Шахматное образование воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов



Дата09.08.2019
Размер6.21 Mb.
#127904
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»
ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ


Автор:


Захарова Татьяна Васильевна,

воспитатель

Югорск

2017


Оглавление

  1. Пояснительная записка …………………………………………………. 3

  2. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения………………………. 4

  3. Организация разнообразных форм деятельности в центре шахматного искусства……………………………………………………………………….. 6

  4. Критерии уровней развития детей……………………………………… 7

  5. Ожидаемый результат…………………………………………………… 7

  6. Трудности и проблемы, встречающиеся при использовании данного опыта……………………………………………………………………………. 8

  7. Список литературы……………………………………………………… 9

  8. Приложение 1……………………………………………………………10

  9. Приложение 2. Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе ………………………………………………… 15

  10. Приложение 3. Игры для обучения дошкольников игре в шахматы.. 17

  11. Приложение 4. Конспект организованной образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы ………………. 23


Пояснительная записка

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие люди считают, что шахматы – это всего лишь приятный досуг. Однако эта замечательная игра является не только занятием, помогающим интересно провести время и пообщаться с другими любителями шахмат. В дошкольных группах уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте.

Популяризация шахматной игры в образовательных учреждениях сегодня очень актуальна. Развитие шахматного образования отражается в нормативных документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Утверждена дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях округа.

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, определяют возрастающую роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать.  Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению ико взрослому, и к ребенку. Игра в шахматы помогает многим детям с самого раннего возраста развиваться быстрее, дает возможность раскрыться, самоутвердиться детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

 Данный опыт работы отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления  дошкольников через обучение элементам шахматной игры и может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Предложенный  опыт составлен на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. Программа разработана для педагогов и может быть использована на начальном этапе обучения для организации шахматных занятий.Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Введение детей в увлекательный мир шахмат, знакомство с историей развития проходит в игровой форме. Знакомство с шахматными фигурами, «волшебными» свойствами и загадочными особенностями доски, элементарными правиламиигры проходит очень доходчиво, на уровне, доступном ребенку. Таким образом, прививаетсяинтерес воспитанников к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, загадки, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам. 

В своей работе делаю акцент на интеллектуальное развитие детей, совершенствование психических процессов, а не обучение профессионалов шахматного мастерства.

Цель: развитие логическое мышление  детей старшего дошкольного возраста в процессе обучение игре в шахматы

Задачи:

- создать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности;

- познакомить детей с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- научить ориентироваться на шахматной доске: правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- познакомить с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, король,конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;

- учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, рокировать, объявлять шах, ставить мат;

- учить решать элементарные задачи в один ход;

- развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;

- воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Для успешного усвоения детьми азов шахматной грамоты, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:учебные занятия, организацию совместной деятельности педагога с детьми, предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.

В процессе совместной деятельности педагог проводит работу с различным дидактическим материалом (карточки с фигурами, развивающие игры).

Педагог объясняет правила игры, знакомит с разными способами действий, но не дает готовых инструкций по выполнению предложенного задания.В ходе игры поощряет самостоятельность воспитанников, их стремление достичь результата.Дети усваивают при этом игровые действия, способы и подходы к решению задач. У малышейформируется понимание необходимости концентрироваться на задании, напряжённо думать в ходе поиска решения задач.

Создание проблемно – поисковой ситуации способствует активному развитию мыслительных операций: ребенок активно принимается за решение сложившейся ситуации, учится рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Например, воспитатель загадывает загадки, просит помочь выбраться королю из опасной ситуации.(Приложение 3). Специально допускает ошибки, давая возможность детям найти правильное решение.

В совместных играх детей, с разной степеньюосвоения шахматной грамоты, происходит взаимное обучение одних детей другими. Дети не только самостоятельно осваивают и закрепляют материал, но и учатся работать коллективе.

Организация разнообразных форм деятельности в центре шахматного искусства

Использование следующих игровых приёмов:

- проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз (приложение 3);

- создание игровых ситуаций,игровая мотивация (король попал в беду, звучит сигнал о помощи);

- загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;

- введение элементов соревнования; 

- элементы драматизации, инсценировки (сказка «Терем- теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона;

- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга);

- метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала).

Руководство педагога направлено на поддержание интереса и дальнейшее развитие у детей к игре.Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку задания, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре возрастает и становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи, поэтому важно хвалить детей, даже за малый успех, можно использовать небольшие вознаграждения - смайлики, наклейки.

Работа с детьми направлена на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому необходимо игру плавно переводить на самостоятельную деятельность, закрепляя полученный и добавляя новый развивающий материал.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий. Уровень мышления детей разный, поэтому слабым, малоактивным детям приходится уделять большее внимание, заниматься индивидуальной работой.Для воспитания у таких детейуверенности в себе предлагаются игры и задания более легкие.



Критерии уровней развития детей

Высокий:ребенок умеет быстро ориентироваться на шахматной доске: правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называя их вслух. Знает названия шахматных фигур, умеет их различать. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Разбирается в приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, обосновывает свой выбор, выражаетсвои мысли. У обучающегося развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Он обладает навыками счёта предметов, умеет соотносить количество с числом. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие о «рокировке», «шахе» и «мате». Знает о номинальной стоимости фигур.



Средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путается в названии номинальной стоимости фигур.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Ожидаемый результат

Дети знают:

• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

• название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• правила хода и взятие каждой фигуры.

Дети умеют:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

• правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

• правильно располагать фигуры перед игрой;

• перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

• решать простые шахматные задачи.

Итогом  являются организация тренировочных соревнований, эстафет, викторин.

Трудности и проблемы, встречающиеся при использовании данного опыта

Многие родители сами не имеют понятия о правилах игры в шахматы, поэтому не могут помочь своим детям в освоении игры, закрепить приобретенные навыки на занятиях, не могут оценить ребенка по достоинству. Некоторые педагоги и родители не видят смыслаучить малыша такой сложной игре в дошкольном возрасте, не понимая того, что в игре ребенок развивается как личность.

 Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, Воспитывает уверенность в своих силах. Приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения и начинать обучение этой мудрой игре можно и нужно в раннем возрасте,но безусловно на уровне, доступном для ребенка.Шахматы – это целый мир, мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Список использованной литературы:



  1. Балашова В.Ю. Герои сказок играют в шахматы или шахматы для самых маленьких. – М.: Издательство, 2012. – 104 с.

  2. В.Г. Гришин., «Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада, М.: Просвещение, 1991. – 158с.

  3. В. Касаткина., Шахматная тетрадь. – ООО «Дайв» - 2009г

  4. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих/ Д.В. Нестерова. - М.: РИПОЛ классик, 2007. – 256с.

  5. И. Г. Сухин., Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

  6. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

  7. Избранные материалы из книги И.Г.Сухина "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя".- Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120 с

  8. Электронный ресурсhttp://detsad114rzd.ru/publ/innovacii/seminary/obuchenie_igre_v_shakhmaty_kak_sredstvo_razvitija_logicheskogo_myshlenija_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/41-1-0-679

  9. Электронный ресурсhttp://www.gambler.ru/История_шахмат

Обучающие диски:

- «Динозавры учат шахматам»;

-«Уроки тетушки Совы».

Приложение 1



Из истории

Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.

Сказки и легенды о шахматах

Чтобы привлечь интерес детей к шахматам, знакомство начинается со сказки о Шахе и шахматных фигурах.(Собран сборник сказок о шахматах и изготовлен из бросового материала макет шахматной доски с фигурами). Слушая истории, дети не замечают, что их обучают, и постепенно начинают проявлять интерес к шахматам. В конце чтения каждой сказки педагог с детьми обсуждают сюжет, воспитанники высказывают свое мнение о героях сказки, их поведении, учатся придумывать свою концовку сказки, подводят итог: чему учит произведение. Здесь представлена часть сказок, с которых началось знакомство воспитанников с шахматами.



e:\dcim\101msdcf\dsc07455.jpge:\dcim\101msdcf\dsc07560.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-du6dhdok1tg/t1szrax_fui/aaaaaaaaagq/zxzhegp6d14/s1600/%d1%88%d0%b0%d1%85%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8b.jpg


Сказка про шаха и про шахматы

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. 


Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! 
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. 
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! 
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. 
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!»- закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. 
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» 
«Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. 
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. 
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. 
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» 
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить. 
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом. 
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ

Легенда о шахматах.http://2ls.ru/uploads/posts/2012-09/1348038007_legenda-o-vozniknovenii-shahmat.jpg

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.

Изобретатель — его звали Сета — явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.

— Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал,— сказал царь.

Мудрец поклонился.

— Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание,— продолжал царь.— Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

Сета молчал.

— Не робей,— ободрил его царь.— Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его!

— Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.

— Повелитель,— сказал Сета,— прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

— Простое пшеничное зерно? — изумился царь.

— Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — 8, за пятую— 16, за шестую — 32...

— Довольно! — с раздражением прервал его царь.— Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.

 За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.

— Повелитель,— был ответ,— приказание твое, исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.

Царь нахмурился — он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.

Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.

— Повелитель,— ответили ему,— математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.

—  Почему медлят с этим делом?! — гневно воскликнул царь.— Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!

Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его.

— Прежде чем скажешь о твоем деле,— объявил Шерам.— я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

— Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час,— ответил старик.— Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико...

— Как бы велико оно ни было,— надменно перебил царь,— житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана...

— Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.

С изумлением внимал царь словам старца.

— Назови же мне это чудовищное число,—сказал он в раздумье.

— Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

Шахматная сказка

Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие черствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось - они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть- исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.



Эта поучительная сказка заставляет задумываться ребят о своем собственном поведении, о своем отношении к близким.

Приложение 2

Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе

В группе организован центр шахматных чудес «Шахматное королевство», где дети могут знакомиться с шахматами, самостоятельно осваивать, закреплять знания. На магнитной доске, сделанной специально для центра шахмат, дети осваивают ходы.

Центр оснащен различной методической литературой, дидактическими играми для обучения детей шахматам.


e:\dcim\101msdcf\dsc07582.jpg

Приложение 3

Игры для обучениядошкольников игре в шахматы

Игры для ознакомления с шахматной доской.

Обучение начинается со знакомства с шахматной доской.Дети учатся ориентироваться на доске, знакомятся с основными шахматными терминами. Включение информационных технологий в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников.

Очень нравится малышам обучающая компьютерная игра «Динозавры учат играть в шахматы», где доходчиво рассказывается о фигурах, правилах игры. Каждый урок сопровождается играми, закрепляющими новый материал, по завершению которых дракончик Любознайка- выбранный детьми в начале игры, вырастает, что активизирует интерес к игре, желанию изучить весь материал и пройти все задания.

- Игра «Какое положение у доски Маша заняла правильно?»(автор Захарова Т.В.)

Цель: закрепить умение правильно помещать шахматную доску между партнерами.

Задачи: Определить под каким номером Маша заняла правильное положение у доски.

Если ребенок неправильно выбирает положение девочки (нажимая на цифру), слышится звуковой сигнал и Маша уходит со слайда, а если выбор сделан правильно, слышен звук аплодисментов, и девочка, подпрыгнув от радости, остается на своем месте.





- Игра «Где спрятались центральные поля доски?» (автор Захарова Т.В.)

Цель:Найти в комнате недостающие поля диаграммы.

Задачи: - закрепить понятия «центр», «черные и белые поля»,

- закрепить умение правильно употреблять в речи предлоги;

-развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление.

После правильного нажатия на поле, слышится звук аплодисментов, и оно занимает место на диаграмме, в противном случае слышится стук, поле проворачивается и остается на своем месте.c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_20170315_185833.jpg


Для увеличения двигательной активности, подобную игру можно проводить с шахматной доской, выполненной из ватмана. Недостающие поля дети могут находить в группе, объясняя, где нашли то или иное поле, используя в речи предлоги на, за, в, около, у и т.д.

- Игры «Собери шахматную доску из разных полей», «Построй вертикаль, горизонталь, диагональ», « Изобрази вертикаль, горизонталь, диагональ» «Сосчитай количество полей (белых или черных) в горизонтали, вертикали…» и т.д.

(Чтобы детям были понятны термины, горизонталь изображаем в виде линии горизонта, вертикаль -в виде дерева, диагональ- буквой Х)



Цель: закрепить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ в процессе сборки макета доски.

Задачи: -учить чередовать поля черного и белого цвета при изготовлении макета шахматной доски,

-закрепить умения ориентироваться на плоскости,

-закрепить знание количества полей в горизонтали, вертикали и диагонали,

- закрепить счет.



- Игры «Довези подарок по адресу», «Доставка писем», «Вызов такси, скорой помощи…», «Постройте дом по адресу…», «Цветочная фея рассадила цветы по улице…»

(Для удобства все линии на волшебной доске представлены в виде улиц и переулков. Поля – это дома, в которых проживают разные персонажи. Чтобы легче запомнить латинские буквы, которыми обозначены вертикали, можно использовать считалку: «Артисту Биму циркуль дашь, его фамилия же, аш»).



Цель: Учить детей определять и называть адреса полей, названия диагоналей.

Задачи: расставить или разложить по полям, используя адрес соответствующиеавтомобили илицветы.

(Задание можно выполнять и на магнитной доске. Все фигурки машин и цветов используются на магнитной основе – сделано собственноручно).






Игры для ознакомления с шахматными фигурами.

--Игра«Да-нет-ка». «Фигуры с загадками» (автор Захарова Т.В.)







Цель:с помощью наводящих вопросов, определить фигуру, задуманную ведущим.

Задачи: - учить отгадывать загадки,

- закрепить название шахматных фигур,

- закреплять умение ориентироваться на листе,

- развивать логическое мышление, внимание,

-развивать правильную речь при склонении существительных.

Эту игру можно провести в форме интерактивной игры (составитель Захарова Т.В.).


- Игра «Волшебный мешочек».

Цель: определить на ощупь, какая фигура спрятана в мешочке.

Задачи:

- закрепить название шахматных фигур,

-развиватьсенсорную восприимчивость дошкольника...

- Игра «Угадай-ка».

Цель: догадаться, какаязадумана фигурапо словесному описанию педагога или другого ребенка.

Задачи: развивать логическое мышление, память, внимание, умение действовать по словесной инструкции. Закреплять умение пользоваться понятиями «между», «возле», «выше», «ниже» и т.д. Можно усложнить задачу и попросить ребенка расставить угаданные фигуры в порядке возрастания или убывания.

Для закрепления ходов фигур и взятия чужих, можно использовать различные лабиринты. Их просто составить самостоятельно и распечатать для каждого ребенка, ориентируясь на уровень знания.



-Игра «Магазин шахмат» (Захарова Т.В.) Для привлечения интереса детей можно использовать игровую мебель.



Цель: Изучить и закрепить знание номинальной ценности каждой фигуры.

Задачи:

- закреплять название фигур и их ценность,

- изучить состав числа,

- научить решать несложные арифметические задачи.



Правила игры: каждому ребенку выдается несколько монет (кружков из счетного материала). Ребенок должен определиться в выборе фигур, на которые ему хватит «денег». В ходе игры дети определяют стоимость фигур, считают монеты, отсчитывают нужное количество, определяют, сколько осталось и что можно еще приобрести. Так же воспитанники учатся договариваться с товарищами и покупать фигуры на общие оставшиеся «монеты».

e:\dcim\101msdcf\dsc07603.jpg

Эту игру можно проводить во время индивидуальной работы с воспитанниками, используя планшет «Логико - малыш». Здесь ребенок не только запоминает название фигур и их номинальную стоимость, а так же осваивает состав числа, закрепляет цвет, развивает мелкую моторику рук. С помощью планшета дети осваивают основные ходы фигур, взятие фигур противника, условное обозначение шахматных фигур на диаграмме и др. (автор карточек по обучению игре в шахматы Захарова Т.В.).


c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_20170319_220409.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_20170316_234503.jpg

-Игра «Помоги королю» (автор Захарова Т.В.).



Цель: помочь королю уйти от мата.

Задачи: - изучить и закрепить правила хода шахматных фигур и взятие ими чужих,

- развивать логическое мышление, внимание, умение сосредоточиться на задании, предвидеть дальнейшие ходы,

- развивать речь: умение рассуждать, доказывать свой выбор,

-воспитывать взаимопомощь среди сверстников.

Педагог создает проблемную ситуацию, король попал в беду и просит детей о помощи (можно использовать сигнал sos). Малыши активно вступают в игру. Обычно мы играем на магнитной доске. Все запретные ходы ребята отмечают цветными магнитами, при этом вслух рассуждают, почему королю нельзя вставать на это поле.



Физминутка «Пешки»(автор Захарова Т.В.)

Цель:снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Задачи:- выработка четких движений во взаимосвязи с речью.

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну – ка, пешки, подтянитесь,

На зарядку становитесь! (Марш на месте)

Головой мы повращаем, (Вращение головой)

Мы границы охраняем!

Смотрим вправо – смотрим влево,

Смотрим вниз и смотрим вверх (можно делать повороты головой,мы делаем гимнастику для глаз)

Мы пехота - лучше всех!

Чтоб в бою не уставать,

Надо ноги поразмять.

Приседаем, приседаем, никогда не устаем,(приседания)

На защиту короля очень смело мы идем!

Наклон- раз, наклон-два -

Не пройдет враг никогда. (Наклоны туловища в разные стороны).

А сейчас – на месте шаг. (Шаг на месте)

Встаньте пешки дружно в ряд.

Очень славно отдохнули,

И к работе мы вернулись. (Возвращаемся к работе).

Знакомясь с шахматами, можно изготовить с воспитанниками поделки в различной технике «Мир шахмат глазами детей».В свою работу необходимо активно привлекать взрослых. Родители, наблюдая за деятельностью своих детей по ознакомлению с шахматами,гордятся ими, начинают сами проявлять интерес к шахматам.



Гимнастика для глаз (Захарова Т.В.)

Цель: снятие усталости глаз

Задачи: закрепление правил хода шахматных фигур

Приложение 4

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы

«Путешествие в шахматное королевство»



(Автор Захарова Татьяна Васильевна, воспитатель)

Цель:помочь воспитанникам освоить и закрепить первоначальные знания о игре в шахматы.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.

3. Учить решать задачи.

4. Закреплять знание шахматных фигур: название, первоначальное месторасположение на доске, возможные ходы и их ценность, взятие фигур противника .

4. Развивать логическое мышление, память, концентрацию внимания, двигательную активность.

5. Воспитывать интерес к игре в шахматы

6. Воспитывать чувство коллективизма.

Действующие лица: ведущий-воспитатель, шахматная королева (в презентации), дети.




Ход мероприятия

Организационно-методические указания

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сделайте, пожалуйста, большой хоровод дружбы. Какое у вас настроение? Почему так говорят: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Если не ссориться, тогда все дела спорятся»? А вы дружно живете? Молодцы. А я знаю такое королевство, где совсем плохо идут дела, потому что все его жители перессорились. Все королевство поделено на белое и черное царство, которые враждуют между собой. Вы узнали, что это за королевство? (Это шахматное королевство) Ой, смотрите, а вот и шахматное королевство. Похоже, что здесь произошло землетрясение.

Королева: Здравствуйте! Произошла ужасная история. В наших царствах-государствах поселилась злоба, зависть и недоверие. Все фигуры между собой переругались. И так долго они спорили кто из них сильнее, лучше и важнее, что все королевство свое разрушили. И теперь не знают, как им спасти себя.

Воспитатель: Ребята, что вы думаете о произошедшем? Почему произошло разрушение? (Жители поссорились.) Хотите помочь жителям этого королевства? Видно, забыли они, что такое дружба, и какая в ней сила. Когда быстрее и легче строить дом: одному или вместе с друзьями? Что мы можем для жителей королевства сделать? Как им помочь? (Надо построить город и помирить их).

Королева: Я очень рада, что вы откликнулись на нашу беду. Приглашаю вас в шахматное королевство. Если вы справитесь со всеми заданиями, то, возможно, спасете наше королевство.

Воспитатель: Если мы сообща пройдем все трудности, дружно справимся со всеми заданиями, вместе поможем восстановить город, как думаете, они поверят нам, что в дружбе большая сила? (Да!) Как звучит наш девиз? «Один за всех…» ( и все- за одного!)

Основная часть.

Прежде чем отправиться в шахматное королевство, необходимо перевоплотиться в шахматные фигуры, иначе нас примут за вражеских шпионов, и вход в город будет закрыт. Можно я буду конем?

Воспитатель: А как нам попасть в шахматное королевство? (Дети думают.) По каким дорожкам ходят фигуры? (по вертикалям, горизонталям и диагоналям). Вы помните, по каким дорожкам ходят ваши фигуры, которые выбрали? Чтобы попасть в город, надо выложить к нему дорогу. Те фигуры, которые ходят по вертикалям, постройте вертикаль, те, которые ходят по горизонталям-горизонталь, а по диагоналям - диагональ. Если фигуры ходят по разным дорогам, можете участвовать в постройке разных дорог.

- Из каких геометрических фигур состоят горизонтали и вертикали (из белых и черных квадратов, чередующихся между собой) а диагонали? (диагонали только белые или черные)

- Как называются эти квадраты? (белые и черные поля)

- Сколько всего полей в горизонтали. А в вертикали? (по 8), диагонали? (от 2 до 8).

Молодцы, вы замечательно справились, теперь мы очень быстро доберемся до черно-белого королевства.

А вот и главная площадь! Ой, ребята, вы ничего подозрительного не заметили? Мне кажется, что-то здесь не так. Поля какого цвета должны быть на шахматной доске? (все поля белые или черные). Но я вижу, что здесь есть поля другого цвета. Это правильно? Такое возможно? (Нет.) До чего доводят глупые ссоры, даже площадь рассыпалась. Поможем ее восстановить? (Да). Найдите в группе недостающие поля.

Ой, посмотрите, не успели мы исправить шахматную доску, как к нам прибежала поиграть Маша. Какая нетерпеливая. Она даже не знает, с какой стороны может сесть, чтобы начать игру. Подскажите ей, пожалуйста, под какими номерами Маша заняла правильное положение у доски? (1 и 3)

А сейчас можно приступить к игре? Почему? Чего не хватает? (фигур). Королева, а где же все жители-фигуры?

Отгадайте загадки и они появятся. (ферзь, слон, пешка)

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну – ка, пешки, стройся в ряд, мы выходим на парад!

Головой мы повращаем, один-два, три, четыре.

Мы границы охраняем!

Смотрим вправо – смотрим влево, смотрим вниз и смотрим вверх

Мы пехота - лучше всех!

Чтобы нам не уставать,

надо ноги поразмять.

Приседаем, приседаем, никогда не устаем

На защиту короля мы бесстрашные идем!

Наклон – раз, наклон- два,

Не пройдет враг никогда!

А сейчас – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За работу вновь спешим.

У нас есть ферзь, слон и пешки, но ведь это не все шахматные фигуры. Где взять остальные? А что это за мешочек нам королева приготовила?

Это следующее задание. Необходимо на ощупь определить, что за фигуры спрятались в мешке.

Назовите самую маленькую по высоте шахматную фигуру (пешка), самую высокую (ферзь). Расставьте шахматные фигуры по высоте, в порядке возрастания. Как будете расставлять? (от меньшего к большему). И еще не все фигуры у нас имеются.

Вы слышите? Что это за сигнал? (Сигнал о помощи). Ребята кто-то просит нас ему помочь. (Король белый). Да это же белый король. Он просит нас помочь найти выход из сложившейся ситуации. Ему поставили шах! Что такое шах? (Предупреждение, что его могут убить.) Помогите королю найти поле, где ему не грозит опасность.

Посмотрите, мы попали с вами в шахматный магазин, где, наверняка, найдем недостающие фигуры. У вас есть монеты? (нет.) А у меня есть немного. Сосчитайте сколько у меня монет. (1, 2, 3, 4, 5). Сколько? (У Вас 5 монет). Какие фигуры мы сможем купить на них? (коня и 2 пешки). Покупаем!

Ну вот, теперь все фигуры в сборе. Осталось только расставить их на свои места, чтобы они вновь подружились и не забывали своих полей.. Сможете это сделать? (Да). Тогда, за дело!

Вы все молодцы! Хорошо поработали. Мы добились с вами поставленной цели? (Да.) А что мы хотели сделать? (Помирить фигуры и восстановить королевство). Как нам это удалось? (Мы дружно выполнили все задания.) Что вам больше всего понравилось и запомнилось. (Ответы детей.) Что бы вы пожелали жителям белого и черного королевства. (Что бы больше никогда не ссорились, жили дружно в своей команде.)

Давайте дружно будем жить

И дружбой надо дорожить

И никогда не ссориться,

Тогда дела все спорятся!



Королева: спасибо, ребята, вы очень помогли нам. Я от всего королевства благодарю вас и дарю этот сладкий сюрприз. Не забывайте нас, играйте чаще, тогда мы будем чувствовать поддержку. До свидания!

Дети и воспитатель: До свидания! Спасибо, королева-ферзь!

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, оцените свою работу и ваше отношение к ней. Если вам понравилось наше путешествие, возьмите белое поле, а если нет- то черное.

Настало время возвращаться домой в свой любимый детский сад - славный домик для ребят. Нам необходимо построить дорогу обратно. Посмотрите, сколько у нас много белых полей, что мы можем построить из них? (Диагональ.) Стройте скорее и будем возвращаться по диагонали обратно.


Дети (потому что когда дети дружат, они сильнее….)

Воспитатель подает детям руку, все кладут свои ладони в ладонь воспитателю.

Дети одевают шапочки с фигурами

(по вертикалям, горизонталям и диагоналям-показывают дети)

Дети строят дорожки из квадратов черных и белых (по 8 полей в каждой)

В группе ребята находят недостающие поля и приклеивают на доску.

Дети отгадывают загадки.

Отгадывание загадок. На слайдах появляются фигуры и на большой доске тоже.

Физминутка

На экране появляются загадки.

Дети находят коня, ладью, пешку, ферзя и слона.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Звучит сигнал sоs о помощи. На слайде значок белого короля.

(На доске появляются два короля)

Дети определяют запретные поля с помощью магнитов (на магнитной доске) куда нельзя пойти королю и находят безопасное место.

Забираем коня и две пешки. На большом поле появляются фигуры.

Попадаем на парадную площадь. Взрывается салют!!!

Королева благодарит детей и дарит шахматное печенье.



Возвращаются по диагонали в первоначальное местонахождение.





Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница