Система технической эксплуатации летательных аппаратов



страница1/6
Дата23.05.2018
Размер1.22 Mb.
#23651
  1   2   3   4   5   6

РАЗДЕЛ 2

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Глава 7

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАК ЧАСТЬ £ 3

АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Гражданскую авиацию, предназначенную для осуществления воз­душных перевозок и другой летной работы, можно представить в виде авиационной транспортной системы. Минимальной организационной структурной едницией гражданской авиации, сохраняющей все ос­новные свойства и функции отрасли в целом, является эксплуатаци­онное авиапредприятие, рассматриваемое во взаимодействии с авиа­ремонтным заводом.

Авиационная транспортная система представляет собой совокуп­ность совместно действующих ЛА, комплекса наземных средств по под­готовке и обеспечению полетов, личного состава, занятого эксплуата­цией и ремонтом ЛА и наземных средств, и системы управления про­цессом эксплуатации. Она обладает всеми особенностями, присущими сложным техническим системам, а именно: наличием единой цели, управляемостью системы, взаимосвязью элементов, иерархической структурой. Авиационная транспортная система должна удовлетво­рять требованиям, совокупность которых направлена на выполнение в полном объеме задач, возлагаемых на рассматриваемую систему. К этим требованиям относятся обеспечение высокой безопасности и ре­гулярности полетов и экономической эффективности эксплуатации ЛА.

Совокупность свойств авиационной транспортной системы, опреде­ляющих ее пригодность удовлетворять потребности народного хозяй­ства в воздушных перевозках и обеспечивать выполнение перечислен­ных выше требований, характеризует качество системы. Оно в свою оче­редь определяется совокупностью и сложной взаимосвязью качества ЛА, наземных средств и личного состава, занятого их эксплуатацией.

Авиационную транспортную систему можно разделить на ряд функ­циональных самостоятельных систем (рис. 7.1): летной эксплуатации; технической эксплуатации; управления воздушным движением; ком­мерческой эксплуатации; аэродромной эксплуатации.

Каждой из указанных систем соответствует свой процесс функцио­нирования (рис. 7.2): авиационной транспортной системе - эксплуа­тации; системе летной эксплуатации - использования (ПИ); системе технической эксплуатации - технической эксплуатации (ПТЭ); систе-



71





ме коммерческой эксплуатации - коммерческой эксплуатации (ПКЭ); системе управления воздушным движением - управления воздушным движением (ПУВД); системе аэродромной эксплуатации - аэродром­ной эксплуатации (ПАЭ). Взаимосвязь этих процессов определяете* об­щей целью' и наличием одного объекта эксплуатации — ЛА, который в каждой из названных функциональных систем представляется опре­деленной совокупностью своих свойств.

Особое место в авиационной транспортной системе занимает систе­ма технической эксплуатации. Она представляет собой совокупность объектов технической эксплуатации, летного и инженерно-техническо­го состава, системы управления процессом технической эксплуатации, взаимодействующих с целью поддержания и восстановления исправ­ности или работоспособности и обеспечения летной годности ЛА.

Посредством мероприятий, проводимых в процессе технической экс­плуатации, обеспечиваются безопасность и регулярность полетов, надежность и исправность ЛА, подготовка их к полетам, правильная

летная эксплуатация. Техническая


Рис. 7.2. Схема процесса

ции ЛА:


Z6тtоя-пяоцесс эксплуатации (ПЭ); Ои-

тации

72

эксплуатация направлена на со­хранение характеристик ЛА, их функциональных систем и изделий на протяжении установленных ре­сурсов и сроков службы в тех до­пусках, которые требуют нормы летной годности. Техническая экс­плуатация обеспечивает также эф­фективное использование ЛА при экономных затратах трудовых, ма­териальных и топливно-энергети­ческих ресурсов.



Техническая эксплуатация пред­ставляет собой сложный динамиче­ский процесс, включающий: подго­товку ЛА к полетам; управление работой функциональных систем; выбор и поддержание наивыгод­нейших режимов работы двигате­лей в полете; техническое обслу­живание и ремонт; хранение и транспортирование AT.

Система технической эксплуата­


ции ЛА является по своей сути
планово-предупредительной и

строится на основе следующих принципов: соблюдения строгой плановости при проведении форм ТОиР: своевременного предупреж­дения отказов функциональных си-

стем и их наиболее важных изделий; обеспечения экономичности тех­нической эксплуатации. Под принципом плановости понимается соблю­дение прежде всего установленной периодичности отхода ЛА на ту или ину*> форму ТОиР, а также объемов части стандартных регла­ментных операций и операций по техническому диагностированию и дефектации объектов ТОиР

Предупредительный характер системы технической эксплуатации обеспечивается за счет организации постоянного наблюдения при экс­плуатации за уровнями надежности, а в ряде случаев и техническим состоянием функциональных систем и отдельных изделий с целью свое­временного выявления предотказового состояния последних с росле-дующей заменой изделий иди регулировкой их параметров. Высокая экономическая эффективность системы технической эксплуатации до­стигается за £чет наиболее полного использования индивидуальных воз­можностей каждого конкретного изделия в отношении его работоспо­собности.

Показатели, по которым должно оцениваться качество технической эксплуатации, тесно связаны с основными показателями авиационной транспортной системы, такими, как безопасность, регулярность и эконо­мичность полетов. Так, безопасность полетов ЛА в значительной мере определяется безотказностью работы функциональных систем и изде­лий ЛА, регулярность - показателями исправности и готовности ЛА к полетам, экономичность эксплуатации - затратами, необходимыми для проведения ТОиР ЛА. Экономичность тесно связана с безопасно­стью и регулярностью, которые требуют для своего обеспечения опре­деленных затрат, возрастающих по мере усложнения конструкции AT.

Одной из важных составных частей технической эксплуатации ЛА принято считать техническое обслуживание и ремонт.



7.2. система ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ и РЕМОНТА

Уехначеше обслуживание - это комплекс операций по поддержа­нию работоспособности, обеспечению исправности ЛА и готовности их к полетам. Ремонт - комплекс операций по восстановлению работо­способности изделий функциональных систем ЛА или составных час­тей изделии.

Весь комплекс операций по ТОиР ЛА условно можно разделить на две группы: плановые профилактические работы, связанные в основном с предупреждением отказов и повреждений; работы по обнаружению и устранению уже имеющих место отказов и повреждений.

Между этими группами работ на практике могут существовать раз­личные соотношения в зависимости от принятых критерия оптимально­сти и стратегии проведения ТОиР. Но в любом случае основное требо­вание, предъявляемое к процессу технической эксплуатации в целом, состоит в том, чтобы при ограниченных затратах труда обеспечить на­ибольшую вероятность того, что в необходимый момент времени ЛА

73




окажется работоспособным и вы­
полнит поставленную задачу. При­
менительно к ЛА гражданской
I* Ь L ill ' 1*1 авиации при разработке Программ

U PI Ш ТОиР основное внимание уделяет-

S «с Ш Ы ся плановым профилактическим

работам.



Рис. 7.3. Структура системы техниче­ского обслуживания и ремонта
Профилактические работы со­ставляют наибольшую часть объе­ма ТОиР ЛА. Они направлены на обеспечение безотказной эксплуа-тадт? ЛА в межпрофилактические периоды за счет предупреждения отказов и повреждений узлов и агрегатов и поддержания их техни­ческих характеристик в пределах установленных допусков.

" Будучи правильно построенной, система ТОиР способствует умень­шению потока отказов и повреждений, увеличивает долговечность ЛА. Однако на проведение профилактических мероприятий и текущего ре­монта затрачивается определенное время, в течение которого ЛА мог­ли бы использовать по назначению. И чем оно больше, тем хуже пока­затели исправности и использования ЛА. Кроме того, для выполнения профилактики современных ЛА требуются большой штат специалис­тов, дорогое оборудование и контрольно-поверочная аппаратура, что в свою очередь увеличивает эксплуатационные расходы. Все это долж­но учитываться при разработке системы ТОиР.

Система ТОиР представляет собой совокупность взаимодействую­щих объектов и средств ТОиР, исполнителей, соответствующих про­грамм и документации (рис. 7.3). Цель системы ТОиР - управление техническим состоянием изделий в течение их срока службы или ре­сурса до списания, позволяющее обеспечить: заданный уровень готов­ности изделий к использованию по назначению ,и их работоспособ­ность в процессе использования; минимальные затраты времени, труда и средств на выполнение ТОиР изделий.

К числу основных задач системы относятся: установление требова­ний к программам ТОиР конкретных видов техники; обеспечение выполнения обслуживания и ремонта изделий с заданным качеством при минимальных затратах времени, труда и средств; подготовка и ре­ализация технологических процессов обслуживания и ремонта изде­лий с заданным качеством; обеспечение условий для выполнения ТОиР, в том числе создание и оснащение подразделений необходимыми сред­ствами, подготовка необходимых трудовых ресурсов; оптимизация раз­мещения производственных баз и материальных ресурсов.

Эффективность системы ТОиР определяется степенью ее приспо­собленности к выполнению функций по управлению надежностью и тех­ническим состоянием ЛА в процессе технической эксплуатации.

В приведенном выше определении системы ТОиР содержатся по­нятия «объект» и «программа». Раскроем определения этих понятий.

74

Объектом технического обслуживания (ремонта) являются изделия или их совокупность, характеризующаяся потребностью в определенных работах ^ по поддержанию (восстановлению) исправности или работо­способности в том или ином состоянии технической эксплуатации и приспособленностью к выполнению данных работ. Используемые при этом средства ТОиР включают комплекс наземных сооружений, средств технологического оснащения и технического диагностирова­ния, необходимых для поддержания исправности или работоспособно­сти объектов ТОиР.



Включение в качестве одного из основных элементов системы про­граммы ТОиР является принципиально новым моментом. При этом под программой ТОиР в общем случае понимается документ, содержа­щий совокупность основных принципов и принятых решений по при­менению наиболее эффективных методов и режимов ТОиР, реализо­ванных в конструкции объектов при их проектировании и изготовле­нии и эксплуатационно-технической документации с учетом заданных требований и условий эксплуатации. Данный документ должен отра­жать принятую для того или иного объекта эксплуатации стратегию (концепцию) ТОиР и выполнять роль материала, соединяющего воеди­но для достижения поставленной цели объект, средства, персонал и документацию. Программа является важным звеном системы ТОиР, придающим четкую идеологическую направленность и конкретность действий на длительный период эксплуатации'ЛА.

73. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Применительно к ЛА гражданской авиации установлены следую­щие виды технического обслуживания: оперативное, периодическое, сезонное, специальное, при хранении. Основными из перечисленных видов являются оперативное и периодическое. Каждый из видов тех­нического обслуживания, отличается объемом и сложностью работ, по­требным временем и периодичностью их выполнения.



Оперативное техническое обслуживание выполняется непосредст­венно перед вылетом и после посадки ЛА в базовых, транзитных и конечных аэропортах. При этом выполняются следующие виды работ: по встрече ЛА, обеспечению стоянки, осмотру и обслуживанию, обес­печению вылета.

Основное назначение оперативного технического обслуживания-устранение возникших в полете отказов и повреждений и подготовка ЛА к очередному вылету. При оперативном техническом обслужива­нии, как правило, не должно быть работ, необходимость выполнения которых определяется налетом (числом посадок) ЛА или индивиду­альной наработкой его отдельных агрегатов и изделий. Необходимость, частота и последовательность выполнения оперативных форм обуслов­ливаются характером и условиями использования ЛА по назначению. Работы пб обеспечению вылета производятся непосредственно перед

75

вылетом ЛА независимо от того, какая форма оперативного обслужива­


ния выполнялась. Работы по обеспечению стоянки выполняются в слу­
чаях передачи ЛА от экипажа в АТБ. у

Особое место в оперативном техническом обслуживании ванимают работы по поиску и устранению отказов и повреждений элементов и из­делий функциональных систем ЛА. Учитывая стохастическую природу отказов и повреждений, решение задач поиска их причин и сйоевремен-ного устранения представляется весьма сложным делом, требующим от исполнителей глубоких знаний конструкции и эксплуатации тех или иных типов ЛА. Качество и своевременность решения этих задач при оперативном техническом обслуживании во многом определяют безот­казность работы техники и регулярность полетов.



Периодическое техническое обслуживание выполняется через строго установленные интервалы, измеряемые числом часов налета ЛА, чис­лом посадок или календарным временем.

Основное назначение периодического технического обслужива­ния - выявление и устранение имеющих место отказов и повреждений элементов, изделий и агрегатов функциональных систем ЛА на ран­них стадиях их развития, а также проведение профилактических меро­приятий по предотвращению возникновения отказов и повреждений при дальнейшей эксплуатации ЛА: замена агрегатов, отработавших ре­сурс, смазка шарнирных соединений, регулировка изделий по резуль­татам технического диагностирования и другие мероприятия. Выпол­нение периодических форм технического обслуживания обеспечивает поддержание работоспособности и требуемой исправности парка ЛА. Формы периодического технического обслуживания отличаются зна­чительно большей трудоемкостью и строгой периодичностью выполне­ния,

Для большинства основных типов ЛА принята следующая периодич­ность выполнения форм технического обслуживания: форма 1 (Ф-1) -через каждые (300±30) ч налета, форма 2 (Ф-2) - через каждые (900±Э0) ч налета и форма 3 (Ф-3) - через каждые (1800±30) ч налета.

Если ЛА по условиям эксплуатации имеет сравнительно малый на­лет, то его периодическое обслуживание выполняют по календарным срокам. Для самолета Ту-154, например, через каждые 4 мее±Ш сут выполняется форма 1К, через (12±1)мес -форма 2К, через (24±1) мес - форма ЗК. Если самолет такого же типа длительно выполняет учебно-тренировочные полеты, то техническое обслуживание шасси, закрылков, предкрылков, интерцепторов и системы управления -ста­билизатором выполняют по посадкам: через каждые (300±30) поса­док в объеме формы 1, через (900±30) посадок - формы 2, через (1800±30) посадок - формы 3.

Допуск на каждую форму по налету, посадкам, календарным сро­кам позволяет избежать неоправданных простоев ЛА в тех случаях, когда АТБ вследствие загруженности не может приступить к обслужи­ванию данного ЛА. Тогда эксплуатация этого ЛА продолжается за счет допуска, который позволяет также выполнить работы по данной

76

форме раньше базового значения, если позволяют условия. Но с ка­ким бьДдопуском не выполнялись работы по формам периодического техничного обслуживания, отсчет всегда ведется от базового Значе­ния. \



Каждая последующая форма периодического технического обслу­живания включает в себя работы, предусмотренные предыдущими фор­мами, а также специфические работы, присущие только данной форме. Так, при выполнении работ по форме 2 производятся также.работы по форме 1,1ши выполнении работ по форме 3 - работы по формам 1 и 2. При заменздвигателя по любой причине на ЛА выполняется та форма техническое обслуживания, которая требуется по налету планера, производят™ работы, непосредственно связанные с заменой двигате­лей и с осмотром элементов конструкции и систем, доступ к которым возможен только при снятом двигателе.

Каждая #рма периодического обслуживания состоит из предвари* тельных, основных (стандартных) и заключительных работ. Предвари­тельные работы включают приемку ЛА, подготовку необходимого обо­рудования, инструмента, материалов для обслуживания, изучения за­дания и документации. Основные (стандартные) работы предусматрива­ют, кромеосмотра, демонтаж ряда агрегатов, инструментальную про­верку параметров систем и оборудования, замену смазки в шарнирах, выполнение реглировочных работ. Основные работы группируются по отдельным функциональным системам ЛА: силовая установка, шасси, планер, управление, гидравлическая система, система кондициониро­вания воздуха, Система регулирования давления в кабинах, радио­электронное оборудование, приборное, электрическое, кислородное И бытовое оборудование и др. Заключительные работы-уборка рабоче­го места и передача JIA в цех оперативного обслуживания для подготов­ки к полету и выполнения работ по обеспечению стоянки.



Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год при пере­ходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Сов­ременные типы ЛА, как правило, не требуют больших затрат труда на выполнение сезонного обслуживания, поэтому оно проводится' сов­местно *. очередной формой периодического обслуживания. Сезонное обслуживание предусматривает дефектацию и полное восстановление защитных покрытий, 'устранение мелких повреждений и коррозии на деталях планера и шасси, регулировку натяжения троссовых прово­док, проверку работоспособности противообледенителях систем и сигнализаторов обледенения, дефектацию и ремонт чехлов и заглушек и другие работы.

Специальное техническое обслуживание выполняется в случаях возникновения резких отклонений от условий нормальной эксплуата­ции. К ним относятся: грубая посадка, посадка до взлетно-посадочной полосы (ВПП), выкатывание ДА за пределы ВПП, полет в турбулент­ной атмосфере, попадание в зону грозовой деятельности, попадание молнии в ЛА, превышение перегрузок и т. п. После любого из пере­численных случаев на ЛА выполняется комплекс смотровых и стан-

77

/

дартных работ, предусмотренный действующей документацией/по тех­


ническому обслуживанию, для проверки состояния элементов/опреде-
ленных зон конструкции ЛА и принятия решения о возможности его
дальнейшей эксплуатации. {

Техническое обслуживание при хранении выполняется на/ЛА, дли­
тельное время не совершающих полеты. Оно обеспечивает/ снижение
вредного влияния атмосферных и других факторов и способствует на­
илучшему сохранению техники в данных условиях. Обслуживание при
хранении выполняется через каждые 10 сут стоянки ЛА. По мере
увеличения срока хранения усиливается вредное влияни'е атмосфер­
ных факторов, следовательно, увеличиваются и объемы равот. Поэтому
различают работы, выполняемые на ЛА через каждые р сут, через
каждые (30+3) сут и (90+9) сут. Г

Ремонт ЛА, как и периодическое техническое обслуживание, вы­полняется по истечении определенных интервалов, измеряемых чис­лом часов налета, числом посадок или календарным временем.

Ремонтные операции на ЛА (за исключением текущего ремонта, который входит структурно в техническое обслуживание), могут вы­полняться или в виде капитального ремонта, или в виде так называе­мых ремонтных форм, похожих по принципу построения на формы пе­риодического технического обслуживания. Однако капитальный ре­монт в ряде случаев, согласно требованиям стандартов» может быть вы­несен за рамки системы технической эксплуатации и рассматриваться как самостоятельный этап эксплуатации ЛА. Ремонт же, выполняе­мый в виде определенной совокупности ремонтных форм, совмещенных, как правило, с формами периодического технического обслуживания, естественно входит составной частью в систему технической эксплуа­тации.

Ремонтные формы в отличие от форм периодического технического обслуживания отличаются значительно большие интервалами вре­мени и трудоемокостью работ. Их основное назначение и отличитель­ная особенность состоят в том, чтобы оценить техническое состояние элементов и узлов конструкции в труднодоступных эрнах, выявить и устранить отказы и повреждения на ранних стадиях их развития, вос­становить поврежденные участки конструкции планера, лакокрасоч­ное покрытие, бытовое оборудование ЛА, выпо нить требуемые дора­ботки конструкции по бюллетеням промышленности. В течение назна­ченного ресурса на ЛА последовательно выполняют несколько ре­монтных форм: Р-1, Р-2, Р-3, Р-4 и другие, усложняющиеся по мере увеличения общего налета ЛА и числа посадок.

7.4. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛА ЗА РУБЕЖОМ

Техническое обслуживание ЛА и их ремонт за рубежом выполня­ют, как правило, авиационные компании - владельцы ЛА. При этом фирмы-изготовители ЛА, двигателей, готовых изделий оказывают ави-

78

ационным компаниям всемерну помощь, начиная от обучений лет­ного и Линженерно-технического персонала и разработки программ ТОиР и\кончая разработкой" и совершенствованием всей эксплуатаци­онно-технической документации и бесперебойным обеспечением запас­ными частями.



Техническое обслуживание ЛА подразделяется на оперативное и
периодическое. К оперативному техническому обслуживанию 'отно­
сятся предполетное и транзитное обслуживание в промежуточных
аэропорта^ и в аэропортах базирования ЛА. Основная цель каждого
из них софит в том, чтобы в результате внешнего осмотра убедиться
в исправнаЪги ЛА и готовности его к полету, а также устранить «ео-
жиданно возникшие отказы и повреждения отдельных агрегатов'и» уз­
лов. \ "■

Формы периодического технического обслуживания характеризу­ются значительно большим объемом выполняемых работ по сравнению^ оперативными формами и строго определенной периодичностью их про­ведения, в основу которой положено число часов налета или календар­ное время. Основная цель периодического технического обслужива­ния состоит в том, чтобы в результате тщательного осмотра и контроля технического состояния убедиться в исправности ЛА и готовности его продолжать попеты, а также выявить на ранних стадиях развития и устранить возможные повреждения агрегатов и узлов, с тем чтобы предупредить их отказы при эксплуатации.

Ремонт ЛА отличается значительным многообразием его организа­ционных форм щметодов. Как правило, выполнение его совмещается с формами периодического технического обслуживания.

Основой для разработки системы ТОиР ЛА в авиационных компа­ниях являются рекомендации фирм-изготовителей, которые учитывают заданный налет на ijlA, число их в авиационных компаниях, Маршруты полетов, сезонности перевозок, технические возможности компаний и другие факторы. При этом фирмы-изготовители проявляют готовность изменить мявоначально.принятую систему ТОиР и предложить но­вую; Котора! наиболее полно учитывала бы конкретные услОВИЯ рабо­ты той ИЛИ «ной авиакомпании.

При создании ЛА одной из основных задач конструкторов является найти и осуществи™ на практике такие конструктивно-технические решения отдельных элементов, узлов, агрегатов и функциональных си­стем в целом, которое даже при появлении первых разрушений по­зволяют ЛА выполнить один или несколько полетов в зависимости от возможности обнаружения места разрушения.

Эти и другие особенности конструкций ЛА накладывают свой от­печаток на построение системы ТОиР. Система основывается на свой­ствах конструкции ЛА, заключающихся в том, что фактические откло­нения от номинальных значений параметров агрегатов и изделий в процессе эксплуатации могут изменяться в широких диапазонах. Бо­лее того, конструкции ЛА обладают свойством «подождать», т. е. про­должать функционировать еще некоторое время, если даже появилось

79

какое-либо повреждение. Это необходимо для того, чтобы оптимальным


образом спланировать обслуживание по месту и времени без Ущерба
для эксплуатации. /

Положенные в основу построения системы ТОиР ЛА программы,


как правило, согласовываются с объединенным комитетом самолето­
строительных, моторостроительных и других фирм, поставляющих наи­
более ответственное оборудование, а также с правительственными ре­
гистрационными органами страны-экспортера и другие ведущих
стран-производителей AT. /

В построении форм оперативного технического обслуживания в


зарубежных авиационных компаниях нет принципиальных отличий.
Важнейшее условие при этом - сокращение простоев ЛАГв промежу­
точных аэропортах при выполнении транзитных обслуживании и обес­
печение высокой регулярности вылетов. Что касается построения форм
периодического технического обслуживания ЛА в авиакомпаниях, то
здесь имеется ряд отличительных особенностей. Одним из/них является
то, что для одного и того же типа ЛА назначаются разные номенклату­
ра форм и периодичность их выполнения. Это считается вполне нор­
мальным явлением и объясняется прежде всего техническими воз­
можностями авиационных компаний, а также числим имеющихся
у них ЛА данного типа. Г

По мере накопления опыта эксплуатации периодичность выполне­ния форм ТОиР ЛА увеличивается. Фирмы и авиационные компании постоянно работают над увеличением периодичности/форм ТОиР, ус­матривая в этом один из радикальных путей снижения затрат труда, времени и средств (рис. 7.4). Опыт эксплуатации показывает, что, не­смотря на увеличение периодичности форм ТОиР и заметное снижение при этом удельной трудоемкости, значения показателей надежности ЛА имеют тенденцию к улучшению. В основе этой/работы лежат зна-



Рис 7.4. Изменение периодичности технического обслуживания самолетов А-300 авиакомпании «Люфтганза*

80

Таблица 7.1. Программа контроля конструкции самолет* БАК-111





\

ние технического состояния эксплуатируемого парка ЛА в каждый конкретный рериод эксплуатации и стремление привести в соответст­вие этому тоническому состоянию назначаемые для ЛА объемы и пе­риодичность \ТОиР.

Заметныекотличия имеются в построении системы ремонта ЛА. В зарубежные авиакомпаниях широкое распространение получили системы регламентированного ремонта (блочного, непрерывного и др.), сущность котХых заключается в том, что основные узлы и элементы конструкции ДА восстанавливаются не одновременно (как при капи-тальном ремонте), S дифференцированно, строго по мере отработки ресурса каждым из них. Другими словами, ремонт выполняется после­довательно на определенных блоках (группах) зон ЛА поэтапно на про­тяжении установленного для ЛА ремонтного цикла. За ремонтный цикл (15 ... 24 тЬс. ч налета и более) на ЛА выполняется четыре-пять и более этапов ремонта с интервалами через 5 ...6 тыс. ч налета.

Перечни работ,> которые должны быть выполнены- при ремонте того или иного блока зйн, составляются фирмой в зависимости от ресурсов узлов, деталей и агрегатов, а также с учетом того, чтобы избежать совпадения- трудоемких работ, вызывающих скопление в отдельных зо­нах ЛА большого числа исполнителей. Для выполнения каждого из этапов ремонтантные обязательно совмещаются с периодически­ми формами обслуживания, ЛА отстраняется от полетов на две-три не­дели, преимущественно в осенне-зимний период года.

Для подтверждения правильности выбора режимов и методов ТОиР наиболее ответственных узлов и элементов конструкции планера при­меняется выборочный контроль их состояния при эксплуатации. Перечень узлов и элементов, подвергаемых выборочному контролю, начальная наработка и периодичность проведения такого контроля определяются специальной программой. При выборочном контроле техническое состояние узлов и элементов конструкции планера опре­деляется с помощью визуального осмотра и средств неразрушающего контроля (рентгеноскопия, ультразвук и др.).

Для самолета БАК-Ш, например, в начальный период его экс­плуатации была рекомендована следующая программа контроля (табл. 7.1).



81

Подобная система выборочного контроля узлов и элементов конструк­ции планера существует практически для всех типов самолетов. Если в результате такого контроля будет выявлено какое-либо отклонение от нормы на ОДШЯГИЗ самолетов, то это влечет за собой введете специ­адьныХ проверок для всего их парка.


Каталог: library -> 3 ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ -> 39 ТРАНСПОРТ -> 39.5 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ -> ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> ТЭЛА
ТЭЛА -> Технологические процессы технического обслуживания функциональных групп летательных аппаратов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Текст рд гм 01-02 Руководящий документ по защите гидромеханического оборудования и металлоконструкций гидротехнических сооружений от коррозии Библиотека гостов и нормативных документов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Методология формирования обликовых эксплуатационно-технических характеристик высокоэффективных самолетов нового поколения
ТЭЛА -> Технологические процессы общего назначения
ТЭЛА -> Задачи и организационная структура инженерно-авиационной службы
ТЭЛА -> Техническая эксплуатация летательных аппаратов Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники рсфср профессора Н. Н. Смирнова


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница