Сборник научных статей по материалам Республиканской научной конференции



страница1/22
Дата09.08.2019
Размер0.72 Mb.
#127695
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Сборник научных статей по материалам

Республиканской научной конференции

студентов и магистрантов
Горки, 25 октября – 1 ноября 2017 г.

Горки


БГСХА

2018


УДК 33(476)(062)

ББК 6/7я43

П50

Редакционная коллегия:



П. А. Саскевич (гл. редактор), А. В. Колмыков (отв. редактор),

Ю. Л. Тибец (отв. редактор), М. В. Потапенко (отв. редактор),

А. А. Герасимович (отв. секретарь), С. А. Константинов,

Ф. С. Приходько, Н. С. Шатравко, Т. И. Скикевич


Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент Т. И. Скикевич

кандидат филологических наук, доцент А. И. Малько

П50


Политическое и социально-экономическое развитие Республики Беларусь: история и современность : сб. науч. статей по материалам Респ. науч. конф. студентов и магистрантов / редкол.: П. А. Саскевич (гл. ред.) [и др.]. – Горки : БГСХА, 2018. – 274 с.

ISBN 978-985-467-801-6.


Сборник содержит представленные студентами материалы по актуальным проблемам политического, социально-экономического, организационно-правового и культурологического развития Республики Беларусь.



УДК 33(476)(062)

ББК 6/7я43



ISBN 978-985-467-801-6

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2018





ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ
УДК 378.14:34

КАРПЕНКО В. В., студентка



ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ БИЗНЕСА И ПРАВА:

ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Научный руководитель – РЕШЕЦКАЯ Т. Н., канд. ист. наук, доцент

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь


Культура и традиции белорусского и туркменского народов очень разные. Но в них есть и то, что объединяет, способствует общению на самых разных уровнях.

25 января 2010 г. в общественно-политической и культурной жизни Беларуси и Туркменистана произошло знаковое событие. В Минске в присутствии Президентов Александра Лукашенко и Гурбангулы Бердымухаммедова между старейшим аграрным вузом Беларуси и стран СНГ – Белорусской государственной сельскохозяйственной академией − и Туркменским сельскохозяйственным университетом им. С. А. Ниязова был подписан двусторонний договор о сотрудничестве в области образования. В рамках этого договора отношения между странами в сфере высшего образования стали развиваться более динамично, о чем наглядно свидетельствует пример БГСХА, где в настоящее время получают высшее образование более 500 граждан Туркменистана [1].

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия имеет богатый опыт в области международного сотрудничества, начало которого можно отнести к 1848 г. Практически с самого момента открытия Горыгорецкого земледельческого института возникла необходимость изучения иностранных языков для анализа состояния различных сельскохозяйственных отраслей в европейских странах. Впервые в заграничные командировки были направлены А. В. Советов, И. А. Стебут, А. М. Бажанов и др. С этого момента фактически начинается международная деятельность Горыгорецкого земледельческого института [2, с. 23].

В 1962 г. в академии начали учиться первые иностранные студенты. Их приём с каждым годом увеличивался. Если в 1967 г. в академии обучалось 56 студентов из зарубежных стран, то в 1975−1976 гг. – 173 иностранных студента почти из 30 стран мира.

С 1973 г. на факультетах была введена должность заместителя декана по работе с иностранными студентами, и позже был создан деканат по работе с иностранными учащимися.

Контингент иностранных студентов академии за десять лет увеличился более чем в 2 раза. В 1988 г. обучалось 414 иностранных граждан из социалистических стран и стран Азии, Африки и Латинской Америки [3, c. 206].

С 1 сентября 2012 года факультет по международным связям и работе с иностранными учащимися был реорганизован в факультет международных связей и довузовской подготовки.

За годы, прошедшие с момента открытия факультета, подготовительное отделение окончили свыше 1700 иностранных граждан из 83 стран мира, а БГСХА окончили 700 человек из 58 стран. Многие из наших выпускников-иностранцев добились значимых результатов в политической и экономической деятельности своих стран.

В постсоветский период академия приняла на учебу первых туркменских студентов в 2002 г., в том числе и на факультет бизнеса и права, который был образован 1 ноября 2002 г. приказом № 722 от 28 октября 2002 г. в результате реорганизации экономического факультета. В составе факультета 5 кафедр: «Агробизнеса», «Маркетинга», «Права», «Истории государства и права», «Истории и педагогики», которые обеспечивают преподавание более 130 дисциплин [4, c. 6].

Численность обучающихся иностранных студентов на факультете в течение 2002–2017 годов изменялась (рис. 1).


Рис. 1


Иностранным студентам, достигшим высоких результатов в учёбе и общественной жизни факультета, назначается персональная стипендия им. Максима Горецкого. Она была учреждена в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Совета УО БГСХА приказом № 266-С от 7 мая 2010 г. [4, с. 10].

Так, персональной стипендии были удостоены следующие иностранные студенты факультета бизнеса и права: в 2011 г. – М. Акмырадова, студентка 4-го курса; в 2012 г. – Д. Аннамурадова, студентка 4-го курса; в 2016/17 г. – А. А. Джепбаров, студент 4-го курса.

Факультет бизнеса и права за всю историю своего существования выпустил около 1 тыс. талантливых иностранных студентов. На сегодняшний день выпускники занимают ответственные должности на своей Родине: Акмырадова Миве Какагелдиевна, выпускница 2012 г. специальности «Правоведения», – помощник судьи Марыйской области, Татов Эзиз Аганыязович, выпускник 2012 г. специальности «Коммерческая деятельность», – ВРИО начальника финансового отдела Мургапского района, Гуванч Джумаев, выпускник 2017 г. специальности «Правоведение», – судебный исполнитель.

Выпускники-иностранцы, окончившие факультет бизнеса и права в 2012 г.: Алланепесова С. К., Поллыев В. Ч., Чекаев А. Х., Ямадов М. А., Шаринов В. Б., Мырадов Т. С. и др. вспоминают свою alma mater теплыми словами: «Пять лет, которые мы учились в академии, останутся на всю жизнь в нашей памяти, в наших сердцах. За эти годы Беларусь стала нашей второй Родиной, академия – родной дом, а коллектив студентов и преподавателей – нашей семьей. Здесь мы никогда не чувствовали себя чужими».

Таким образом, за годы обучения сотни туркменских юношей и девушек вернулись на родину специалистами европейского уровня, с успехом применяют полученные в стенах академии знания, формируя тем самым положительный имидж вуза и Республики Беларусь далеко за ее пределами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова, Л. Беларусь – Туркменистан: диалог друзей / Л. Гончарова // Советский студент. – 2016. – № 13–14. – С. 3.

2. Герасимович, А. А. Летопись Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (1840–2015) / А. А. Герасимович, В. М. Лившиц. – 6-е изд., перераб. и доп. – Горки: БГСХА, 2015. – 212 с.

3. Белорусская сельскохозяйственная академия: краткий очерк истории и деятельности: к 150-летию академии / сост. В. М. Лившиц [и др.] ; редкол. : С. И. Назаров [и др.]. – Минск: Ураджай, 1990. – 279 с.

4. Факультет бизнеса и права: 10 лет. Юбилейный очерк: уч. изд. / сост. Н. А. Глушакова, А. А. Герасимович [и др]. – Горки: БГСХА, 2012. – 87 с.

УДК 635.1/.8(476)

КОВАЛЁВА И. Г., магистрантка



РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Научный руководитель – КОНСТАНТИНОВ С. А., д-р экон. наук, профессор

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь


Введение. Основной задачей отечественного овощеводства является обеспечение в полном объеме потребности Республики Беларусь в овощах высокого качества и продуктах их переработки, повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли овощеводства. Физиологически обоснованная норма потребления овощной продукции в нашей стране составляет 126 кг в расчете на душу населения в год.

Цель работы – дать оценку современному состоянию отрасли овощеводства в Республике Беларусь.

Материалы и методика исследований. Материалами для исследований послужили публикации отечественных ученых, а также данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Результаты исследования и их обсуждение. В структуре овощного подкомплекса центральное место занимает производство овощей. Основные показатели производства овощей представлены в табл. 1.
Таблица 1. Показатели производства овощей в Республике Беларусь


Показатели

Годы

2016 г.

к 2014 г., %



2014

2015

2016




Валовой сбор, тыс. т

1734

1686

1891

109,0

Производство на душу населения

183

178

199

108,7

Посевная площадь, тыс. га

69,5

66,3

65,7

94,5

Урожайность, ц/га

242

245

276

114

Примечание. Рассчитано автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [2].


Следует отметить рост валового сбора овощей на 9 % за счёт увеличения урожайности на 14 %. В защищенном грунте в 2016 г. произведено 119,9 тыс. т овощей (6,3 % от общего объема производства).

Посевные площади овощей в Республике Беларусь имеют тенденцию к снижению. По сравнению с 2010 г. в 2015 г. площади под овощами в сельскохозяйственных организациях снизились почти в 2 раза, в хозяйствах населения – в 1,3 раза, в фермерских хозяйствах увеличились в 1,5 раза (табл. 2).


Таблица 2. Посевные площади овощей в Республике Беларусь, тыс. га


Категория хозяйства

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Хозяйства всех категорий, в том числе:

85,7

73,0

65,4

66,3

69,5

66,4

сельскохозяйственные организации

15,6

17,2

13,6

11,7

10,7

8,4

Крестьянские (фермерские) хозяйства

6,7

10,3

7,8

8,3

10,0

10,1

хозяйства населения

63,4

45,5

44,0

46,4

48,7

47,9

Примечание. Рассчитано автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [2].


В целом за 2014−2016 гг. по овощеводству в Республике Беларусь отмечается положительный уровень рентабельности реализованной продукции: 1,8−18,5 % по защищённому и 7,5−22,3 % по открытому грунту.

Лидером по производству овощей, по результатам 2016 г., стала Минская область. Здесь было произведено 463,9 тыс. т овощей. Второе место заняла Брестская область – 416,9 тыс. т, третье − Гомельская область (322,7 тыс. т).

Экспорт свежих овощей белорусского происхождения в 2016 г. составил 333,7 тыс. т, или 136,7 % к 2015 г. Статистические данные показывают, что за период 2011–2016 гг. в республику завезено: томатов – в 4,7 раза, капусты – в 4,3, огурцов – в 5,3, моркови и свеклы – в 2,8, лука и чеснока – в 1,6 раза больше, чем за 2005–2010 гг.

Одним из недостатков отечественного овощеводства является узкий ассортимент овощей. На V Всебелорусском народном собрании (2016 г.) Президент Республики Беларусь отметил в докладе, что перспективной задачей является наращивание производства овощей как для насыщения внутреннего рынка, так и для экспорта.

В этой связи следует отметить важную социально- экономическую роль мелкотоварного производства овощей в Республике Беларусь, сосредоточенного на дачных и приусадебных участках. По сравнению с крупнотоварным производством, базирующимися на общественной собственности на землю и средства производства, частный сектор обладает большими потенциальными возможностями и свободами. Так, в 2015 г. фермерскими хозяйствами было произведено продукции на сумму 259,6 млн. руб., при этом 88,9 % приходилось на продукцию растениеводства, в составе которой и овощи. Хозяйства населения произвели продукции на 28194 млн. руб., при этом 83,1 % пришлось на растениеводство.

Индикаторами развития подкомплексов овощеводства на 2016–2020 гг. являются [1]:

1) производство к концу 2020 г. овощей в объеме 1,6 млн. т в хозяйствах всех категорий, из них в общественном секторе – 0,6 млн. т (площадь посева овощей в открытом грунте – 17 тыс. гектаров при средней урожайности 245 ц/га);

2) производство к концу 2020 г. плодово-ягодной продукции в объеме 510 тыс. т в хозяйствах всех категорий, из них в общественном секторе – 160 тыс. т (площадь насаждений – 19,8 тыс. гектаров при средней урожайности 81 ц/га);

3) концентрация производства в организациях, осуществляющих деятельность по производству овощей, плодов и ягод, до 80 % от общего объема производства в общественном секторе.

Заключение. Таким образом, в 2016 г., несмотря на увеличение валового сбора за счет роста урожайности, мы наблюдаем сокращение посевных площадей в сельскохозяйственных организациях и в хозяйствах населения. Республика Беларусь имеет немало возможностей для возделывания разнообразных недорогих овощей высокого качества. Для этого целесообразно обратить внимание на коренное улучшение овощеводческой отрасли, для чего необходимо расширить сеть специализированных организаций по возделыванию овощных культур в открытом и защищенном грунте. Для обеспечения длительной сохранности выращенного урожая необходимы современные хранилища, оснащенные установками линий по доработке, калибровке и фасовке продукции для дальнейшей ее реализации внутри республики и на экспорт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 11 марта 2016 г. № 196 «О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы» и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 10.10.2017.

2. Сельское хозяйство Республики Беларусь 2016. Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2016. – 364 с.

УДК 378-054.6

ГУЛЕМИРОВА М. К., студентка



ДИНАМИКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БЕЛОРУССКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Научный руководитель – ПОЛЕТАЕВА И. В., ст. преподаватель

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь


В XXI веке образование является стратегическим ресурсом устойчивого развития современного общества. Приоритет образования как наивысшей ценности человека утверждается национальной образовательной стратегией Республики Беларусь [1]. Инновационное развитие национального образования – это ориентир на подготовку специалистов мирового уровня [2], от компетенций и профессиональной квалификации которых всецело зависит социально-экономический прогресс государства. Кроме того, ценность образования усиливается стремлением формирования национальной идеи как духовно-нравственного императива современного общества.

Образование выполняет присущую только ему специфическую функцию – осуществлять образовательную деятельность. Продуктом образовательной деятельности выступают образовательные услуги, направленные на реализацию потребности в знаниях мирового уровня. Институциональной основой подготовки кадров высшей профессиональной квалификации являются учреждения высшего образования (УВО).

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся учебные заведения: классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж. Сеть учреждений высшего образования Республики Беларусь по состоянию на начало 2017/2018 учебного года объединяет 43 государственных и 9 УВО частной формы собственности, в числе которых 34 университета, 9 академий, 9 институтов.

В 2016 году численность учащейся молодежи в государственных УВО составила 290,9 тысячи человек, что на 0,3 тысячи человек больше, чем в 2015 году. В частных УВО по состоянию на 1 октября 2016 года обучались 22,4 тысячи человек, что на 6,4 тысячи человек меньше, чем в 2015 году.

При этом в государственных УВО Республики Беларусь обучались в 2016/2017 учебном году 15,5 тысяч студентов и магистрантов, которые постоянно проживают на территории иностранных государств. Из них гражданами Туркменистана являлись 7982 человека, России – 1633, Китая – 1270, Ирана – 804, Нигерии – 533, Азербайджана – 480, Таджикистана – 432, Казахстана – 315, Шри-Ланки – 295, Украины – 294, Ливана – 289 человек. Численность иностранных учащихся в частных УВО по состоянию на 1 октября 2016 года составила 508 студентов и 10 магистрантов [3].

Количественные характеристики контингента иностранных студентов и магистрантов УВО системы Министерства образования приведены в следующей табл. 1.


Таблица 1


Страна

Учебный год

2014/2015

2015/2016

2016/2017

студент

магистр

студент

магистр

студент

магистр.

Азербайджан

328

19

385

36

421

34

Армения

43

1

24

1

29

1

Казахстан

203

11

248

16

295

14

Кыргызстан

15



13



16



Молдова

21

1

13



15



Россия

1537

13

1332

18

1408

36

Таджикистан

243

5

207

12

287

11

Туркменистан

8342

66

8140

85

7861

70

Узбекистан

43



44



53

1

Украина

215

5

195

8

216

10

Всего из стран СНГ

11020

121

10601

176

10601

177

Положительный показатель численности иностранных студентов и магистрантов как предпочтительного выбора белорусского образования устойчив: в 2014 году был наибольшим, а в 2016 году составил позицию уменьшения на 3,3 %, или на 363 человека. При этом в 2016−2017 учебном году увеличилось число обучающихся иностранных магистрантов на 56 человек, или на 31 %.

Иностранные студенты и магистранты в белорусских вузах учатся на дневной и заочной формах обучения. Основная доля иностранных студентов, желающих обучаться в Беларуси, приходится именно на государственные учреждения высшего образования (более 97 %). В последние годы (2010−2015 гг.) на цели финансирования национального образования в Республике Беларусь ежегодно расходуется в среднем более 5,8 % ВВП, что в определенной мере больше, чем в России (4,0).

Устойчивой тенденцией в образовательной сфере стало расширение географии стран, направляющих своих граждан на обучение в Республику Беларусь, изменение национального контингента иностранных учащихся, увеличение их численности в белорусских вузах, в том числе сельскохозяйственного профиля.

Статистика факультета международных связей и работы с иностранными учащимися УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» (БГСХА) показывает, что постепенно увеличивается количество государств (в 2016−2017 уч. г. – 9), выбирающих белорусское образование (Кыргызстан – 2016−2017 уч. г.). Однако наблюдается незначительное общее снижение численности иностранных студентов в 2016 году по сравнению с 2013 годом − на 28,7 %, или 169 учащихся (табл. 2).
Таблица 2


Страна

2013/2014

года


2014/2015

года


2015/2016

года


2016/2017

года


Ирак

2

2

1

1

Китай

3

4

5

2

Нигерия

2

1

1

1

Российская Федерация

8

7

6

4

Руанда

1

1

1

1

Сирия

2

2

1



Украина

1

1

1

1

Кыргызстан







1

Туркменистан

571

567

511

410

Всего

590

585

527

421

Несмотря на снижение численности иностранных учащихся в БГСХА, в системе белорусского образования наблюдается их увеличение по абсолютной сумме.

Таким образом, привлечение иностранных студентов и магистрантов для обучения в Республике Беларусь позволит оценить конкурентоспособность белорусского образования на мировом уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года). – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.

2. Советская Белоруссия. – 2015. – 30 апр. – С. 6.

3. Система образования Республики Беларусь в цифрах [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: edu.gov.by//sistema-obrazovaniya/vysshee-obrazovanie /index. php/statistik. – Дата доступа: 01.09.2017.
УДК 159.9:378.095:63(476.4)

ГУБСКИЙ Г. А., студент



Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789
123456789 -> Сборник материалов II международной научно-практической конференции 20 апреля 2016 г. Доннту: Донецк, 2016 эл версия русск яз
123456789 -> Распознавание речи и голосовое управление
123456789 -> Черникова О. Ю., Мозговой В. И
123456789 -> Анализ методов восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов после потери емкости в процессе эксплуатации
123456789 -> Основы семейного права Украины
123456789 -> В. И. Желязко, Т. Д. Лагун мелиорация, рекультивация и охрана земель
123456789 -> Тема: Установление, восстановление и закрепление границ зе-мельных участков
123456789 -> Министерство сельского хозяйства
123456789 -> Приоритетная задача современного земледелия за-ключается в повышении эффективности и стабильности сельскохозяйственного производства


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница