Седмица 623 в эфире еженедельное информационное обозрение «Седмица». В студии Марина Селенкова, здравствуйте! В нашей сегодняшней программе о следующих событиях



Скачать 234.3 Kb.
Дата09.08.2019
Размер234.3 Kb.
#127434

СЕДМИЦА 623

В эфире еженедельное информационное обозрение «Седмица». В студии Марина Селенкова, здравствуйте! В нашей сегодняшней программе - о следующих событиях:



- Первая княгиня-христианка. 24 июля Православная Церковь чтит память Святой Равноапостольной княгини Ольги.

- "Филатовская церковь" - почему именно так называют в Одессе храм святых великомучеников Адриана и Наталии?

- Страницы истории. О композиторе Серебряного века, написавшего ряд литургических произведений для православного храма в селе Афанасьевка Екатеринославской губернии.

- Из брусьев, досок и покрышек. Житель Севастополя из старой мебели смастерил игровую площадку, на которой собирается детвора с окрестных дворов.


- В канун дня крещения Руси в Киев привезут чудотворные иконы со всей Украины.


24 июля Православная Церковь чтит память Святой Равноапостольной княгини Ольги. Она правила Русью 15 лет. За эти годы княгиня Ольга провела ряд реформ, укрепивших государство. Еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых. Какими качествами нужно обладать, чтобы войти в историю с добрым именем? Об этом - в нашем сюжете.

ТЕМА НЕДЕЛИ:

Святая равноапостольная княгиня Ольга, память которой Святая Церковь совершает 24 июля, занимает особое место в истории Святой Руси. Лишь немногие из святых жён христианской истории удостоились великой чести — лика равноапостольных. Всего то их шесть, и среди них —княгиня Ольга. Ещё меньше найдётся в светской отечественной истории женщин, которые по мощи государственного ума, по организаторским способностям могут сравниться с ней.



Анна Регульская - журналист: "Учебники истории, повествуя о великой киевской княгитне Ольге, в первую очередь констатируют два факта: она была необыкновенно красива и пленила сердце киевского князя Игоря. И она проявила трижды небывалую жестокость, когда мстила врагам за смерть любимого мужа. Но главный факт, который связан с ее именем - княгиня Ольга была первой правительницей на Руси, которая приняла крещение.

Согласно летописи, великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей.Как повествует житие, составленное святителем Димитрием Ростовским, «родители Ольги сумели внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых сами держались, несмотря на свое идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием и светлым умом.Летопись пишет, что имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга. От природы эта женщина обладала острым умом, неудержимой энергией, широтой взглядов и твёрдой волей.



Анна Регульская - журналист: "В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем. Затем в очередной раз лишь спустя некоторое время - в связи с русско-византийским договором 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси".

Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.А отомстила княгиня Ольга за смерть любимого мужа страшно и жестоко, так что ее месть заняла особое место и в летописях, и в учебниках истории.

После убийства Игоря древляне прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость.



Анна Регульская - журналист: "Но княгиня Ольга могла бы остаться лишь обычным политическим деятелем в истории Древней руси, если бы она не сделала самого главного - и в своей жизни, и в жизни страны . Княгиня Ольга первой из правителей Руси приняла крещение (с именем Елена). Именно благодаря княгине Русь сделала свой первый шаг к христианству".

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое.Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.Но апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу.Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление страной сыну Святославу.









Анна Регульская - журналист: "Когда княгиня Ольга вернулась в Киев, она пыталась приобщить к христианской вере своего сына Святослава. Но он так и остался язычником. Однако не мешал приобщать к правсоалвной вере своих детей и ее внуков. Один из них - будущий великий князь Владимир - выполнит завет княгини Ольги и крестит всю Русь".

Княгиня Ольга умерла 11 июля 969 года. Похоронили ее по христианскому обряду, а спустя 40 лет в 1007 году ее внук князь Владимир перенес ее мощи в основанную им в Киеве церковь Пресвятой Богородицы. В 1547 году Ольга была причислена к лику святых. И если князя Владимира можно назвать духовным отцом русском народа, то святая равноапостольная княгиня Ольга по сути своей стала духовной матерью Руси, принеся на наши земли первый луч христианской веры.

Анна Регульская, Марина Полякова, информационное бюро программы "Седмица", Днепропетровск.

Этих святых, так же, как и святых Петра и Февронию Муромских чудотворцев, считают покровителями брака и семьи. Христиане верят, что они защищают семейный очаг от невзгод и помогают сохранить верность и согласие между мужем и женой. Издревле на Руси в их честь возводилось немало церквей. В южной столице храм святых великомучеников Адриана и Наталии, более известный в народе как «Филатовская церковь», славится не только своей красотой, но и богатой и интересной историей. Почему у храма такое название, а также удивительные страницы из жизни этой святыни, в нашем сюжете.



СЮЖЕТ ИЗ ОДЕССЫ:

Одесский храм в честь святых Адриана и Наталии уникален благодаря не только своей архитектуре. Богатая и интересная история делает его одной из прекраснейших жемчужин в ожерелье одесских церквей. Он был построен в 1899 году при доме призрения слепых детей известным греческим меценатом Матвеем Маврокордато, также ослепшим в конце жизни. А через полвека, академик Филатов, неподалёку отсюда основал знаменитую на весь мир клинику глазных болезней. Владимир Петрович был глубоко верующим человеком. Любил посещать церковь, советовал приходить сюда своим пациентам. В тяжёлое атеистическое время благодаря его покровительству храм не был разрушен, более того – он оставался действующим. Тогда и появилось у храма ещё одно название –  «Филатовская церковь».



Протоиерей Евгений Куценко, клирик храма святых мучеников Адриана и Наталии: «Академик Филатов приходил в нашу церковь каждый день. Священник говорил ему: «Владимир Петрович, иди работай, раз в неделю приходи и хватит. Но, Владимир Петрович Филатов говорил: «Если я сюда не приду, у меня там не получится». Там – это на работе, в семье, в жизни. Каждый человек должен быть на своём месте в жизни. И для этого в церкви нужно что-то взять.»

В годы лихолетий «Филатовская церковь» была духовным ковчегом многих горожан. Особенно её любили представители интеллигенции. Она принимала под свои своды педагогов, музыкантов, учёных, военных. Здесь говорили о великом, славном, эстетическом, возвышенном, религиозном. В историю Одессы храм святых великомучеников Адриана и Наталии вошёл и как духовный центр, связанный с именами многих выдающихся представителей Православной Церкви.



Протоиерей Евгений Куценко, клирик храма святых мучеников Адриана и Наталии: «В нашем храме служило много великих людей, о которых история ещё будет говорить великие слова. Например, блаженнейший митрополит Владимир, когда был молодым священником, он служил в этой церкви. Он любил эту церковь. Когда приезжал в Одессу, всегды приходил в этот храм, заходил в алтарь, приклонял голову у престола, любил безмолвно постоять.»

Вековую историю храма продолжают писать и современные одесситы. В 90-ые годы прошлого века реставрировали церковь всем миром. Художники из Западной Украины расписали прекрасный иконостас, сотрудники Одесской киностудии привезли со святой горы Афон несколько икон. Особо любимый образ у прихожан – святых великомучеников Адриана и Наталии.



Протоиерей Евгений Куценко, клирик храма святых мучеников Адриана и Наталии: «Это супруги, которые в супружестве не так долго прожили, но которые зафиксировали веру, верность перед Богом. Они подают нам пример, и мы должны это понимать, что таинство венчания и супружество – это таинство веры, которое освящает любовь.»

У многих прихожан с этим святым местом связаны самые важные моменты жизни – кто-то обрёл веру, крестился, повенчался, у кого-то по молитвам к святым покровителям храма наладилась семейная жизнь, одинокие нашли свою половинку.



Александр Синтковский прихожанин: «У нас в храме есть такая статистика, что люди, которые сюда ходят, здесь знакомятся, семьи получаются более плодотворные, крепкие, узы не только святыми уже держатся, а самим нашим Господом. И эти семьи долговечны, и такие примеры у нас в храме есть.»

Наталия Захарова прихожанка: «Да, действительно они помогают. Они помогают пониманию в семье, любви. Там есть чудотворные иконы, которые тоже помогают, мы это все знаем.»

И в будни и в праздники здесь всегда людно. Приходят помолиться, постоять на службе, за советом к батюшке, за молитвенной помощью святых.



Алексей Никишев прихожанин: «Действительно, попадая сюда, ты чувствуешь себя спокойно, ты чувствуешь, что Бог есть, Он о тебе думает. В храме создаётся совсем другая обстановка, чем на улице. Всё, что происходит плохого, оно устранятся, ты наполняешься божественной энергии и чувствуешь себя обновлённым..»

Наталия Марчук, Игорь Петров, информационное бюро программы «Седмица», Одесса. 

Курсы жестового языка организованы при Духовно-просветительском центре кафедрального собора Украинской Православной Церкви в Киеве. К участию приглашаются священнослужители и миряне, желающие обучиться языку общения глухих и слабослышащих людей. В рамках курсов участники изучат азбуку жестового языка, его систему и разновидности, счет и церковную лексику, а также познакомятся с культурой и психологией глухих людей. Кроме этого, курсанты постигнут азы сурдоперевода, примут участие в практических занятиях в воскресной школе для слабослышащих детей и в переводе Божественной литургии.

Наш выпуск продолжит краткий обзор новостей православных сайтов. С этой информацией вас ознакомит Валерий Гриценко.



ИНТЕРНЕТ - ОБЗОР:

Здравствуйте! Сегодня в нашем обзоре много вопросов. И ответы на них мы попробуем найти вместе с вами.



Что делать, когда любовь при виде чужих недостатков начинает исчезать или превращается в ненависть?

Однокоренное слово к «молитве» - «мольба». А это значит, что по-настоящему может молиться лишь тот человек, который чувствует, что он погибает и умоляет о помощи и пощаде. Мы просим о снисхождении для себя. Однако часто наша любовь при виде недостатков другого человека начинает исчезать или превращаться в ненависть. Почему так происходит? Умеем ли мы молиться? И почему святые отцы утверждали, что молитва и умение строить отношения с другими людьми напрямую связаны между собой. О молитве, взаимоотношениях с другими и о выпивке - беседа с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ. Интервью разместил сайт Православная жизнь - http://pravlife.org/content/chto-delat-kogda-lyubov-pri-vide-chuzhih-nedostatkov-nachinaet-ischezat-ili-prevrashchatsya



Почему в браке бесполезно искать избавление от одиночества?

В нашем сознании одиночество – синоним брошенности, ненужности. Человека, у которого множество друзей, близких, родственников, но который при этом не имеет пары, мы все равно называем одиноким. Почему же мы придаем такое значение поиску второй половины? Может быть, это просто модель, навязанная обществом, которое хочет всех контролировать и втиснуть в определенные рамки – естественные человеческие потребности? О том, почему нехорошо человеку быть одному, объясняет настоятель Петропавловского храма игумен Нектарий (Морозов). Интервью разместил сайт ПРАВОСЛАВИЕ И МИР - http://pravlife.org/content/v-brake-bespolezno-iskat-izbavlenie-ot-odinochestva

Не застревайте в непрощении.


О прощении сказано много христианских проповедей и написано немало книг. И все-таки вопросы у нас остаются, и каждому приходится искать на них ответы самому, пусть и прибегая порой к помощи духовно опытных людей. Всегда ли прощение означает полное восстановление прежних отношений? А если не всегда, как узнать, на пути ли мы к прощению? Совместимо ли прощение с отстаиванием своих личных границ? Как быть, если простить не можешь, не в силах? Об этом рассуждают клирик собора Святой Живоначальной Троицы, известный церковный публицист протоиерей Константин Пархоменко и его супруга, семейный психолог Елизавета Пархоменко. Интервью разместил Православный Интернет-дайджест "Душа". - http://dysha.info/public/besedka/5547-ne-zastrevayte-v-neproschenii-eparhia-saratovru.html

Юмор святых людей

Улыбка человека — самое удивительное, что случается с человеческим лицом. Она может принести покой на сердце. Она может сгладить острые углы, может унять боль. Но самое главное человек понял еще очень давно. Он понял, что юмор — это прекрасное оружие против унылого и обреченного восприятия смерти. Святые люди поняли это лучше всех. Они часто улыбались и шутили, но только очень по-особенному. Как именно? Об этом пишет Интернет журнал «ФОМА В УКРАИНЕ» - http://foma.in.ua/articles/faith/holy/yumor-svyatykh-lyudej



Дети и домашние обязанности


Ещё вчера ребёнок возил тряпкой по всей квартире и требовал пылесос, а сегодня на неоднократные просьбы мамы убрать свои вещи, отвечает «сейчас», но не делает ничего. Неужели он не замечает бардака? Почему так происходит, куда уходит естественная потребность ребёнка подражать взрослому? Об этом пишет сайт Семейное образование - http://semeynoe.com/magazine/basics/deti-i-domashnie-obyazannosti/

Находите полезную для себя информацию, а с новыми публикациями мы ознакомим вас ровно через неделю.

Вы смотрите "Седмицу". И в продолжение выпуска - о таких событиях:

- Из брусьев, досок и покрышек. Житель Севастополя из старой мебели смастерил игровую площадку, на которой собирается детвора с окрестных дворов.

- Страницы истории. О композиторе Серебряного века, написавшего ряд литургических произведений для православного храма в селе Афанасьевка Екатеринославской губернии.


- В канун дня крещения Руси в Киев привезут чудотворные иконы со всей Украины.


Создать детскую игровую площадку собственными руками, чтобы было где играть внукам - этой идеей севастополец Валентин Владимирович Некрут загорелся еще в 2008 году. И со временем воплотил ее в жизнь. Бывший военный строитель из старой мебели, от которой избавляются горожане, смастерил площадку, на которой собирается детвора с окрестных дворов. О том, где ребятишкаму можно сесть за руль скорой помощи, подержать штурвал самолета и отправиться в плавание, ударив в корабельный колокол – знает Светлана Карташова.

СЮЖЕТ ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ:

Проблема крупногабаритного мусора – проблема любого города, где время от времени на улицах появляются отслужившие свой срок стулья, оконные рамы, шкафы и диваны, которые хозяева выселили из своих квартир, обновив обстановку. И пока городские власти с переменным успехом этот мусор пытаются победить, некоторые севастопольские умельцы давно нашли неожиданное решение.



Наталья Поперечная - жительница г. Севастополь: «Очень понравилось идея, что люди не выкидывают старую мебель, а что-то интересненькое для детей делают. Тут даже починили качели - красивые сделали. Я думаю, что здесь не только местные дети гуляют. Мы сюда тоже в гости пришли. У нас тоже есть площадка, но она скучная"

Алена - жительница г. Севастополь: «Мне очень нравится эта площадка и кажется, что она сделана с любовью и заботой к детям"

Именно с любовью эту детскую площадку перед рождением первой внучки мастерил один человек – Валентин Владимирович Некрут, тем самым подтвердив, что «бывших» военных строителей не бывает.



Валентин Некрут - житель г. Севастополь: "Думаю, ну, как же? дитё будет, а играть негде! тут пустырь был абсолютный".

И в 2008 году пустырь превратился в любимое место ребятни. Но первую площадку уничтожили, поскольку Водоканал производил ремонт труб, пролегающих на месте площадки. Но Валентин Владимирович не сдавался, восстанавливал место детского досуга. Ведь теперь здесь играют уже четверо его внуков, которые и подсказывают, что именно им хотелось бы видеть. Так в течение месяца были сделаны молоковоз, самолет, кораблик, узнаваемый автомобиль из мультика про Фунтика, и полюбившаяся сразу всем «Скорая помощь», где по вечерам девочки с аптечками и бинтами спешат "спасать больного". Вечером семьи с детьми сюда приходят из соседних дворов.



Валентин Некрут - житель г. Севастополя: "Приходят и говорят: мы вам заплатим, сделайте площадку. Я говорю - люди, это грех на детях зарабатывать. Это во-первых".

А во-вторых, создать такую площадку родители вполне могут и сами, главное, захотеть… ради своих же детей. «Главное – подойти творчески, с фантазией, да и сами дети подскажут – говорит Валентин Викторович. - Внучка захотела разрисовать шалаш. Чтобы рисунок сохранился – сверху покрыл лаком». И каждый может сделать свой вклад в доброе дело – создать маленький мир, где ребенок будет спешить на помощь в машине скорой помощи, или отправляться в морское путешествие. И затраты здесь – только время, потраченное на детей, ведь строительный материал классифицируется как крупногабаритный мусор.



Валентин Некрут - житель г. Севастополя: «Меняют окна, двери на пластиковые. дерево куда? выносят сюда. В лучшем случае, ведь еще бросают в кусты, в лесопосадки. Я утречком выхожу. Тут главное утречком раньше встать, пока дачники его не увезли на дрова. Беру - стекла вытаскиваю, гвозди вытаскиваю, всё из дверей, из окон - бросовый материал. Ну, видите, в основном колеса, колеса, колеса…».

Уже, казалось бы, и места на площадке скучного не осталось, можно и остановиться в творческом порыве. Но у Валентина Викторовича есть еще одна идея - два отличных руля должны вписаться в игровую площадку. Частью какого транспортного средства они станут - пока секрет... и сюрприз для мальчишек и девчонок.

Светлана Карташова, Дмитрий Карташов, информационное бюро программы Седмица, Крым.

«Мира не узнаешь, не зная края своего» - это крылатое выражение в наши дни актуально, как никогда. Ведь краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память наших современников о тех, кто ушел, оставив след в жизни своей малой Родины. Удивительные факты, связанные с историей ныне разрушенной Андрее-Марфинской церкви села Афанасьека под Днепропетровском, обнаружил краевед Николай Чабан. Не так давно была издана его новая книга-исследование. Биографии героев этого произведения тесно связаны с Екатеринославом и Санкт-Петербургом, Нью-Йорком и Брюсселем, Кишиневом и Харьковом. Но ключевым населенным пунктом стало село Афанасьевка Екатеринославской губернии. Подробнее об этом интересном открытии - в сюжете Анны Регульской.



СЮЖЕТ ИЗ ДНЕПРА:

Эту прекрасную музыку написал композитор Серебряного века Андрей Ильяшенко. Ноты и музыкальные записи изданы за рубежом. Родившись в Петербурге, большую часть жизни он прожил в Брюсселе. Но мало кто знает о том, что предком композитора был куренной запорожский казак, а детские годы он провел в Екатеринославской губернии - в селе Афанасьевка.


Краеведы – хранители памяти. Они открывают новые страницы истории нашего края, помогают узнать много интересного о наших знаменитых земляках. Николай Петрович Чабан - писатель, журналист, автор множества книг, исследований и публикаций. В центре его историй всегда человеческие судьбы. Так получилось и с новой книгой, которая сейчас готовится к печати. Это материалы к истории рода Ильяшенко. Их родовое имение находилось в селе Афанасьевка Екатеринославской губернии.
Николай Чабан - писатель, историк, краевед: "Дело в том, что Ильяшенки - потомки запорожского полковника Афанасия Колпака. Это история 18 столетия. Афанасий Колпак - неустрашимый воин, * оказал большое содействие Екатерине Второй, когда его запорожцы брали Крым. И за эти заслуги он был осыпан милостями императрицы, получил несколько тысяч десятин земли возле реки Орели и основал села - Афанасьевку и Колпаковку. * Личность это была неординарная. Нестор Кукольник - забытый сейчас писатель, который гремел во времена Гоголя, посвятил ему повесть "Запорожцы" - там выведен образ Афанасия Колпака.

Афанасий Колпк был куренным казаком-полковником, а так же зажиточным помещиком. Он владел множеством земель и стал основателем нескольких сел в губернии. Известно, что в 1765году в селе Афанасьевка на р. Богатой Афанасий Колпак построил деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В днепропетровском архиве сохранилось фото этой Церкви. Служение в этом храме было прекращено в 1882 году, а вместо нее потомком Афанасия Колпака - Степаном Ильяшенко - возведена большая каменная церковь во имя Андрея и Марфы. После революции храм-жемчужину закрыли, и в период с 1935 по 1937гг. стены разбирали на кирпич под местные застройки. Красоту Андрее–Марфинской церкви сохранили лишь старинные фотоснимки. Исторические сведения и свидетельства о родном селе бережно собирают и хранят в архиве местной православной церкви.



священник  Андрей Петрич - настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с. Афанасьевка: "Вот это то самое место, где стоял каменный храм. Изначально храм был деревянный, он стоял тоже где-то рядом. Место Андрее-Марфинской церкви можно более-мене точно указать, потому что здесь был котлован, после того, как храм разрушили. *Единственная постройка, которая осталась - церковная сторожка. Теперь это частный дом

Собирая по крупицам факты, изучая пожелтевшие страницы старых книг и газет, упорно разбирая причудливые строки церковных метрических книг, Николай Чабан воссоздавал факты биографии и родственные связи целых поколений этого рода. Кто-то из этих людей был успешен и богат, кто-то не очень, кто-то имел счастливую, а кто-то трагическую судьбу. Чья-то жизнь пересекалась с именами известных личностей. Степан Ильяшенко в конце жизни ушел в монастырь. А его сын - Андрей Степанович – сделал карьеру военного.



Николай Чабан - историк, краевед: "Интересная история, что этот Андрей Ильяшенко был из ремонтеров. Это люди, которые отвечали за снабжение армии лошадьми. *То есть это были состоятельные люди, которые обслуживали армию покупкой лошадей. И интересно, что он служил вместе с поэтом Афанасием Фетом. И * внук Афанасия Ильяшенко в 1915 году издаст первую биографию Фета. Вот так все причудливо связано в этом мире....

Писатель Афанасий Фет, итальянский писатель Джузеппе Томази ди Лампедуза, украинские просветители Русовы - известные имена, с которыми причудливо пересекались биографии представителей рода Иляшенко можно долго перечислять. Сами они так же были людьми успешными. И что удивительно – имена Андрей и Степан постоянно повторялись в нескольких поколениях рода. Но судьба у каждого была своя.



Николай Чабан - историк, краевед: "У сына Андрея Степановича - Степана - родилось *двое сыновей и дочь. И эти личности меня тоже заинтересовали. Это Андрей Степанович и Владимир Степанович. Первый стал композитором, второй стал поэтом.

Родители делали все возможное для того, чтобы дети получили хорошее образование. Оба сына - Андрей и Владимир – были выпускниками Императорского Александровского лицея в Санкт-Петербурге. В летнюю усадьбу в Афанасьевке, они приезжали каждый год. Склонность к искусствам проистекала из семейного воспитания.


Николай Чабан - историк, краевед: "Несомненно, влияние мамы. Она была высококультурная женщина, *… закончила Венскую Консерваторию, очень любила музицировать. И все пишут, что это был очень высокий уровень исполнительства. Когда они жили в Харькове, то она претендовала на должность директора Харьковского отделения Российского Музыкального общества.

О композиторе Андрее Ильяшенко сегодня мы знаем не много. Да и то, благодаря немногочисленным изданиям, выпущенным за границей. Известно, Музыкальное образование получил в Санкт-Петербургской консерватории, где учился у Петрова, и Штейнберга. Служил в лейб-гвардии Драгунском полку. Работал в редакторском отделе канцелярии Государственной думы. В 1910 году появились его рецензии в «Русской музыкальной газете». Его «Песнопения из литургии» для смешанного хора, посвященные Андрее-Марфинской церкви с. Афанасьевка были опубликованы издательством Питера Юргенсона В том же издательстве вышел сборник, содержащий 8 его романсов. Во время первой мировой войны Андрей Ильяшенко состоял в отряде Красного Креста при действующей армии. В 1919 г. покинул Россию. С 1923 г. он жил в Брюсселе, всецело посвятив себя музыкальному творчеству. Преподавал в Брюссельской консерватории, а также в консерватории Торонто. Писал оркестровую музыку, кантаты, оратории, создал несколько балетов и прелюдий для рояля. Его сюиту античных танцев исполняли в Королевской опере в Антверпене, в Филадельфии и Детройте. Одновременно композитор продолжал писать и церковные песнопения - то, к чему особенно лежала его душа.


Николай Чабан - историк, краевед: "В последние годы на Западе записаны его музыкальные произведения, церковная его музыка. И именно в Америке в Сан-Франциско такие записи существуют. Есть информация об этом. То есть назвать его совсем забытым композитором нельзя, имя его есть в Православной Энциклопедии. Он еще недостаточно возвращенный, я бы так сказал. И, конечно, стоит ознакомиться с его произведениями, чтобы иметь представление о его музыке, нам - его землякам.

Старший брат Андрея Ильяшенко – Владимир Ильяшенко – был поэтом. Он окончил Царско-Сельский лицей и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Получил службу в Вашингтоне, и остался там после октябрьской революции. Под псевдонимом Федин он опубликовал в Петербурге биографию поэта Афанасия Фетта. Состоял в Кружке русских поэтов в Америке, печатал стихи в Нью-Йорке в «Новом журнале» и в Париж в журнале «Возрождение». Писал стихотворения и на французском языке. По его инициативе в 1925 был издан первый сборник русско-американских поэтов «Из Америки». Как известно, именно Владимир Иляшенко, умерший в 1970 году в Нью-Йорке, был последним лицеистом знаменитого Царскосельского лицея.

Чтобы сохранить для потомков память о знаменитых земляках, на родине по крупицам собираются факты их биографии, информация о месте их пребывания.

Николай Чабан - историк, краевед: "… После революции все представители рода Ильяшенко оказались в эмиграции и их могилы по всей Европе. Отец похоронен в Югославии, мать - в Швейцарии, Андрей Степанович и супруга - в Брюсселе, их брат Владимир (поэт) - в Америке. Вот так судьбы разбросала их по всему свету".

Родовая усадьба Ильяшенко в Афанасьевке к сожалению не сохранилась. На ее месте сегодня находится Дом-интернат для инвалидов.



священник  Андрей Петрич - настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с.Афанасьевка: "К большому сожалению, панская усадьба не сохранилась. На этом месте построили Дом-интернат.* - буквально на том же фундаменте, здание полностью было разрушено. * Где мы стоим - это был вход в усадьбу. И возможно вот эта аллея так и сохранилась. на старой фотографии мы видим клумбу со статуей. Здесь так же есть клумба. Прослеживаются некоторые моменты схожести. *Мы можем себе представить, как лет 150 назад здесь * цокот копыт, когда подъезжали кареты, дамы в пышных платьях, устраивались балы, звучал оркестр - было очень красиво. *Теперь остались одни воспоминания, и то, если ты знаешь историю этих мест.

Об истории этих мест рассказывают подрастающему поколению в местной школе. Небольшой музей, уроки краеведения позволяют узнать много интересного о тех, кто стал гордостью этого края. Из небытия возвращается и музыка, написанная композитором Андреем Ильяшенко. И возможно, скоро "Литургические произведения, написанные для храма в Афанасьевке, совсем скоро зазвучат на Екатеринославской земле.

Анна Регульская, Марина Полякова, информационное бюро программы "Седмица", Днепр.

По случаю Дня Крещения Руси и в честь 25-летия Харьковского архиерейского Собора в Киев доставят святыни из разных концов Украины. Среди них — чудотворные иконы Божией Матери «Ахтырская», «Боянская», «Зимненская», «Касперовская», «Почаевская» и «Святогорская». Эти, а также киевские святыни — образ Божией Матери «Призри на смирение» из Введенской обители, «Киевская-Барская» из Успенской Киево-Печерской Лавры и «Владимирская-Десятинная»  — 27 июля будут участвовать в традиционном молебне на Владимирской горке. После молебна в честь Дня Крещения Руси святыни пронесут Крестным ходом в Святую Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где начнется праздничное всенощное бдение. Напомним, в июле в честь грядущего Дня Крещения Руси по всей Украине проходят Крестные ходы с древними и новоявленными святынями Украинской Православной Церкви. На время «обмениваться» святынями епархии УПЦ начали еще с 1 июля. Во время пребывания чудотворных икон во всех храмах совершаются Божественные литургии, акафисты и молебны Божией Матери с прошениями о Церкви и мире в Украине. Цель Крестных ходов — объединение людей вокруг исконных евангельских ценностей и почитаемых православных святынь.



Это была последняя новость сегодняшнего выпуска. До встречи в эфире ровно через неделю. До свидания!

Скачать 234.3 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница