Социальное устройство древнего рима. Царский период



страница1/23
Дата01.12.2017
Размер1.27 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Записки о достопримечательнастях рима.




4-3вв до нэ

Социальное устройство древнего рима.

Царский период


В древнейшее время в Риме сохранялись ещё родовые отношения. Согласно преданию, всё население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы, каждая из которых, видимо, представляла собой особое племя. Некоторые учёные считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая — сабинских и третья,— повидимому, этрусских. Упомянутые 300 родов составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род — членом курии и трибы.

Римский род имел такую же организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владели землёй, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п. Старшина рода избирался, повидимому, всеми его членами.

Древнейший общественный строй выглядел следующим образом: важнейшими делами общины ведал совет старейшин, или сенат, состоявший из старейшин родов. Постепенно вошло в обычай избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Этот обычай, вызванный развивавшейся имущественной дифференциацией, привёл к образованию в Риме родовой знати, к возникновению так называемых патрицианских семей. Тогда же, очевидно, развился аналогичный этрусскому институт клиентелы.

Люди, по тем или иным причинам переселившиеся в Рим, т. е. «чужаки», не входившие в состав римских родов, а затем и представители обедневших родов искали покровительства и защиты у знатных людей, которые становились их патронами. В обществе, в котором ещё не существует чётко оформленной государственной власти, институт клиентелы является весьма распространённым учреждением.

Кроме сената, предварительно обсуждавшего наиболее важные вопросы, существовало и народное собрание, которое собиралось по куриям(куриатные комиции). На куриатных комициях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Рядом с сенатом и народным собранием стоял царь. Римские цари отнюдь не были самодержавными владыками типа древневосточных деспотов, но лишь выборными племенными вождями, которые совмещали функции военачальника, судьи и верховного жреца. Это заставляет нас применять термин «царь» весьма условно.

Очень сложен и, по существу, до сих пор ещё не решён вопрос о происхождении особого слоя древнеримского населения — плебеев. Сведения источников о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы. Очевидно, под плебеями первоначально подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Первоначально они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами, но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно и на урезанных правах включались в родовую организацию.

в VI веке до н.э. Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 5 классов.

Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом.

К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов, ко II классу — 75 тыс. асов, к III классу — 50 тыс. асов, к IV классу— 25 тыс. асов, к V классу — 12,5 тыс. асов. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles — потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса — по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них — пролетариями.

Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

В Древнем Риме мужчины, принимая присягу, клали руку на причинное место.

Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос. Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.


Капитолийский холм


По одной из древних легенд именно здесь располагалась крепость, построенная легендарным Ромулом и королём Сабинян — Титом Тацием. Капитолий был не только фортификационным сооружением, но и религиозным и административным центром. Традиция не прервалась и сегодня, так как Капитолий сегодня — это место пребывания городской администрации и мэра города.

В античные времена на Капитолийском холме стояли три важнейших языческих храма: Юпитера, Минервы и Юноны Монеты "Предупреждающей", Марс почему-то обошли стороной.

Согласно легенде именно здесь во время строительства храма Юпитера была найдена отрубленная голова, что тут же было истолковано жрецами как знак того, что будущий город будет столицей мира.

Заметим, что и название холма Капитолиум происходит от латинского «caput», что значит «голова». Верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера. Храм Юпитера в Риме сторожили собаки.

Юнона - Жена Юпитера. древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии. Священными животными богини Юноны были павлин и гусь. При храме жили и те самые гуси, которые Рим спасли. Здесь же чеканились деньги — в честь храма их и стали называть монетами. От того же латинского корня произошло слово «мантия» — символ «предсказывания / предрешения» судьбы человека судьями; в некоторых странах в судах в мантию облачаются также прокуроры (обвинители) и адвокаты (защитники).

Минерва, в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.

Еще про орлов Юпитера. Ромул и Рем гадали на птицах где поставить город. Ромул обманул брата, сказав, что видел 12 орлов. Он увидел их только поднявшись на холм. В дальнейшем это привело к братоубийству, но город стоит там, где стоит. С тех пор римляне особено почитали появление этой птицы как знак богов, а точнее Юпитера.

Позже вместо античных храмов стали появляться христианские.

Во времена Ромула и Рема это был неприступный утес с двумя вершинами и небольшой долиной между ними, защищенный со всех сторон отвесными скалами. Подняться на Капитолий можно был лишь со стороны Форума.

С западной стороны капитолийского холма находится Тарпейская скала. С этой скалы сбрасывали осуждённых на смерть преступников, совершивших предательство, инцест, побег (рабов от хозяина). По легенде, название утёса происходит от имени Луция Тарпея, которого сбросили оттуда за выступление против царя Ромула. По другой легенде, Тарпеей звали весталку, дочь начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея, которая во время войны с сабинами показала врагам тайный ход и была сброшена со скалы. Потребовав в награду за предательство, чтобы враги ей отдали то, что у них на левой руке, она рассчитывала получить массивные золотые браслеты, которые носили воины-сабиняне. И сабинский вождь выполнил данное ей обещание, повелел своим воинам забросать ее не только золотыми браслетами, но и бронзовыми щитами, которые воины также держали в левой руке. В 384 году до н.э. с нее был сброшен полководец Марк Манлий. А до этого он совершил подвиг в этом самом месте, спасая Рим от ночного штурма галлов. Последняя казнь состоялась при императоре Клавдии в 43 году, и позднее они были запрещены.

В современном Риме Via di Monte Tarpeo ведёт от Капитолия к форуму, скала, как таковая, не сохранилась.

Наверх ведут три лестницы: левая (122 ступени) круто поднимается к храму Санта-Мария-ин-Арачели; центральная, широкая и пологая, сделана по проекту Микеланджело; а справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница