«Школа №1150 имени дважды Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского» 124365 г



Дата09.08.2019
Размер43.7 Kb.
#128227

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»
124365 г. Москва, Зеленоград, корпус 1609, тел 8 (499)717 – 03 – 43, факс 8(499)717 – 91 – 10

Электронная почта: 1150@edu.mos.ru. Официальный сайт: sch1150zg.mskobr.ru


Концепция развития музея

имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы «Школа № 1150 имени дважды Героя Советского Союза
К. К. Рокоссовского»

(2017-2020)


(в рамках конкурса «История прошлого в технологиях будущего»

Авторы: Шикова Г.Н., Гончаренко М.В.


  1. Введение


Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На школьный музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство многих аспектов образования.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

С целью активизации образовательно-воспитательных технологий соединяющих в себе всё конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, для дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей учащихся, включения их в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей в школе был создан музей имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского.
По своему профилю музей ГБОУ Школа №1150 имени дважды Героя Советского Союза

К. К. Рокоссовского является военно-историческим музеем. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. и жизненный и военный путь

К. К. Рокоссовского и его соратников. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом, и в частности молодёжью, российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.


Ш. Цели и задачи школьного музея.
Цель музейной деятельности: формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи музея:
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

— формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

— утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

— проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— передача жизненного опыта от поколения к поколению;

— активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
IV. Совершенствование программы деятельности музея.
Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Поэтому для успешной реализации работы школьного музея были поставлены новые цели и задачи, а также принято коллегиальное решение войти в проект «История прошлого в технологиях будущего»

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: формирование у учащихся ключевых компетенций в музейной деятельности посредством применения информационно-коммуникационных технологий и способностей решать проблемы в различных сферах общественной и социально-активной деятельности.

Задачи проекта:


  • обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея;

  • формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

  • формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

  • формировать навыки коммуникации;

  • развивать умение формулировать  задачу и кооперативно ее решать.


V. Механизм и сроки реализации проекта.

Подготовительный этап (октябрь 2017 г. – июнь 2018)

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп. Разработка плана работы и программы деятельности музея. Создание плана модернизации школьного музея (музейное оборудование, косметический ремонт помещений музея, программное оборудование).

Проведение обучающих занятий, семинаров, консультаций с педагогами и специалистами методического центра по изучению современной теории и практики музейной педагогики.

Основной этап (сентябрь 2018 – май 2019)

Основной задачей на данном этапе является включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.



Содержание деятельности основного этапа.

  • Расширение площади музейного пространства;

  • Монтаж нового музейного оборудования;

  • Внедрение современных информационных технологий в работу музея;

  • Создание Internet-версии школьного музея.

  • Создать электронную базу фондов музея,

  • Развитие способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников

  • Организация презентации школьного интерактивного музея.

  • Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности и музейной педагогики через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации.

  • Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций.

  • Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.

Заключительный этап (сентябрь 2019 – май 2020)

Основной задачей этого этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта.


Участники проекта: учащиеся 4-11 классов, родители, педагогический коллектив и администрация школы.
Механизм и содержание деятельности

Этапы реализации инновационного проекта

Содержание деятельности

Промежуточный результат инновационной деятельности

Исполнитель

1 этап

Подготовительный  


1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.

2.Изучение  опыта работы виртуальных школьных 3.Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея.

4.Проведение семинаров, собраний с педагогическим коллективом и родительской общественностью


Нормативные документы и специальная литература, методические разработки;

-Участие в городском конкурсе инновационных проектов

-Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции

- Сотрудничество с Управляющим советом школы;



Зав.музеями/

Педагоги/

администрация


2 этап

Основной


1.Создание проектной группы по созданию виртуального музея.

2.Проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов.

3.Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по использованию ИКТ в проектной деятельности.

5.Создание электронного банка данных.

6.Создание электронной картотеки музея.

7.Определение модели электронного музея;

8.Создание виртуальных экспозиций

9.Разработка виртуальных экскурсий

10.Размещение Web-страницы школьного музея в интернете и на исторических порталах;

11.Пополнение модели электронного музея фактическим материалом;

12.Использование возможностей электронного музея на данном этапе (уроки, виртуальные экскурсии).

13.Создание информационных буклетов о музее

14.Презентация интерактивного музея


В течение указанных сроков

Учителя-предметники,

Педагоги-организаторы, учащиеся школы, активы музеев



3 этап

заключительный

1.Анализ результатов и корректировка проекта

2.Обобщение опыта работы



В течение указанных сроков

Администрация

Совет музеев

Актив музеев


Методы реализации проекта:

  • анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;

  • изучение современных интерактивных  и ИКТ образовательных  технологий;

  • словесный;

  • проектирование;

  • проблемно-поисковый;

  • исследовательско – поисковый;

  • стимулирование и мотивация интереса к проекту;

  • наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;

  • социологические опросы, анкетирование, тестирование.

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • обобщение и анализ опыта работы;

Ресурсная база и средства, необходимые для реализации проекта

Наименование

Ресурсная база

  1. Нормативно-правовая

1. Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. №54 ФЗ

2. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. №28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»

3. Федеральный закон от 9 мая 2006 г. N 68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"

4. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями)

5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”

6. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»

8. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»

9. Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 №30 «Об утверждении тарифно- квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих» 8. Приказ Минздравоохранения и социального развития от 31 мая 2011 г. № 761 «Из квалификационных характеристик должностей работников образования» (изменения)

10. Приказ Департамента образования города Москвы «Об утверждении Примерного положения о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы и состава Совета музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы» от 31.07.07 № 582

11. Приложение 1 к приказу Департамента образования города Москвы от 31.07.07 № 582 «Примерное положение о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы»

12. Приказ Департамента образования города Москвы от 10.03.2009 № 90 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 31.07.07. № 582»

13. Дополнение к приказу «О совершенствовании системы развития музеев в государственных учреждениях системы Департамента образования города Москвы» от 17.07.2008 г. № 418

14. Концепция музейно-педагогической деятельности ОУ



  1. Организационная

• оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

• Программирование образовательно–воспитательного процесса;



  1. Научно-методическая

• Инновационный проект

• Программа дополнительного образования «Музейная педагогика»

• Методические разработки занятий, тематических виртуальных выставок;

• Сценарии уроков мужества, экскурсий.



  1. Информационная

  • Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980.

  • Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

  • Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

  • Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988.

  • Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

  • Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.

  • Новые  методы  и  технологии   в   школьном   дополнительном   дополнительном образовании. -М.,1998.

  • Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

  • Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

  • Свиридова Н.В.  Историческое образование школьников средствами музейной педагогики//     Фестиваль     педагогических     идей     «Открытый     урок».–     М., Просвещение, 2005.

  • Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.

  • Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»

5.Материально-техническое оснащение

  • Проектор и интерактивная доска;

  • Электронный фотоархив школьного музея,

  • Результаты поисково-исследовательской деятельности

  • школьников (мультимедийные презентации, доклады),

  • Музейные  экспонаты и мини-выставки,

  • Технические средства оснащения (компьютер,

  • видеокамера, фотоаппарат),

  • Выход в сеть  Internet.

6.Кадровая

Руководитель школьного музея,

учителя – предметники, классные руководители, учащиеся





ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Сохранение гражданско-патриотического направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

  2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.

  3. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

  4. Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

  5. Организация взаимодействия ОУ с музеями  в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

  6. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

  7. Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, городским музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.

  8. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями,  отделом образования и культуры.

  9. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.

  10. Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.


КРИИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА


  1. Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.

  2. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

  3. Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

  4. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других  мероприятий воспитательного характера.

  5. Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).

  6. Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.

  7. Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.

  8. Повышение эффективности взаимодействия школьных музеев с государственными музеями Москвы и Московской области методом повышения коммуникативной культуры


ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


Наименование риска

Анализ причин его возникновения

Отсутствие руководителя музея

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации

Отсутствие мотивации у учащихся в занятии   исследовательско – поисковой  работой

Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении.

Отсутствие мотивации у педагогов

Отсутствие системы поощрений

Отсутствие финансирования музея.

Отсутствие спонсоров.

-Недофинансирование по статьям на пополнение материальной базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс

-Нехватка помещений, оборудования

-Старение компьютерной техники.



Взаимодействие с социальными партнёрами

Нарушение связей в связи с удаленностью субъекта от г. Москвы и внутренние причины



ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

  1. Электронные сенсорные киоски Электронный сенсорный киоск - это компьютер c плоским жидкокристаллическим монитором (15-, 17-, 19- дюймовый монитор), вмонтированным в прочный, достаточно высокий и элегантный корпус

  2. Электронные плазменные панели Электронная плазменная панель (панель) представляет собой большой совершенно плоский сверхтонкий экран больших размеров.

  3. Экран с мультимедиа-проектором

  4. Электронные компьютерные гиды

  5. Радиомикрофон

  6. Поясной громкоговоритель (для экскурсовода)

  7. Зарядное устройство (набор аккумуляторов)

  8. Цифровая видеокамера с разъёмом под внешний микрофон, чтобы было слышно только то, что человек говорит в микрофон, который даёт интервью)

  9. Внешний микрофон для камеры

  10. Фотоаппарат с возможностями видеосъёмки и отдельным входом для внешнего микрофона

  11. Планшеты.

  12. Программы:

  • QR (Quick Response переводится как «быстрый ответ») коды представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно в половину страницы формата А4. Дополненная реальность. С помощью этой технологии можно оживить экспонаты музея.-

  • Программа для видеомонтажа Adobe premier.

  • Программы для создания фотопанорам ( Easypano Panoweaver) и виртуальных 3D экскурсий (Easypano Tourweaver) позволяют создать 3D модель школьного музея и выложить ее на сайт для посетителей.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980.

2. Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

4. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988.

6. Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.

7. Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.

8. Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительном образовании. -М.,1998.

9. Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М., Просвещение, 2005.

10. Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.

11. Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.



12. Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.

13. Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru, исторический портал «Московия»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница