Тема История как наука



Скачать 353.1 Kb.
Дата25.01.2018
Размер353.1 Kb.

Тема 1. История как наука.

1. Понятие, объект, предмет и структура исторической науки.

2. Принципы, методы и функции исторической науки.

3. Понятие исторического факта. Основные исторические концепции.

4. Исторические источники, их классификация.


  1. Понятие истории, объект, предмет и структура исторической науки.

Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии  (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалась только в Ионии, откуда затем распространилась на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история. Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука  — плод размышлений, а поэзия  — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII в. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам Бенедетто Кроче, «Вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме (достоверной, соответствующей образу) составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников. Итак, до нового времени история определяется, как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

С развитием западноевропейской философской мысли (XVII–XVIII в.) стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэ (1627–1704) и Лоран (1810–1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668–1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770–1831) в истории видел изображение того процесса, которым "абсолютный дух" достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял, как развитие этого "абсолютного духа"). Не будет ошибкою сказать, что все эти философии требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, – простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она руководящие идеи исторического изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии.

Наукою история стала только в начале XIX века, когда из Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм: в противовес французскому космополитизму, распространились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Это определение различно формулировали историки и мыслители. Знаменитый Гизо (1787–1874), например, понимал историю, как учение о мировой и национальной цивилизации (понимая цивилизацию в смысле развития гражданского общежития). Философ Шеллинг (1775–1854) считал национальную историю средством познания "национального духа". Отсюда выросло распространенное определение истории, как пути к народному самосознанию.


История есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества (русский историк С.Ф. Платонов).
В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».

В рамках настоящего курса термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.




ИСТОРИЯ



СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ПРОШЛОЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЛИ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ) ВО ВСЁМ ЕГО МНОГООБРАЗИИ



ПРОЦЕСС СУЩЕСТВОВАНИЯ. РАЗВИТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ…






ПОВЕСТВОВАНИЕ,

РАССКАЗ О ПРОИШЕДШЕМ,

СЛУЧАЙ


Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные цели Н.— описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.

Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, Н. как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в Н. их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель — в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому Н. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.

От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, Н. отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", а Н. — как "мышление в понятиях", имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а Н. — в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между Н. и искусством, которые объединяет творчески-познавательное отношение к действительности. С одной стороны, в построениях Н., в частности в конструкции теории, в математической формуле, в схеме эксперимента или его идее, существенную роль нередко играет эстетический элемент, что специально отмечали многие учёные. С др. стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и познавательную нагрузку.


Объект истории (часть объективной или субъективной реальности) – это процесс развития человечества как единой целостной системы, проявляющийся в материальном (объективном) и в нематериальном (субъективном) мирах.

Предмет истории (проявление объекта) – все проявления человеческой деятельности, развития, их результаты.
Структура исторической науки

Структура состоит из частей. Наследие прошлого огромно, а человеческая деятельность весьма многообразна, охватить их целиком практически невозможно, следовательно структура исторической науки является дискуссионным вопросом. В исторической науке имеет место структуризация по нескольким принципам:

по временному (хронологическому) охвату; в историческом процессе выделяются основные эпохи (традиционно – первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;

по пространственному (географическому) охвату; всемирная история может быть представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов (славяноведение);

по различным сферам человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.).

Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные формы и виды исторических источников. К ним относятся археография, генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика (изучает печати, оттиски, матрицы и т.п.) и др.




Развитие исторических знаний. История, как форма человеческих знаний, зародилась еще в древнем мире. Корни ее уходят в фольклор и мифологию, в древнейшие сакральные тексты Востока. Родоначальником истории принято считать древнегреческого писателя Геродота из Фурий (ок. 485–425 гг. до н. э.), создавшего труд «История» о событиях греко-персидских войн. К числу выдающихся историков античного мира также относятся древнегреческие авторы Фукидид (ок. 460–396 гг. до н. э.), Ксенофонт (ок. 430–355/54 гг. до н. э.), Плутарх (ок. 45–127 гг. н. э.) и древнеримские – Тит Ливий (59 г. до н. э.–17 г. н. э.), Корнелий Тацит (ок. 58–117 н. э.), Светоний Транквилл (ок. 70–122 н. э.). В это же время (II–I вв. до н. э.) создал свою историю Древнего Китая Сыма Цянь.

В древности исторические знания ценились очень высоко, – не случайно римляне называли историю «наставницей жизни». Интерес к описанию прошлого не ослабевал и в последующие столетия. Однако в большинстве случаев исторические сочинения тех времен носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать. Так, в античности история рассматривалась как одно из искусств, тесно связанное с литературой, философией, географией. Покровительницей истории считалась одна из девяти муз – Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Само имя Клио произошло от греческого слова «прославляю», что прямо указывало на основную ее задачу. Кроме того, отраженное в исторических произведениях древности восприятие истории находилось под сильнейшим влиянием мифологического и религиозного сознания. Ярким примером этого могут служить западноевропейские средневековые хроники, буквально пронизанные идеей божественного предопределения. Вполне очевидно, что в таких случаях говорить об исследованиях в современном смысле этого слова не приходится. Лишь в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) европейские историописатели – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности хода истории. Настоящий же переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории-науки, произошёл в XIX столетии, когда с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества и рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса. Дальнейшее накопление и систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука шаг за шагом превращается во всё более сложную и обширную область знаний. В настоящее время количество отраслей и направлений истории с трудом поддается подсчету.




  1. Методы и функции исторической науки.

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.


Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на три группы: общенаучные, специальные (частнонаучные) и находящиеся на стыке со смежными науками. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

В третью группу входят методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.



Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

Мировоззренческая;

Эвристическая;

Рационалистическая;

Воспитательная;

Идеологическая;

Политическая.

Другой вариант:

описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.


3. Понятие исторического факта. Основные исторические концепции.

В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.



Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.
Историческое событие. Было время, когда история утверждала себя как наука, обладающая специфическими предметом и процедурой познания, и вопросы об истинности исторических фактов историкам даже не приходили в голову. «В ту пору историки питали ребяческое и благоговейное почтение к «фактам». Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый – это человек, который, приложив глаз к окуляру микроскопа, тут же обнаруживает целую россыпь фактов. Фактов, дарованных ему снисходительным провидением. Фактов, созданных специально для него, фактов, которые ему осталось лишь зарегистрировать» (Л. Февр). Считалось, что выдержавшие испытания источники дают определенную сумму фактов, которые отражают историческую реальность прошлого. Задача историка поэтому сводилась к добросовестному изложению добытых фактов, сообщению их читателю в полном, точном виде, свободном от субъективности интерпретаций и оценок. «Постановка проблем и выработка гипотез была... равносильна предательству – пользовавшийся такими методами историк словно бы вводил в священный град объективности троянского коня субъективности» (Л. Февр).

Историей «ножниц и клея» назвал этот подход один из самых ярких, горячих и бескомпромиссных его критиков - английский историк и философ Робин Коллингвуд. Вера в то, что объективная истина составляется из фактов, данных в источниках, прошедших процедуры строгого и пристрастного анализа на достоверность, представлялась ему ребяческой. Пассивному следованию имеющейся информации Р. Коллингвуд противопоставлял активную мыслительную деятельность исследователя, его интуицию. Историк реконструирует прошлое на основе не столько установления последовательности событий, сколько проникновения в то, что стоит за ними, – в сознание исторических деятелей.

Книга Р. Коллингвуда «Идея истории», написанная в 1943 г. и вышедшая из печати лишь в 1961 г., опиралась на традицию, сформировавшуюся в конце XIX в. Если немецкий философ В. Дильтей, подчеркнув активность исследовательской процедуры в истории, определял исторический факт как факт сознания историка, факт сознания познающего субъекта, то итальянец Б. Кроче придавал важное значение еще одному обстоятельству. Историк, изучающий прошлое, существует в настоящем. Прошлое познается исходя из настоящего и оживает только в настоящем: «Вся история есть современная история, история современности», и лишь в этом смысле она является научной. «Историческая наука, гордящаяся, что она основывается на фактах... живет в детском мире иллюзий. Историк хорошо знает, что смысл прошлого следует искать не в хартиях, остатках прошлого. Его источник – в собственной личности историка» (Б. Кроче). Или, говоря словами другого итальянского историка Э. Сестана, «факт, событие не являются реальностью сами по себе. Факт, о котором ни один человеческий мозг не имеет представления, не является совершившимся».

Исторические факты – это объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках: события, процессы, явления как таковые. Содержание их не зависит от толкования. Есть вещи, о которых мы никогда не узнаем. Что чувствовал «третий слева в пятом ряду» французского каре в Ватерлоо, когда его командир отвергал предложение о капитуляции? Почему бездействовал Робеспьер накануне роковых для него событий 9 термидора? Кем был Лжедмитрий II?

«Разведчики прошлого – люди не вполне свободные. Их тиран – прошлое. Оно запрещает им узнавать о нем что-либо, кроме того, что оно само им открывает» (М. Блок). Исторические факты доступны историку только в качестве фактов, отраженных в источниках. Они сообщают информацию о событиях, всегда, впрочем, неточную и неполную. Тем не менее историк знает об обстоятельствах взятия Бастилии, казни Карла I Стюарта, убийства Александра II, экономического кризиса 1825 г. в Англии.

Анализ, сопоставление, преобразование этой информации приводят к тому, что рождается научный исторический факт. Он отражает реальность прошлого, реконструирует факты прошлого на основе почерпнутой из источников информации, осмысленной, преображенной его сознанием.

Структура исторического факта может быть представлена следующим образом:

Исторический факт как реальность прошлого как факт, событие

Исторический факт как реальность прошлого, отраженная в источниках как фиксация события

Исторический факт как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источниках как научный исторический факт , как знание

Одни источники представляют собой часть отошедшей в прошлое реальности, ее реликты (орудия труда, монеты, археологические памятники, культовые здания, грамоты, хартии, соглашения и т.п.). Другие сообщают о прошлом, описывая, оценивая, изображая его (летописи, хроники, художественные произведения, воспоминания, дневники, наставления и пр.). Первые принято называть остатками, дающими непосредственную информацию об исторических событиях, вторые – преданиями, сообщающими о них опосредованно, сквозь призму сознания повествователя.

Любой источник является продуктом социальной деятельности людей. Любой источник субъективен, ибо отражает прошлое в форме личных, субъективных образов. Но вместе с тем он представляет собой форму отражения объективного мира, эпох, стран и народов в их реальном историческом бытии. В этом смысле исторические источники могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления социальной жизни прошлого (казусы по история отечественного государства и права – бить закупа нельзя).

«Всегда вначале – пытливый дух» (М. Блок): изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное «вторжение», «вживание» в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль.

Чтобы извлечь нужную информацию из источника историку приходится соблюдать ряд условий и правил, приспосабливаться к обстоятельствам, от него не зависящим. А) Нужно определить подлинность источников, находящихся в распоряжении историка. Б) понять их. В) истолковать, объяснить.

Концепции исторического развития

Концепция циклического развития истории (фаталистическая концепция истории) Древние греки считали, что ход истории имеет циклический характер, подобно тому, как из года в год сменяют друг друга четыре времени года - весна, лето, осень и зима. Для них история - простое повторение изначально предопределенных событий, ход которых человек не в силах изменить, следовательно, в их понимании, история лишена собственных смысла и цели. Этот подход к истории называется Концепцией циклического развития истории, или фаталистической концепцией истории. Эта концепция представлена Геродотом (ок. 484-425 до н.э.), автором "Истории", ученым, которого называют отцом истории, и Фукидидом (ок.460-400 до н.э.), автором "Истории (Пелопонесской войны)". Описание греко-персидских войн выполнено Геродотом в эпической манере, тогда как описание Пелопонесской войны у Фукидида от начала и до конца соответствует историческим фактам. При кажущемся различии в описании событий оба они придерживались концепции повторяемости истории. Концепция циклического развития истории исключает влияние человека на ход ее развития, так как исходит из того, что все в истории подчинено необходимости. Она также не может прогнозировать картину общества будущего, так как считает, что в истории отсутствует цель.

Провиденциальная концепция истории В противоположность древнегреческой исторической концепции, утверждающей, что у истории нет ни начала, ни конца, ни цели, а есть только повторяемость в форме кругового движения, христианство разработало концепцию, в которой утверждается, что история имеет начало и развивается по прямой линии к достижению определенной цели.

Согласно этой концепции, история берет начало с момента сотворения человека и его грехопадения, являя собой историю спасения, устремленную к дню Страшного Суда, а направляет ход истории Божественное Провидение. Этот подход к истории называется провиденциальной концепцией истории, или христианской концепцией истории.

Блаженный Августин (354-430) был первым, кто систематизировал христианскую концепцию истории. Он рассматривал историю как процесс борьбы между градом Божьим (сivitas Dei), населенным людьми, любящими Бога, и земным градом (сivitas terrena), населенным людьми, не устоявшими перед искушением сатаны. Град Божий в итоге одержит победу, при этом утвердится вечный мир. Согласно этой концепции, такой ход истории предопределен Богом.

История человечества от грехопадения до завершения делится на шесть периодов:

1) от Адама до всемирного потопа;

2) от Ноя до Авраама;

3) от Авраама до Давида;

4) от Давида до Вавилонского пленения;

5) от Вавилонского пленения до рождения Христа;

6) от Первого до Второго Пришествия Христа.

Вопрос о продолжительности шестого периода остается открытым.

В христианской концепции история обретает смысл, ибо направлена к определенной цели. Человек, однако, рассматривается здесь только как инструмент в руках Господа. Содержание этой концепции настолько таинственно, что ее сегодня отрицают как ненаучную.

Духовная концепция истории (концепция поступательного развития истории) В эпоху Возрождения теологические концепции истории постепенно сошли со сцены, и в XVIII в., в эпоху Просвещения, возникла новая концепция истории. Согласно этой концепции, движущей силой истории признавался скорее человек, чем Божественное Провидение. Утверждалось, что история развивается по прямой и ее развитие зависит от развития духовности человека. Эта концепция называлась духовной концепцией истории, или концепцией поступательного развития истории.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) допускал присутствие Божественного Провидения в истории, однако считал, что светский мир создан человеком, и утверждал, что историю не следует объяснять лишь волей Бога. В его концепции истории Бог отодвигается на задний план, а на передний план выступает человек.

Вольтер (1694-1778) исключал влияние Бога на ход истории. Он утверждал, что движущей силой истории является не Бог, а высокообразованные, просвещенные, владеющие научными знаниями люди.

Маркиз де Кондорсе (1743-1794) считал, что с пробуждением человеческого разума в истории будет достигнут прогресс, и наступит гармония между наукой и этикой.

Иммануил Кант (1724-1804) видел цель истории в развитии всего человеческого потенциала в международном обществе типа Лиги Наций и защищал концепцию, всеобщей истории с космополитической точки зрения.

Философ-просветитель И.Г. Гердер (1744-1803) утверждал, что целью истории является развитие человеческой природы.

Гегель (1770-1831) понимал историю как процесс "самопознания Духом самого себя" или процесс "самопознания Идеей самое себя". Он утверждал, что миром правит разум и в основе развития истории лежит разумное начало. Разум, правящий миром, он называл Мировым Духом. Он также считал, что людьми управляет разум, и назвал это уловкой разума. Историческая концепция Гегеля называется духовной концепцией истории, или идеалистической концепцией истории.

Гегель считал, что государство Разума, в котором будет реализована Идея свободы, будет построено в Пруссии. В действительности, однако, этого не случилось, а социальные проблемы, такие, как эксплуатация и отчуждение, усугубились еще больше. Миссию разрешения нерешенных вопросов гегелевской философии взял на себя исторический материализм.

Исторический материализм В противоположность Гегелю, развивавшему духовную концепцию истории и утверждавшему, что движущей силой истории является Идея, Маркс считал, что историей движут материальные силы, и выдвинул материалистическую концепцию истории, а именно, исторический материализм (революционная концепция истории).

Согласно историческому материализму, движущей силой истории является развитие производительных сил, а не развитие разума или духа. Развитие производительных сил влечет за собой установление определенных производственных отношений. В то время как производительные силы постоянно развиваются, производственные отношения меняются гораздо медленнее и, в конце концов, становятся тормозом на пути развития производительных сил. Тогда возникает борьба между классом, который стремится сохранить старые производственные отношения (правящий класс), и классом, стремящимся к установлению новых производственных отношений (порабощенный класс). Поэтому история является историей классовой борьбы. Когда в капиталистическом обществе классовая борьба достигает наивысшей точки, происходит революция, и пролетариат, являющийся порабощенным классом, свергает власть буржуазии, то есть правящего класса. В результате реализуется бесклассовое "царство свободы" - коммунистическое общество.

Сегодня очевидно, что материалистическая концепция истории ошибочна. При тщательном рассмотрении законов исторического материализма все они оказываются всего лишь догматическими утверждениями. Например, развитие производительных сил рассматривается как развитие материи, однако относительно того, каким образом они развиваются, не дается никакого объяснения с точки зрения материалистической диалектики. Коммунистические государства, возникшие в результате революции, подобно Советскому Союзу, не только не стали царством свободы, но, наоборот, явилось государствами диктатуры, попирающей человеческую природу, а также обществами исключительного застоя производительных сил. Эти факты доказывают ошибочность исторического материализма более красноречиво, чем теоретические опровержения.

Концепция истории с точки зрения философии жизни В. Дильтей (1833-1911) и Г. Зиммель (1858-1918) утверждали, что история развивается по мере развития жизни. Согласно Дильтею, жизнь есть человеческой опыт, который всегда выражается и проявляется во внешнем мире. Этот опыт проявляется в мире истории и культуры. Таким образом, культура, включая религию, философию, искусство, науку, политику и юриспруденцию, есть объективация жизни. Зиммель также считал, что история есть выражение жизни. Жизнь есть бесконечный процесс, и именно процесс становления жизни делает историю. Согласно философии жизни, страдания и несчастья, имевшие место в истории, суть неизбежные явления, сопровождающие развитие жизни. Следовательно, на вопрос о том, каким образом человек может освободить себя от страданий и несчастья, философия жизни ответа не дает.

Культурологическая концепция истории В Европе до первой мировой войны вера в прогресс и развитие истории была непоколебимой. Кроме того, считалось, что историческое развитие сосредоточено в Европе. Первым поколебал это узкое евроцентрическое представление об истории Освальд Шпенглер (1880-1936). Шпенглер развивал культурологическую концепцию истории, утверждая, что фундаментом истории является культура. Он рассматривал культуру как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и умирания, причем умирание культуры неизбежно. В Западной цивилизации он обнаруживал признаки упадка, сходные с признаками, которые были характерны для Греции и Рима, и предрек закат Европы. Он считал, что человек, заранее зная о грядущем упадке Запада, должен жить, принимая неизбежность судьбы и не впадая в пессимизм. В этом положении он близок к философии Ницше. Концепция истории Шпенглера по своей сути была детерминистской.

Шпенглер оказал сильное влияние на Арнольда Дж. Тойнби (1889-1975), который разработал уникальную культурологическую концепцию истории. Согласно Тойнби, основным субъектом мировой истории является не регион, не этнос или народ, не государство, а цивилизация. Он утверждал, что каждая цивилизация проходит одинаковые фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели.

Причина рождения цивилизации кроется в том, что человек принимает вызов окружающей или социальной среды. Творческое меньшинство вскармливает новую цивилизацию и ведет за собой народные массы, однако со временем, когда это творческое меньшинство теряет свою способность созидать, наступает крушение цивилизации. Творческое меньшинство превращается в правящее меньшинство, при этом происходит зарождение внутреннего пролетариата внутри цивилизации и внешнего пролетариата вокруг нее, которые отделяют себя от правящего меньшинства. В обществе наступает смятение, однако, в конечном итоге, самые сильные из правящего меньшинства создают всеобщее государство, благодаря чему беспорядкам приходит конец. Под гнетом общего государства внутренний пролетариат вынашивает высшую религию, а внешний пролетариат превращается в воинствующие банды варваров. Таким образом, всеобщее государство, высшая религия и воинствующие варварские банды представляют собой три составные части. Со временем высшая религия, обращая в свою веру правящие классы, становится всеобщим вероисповеданием, однако вскоре происходит крушение всеобщего государства, а вместе с ним - и гибель цивилизации.

Затем, после исчезновения первой цивилизации, внешний пролетариат захватывает ее территории, обращается в высшую религию и дает жизнь цивилизации нового поколения. Взаимоотношения между старой и новой цивилизациями называются наследованием-и-присоединением. В мировой истории Тойнби насчитывал двадцать одну цивилизацию, достигшую расцвета. Все современные цивилизации являются цивилизациями третьего поколения и делятся на четыре типа, каждый из которых имеет свою родословную, а именно, христианская (Западная и Греко-православная), исламская, индуистская и дальневосточная цивилизации. Концепция последовательного ряда цивилизаций трех поколений, разработанная Тойнби, согласуется с законом периодичности провидения восстановления в течение трех эпох, сформулированных теорией истории философии Объединения (Провидение основания для восстановления, Провидение восстановления и Провидение продления восстановления).

Характерной чертой концепции истории Тойнби является то, что она исключает детерминизм, утверждает индетерминизм и признает теорию свободной воли. Иными словами, то, каким образом человек отвечает на брошенный ему вызов, зависит от его абсолютно свободной воли. Следовательно, ход истории ни в коей мере не предопределен, и человек может выбирать свое будущее.

Тойнби рисует четкую картину Божьего града (Civitas Dei) как образ будущего человеческой истории. Однако, оставаясь на позициях индетерминизма, он утверждал, что будущий выбор Царства Божьего или царства ночи зависит от абсолютно свободной воли людей. Он писал:

"В соответствии с законом любви, который является законом собственного бытия Бога, самопожертвование Бога бросает вызов человеку, устанавливая перед ним идеал духовного совершенства; и у человека есть полная свобода следовать ему или отвергнуть его. Закон любви оставляет человеку полную свободу выбора быть грешным или стать святым; он дает ему свободу выбора направить свою личную и общественную жизнь либо по пути к Божьему Царству, либо по пути к царству ночи".

Еще одной характерной чертой концепции истории Тойнби является включение в нее Бога, о котором в современном обществе, казалось бы, забыли. Он пишет:

"Что есть история? И автор... ответит, что история для него есть видение, пусть неясное и неполное, однако (он уверен) соответствующее действительности настолько, насколько оно пришло от Бога, раскрывающего Себя в действии душам, искренне стремящимся к Нему".

Традиционные концепции истории с точки зрения теории истории философии Объединения

Концепция философии Объединения рассматривает историю с точки зрения двух аспектов: аспекта воссоздания и аспекта восстановления, а развитие истории - как движение, также имеющее два аспекта: линейно-поступательное и круговое, то есть движение по спирали. Иными словами, развитие истории рассматривается как движение по спирали, слагающееся как из поступательного движения развития по направлению к цели (осуществлению идеального мира творения), так и из кругового движения восстановления утраченного идеального мира творения через закон искупления путем прихода провиденциальных личностей.

Вторым вопросом является вопрос детерминизма и индетерминизма. Такие концепции, как греческая фаталистская концепция истории, утверждающая неизбежную предопределенность истории, и культурологическая концепция Шпенглера являются детерминистическими. Сюда же можно отнести и провиденциальную концепцию, утверждающую, что история развивается согласно Божественному Провидению. Концепция Гегеля с ее утверждением о том, что движущей силой истории является Мировой разум или Абсолютный дух, и материалистическая концепция, согласно которой история неизбежно движется к построению коммунистического общества по мере развития производительных сил, также являются детерминистическими. Эти детерминистические концепции утверждают, что историей движет надчеловеческая сила, а человек - всего лишь существо, которое тащит история, ход которой невозможно изменить никакими усилиями свободной человеческой воли.

Со своей стороны, Тойнби защищал индетерминизм с позиции теории абсолютно свободной человеческой воли. Иными словами, он утверждал, что путь, по которому развивается история, определяется абсолютно свободной волей людей. Однако, с позиций индетерминизма Тойнби, будущий образ истории не ясен, и у нас, следовательно, не остается никакой реальной надежды на будущее. Концепция истории в философии Объединения, напротив, утверждает, что история имеет определенную цель, тогда как процесс ее развития не определен, ибо осуществление провиденциальных событий, наряду с Божественной ответственностью, требует принять свою долю ответственности человеком. Иными словами, теория истории философии Объединения содержит как аспект детерминизма, так и аспект индетерминизма и называется теорией ответственности.

При сравнении традиционных концепций истории с теорией истории философии Объединения мы видим, что каждая из традиционных концепций утверждает ту или иную точку зрения теории философии Объединения и что последняя является всеобъемлющей, объединяющей концепцией истории. Концепция Тойнби также во многом близка теории истории философии Объединения. С провиденциальной точки зрения, концепцию Тойнби можно рассматривать как подготовительную к возникновению теории истории философии Объединения. Иными словами, задача концепции Тойнби заключалась в том, чтобы стать связующим звеном между традиционными концепциями истории и теорией и истории философии Объединения.

Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение (лат. providentia, отсюда и название данного историко-философского подхода – провиденциализм). К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.



Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.
В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человечества («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации. Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Марксистский подход можно охарактеризовать как всемирно-исторический (универсалистский) или линейный – он исходит из того, что все человечество последовательно проходит одинаковые, обязательные для всех, этапы развития (хотя допускается, что какие-то регионы или народы отстают в своем развитии).



Культурно-историческая концепция основана на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития. Согласно этой концепции, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов) – исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного и социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму, причем развитие разных цивилизаций не синхронизировано во времени. Одним из основоположников культурно-исторического подхода стал русский историк и социолог Н.Я. Данилевский (1822–1885; 1871 – книга «Россия и Европа»), а наиболее яркими представителями концепции являются О. Шпенглер (1880–1936; 1918–1922 – книга «Закат Запада») и А. Тойнби (1889–1975; 1934–1961 – книга «Постижение истории»). Очевидными плюсами подобного взгляда на историю представляется то, что вместо абсолютной иерархии стран (деления на передовые, догоняющие, отстающие) появляется относительная (каждая цивилизация самобытна), что учитывается региональная специфика, уделяется должное внимание духовным и интеллектуальным факторам (религии, культуре, ментальности). К недостаткам концепции можно отнести то, что остаются непонятными движущие силы исторического процесса, общечеловеческой истории. Своеобразное решение этой проблемы предложил Л.Н. Гумилев (1912–1992), связавший историческое поведение народов с пассионарностью – особой биопсихической энергией, всплеск которой зависит от космического излучения, приводящего к мутации той или иной части человеческой популяции.

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.




4. Исторические источники.

Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.

Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные (от лат. narratio, рассказ), т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в



нём сведений.
Каталог: sveden -> education
education -> Лекция №1 Тема: Гемостаз
education -> Абсцессы брюшной полости
education -> Занятие №24. Рубежный контроль тестирование. Тесты II модуль
education -> Беременная женщина М. обратилась в генетическую консультацию. Она сообщила, что её брат по матери (отцы разные) болен фенилкетонурией. Её дочь от первого брака здорова
education -> Тесты по сосудистой хирургии: заболевания аорты и ее ветвей высокая «перемежающаяся хромота»
education -> Лекция амины план
education -> Функциональные производные карбоновых кислот
education -> Лекция №1 Актуальность проблемы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница