Сборник задач по основам конституционного права для обеспечения выполнения практических работ по дисциплине «Система государственного управления» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»



Скачать 133.11 Kb.
Дата09.08.2018
Размер133.11 Kb.
#43571
ТипСборник задач


Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение


«Колледж «Императорский Александровский лицей»
Ротарь Л.С.


Сборник задач
по основам конституционного права
для обеспечения выполнения практических работ по дисциплине
«Система государственного управления»


для специальности 034702
«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Санкт-Петербург


2014
Учебная дисциплина «Система государственного управления» является обязательной, предусмотренной требованиями ФГОС для подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Специфика учебной дисциплины «Система государственного управления» обусловлена ее практической направленностью. Целью дисциплины является, в первую очередь, формирование и развитие у студентов умение работать с документальными источниками. Программой учебной дисциплины «Система государственного управления» предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, выполнение самостоятельной работы. Одним из методов проведения практических занятий является решение задач, представленных в данном пособии. Предлагаемый сборник задач содержит темы, включенные в рабочую программу дисциплины.

Конституция занимает особое место в иерархии законов любого государства. От того, насколько полно и правильно студент будет представлять особенности государственного устройства, основы правового положения личности, принципы взаимоотношений различных ветвей власти, закрепленные в конституционных нормах, зависит его успешная деятельность как государственного служащего.

Цель данного сборника – выработать у студентов первичные навыки выбора и верного применения норм конституционного права, как в различных политических ситуациях, так и в повседневной жизни. Задача данного сборника – дать возможность в рамках курса дисциплины «Система государственного управления» освоить не только теорию, но и механизм практического применения конституционно-правовых норм. Решение задач – не проверка широты знаний, а проверка умения их применять, проверка глубины освоения теории на практических примерах.

Для решения ситуаций необходимо, прежде всего, отыскать необходимые статьи в Конституции Российской Федерации. Применив найденные нормы права, студент должен объяснить данный случай и предложить вариант его решения. Если правильных вариантов несколько, нужно обосновать каждый из них.

Пособие построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по данной специальностям, и призвано помочь будущим специалистам выработать умения и навыки работы с правовыми документами.



Глава 1. Основы конституционного строя

Основы конституционного строя – базовые принципы Конституции. При рассмотрении принципов конституционного строя надо уметь не только их перечислить, но и охарактеризовать каждый принцип, использованный в предлагаемой задаче, со ссылкой на конкретные статьи Главы 1, 4 и 9 Конституции РФ.



Задача 1.

Дайте правильный ответ на следующее утверждение: «Сущность правового государства в соответствии с Конституцией РФ заключается в следующем»:

а) верховенство государства над правом;

б) верховенство права над государством;

в) подчиненность праву всех органов государства.

Задача 2.

На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложение об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это предложение было принято на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы простым большинством голосов Депутатов Федерального Собрания.

Какие статьи Конституции РФ нарушены в данном случае?

Задача 3.

Со ссылками на конкретные статьи Конституции РФ охарактеризуйте ныне существующую в России форму правления и политический режим.



Задача 4.

Прежним УК РФ была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной, чем за хищение личной собственности.

Какой из основ конституционного строя России противоречил в данном случае.

Глава 2. Конституционные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации

Проблема правового положения личности – центральная в юридической науке. Глава 2 Конституции РФ открывается принципами конституционных прав и свобод личности: всеобщность, равенство, защищенность государством. Способы защиты прав и свобод граждан делятся на судебные и несудебные. Главная гарантия в демократическом государстве – компетентный и беспристрастный суд. К несудебным гарантиям защиты прав и свобод граждан относится институт Уполномоченного по правам человека.

При ответе на вопросы, поставленные в предлагаемых заданиях, необходимо делать ссылку на конкретные статьи Главы 1, 2, 4 Конституции РФ.



Задача 1.

Гражданин РФ И. Костин во время пребывания на стажировке в ФРГ совершил преступление. Следственные органы ФРГ потребовали от России направить гражданина И. Костина в ФРГ для отбывания наказания.

Должна ли Российская Федерация удовлетворить требование властей ФРГ, если между нашими странами договор о правой помощи не заключен?

Задача 2.

Проживающий в г. Саратове гражданин России Г. Шейман приобрел гражданство Израиля. В октябре 2008 года он получил повестку, обязывающую его явиться для несения службы в Вооруженных силах РФ. Однако в ноябре 2008 года посольство Израиля направило ему аналогичное требование – выполнить воинский долг в Государстве Израиль.

Как будет разрешена данная ситуация, если известно, что Россия и Израиль еще не подписали Соглашения о двойном гражданстве?

Задача 3.

Семья Фоминых имеющая детей 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США. Пятнадцатилетняя дочь Фоминых отказалась уезжать из России.

Как будет решаться вопрос о выезде из страны семьи Фоминых, если:

а) дочь согласна на выезд в США, но не хочет менять российское гражданство;

б) дочь вообще не хочет уезжать из России?

Задача 4.

Гражданин Васильев, проживающий в городе Балашове, имеет мать по национальности немку, а отца – русского. В официальных документах его национальность записана «русский». Васильев обратился в органы ЗАГС с просьбой заменить его национальность на «немец», мотивируя это тем, что отец погиб, когда он был ребенком, воспитывала его мать, которая научила его немецкому языку и традициям. Отдел ЗАГС в просьбе Васильеву отказал; тогда он обратился с иском в суд об изменении своей национальности.

Правомерен ли отказ органов ЗАГС и как суд должен решить данное дело в соответствии с конституционными положениями?

Задача 5.

Редакция еженедельника «Собеседник» опубликовала ряд статей, в которых утверждалось, что депутатская фракция «Женщины России» работает непродуктивно в силу особенности ее состава. Члены фракции сочли, что этими публикациями нарушаются конституционные нормы.

Какие конституционные нормы нарушаются?

Задача 6.

Презумпция невиновности означает:

а) человек невиновен, пока его не поймали на месте преступления;

б) человек не виновен, пока он не осужден судом;

в) человек не виновен, если он докажет свою невиновность;

г) человек не виновен, пока следствие не докажет его виновность.



Задача 7.

В телевизионном репортаже из женской колонии известный тележурналист П. распространил информацию о некоторых аспектах быта осужденных без их согласия. Группа отбывающих наказание женщин, обратилась в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ с жалобой на нарушение их конституционных прав.

Какие права были нарушены?

Задача 8.

Житель г. Троицка гражданин К. Горынин, пройдя призывную комиссию, заявил о своих пацифистских убеждениях. Тем не менее, ему была выдана повестка о призыве на действительную военную службу. Горынин обратился в суд на неправомерное решение военкома.

На основании каких статей Конституции РФ суд может вынести решение о правомерности требования гражданина К. Горынина о направлении его на альтернативную гражданскую службу?

Задача 9.

Правительство РФ приняло решение о восстановлении и индексации вкладов российских граждан в Сбербанке России до 1991 года.

Какие положения Конституции РФ обязывали Правительство принять такое решение?

Глава 3. Федеративное устройство России

Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов конституционная форма федерации: в ее состав входят субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку. Конституция закрепляет принципы федеративного устройства России в Главе 1 и 3.

Отвечая на задания по этой теме нужно уметь разграничивать компетенцию исключительно Российской Федерации, совместную компетенцию Федерации и ее субъектов и исключительную компетенцию субъектов Российской Федерации.

Задача 1.

Президент республики Саха (Якутия) издал Указ «О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц», в соответствии с которым уменьшилась ставка федерального подоходного налога для малочисленных народов Севера, проживающих на территории республики. Президент РФ приостановил действие данного Указа и предложил привести его в соответствие с Конституцией РФ.

Какое положение федеральной Конституции нарушил Президент Республики Саха?

Задача 2.

Президент Республики Чувашии запретил своим указом использовать призывников – жителей данной республики для ликвидации вооруженных конфликтов за пределами территории республики.

Почему Президент РФ отменил данный Указ Президента Чувашии?

Задача 3.

В конституции Республики Тува содержится статья о возможности создания самостоятельных таможен на территории республики. Соответствует ли она Конституции РФ?



Задача 4.

В Конституции Республики Башкортостан установлено, что ее государственный суверенитет «есть неотъемлемое, качественное состояние и распространяется на всю ее территорию в пределах существующих границ».

Обладает ли полным государственным суверенитетом Республика Башкортостан? Кому принадлежит государственный суверенитет в соответствии с Конституцией РФ?

Глава 4. Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации – глава Российского государства, обладающий обширным комплексом правомочий, предоставленных ему Конституцией РФ и законами.

Отвечая на вопросы задач студенту необходимо использовать статьи Главы 1 и 4 Конституции РФ.

Задача 1.

Президент РФ издал Указ от 9 декабря 1994 года «О мерах по пресечению деятельности незаконных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»

Докажите со ссылками на конкретные положения Конституции РФ, что данный Указ Президента принят в пределах его конституционных полномочий.

Задача 2.

Председатель Правительства РФ, временно замещающий Президента РФ, находящегося на лечении, назначил референдум о внесении в Конституцию поправки, которой вводился пост вице-президента.

Конституционно ли в данном случае решение Председателя Правительства?

Задача 3.

Государственная Дума выдвинула обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности, в связи с развалом экономики и ухудшением жизни народа.

В каком порядке, и на каком основании может быть отрешен от должности Президент России?

Задача 4.

Какое участие принимает Президент в формировании:

а) государственных органов;

б) в обеспечении безопасности страны?



Глава 5. Федеральное Собрание Российской Федерации

Законодательным и представительным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент России. Законодательный процесс - главное направление деятельности парламента.

Отвечая на поставленные вопросы, студент должен использовать конкретные статьи Главы 5 Конституции РФ.

Задача 1.

На повестке дня Государственной Думы стояли следующие вопросы:



  1. Рассмотрение Закона о федеральном бюджете на 2003 год.

  2. Освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

  3. Объявление амнистии.

  4. Назначение на должность министра финансов РФ.

  1. Принятие Закона «Об Уполномоченном по правам человека».

Какие вопросы включены правомерно, а какие не входят в компетенцию Государственной Думы?

Задача 2.

За принятие новой редакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Государственной Думе проголосовали 284 депутата, а в Совете Федерации – 97.

Считается ли данный Закон принятым?

Задача 3.

Через месяц после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на ее рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила.

Президент РФ вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.

Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации?

Какие это нарушения?

Задача 4.

Государственная Дума в третьем чтении приняла Федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации» большинством в 2/3 голосов депутатов. Затем он был одобрен Советом Федерации также квалифицированным большинством голосов 3/4 членов Совета Федерации.

Однако Президент не согласился с некоторыми положениями Закона, не подписал его и вернул в Государственную Думу со своими замечаниями и предложениями.

Правильно ли поступил Президент?



Задача 5.

Депутат Государственной Думы В. дал согласие на назначение его Председателем Центрального банка России.

Должна ли Государственная Дума давать свое согласие на это назначение?

Может ли депутат В. одновременно быть депутатом Государственной Думы и федеральным министром?



Глава 6. Правительство Российской Федерации

Среди исполнительных органов Российской Федерации Правительство занимает одно из первых мест. Это накладывает отпечаток, как на порядок его формирования, так и на его компетенцию.

Студент должен знать основные направления деятельности Правительства, порядок взаимодействия Правительства с Президентом и Федеральным Собранием. Ответы на поставленные вопросы изложены в Главе 6 Конституции Российской Федерации.

Задача 1.

Государственная Дума 25 октября 1999 года выразила недоверие Правительству РФ и предложила Президенту РФ объявить об отставке Правительства.

Президент сначала не согласился с предложением Думы, а затем, 12 февраля 2000 года, объявил об отставке Правительства.

Конституционны ли действия Президента РФ.



Задача 2.

Решив провести жилищно-коммунальную реформу, которая может значительно ухудшить положение жителей России на определенном отрезке времени, Правительство РФ поставило перед Государственной Думой вопрос о доверии к нему. Государственная Дума в доверии правительству отказала.

Однако Президент РФ, узнав о недоверии правительству, распустил Государственную Думу и назначил новые выборы.

Законно ли решение Президента?



Задача 3.

Президент РФ издал Указ об отмене постановления Правительства РФ об ограничениях на использование транспортных средств с правосторонним расположением руля.

На какие статьи Конституции РФ ссылался Президент отменяя данное постановление?

Задача 4.

Государственная Дума направила в Правительство требование выступить на ее заседании с отчетом о работе Правительства по преодолению кризисной ситуации в области экономики. Правительство отказалось выполнить это требование, ссылаясь на Конституцию.

Правомерен ли такой отказ?

Глава 7. Судебная власть в Российской Федерации

При рассмотрении предложенных ситуаций необходимо учитывать, что только судебные органы в Российской Федерации наделены правом осуществлять правосудие. Ответить на поставленные вопросы можно, ознакомившись с Главой 7 Конституции Российской Федерации.



Задача 1.

Какие статьи конституции соответствуют следующим положениям:

а) независимость судей и подчинение их только закону;

б) предоставление обвиняемому права на защиту;

в) равные права обвинителя и защитника.

Задача 2.

Опираясь на конституционные нормы, определите, какое лицо в Российской Федерации обладает такими элементами правового статуса, как независимость, несменяемость и неприкосновенность:

а) Президент Российской Федерации;

б) депутат Государственной Думы;

в) судья Конституционного суда;

г) член правительства



Задача 3.

Министр юстиции Российской Федерации назначил на должность судью Кировского районного суда г. Саратова взамен судьи, ушедшего в отставку.

Законно ли данное решение? С какого момента новый судья может приступить к исполнению своих обязанностей, если стаж его работы юристом составляет три года?

Задача 4.

Определите, в какие судебные органы могут попасть следующие дела:

а) о задолженности министерства сельского хозяйства по оплате контракта с фирмой, производящей сельскохозяйственную технику;

б) о тяжких преступлениях убийцы-маньяка;

в) об указе Президента, предписывающем введение федеральных
войск на территорию субъекта федерации;

г) об амнистии, объявленной Государственной Думой к дню Победы в Великой Отечественной войне;

д) о неправильном взыскании налоговых платежей Государственной налоговой службой с фирмы, работающей в сфере образовательной деятельности.

Ответы на решение задач

Тема 1

1.Ст.15; «б»; 2. Ст.16 (1); Ст.134; Ст. 135 (1,2); 3. Ст.1 (1);

4. Ст. 8(2); Ст.35(1)

Тема 2

1.Ст.61(1); 63 (2); 2. 62(2); 59(2); 3. а) Ст.6(3); б) Ст. 60; 4. Ст.26 (1);

5. Ст.19 (3); 6. «б»; 49 (1); 7. Ст.23; Ст.24(1); 8.Ст. 59(3); 9. Ст.35 (3)

Тема 3


  1. Ст. 71 «з»; Ст. 72 «и»; Ст. 75 (3); Ст. 85 (2); 2. Ст.71 «м»; 3. Ст. 74 (1);

4. Ст. 4 (1), Ст.66 (1); Ст. 67 (1,2)

Тема 4

1. Ст. 90 (1, 2); 2. Ст. 92 (3); 3. Ст. 93; 4. а) Ст. 83 («а, в, г, д, е, и, к»);

Ст.84 «а, б»; Ст.80(2); б) Ст. 86 «а»; Ст. 83 («ж, з»); Ст.87(1.2)



Тема 5

1. 1 – Ст. 105 (1); 3 – Ст. 103 «е»; 5 – Ст. 103 «д»; 2. Ст. 105 (2, 4); 3. Ст. 109 (2); Ст. 111 (2, 3, 4); 4. Ст. 108 (2); 5. Ст. 97 (2, 3); Ст.103 «в»

Тема 6

  1. Ст. 117 (3, 4); 2. Ст. 117 (4); 3. Ст. 8 (2), 35 (2), 115 (3); 4. Ст. 114 (1 «а»)

Тема 7

1. а) Ст. 120 (1); б) Ст. 123(3); в) Ст. 46(1); 2. Ст. 120 (1), 121 (1), 122 (1)

3. «в» Ст. 120 (1), 121 (1), 122 (1); 4. «а», «б», «д» - Верховный суд

«в», «г» – Конституционный суд


Литература

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: 2012



Каталог: upload -> 2015
2015 -> Загрузка приставки зависает на надписи “Eltex” (рис. 2)
2015 -> «профилактика пролежней»
2015 -> Методическое указания по дисциплине «Заповедное дело»
2015 -> Учебное пособие по английскому языку «Профессиональная медицинская лексика»
2015 -> Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
2015 -> Методические рекомендации по кейс-методу. Достоинством пособия является наличие примеров готовых кейсов по дисциплинам история и обществознание
2015 -> Методическое пособие по теории алгоритмов структуры данных специальность 09. 02. 03
2015 -> Пломбировочные материалы

Скачать 133.11 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница