Спортивно-познавательная игра «преподобный нестор летописец. Повесть временных лет» методическая разработка по внеклассной деятельности



Скачать 355.29 Kb.
Дата24.05.2018
Размер355.29 Kb.
#25414
ТипПояснительная записка

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕlogo

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ «БОГОЛЕПЪ»

414004 г. Астрахань, ул. Магнитогорская 9, лит. В тел. 8 (8512) 69-00-44

СПОРТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 10-15 лет

Разработчик:

Кузнецова О.С., методист по ОПК
Рекомендована Утверждена

Методическим советом Педагогическим советом

ЦКП «БОГОЛЕПЪ» ЦКП «БОГОЛЕПЪ»

Протокол № ______________ Протокол № ______________

«____»______________20 г. «____»______________20 г.

Председатель методического Председатель педагогического

совета_______/_____________ совета _______________/____________

- Астрахань –

- 2015 –
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка …………………………………………….………….…2

  2. Введение……………………………………………………….…………….…….3

  3. Методические рекомендации ……………………………...……………….……5

  4. Спортивно-познавательная игра «Преподобный Нестор

Летописец»…………………………………………………………………..…….7

4.1. Введение в игру……………..………………………...………………..7

4.2.Структура игры …………………..…………………....………………..8

4.3.Ход игры…………………………….…..……………...………….…….9

4.4. Финаль ная часть. …………………………………………….….….....27

4.5. Приложения к спортивно-познавательной игре «Преподобный Нестор Летописец» ……………………………………………………………………......29

4.5.1. Приложение № 1 ……………………………….……………….…..29

4.5.2. Приложение № 2 …………………………….…….......................….29

4.5.3. Приложение № 3 ………………………………………………….…30

4.5.4. Приложение № 4 ………………….……..…..…………………....…30

4.5.5. Приложение № 5 ……………………………..….………………..…32

4.5.6. Приложение № 6 …………………………………..………………...33

5. Список используемой литературы……………………………………..……...38


        1. Пояснительная записка

Настоящая методическая разработка представляет собой спортивно-интеллектуальную игру по внеклассной деятельности, в основе которой лежит житие святого угодника Божия – преподобного Нестора Летописца. Настоящая методическая разработка предназначена для педагогов Воскресных школ, учреждений дополнительного образования детей, а также педагогических работников общеобразовательных учреждений, реализующих модуль «Основы православной культуры» обязательного предмета ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Структура разработки содержит методические рекомендации по проведению игры, описание игр и иллюстративный материал. Разработка является практическим компонентом Воспитательной системы Центра культуры и просвещения «БОГОЛЕПЪ».

Автор-составитель Кузнецова О.С., методист по Основам православной культуры.


        1. Введение

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях русского народа и передаются от поколения к поколению. Целыми веками русский народ пропитывался духом и началами православного христианства. Святые угодники являются для нас духовным источником и примером нравственного совершенства. Духовно-нравственное воспитание на основе жития православных святых и христианских традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

Центр культуры и просвещения «БОГОЛЕПЪ» является образовательным учреждением, реализующим модуль «Основы православной культуры» обязательного предмета ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Внеклассная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса Центра. Одной из приоритетных задач внеклассной деятельности является духовно-нравственное воспитание детей через спортивно-познавательные игры, основанные на житиях православных святых. Дети учатся помогать и принимать помощь у сверстников, учатся переживать и разделять вместе чувство радости или поражения в совместной деятельности, а также расширяют знания о жизни и трудах православных святых.

ЦКП «БОГОЛЕПЪ» разработал и апробировал спортивно - интеллектуальную игру на основе жития православного святого, способствующую раскрытию духовно-нравственного и личностного потенциала ребенка, через совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.



Цель: Способствовать развитию в детях базовых национальных ценностей, хранимых в духовных, исторических и культурных традициях православной культуры игровыми средствами .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.



Задачи:

        1. Приобщить обучающихся к духовному наследию русского народа и православным обычаям.

        2. Расширить интересы к знаниям и представлениям об укладе жизни в Древней Руси.

        3. Создать условия для практического применения теоретических знаний по церковнославянскому языку.

        4. Расширить знания детей о жизни и трудах православных святых.

        5. Развивать физические, интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

        6. Развивать навыки самоконтроля, самоанализа, самооценки.

        7. Развивать стремление к самостоятельному принятию решений и осуществлению осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности.

        8. Развивать навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в ходе игры.

        9. Развивать чувство личной и коллективной ответственности за команду.

        10. Формировать культуру общения между сверстниками и со взрослыми.

3. Методические рекомендации

Критерии игры

Структура игры

Данная игра проводится на открытом воздухе в теплое время года и имеет следующую структуру построения:



              1. Наличие команд.

              2. Наличие пунктов - основных мест остановок.

              3. Наличие заданий на каждом пункте.

              4. Наличие информационного блока на каждом пункте.

              5. Движение команд по импровизированным картам.

              6. Вопросы от батюшки.

              7. Сюрпризный момент.

Наличие команд

Игра начинается с разбивки участников на команды. Количество команд зависит от общего числа игроков. Рекомендуется создавать не более пяти команд. В ее состав входят дети разного возраста: от десяти до пятнадцати лет.



Основные остановки (пункты)

Для проведения игры такого масштаба необходимо иметь территорию, площадь которой ориентировочно составляет 1,0 - 1,5 км2. Расстояние между пунктами (основными точками) составляет 100-200 метров. Количество пунктов может быть различным, в зависимости от возраста детей. Рекомендуется создавать не более десяти пунктов.



Организация игры

Предварительная организация места проведения игры

Перед игрой планируется предварительный выезд на место проведения с целью нахождения и обозначения главных мест остановок - пунктов на импровизированной карте, а также расстановка основных атрибутов на пунктах.



Инструктаж

Перед поездкой, все дети проходят инструктаж по технике безопасности:



  1. Правила поведения на пароме, в транспорте.

  2. Правила поведения во время игр

  3. Правила поведения на открытом воздухе, в лесу, у реки.

Участие педагогов и родителей в игре

Важным моментом в создании игры является привлечение родителей. Совместное участие детей и родителей благоприятно сказывается на общем эмоциональном фоне подростков, а также устанавливаются доверительные отношения между педагогами и родителями, путем снятия настороженности, и тревожности за них.

Родители помогают в расстановке реквизитов, являются координаторами игры на пунктах, поддерживают эмоциональное состояние детей.

В каждой команде обязательно присутствует педагог. Он не является участником игры, а только сопровождает детей. Педагог следит за общим поведением и безопасностью детей.

Безопасность здоровья детей обеспечивает медицинский работник.

Окончание игры

Данная игра не подразумевает наличие победителей и проигравших. Конец игры обыгрывается и заканчивается единым сюрпризным моментом.

Анализ прошедшей игры с детьми происходит после ее окончания и обсуждения вопросов и ответов с батюшкой.

Поделиться впечатлением от игры, а также задать интересующие вопросы, и получить на них ответы, дети, родители и педагоги смогут, зайдя на сайт образовательного учреждения «БОГОЛЕПЪ» - http://bogolep.ru, а также в открытую группу Центр культуры и просвещения «БОГОЛЕПЪ» ВКонтакте http://vk.com/club55336964.



4. Спортивно-познавательная игра

Нестор Летописец

«Повесть временных лет»

Введение в игру

Детям предлагается отправиться в увлекательное путешествие по волнам истории Древней Руси. Связано оно будет с именем преподобного Нестора Летописца.повесть временных лет краткое содержание

Отправляясь за новыми знаниями и открытиями, детям предстоит пройти ряд непростых испытаний, добыть заслуженную награду, а в конце игры, отстоять право победителя, ответив на вопросы священника. Преодолеть все преграды, и стать победителем сможет только та команда, которая покажет себя сплоченной, единой по духу одной большой семьей. В увлекательное путешествие все команды отправятся на «кораблях». На борту каждого экипажа имеется капитан, штурман, лекарь, а также матросы - основные участники игры. Каждый из участников несет определённую обязанность.

Штурман поможет не заблудиться на просторах и в красотах подворья, на него возлагается ответственность в выборе правильного направления по импровизированной карте.

Лекарь - любой участник команды сможет обратиться к нему за помощью в случае лёгкого ранения или ушиба. В его арсенале бинты, зеленка и краткая молитва за болящего.

Результат игры во многом зависит от сплоченности и взаимовыручки матросов, их целеустремленности и желания победить.

Во главе всей команды стоит капитан. Обычно это старший или наиболее опытный член команды, который берет на себя ответственность за весь экипаж. Назначение капитана является ответственным выбором всех участников игры. Капитан должен быть решительным и выносливым, уметь налаживать со всеми участниками контакт, быть сообразительным и тактичным. Такие качества являются важным условием для успеха команды. Ему подчиняются все участники экипажа.

Каждой команде дается задание выбрать себе святого покровителя, который будет помогать им во время всей игры. Капитан со своим экипажем должен придумать девиз или речевку, и дать название своему кораблю.

Для прохождения игры каждой команде дается импровизированная карта, на которой обозначены места выполнения заданий - пункты. Всего основных пунктов с заданиями – десять. Все карты участников одинаковые, отличаются они только последовательностью их прохождения. На пунктах детей встречают координаторы игры в сценических костюмах в соответствии с эпохой. Координатор разъясняет детям задание, которое необходимо выполнить, контролирует правильность его выполнения и рассказывает отрывок из «Повести временных лет». Нужно обратить внимание детей на то, что полученные знания пригодятся для выполнения финального задания.

Цель каждой команды - победить! Отправляясь в путешествие, все экипажи кораблей получают пустые мешочки, которые по мере прохождения этапов будут наполняться солью. Та команда, чей мешочек в финале окажется тяжелее всех, и станет победителем!

Итак, все корабли в сборе, пора отправляться в путь!

Ведущий желает всем участникам игры попутного ветра и победы!

Все корабли выходят из порта одновременно.



Структура игры

  1. Информационный блок

  2. Введение в игру

  3. Задание

  4. Система оценки

Ход игры

ПУНКТ 1.

Слово 1. Буквицы.

Цель:

  1. Способствовать развитию умения согласовывать свои действия с другими членами команды и совместно решать поставленные задачи

  2. Способствовать развитию сплоченности внутри команды

  3. Воспитание чувства личной ответственности за команду

  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков детей

  5. Способствовать формированию у обучающихся представлений об убранстве рукописных книг

  6. Способствовать развитию знаний церковнославянского языка.

Форма проведения: информационный блок, интеллектуальное задание

Реквизиты и оборудование:

  1. Площадка огороженная лентой

  2. Апельсины с написанными на них слогами

  3. Фломастеры

  4. Корзина (для складывания собранных апельсинов)

  5. Таблица-алфавит на церковнославянском языке

  6. Ведерко с солью

  7. Деревянная ложка.

Ход игры

Информационный блок.

Книги и письмо пришли на нашу Русскую землю, когда великий князь Владимир крестил Русь. Первыми книгами, посвященными Богу, были: Евангелие, Деяния святых апостолов, Псалтырь, Молитвослов. Книги были написаны на церковнославянском языке, специально созданном для проповеди слова Божьего, для молитвенного общения человека с Богом.

Большие изукрашенные начальные буквы текста называются Буквицами - или же – инициалами. Каждая буква выводилась плоской заточенной палочкой, тросточкой, и потому сочетала в себе толстые и тонкие линии, завитки и изгибы. Слово «писать» имеет давно позабытое нами значение: «пестрить», «украшать».

Необычайным благолепием, красочностью и разнообразием отличались древние книги. Вверху начальной страницы размещалась так называемая заставка – тщательно и сложно выполненный узор. Часто текст обрамлялся витиеватым орнаментом, придававшим странице цельность и завершенность. Писались книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. Книги часто заключались в кованый серебряный или иного металла оклад, украшались серебром и золотом, драгоценными камнями. Такое убранство рукописной книги создавало впечатление праздничности, торжественности, благоговения. Подобное состояние передавалось и чтецу. Причем раньше слово читать имело более глубокий смысл: «чтить», «почитать», «преклоняться».

Буква для древнерусского человека была маленьким, но емким отображением мира Божьего. И когда древнерусский художник вычерчивал и любовно раскрашивал буквицу, он отображал в ней важный духовный смысл. Красота таит гармонию и порядок, умиротворяет и возвышает.

Введение в игру

Слова Андрея Первозванного, предвозвещавшего принятие христианской веры будущим жителям Киева, были записаны в древнюю летопись (см. Приложение №2). Но с течением времени большинство букв стерлось, и прочитать содержание текста стало невозможным.



Задание

Необходимо восстановить прежний текст свитка и перевести его на церковнославянский язык. Для выполнения задания нужно собрать отрывки фраз, написанных по-русски на апельсинах. Эти фрукты разбросаны на ограниченном участке степи. Как только все апельсины будут найдены и собраны в единую фразу, можно приступать к переводу ее на церковнославянский язык с помощью азбуки.(см. Приложение № 1) По окончании задания необходимо произнести получившийся текст.



Система оценки:

После того как задание выполнено, координатор оценивает работу команды и насыпает в мешочек заработанное количество соли.



1. Если команда выполнила задание без ошибок, то получает одну полную ложку соли с горкой;

2. Если задание выполнено с ошибками или подсказками координатора, то получает половину ложки соли;

3.Если команда с заданием не справилась – то небольшую щепотку соли.

После того, как дети, потрудившись, получили заработанную награду, они бегут на следующий пункт, обозначенный на карте.



ПУНКТ 2

Слово 2. События жизни и труды преподобного Нестора Летописца.

Цель:

        1. Воспитание культуры общения между сверстниками

        2. Способствовать расширению и обогащению понятий и значений древних определений: уста, ланиты, очи, вежди.

        3. Способствовать развитию умения соотносить названия устаревших слов с их современным значением.

        4. Закрепление знаний церковнославянского языка

Форма проведения: информационный блок, интеллектуальное задание

Реквизиты и оборудование:

  1. Карточки с заданиями на каждого ребенка

  2. Карандаш для тела

  3. Ведерко с солью

  4. Деревянная ложка.

Ход игры

Информационный блок.

Девятого ноября православная Церковь отмечает день памяти преподобного Нестора Летописца.



Преподобный Нестор родился в середине ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

"Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть", - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. На юго-западе современной Тверской области расположен знаменитый Оковский лес, упоминаемый в «Повести временных лет». Отсюда, согласно монаху-летописцу, «есть пошла русская земля».

Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Летопись преподобного Нестора сохранила рассказ примерно 945 года о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников 983 года, об "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром 986 года и Крещении Руси в 988 году. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Киево-Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Киево- Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм "Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Введение в игру

В современных книгах можно встретить такие старинные слова, которые могут показаться нам необычными. Раньше они были понятны каждому, их использовали в устной и письменной речи. Сейчас такие слова живут в книгах, которыми пользуется православная Церковь.



Задание

Необходимо перевести древние определения (архаизмы), обозначающие части человеческого тела с церковнославянского языка на русский (см. Приложение № 3). Написать правильные ответы предстоит на соответствующих частях тела педагога!



Система оценки

1.Если команда выполнила задание без ошибок, то ведущий насыпает одну ложку соли с горкой;

2. Если задание выполнено с ошибками, то насыпает половину ложки,

3.Если с заданием не справилась команда – то щепотку соли.

ПУНКТ 3

Слово 3 «О славянах»


Цель:

              1. Способствовать развитию умения взять на себя ответственность за принятие решения

              2. Воспитывать послушание участников команды своему капитану

              3. Способствовать развитию ловкости, быстроты и меткости

              4. Воспитывать организованность, дисциплинированность, взаимную поддержку, честность всех участников игры

              5. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения

Форма игры: информационный блок, подвижная игра

Реквизиты и оборудование:

  1. Большой пластиковый горшок

  2. Колечки

  3. Ведро для колечек

  4. Втулки – «кочки»

  5. Ведерко с солью

  6. Деревянная чайная ложка.

Ход игры

Информационный блок

После потопа три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет делят между собой землю и, бросая жребий, договариваются не преступать границ владений друг друга и жить каждый в своей части. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба и около него город Вавилон. И сошел Господь Бог посмотреть на город и столп, и сказал: "Вот род един и народ един". И смешал Бог их, и разделил их на семьдесят два народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп. После разрушении столпа взяли сыновья Сима - восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих стран и семидесяти двух народов произошел народ славянский, а от племени Иафета - славяне. Спустя много времени славяне расселились по Днепру. И разошлись они по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели: одни получили названия — полян, потому что жили в поле, другие — древлян (по-древнерусски - деревлян), потому что жили в лесах. Поляне сравнительно с другими племенами были кротки и тихи, они были стыдливы со своими сёстрами и матерями, а древляне были злыми: убивали друг друга, не хранили брака, были завистливы и злобны.

Введение в игру. Задание.

На этом этапе предстоит выяснить, к какому славянскому племени относится ваша команда – полянам или древлянам. Идя к цели, команда должна пройти по импровизированным «кочкам» через «болото» и забросить как можно больше колец в бочку. Сможет ли ваша команда, проходя препятствия, стать дружной, внимательной и сплоченной как поляне, или же она будет рассеянной и безразличной, как древляне? Сможет ли капитан помочь своей команде и правильно расставить участников, зная, что за каждое попадание в цель последующий игрок становится ближе к ней? Смогут ли старшие игроки быть хорошим примером для младших участников, прокладывая путь первыми?

Старание, командный дух, сплоченность вашей команды – вот те качества, которые помогут вам преодолеть все эти трудности и с достоинством пройти это нелегкое испытание!

Система оценки.

За каждое меткое попадание колечек в корзину ведущий насыпает капитану в мешочек одну чайную ложку соли без горки.

ПУНКТ 4

Слово 4. О путешествии Апостола Андрея

Цель:


  1. Воспитывать чувство личной ответственности за команду

  2. Способствовать развитию честности и умения играть по правилам

  3. Способствовать развитию умения взаимного сотрудничества в достижении общей цели.

  4. Способствовать развитию ловкости, быстроты, координации движения

Форма проведения: информационный блок, подвижная игра.

Реквизиты и оборудование:

  1. Металлический штырь

  2. Тонкий канат

  3. Шишки

  4. Ведерко с солью

  5. Деревянная ложка.

Ход игры

Информационный блок

Святой апостол Андрей учил христианской вере народы Крыма. Однажды он остановился на ночлег под пустынными холмами на берегу, а утром взирая на них и обращаясь к окружающим его ученикам, сказал: «Видите холмы сии? На этих холмах воссияет благодать Божья — возникнет великий город и будет воздвигнуто много церквей». И апостол, поднявшись на холмы, благословил их, поставил крест и помолился Богу. На этом месте позднее, действительно, появился славный город Киев.

Апостол Андрей, вернувшись в Рим, рассказал римлянам, что в земле славян, где позже был построен город Новгород, ежедневно происходит нечто странное: «стоят строения деревянные, а не каменные, но славяне накаляют их огнём, не боясь пожара, стаскивают с себя одежду и начинают полосовать себя гибкими ветками и до того себя добивают, что вылезают еле живы, а вдобавок окатывают себя ледяной водой — и вдруг оживают». Слыша это, римляне изумились, зачем славяне сами себя мучат. И Андрей, знающий, что так славяне «моются», разъяснил загадку недогадливым римлянам: «Это же омовенье, а не мученье».

Введение в игру. Задание.

Вашей команде предстоит «попариться в бане». Для того чтобы это сделать необходимо предварительно растопить ее шишками. Эти шишки есть у «медведя», который живет за бугром, неподалеку.



Задание.

Необходимо расхватать у «медведя» все шишки.



Правила игры:

Выхватывать шишки у «медведя» дети могут только по одной штуке за один раз. «Медведь» свободной рукой старается пятнать детей, но он ограничен в движениях, так как другой рукой держит свободный конец веревки, прикрепленной к штырю, вбитому в землю. Если «медведь» осаливает участника, то тот должен вернуть медведю шишку, только что добытую у него.



Система оценки.

Если дети сумеют разобрать все шишки, то ведущий насыпает капитану в мешочек одну ложку соли с горкой.

ПУНКТ5

Слово 5. Первые русские князья

Цель:

  1. Способствовать развитию умения сплоченно работать в команде

  2. Способствовать развитию взаимовыручки, взаимопомощи

  3. Воспитывать чувство командного духа

  4. Способствовать развитию самопожертвования, ради достижения единой цели

  5. Способствовать развитию умения играть по правилам

  6. Способствовать развитию ловкости, быстроты, смелости, сноровки

Форма проведения: информационный блок, подвижная игра

Реквизиты и оборудование:

  1. Мячи разных размеров – по количеству детей в команде

  2. Кубы размером 50х30см.

  3. Ведерко с солью

  4. Деревянная ложка.

Ход игры

Информационный блок

На Руси, в те давние времена, правил князь Владимир. Однажды, остановились по обеим сторонам реки Трубеж войска печенегов и войска князя Владимира, но каждое войско не решалось перейти на противоположную сторону. Тогда печенежский князь подъехав к реке, предложил Владимиру: «Давай выставим каждый своего борца, и если твой борец положит моего за землю, то не воюем три года; если же мой борец победит твоего, то будем воевать три года». После этих слов они разъехались.

Владимир посылает глашатаев по своему лагерю: «Нет ли того, кто поборолся бы с печенегом?» И не находя в своем стане желающих, князь начинает горевать. Наконец приходит к нему один старый воин и рассказывает о могучей силе своего младшего сына. Юноша, сомневаясь в своей победе, просит его испытать. Ему находят большого и сильного разъяренного быка. Вступая в схватку с быком, юноша разрывает его, отрывая ему кожу с мясом. Владимир, видя могучую силу молодца, разрешает ему бороться с печенегом. Поутру сошлись оба войска для сражения. Печенеги выпускают своего борца - он громаден и страшен. Выходит и борец Владимира. Печенег видит его и смеется, потому что тот внешне обыкновенный. Борцы, начиная схватку, крепко обхватывают друг друга. Юноша душит руками печенега до смерти и бросает его на землю. Войска князя Владимира, видя победу своего борца, испускают клич, секут и прогоняют печенегов.

Введение в игру:

Ваша команда – это «войско Владимира». Вам придется сразиться с «печенегами», которые охраняют свою крепость, построенную из кубов, и ожидают вас для сражения.



Задание.

Необходимо разгромить вражеское войско и разбить их башню. Разбивать ее вы должны мячами. Только вместе, объединив все силы, решительным натиском, вы сможете победить печенегов. После того, как крепость будет разрушена, необходимо оставить мячи на поле сражения и быстро построить свою башню. Как только крепость будет готова, необходимо подать знак о своей победе хлопками в ладоши, и прокричать слово - «Победа!» Крепость должна устоять и не разрушиться после постройки.



Правила игры:

Во время, когда дети строят свою крепость, «печенеги» должны осалить детей разбросанными на земле мячами. Тех, кого они осалили, не могут продолжать строительство. Если дети не успевают построить крепость до того как печенеги осалят всех детей - то побеждают «печенеги». Если же участники сражения успевают соорудить свою башню - то побеждает «войско Владимира».



Система оценки:

  1. Если команда собрала крепость, и она устояла во время сражения, и не упала, то ведущий насыпает одну ложку соли с горкой;

  2. Если команда не успела собрать крепость или она не устояла во время сражения, то ведущий кладет щепотку соли.

ПУНКТ 6

Слово 6. О происхождении названия «Русская земля»


Цель:

  1. Способствовать развитию сплоченности в команде.

  2. Способствовать развитию взаимопомощи, взаимовыручки

  3. Воспитывать чувство командного духа

  4. Способствовать развитию ловкости, меткости

Форма проведения: информационный блок, задание

Реквизиты и оборудование:

  1. Металлическая сетка

  2. Мяч с написанным на нем «Русская земля»

  3. Палки-битки - по количеству участников

  4. Ведерко с солью

  5. Деревянная ложка

Ход игры

Информационный блок


Впервые летопись начинает употреблять название «Русская земля» упоминая о походе некоей Руси на Царьград. Северные племена изгоняют варягов, перестают давать им дань и пытаются управлять собой сами, но не имеют общего свода законов и оттого втягиваются в междоусобицы, ведут войну на самоуничтожение. Наконец они договариваются между собой: «Поищем себе единого князя, но вне нас, чтобы он управлял нами, а судил бы, исходя из права». Но земля ещё разделена: варяги берут дань со славян, а хазары берут дань с полян. Славяне посылают своих представителей за море к другим варягам, племя которых зовётся «Русь». И  предлагают варягам следующее: «Наша земля велика пространством и богата хлебом, но в ней нет государственного устроения. Идите к нам княжить и управлять». Берутся за дело три брата со своими семействами, забирают с собой всю Русь и прибывают на новое место. Через два года два брата умирают, и вся власть сосредоточивается на третьем брате, Рюрике, который раздаёт города в управление своим варягам - руси. От всех тех варягов -руси и возникает новое государство - название которому «Русская земля».

Введение в игру:

«Откуда есть пошла Русская земля…» - с этого вопроса начинается сказание Нестора Летописца. С чего начинается устроение государственное - с единства целей и дел - к этому стремились русские князья для устроения мира на своей земле.



Задание:

Необходимо с помощью битков одновременно, сообща, не касаясь стенок, вытолкать мяч из вертикальной металлической корзины. Достав мяч, нужно догадаться, что на нем написано.


Система оценки:


1. Если команда справилась с заданием, и прочитала надпись «Русская земля», то ведущий насыпает одну ложку соли с горкой;

2. Если команда допустила ошибки или не справилась – то щепотку соли.

ПУНКТ 7

Слово 7. Крещение Руси

Цель:

  1. Способствовать развитию взаимопомощи, взаимовыручки

  2. Воспитывать чувство личной ответственности за команду

  3. Способствовать развитию умения взаимного сотрудничества в достижении общей цели.

  4. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти

Форма проведения: информационный блок, задание

Реквизиты и оборудование

  1. Карточки картонные с заданиями

  2. Листы бумаги

  3. Карандаши или ручки

  4. Ведерко с солью.

  5. Деревянная ложка

Ход игры

Информационный блок

После гибели братьев Владимир начинает княжить в Киеве один. На холме около княжеского дворца он ставит языческих идолов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и других богов. Им приносят жертвы, приводя своих сыновей и дочерей.

Владимир, желая знать о вере других народов, созывает своих бояр и дает им задание: «Пойдите и разузнайте, кто как внешне служит своему богу». После путешествия возвращаются посланные, и снова созывает Владимир бояр: «Послушаем, что расскажут». Посланные отчитываются: «Мы видели, что болгары в мечети стоят без пояса; поклонятся и сядут; глядят то туда, то сюда, нет радостного в их службе, только печаль, так что нехороша их вера. Потом видели немцев, совершающих в храмах множество служб, но красоты в этих службах не увидели никакой. А вот когда греки привели нас туда, где они служат своему Богу, то мы растерялись — на небе мы или на земле, ибо нигде на земле нет зрелища такой красоты, которую мы не можем и описать. Служба у греков — лучшая из всех».

Но проходит год, а Владимир все ещё не крестится. Неожиданно он идёт войной на греческий город Корсунь, осаждает его и, воззрев на небо, обещает: «Если возьму этот город, то крещусь. Владимир берет город, однако опять не крестится, но ищет для себя дальнейшую выгоду. Господь, ведя его к истиной вере, посылает на него болезнь. Князья предлагают ему немедленно креститься. Трудно было Владимиру принять такое решение, но он, испытывая страдания и поверив в исцеление, если примет крещение, велит себя крестить. Во время крещения, как только епископ возложил руку на Владимира, сразу прозрел. Владимир с царицей и со священниками въезжает в Киев, тут же велит ниспровергнуть идолов, одних изрубить, других спалить.

Затем Владимир дает указ своему народу принять крещение. Народу собирается бесчисленное множество. Часть вступает в воду и стоит: одни — до шеи, другие — по грудь, дети — у самого берега, младенцев — держат на руках. Священники творят молитвы на берегу реки. После крещения Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы, и на крещение приводить людей по всем городам и сёлам.

Введение в игру

После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее. Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Русские переписчики переписывали эти книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык. Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.



Задание

Необходимо расшифровать фразы, написанные на приготовленных карточках.(см. Приложение № 4) На выполнения задание дается десять минут.



Система оценки:

1. Если команда выполнила задание и уложилась во времени, то ведущий насыпает одну ложку соли с горкой.

2. Если задание выполнено сверх установленного времени, то насыпает половину ложки.

3. Если команда с заданием не справилась – то щепотку соли.

ПУНКТ 8

Слово 8 Имена из Древней Руси.

Цель:

        1. Способствовать развитию сплоченности команды

        2. Воспитывать единство команды, дружность

        3. Расширить знания детей о старославянских именах

Форма проведения: информационный блок, игра

Реквизиты и оборудование:

  1. Карточки картонные с заданиями

  2. Ручки

  3. Ведерко с солью

  4. Деревянная ложка.

Ход игры

Информационный блок

Имя определяет судьбу человека. На Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным, для защиты от недобрых людей. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью. Существовали группы имен: имена из животного и растительного мира; имена по порядку рождения; имена богов и богинь; имена по человеческим качествам; и основная группа имен – двухосновные.

Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции своего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церковью. Одна часть имен была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христианизации Руси пытались восстановить культ и традиции.

Имена отражали наиболее характерные признаки и важные особенности, порядок появления детей или время их рождения. Наряду с именами были распространены прозвища, которые отражали свойства уже взрослого человека, его качества, род занятий, происхождение из определенной местности.

В крещение славяне получали новые имена – имена христианских святых (греческие, римские, древнееврейские).

Ведение в игру

Капитану команды дается карточка с написанными на ней старославянскими, греческими и еврейскими именами.



Задание

Необходимо из предложенного списка (см. Приложение № 5) выбрать только христианские имена. На первый взгляд задача не трудная. Но стоит ознакомиться со списком, и становится понятно, как мало мы знакомы с богатым литературным и духовным наследием, хранящимся в житиях православных святых.



Система оценки:

1. Если команда выполнила задание без ошибок, то ведущий насыпает одну ложку соли с горкой.

2. Если задание выполнено с ошибками, то насыпает половину ложки,

3. Если с заданием не справилась команда – то щепотку соли.

ПУНКТ 9

Соревнование капитанов

Цель:

    1. Способствовать развитию личной ответственности за свою команду

    2. Способствовать развитию знаний о жизни и трудах святых угодников Божиих, почитаемых Церковью

    3. Воспитание в детях поддержки и взаимопомощи.

Форма проведения: творческое задание

Ход игры
Приветствие. Введение в игру.

Вот уж кто и постоит за честь команды, так это –капитан! На этом решающем этапе сразятся самые смелые, отважные, и храбрые участники игры.



Задание

Необходимо рассказать о трудах и жизни того святого, которого ваша команда выбрала для молитвенной помощи. Нужно не только рассказать житие покровителя, но и назвать дату, когда он почитается Церковью.



Система оценки:

За выполнение этого задания ведущий насыпает капитану в мешочек соль:

- если капитан справился с заданием, то ведущий насыпает одну ложку соли с горкой;

- если с заданием капитан не справился и получил помощь от команды – то щепотку соли.

ПУНКТ 10

Кораблик

Цель:

  1. Способствовать развитию взаимопомощи, взаимовыручки

  2. Способствовать развитию умственных и творческих способностей

  3. Способствовать развитию умения работать с бумагой техникой «оригами»

Реквизиты и оборудование:

  1. Цветные листы бумаги

  2. Ручки

  3. Схема сборки (см. Приложение № 6)- по количеству детей

  4. Ведерко с солью

  5. Деревянная ложка

  6. Сумки для складывания корабликов - по количеству команд

Форма проведения: творческое задание

Ход игры

Введение в игру.http://cs622820.vk.me/v622820733/3236d/vqur0peomk8.jpg

На этом этапе вам предстоит выполнить творческое задание и сделать свой «кораблик мечты».



Задание:

Необходимо сделать из цветной бумаги небольшие кораблики. Сделать их нужно по специальной схеме. (см. Приложение №6) После того, как корабли будут готовы, каждый должен подписать его своим именем. Они пригодятся вам в конце игры, на последнем, финальном этапе.



Система оценки:

За выполнение задания, ведущий насыпает одну ложку соли с горкой;
Финальная часть

Большое значение для детей имеет совместное обсуждение и анализ игры вместе со священником. Батюшка расставляет правильные акценты духовно-нравственной значимости пройденной игры, делает общение с детьми более открытым и неформальным. Во время обсуждения, участники закрепляют пройденный материал, отвечая на вопросы, связанные с жизнью и трудами преподобного Нестора.

Собрав соль, священник разъясняет, что вся «соль игры» заключается не в ее количестве, добытом в игре, а в тех качествах, которые сумели приобрести дети. Ведь что бы справиться с заданиями, нужны не только знания и умения, но командный дух, умение быть единой командой, сплотиться и стать дружным и слаженным коллективом.

По окончании игры все участники собираются вместе, чтобы совершить соборную молитву.



На этом увлекательное путешествие не заканчивается, его продолжают пущенные детьми по реке бумажные кораблики. Ведь эти кораблики непростые, каждый из них будет плыть с заветной мечтой ребенка!

Приложения

к игре «Нестор Летописец. Повесть временных лет»

Приложение № 1



Приложение № 2

а ...................ахъ ............. воз........................ ...................дaть Б.............., ...........ник......... ................... ве........... и3 бу............... ................................нуто .................о ц.....................й.

Приложение № 3

Уста – это…

Пятка

Рот

Живот

Ланиты – это…

Уши

Плечи

Щеки

Шуйца – это…

Левое ухо

Правая нога

Левая рука

Очи – это…

Пальцы

Бедро

Глаза

Выя – это…

Поясница

Грудь

Шея

Рамена– это…

Плечи

Уши

Ногти

Десница – это…

Правая рука

Правое ухо

Левая нога

Персты – это…

Стопы

Ладони

Пальцы

Глава – это…

Голень

Голова Правыйглаз

Чело – это…

Макушка

Затылок

Лоб

Длань – это…

Ухо

Ладонь

Нога

Вежди – это…

Волосы

Пятки

Веки

Приложение № 4

Т

С

Р

О

В

В

Е

О

Т

Ы

О

Д

Ж

С

М

М

Х

Р

И

!

С Рождеством Христовым!

О

В

Х

С

Т

Е

С

С

С

Р

И

И

Р

Е

К

О

И

О

Н

К

!

Р

Т

С

В

У

С




Е

С

Е

!

В

О




Христос воскресе! Воистину воскресе!

П

Е

М

Ш

Н

Р

Т

Е

Е

О

О

И

Н

Р

Г

С

Т

Я,

Г

О!

Простите меня, грешного!

М

А!

Н

Т

О

Е

Г

Л

А

Я

Многая лета!

Приложение № 5

1 1

2

Отметь крестиком христианские имена:

Андрей +

Пискун

Мария +

Вешняк

Сергей +

Елена +

Скоморох

Борщ

Отметь крестиком христианские имена:

Коврига

Виктор +

Большак

Анастасия +

Мал

Василий +

Добрыня

Илья +



3

4

Отметь крестиком христианские имена:

Аскольд

Дир

Михаил +

Дарья +

Трувор

Софья +

Евгений +

Свенельд

Отметь крестиком христианские имена:

Молчун

Николай +

Александр +

Рогнеда

Татьяна +

Красава

Павел +

Малуша

Приложение № 6

Список используемой литературы



              1. Все для детей http://allforchildren.ru/games/active3-4.php

              2. Лихачев Д. С. «Повесть временных лет» - Сб. Наука 2007

              3. Преподобный Нестор Летописец http://www.abc-people.com/shop/nestor_chronicler.htm





Скачать 355.29 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница