Создание компьютерных квест-игр и их использование в образовательном процессе Методические рекомендации



Скачать 165.73 Kb.
Дата03.09.2018
Размер165.73 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26

города Рыбинска Ярославской области

Создание компьютерных квест-игр и их использование в образовательном процессе

Методические рекомендации

Рыбинск


2017

Создание компьютерных квест-игр и их использование в образовательном процессе: методические рекомендации / И.А.Павлов, Н.В.Горохова, Т.М.Лапина, Н.Е.Лепехина, Н.Б.Петрова, М.П.Преснова, Ю.Н.Степанова. – Рыбинск, 2017. - 24с.

В методических рекомендациях рассмотрены теоретические и методические основы создания и использования компьютерных квест-игр в практике работы школы.

Методические рекомендации содержат набор приложений: квест-игры по основным предметам учебного плана пятого класса, а также внеурочной деятельности. Представленные материалы, будут полезны педагогам, заинтересованным в использовании новых технических средств обучения и ресурсов информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности образовательного процесса.

© МОУ СОШ № 26 г. Рыбинска, 2017

© И.А.Павлов, Н.В.Горохова, Т.М.Лапина, Н.Е.Лепехина, Н.Б.Петрова, М.П.Преснова, Ю.Н.Степанова, 2017
Оглавление:








стр.




Введение………………………………………………………………...

Методические рекомендации по созданию и использованию квест-игр в образовательном процессе…………………………………….



4

5





Создание интерактивных упражнений при помощи online сервиса LearningApps.org………………………………………………………..

11





Создание квест-игр и интерактивной литературы при помощи AXMA StoryMaker……………………………………………………. 

21





Литература…………………………………………………………….

22



Введение

Cовременное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями, что отражено в стандартах рабочих программ школ и ВУЗов, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является важным направлением обновления образования.

Также актуальным на сегодняшний день являются инновационные технологии в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно-воспитательном процессе.

Одним из таких способов является образовательная квест-игра. Это довольно новое понятие, используемое на уроках.

Актуальность методики квест-игры сегодня осознается всеми.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.

Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества. Квест-игра может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Методические рекомендации

по созданию и использованию квест-игр в образовательном процессе.

Понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока .

В образовательном процессе квест  - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

Цель применения квест-игры  заключается в изменении привычных стереотипов организации занятия. Благодаря этому обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения в выборе тем и ее представлении для обсуждения на уроке. В пространстве квеста обучающиеся постигают элементы практической работы.

Основные требования к образовательномуквесту:


  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 

  • Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации). 

  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). 

  • Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность детей продолжить свои опыты в дальнейшем.

Существуют различные классификации образовательныхквестов:

  • «живые» (построены на коммуникативном взаимодействии между игроками) и веб-квесты (связанны с использованием различных сервисов сети Интернет);

  • монодисциплинировные (охватывают содержание одной из дисциплин) и междисциплинарные (в структуре содержат материал нескольких дисциплин);

  • кратковременные (реализуются в рамках одного учебного занятия) и долговременные проекты (могут длиться до 3-4 учебных занятий и более);

  • простые (состоят из нескольких заданий, обычно соединенных в один квест логической цепочкой) и сложные (состоят из нескольких заданий (10-12), решение которых возможно не только с помощью интуиции и имеющегося опыта);

  • линейные (задания простые по цепочке), штурмовые (самостоятельный выбор пути решения) и кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый круг);

  • индивидуальные и командные квесты.

Квест - игра имеет ряд особенностей: 

  • - образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

  • - самовыражению ребенка способствует внедрение технических средств обучения (совместный поиск с родителями и сверстниками информации в сети Интернет по ссылкам, данным в задании, что дает родителю уверенность в качестве  и правдивости информации); 

  • - целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка;

  • - образовательная деятельность может быть организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями; 

  • - может быть как индивидуальной, так и коллективной. 

Структура квеста, требования к его отдельным элементам.

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.



Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Они способствуют формированию универсальных учебных действий:



  • Познавательные УУД:

  • находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

  • устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

  • схема, тезисы).

  • Коммуникативные УУД:

  • излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

  • организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

  • преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

  • Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в учебной деятельности;

  • выдвигать версии;

  • планировать учебную деятельность;

  • работать по плану, сверяясь с целью;

  • находить и исправлять ошибки;

  • оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.




  • Личностные УУД:

  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

  • осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Квест-игра может поднять мотивацию и сделать школьные уроки действительно полезными запоминающимися, а педагог с компетенциями игрового мастера ценится высоко – это направление в образовании называют в числе самых перспективных. Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях.

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Образовательная квест-игра может применяться на различных этапах урока: актуализация знаний, проверка домашнего задания с переходом к новому материалу, изучение нового материала, обобщение и закрепление, квест-урок.

Для реализации задуманной вами образовательной квест-игры вы можете воспользоваться различными средствами: печатное издание,мобильный телефон,школьные лаборатории, п/о Powerpoint,школьный конструктор сайтов, п/ооLearningApps.org(Приложение 1) и AXMA StoryMaker (Приложение2), и т.п.



Коллегам, желающим заниматься квест-играми, мы рекомендуем играть самим и пробовать создавать игры самим.

Главное в игре – интерес, вовлеченность, вдохновение и азарт.

Эти переживания можно вызвать самыми разными способами.

Приложение 1



Создание интерактивных упражнений при помощи

online сервиса LearningApps.org

Сервис LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский



проект Центра Педагогического колледжа

информатики образования г. Берн

в сотрудничестве с университетом г. Майнц

и

Университетом город г. Циттау,

и позволяет совершенно бесплатно создавать

интереснейшие интерактивные

упражнения.







Прежде всего, необходимо обеспечить себе комфортную работу, выбрав Русский язык интерфейса программы

Для регистрации необходимо выбрать Вход в систему



Познакомиться с пособиями пользователей сервиса можно в разделе «Все упражнения».



В меню «Создать упражнения» можно посмотреть демо-ролики пособий, которые могут быть созданы на этом сервисе.



Все упражнения сервиса LearningApps.org разделены на 6 категорий:



  1. Различные тесты и викторины.



  1. Упражнения на установление соответствия.



  1. «Шкала времени» и упражнение на восстановления порядка.



  1. Упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды.



  1. Онлайн-игры, в которых может участвовать одновременно несколько учеников вашего класса.



  1. Ресурс предоставляет возможность для сотрудничества педагог-ученик, ученик-ученик.Войдя на сайт в режиме online вместе с учениками можно совместно работать над текстом, оставлять на доске объявлений свои записки, видео или аудио, общаться в чате.

  • возможности online общения хорошо рассказано в Фильме, который приготовила для нас Надежда Блуст (г. Страсбург).

Также в этом разделе предоставляется возможность собрать все упражнения, объединенные темой в один блок, что очень удобно.

Добавить изображение в упражнение можно несколькими способами:



  • добавлять ссылку картинки, скопированной из интернета или расположенной на файловом сервисе, например на этом http://savepic.org

  • перетащить уже подготовленную иллюстрацию из папки на вашем компьютере.

Ссылки на видео и аудио файлы, размещенные на YouTube, на мой взгляд, будет удобно скопировать в документ Word или блокнот. Также нам предоставлена возможность записать собственные комментарии.

Существует два пути создания необходимого упражнения:

Выбрав тип упражнения и посмотрев готовые примеры, можно создать по аналогии с понравившимся свое пособие.

Для этого нажимаем на кнопку «Создать подобное приложение»


И в открывшемся окне вносим свои изменения…



Давайте рассмотрим еще и этапы составления кроссвордов с ключевымсловом. Для примера я взяла кроссвордhttp://learningapps.org/155397



И смотрим, что у нас получилось…

Нравится?! Тогда сохраняем свое упражнение, нажав на кнопку «Сохранить приложение», а если есть необходимость что-то изменить – «Вновь настроить»

Все созданные Вами упражнения сохраняются в папке «Мои приложения».



При этом Вы получаете ссылки, которые можно дать своим ученикам



или расположить-привязать сделанное пособие в своем блоге или электронном учебнике



Также нам предоставляется возможность сохранить папку с упражнением на своем компьютере в формате html, который откроется в любом браузере



и разместить в каталоге сайта, опубликовать его.



Здесь ссылка на несколько упражнений по предмету музыкальнаялитература,сделанных на сервисе LearningApps.org.

Как видите, создать упражнение на этом сервисе очень просто! Попробуйте!

Вам понравится!

Источники информации:


  • https://learningapps.org/ Learningapps.org
  • http://blog.uchu.pro/sozdanie-uvlekatelnyx-uchebnyx-materialov-v-internete-learning-apps/ Создание увлекательных учебных материалов в интернете (LearningApps)


  • https://infourok.ru/master-klass-ispolzovanie-onlaynservisa-learning-apps-dlya-razrabotki-interaktivnih-resursov-po-razlichnim-predmetam-284404.html Мастер класс: “Использование онлайн-сервиса Learningapps для разработки интерактивных ресурсов по различным предметам”

  • http://www.slideshare.net/Aida_Alex/learningapps-15825271 Инструкция по созданию интерактивных заданий

Приложение 2

Создание квест-игр и интерактивной литературы при помощи

AXMA StoryMaker 

AXMA StoryMaker - это удобный инструмент для создания приключенческих квест-игр, а также интерактивной литературы в помощь писателям, сценаристам, разработчикам игр и т.д. Платформа AXMA StoryMaker спроектирована так, чтобы создать свои работы могли даже те пользователи, которые совершенно не имеют опыта программирования.

Удобный интерфейс и мастер подсказок помогут правильно разместить информацию, текст, ссылки, картинки, звуки и другие данные в отдельных параграфах для получения настоящих профессиональных разработок. AXMA StoryMaker отлично подойдет для отработки интерактивных сценариев, создания минисайтов без специальных знаний (HTML, CSS, Javascript



Полное online руководство http://sm.axmasoft.com/ru/help.html



Литература:

  • ФГОС - http://минобрнауки.рф/documents/336 (Министерство образования и науки РФ)

  • Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

  • Быховский Я.С. Образовательные ВЕБ-КВЕСТЫ, М.: Из-во МГУ, 2000

  • Миновская О.В. Организация экстремальных культурно-досуговых мероприятий для учащихся в условиях города // Социальная педагогика в социальных практиках: Сборник материалов Международного симпозиума / научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. – 212 с.

  • Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

  • Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.

  • Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

  • Вебинар "Живые" квесты в образовании - https://www.youtube.com/watch?v=_P30Ew9tLws


Электронные ресурсы.


  • http://users.livejournal.com/fluffy__/243909.html

  • https://habrahabr.ru/company/mobiquest/blog/112208/

  • http://hr-consult.org/?p=103

  • http://drkvest.ru/




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница