С позиций цивилизационного подхода (проблемно-модульное обучение в условиях компетентностно-ориентированной дидактики) республика карелия



страница1/5
Дата26.05.2019
Размер4.95 Mb.
#92418
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5

ПАВЛОВ

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

МЕДОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К УЧЕБНОМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ»

(5 – 11 КЛ.)

С ПОЗИЦИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

(ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ)

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ,

Г. ПЕТРОЗАВОДСК, 2017

Предлагаемое методическое пособие адресовано учителям, работающим с позиций цивилизационного подхода (5 – 11 кл.) по методике проблемно-модульного обучения в условиях компетентностно-ориентированной дидактики.

В основу данного методического пособия положен учебно-методический комплекс (УМК):

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред.. В. И. Уколовой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 1999. 512 с.: карт.;

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. 10 – 11 кл.: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.;

Степичева Л.М. Поурочные разработки. История мировых цивилизаций. 10 – 11 классы. – М.: Классикс стиль, 2003. – 240 с.

Методическое пособие написано с учётом требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (раздел «История»). Оно определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. С его помощью учитель-предметник сможет не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе, электронные приложения к учебникам и интернет-ресурсы.

Методическое пособие состоит из трех разделов:

1) целевойпояснительная записка, в которой даётся общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История. 5 - 11 классы»: личностные, метапредметные и предметные.

2) содержательный:


  • содержание курса по классам с указанием тем;

  • поурочно-тематическое планирование по классам с определением целей изучения темы и основных понятий и терминов.

3) организационный — перечень пособий, составляющих информационно-образовательную среду линий.

В качестве приложений даны темы проектов, рекомендации по работе с электронными приложениями к учебникам и формированию ИКТ-компетентности учеников, список интернет-ресурсов.



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Общая характеристика учебного предмета 5

Место предмета «История» в учебном плане 9

Требования к результатам обучения и освоения учебного курса «История»

в 5 – 11 классах 10

Содержание, реализуемое с помощью учебника «История. 5 – 11-й кл. с позиций цивилизационного подхода»: 16

5-й класс. Всеобщая история. «История Древнего мира» 16

6-й класс. Всеобщая история. «История Средних веков IVXV

вв.» 18

История Отечества. «От Древней Руси к Российскому

государству VIII – XV вв.» 20

7-й класс. Всеобщая история. «История Нового времени. XVI-XVII



вв.» 22

История Отечества. «Россия в XVI – XVII веках: от

Великого княжества к Царству» 23
8-й класс. Всеобщая история. «История Нового времени. XVIII в.» 25

История Отечества. «Россия в конце XVII - XVIII веках:

от Царства к Империи» 26

9-й класс. Всеобщая история. «История Нового времени. XIX в.» 28



История Отечества «Российская империя в XIX – начале

XX вв.» 30

10-й класс. Новейшая история (Часть I). «Россия и мир в начале ХХ в. – до 1939 г.» 32

11 – класс. Новейшая история (Часть II). «Россия и мир в 40-е гг. ХХ в. – до 2015 г.» 39

Вариант блочно-модульного планирования учебного курса «История. 5 – 11-й кл. с позиций цивилизационного подхода» (Проблемно-модульное обучение в условиях компетентностно-ориентированной дидактики) 50

Информационно-образовательная среда учебного курса «История. 5 – 11-й кл. с позиций цивилизационного подхода» (Проблемно-модульное обучение в условиях компетентностно-ориентированной дидактики) 72

Наглядные пособия (Плакаты) 73

Приложения 74

Рекомендации по работе с электронными приложениями к учебнику и формированию ИКТ-компетентности обучающихся 74

Формы организации учебной деятельности 78

Дидактические модели проведения уроков 80

Темы проектов 82

Интернет-ресурсы 84

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный в 2012 г., — это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает требования:



  • к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, её структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями

4

здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения, профессиональной деятельности и успешной социализации.



Каждая образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания основных образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Таким образом, при разработке основной образовательной программы учитываются тип и вид образовательной организации, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа образовательной организации складывается из программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Учитель-предметник принимает участие прежде всего в формировании содержательного раздела основной образовательной программы, так как именно в этот раздел входят рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, ориентированных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, описанных в целевом разделе основной образовательной программы.

5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«История» — учебный предмет, изучаемый в средней (полной) школе в 5—11 классах. Этот курс отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XXI века. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.



Методической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Задачами изучения курса являются:

  • воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

6

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества;

  • овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;

  • формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Курс «История» входит в предметную область «Общественные науки» и изучается на базовом уровне. Учебно-методический комплекс Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред.. В. И. Уколовой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 1999. 512 с.: карт.; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. 10 – 11 кл.: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.; Степичева Л.М. Поурочные разработки. История мировых цивилизаций. 10 – 11 классы. – М.: Классикс стиль, 2003. – 240 с. содержит материал, необходимый для изучения предмета, как на базовом, так и на углублённом и расширенном уровне.

Содержание курса соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить

7

необходимое внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества, особенностям развития отдельных регионов, проследить динамику исторического развития, его основные этапы; показать всю сложность и многомерность истории России и других стран, переломные моменты их истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период.



Развивающий потенциал курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе — к развитию исторического мышления, формированию историко-политической и гуманитарной культуры учащихся, развитию их способности понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и отличительные черты различных социальных систем.

Основными целями данного курса являются:



  • систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;

  • обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

  • представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

8

  • формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;

  • осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

  • воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;

  • формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

  • воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

При изучении курса «История» необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах учебников. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по обществознанию, литературе, географии, искусству и др.

9

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа базового уровня исторического образования в полной (средней) школе ориентирована на изучение истории с древнейших времен до наших дней в 5 - 11 классах. В учебном плане объем учебного времени, отведенный для изучения истории, составляет 68 часов в каждом классе.

Планирование учебного процесса, последовательность изучения отдельных тем в тематическом планировании носят рекомендательный характер. Исходя из сложившейся традиции преподавания истории в школе, учебник предлагает интегрированное изучение отечественной и всеобщей истории.

Творческая реализация авторских подходов изложения материала, использования инновационных форм учебного процесса позволит учителю составить рабочую программу курса.

10

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ» В 5 – 11 КЛАССАХ

Требования к результатам обучения истории в 5 – 11 классах предполагают реализацию деятельностного, компетентностно-ориентированного, проблемно-модульного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что, в конечном итоге, обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.



Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе освоения курса «История».

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

11

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно

12

осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;



  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники без опасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять на значение и функции различных социальных институтов;

13

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

  • сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

  • сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

14

  • сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;

  • сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

  • сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

  • сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

  • сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

  • сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

  • сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России;

15

  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Критерии оценки и оценивания

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля (с выставлением отметки по пятибалльной системе). При оценивании по пятибалльной системе должно быть выработано определённое количество баллов, соответствующее отметкам:



«3» («удовлетворительно»);

«4» («хорошо»);

«5» («отлично»).

16

СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ» (5 – 11 КЛ.)



С ПОЗИЦИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

(ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ)

5-й класс

(68 ч.)

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение (1 ч.)

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития.



РАЗДЕЛ I.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч.)


Каталог: upload -> information system 18
information system 18 -> «Исчезнувшие деревни Оренбургской области» Третьякова Нина Анатольевна, учитель географии высшей кв кат., Мобу
information system 18 -> Московский государственный технологический
information system 18 -> Погребная В. В. практический психолог
information system 18 -> Экологический проект «Живи, родник». Территория: Оренбургская область, Илекский район, село Мухраново. Участники проекта
information system 18 -> Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на народных традициях – один из основных аспектов духовно – нравственного развития личности
information system 18 -> Классный час «Стаханов наш город, наша история, наши герои!»
information system 18 -> Профилактика профессионального выгорания педагогов образовательного учреждения средствами цветотерапии И. В. Адигамова, мбудо дпц
information system 18 -> Экологический проект «Живи, родник». Территория: Оренбургская область, Илекский район, село Мухраново. Участники проекта
information system 18 -> Министерство высшего образования Р


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница