Содержание программы



Скачать 162.63 Kb.
Дата01.01.2018
Размер162.63 Kb.
ТипПрактическая работа


Программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2/3 ч в неделю; всего 68/102 ч, из них 1/4 чрезервное время)

Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, изучающих химию два часа в неделю, выделен курсивом.

Материал, предназначенный для изучения химии при учебной нагрузке три часа в неделю, и для любознательных, выделен чертой слева.

Повторение некоторых вопросов курса химии

8 класса (2/5 ч)

Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.



Практическая работа 1

Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».

Тема 1 Окислительно-восстановительные реакции (4/5 ч)

Определение окислительно-восстановительных реакций. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.



Демонстрации

  1. Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция.

  2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы(1У) с водой или гидроксидом натрия.

Лабораторный опыт 1

Окислительно-восстановительные реакции.

Применение хлора.

Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.



Фтор, бром, иод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, иодид-ионы и иод.

Применение галогенов и их соединений.



Демонстрации

  1. Образцы галогенов — простых веществ.

  2. Получение хлорной воды.

  3. Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ.

  4. Сравнение растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях (спирте).

  5. Получение хлороводорода и соляной кислоты.

Лабораторный опыт 3

Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогени- дов).



Лабораторный опыт 4

Растворимость брома и иода в органических растворителях.



Лабораторный опыт 5

Распознавание иода.



Лабораторный опыт 6

Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.



Практическая работа 2

Галогены.



Расчетные задачи

  1. Решение задач по материалу темы.

2. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 5 Скорость химических реакций и их классификация (2/3 ч)



Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа, концентрация веществ, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.

Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.



Демонстрации

Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие алюминия и железа с соляной кислотой или взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами), концентрации и температуры (взаимодействие цинка или оксида меди(П) с серной кислотой различной концентрации при различных температурах), катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца(1У)).



Лабораторный опыт 7

Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.

Тема 6 Подгруппа кислорода (8/11 ч)

Кислород — химический элемент. Строение атома, электроотри- цателыюсть и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе.

Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.

Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.

Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические свойства (окислительно-восстанови- тельная двойственность) серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.

I Взаимодействие серы с другими неметаллами.

Применение серы.

Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.

Оксид серы(1У). Получение, свойства и применение.

Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы(У1). Получение и свойства.

Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.

Демонстрации


  1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

  2. Образцы серы и ее природных соединений.

  3. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

  4. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.

  5. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром.

Лабораторный опыт 8

Качественная реакция на сульфат-ион.



Практическая работа 3

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».



Расчетные задачи

  1. Решение задач по материалу темы.

  2. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной

массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 7

Подгруппа азота (8/10 ч)

Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие I металлами, водородом и кислородом. Применение азота.

Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химичс ские свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(П) и (IV).

Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты.

Качественная реакция на нитрат-ион.

Круговорот азота в природе.

Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(У) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.

Круговорот фосфора в природе.

Применение фосфора и его соединений.

Демонстрации


  1. Растворение аммиака в воде («Фонтан»).

  2. Горение аммиака в кислороде.

  3. Взаимодействие аммиака с хлороводородом («Дым без огня»).

  4. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  5. Образцы азотных и фосфорных удобрений.

Лабораторный опыт 9

Качественная реакция на соли аммония.



Лабораторный опыт 10

Качественная реакция на фосфат-ион.



Практическая работа 4

Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.



Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 8 Подгруппа углерода (6/9 ч)

Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(Н) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода(Н) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект.

Круговорот углерода в природе.



Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния(1У) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.

Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона).

р Водородные соединения неметаллов 1У-УП групп, их состав и | свойства. Закономерности изменения кислотно-основных свойств водных растворов этих соединений в периодах и главных подгруппах Периодической системы.



Демонстрации

  1. Образцы природных соединений углерода и кремния.

  2. Кристаллические решетки алмаза и графита.

  3. Горение магния в углекислом газе.

  4. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.

  5. Схема круговорота углерода в природе.

  6. Фильм, посвященный проблеме загрязнения воздуха.

  7. Получение кремниевой кислоты.

  8. Применение жидкого стекла.

Лабораторный опыт 11

Адсорбционные свойства угля.



Лабораторный опыт 12

Распознавание карбонатов.



Лабораторный опыт 13

Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Практическая работа 5

Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Т ем а 9 Металлы и их соединения (11/19 ч)

Металлы и их важнейшие химические соединения (обзор) (2/6 ч)

Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.

Простые вещества — металлы. Металлическая химическая связь

ю

и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.



Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.

Алюминий (1/2 ч)

Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.



Магний и кальций (2/3 ч)

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.

I Особенности свойств магния.

Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, гидроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.

Щелочные металлы (1/2 ч)

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.

Железо (5/6 ч)

Особенности строения атома, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(Н) и (III). Качественные реакции на ионы Ре2+ и Ре3+. Сплавы железа — чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.

I Коррозия металлов и способы ее предотвращения.

Демонстрации

11


  1. Образцы минералов, металлов и сплавов.

  1. Заказ 64

  1. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.

  2. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

  3. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.

  4. Качественная реакция на ион кальция.

  5. Образцы калийных удобрений.

  6. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей.

  7. Получение и исследование свойств гидроксидов железа(П) и (III).

Лабораторный опыт 14

Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.

Лабораторный опыт 15

Жесткость воды и ее устранение.



Домашний эксперимент

Коррозия и защита металлов от коррозии.



Лабораторный опыт 16

Качественные реакции на ионы железа.



Практическая работа 6

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».



Расчетные задачи

  1. Решение задач по материалу темы.

  2. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно

взаимодействуют с указанными реагентами.

Тема 10 Органические соединения (10/14 ч)

Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.

Предельные углеводороды — алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.

Непредельные углеводороды — алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена).

Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.

Природные источники углеводородов. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.

Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы и аминогруппа).

Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.

Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.

Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.

Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.

Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.

Демонстрации


  1. Образцы органических веществ, изделия из них.

  2. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.

  3. Образцы полимеров.

  4. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

  5. Горение спирта.

  6. Образцы жиров и углеводов.

Лабораторный опыт 17

Свойства уксусной кислоты.



Лабораторный опыт 18

Качественная реакция на белки.



Практическая работа 7

1 Решение экспериментальных задач по курсу химии 9 класса.



Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.



з*

Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)



В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать

  • химическую символику, символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлсжное I ь веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, гнн химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов 11ериодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

I тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в 1 реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенный) теп- | лоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, ес- 1 ли одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объ- | ем продукта реакции по известной массе или объему исходного | вещества, содержащего примеси;

  • устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым 1 долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой

выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные

отношения газов при химических реакциях;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница