Технологии социальной работы по восстановлению родителей в родительских правах. Целевая аудитория



Скачать 141.5 Kb.
Дата22.03.2018
Размер141.5 Kb.


Технологии социальной работы по восстановлению родителей в родительских правах.
Целевая аудитория: родители лишены в родительских правах, ограниченные в родительских правах.

Цель: восстановление родителей в родительских правах

Восстановление в родительских правах допускается, если родители (один из них) изменили:



  • свое поведение;

  • образ жизни;

  • отношение к воспитанию ребенка.

Для восстановления родительских прав суду необходимо удостовериться в наличии всех трех перечисленных обстоятельств. Каждого из них в отдельности для восстановления в родительских правах недостаточно. Имеет смысл допускать восстановление в родительских правах не ранее 6-ти месяцев с момента вынесения судом решения о лишении родительских прав.

О восстановлении родительских прав могут просить только родители. Никто другой, даже прокурор или органы опеки и попечительства, просить об этом не могут. Иск о восстановлении в родительских правах предъявляется к тому, кто ранее предъявлял иск о лишении родительских прав (второй родитель, опекун (попечитель), органы опеки и попечительства и др.). Если ребенок после лишения родительских прав передан на полное государственное попечение в одно из детских учреждений, иск о восстановлении в родительских правах предъявляется к этому учреждению. При рассмотрении дела обязательно привлекаются органы опеки и попечительства, а также прокурор. Можно одновременно предъявить требование о восстановлении родительских прав и о возврате ребенка.

При работе с семьями, где родители злоупотребляют алкогольными напитками, используются технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом - страдают во многих отношениях. Главные их проблемы - психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель: «помочь родителю бросить пить» и помочь в восстановлении родительских прав.

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально - экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.

В своей работе можно использовать различные средства (надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов):

1) цикл лекций;

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейная психопрофилактика;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Результатом проделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, который позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватно ситуации. Если специалист получил такой результат, его работа прошла успешно.1



Технологии «преобразующего свойства»

1.Технологии регулирования внутренних состояний семьи:

  • техники, приемы снижения (устранения) эмоциональной напряженности в семье;

  • техники профилактики агрессивных устремлений, намерений или подавленных состояний;

  • методики, техники первичной беседы с жертвой насилия в семье;

  • техники, приемы работы с лицами с признаками предсуицидных состояний, вызванных различными причинами (смерть близкого человека, супружеская измена, боязнь ответственности и другие).

2. Коррекционно-реабилитационные технологии в работе с семьей.

  • методики работы с семьей алкоголиков и наркоманов;

  • техники развития индивидуальной и групповой стрессоустойчивости.

Коррекционные технологии направлены на преодоление уже имеющихся проблем семьи. С этой целью социальный педагог проводит круглые столы с педагогами, родителями, детьми, разрабатывает и проводит совместно с психологом тренинги, проводит социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое внушение, осуществляет социально-педагогическую поддержку. Эффективным корректирующим приемом может послужить вовлечение в коррекционную деятельность тех лиц, которые прошли успешную реабилитацию и коррекцию какой-либо девиации.

3. Технологии регулирования внутрисемейных отношений.



  • Техники, беседы с родителями, детьми с признаками асоциального поведения;

  • методика восстановления доверия между родителями и детьми, нарушенного по различным причинам; техника регулирования социально-ролевой структуры семьи;

-техника психолого-педагогической поддержки семьи.

4. Технологии «интервенции» (внутрисемейного воздействия «вмешательство»).

В ходе использования данной технологии ведущий вмешивается в групповой процесс, чтобы обратить внимание участников на определенные аспекты их поведения и помочь им изменить его. Такого рода действия имеют смысл и необходимы, когда участники своим поведением подвергают опасности своих детей. С помощью своего вмешательства ведущий может помочь участникам:


  • расширить их поле восприятия;

  • углубить их понимание собственного и чужого поведения;

  • наладить контакт с собственными чувствами;

  • анализировать социальную структуру группы;

  • более конструктивно работать над групповой задачей;

  • конструктивно реагировать на нарушения норм тренинговой группы;

  • пробовать новые способы поведения.

Это стандартные задачи, которые ставит перед ведущим реальная групповая ситуация. Как правило, он может только предполагать, какие процессы происходят в душе участника или внутри группы. Поэтому все интервенции становятся для самого ведущего важным диагностическим средством и каналом обратной связи».

Техника установления контакта с семьей, методика профилактики воспитательной неуверенности родителей; техника и методика лишения родительских прав; техника, приемы работы с родителями трудновоспитуемых и слабоуспевающих учащихся.

5. Технология командной работы2

Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Командная работа способствует созданию условий для системных изменений в организации работы:


  • по профилактике социального сиротства детей, сокращению числа случаев лишения родительских прав, реабилитации семей группы социального риска;

  • по внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

Слаженная командная работа реально улучшит положение таких семей, нуждающихся в социальной поддержке, даст возможность последовательно осуществить меры по выводу из социально опасного положения, повышению воспитательного потенциала семьи.

Цель командной работы:

Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.



Задачи командной работы:

  • помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;

  • научить ставить ближние и дальние цели;

  • содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства;

  • оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям и детям.

  • обеспечение взаимодействия всех заинтересованных организаций по выводу семьи и детей из кризисной ситуации.

Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:

- беседа;

- наблюдение;

- комплексные выходы в семью;

- тренинги;

- консультации;

- диагностика;

- поиск положительных ресурсов.

Организуя командную работу с семьями, необходимо выделить три аспекта понимания данного термина:

1.Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2.Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка.

3.Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Сложность работы заключается в том, что семьи с хроническими проблемами не обеспокоены своим состоянием, ко всему равнодушны. И для специалистов составляет большую проблему убедить семью на сотрудничество, пригласить на консультацию и т.д (см. приложение3).

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.

Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:


  • составление перечня реальных проблем и их причин;

  • определение цели воздействия (ожидаемого результата);

  • определение участников воздействия ("узких" специалистов);

  • определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;

  • определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;

  • составление плана работы с семьей.

Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают и пугают окружающих, в результате за ним закрепляется «ярлык» проблемных.

При этом семьи, находящиеся в социально опасном положении не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь, могла бы поддержать семью, помочь ей преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальной ячейкой общества. Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи – очень сложный и длительный процесс. Несмотря ни на что такая семья всячески сопротивляется позитивным изменениям, поэтому стимулирование мотивации изменения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью социально-психологического воздействия на эту семью.

Изменить такую семью – чрезвычайно трудно. Таким образом, данная категория семей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социальной психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем семей, находящихся в социально опасном положении с целью реализации защиты их прав на полноценное существование и развитие.

Перспективной командной формой работы с семьей являются семейные клубы, где детям и взрослым предложат принять совместное участие в выставках, в спортивных мероприятиях, где родители пополнят свои знания о воспитании ребенка. Подобные семейные мероприятия содействуют укрепление семьи, ее сплочению. Психолог, представители духовенства, представитель уполномоченного по правам ребёнка и т.д., проводя занятия клуба, поможет восстановить их мотивацию на здоровый образ жизни.

Регулярный социально-психологический патронаж, беседы специалистов с членами семьи особенно значимы для ее духовно-нравственного воспитания. А к беседе можно привлекать представителей разных организаций, в т.ч. религиозных и общественных.

Практика показывает, что если семья проживает в небольшом населенном пункте большой вклад в нравственное воспитание семьи и переоценку жизненных приоритетов вносит общественное мнение. За семьей осуществляется общественный контроль. Организатором и координатором такой работы выступает специалист по социальной работе и инспектор ПДН.

Рекомендации по восстановлению родителей в родительских правах

Восстановить воспитательный потенциал семьи, мотивировать родителей на изменение образа жизни и осознание ценности своих детей, что в комплексе будет способствовать возвращению ребёнка на воспитание в родную семью, так как ни одно государственное либо негосударственное учреждение никогда не сможет заменить ребёнку семью. Для достижения главной цели – реабилитации семьи и возвращения детей на воспитание родителям необходимо установление доверительных отношений, получение необходимой для планирования и последующей организации работы информации, знакомства родителей с условиями проживания их ребёнка, правилами общения. Данная беседа проводится на территории учреждения, где родители всё могут увидеть собственными глазами. Очень важным в ходе их проведения дать родителям правильное представление относительно сложившейся ситуации в их семье и мотивировать на дальнейшее сотрудничество.

Важным этапом в работе с родителями несовершеннолетних является составление договора сотрудничества, выполнение всех пунктов которого способствует устранению причин, приведших к отобранию детей, и их возвращению на воспитание в биологические семьи. Со стороны родителей наиболее распространенными являются обязательства следующего характера: обращение к врачу-наркологу для определения формы лечения от алкогольной зависимости и последующее выполнение всех рекомендаций специалиста, создание по месту проживания детей необходимых условий (проведение ремонтных работ, генеральной уборки, погашение имеющихся задолженностей); трудоустройство и соблюдение трудовой дисциплины; регулярное посещение детей в приюте; сотрудничество с администрацией и специалистами учреждения в решении имеющихся проблем.

Следующим этапом в работе с родителями является разработка мероприятий плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего по реабилитации семьи. При планировании и организации работы в рамках планов защиты прав и законных интересов осуществляется тесное сотрудничество с РОВД, ПНД, ЦЗН, ЦРБ, сельскими администрациями, предприятиями города и района, которые в рамках своей компетенции оказывают помощь семье, направленную на изменение и нормализацию сложившейся ситуации.

Для достижения основной цели работы – возвращения ребенка в «обновлённую» семью, специалистами службы сопровождения семьи необходимо использовать различные формы работы с родителями. Безусловно, наиболее часто в работе используются индивидуальные формы работы: беседы, мини-консультации, беседы с элементами презентаций. Тематику проводимых бесед и консультаций необходимо выбрать в соответствии основными проблемами семьи. Например, «Роль примера родителей в воспитании и формировании личности детей», «Трезвый образ жизни – выбор каждого человека», «Право детей на достойные условия проживания», «Забота о детях – главная задача родителей», «Моя жизнь – мой выбор», «Алкоголь и семейное неблагополучие» (см. приложение 2).

Особенностью проводимых бесед с элементами презентаций является то, что во время беседы особое место занимает «презентация» родителям их собственного ребёнка, его достижений в учёбе, спорте, поведении, кружковой деятельности либо какой-либо другой сфере. Это позволит повысить значимость детей в глазах родителей, стимулировать их к изменению своего образа жизни и сложившейся неблагоприятной ситуации в семье.

Эффективным является и привлечение родителей к участию в различных воспитательных мероприятиях, проводимых в учреждении. Во время проведения данных мероприятий дети знакомят своих родителей и других родственников со своими успехами и достижениями.

В работе с детьми и родителями можно уделить большое внимание проведению сетевых встреч родственников и иных значимых для семьи людей, целью которых является привлечение к проблемам семьи людей, способных оказать помощь, разработка плана сотрудничества, выполнение всех положений которого способствует изменению сложившейся ситуации.

Следующей формой работы специалистов является социальный патронаж. Данная форма работы представляет собой посещение семьи по месту проживания с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

- Диагностические цели: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- Контрольные цели: оценка состояния семьи, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

-Адаптационно–реабилитационные цели: оказание конкретной образовательной, посреднической помощи.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет получить больше информации, чем лежит на поверхности. В своей работе производить посещения семьи межведомственным составом комиссии (РОВД, ПНД, учреждений образования), чтобы на месте отслеживать динамику в работе, выполнение родителями обязательств. Также это препятствует принятию субъективных решений.

Конечно, результат деятельности специалистов с родителями зависит от того, насколько сами родители заинтересованы в возвращении своих детей в семьи. Именно поэтому при планировании содержания встреч-диалогов лучше задействовать все возможные способы воздействия на родителей: непосредственный разговор, использование видеоматериалов, практическую работу по поиску способов выхода из сложившейся ситуации, разработку и предоставление по результатам каждой встречи её участникам буклетов, брошюр по рассматриваемой проблеме. Задача – расположить к себе родителей, ведь зачастую во время бесед затрагиваются достаточно «личные» вопросы, вызвать их на откровение, разбудить желание поделиться своими сомнениями, мыслями, а главное – убедить их в том, что даже, несмотря на случившееся в их семье, им хотят помочь. Достижению поставленных целей способствует то, что на встречи приглашаются специалисты именно тех инстанций, в чьей непосредственной компетенции находится решение имеющихся проблем, а также те родители, которым удалось реабилитироваться, кому возвращены на воспитание дети, кто на собственном примере может убедить в возможности изменения ситуации. В ходе проведения каждой встречи-диалога важно, чтобы каждый присутствующий родитель мог оценить ситуацию в своей семье, проанализировать ошибки, сделать собственные выводы.

Таким образом, для восстановления родителей в родительских правах и возвращения ребёнка на воспитание в родную семью необходим комплекс мероприятий, способствующий восстановления воспитательного потенциала семьи, мотивации родителей на изменение образа жизни и осознание ценности своих детей, устранению возникших проблем семьи, а именно:


  • Содействие в трудоустройстве родителей;

  • Лечение от алкогольной зависимости;

  • Консультативная помощь по социальным, социально-правовым, социально-педагогическим, социально-медицинским, социально-психологическим вопросам.

  • Привитие здорового образа жизни.



12 Алкоголе зависимая семья: проблемы, помощь, профилактика. – Кострома 2012.

2 Из опыта работы ОГКУ «Волгореченский КЦСОН», 2012


Каталог: tehnologii
tehnologii -> Технологии
tehnologii -> На статью: Технологии удаления углекислого газа из атмосферы
tehnologii -> Защиты населения, опеки и попечительства Технологии работы по восстановлению детско-родительских отношений Целевая группа
tehnologii -> Технология восстановления семейных связей в условиях социозащитного учреждения Целевая аудитория
tehnologii -> Сеть социальных контактов Целевая аудитория
tehnologii -> Учебно-методический модуль
tehnologii -> Технологии моделирования в обучении и научном исследовании для оптимизации плана инновационной программы и его отслеживания
tehnologii -> Технологии и оборудование для активизации выработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов в Белоруссии
tehnologii -> Впервые! В рамках выставки «Технология красоты 21 век», 17 – 18 мая 2013 года, пройдут беспрецедентные мастер-классы c практической отработкой от лидеров ногтевой эстетики Украины!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница