Современное состояние страхового надзора и регулирование страховой деятельности в государствах участниках СНГ



страница1/4
Дата07.12.2017
Размер0.78 Mb.
#1621
  1   2   3   4


ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО НАДЗОРА



И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
(информационно-аналитический материал)

Москва, 2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  49

01.01.2010 49

01.01.2011 49

01.01.2012 49

01.01.2013 49

01.01.2014 49

Активы 49

Тыс. долл. 49

в %к итогу 49

Тыс. долл. 49

в %к ито-гу 49

Тыс. долл. 49

в %к итогу 49

Тыс. долл. 49

в %к ито-гу 49

Тыс. долл. 49

в %к итогу 49



Введение
Развитие интеграционных процессов в СНГ диктует необходимость существенного расширения взаимодействия государств Содружества в валютно-финансовой сфере, включая страховую деятельность и систему страхового надзора. Для решения этой задачи СНГ последовательно реализуется комплекс мер, направленных на либерализацию и гармонизацию национального валютно-финансового законодательства, совершенствование механизмов страхования, сближение стандартов регулирования банковского сектора.

Планом мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, предусмотрено, в частности, развитие торгово-экономического сотрудничества стран Содружества с использованием национальных валют, формирование интегрированного валютного рынка, развитие системы валютного регулирования и валютного контроля, дальнейшую либерализацию рынка финансовых и страховых услуг.

Таким образом, существует объективная необходимость отработки взаимодействия национальных страховых систем для обслуживания внешнеторговых и инвестиционных связей. Кроме того, страхование является важным элементом, гарантирующим социально-экономическую стабильность общества, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, технологических, экономических и иных рисков.

Интенсивная глобализация мирового страхового рынка, требует от национальных страховщиков и финансовых регуляторов унификации параметров страхового рынка в СНГ, его последовательной либерализации с учетом международных требований.

В условиях расширения платежеспособного спроса на страховые услуги, формирование коммерческого страхового рынка может быть обеспечено за счет сбалансированного сочетания как принципов предпринимательской инициативы, так и государственного надзора за деятельностью частных страховщиков, что в итоге позволит обеспечить защиту интересов потребителей страховых услуг. Это диктует необходимость постоянного мониторинга страхового рынка, совершенствования форм и методов государственного надзора в области страхования, формирования эффективной государственной политики в области страхования, внедрения новых видов страхования одновременно с активным формированием страхового законодательства.

При подготовке данного материала использовались данные, представленные национальными органами надзора и регулирования страховой/перестраховочной деятельности в СНГ, документы шестого заседания Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств – участников СНГ 12–13  марта 2014 года в г. Ереване (Республика Армения),


а также статистические и справочные данные, имеющиеся в распоряжении Исполнительного Комитета СНГ.
Ситуация на рынке страхования и вопросы регулирования страховой сферы в государствах – участниках СНГ
Республика Армения
Правовая база страхового надзора включает законы Республики Армения «О Центральном Банке Республики Армения»; «О страховании и страховой деятельности»; «О банкротстве банков, кредитных организаций, инвестиционных компаний, менеджеров инвестиционных фондов и страховых компаний», «Об обязательном страховании ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств», а также руководства Центрального банка Республики Армения (ЦБ РА) по инспекции на местах и руководство по документальному надзору. Сектор регулируется ЦБ РА с 2006 года.

Страховые компании, фактически действующие в Армении: ЗАО «Инго Армения», ООО «Наири Иншуранс», ООО «Армения иншуранс», ЗАО «Ресо», ЗАО «Росгосстрах Армения», ЗАО «Сил Иншуранс», ЗАО «Агентство страхования экспорта”. В республике действуют более 8000 агентов и 2 брокерские компании: ООО «Резолушн страховой брокер» и ООО «Прайм иншуранс брокерс».

Армянские страховые компании предлагают основные нижеуказанные виды страхования не жизни: от несчастных случаев (Accident insurance); ответственности, вытекающей из использования сухопутных автотранспортных (Motor third party liability insurance); сухопутного транспорта (Land vehicle insurance); перевозимого имущества (Goods in transit insurance); медицинское страхование (Health insurance); общей ответственности (General liability insurance);

от финансовых потерь (Financial loss insurance); имущества (Property insurance); содействия (Assistance insurance).

Структура начисленных страховых взносов по видам страхования






1. ОСАГО 2. Здоровье 3. Наземный транспорт 4. Пожары и стихийные бедствия 5. Недвижимость 6. Несчастные случаи 7. Содействие путешествующим лицам 8. Общая ответственность 9. Другие виды страхования

(Данные предоставлены по состоянию на конец 2013 года Источник: ЦБ РА)

С 2011 страхование автогражданской ответственности стало обязательным для всех владельцев транспортных средств.







1. ОСАГО 2. Здоровье 3. Наземный транспорт 4. Пожары и стихийные бедствия 5. Недвижимость 6. Несчастные случаи 7. Содействие путешествующим лицам 8. Общая ответственность 9. Другие виды страхования

(Данные предоставлены по состоянию на конец 2013 года Источник: ЦБ РА)
Страховой рынок - статистические данные

(Данные предоставлены по состоянию на конец 2013 года
Источник: Отчеты страховых компаний, представленных в Центральный Банк Армении)

Уровень соответствия международным стандартам

Результаты оценки страхового сектора Армении со стороны МВФ, ВБ, АМР США (FSAP, FSDP)






Процент принципов, оцененных как соответствующие и в основном соответствующие
В настоящее время в Республике Армения внедрены отдельные элементы риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного страхового надзора, в частности, к процессу планирования инспекций в страховых компаниях, осуществления надзорных вмешательств и т.д.

С целью повышения эффективности страхового надзора Центральный Банк Республики Армения (ЦБ РА) в 2013 году разработал концепцию по развитию риск-ориентированного подхода в финансовом надзоре. Согласно этой концепции планируется пересмотреть руководства осуществления документарного надзора и инспекций в страховых компаниях, внедрить новый инструмент оценки деятельности страховых компаний и т.д.

Конечные цели – определение надзорных приоритетов с помощью выявления более рискованных компаний и видов их деятельности; распределение ресурсов по этим приоритетам.

Полный переход к риск-ориентированному надзору предполагает внедрение риск-ориентированной идеологии во все процессы, осуществляемые ЦБ РА, а также внедрение новой надзорной модели (ЦБ РА планирует внедрить канадскую надзорную модель).

Внутренний контроль страховщика включает:

Контрольные механизмы. Для каждого существенного бизнес-процесса компании должны быть внедрены соответствующие контрольные механизмы, которые могут быть направлены на предупреждение, выявление или устранение нежелательных последствий. Примеры контрольных механизмов: надлежащее разделение трудовых обязательств и поручение обязательств, не вызывающих конфликт интересов; определение внутренних лимитов, допустимые отклонения от этих лимитов; утверждение или разрешение сделок, превышающих лимиты, со стороны уполномоченных лиц; повторные проверки; периодические инвентаризации и т.д.

Ответственный актуар (назначается советом организации). Основные сферы ответственности его включают: страховые тарифы; страховые резервы; программу по перестрахованию. Внедрен институт доноса (whistleblowing) для ответственного актуара.

Ответственный за управление рисками. Страховщик должен обеспечить наличие эффективной функции управления рисками, которая соответствовала бы природе рисков, масштабу и сложности бизнес-процессов компании. Ответственного за управления рисками назначает исполнительный орган, согласовав с советом. Ответственный за управления рисками имеет определенный статус независимости от исполнительного органа. Обязанности и компетенции органов управления страховых компаний (общее собрание, совет, исполнительный орган) четко и должным образом распределены. В системе управления страховых компаний внедрены соответствующие системы сдержек и противовесов.

Внутренний аудит. Руководителя и членов внутреннего аудита назначает совет; членами внутреннего аудита не могут являться члены исполнительного органа, другие руководители и сотрудники компании, а также аффилированные лица членов исполнительного органа или главного бухгалтера. Требования, предъявляемые к деятельности внутреннего аудита, приведены в соответствие с международным стандартом. Внедрен институт доноса (whistleblowing ) для внутреннего аудита.

Каждая страховая компания обязана иметь внутренний аудит. Требования к внутреннему контролю, внутреннему аудиту и корпоративному управлению страховщика предусмотрены в законе Республики Армения «О страховании и страховой деятельности» и в Положении 3/10 «Минимальные требования, предъявляемые к деятельности внутреннего аудита, к системе внутреннего контроля страховой компании». Внутренний аудит в случае выявления нарушений законов, иных правовых актов обязан представлять их совету, а копию – ЦБ РА. Положение устанавливает детальные требования к деятельности внутреннего аудита, а также к другим аспектам внутреннего контроля. С целью повышения эффективности системы внутреннего контроля страховой компании, а также приведения положение в соответствие с изменениями международных стандартов, ЦБ РА в настоящее время пересматривает Положение 3/10.

Предлагаемые шаги дальнейшего развития системы страхования включают:

Дальнейшее усовершенствование и создание элементов необходимой инфраструктуры;

Устранение препятствий законодательного уровня будет возможным лишь в случае внедрения страхования жизни в качестве обязательного вида страхования;

Участие на рынке страхования жизни иностранных компаний со соответствующим опытом ведения данного вида бизнеса;

Внедрение микростраховых продуктов по страхованию жизни, что, в свою очередь, приводит к необходимости осуществления соответствующих изменений в сфере регулирования, в частности по части норматива по общему капиталу;

Развитие страхования сельскохозяйственных рисков будет способствовать развитию общего сектора страхования, развитию сельского хозяйства, как ключевой отрасли экономики, укреплению продовольственной безопасности страны, внедрению эффективных механизмов реализации сельскохозяйственной политики.



Республика Беларусь
Особенности регулирования страхового рынка в республике включают: следующие положения:

Минимальный размер уставного фонда предусмотрен в сумме, эквивалентной: 1 млн. евро - для страховщика «не жизни»; 2 млн. евро - для страховщика «жизни»; 5 млн. евро - для перестраховочной организации;

Размер вклада каждого учредителя в уставный фонд страховщика не может превышать 35 процентов размера уставного фонда;

Страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является страховой организацией;

Страховые организации, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, не могут проводить в Республике Беларусь страхование жизни, обязательное страхование;

Государственные юридические лица осуществляют страхование своих имущественных интересов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, только у страховых организаций с долей государства в уставном фонде более 50 процентов Минимальный размер уставного фонда предусмотрен в сумме, эквивалентной: 1 млн. евро - для страховщика «не жизни»; 2 млн. евро - для страховщика «жизни»; 5 млн. евро - для перестраховочной организации;

Размер вклада каждого учредителя в уставный фонд страховщика не может превышать 35 процентов размера уставного фонда;

Страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является страховой организацией;

Страховые организации, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, не могут проводить в Республике Беларусь страхование жизни, обязательное страхование;

Государственные юридические лица осуществляют страхование своих имущественных интересов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, только у страховых организаций с долей государства в уставном фонде более 50 %.

Виды обязательного страхования включают страхование строений, принадлежащих гражданам; страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением; государственное личное страхование; медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь; страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами; страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Роль страхового сектора в экономике




Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ВВП, трлн бел. рублей

164,4

297,2

527,4

636,8

Отношение страховых премий к ВВП, %

0,82

0,8

0,82

1,04

Отношение активов к ВВП, %

1,96

1,72

2,7

2,88

Отношение страховых премий на душу населения, тыс. бел. рублей

141,6

249,9

458,3

683,2

Институциональная структура страхового рынка на 1 января 2014 года:

Страховые премии, выплаты, коэффициент выплат

Активы, страховые резервы и собственный капитал




Структура страховых премий

Прирост страховых премий по видам добровольного страхования



* Фактор: девальвация белорусского рубля к доллару США в 3 раза

Структура страховых премий по видам обязательного страхования
за 2013 год

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств




В Республике Беларусь с 1 января 2007 года функционирует комплексная система стимулирования экспорта, которая включает страхование экспортных рисков с поддержкой государства, а также экспортное кредитование. Система регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени «Белэксимгарант». С 2002 года «Белэксимгарант» является членом Пражского клуба Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций «Бернский союз».

Суть государственной поддержки заключается в том, что в бюджете Республики Беларусь ежегодно предусматриваются: предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства; бюджетные ссуды для выплаты при необходимости страховых возмещений по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства; средства на компенсацию потерь банкам от предоставления экспортных кредитов.
Добровольное страхование экспортных рисков с поддержкой государства

Доля покрытия страхованием экспорта


16



Перспективными видами обязательного страхования являются:

Обязательное страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов (объект страхования – имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения обязательств вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего при осуществлении страхователем данной деятельности; страховой случай – факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в результате возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера при осуществлении страхователем деятельности, связанной с эксплуатацией отдельных объектов).

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов (объект страхования – имущественные интересы страхователя, связанные с риском его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие вреда, причиненного жизни, здоровью и (или) имуществу физических лиц или имуществу юридических лиц в результате аварии при осуществлении страхователем перевозки опасных грузов; страховой случай – факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в результате аварии, произошедшей при осуществлении страхователем перевозки опасных грузов).

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховых организаций и государства Министерством финансов Республики Беларусь и его территориальными органами осуществляется государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь.

Министерство финансов в пределах своей компетенции осуществляет: (1) надзор за соблюдением страховщиками, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании; (2) надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда; (3) контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением: установленных законодательством нормативов, включая норматив расходов на ведение дела; минимального размера уставного фонда; соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами; платежеспособности и финансовой устойчивости; структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных (превентивных) мероприятий; другие функции.

В целях повышения эффективности государственного надзора за страховой деятельностью и реализации надзорных полномочий Министерства финансов в части принятия решений о приостановлении и (или) прекращении действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 284 (далее - Положение о лицензировании) внесены изменения и дополнения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450. Согласно этим изменениям осуществление страховой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, отнесено к общим лицензионным требованиям и условиям для видов добровольного страхования.

Реализация приведенных норм Положения о лицензировании на практике позволит значительно повысить оперативность устранения страховыми организациями нарушений законодательства о страховании, выявленных контролирующими органами, а также повысит требования к организации внутреннего контроля в страховых организациях и будет способствовать устранению нарушений до их выявления надзорными органами.

Внутренний контроль и аудит осуществляется страховыми организациями самостоятельно с учетом внутренней политики организаций.

Изменения законодательства Республики Беларусь в 2013 году:



  1. Расширен перечень видов добровольного страхования, страховые взносы по которым включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (Указ Президента Республики Беларусь от 15 августа 2013 г. № 358).

  2. Усилена защита страхователей и застрахованных лиц при передаче страховой организацией обязательств, принятых по договорам добровольного страхования (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2013 г. № 209).

  3. Усовершенствован порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов с учетом перехода на метод начисления в учете доходов и расходов страховых организаций (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2013 г. № 587).

Законодательные инициативы 2014 года:

  1. Снять ограничения по размеру вклада учредителя в уставный фонд страховой организации (не более 35 процентов), размеру вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации (не более 35 процентов).

  2. Отменить требование, согласно которому страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности только в случае, если иностранный инвестор является страховой организацией не менее 10 лет.

  3. Предоставить право страховым организациям с иностранными инвестициями заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами Республики Беларусь.

  4. Повысить требования к минимальному размеру уставного фонда страховых организаций путем его поэтапного (начиная с 1 мая 2015 г.) доведения до суммы, эквивалентной 5 млн. евро, к 1 мая 2017 г.

  5. Предоставить право организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным.

  6. Снять ограничение на передачу рисков внутри Республики Беларусь, принятых по договорам страхования, заключенным с государственными юридическими лицами.

  7. Ввести возможность для страховщика осуществлять выплату потерпевшему по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства.

8. На интернет-сайтах страховщики будут обязаны указывать сведения о составе (членах) совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа; о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, а также аудиторское заключение; о размере уставного фонда и собственного капитала; об акционерах (участниках), владеющих более 5 процентами акций (долей) организации; о порядке обращения к страховщику при наступлении события, которое по условиям договора страхования может быть признано страховым случаем; о правилах добровольного страхования, а также базовых страховых тарифах.

Законодательные инициативы 2014 года направлены на повышение привлекательности страхового рынка для инвесторов; усиление конкуренции на страховом рынке и рост качества оказываемых страховых услуг; повышение финансовой устойчивости страховых организаций.


Каталог: foto -> pages
pages -> Содружество Независимых Государств
pages -> Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ Исполнительный комитет СНГ
pages -> Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ Исполнительный комитет СНГ
pages -> Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет
pages -> Заместителю Председателя
pages -> Информация о ходе работы по поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств участников СНГ
pages -> Доклад «О развитии обязательного автострахования в государствах участниках снг»
pages -> Исполнительный комитет СНГ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница