Совокупность естественнонаучной и гуманитарной культур образуют то, что называют термином "культура"



страница1/19
Дата27.05.2019
Размер1.65 Mb.
#93034
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ВВЕДЕНИЕ
В окружающем нас мире можно четко выделить ту его составную часть, поведение которой определяется законами, существующими объективно, независимо от человека. Эту часть мира мы называем природой. Её изучение и представляет то, что называется естествознанием. В этом смысле можно сказать, что естествознание – это процесс накопления знаний о природе. Результаты такого накопления составляют то, что называют естественнонаучной культурой.

Вместе с этим можно выделить и другую часть мира, поведение которой также определяется законами, существующими объективно, но существующими только потому, что есть человеческое общество, есть отдельный человек с его духовной жизнью. Процесс накопления знаний о человеке как духовном существе, о человеческом обществе называется гуманитарным знанием, а результаты этого накопления составляют то, что называют гуманитарной культурой.

Совокупность естественнонаучной и гуманитарной культур образуют то, что называют термином “культура”.

Коротко принципиальную разницу двух указанных культур можно выявить по соотношению: изучающий субъект – изучаемый объект. В естествознании изучающим субъектом является человек, а объектом изучения – нечто не зависящее от человека, от самого факта его существования (природа). В гуманитарном познании субъектом является человек, а объектом - человеческое общество. То есть в этом случае происходит “перекрывание” субъекта и объекта: человек накапливает опыт своей духовной жизни в виде искусства, морали, этики, религии, законов развития общества и т.д. Он сам создает тенденции и закономерности своего поведения и сам же их потом обнаруживает в феноменах гуманитарной культуры.

Разделение культуры на две указанные части правомерно, но его не следует абсолютизировать, потому что каждая из культур отражает определенную сторону единого мира, и всякая попытка разделения его на какие-либо части всегда условна, умозрительна, а сама граница разделения неизбежно оказывается размытой, нечёткой. И мы постоянно сталкиваемся с этой условностью в таких феноменах культуры, которые обладают как чертами естественнонаучной культуры, так и чертами культуры гуманитарной. Например, такое явление культуры, как архитектура. С одной стороны, архитектурное сооружение обладает всеми чертами гуманитарной культуры – это произведение искусства, а с другой – это техническое произведение, продукт естественнонаучной культуры. Или, например, психиатрия. Являясь частью медицины, она отражает естественнонаучное знание, но вместе с тем обладает и чертами гуманитарного знания, используя такие понятия, как норма поведения, патология (не в смысле строения организма, а в смысле поведенческом). Подобные примеры можно умножать без предела.

Всё, сказанное выше, означает, что, принимая концепцию разделения культуры на две части, мы с неизбежностью должны принять также и то, что эти части неразрывно связаны друг с другом, взаимообусловливает друг друга. Следовательно, приняв такую концепцию, мы тем самым выбираем и путь, логику изучения культуры: анализ концепций современного естествознания, анализ концепций современного гуманитарного знания, анализ связей того и другого, и, как результат, построение целостного взгляда на мир, целостной культуры.

Первые две части указанного подхода хорошо разработаны (и продолжают разрабатываться) в течение всей истории человеческого общества. Что же касается третьей части, попытки её построения предпринимались неоднократно, однако сегодня мы можем сказать, что это вопрос будущего, что только намечаются (и довольно робко) пути построения целостной культуры.

Предлагаемая работа излагает основные концепции современного естествознания. Современное естествознание – это совокупность большого числа дисциплин, каждая из которых исследует природу под своим специфическим углом зрения. Так, химия изучает химические элементы и их соединения, астрономия – небесные тела и их поведение, биология исследует живую материю, физика – фундаментальные законы поведения материальных объектов и т.д.

Все эти дисциплины одинаково важны в построении естественнонаучной картины мира, однако, среди них фундаментальную роль по отношению к другим играют три науки: физика, химия и биология. Изложение концепций этих наук и предлагается ниже.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ

Пространство
Изучение человеком объектов окружающего мира всегда конкретно в том смысле, что в процессе своей жизнедеятельности он постоянно оказы­вается в ситуации, требующей исследования вполне определенной группы свойств, вполне определенной группы объектов (которые обладают этими свойствами). Например, можно изучать форму объектов, температуру, цвет, способность взаимного притяжения и т.д.

И всякий раз процесс изучения приводит к необходимости сравнения, сопоставления свойств одного объекта с этими же свойствами других объектов, потому что только тогда возникает возможность количественной оценки этих свойств. А это есть первый признак научного исследования (по образ­ному выражению К. Маркса наука начинается там, где появляется число).

Вот это-то сопоставление и называется установлением отношений между объектами, установлением связей между ними. Свойства, выбранные для установления отношений между объектами, можно разделить на два клас­са: частные свойства и универсальные. Частные имеются у ограниченной группы объектов, и, соответственно, выявленные с помощью них отноше­ния будут частными. Например, свойство обладания температурой: оно существует только у макроскопических объектов и принципиально не су­ществует у отдельных микрочастиц, входящих в состав этих объектов. Или, например, такие свойства, как форма и цвет. Кто может ответить на вопрос: какой формы и какого цвета электрон? Таких свойств нельзя сопоста­вить этому объекту.

Когда же мы говорим об универсальных свойствах объектов, то это означает наличие их у любых объектов окружающего нас мира, и, соответ­ственно, отношения между объектами, устанавливаемые по эти свойствам, будут универсальными, то есть имеющими смысл для всей Вселенной. Накопленный научный опыт обнаруживает, что универсальных отноше­ний между объектами окружающего мира немного, и среди них выделенную роль играют два вида отношений: пространственные и временные. Выделенную потому, что с помощью них, на их языке получают количе­ственную формулировку все известные нам законы естествознания.

Обратимся к выявлению существа пространственных отношений. Они обнаруживают себя всякий раз, когда возникает необходимость ответа на вопрос: где находится тот или иной объект? Ответ на этот вопрос, как пока­зывает опыт, содержателен лишь тогда, когда объект сопоставляется с другими объектами следующим способом: от выбранной точки одного объекта к выбранной точке другого вдоль определенной кривой, называемой расстоянием, откладывается объект, выбранный в качестве эталона (масштаба). Результатом этой опе­рации является обнаружение числа, выражающего количество раз, которое откладывается эталон. Оно называется величиной расстояния между объектами, а сама указанная процедура - установлением пространственных отноше­ний между объектами. Описанный способ установления пространственных отношений требует уточнения. Среди всевозможных кривых, по которым можно откладывать эталон, выбрана та, которая соответствует минимально­й величине расстояния. Ее называют кратчайшим расстоянием между выбранны­ми точками (обычно употребляют просто термин «расстояние», когда имеют в виду кратчайшее расстояние, хотя, строго говоря, это разные по­нятия).

Поскольку речь идет о кратчайшем расстоянии между конкретными точками реальных объектов того мира, в котором мы существуем, сразу возникает важный вопрос, какая именно кривая выражает кратчайшее рас­стояние? Так как физика в своей основе наука экспериментальная, то ответ следует искать в опытных фактах, сопоставляя их с понятиями геометрии (поскольку именно геометрия - часть математики, изучающая кривые, поверхности и объемы). Простой и изящный эксперимент для ответа на поставленный выше вопрос был предложен и проделан знаменитым мате­матиком и физиком К. Гауссом. Расположив геодезические приборы на вершинах трех достаточно удаленных друг от друга гор в южной Германии, он с помощью этих приборов оценивал сумму углов треугольника, в вершинах углов которого находились вершины гор. Оказалось, что она равна 180°. Много­кратное повторение опытов такого рода многими учеными в разных мес­тах однозначно подтвердило результат К. Гаусса.

Но это означает, что кратчайшим расстоянием между реальными объек­тами является отрезок прямой, потому что только в треугольнике, образо­ванном отрезками прямых, сумма углов равна 180°, как это показывается в геометрии Евклида (вся геометрия Евклида основана на понятиях пря­мой и плоскости, поэтому ее часто называют плоской геометрией). Следо­вательно, опыт обнаруживает, что пространственные отношения объектов реального мира описываются евклидовой геометрией.

Теперь, используя понятие кратчайшего расстояния, можно искать от­вет на вопрос о том, где находится объект. Сразу ясно, что ответ этот по необходимости относителен: он может стать осмысленным только тогда, когда выбрано характерное тело, от которого указано кратчайшее расстояние до интересующего нас объекта, а выбор самого этого тела, которое называется телом отсчета, произволен и определяется разного рода сооб­ражениями: простоты, удобства, наглядности и т.д. Например, можно оце­нивать расстояние от Солнца до объекта, или от московского Кремля, или от ближайшей булочной и т. п. Единственно общим для всех тел отсчета является их узнаваемость и уникальность.

После того, как тело отсчета выбрано, указание кратчайшего расстоя­ния от него до интересующего нас объекта не дает однозначного ответа на вопрос, где этот объект расположен. В самом деле, если, например, от тела отсчета до объекта расстояние 5,00 м, то это не говорит однозначно, где имен­но расположен объект: это может быть и на восток, и на запад, и вверх, и вниз и т. д. То есть, кроме указания кратчайшего расстояния, нужно еще сказать, куда, по какому направлению его откладывать.

Обобщение опытных факторов говорит о том, что кроме указа­ния тела отсчета и кратчайшего расстояния от него до объекта необходимо задать систему отсчета и систему координат, связанных с телом отсчета, и тогда указание положения объекта будет однозначным. Это означает сле­дующее. Выбрав тело отсчета, из определенной точки этого тела необходи­мо и достаточно провести три любые прямые, не лежащие в одной плоско­сти. Эта совокупность прямых и образует систему отсчета, связанную с телом отсчета. Именно то, что этих прямых только три (не больше и не меньше), и что они не должны лежать в одной плоскости и является обоб­щением опытных фактов. Если теперь вдоль каждой из них откладывать выбранный эталон длины (масштаб) и нанести метки, пронумерованные возрастающим рядом действительных чисел, то получится то, что назы­вают системой координат, связанной с данной системой отсчета.

Если теперь из начала системы отсчета провести вектор к какой-либо точке объекта, положение которого необходимо указать, то у него в этой системе отсчета будут проекции на оси системы, и их длины, благодаря введенной системе координат, выразятся числами. Эти числа называют координатами данной точки объекта, а сам вектор – радиус -вектором точ­ки. (рис.1).
Таким образом, опыт обнаруживает, что нужны именно три оси для однозначного указания положения точки по отношению к данному телу отсчета, с помощью которых выделяются три числа (три координаты). Как раз это подразумевается, когда говорят, что реальный мир трехмерен. Исторически сложившаяся терминология, относящаяся к оценке положе­ния объекта, использует понятие «про­странство». Мы привычно говорим: объект находится в пространстве, и его координаты такие-то. За этим стоит все то, что описано выше и только это. Т.е. термин «пространство» подразумева­ет установление пространственных от­ношений объекта с телом отсчета при помощи введения системы отсчета и системы координат. Ошибочно вкла­дывать в этот термин субстанциональ­ный смысл, т.е. понимать простран­ство, как некую материальную субстанцию, в которую погружены все объекты реального мира. Когда мы говорим о материальности простран­ства, то имеем в виду материальный способ (с помощью эталона) установ­ления отношений между материальными объектами.

Итак, резюмируя, можно сказать, что реальное пространство евклидово и трехмерно.

При установлении пространственных отношений мы используем эта­лон, который имеет собственные размеры. Отсюда следует, что мы с неиз­бежностью выражаем пространственные отношения с помощью дискрет­ного набора действительных целых чисел. Беря в качестве эталона все бо­лее малый объект, мы не можем в принципе избежать проблемы дискрет­ности пространства, поскольку любой материальный объект обладает свой­ством протяженности (не существует реальных объектов, не имеющих соб­ственных размеров). Следовательно, строго говоря, мы должны констати­ровать, что реальное пространство дискретно. Однако данные современ­ной физики говорят о том, что существуют объекты чрезвычайно малых размеров (фундаментальные частицы), порядка 10-15 («фундаментальная длина»). Поэтому с такой степенью точности можно говорить о непре­рывном пространстве, т.е. использовать для оценки пространственных от­ношений непрерывный ряд действительных чисел.

Следующим вопросом при анализе пространственных отношений яв­ляется вопрос о том, будет ли эталон оставаться неизменным по размеру, если его откладывать все дальше по выбранному направлению и по раз­ным направлениям? Опыт говорит о том, что это так, если нет каких-либо объектов, влияющих на эталон («пустое пространство»). Именно в этом смысле мы говорим, что физическое пространство обладает свойством однородности и изотропности.

Теперь мы можем сформулировать концепцию физического простран­ства: оно трехмерно, евклидово, однородно, изотропно и непрерывно.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница