Содержание: Целевой раздел



Дата29.04.2018
Размер300 Kb.
ТипПояснительная записка




Содержание:
1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка:

1.1.1. Нормативно-правовое обеспечение программы …………….. ….................... 2

1.1.2. Принципы построения программы ………………………………... …………. 3

1.1.3. Цели и задачи программы ……………………………………………………... 3

1.1..4. Используемые приоритеты ……………………………………........................ 5

1.1.5. Механизм реализации программы ……………………………......................... 5

1.1.6. Возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением зрения…. 6

1.1.7.Организация коррекционно-развивающей деятельности………………………8

1.1.8.Сотрудничество с семьей………………………………………….... …………. 11

1.1.9. Планируемые результаты освоения программы …………………………...... 11

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с ФГОС

2.1.1. Тематическое планирование: 0 год обучения…….... ……………........ 13

2.1.2. Тематическое планирование: I год обучения……............................….. 37

2.1.3. Тематическое планирование: II год обучения…….. ………………….. 59

2.1.4. Тематическое планирование: III год обучения…. …………………….. 76

2.1.5. Тематическое планирование: IV год обучения ……………………….. 94

2.2. Диагностическое сопровождение программы………………………. ………… 117

2.3. Динамика развития детей………………………………………………….......... 145

2.4.Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями

по коррекционной деятельности………………………………………………… 146

2.5.Тематика коррекционных занятий в соответствии с ФГОС…………………… 161



3. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса……………………………………… 173

3.2.Требования к условиям реализации программы………………………………. 173

3.3. Требования к специалистам, реализующим программу……………………… 173

3.4. Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы………………………… 173

4. Дополнительный раздел

4.1. Презентация рабочей программы учителей-дефектологов

МБДОУ детского сада комбинированного вида № 89 г. Липецка………….. 176

Список литературы…………………………………………………………… 177


Целевой раздел

Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушением зрения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон РФ «Об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях" 2.4.1.3049-13

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования»

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 2 - 8 лет с нарушением зрения.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).
Основной базой рабочей программы являются:


  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.




  • Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе

Принципы и подходы построения и реализации программы:

  • Научная обоснованность и практическая применимость;

  • Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • Комплексно-тематическое построение образовательного процесса;

  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

  • Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения.

  • Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения и компенсации дефекта.

  • Комплексный (клинико-генетический, нейрофизиологический, психологический, педагогический) подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с дефектами зрения в обучении, воспитании и развитии.

  • Обеспечение уровня подготовки детей с аномалиями зрения для успешной интеграции и социальной адаптации в обществе.

  • Дифференциация образовательного процесса.

  • Индивидуализация коррекционного обучения

Цели и задачи программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения недостатков зрения у детей дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием зрения будущих школьников.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизиологического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка, в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, организованных видах деятельности и т.д.)

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:



  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

  • профилактического;

  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.



3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.



4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.



5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.



6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с нарушением зрения всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг), релаксопедии и др.



7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.

Используемые приоритеты:


  • учет закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

  • развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;

  • реализация личностно- ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;

  • единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • определение базовых достижений ребенка-дошкольника с целью планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка;

  • расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;

  • анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;

  • включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;

  • расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

Механизм реализации программы состоит из 3 этапов:

1. Подготовительно-диагностический, включающий в себя подготовку к предстоящей работе, установление эмоционального контакта с участниками учебно-воспитательного процесса (психолог, ребенок, родители, педагоги), предварительную комплексную диагностику психического развития каждого ребенка, консультации с родителями, консультации с педагогами.



  1. Основной этап включает в себя:

Коррекционно-развивающее направление - комплекс специально организованных занятий, игр и упражнений, рассчитанных на развитие познавательных процессов у детей, имеющих в психическом развитии отклонение от нормы (средняя, старшая, подготовительная группы). В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий учитывается состояние эмоциональной сферы и уровень межличностного общения каждого ребенка.

Профилактическое направление (младший дошкольный возраст, подготовительный возраст).



  1. Третий этап - заключительный, констатирующий - итоговая сравнительная диагностика, анализ результатов, консультации с родителями по дальнейшей работе с детьми при переходе на следующую возрастную ступень дошкольного образования.


Возрастные и психофизические особенности

детей с нарушением зрения

На психическом развитии дошкольника с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект, и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии. У слабовидящих детей возникают те же проблемы в развитии, что и у слепых, но менее выраженные. Ситуация осложняется тем, что многие дети с нарушениями зрения имеют и другие нарушения здоровья.

На формирование личности ребенка с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет, местоположение, следствием чего является малоподвижность слабовидящих детей. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др).

Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Из-за недостатка сенсорного опыта у детей наблюдается разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением.

Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. Часто у незрячих наблюдается вербализм, когда они используют в речи большой лексический запас слов, не всегда зная их значения. Поэтому при обучении нужно обращать на это внимание и, когда возможно, чаще применять наглядность, учить практическому использованию знаний и навыков.

Особые сложности в связи со зрительной недостаточностью возникают у таких детей при овладении счетом последовательного ряда элемента множества, выполнения действий наложения и приложения, сравнения количества.

Важным органом восприятия предметов у людей с нарушениями зрения является рука, и у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия. Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринять картины природы. Накопление зрительного опыта осуществляется медленнее, поэтому сюжетное рисование, лепка фигур в движении начинает активно формироваться к 6 – 7 годам.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Но ребенку с нарушением зрения требуются специальные пропедевтические занятия по обучению игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, наблюдения за действиями взрослых, тренировочные задания по принятию роли. Специальной задачей в развитии игры детей является преодоление вербализма и обогащение чувственной стороны игры.

Дифференцировка и зрительная сосредоточенность у слабовидящих снижены. Что касается памяти у слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то детям с нарушением зрения приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.

У слабовидящих детей снижены активность, мотивационная сфера, потребности и интересы. Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер, темперамент и пр. Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Программа построена с учетом возрастных особенностей, по принципу дифференцированного подхода, с учётом состояния зрения детей, степенью выраженности зрительного дефекта. Учтены возрастные особенности психики дошкольника и преобладание эмоционального компонента в опыте. Вся коррекционно-развивающая деятельность направлена на то, чтобы всё многообразие информации вводить постепенно и гармонично.

Коррекционное воздействие осуществляется не только при помощи зрительного анализатора, но и через эмоциональную окрашенность и психологическое воздействие на ребёнка.

Коррекционная направленность прослеживается во всех видах детской деятельности и стимулируют самостоятельность и творчество.

Предложенная программа помогает педагогам решить задачи коррекции функций зрения, психического и физического развития детей с депривацией зрения.

Цель коррекционного воздействия прочно связано с содержанием учебного материала и, в конечном итоге, предусматривает определенный компенсаторный эффект.


Организация коррекционно-развивающей деятельности

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: дефектолога, воспитателя, специалистов и родителей

В рабочей программе определены основные направления деятельности учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей.

Распределение занятий учителя-дефектолога, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами

Учитель-дефектолог:


  • подгрупповые коррекционные занятия,

  • индивидуальные коррекционные занятия.

В программе выделены следующие разделы:

1. Зрительное восприятие

2. Ориентировка в пространстве

3. Социально-бытовая ориентировка

4. Развитие мелкой моторики

Организация коррекционно-развивающей деятельности

учителя-дефектолога.

Настоящая программа позволяет наиболее рационально организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушение зрения, обеспечивать взаимосвязь и единство их требований в формировании полноценной коррекционно-развивающей деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения в школе.

Подгрупповые занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и степени выраженности зрительного дефекта. Они строятся на основе комплексности и интегрирования. По своей структуре состоят из дидактических игр и упражнений с применением многих видов вспомогательных и необходимых средств коррекционно-развивающего процесса:

а) проведения зрительной гимнастики и пальминга как обязательного элемента (упражнения, направленные на устранение дефекта, снятия зрительного утомления)

б) спортивных, танцевальных и др. двигательных упражнений на развитие согласованности и координации движений, коррекции осанки и походки;

в) упражнения, связанные с развитием сенсо-моторных функций (пальчиковые гимнастики, самомассаж пальцев и др.)

г) элементов психогимнастики (мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие навыков невербального общения)

д) методов и приемов современной психотерапии: цвето-, музыко-, изо-, библиотерапии и др.

е) методов релаксопедии, направленных на своевременное снятие мышечных зажимов и напряжения (релаксационные упражнения и др.)

Подгрупповые занятия включают в себя разделы:

1. Развитие зрительного восприятия, направленное на:

- расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни;

- формирование зрительно-двигательных умений обследования предметов;

- знание основных цветов и оттенков;

- умения пользования оптическими приборами и др.

2. Развитие социально-бытовой ориентировки:

- формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на полисенсорной основе;

- обучения пониманию, осмыслению и правильному отражению речи сути происходящих событий и явлений;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование представлений о культуре поведения в общественных местах и др.

3. Развитие ориентировки в пространстве, направленное на:

- развитие навыков полисенсорного восприятия предметов с помощью сохранных анализаторов;

- определения пространственного расположения предметов от себя;

- обучения действия по сигналам (звуковым, зрительным и др.);

- умения ориентироваться в пространстве: помещениях, на улице, дороге и др.;

- умения ориентироваться на листе бумаги; поверхности стола и др.;

- моделировать пространственные отношения, пользуясь условными изображениями;

- ориентироваться в разнообразных схемах; самостоятельно составлять их.

Развитие осязания и мелкой моторики автоматически интегрируется во все виды коррекционно-развивающих занятий и являются неотъемлимой частью, а именно:

- обучение осязательному восприятию и приемам выполнения предметно-практических действий;

- методам осязательного обследования предметов; тактильно-двигательной чувствительности;

- навыкам держания карандаша; умения регулировать движения при штриховке и др.;

- сформированности навыкам работы с пластилином, ножницами;

- правильному применению в творчестве вспомогательных материалов: трафаретов, сыпучих, природных и др. материалов.

На индивидуальных занятиях закрепляются и автоматизируются полученные знания с применением таких же методов и приемов, применимых в деференцированном обучении. Также расширяются и систематизируются знания детей; отрабатываются имеющиеся навыки и умения в соответствии с дефектом зрения и индивидуальным перспективным планом. Помимо занятий коррекционно-развивающая деятельность охватывает все формы деятельности учителя-дефектолога совместно с другими педагогами: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, физическое, трудовое обучение, игра, изобразительное искусство.

Во всех видах деятельности дошкольников, имеющих нарушения зрения, учитель-дефектолог является координатором и организатором: направляет, помогает, корректирует, принимает активное участие, дает необходимые рекомендации по дальнейшему обучению и воспитанию.

Важное значение в деятельности учителя-дефектолога является взаимодействие с остальными субъектами образовательной работы МДОУ: педагогов, специалистов, медиков, родителей. У всех у них свои цели и задачи, однако, они служат единой цели в воспитательно-образовательном процессе и тесно взаимосвязаны.

Воспитатель:

• фронтальные, подгрупповые занятия по развитию познавательной сферы,

ознакомления с окружающим, художественного творчества на основе сохранных анализаторов;

• экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

• беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Учитель-логопед:


  • Обследование детей

  • Обсуждение результатов обследования

  • Планирование и организация бесед и семинаров

  • Консультации

Музыкальный руководитель:

  • Обследование детей

  • Обсуждение результатов обследования

  • Совместное планирование работы с детьми:

- музыкально-ритмические игры; игры-драматизации;

- упражнения на развитие зрительного восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;


  • Подготовка детей к утренникам, праздникам, развлечениям

  • Консультации

Специалист по физическому воспитанию:

  • Обследование детей

  • Обсуждение результатов обследования

  • Планирование и организация бесед и семинаров

  • Совместная разработка индивидуальных комплексов по развитию

общей координации движений у детей с патологией зрения

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики

  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания

и фонационного выдоха;

  • подвижные, спортивные игры с использованием сохранных анализаторов;

  • игры на развитие пространственной ориентации.

Педагог-психолог:

  • Обследование детей

  • Обсуждение результатов обследования

  • Планирование и организация бесед и семинаров

  • Консультации

Сотрудничество с семьей

Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления: - консультативное (групповые индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями), организация дней открытых дверей.

- просветительское (ознакомление с тифлопедагогическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.

- профилактическая: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки новинок тифлопедагогической литературы, пособий, детских работ, фото и видеоинформация и др.

- обратная связь: занятия на дом (игры, упражнения на закрепление полученных знаний)

Планируемые результаты освоения программы:

- повышение эффективности восстановления зрительных функций у детей

с патологией зрения посредством систематической коррекционной работы;

- распространение и внедрение инноваций и оригинальных методик

в коррекционно-образовательный процесс;

- повышение уровня зрительного восприятия:

• формирование бинокулярного зрения;

• укрепление глазодвигательных мышц;

• расширение поля зрения;

• коррекция нарушений в определении хроматического контраста;

- активизация зрительных функций в послеоперационный период на этапах

лечения зрения – плеоптическом , ортоптическом, стереоптическом

(посредством раздражения цветом амблиопичного глаза ребенка);

- цветовая стимуляция ориентировочных действий в микро и

макропространстве;

- релаксационное воздействие цвета на психические функции детей;

- повышение уровня невербальных представлений у детей с нарушением

зрения;


- стимулирование всех видов детской деятельности посредством

целенаправленного активного воздействия на цветовое восприятие;

- формирование правильной эстетической оценки цвета и цветовых

отношений окружающих объектов;

- установление причинно-следственных связей между предметами и

явлениями окружающего мира в единстве со словом, его обозначающим;

- совершенствования устойчивого внимания с опорой на цвет;

- активизация функций памяти с опорой на цвет;

- получение полных представлений о рассматриваемых объектах;

- использование цветовых понятий в практической деятельности и

в процессе мыслительных операций.

Целенаправленная коррекционная работа с учетом зрительного диагноза, физических и психических особенностей детей с патологией зрения позволила достичь определенных успехов в поддержании, восстановлении и укреплении зрительных функций.

Результаты внедрения программы показали, что большое коррекционное воздействие развитию оказывают на процесс формирования образного мышления.

Эффективно осуществлялся процесс формирования всех сенсорных функций. Отмечается успешное овладение детьми с патологией зрения сенсорными операциями и системами исследовательских действий .

Повысился уровень предметности восприятия, способов обследования предметов окружающего мира и на этой основе стимулировалось создание целостных представлений о предметном мире. Совершенствовалась предметно-практическая деятельность у детей с тяжелой патологией зрительных функций, Активизировался словарный запас воспитанников.

Систематическая коррекционная деятельность проводилась посредством различных форм работы: в форме ООД, совместная деятельность педагога и ребёнка в ходе индивидуальных упражнений, свободная самостоятельная деятельность детей в тесном сочетании с художественным словом, музыкальными играми и инсценировками.

Предметный мир приобрёл для детей с нарушением зрения яркость, чёткость, стал объектом познания и преобразования.

Это стало не только открытием для них прекрасного окружающего мира, но и глубокой эффективной работой по поддержанию и восстановлению зрительных функций.

Кроме того, варьирующие способы активизации зрения формировали адаптационные механизмы и стали важным фактором в социальной интеграции детей с депривацией зрения.

Результативность работы по развитию зрения подтверждается повышением остроты зрения у воспитанников, развитием бинокулярного и стереоскопического зрения, активизацией зрительных функций фиксации и локализации, успешным овладением навыками пространственной ориентировки и преодолением различного рода вторичных отклонений.

Таким образом, данная программа подтвердила свою коррекционную направленность и успешно реализована в работе с детьми с депривацией зрения.

Организационный раздел

Требования к условиям реализации программы

Организация образовательного процесса:

Сетка коррекционных занятий с учителем-дефектологом
Понедельник: Развитие осязания и мелкой моторики

Вторник: Развитие зрительного восприятия

Среда: Развитие навыков ориентировки

Четверг: Развитие зрительного восприятия

Пятница: Социально-бытовая ориентировка

Требования к учителю-дефектологу:


  • высшее дефектологическое образование (специальность - тифлопедагог);

  • знание закономерности возрастного развития детей;

  • владение знаниями об особенностях развития детей с нарушением зрения;

  • умение осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, профилактическую и коррекционно – развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, разъяснительную, консультативную;



Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы

Оборудование кабинета тифлопедагога

1. Для коррекции зрения у детей с амблиопией и косоглазием:

1.1. Перечень общих пособий:

§ 2-цветный фланелеграф для фронтальной и индивидуальной работы (на группу детей);

§ фоны;

§ подставки;



§ указки;

§ примерный список методической литературы по проблемам амблиопии и косоглазия.



1.2. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные):

§ пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины;

§ алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию;

§ по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях, типичное контурное и силуэтное изображение предметов, трафареты (внутренние и внешние);

§ по развитию зрительно-слуховой памяти;
§ по развитию нестереоскопических способов анализа глубины пространства (перекрытие, удаление и т. д.).

1.3. Пособия по ориентировке в большем и малом пространствах (звукоориентиры, вспомогательные средства, макеты помещений и планы, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.).

1.4. Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, танграмы и др.).

1.5. Пособия по развитию мелкой моторики рук:

§ мозаика разной величины и цвета, различный мелкий материал (бусы и др.), кубики и конструктор "Строитель";

§ трафареты (тематические, геометрические, линейные);

§ раскраски;

§ лабиринты;

§ материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

§ материалы для ручного труда (косточки, плетения, коробки, вышивание и др.);

§ приборы по развитию зрительных функций (кольцебросы, серсо, бадминтон, калейдоскопы, диаскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры).



1.6.Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных):

§ для развития соотношения образа и слова (подбор картинок, аппликаций, контурного и силуэтного изображения к картине, выполненного в разных ракурсах для моделирования картин);

§ для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.

1.7. Специальные пособия на развитие зрительной функции (кольцебросы, серсомотиваторы).

1.8. Работа с детьми с нарушенным зрением по социально-бытовой и пространственной ориентировке

§ модели игровых комнат (спальни, кухни, группы), планы•тих помещений и план окружающей местности;

§ наглядные пособия, формирующие представления об объектах, встречающихся в замкнутом и открытом пространстве и за пределами детского сада (модели транспорта, включая метро; модели общественных мест - ателье, почта, аптека);

§ модели основных типовых зданий, решеток и других объектов, наполняющих улицу, встречающихся на улице;

§ специальные альбомы по восприятию предметов разной величины и объема, заполняющих пространство.

§ предметы домашнего обихода натуральные, например, одежда, кухонные принадлежности, бытовая техника и др., модели-игрушки, плоскостное и контурное изображение;

§ приборы для ориентировки в быту и самообслуживания (дозаторы, игловдеватели и др.), изготовленные в промышленности или тифлопедагогом.

Дополнительный раздел
4.1. Презентация рабочей образовательной программы старшей группы № 2 МБДОУ детского сада комбинированного вида № 89 г. Липецка.
Рабочая образовательная программа разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей дошкольного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей.

Основной базой рабочей образовательной программы является адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией) «Дошколенок» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 89 г. Липецка.

Рабочая образовательная программа разработана по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), которые включают в себя регламентированные виды деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная).

Основные цели рабочей образовательной программы:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;

- сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;

- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста


Задачи рабочей образовательной программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства

независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста, достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфических для детей дошкольного

возраста видов деятельности;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и

ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, оказание

психолого-педагогической, диагностической помощи семьям через организацию консультаций.

Рабочая образовательная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена

на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми

старшего дошкольного возраста уровня развития , необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Рабочая образовательная программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации рабочей образовательной программы.

Рабочая образовательная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.



Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, а также планируемые результаты освоения рабочей образовательной программы.

Содержательный раздел представляет общее содержание рабочей образовательной программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:

- описание образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных особенностей;

Так же в содержательном разделе представлены:

- особенности образовательной деятельности по краеведению;

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.



Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения рабочей образовательной программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды.


Список литературы

Алябьева Е.А «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» / М.2002

Григорян Л.И. «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения» Москва., 1998

Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка» Москва., 2001

Демирчоглян Г.Г. «Улучшаем зрение» / М.1994

Дивненко Г.А. «Цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения: формирование и развитие» / М. 2008

Ермаков В.П. «Основы тифлопедагогики» Москва., 2000

Дружинина Л.А. «Особенности развития представлений об окружающем мире дошкольников с нарушением зрения» — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. .

Дружинина Л.А. «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» / М.2006

Дружинина Л.А. «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Касицина М.А. «Дошкольная математика» Москва., 2002

КаралашвилиЕ.А. «Физкультурная минутка» Москва., 2001

Колесникова Е.В. «Геометрические фигуры» Москва., 2005

Лебедева А.Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» / М.2004

Малеева З.П « Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению» М., 2009

Метиева Л.А. «Развитие сенсорной сферы детей» / М. 2009

Микляева Н,В. «Инновации в детском саду» Москва.,2008

Нагаева Т,И. «Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки» / Ростов-на-Дону 2008

Никулина Г.В. «Готовим к школе ребенка с нарушением зрения» Санкт-Петербург., 2004

Новиковская О.А. «Ниткография» Санкт-Петербург., 2008

Оремус Е.А. «Как самому восстановит зрение» Москва., 2004

Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж., 2007.

Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитагнию» Москва., 1983

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. / М.: ГороД, 1998.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: изд-во «Адель», 1998.

Подколзина Е.Н. «Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры» /М.: Город Детства, 2006.

Подколзина Е.Н.«Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / М.: Город Детства. 2007.

Подколзина Е.Н.«Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения» / М.: Город Детства. 2007.

Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» /М.2002.

Смирнов И.В «Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых» Москва., 2004

Тарханова Ю.С. «Коррекция зрения у детей» /Ростов-на-Дону 2000 .

Троицкая С. «Практический курс коррекции зрении» Санкт-Петербург, 2011

Троицкая С. « Коррекции зрения у детей» Санкт-Петербург, 2011

Тупоногов Б.К. «Теоретические основы тифлопедагогики» Москва., 2001

Тупоногов Б.К. «Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников» Москва., 1999

Тупоногов Б.К. «Тифлопедагогические требования к современному уроку» Москва., 1999

Фильчикова Л.И. «Нарушение зрения у детей раннего возраста» / М.2004



Шоев Ф.И. «Как помочь незрячему научиться читать и писать» Москва., 2000

Шорыгина Т.А. «Учимся ориентироваться в пространстве» / М. 2004


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница