанием источников получения грунтов и мест его отсыпки в земляное полотно; выделение участков сосредоточенных1 и линейных работ; объемы и сметную стоимость земляных работ; методы производства и средства механизации разработки, перемещения, отсыпки и уплотнения грунтов, выполнения укрепительных работ и обеспечение водоотвода; потребность и основных материально-технических ресурсах, источники и порядок их получения; количество рабочих и инженеров-технических работников; расстановку, взаимодействие, порядок перемещения и использования в процессе строительства трудовых и материально-технических ресурсов; меры по охране окружающей среды, включая рекультивацию плодородного слоя, предотвращение загрязнения водоемов, запыленности и загазованности воздуха и т.д. организацию связи и диспетчерского управления.



1К сосредоточенным работам относятся работы по строительству земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 и более раз, или резко отличающихся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты и др.).

1.5. Проект производства работ (ППР) разрабатывает дорожно-строительная организация на каждый год строительства. Для наиболее сложных участков сосредоточенных работ возможна разработка отдельных ППР.

ППР уточняет и детализирует решения, принятые в ПОС Положения утвержденного ПОС можно изменять только в том случае, если это ведет к снижению стоимости работ, сокращению сроков строительства, повышению производительности труда и улучшению качества земляного полотна. Изменения необходимо согласовать с проектной организацией, разработавшей ПОС и организацией, его утвердившей.

1.6. При составлении ППР особое внимание должно быть уделено:

уточнению распределения земляных масс на основе возможного изменения условий отвода земель;

уточнению методов работ, выбора средств механизации и комплектования отрядов и подразделений с учетом количества и структуры парка машин и механизмов, имеющегося в строительной организации;

детальному расчету потребности трудовых и материально-технических ресурсов;

разработке детальных календарных планов использования машин и механизмов;

привязке типовых технологических карт и разработке новых на сложные виды работ и на работы, выполняемые по новым методам или новыми машинами;

составлению схем операционного контроля качества;

разработке мероприятий по круглогодичному ведению земляных работ;

разработке мероприятий по защите среды, охране труда.

1.7. При составлении ППР следует широко использовать типовые технологические схемы и карты по возведению земляного полотна, разработанные научно-исследовательскими институтами, организациями и нормативно исследовательскими станциями путем привязки их к местным условиям.

Принципы организации работ

1.8. Работы по сооружению земляного полотна, как правило, должны выполнятся специализированными механизированными колоннами, а также специализированными подразделениями дорожно-строительных организаций (прорабские участки, отряды, бригады). При скоростном строительстве автомобильных дорог земляные работы должны, как правило, выполняться механизированными колоннами.

Подразделения оснащают средствами механизации, по количеству и составу обеспечивающими выполнение работ и заданные строки, средствами и оборудованием для ремонта и обслуживания машин, передвижными жилыми и бытовыми помещениями, лабораториями.

1.9. До начала земляных работ должен быть выполнен весь комплекс подготовительных работ, предусмотренных ПОС и ППР.

1.10. При организации работ следует выделять участки линейных и сосредоточенных работ, сооружение которых целесообразно вести способами гидромеханизации, а также зимой.

1.11. Количество, направление и скорость действия потоков линейных сосредоточенных земляных работ следует выбирать на основе данных объемов и сроков возведения земляного полотна с учетом их взаимодействия с потоками по отдельным конструктивным элементам автомобильной дороги.

1.12. Темпы выполнения сосредоточенных земляных работ должны обеспечивать их окончание до подхода отряда линейных земляных работ

1.13. Разрывы в возводимом земляном полотне могут быть допущены только на участках расположения крупных (титульных) искусственных сооружений и на участках с особыми условиями, где проектом предусмотрено выполнение земляных работ и определенные периоды года или наличие технологических перерывов (глубокие болота, заболоченные места, оползневые участки и т.д.)

1.14. Земляное полотно следует возводить с заделом, величина которого должна обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий. Степень готовности земляного полотна следует определять в зависимости от годовых объемов устройства покрытий:

Годовой объем, км, до........................ 20 20-50 >50

Степень готовности, %:

сосредоточенных работ...................... 50 75 100

линейных работ................................... 30 50 75

1.15. Насыпи выше 3 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов должны быть построены, как правило, за год до устройства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, а также покрытий и оснований с применением вязких битумов, оснований из материалов, укрепленных цементом.

В ПОС указывают перерыв между постройкой земляного полотна и началом устройства покрытий указанных типов, если насыпь располагают на слабых грунтах или для ее устройства переувлажненные (или с органическими примесями) грунты, при выполнении земляных работ в зимнее время и при наличии в основании переувлажненных и высокольдистых грунтов в зоне вечной мерзлоты.

1.16. В процессе работ должен быть обеспечен временный водоотвод, предотвращающий застой воды и переувлажнение грунтов отсыпаемого земляного полотна.

Разработку выемок и боковых резервов следует начинать с пониженных мест рельефа. Заглубления в резервах и выемках не допускаются. Перемычки в резервах и выемках при траншейной разработке, идущие поперек уклона и препятствующие водоотводу, нужно своевременно убирать.

1.17. При возведении земляного полотна дороги, регуляционных дамб и траверсов в пределах речных пойм и в местах возможной аккумуляции дождевой воды следует своевременно выполнять укрепительные работы, чтобы предохранить насыпи от размыва.

1.18. Досыпку, планировку и укрепление обочины производят в сроки, согласованные с технологическим процессом устройств покрытия.

Механизация работ

1.19. При производстве земляных работ должны применяться способы и средства механизации, обеспечивающие выполнение заданных объемов работ в установленные сроки с высоким качеством, наименьшей стоимостью и трудоемкостью.

Механизация должна быть комплексной и охватывать все процессы и виды работ.

1.20. На вспомогательных операциях в целях сокращения ручного труда необходимо широко применять различное сменное оборудование к основным машинам и средствам малой механизации.

1.21. Рекомендации по комплектованию механизированных подразделений и выбору машин для выполнения работ и зависимости от их объемов и условий производства приведены в приложении 1.

Выбирая машины и схемы работ, следует учитывать характер отложения грунтов и их физико-механические свойства (см. приложения 2 и 3).

1.22. Выбор способов работ и средств механизации на отдельных участках производится методом вариантного проектирования на основе расчета и сопоставления показателей экономической эффективности вариантов механизированного выполнения работ в установленные сроки.

1.23. Основным показателем экономической эффективности вариантов механизации являются приведенные затраты.

В расчетах следует использовать удельные приведенные затраты, определяемые путем деления общего размера приведенных затрат на годовой объем работ машин либо их комплекта, или на объем, выполняемый этими машинами на рассматриваемых участках.

1.24. Наряду с показателями приведенных затрат необходимо учитывать показатели продолжительности и трудоемкости механизированных работ.

При расчете трудоемкости следует учитывать труд рабочих, занятых на ручных процессах, выполняемых в едином комплексе с механизированными.

При одинаковых значениях показателя приведенных затрат следует отдавать предпочтение варианту механизации с меньшей продолжительностью и трудоемкостью работ.

1.25. Наряду с перечисленными основными показателями вариантов механизации следует учитывать и дополнительные: улучшение условий труда, повышение безопасности работ, степень воздействия на внешнюю среду и др.

1.26. При разработке вариантов механизации комплекты машин следует составлять таким образом, чтобы обеспечить их максимальную загрузку,

Как правило, необходимо предусматривать двух-трехсменную работу средств механизации.

1.27. Для поддержания машин и средств малой механизации в работоспособном состоянии должна осуществляться система технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта.

Для своевременного технического обслуживания и ремонта средств механизации в подразделениях должны быть ремонтные мастерские, в том числе передвижные, необходимые запасы топлива, смазочных материалов и запасших частей.

Организация труда и оперативного планирования

1.28. Организация труда должна предусматривать рациональное использование рабочей силы на основе разделения и кооперирования труда, его планирования, нормирования и стимулирования, нормальные жилищно-бытовые условия, безопасные условия работ. Разделение и кооперирование должны основываться на рациональном разграничении труда с учетом профессий и квалификации рабочих. Бригада является основной формой кооперирования труда рабочих.

1.29. В соответствии с разделением земляных работ на линейные и сосредоточенные механизированные колонны должны быть разбиты на отряды линейных и сосредоточенных работ, которые, в свою очередь, состоят из специализированных бригад; в бригадах могут создаваться звенья для выполнения отдельных видов работ и для работы в разные смены. Количество отрядов, бригад и звеньев определяется исходя из наличия машин, количества объектов и вида работ.

1.30. В зависимости от численности рабочих в отряде руководство отрядами осуществляют мастера, прорабы, старшие прорабы.

Бригады возглавляют бригадиры из числа наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями.

При работе в две-три смены назначают сменных бригадиров, а для Руководства работой звеньев - звеньевых.

1.31. Условия труда должны способствовать высокой работоспособности рабочих при сохранении их здоровья. Необходимо внедрять рациональные режимы труда и отдыха, мероприятия: снижающие влияние вредных факторов производства (шум, вибрация, запыленность и загазованность), обеспечивать спецодеждой и обувью.

1.32. Для повышения материальной заинтересованности, улучшения качества и сокращения сроков работ следует применять прогрессивные системы оплаты труда (сдельно-премиальную, урочно-премиальную и дифференцированную). Необходимо широко внедрять бригадный подряд на основе хозяйственного расчета.

1.33. С целью регулирования, контроля и учета деятельности каждому специализированному подразделению разрабатывают оперативные планы (задания) по ряду показателей, обеспечивающих учет и контроль выполнения этих планов, организацию материального поощрения за достигнутые результаты.

В состав документов оперативного планирования входят месячные планы строительно-монтажных организаций, механизированных колонн, участков старших производителей работ, мастеров. При этом оперативный план организации устанавливают с разбивкой по участкам старших производителей работ, а оперативный план участка старшего производителя работ - участкам мастеров. Если на одном объекте работает несколько мастеров и за каждым из них не закреплен определенный состав рабочих (при работе сквозных бригад в две-три смены), оперативный план устанавливают на объект в целом без разбивки по отдельным исполнителям.

1.34. При строительстве особо важных объектов в сокращенные сроки и подготовке объектов к сдаче в эксплуатацию разрабатывают недельно-суточные или декадно-суточные графики работ и обеспечения их материально-техническими ресурсами. Эти графики разрабатывают на основании месячных планов.

1.35. Месячные оперативные планы составляют плановые, производственно-технические или планово-производственные отделы строительно-монтажной организации (механизированной колонны) с обязательным участием старших производителей работ, производителей работ и мастеров.

Оперативные планы, утвержденные начальником строительно-монтажной организации (механизированной колонны), выдают старшим производителям работ не позднее чем за 5 дней до планируемого месяца, а планы мастерам, утвержденные старшим производителям работ, не позднее чем за 3 дня до планируемого месяца. Оперативный план мастер доводит до бригад или отдельных звеньев и выдает им наряд задание не позднее чем за 2 дня до начала месяца.

1.36. По окончании каждого месяца и квартала плановый отдел строительно-монтажной организации (механизированной колонны) совместно с производственно-техническим отделом и бухгалтерией при участии старших производителей работ, производителей работ и мастеров оценивает результаты выполнения плана участками и строительно-монтажной организацией в целом. При этом следует учитывать оценку качества выполненных работ при сдаче и результаты контроля качества.

1.37. На крупных объектах строительства, организуемого на значительном протяжении и в условиях скоростного строительства, следует организовать диспетчерское управление работами с применением телефонной связи и радиосвязи. Основной задачей работников диспетчерской службы является минимизация отклонений хода работ от ППР и документов текущего оперативного планирования.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Общие положения

2.1. До начала основных работ на участках, отведенных для строительства дороги и ее сооружений, а также на участках временного отвода земель, для нужд строительства должны быть выполнены подготовительные работы (внеплощадочные и внутриплощадочные).

К внутриплощадочным относят в основном работы по подготовке к строительству сооружений: производственных баз, карьеров, временных железных и автомобильных дорог (для снабжения материалами и энергоресурсами) и других коммуникаций.

К внутри площадочным относят работы по подготовке территории непосредственно в пределах полосы отвода для сооружения земляного полотна.

2.2. В состав подготовительных работ входит: создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.; восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы; расчистка территорий отведенных под карьеры и резервы; подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства; строительство производственных предприятий, временных жилых поселков.

В особых климатических и грунтовых условиях, а также в городах и населенных пунктах ПОС могут быть предусмотрены дополнительные виды подготовительных работ.

2.3. Подготовительные работы выполняют в сроки, установленные общим графиком организации строительства, как правило, до начала основных работ по сооружению земляного полотна. На крупных объектах продолжительностью строительства более одного сезона следует совмещать сроки выполнения подготовительных и основных (как сосредоточенных, так и линейных) работ в составе комплексного потока по сооружению земляного полотна. При этом работы выполняются по сносу и переносу зданий, сооружений и коммуникаций должны выполняться в подготовительный период по отдельному графику.

2.4. Перенос и переустройство пересекаемых трассой линий связи, электропередачи и трубопроводов должны осуществляться по проектам специализированных проектных организаций, которые устанавливают характер и объемы работ и целесообразные методы их выполнения. Эти работы, как правило, должны выполнять специализированные строительно-монтажные организации ведомств, эксплуатирующих переустраиваемые линии по подрядному договору с генеральной подрядной строительной организацией.

Организация и методы сноса и переноса зданий и сооружений определяются их размером. В случае необходимости сноса или переноса крупных зданий и сооружений такие работы должны выполняться по специальному проекту.

2.5. Объездные дороги строят, если необходим перевод существующего автомобильного движения с отдельных участков реконструируемой дороги, на которых должны проводиться строительные работы, препятствующие этому движению. Тип и капитальность дорожных одежд на объездных дорогах должны соответствовать интенсивности переведенного на них автомобильного движения и применяться с учетом намечаемого срока действия объездной дороги.

Создание геодезической разбивочной основы, восстановление и закрепление трассы

2.6. Обеспечение геодезической разбивочной основы производит заказчик. Техническую документацию на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на местности вне зоны производств работ пункты и знаки этой основы передает заказчик подрядчику по акту не позднее чем за 15 дней до начала работы на данном участке.

При выносе проекта в натуру погрешности не должны превышать следующих величин: невязка в сумме измеренных горизонтальных углов хода при числе измеренных углов N - http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x002.gif, мин; относительная разность между длиной трассы по проекту и при выносе трассы на местность (или между двумя примерами) и равнинной местности - 1/1000, в горной местности - 1/500; невязка нивелирного хода на участке длиной L км при передаче абсолютных отметок, производимой двойным нивелированием - http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x004.gifмм, в остальных случаях - http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x006.gif.

2.7. Геодезической разбивочной основой на местности служат следующие пункты и знаки, выносимые на местность: знаки, закрепляющие в плане вдоль трассы (оси) дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках трассы не реже чем через 1 км; реперы вдоль трассы не реже чем через 2 км.

Для мостов и труб геодезическая разбивочная основа создается в составе и в соответствии с требованиями СНиП III-43-75 "Мосты и трубы".

Для городских дорог и внутренних дорог предприятий дополнительные требования к геодезической разбивочной основе могут устанавливаться организациями ведомств и местных (городских) Советов.

2.8. Основные знаки и реперы должны иметь надежную конструкцию в виде столбов или свай в соответствии с требованиями СНиП III-2-75 "Геодезические работы в строительстве" (рис. 2.1). В скальных грунтах положение точек допускается обозначать пересечением двух канавок, высеченных в скале. Точки разбивки при этом обкладывают камнями, надписи делают масляной краской. В городских условиях используют металлические знаки промышленного изготовления с закреплением их в каменных стенах или дорожных покрытиях.

Все знаки геодезической разбивочной основы регистрируют в специальной ведомости (приложение 4).

2.9. Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы в следующем составе: вынос на границу полосы отвода всех знаков геодезической разбивочной основы; разбивка на трассе всех пикетов и плюсовых точек с выноской за границу полосы отвода; установление дополнительных реперов у насыпей высотой свыше 3 м (за пределами подошвы), выемок глубиной более 5 м (за бровками откосов), у неискусственных сооружений; промежуточных реперов на пересеченной местности, на участках комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб; разбивка круговых и переходных кривых с выноской и закреплением промежуточных точек.

http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x008.gif

Рис. 2.1. Конструкция пикетного столбика и дополнительного репера:

а - вид с дороги; б - вид с боку

http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x010.gif

Рис. 2.2. Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы:



1- выносной столб; 2 - выносные колья; 3 - границы полосы отвода; 4 - четные пикеты (точки со сторожками); В - ширина полосы отвода

http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x012.gif

Рис. 2.3. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы:

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 - выносные столбики с отметками; НК - начало кривой; КК - конец кривой; ВУ - вершина угла; Т - тангенс кривой; Р - радиус кривой; К - касательная к кривой

Сроки выполнения полной разбивки трассы должны обеспечивать установленные темпы земляных работ и сохранность знаков за пределами производственных зон. На территориях населенных пунктов и промышленных предприятий разбивку целесообразно выполнять непосредственно перед началом земляных работ.

2.10. Пикеты выносят под прямым углом к оси трассы и закрепляют столбами или свайками. Выносные пикетные столбы устанавливают на границе полосы отвода, но не ближе 5 м от наружного края водоотводной канавы, резерва и т.п.

Схемы выноски разбивочных знаков показаны на рис. 2.2; 2.3. Все знаки должны быть зарегистрированы в журнале выносок (приложение 4).

2.11. Дополнительно реперы устанавливают в характерных точках рельефа за пределами полосы отвода и зоны производства работ. Конструкция дополнительного репера может быть аналогична конструкции пикетного столба. Место постановки рейки должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской. В качестве реперов могут быть использованы постоянные и надежно закрепленные местные предметы (валуны, скальные выступы, цоколи зданий и т.д.) с соответствующим обозначением маркировки и места постановки рейки. Форма регистрации реперов представлена в приложении 4.

2.12. Во время производства земляных работ должны быть приняты меры по обеспечению сохранности знаков разбивки. Все поврежденные в процессе работ знаки должны немедленно восстанавливаться.

Расчистка дорожной полосы

2.13. До начала земляных работ расчищают дорожную полосу и площади, отведенные для карьеров, резервов, зданий и сооружений, от леса, кустарника, пней, порубочных остатков, крупных, камней, строительного мусора и др. Границы полосы расчистки устанавливают проектом.

Расчистку дорожной полосы осуществляют по отдельным участкам в порядке очередности производства на них работ по возведению земляного полотна.

В пределах площадок, отводимых для строительства постоянных и временных зданий и сооружений, предусмотренных проектом автомобильной дороги, деревья удаляют лишь на участках, которые будут непосредственно заняты этими зданиями и сооружениями. Деревья ценных пород па участках вырубки должны выкапываться и пересаживаться в другие места по правилам и в сроки, отвечающие агротехническим требованиям.

2.14. При прохождении трассы через залесенную местность для работ по удалению леса организуется самостоятельный комплексный поток. В состав работ по подготовке просеки входят следующие виды работ: подготовка лесосеки, валка леса, обрубка деревьев, сбор и удаление порубленных остатков, трелевка хлыстов к временным складам, разделка хлыстов на сортименты, погрузка и вывозка деловой древесины или дров, корчевание корней.

2.15. Подготовка лесосеки включает уборку сухостойных и зависших деревьев, вырубку кустарников и мелколесья, прокладку трелевочных волоков и организацию временного склада, где предусматривается разделка хлыстов на сортименты, складирование и отгрузка полученной деловой древесины или дров, прокладку в необходимых случаях тракторных путей и временных дорог.

Трелевочные волоки и временные склады должны размещаться в пределах отведенной для дороги полосы, а в случае невозможности в местах, определенных проектом, с соответствующим оформлением временного отвода. Вывозка древесины и отходов в летнее время производится по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода, и по дрогам существующей сети.

2.16. Лес удаляют, как правило, лесоповальными машинами или моторными пилами. Высота пней должна быть минимальной. Для направленной валки деревьев, облегчающей трелевку, применяют различные приспособления (валочные вилки, валочные лопатки и др.).

2.17. Лес спиливают преимущественно в зимний период, так как это обеспечивает лучшие условия просушки дорожной полосы в весеннее время до начала земляных работ и облегчает вывозку полученного при порубке леса по зимнему пути, особенно при наличии заболоченности.

2.18. При невозможности использовать древесину в качестве деловой допускается валка деревьев без спиливания вместе с корнями с помощью бульдозеров и корчевателей-собирателей на тракторах класса 10 тс и более. При валке деревьев и кустарника вместе с корнями необходимая сортировка и вывозка древесины производятся до начала работ по удалению плодородного слоя почвы. Удаление леса или кустарника вместе с плодородным слоем почвы не допускается.

2.19. Просеку по ширине следует разбивать на пасеки длиной 200-400 м, располагаемые вдоль просеки. При ширине просеки до 25 м назначают одну пасеку, при ширине от 25 до 45 м, как правило, - две и свыше 45 м - три. Трелевочные волоки шириной 5 м прорубают вдоль каждой пасеки по ее центру. Временные склады располагают вне рабочей пасеки, в пределах ранее разработанной пасеки или на свободном от леса месте (рис. 2.4).

Валку деревьев надлежит выполнять только в дневное время звеньями, работающими друг от друга на расстоянии не менее 50 м.

Разработку пасек следует осуществлять узкими лентами шириной 5-7 м, располагаемыми вдоль трелевочного волока или под углом к нему, равным 45-60°. В последнем случае пасеки делают шириной до 40-45 м и валку начинают от трелевочного волока до границы пасеки. Для облегчения трелевки деревья валят вершинами к направлению тропинки и к трелевочному волоку под небольшим углом к нему (рис. 2.5).

2.20. Па трелевочных работах следует, как правило, использовать специальные трелевочные тракторы. При небольших объемах работ допускается использовать обычные тракторы, приспособленные для трелевочных работ. В условиях прорубки дорожных просек наиболее целесообразна трелевка хлыстами, очищенными от сучьев, при чокеровке за вершины. При указанных выше методах валки трелевочный трактор собирает пачку хлыстов чокерами, не сходя с трелевочного волока. Расстояние трелевки хлыстов с пасеки до временного склада не должно превышать 300-500 м.

2.21. При валке леса в лесной и таежной местности с большими объемами работ следует руководствоваться «Нормами технологического проектирования лесозаготовительных предприятий», разработанными Гипролеспромом Минлеспрома.

2.22. На участках просек с кустарниками и мелколесьем при толщине до 10-15 см расчистка дорожной полосы может выполняться с помощью кустореза с последующим собиранием срезанных кустов и деревьев и вычесыванием корней с помощью корчевателя-собирателя или бульдозерно-рыхлительного агрегата.

http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x014.gif

Рис. 2.4. Схема разработки просеки:



1 - пасеки; 2 - трелевочный волок; 3 - временный склад с разделкой сортиментов и погрузкой древесины; D - ширина просеки

http://files.stroyinf.ru/data1/5/5527/x016.gif

Рис. 2.5. Направление пилки деревьев при различных вариантах трелевки:

а - при разработке продольными лентами; б - при разработке лентами, расположенными под углом к волоку;
А - ширина трелевочного волока (5 м); Б - ширина пасеки; В - ширина ленты, 5-7 м

2.23. Собирание в кучи порубочных остатков (обрубленных сучьев, вершин, срезанного кустарника) выполняют корчевателем-собирателем после вывозки с пасеки хлыстов. Места для укладки порубочных остатков выбирают так, чтобы кучи не мешали последующим работам по корчевке пней, вычесыванию корней и возведению земляного полотна. Кучи должны располагаться не ближе 8 м от стены леса.

2.24. Порубочные остатки мелколесье, выкорчеванные пни должны выполняться для промышленной проработки или в места складирования, отведенные органами лесного хозяйства. Сжигание остатков на месте допускается по согласованию с лесхозом и органами пожарного надзора в установленное ими время.

2.25. Пни допускается оставлять в основании земляного полотна, предназначенного для усовершенствованных облегченных, переходных и низших типов покрытий на дорогах III-V категорий при насыпях более 1,5 м, а также в тех случаях, когда проектом не предусмотрена полная расчистка дорожной полосы (переходы через болота, неустойчивые склоны и т.п.). При насыпях от 1,5 до 2 м пни должны быть срезаны вровень с землей, а при насыпи более 2 м - на высоте 10 см от земли.

Возможность оставлять пни в полосе расчистки за пределами основания земляного полотна (резервы, кавальеры, бермы, а также в местах выемок, траншей, резервов, берм и т.п.) должна быть определена проектом с учетом назначения территории, видов применяемых для разработки грунта машин, необходимости удаления плодородного слоя почвы и т.п.

2.26. Корчевку пней следует выполнять корчевателями-собирателями, а при небольших объемах работ - бульдозерами. При корчевке крупных пней с сильно развитой корневой системой в целях облегчения корчевки корни подкапывают и подрубают. Особо крупные пни целесообразно корчевать взрывным способом, для чего привлекают специалистов, имеющих право выполнять буровзрывные работы. Вычесывание корней, оставшихся после корчевки пней и срезки кустарника и мелколесья, осуществляется корчевателем-собирателем. Оставшиеся после корчевки ямы засыпают с послойным уплотнением грунта. После вычесывания корней и удаления почвы вся поверхность основания под насыпь должна быть спланирована и тщательно уплотнена тяжелыми катками.

2.27. Камни (валуны), мешающие возведению земляного полотна, должны быть удалены корчевателями-собирателями или бульдозерно-рыхлительными агрегатами. Для захвата и перемещения крупных камней следует использовать цепи или захватные приспособления. Особо крупные камни, которые невозможно удалить целиком, дробят взрывным способом и удаляют по частям.

2.28. На площадях, предназначенных для притрассовых карьеров и резервов, до начала их разработки должны быть выполнены подготовительные работы, обеспечивающие непрерывность последующей эксплуатации.

Создание геодезической разбивочной основы для карьеров заключается в выносе на местность реперов и обозначений контуров разработки. Контуры обозначают выносными столбами, закрепляющими границы выработки на углах и на прямых участках, с установкой не реже чем через 50 м.

В проекте разработки карьера должны быть указаны места от валов вскрытия и временного складирования грунта плодородного слоя почвы, предназначенного для рекультивирования.

Нагорные канавы и другие водоотводные и дренажные сооружения следует устранять в соответствии с проектом до начала разработки.

Плодородный слой почвы удаляют по мере подготовки поверхности к забою с заделом не более одного сезонного периода.

Перед началом разработки карьера должны быть прокопаны выездная и разрезная траншея, подготовлен рабочий забой.

при выполнении работ в темное время суток зона производства работ должна быть оборудована светильниками.

Временные дороги

2.29. Предусмотренные проектом организации строительства подъездные и внутриобъектные дороги должны обеспечивать выполнение необходимого объема перевозок для нужд строительства в период, определенный графиком поставки соответствующих материалов. Категорию дорог и тип покрытия назначают на основе ожидаемой интенсивности движения с учетом срока службы и сезонности перевозок.

Для нужд строительства следует максимально использовать существующую дорожную сеть. При необходимости проектом должно быть предусмотрено улучшение существующих дорог (устройство дополнительных слоев покрытий, усиление труб и мостов).

Параметры дорог общей сети, улучшенных для целей строительства, должны соответствовать требованиям СНиП II-Д.5-71 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования".

2.30. Временные землевозные дороги устраивают в случаях невозможности или экономической нецелесообразности использовать для перевозки грунта дороги общей сети, подъездные и внутриобъектные дороги общего назначения.

Временные землевозные дороги должны обеспечивать перевозку полного объема грунта, предназначенного ПОС для автовозки в течение периодов и сезонов года, предусмотренных графиком производства земляных работ.

2.31. При выполнении земляных работ в зимнее время в I и II климатических зонах следует устраивать зимние автомобильные дороги в соответствии с "Техническими указаниями по строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" ВСН 137-77.

2.32. За пределами полосы постоянного отвода устройство и постоянное содержание временных землевозных дорог является обязательным. Проезд строительного транспорта вне полосы отвода, не по временным дорогам или специально выделенным маршрутам общей сети дорог не допускается.

2.33. Временные землевозные дороги устраивают двухполосными. Однополосные дороги допускаются только при одностороннем движении. Ширина проезжей части дорог для автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 12 т должна быть при двустороннем движении 7 м, при одностороннем- 3,5 м.

При грузоподъемности автомобилей-самосвалов более 12 т, а также при использовании специальных землевозных машин ширина проезжей части определяется расчетом.

Ширина обочин должна быть не менее 1 м, а в стесненных условиях, на выездах и объездах не менее 0,5 м с каждой стороны. На косогорах и откосах ширина обочин составляет с нагорной стороны 0,5 м, с подгорной - 1 м.

2.34 Проектирование плана и продольного профиля временных землевозных дорог следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП II-Д.5-71 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" применительно к V технической категории. В стесненных условиях допускается уменьшать радиусы горизонтальных кривых для двухосных автомобилей до 15 м и трехосных - до 20 м с уширением проезжей части на 2,5 м.

Продольный уклон землевозных дорог не должен превышать 80‰, в исключительных случаях 100‰. При кольцевом движении для порожнего направления продольные уклоны могут быть повышены до 120‰, в исключительных случаях - до 150‰.

При затяжных уклонах величиной более 80‰ через каждые 600 м следует устраивать вставки длиной по 50 м с уклоном не более 30‰.

2.35. На временных землевозных дорогах в условиях эксплуатации при влажности грунтов, близкой к оптимальной, устраивают грунтовое покрытие с профилированием и уплотнением.

Песчаные недоувлажненные грунты целесообразно улучшать добавками глинистых, а глинистые переувлажненные добавками песчаных или обломочных грунтов.

При соответствующем технико-экономическом обосновании на временных землевозных дорогах могут быть устроены покрытия переходного или низшего типов или колейного типа из сборных железобетонных плит.

2.36. При строительстве временных дорог на участках переувлажненных глинистых грунтов и болот I строительного типа целесообразно использовать нетканые синтетические материалы (НСМ). Прослойку из НСМ укладывают непосредственно на поверхность слабого грунта под песчаный, гравийный или щебеночный слой.

Отдельные полотна НСМ должны быть соединены между собой равнопрочным соединением (склейкой, сваркой, сшивкой) или уложены с нахлестом на 30-50 см в зависимости от сжимаемости основания.

Для временных дорог рекомендуется использовать НСМ со следующими минимальными характеристиками: прочностью при разрыве 1 см полотна 70 Н, модулем деформации при разрыве 70 Н/см, водопроницаемостью 50 м/сут.

Толщину слоя зернистых материалов с прослойкой из НCM типа «дорнит» ориентировочно назначают равной 25-40 см на основании из глинистых грунтов с W£1,3Wопт и 40-60 см на плотном торфе, заторфованном или сильно переувлажненном глинистом грунте при разовом пропуске автомобилей, а также соответственно 50-80 см и 60-90 см при интенсивности движения свыше 100 авт./сут. Указанные толщины обеспечивают работу временной дороги с постепенным развитием колей, т.е. исходит из необходимости периодической профилировки, а в отдельных случаях и подсыпки зернистого материала.

При сооружении временных дорог на болотах II типа со значительной осадкой насыпи нижняя часть насыпи на величину возможной осадки плюс 0,5 м может быть выполнена из торфа.

В этом случае прослойку из НСМ укладывают между насыпным торфом и слоем песчаного грунта.

В конструкциях временных дорог в виде песчаного слоя на лежневом настиле, устраиваемых на болотах III типа, НСМ укладывают непосредственно на лежневый настил для уменьшения потерь песка сквозь щели настила и повышении эксплуатационной надежности конструкции.

2.37. В состав работ по содержанию временных землевозных дорог входит выравнивание поперечного профиля грейдером, засыпка колей и ям более устойчивым грунтом, улучшение водоотвода, обеспыливание.

Временные землевозные дороги целесообразно очищать от снега до образования снегового наката.

2.38. После окончания эксплуатации все временные землевозные дороги (за исключением участков, принятых в состав общей или внутрихозяйственной сети дорог) должны быть рекультивированы путем выравнивания под общий уровень окружающей местности и засыпки слоем почвенного грунта.

3. РАЗРАБОТКА, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И УКЛАДКА ГРУНТОВ В ЗЕМЛЯНОМ ПОЛОТНЕ





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница