«Школьная форма: за и против»



Скачать 145.68 Kb.
Дата31.05.2019
Размер145.68 Kb.
#94414
ТипИсследовательская работа

МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»


Исследовательская работа
Тема: «Школьная форма: за и против»
Выполнила ученица 7 класса

Макаровская Виктория

Руководитель: учитель

обществознания

Лаврова С.В.

2014 г.


План:

1.Введение 3

2. Из истории школьной формы в России 4- 7

3.Школьная форма за рубежом 7 - 8

4.Точки зрения специалистов на проблему 8 - 9

5. Результаты исследований 9 - 10

6. Выводы 10

7.Информационные ресурсы 10 - 11

8.Приложение 12 - 13

Введение

«Школьная форма: за и против» - так мы назвали работу, посвящённую истории школьной формы.

Я заинтересовалась этим вопросом потому, в школах России с этого учебного года в связи с внесенными поправками в Закон РФ «Об образовании» по указу Президента РФ В.В. Путина введена школьная форма, обязательная для всех учащихся.

Еще когда – то школьники носили школьную форму? А может она необходима? Некоторые придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.



Цель исследования: Я попыталась найти ответ на вопрос:

Когда впервые была введена школьная форма в нашей стране и каковы цели её введения?


Проблема исследования:

Нужна ли школьная форма?


Гипотеза: Школьная форма введена была с какой-то целью взрослыми, но не по инициативе детей.
Задачи исследования:

-Познакомиться с историей школьной формы в России.

- Познакомиться с историей школьной формы за рубежом.

- Изучить точки зрения психологов, врачей… по проблеме исследования.

- Изучить мнение учителей, учащихся школы.
Объект исследования: школьная форма.

Методы исследования:

-работа с источниками и их анализ;

- опрос.

Из истории школьной формы в России.

У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.

Точной датой введения школьной формы в России считается 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. 

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. (Приложение 1)


Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. 

Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 — 9 лет — коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12 — 15 лет — серый и 15 — 18 лет — белый. (Приложение 2)

Форма была предметом гордости.
Итак, до 1917 года форма была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. По форме можно было отличить и принадлежность гимназиста или студента к тому или иному учебному заведению.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.


Вот, что вспоминает гимназистка 1909 гола Валентина Савицкая: «Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Настал период «бесформенности», который длился аж до 1949 года.

Однако со временем, когда в стране была преодолена разруха послереволюционных и военных лет, завершено экономическое восстановление страны, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. 


Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами, с клапанами на груди, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. 
     Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
  Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. (Приложение 3)

Школьную форму эпохи Сталина можно увидеть на картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Школьников конца 1960-х мы можем видеть в фильме «Доживём до понедельника».

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. 

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. (Приложение 4 – фотографии из материалов школьного краеведческого музея).

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. 


 У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника».

Наконец, в 1988 году форменная история плавно двинулась к концу. Части школ, в качестве эксперимента, разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году советская форма была отменена окончательно с введением нового закона об образовании. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы. Никаких официальных документов, приказов, распоряжений на счет обязательности школьной формы нет. Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.

Вот уже больше двадцати лет российские школьники обходились без форменной одежды, а на занятия приходили кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах. 
Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране. 

Школьная форма за рубежом.

А существует ли понятие «школьная форма» за рубежом? Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

Школьная форма в Англии всегда приближена к классическому стилю одежды, хотя в последние годы английские стилисты создают самые раскрепощенные и эпатажные коллекции. Долгое время форму для мальчиков в Великобритании составляли пиджак-блейзер, серая фланелевая рубашка (которая сменялась на белую летом или по праздникам), темно-серые брюки или шорты, серые гольфы, темно-синий плащ, черные ботинки, а в холода – пуловер с треугольным вырезом. Также к костюму добавлялись кепка с логотипом школы и фирменный галстук. То есть в Англии в понятие школьной формы включали верхнюю одежду, обувь и даже носки. В Англии вообще трепетное отношение к традициям, и к школьной форме в частности, это одна из составляющих раз и навсегда установленного уклада жизни. Во всех школах есть своя школьная форма, хранящаяся в школе, выдаваемая всем ученикам бесплатно.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке

Школьная форма в других странах отличается от нашей страны: где-то она более консервативна, а где-то – очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там сэйлор-фуку. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы. Даже не верится... В японских школах частенько проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. В Австралии дети ходят на занятия в джинсах и футболках (кроме экономических классов – будущие финансисты носят строгий костюм). Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. Униформа там напоминала лабораторный халат, имела в каждом классе свой цвет и выдавалась бесплатно.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой — вот что предпочитают ученики американских школ. В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей. Всюду свои правила. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.  


Точки зрения специалистов на проблему.

Мы изучили разные точки зрения на поднятую нами проблему:



Мнение врачей сводится к мысли, что одежда ребёнка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья. Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов. Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. А именно в такую, не самую лучшую, с точки зрения медицины, одежду одевается большинство подростков. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко назвал форму рычагом влияния на здоровье.
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее.

Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.

Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. 

В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников. Проанализировав публикации на тему школьной формы мы выделили следующие доводы «за» и «против» неё.


Доводы за школьную форму:

  • Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.

  • Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».

  • Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.

  • Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.


Доводы против школьной формы:

  • Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.

  • Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.

  • Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников. Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.

  • В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность, так как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.



Результаты исследований

У школьной формы есть противники и сторонники. По результатам опроса деловой газеты «Взгляд» , а было опрошено 17698 респондентов, на вопрос «В государственной Думе предложили вернуть школьную форму. Как вы к этому относитесь?» одобрили 86,2% опрошенных, не одобрили – 13,8%.

Я опросила учителей школы, результаты таковы: из 18 опрошенных 94,4% одобряют введение школьной формы, 5,6 % не одобряют.

Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против введения формы. По результатам нашего анкетирования оказалось, что 68,4% опрошенных учеников нашей школы против введения школьной формы. Часто можно было слышать, а за какую форму? Красивую? При этом, кажется, что некоторые ребята даже не представляют, какая она - современная школьная форма.


Выводы

Завершая свою работу, я всё же попытаюсь высказать свою точку зрения на проблему «Школьная форма: за и против?»

Во- первых, наверное, форма нужна нам детям, хотя бы потому, что в ней мы станем более дисциплинированными, ведь форма будет налагать на нас какую-то ответственность перед учебным заведением.

Во-вторых, учебному заведению. Ведь форма будет подчеркивать элитность учреждения (если форму вводит только учреждение по своему желанию); опять же, форма будет дисциплинировать детей.

В третьих, родителям, потому что вместе с введением формы они избавятся от проблемы «совсем нечего одеть в школу», «мой ребенок хуже всех одевается…» и т.д.
В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но, все же, учитывая чрезмерную «демократичность» наших детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус.
Вопрос только в том, какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5-6 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года. Я думаю, что предпочтительней, конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода.

Мы не ставили своей целью убедить учащихся в необходимости введения школьной формы. Надеемся, что большинство из них задумается - всегда ли уместно они одеты, правильно ли выбрали одежду в конкретном случае.

Народная мудрость права - встречают всё-таки по одёжке.

Использованные ресурсы:


  1. http://deti.mail.ru/teenager/shkolnaya-forma-2013-nas-zhdet-seroe-budushee.

  2. http://www.vz.ru/photoreport/627563/

  3. http://www.gazeta.ru/social/2013/04/23/5278017.shtml

  4. http://svk-klassiki.ru/pages/4.htm

  5. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/issledovatelskaya-rabota-komu-ona-nuzhna-shkolnaya-flrma-0

Материалы школьного краеведческого музея:

-альбомы с выпусками 1972, 1973, 1982, 1983 года?

- школьная форма девочки 80 – х годов.

Приложение 1

gimn3

Приложение 2



1917

Приложение 3



50-e



Скачать 145.68 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница