Структура рабочей программы дисциплины (модуля)



страница1/2
Дата09.08.2019
Размер279 Kb.
#126781
  1   2


НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Б1.В.ОД.9 Сурдопедагогика.


Цель курса: сформирование у студентов научных представлений и компетенции в области сурдопедагогики, основных принципов, положений обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями слуха, средств и методов коррекционного воздействия на их нарушенные функции.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сурдопедагогика как наука.

Сурдопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях адаптации лиц с недостатками слуха. Цели и задачи сурдопедагогики. Объект, субъект, предмет сурдопедагогики. Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний. Методы исследования в сурдопедагогике. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога. История развития сурдопедагогики.



Тема 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

Значение снижения слуха в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Классификация детей с нарушениями слуха (психолого-педагогическая, медицинская, международная). Диагностика нарушений слуха.

Значение педагогической классификации для организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха. Проблема совершенствования классификации детей с недостатками слуха на современном этапе.

Характеристика разных групп детей (глухие, слабослышащие, дети с комбинированными нарушениями). Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении слуха.


Тема 3. Современные теории, тенденции образования детей и подростков с нарушениями слуха

Современные теории и тенденции обучения детей и подростков с нарушениями слуха. Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике. Проблема интеграции в сурдопедагогике. Билингвистическая система обучения глухих. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.

Основные системы коммуникации лиц с нарушением слуха. Обучение дактильной форме речи. Владение глухими и слабослышащими детьми жестовой речью. Виды жестовой речи. Использование дактильной и жестовой речи в младших, средних и старших классах на уроках и во внеклассное время.
Тема 4. Современная система образования лиц с нарушениями слуха.

Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе. Единство и преемственность требований, создание концепции единого образовательного пространства.

Современная система дошкольного образования детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Служба ранней помощи и типы дошкольных ОО.

Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха. Дидактика школ для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Основные типы уроков по общеобразовательным предметам в специальной школе для детей с недостатками слуха. Уроки по специальным учебным предметам и особенности их структуры. Дополнительное образование.

Содержание трудового и профессионального обучения в современной ОО глухих и слабослышащих детей и подростков. Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Тема 5. Современные теории, тенденции воспитания детей и подростков с нарушениями слуха.

Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания детей и подростков с нарушениями слуха. Содержание, формы и методы воспитания. Содержание воспитания: умственное, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, физическое, эстетическое воспитание детей и подростков с нарушениями слуха. Сочетание всестороннего развития личности и ее индивидуального своеобразия.

Задачи и особенности семейного воспитания детей с недостатками слуха. Роль семьи в проведении воспитательной и коррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями слуха. Организация жизни и быта неслышащего ребенка в семье. Создание в семье активной речевой среды. Организация специальной педагогической работы родителей с глухим и слабослышащим ребенком.
Тема 6. Слухоречевая реабилитация и коррекция лиц с нарушением слуха.

Условия реализации слухоречевой реабилитации глухих и слабослышащих. Формы организации учебной деятельности глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с глухими и слабослышащими детьми. Организация, содержание и методики развития остаточного слуха, проведения слуховой работы в детском саду и школе глухих и слабослышащих. Индивидуальная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих и слабослышащих учащихся.


Тема 7. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями.

Модель дифференцированного обучения детей с комплексными нарушениями развития. Характеристика детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития. Особенности обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей с нарушениями интеллекта


Критерии и шкалы оценивания

  1. Тест

Процент правильных ответов

До 60

61-80

81-100

Количество баллов за решенный тест

3

4

5




  1. Задание на понимание терминов (терминологический тест)




Процент правильных ответов

До 60

61-80

81-100

Количество баллов за решенный тест

3

4

5




  1. Презентация (критерии оценки презентации)




Структура презентации

Максимальное количество баллов

  • Содержание




  • Сформулирована цель работы

0,5

  • Понятны задачи и ход работы

0,5

  • Информация изложена полно и четко

0,5

  • Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации

0,5

  • Сделаны выводы

0,5

  • Оформление презентации




  • Единый стиль оформления

0,5

  • Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой

0,5

  • Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах

0,5

  • Ключевые слова в тексте выделены

0,5

  • Эффект презентации




  • Общее впечатление от просмотра презентации

0,5

Max количество баллов

5




  1. Критерии оценки выступление студентов с докладом, рефератом, на семинарах




Баллы

Характеристики ответа студента

5

- студент глубоко и всесторонне усвоил проблему;

- уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;

- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью;

- умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;

- делает выводы и обобщения;

- свободно владеет понятиями



4


- студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы;

- не допускает существенных неточностей;

- увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;

- аргументирует научные положения;

- делает выводы и обобщения;

- владеет системой основных понятий



3

- тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы;

- допускает несущественные ошибки и неточности;

- испытывает затруднения в практическом применении знаний;

- слабо аргументирует научные положения;

- затрудняется в формулировании выводов и обобщений;

- частично владеет системой понятий



0

- студент не усвоил значительной части проблемы;

- допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее;

- испытывает трудности в практическом применении знаний;

- не может аргументировать научные положения;

- не формулирует выводов и обобщений;

- не владеет понятийным аппаратом






  1. Оценка участия студента в деловой игре




Наименование критерия

Баллы

Профессиональное, грамотное решение проблемы

1

Новизна и неординарность решения проблемы

1

Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы

0,5

Качество графической части оформления решения проблемы

0,5

Этика ведения дискуссии

1

Активность работы всех членов микрогрупп

1

Max количество баллов

5

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

До 2


Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
1) Типовое тестовое задание
ДЕ-1 Общие вопросы сурдопедагогики


  1. Педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха это …

    1. сурдопедагогика

    2. тифлопедагогика

    3. олигофренопедагогика

    4. логопедагогика




  1. Первая теоретически обоснованная классификация глухих создана:

    1. П. Понсе

    2. Х. П. Бонет

    3. Д. Кардано

    4. Ван Уден




  1. Первое дошкольное учреждение в России для глухих открыто в:

    1. Киеве

    2. Москве

    3. Санкт-Петербурге

    4. Тамбове




  1. Первый детский сад для глухих детей открыт в:

    1. 1900 году

    2. 1902 году

    3. 1915 году

    4. 1930 году




  1. Основоположником системы мимического метода обучения глухих устной речи является:

    1. Ш. М. Эпе

    2. С.Гейнике

    3. И.Кант

    4. И.Фаттер




  1. Автором «чистого устного метода» является:

    1. С. Гейнике

    2. В.И.Флери

    3. Ш.М.Эпе




  1. Программа воспитания и обучения глухих дошкольников 1964 года разработана:

    1. Б.Д. Корсунской

    2. Е.П.Мусатовой

    3. Н.Ф.Слезиной




  1. Впервые программа воспитания и обучения глухих детей, предлагающая использовать дактильную речь разработана:

    1. 1930 году

    2. 1950 году

    3. 1964 году




  1. Программа воспитания и обучения в дошкольных группах при специальных школах для глухих составлена:

    1. А. Г. Зикеевым

    2. С. А.Зыковым

    3. К. Г. Коровиным

    4. Л. П. Носковой




  1. Последние действующие программы воспитания и обучения глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Л. П. Носковой вышли в:

    1. 1964году

    2. 1982году

    3. 1991году



ДЕ-2 Система педагогической помощи детям с нарушениями слуха


  1. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме:

  1. звуковых образов

  2. слуховых представлений

  3. отдельных шумов и звуков




  1. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования у человека:

  1. произношения

  2. психических процессов

  3. словесной речи




  1. Кто является автором классификации нарушений слуха, которая основана на исследовании слуха методом тональной аудиометрии при сопоставлении с результатами исследования слуха голосом, элементами речи и речью:

  1. Р. М. Боскис

  2. Б. Д. Корсунской

  3. Л. М. Нейманом




  1. Степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью оказывается невозможным, называется:

  1. глухотой

  2. тугоухостью

  3. немота




  1. Для направления ребенка в специальный детский сад необходимо обследование на:

  1. ВТЭК

  2. ПМПК

6. Проверку состояния речи и общения на ПМПК осуществляет:



  1. сурдопедагог

  2. логопед

  3. психолог




  1. Дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих детей являются детскими садами:

  1. комбинированного вида

  2. компенсирующего вида

  3. смешанного типа




  1. Как называется вид интеграции ориентированная на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей.

а. временная

б. частичная

в. комбинированного

г. полная

д. все ответы верны

е. все ответы неверны




  1. Раннее активное участие родителей в процессе воспитания и обучения, создание полноценной речевой среды, систематическое многолетнее развитие речевого слуха и речевого общения, формирование устной и письменной речи (исключая дактилологию), являются основными принципами, положенные в основу программы, разработанной под руководством:

    1. Э. И. Леонгард

    2. Ф.Ф.Рау

    3. Н.Ф.Слезиной



ДЕ-3 Дидактические основы сурдопедагогики
1. Принцип развивающего воспитания и обучения детей с нарушениями слуха связан с …

  1. необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

  2. коррекцией недоразвитиях и слаборазвитых психических функций ребенка

  3. индивидуально-дифференцированным подходом к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей

2. Принцип развития слухового восприятия предполагает:



  1. постановку перед детьми определенной задачи, через совместные действия, прямой показ, демонстрацию образца, прямую словесную инструкцию, рассказ и объяснение педагог

  2. максимальное развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования

  3. создание ситуации направленных на решение некоторых задач самими детьми при использовании ими определенных знаний и навыков чаще всего при ознакомлении с окружающим миром, формировании элементарных математических представлений, играх, разнообразных бытовых ситуациях

3. В процессе обучения глухих детей выделяются следующие группы методов:



  1. общие и специфические

  2. общие, специальные и специфические

  3. специфические и не специфические

4. К наглядным методам и приемам обучения детей с нарушениями слуха относят:



  1. практическое действие с предметами, выявление их свойства и особенности, связи и отношения между ними.

  2. активное использование речи

  3. наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ

5. Какие условия необходимо учитывать при проведении режимных мероприятий в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха:



  1. организация удобной для выполнения режимных мероприятий обстановки

  2. последовательная демонстрация воспитателем осваиваемых действий

  3. упражнения детей в действиях с уточнением способа выполнения в рамках определенной деятельности

  4. индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом состояния моторики, уровня сформированности навыков самообслуживания

  5. все выше перечисленные условия



ДЕ-4 Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха


  1. Формированию естественной, выразительной речи у детей с нарушенным слухом способствует широкое использование при работе над произношением:

  1. речевой ритмики

  2. речевых зарядок

  3. дыхательной гимнастики



  1. На занятиях по изобразительной деятельности у детей с нарушениями слуха предпочтителен …

  1. полный показ

  2. частичный показ

  3. поэтапный показ

  4. вариативный показ

3. Кохлеарная имплантация - это …



  1. система мероприятий, направленная на восстановление навыка произношения

  2. система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха

  3. система мероприятий, направленная на восстановление у ребенка с нарушениями слуха навыков общения с окружающими

4. Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе формирования знаний о предметах и явлениях окружающей жизни теснейшим образом связано с



  1. обогащением речи

  2. развитие внимания

  3. развитием восприятием

5. Задачами эстетического развития детей с нарушениями слуха являются



  1. развитие эстетического восприятия, накопление эстетических представлений и образов, формирование эстетических эмоций и чувств;

  2. развитие эстетического вкуса, оценок и суждений;

  3. освоение различных видов художественной деятельности, развитие художественных способностей.

  4. все вышеперечисленные




  1. Изучением проблемы готовности к обучению в школе детей с нарушением слуха занимались:

  1. Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина

  2. Е. А. Стребелева

  3. Е. А. Екжанова


Ключ к заданиям варианта №1 для бланочного тестирования

ДЕ

вопр .



ДЕ-1

ДЕ-2

ДЕ-3

ДЕ-4

1

а

а

а

а

2

в

в

б

в

3

б

в

б

б

4

б

а

в

а

5

а

б

д

г

6

а

а




а

7

а

б







8

в

б







9

г

а







10

в











2) Типовое задание на понимание терминов

Ниже приводятся определения важнейших терминов по данной теме. Выберите правильное определение для каждого термина из списка:




  1. Аудиометрия

  2. Билингвизм (двуязычие)

  3. Глобальное чтение

  4. Глухие дети (неслышащие)

  5. Дактилология

  6. Жестовая речь

  7. Слуховые аппараты

  8. Слухопроте­зирование

  9. Тугоухость

  10. Чтение с губ




  1. Дактилология - способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.

  2. Билингвизм (двуязычие) — одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процесс использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи

  3. Глобальное чтение - начальный этап обучения чтению детей с нару­шениями слуха раннего и дошкольного возрас­та, в основе которого лежит целостное восприя­тие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предмета­ми и явлениями.

  4. Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмеща­ет ограниченную возможность слухового вос­приятия речи.

  5. Слуховые аппараты — сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером наруше­ния слуха.

  6. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруд­нения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруд­нений в восприятии шепотной речи до ограни­чения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда фак­торов: степени нарушения слуха, времени воз­никновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха.

  7. Аудиометрия - исследование состояния слуха путем определе­ния порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специаль­ных электроакустических приборов.

  8. Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними на­рушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогичес­кого воздействия.

  9. Жестовая речь — система общения на кинетической основе, ос­новной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая.

  10. Слухопроте­зирование - подбор врачом - сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациен­тов с нарушенным слухом.

Ключ: 1-ж; 2-б; 3-в; 4-з; 5-а; 6-и; 7-д; 8-к; 9-е; 10-г.

3) Презентация: алгоритм и рекомендации по созданию презентации

Алгоритм создания презентации

1 этап – определение цели презентации

2 этап – подробное раскрытие информации,

3 этап - основные тезисы, выводы.

Следует использовать 10-15 слайдов. При этом:

- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;

- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;

- се оставшиеся слайды имеют информативный характер.

Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.


Рекомендации по созданию презентации:

  1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.

  2. Тщательно структурированная информация.

  3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.

  4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.

  5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.

  6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.

  7. Графика должна органично дополнять текст.

  8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;


4) Примерные темы докладов

  1. История становления и развития сурдопедагогики и сурдопсихологии.

  2. Особенности отбора детей в коррекционные школы различных видов для детей с нарушениями слуха.

  3. Особенности организации и функционирования ПМП-консилиумов и ПМП-комиссий для детей с нарушениями слуха.

  4. Факторы, определяющие содержание, формы и методы работы с различными группами детей, имеющими нарушения слухового анализатора.

  5. Анализ и оценка правовой базы на получение образовательных, медицинских, социальных услуг семьями, воспитывающими ребенка-инвалида по слуху.

  6. Функциональные и структурные стандарты предоставления образовательных услуг различным категориям детей сенсорными нарушениями.

  7. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми и подростками с нарушением слуха в образовательных организациях различных типов и видов.

  8. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных организациях для глухих детей.

  9. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных органтзация для слабослышащих и позднооглохших детей.

  10. Методики исследования слуха у аномальных детей.

  11. Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.

  12. Художественное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.

  13. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха.

  14. Особенности организации семейных форм воспитания детей с нарушением слуха.


5) Деловая игра

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам, которые озвучивает преподаватель.

Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме.

Игроки могут не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Общий для всей команды - конечный результат, достижение цели, выработанное решение.

Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи обычно заложены в условие. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи.



Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Координационный Совет»

Этапы проведения



  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.

  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.

  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.

  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.
Примерная тематика контрольных работ

1. Особенности учебного процесса в специальной школе.

2. Связь обучения с жизнью, трудом, практической деятельностью глухих и слабослышащих.


  1. Руководство познавательной деятельностью глухих.

  2. Принципы построения учебных программ.

5. Система обучения языку глухих (слабослышащих).

6. Учебники для школ глухих (слабослышащих).



  1. Реализация общедидактических принципов в школе для глу­хих (слабослышащих).

  2. Единство усвоения основ наук и словесной речи - ведущий принцип обучения глухих и слабослышащих.

9. Формирование словесной речи как средства общения.

  1. Формирование словесной речи в деятельности.

  2. Речевой режим в школе для глухих.

  3. Психолого-педагогические требования к использованию наглядных методов обучения.

  1. Упражнения как метод закрепления знаний и формирова­ния умений и навыков.

  2. Работа с книгой в школе для глухих.

  3. Использование различных видов речи в обучении глухих.

  4. Роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе школы для глухих детей.

  5. Словесные методы обучения в школе для детей с нарушениями слуха.

  6. Воспитание у глухих (слабослышащих) детей интереса к чтению.

  7. Развитие речи глухих (слабослышащих) учащихся на общеобразовательных уроках.

  8. Использование технических средств в обучении глухих и слабослышащих.

  9. Компьютер как средство поддержки процесса обучения глу­хих и слабослышащих детей.

  10. Компьютер как средство развития речи глухих (слабослы­шащих) детей.

  11. Компьютер как средство развития мышления глухих (слабо­слышащих) детей.

  12. Формы организации учебной деятельности учащихся на уро­ке в школе для детей с нарушениями слуха.

  13. Специфика урока в школе для детей с нарушениями слуха.

  14. Педагогические требования к уроку в специальной школе для глухих и слабослышащих.

  15. Реализация воспитательных задач на уроке в школе глу­хих (слабослышащих) детей.

  16. Коррекционная направленность уроков в школе для глухих (слабослышащих).

  17. Пути повышения эффективности урока в школе для детей с нарушениями слуха.

  18. Экскурсии - специфическая форма организации обучения.

  19. Домашняя учебная работа детей с нарушениями слуха.

  20. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприя­тия и коррекции произношения.

  21. Предметно-практическое обучение - специфический урок в школе для глухих детей.

  22. Музыкально-ритмические занятия в школе для глухих де­тей.

  23. Система трудового обучения глухих.

  24. Общетехнический труд, его роль в системе трудовой под­готовки глухих и слабослышащих.

  25. Профессионально-трудовая подготовка глухих.

  26. Работа школы по профориентации глухих и слабослышащих.

  27. Профессиональные интересы глухих.

  28. Особенности процесса обучения глухих (слабослышащих) детей с задержкой психического развития.

  29. Особенности процесса обучения умственно отсталых глухих (слабослышащих) детей.

  30. Билингвистический подход в обучении глухих детей.

  31. Деятельность методических объединений школ для глухих (слабослышащих), их роль в совершенствовании процесса обучения.


Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи сурдопедагогики.

  2. Принципы и методы педагогики.

  3. Взаимосвязь сурдопедагогики с другими научными дисциплинами.

  4. Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики.

  5. Развитие российской сурдопедагогики

  6. Роль Н.А. Рау в организации общественного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.

  7. Причины нарушений слуха и их диагностика.

  8. Классификация детей с нарушениями слуха.

  9. Методы исследования в сурдопедагогике.

  10. Содержание психолого-медико-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.

  11. Принципы комплектования образовательных организаций для детей с нарушениями слуха.

  12. Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с нарушениями слуха.

  13. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха

  14. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога.

  15. Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха.

  16. Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике.

  17. Проблема интеграции лиц с нарушениями слуха.

  18. Цели и задачи интеграции детей с нарушениями слуха в образовательные организации.

  19. Билингвистическая система обучения глухих.

  20. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха.

  21. Роль кохлеарной имплантации в реабилитации лиц с нарушениями слуха.

  22. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха

  23. Содержание, формы и методы воспитания детей и подростков с нарушениями слуха.

  24. Методы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (наглядных, практических, игровых, словесных методов в коррекционно-педагогической работе.

  25. Формы организации воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.

  26. Занятия как одна из основных форм обучения детей с нарушениями слуха.

  27. Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющие нарушения слуха в семье.

  28. Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха.

  29. Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста.

  30. Образовательные организации для глухих и слабослышащих детей.

  31. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.

  32. Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха.

  33. Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.

  34. Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха.

  35. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих.

  36. Содержание образования в школе глухих

  37. Принципы и методы обучения в школе глухих

  38. Организация обучения в школе глухих

  39. Использование технических средств, компьютерных технологий и звукоусиливающей апаратуры в обучении детей с нарушениями слуха

  40. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников

  41. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей.

  42. Дидактические принципы обучения слабослышащих детей

  43. Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей

  44. Развитие слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих школьников

  45. Формы и условия интегрированного воспитания детей с нарушениями слуха.

  46. Модель дифференцированного обучения детей с комплексными нарушениями развития

  47. Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта.

  48. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.

  49. Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха

  50. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха.


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).
Основная:

  1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц.– М.: ВЛАДОС, 2011. – 304 с.

  2. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. - 2-е изд. – М.: Флинта, 2010. - 376 с. - ISBN978-5-9765-0127-0 // Электронно-библиотечная система - http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2417

  3. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов [Текст]/ под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Академия, 2011. - 311 с.

  4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст]/ Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2014. - 400 с. - (Высшее образование).

  5. Сурдопедагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ ред. Е. Г. Речицкая. - М. : ВЛАДОС, 2004, 2010. - 656 с.


Дополнительная:

  1. Балышева, Е. Н. Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа [Текст] / Е. Н. Балышева // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 42-45.

  2. Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей [Текст] / Н. А. Белая // Специальное образование. - 2011. - № 4. - С. 6-13.

  3. Богданова, Т. Г. Типология интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха[Текст] / Т. Г. Богданова // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 1. - С.5-13.

  4. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] [Текст] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2010. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

  5. Гуровец Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей : [учебное пособие для студентов педагогических высших и средних учебных заведений] [Текст] / Гуровец Г. В. ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 430, [1] с. : ил. - (Бакалавриат). [Гриф]

  6. Демина, А. В. Методические рекомендации по совершенствованию устного общения слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Демина// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 52-54.

  7. Зеленина, Н. Ю. Особенности социально-психологической адаптации к обучению в школе детей с разными уровнями самоотношения (на примере группы слабослышащих детей) [Текст] / Н. Ю. Зеленина// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 12-22.

  8. Зыкова, Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : Сообщение 1 [Текст] / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 18-29.

  9. Зыкова, Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : Сообщение 2 [Текст] / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 3-16.

  10. Казанцева, Е. А. Реализация индивидуального подхода к учащимся на фронтальных занятиях в слуховом кабинете школы слабослышащих [Текст] / Е. А. Казанцева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 62-66.

  11. Коробова, Н.Формирование эмоциональной сферы у слабослышащих дошкольников / Н. Коробова, О. Соловьева// Воспитание дошкольников. - 2011. - № 4. - С. 54-58.

  12. Кузьминова, С. А. Использование современных технологий в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников [Текст] / С. А. Кузьминова// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 4. - С. 42-46.

  13. Кузьмичева Е.П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи [Текст] / Под ред. Назаровой Н.М. (1-е изд.) учеб. пособие 2011

  14. Кузьмичева, Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Специальное (дефектологическое) образование"][Текст] / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2011. - 331, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 327-329

  15. Лисицкая, З. И. Роль современных учебно-методических комплексов в развитии речи глухих учащихся [Текст] / З. И. Лисицкая// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 3. - С. 49-53.

  16. Лотухова, Л. Методы психолого-педагогической диагностики первичной социализации слабослышащих детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Лотухова// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 5. - С. 45-53.

  17. Малахова, Т. А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида[Текст] / Т. А. Малахова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 51-57.

  18. Малахова, Т. А. Особенности межличностных отношений обучающихся с проблемами слуха и нормально слышащих детей [Текст] / Т. А. Малахова, С. Р. Абольянина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 2. - С. 22-27.

  19. Рогова, К. Возможности компьютерной технологии в обучении детей с нарушением слуха / К. Рогова// Беспризорник. - 2011. - № 4. - С. 27-33.

  20. Роснач, Д. Ю. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога в массовой школе с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст] / Д. Ю. Роснач// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 33-41.

  21. Роснач, Д. Ю. Определение речевой готовности детей с нарушением слуха, поступающих в массовую школу [Текст] / Д. Ю. Роснач// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 45-50.

  22. Рязанова, Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника / Е. Рязанова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.

  23. Святоха. Н. В. Материалы для проверки состояния речи детей с нарушениями слуха в начальной школе II вида [Текст] / Н. В. Святоха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 4. - С. 52-60.

  24. Соловьева, Т. А. Взаимоотношения школьников с нарушенным и сохранным слухом в условиях совместного обучения [Текст] / Т. А. Соловьева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. - С. 10-16.

  25. Соловьева, Т. А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом[Текст] / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 27-32.

  26. Соловьева, Т. А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе [Текст] / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 23-29.

  27. Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе [Текст] / Л. П. Уфимцева, О. Л. Беляева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 11-16.

  28. Федоренко, И. В. Пути развития связной речи у детей с нарушением слуха / И. В. Федоренко// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 70-75.

  29. Шматко, Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом[Текст] / Н. Д. Шматко, С. А. Лузгин, Т. Б. Ясинская// Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 90-92.


ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" (ДАЛЕЕ - СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ"), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • http://almanah.ikprao.ru/

  • http://www.pirao.ru/ru/biblioteka/izdanija-instituta

  • http://bekhterev.ru/index.php?cid=42&crt=43,1


Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- http://biblioclub.ru/

- https://mshu.bibliotech.ru/

- http://e.lanbook.com/

- http://ibooks.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы практических занятий

Занятие 1. Сурдопедагогика как наука.

Форма проведения - ПР ( 1 часа).

План:


  1. Предмет психологии лиц с нарушением слуха (сурдопсихологии)

  2. Задачи сурдопсихологии.

  3. Связь сурдопсихологии с другими научными дисциплинами.

  4. Методы сурдопедагогики.


Литература:

  1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2010. – С. 14-22.

  2. Сурдопедагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2010 – С. 11-48.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите предмет и задачи сурдопедагогики.

  2. Какое влияние оказывает сурдопедагогика на сурдпсихологию?

  3. Как изменялось отношение к людям с нарушениями слуха в разные исторические эпохи?

  4. С какими областями научных знаний связана сурдопедагогика?

  5. Какие методы использует дошкольная сурдопедагогика?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите термины, составьте глоссарий по теме, отразив в нем следующие понятия: сурдопедагогика; глухие; слабослышащие; позднооглохшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие; поврежденное психическое развитие.




  1. Подготовьте доклад на тему «Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной сурдопедагогики».




  1. Составьте блок-схему содержательных связей сурдопедагогики с другими науками.

Студенты заполняют таблицу, выделяя ключевые теоретические позиции каждой научной дисциплины, значимые для детской сурдопедагогики. Данные заносятся в таблицу:


Наука

Предмет науки, ключевые теоретические позиции

Возрастная анатомия и физиология человека




Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи детей




Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Специальная психология

Сурдопсихология





Общая педагогика

Педагогика

Специальная педагогика

Сурдопедагогика









  1. Составьте таблицу по вопросу 5.

Студенты осуществляют отбор информации, характеризующей цели, задачи, характеристику обозначенных методов психолого-педагогического изучения детей и специфические особенности их применения для детей с нарушенным слухом. Заносят данные в таблицу.

В графе «Специфические особенности применения метода для изучения лиц с нарушенным слухом» студенты отмечаю ограничения в использовании метода для исследования лиц с нарушенным слухом, а также те возможности, которые предоставляет данный метод при изучении особенностей развития указанной категории. Также в данной графе могут быть отмечены условия, обеспечивающие возможность применения метода к лицам с нарушенным слухом.




Название метода

Цели и задачи применения

Характеристика

Специфические особенности применения для изучения с нарушенным слухом

Наблюдение










Психологический эксперимент










Метод анализа продуктов деятельности










Тестирование










Беседа










Анкетирование













  1. Определите методы, которые могут быть использованы вами во время посещения занятий и их анализа в ОО для глухих и слабослышащих детей.



Занятие 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

Форма проведения - ПР ( 1 часа).

План:

  1. Строение и функционирование слуховой анализаторной системы.

  2. Основные причины нарушений слуха.

  3. Патология органа слуха.

  4. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

  5. Клинический и психолого-педагогические подходы к классификации нарушений слуха (Л.В.Нейман, Р. М. Боскис).


Литература:

  1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т. Г. Богданова - М.: Академия, 2012. - С. 21-24.

  2. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под. ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2011. – С. 139 – 143.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите причины нарушений слуха.

  2. Перечислите основные заболевания наружного уха, заболевания барабанной перепонки, заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха, заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгу.

  3. Что лежит в основе определения степени снижения слуха?

  4. На какие 2 категории делятся слабослышащие дети школьного возраста?

  5. На основании каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р. М. Боскис?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте рисунок-схему: строение слухового анализатора, строения и функции наружного, среднего, внутреннего уха.

  2. Составьте таблицу по вопросу 2,4.




Пренатальные

Перинатальные

Постнатальные

Причина










Способ решения проблемы













  1. Составьте таблицу по вопросу 4.

Студенты прорабатывают предложенную литературу, вычленяют ключевые подходы к классификации детей с нарушениями слуха, заносят данные в карту:

Автор,

название


классификации

Характеристика классификации (клиническая/психолого-педагогическая)

Критерии разделения детей на группы

Группы детей, их характеристика















Занятие 3. Современные теории, тенденции образования детей и подростков с нарушениями слуха.

Форма проведения - ПР ( 1 часа).

План:

    1. Современные теории и тенденции обучения детей и подростков с нарушениями слуха.

    2. Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике.

    3. Проблема интеграции в сурдопедагогике.

    4. Основные системы коммуникации лиц с нарушением слуха.


Литература:

  1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2010. – С. 22-44.

  2. Сурдопедагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2010 – С. 121-194.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем заключается суть билингвистической системы обучения глухих.

  2. В чем заключается суть верботональной системы обучения детей с нарушениями слуха.

  3. Роль кохлеарной имплантации в реабилитации лиц с нарушениями слуха.

  4. В чем состоит функция дактильной речи как исходной формы речи в коммуникативно-деятельностной системе?

  5. Перечислите основные виды жестовой речи.

  6. Правила использование дактильной и жестовой речи в младших, средних и старших классах на уроках и во внеклассное время.


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить выступления на темы:



  1. Жестовая речь глухих как невербальное средство общения.

  2. Природа жестовой речи; группы жестов; лексико-семантические

особенности жестов.

  1. Грамматическое и синтаксическое своеобразие.

  2. Разговорная и калькирующая жестовая речь.

  3. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.

  4. Дактилология как пальцевая калька алфавита.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница