Тематический план родительского всеобуча «Знаю ли я своего ребенка» № Тема Содержание Форма проведения занятий Образовательный результат



страница1/6
Дата09.05.2018
Размер1.01 Mb.
ТипТематический план
  1   2   3   4   5   6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Тематический план родительского всеобуча «Знаю ли я своего ребенка»




Тема

Содержание

Форма проведения занятий

Образовательный результат

1-4 класс

1

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

(1 час)


Теория: Мини-лекция «Особенности развития младших школьников».

Практика: Упражнение «Знакомство по цепочке», «Что меня радует и огорчает в моем ребенке».



Лекция, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Родители узнают о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьного возраста.


2

Готовность ребенка к школе Роль семьи в адаптации ребенка к школе

(1 час)


Теория: мини-лекция «Особенности развития младших школьников», рекомендации «Роль семьи в адаптации ребенка к школе».

Практика: тест «Ваш первоклашка». Упражнение «К школе готов».



Лекция, групповые упражнения, тестирование, беседа.

Повысят уровень психологической компетентности в области взаимодействия с детьми на протяжении адаптационного периода первоклассника.


3

Как правильно поощрять и наказывать ребенка. Копилка полезных советов

(1час)


Теория: мини – лекция «Поощрение и наказание».

Практика: работа в группах «Методы поощрения и наказания», Упражнение «Расскажи историю».



Лекция, групповые упражнения, мозговой штурм, беседа.

Больше узнают о воздействии мер поощрения и наказания на формирование личности ребенка.


4

Общение детей младшего школьного возраста в среде сверстников, в сети интернет (профилактика влияния групп деструктивной направленности)

(1 час)


Теория: мини-лекция «Общение в сети интернет», просмотр видеоролика «На здоровье. О вреде компьютера»

Практика: инсценировка ситуаций, мозговой штурм «Безопасность детей в сети интернет».



Лекция, групповые упражнения, мозговой штурм, просмотр видеофрагмента, беседа, тестирование.

Получат информацию по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.


5-8 класс

1

Мой ребенок – подросток (психологические особенности детей подросткового возраста)

(1 час)


Теория: Мини-лекция «Особенности подросткового возраста».

Практика: Мозговой штурм «Портрет современного подростка». Упражнения: «Знакомство по цепочке»; «Мой ребенок: какой он на самом деле?»;

«Семь свечей».


Лекция, работа в группе, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Расширят представления об особенностях подросткового возраста; получат помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

2

Цифровое поколение. Роль социальных сетей в жизни подростка (1 час)

Теория: лекция «Особенности общения детей в сети интернет».

Практика: обсуждение в группе, Упражнение «Меня радует, меня огорчает»



Лекция, анкетирование, работа в группе, беседа.

Узнают об основных причинах, признаках участие детей в «опасных» группах и признаках суицидального поведения подростков; выработают активную родительскую позицию при возникновении кризисной ситуации.

3

Я тебя слышу

(профилактика детско-родительского конфликта)

(1 час)


Теория: Лекция «Что такое конфликты? Как их избежать?».

Практика: Тест «Стратегии поведения в конфликте». Упражнения: «Внимание, конфликт!», «Сглаживание конфликтов». Упражнение-разминка «Внимание, конфликт!».



Лекция, тестирование, групповые упражнения.

Расширят знания о конфликте; определят стратегию поведения в конфликтных ситуациях; отработают умения и навыки сглаживания конфликтов.

4

Я тебя понимаю

(эффективное взаимодействие родителя с подростком)

(1 час)


Теория: Лекция «Приемы активного слушания».

Практика: Дискуссия «Правила эффективного общения с подростком или я тебя понимаю!». Упражнения: «Я тебя понимаю»; «Испорченный телефон жестов»;

Тесты: Анкета для родителей (по итогам всеобуча).


Лекция, дискуссия, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Выработают основные правила эффективного взаимодействия родителя с подростком; узнают о техниках эффективного слушания при построении беседы и отработают их на практике.

9-11 класс

1

Психологические особенности старшеклассников

Теория: Лекция «Психологические особенности старшеклассников»

Практика: Упражнение «Знакомство по цепочке», «Портрет моего ребенка в лучах солнца».



Лекция, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Расширят представления о психологических особенностях старшеклассников

2

Как помочь ребенку успешно сдать ГИА

Теория: знакомство с результатами тестирования, рекомендации «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам».

Практика: Упражнение «Рисуем чувства», «Схема помощи»



Лекция, групповые упражнения, беседа.

Снизится уровень тревожности в период подготовки и сдачи ГИА выпускниками школ

3

Семья и ГИА


Теория: Лекция «Особенности общения с ребенком в семье».

Практика: просмотр видеофрагментов, упражнение «Я-высказывание», «Сердце любви».



Лекция, просмотр видеофрагментов, групповые упражнения, беседа.

Повысится родительская компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых

4

Учимся справляться со стрессом

Теория: Лекция «Стресс в нашей жизни».

Практика: комплекс упражнений на саморегуляцию. Тесты: Шкала PSM–25 Лемура–Тесье–Филлиона



Лекция, тестирование, индивидуальные упражнения, беседа.

Познакомятся с понятием «Стресс» и способами его преодоления.



Занятия родительского всеобуча для 1-4 классов
Занятие 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Цель: изучение возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста.

Ход занятия
1. Упражнение «Знакомство по цепочке»

Цель: знакомство участников, возможность лучше узнать друг друга перед началом совместной работы.

Время проведения: 5-10 минут (в зависимости от количества присутствующих).

Техника проведения: членам группы предлагается представиться. Каждый участник называет свое имя, возраст (по желанию), род деятельности, хобби. Представление проходит по кругу.
2. Упражнение «Что меня радует и огорчает в моем ребенке»

Цель: раскрепощение участников.

Время: 5 минут

Техника проведения: Родителям предлагается продолжить предложение «Меня радует…», «Меня огорчает…».
3. Мини-лекция «Особенности развития младших школьников».

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое неожиданное яркое интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснения учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и также быстро забывают выученное. Обычно на второй третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание. Наиболее сложно, когда дети запоминают медленно. Этих детей нужно терпеливо учить приемам запоминания.

Возрастной особенностью младших школьников является недостаточно развитая воля: младший школьник еще не обладает большим опытом борьбы за намеченную цель, он может опустить руки при неудаче, поэтому дети в этом возрасте особо нуждаются в поддержке взрослых и их одобрении.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.


4. Рефлексия занятия.
Занятие 2. Готовность ребенка к школе. Роль семьи в адаптации ребенка к школе.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении адаптационного периода первоклассника.
Ход занятия

1. Упражнение «К школе готов».

Цель: осознание степени готовности к школьному обучению.

Время проведения: 5-10 минут.

Материалы и оборудование: бумага, ручки, карандаши.

Техника проведения: родители на листах бумаги пишут, что для них является понятие «Готовность к школе» и оценивают степень готовности к школе своего ребенка в процентах. Затем после лекции смотрят, насколько верны были их представления об этом понятии.
2. Мини-лекция «Готовность к школьному обучению».

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать школьное обучение: в 6 или 7 лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Такие вопросы чаще всего беспокоят родителей. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и к учебе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность, психологическую и социальную (или личностную) готовность к обучению в школе

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности. Уровень ее определяет медицинская комиссия, врачи могут рекомендовать пойти в школу на год позже.



Личностная (или социальная) – это готовность к принятию новой социальной позиции – позиции школьника. Личностная готовность включает в себя знания о школе и отношение к школе в целом и процессу обучения в частности.

Психологическая готовность включает в себя следующие составляющие:

  1. Мотивационная готовность.

  2. Волевая готовность.

  3. Интеллектуальная готовность.

  4. Эмоциональная готовность.

Мотивационная готовность предполагает  желание учиться, получать знания; умение слушать учителя и выполнять его задания; определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Для ребенка учеба – это праздник. Он считает себя взрослым. Поэтому необходимо понимание со стороны близких. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же как у мамы и папы». Главное понять ребенку для чего он пойдет в школу, мотив.

Волевая готовность предполагает умение подчиняться правилам, соответствовать требованиям; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Волевая готовность – это способность управлять своими эмоциями и поведением, умение поддерживать порядок на рабочем месте, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Для формирования волевых качеств важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Они могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для их возраста обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Интеллектуальная готовность подразумевает определенный уровень мыслительных процессов, таких как память, внимание. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы.

Эмоциональная готовность к школе предполагает умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, постоять за себя (не применяя силу), адекватно реагировать на замечания, попросить о помощи, предложить помощь, сопереживать окружающим, выражать свои просьбы, признавать свои ошибки.
3. Упражнение «Дерево готовности к школе».

Цель: закрепить полученную информацию о готовности ребенка к школе.

Время проведения: 10 минут.

Материалы и оборудование: изображение дерева.

Техника проведения: Для обобщения услышанной информации заполним «Дерево готовности к школе», ответив на вопрос «Какими качествами должен обладать будущий школьник, чтобы стать успешным?» (Высказывания родителей)
k:\14.09\дерево готовности к школе.jpg
4. Тест для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?».

Инструкция: Попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11.Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.



Интерпретация. 

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.


Если после проведения теста вы поняли, что ваш ребенок недостаточно подготовлен, не огорчайтесь, ведь главное — вовремя выявить и предупредить возможные трудности.
5. Практические рекомендации «Роль семьи в адаптации ребенка к школе».

Родители играют важную роль в адаптации ребенка к новым социальным условиям, поэтому им очень важно выстроить свое поведение и воспитательную позицию так, чтобы стать настоящим помощником и поддержкой ребенка в этот сложный для него период жизни. Вот некоторые рекомендации, выполнение которых позволит ощутить Вашему ребенку успешность при обучении.

1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и, если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку», постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопится с выводами.

8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки сразу, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные перерывы, лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж, если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.

11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учёбы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения и т.п.

В заключение можно сформулировать основные условия, которые необходимо соблюдать, помогая ребенку стать учеником:

- вера в ребенка;

- надежда на его успех;

- любовь к ребенку;

- организация его жизни для успешной адаптации к школе.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница