Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми



страница1/3
Дата10.06.2018
Размер0.52 Mb.
  1   2   3

Оглавление


Введение

3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми




1.1 Жестокое обращение с детьми как явление и педагогическая проблема. Виды и формы жестокого обращения с ребенком

7

1.2 Признаки жестокого обращения с ребенком. Поведенческие особенности детей, подвергшихся жестокому обращению

13

1.3. Система работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье и детском саду

20

Выводы

26

Глава 2 Выявление случаев жестокого обращения с детьми в детском саду и семье




2.1 Организация исследования по выявлению случаев жестокого обращения с детьми в ДОУ и семье

28

2.2 Анализ и обобщение результатов исследования

32

Выводы

40

Заключение

42

Список использованных источников

45

Приложение






Введение
Актуальность исследования проблемы жестокого обращения с детьми в настоящее время не вызывает сомнений. Детство – это важный и ответственный период в жизни каждого человека. На свет появляется беззащитное существо, которое с помощью взрослого становится благородным человеком, знающей личностью.

Как нужны солнце, воздух, вода для всего живого на земле, так важны поддержка, любовь, привязанность, теплота, ласка матери и отца для каждого ребенка. Отношения привязанности между взрослыми, значимыми для ребенка, помогут маленькому человеку войти в мир. Опыт раннего детства очень важен для дальнейшей жизни. Если между родителями и ребенком возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми, сильно страдают от этого. Если родители не в силах справиться с возникшими трудностями, это может иметь для ребенка отдаленные последствия. Недостаточное или неправильное общение младенца со взрослыми, в первую очередь с матерью, ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии уже в первые месяцы жизни. Чаще всего пациентами врачей-психиатров становятся люди, переживающие хронический недостаток любви. Значительное количество преступников, осужденных за тяжкие преступления, в детстве не имели эмоциональных контактов, родительской любви, нормальных теплых отношений с родственниками.



Многие родители сегодняшних детей в полной мере осознают роль семейного воспитания в становлении нравов последующего поколения. Однако другая часть взрослых убеждена, что их детям предстоит стать личностью в будущем, а до тех пор должно быть беспрекословное повиновение родителям, и власть старших должна быть абсолютной и непререкаемой. Современная жизнь несёт с собой высочайше проявление цивилизации и крайне негативное проявление жестокости в отношениях между людьми, в том числе по отношению к ребёнку с его пелёночного существования.

Многие специалисты занимались и занимаются вопросами предупреждения жестокого обращения с детьми разного возраста. В мире широко известна детский психиатр А.Миллер, которая описывает влияние физического наказания на психическое развитие ребенка. Т.М. Журавлева, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал раскрывают основные виды и последствия жестокого обращения с детьми, освещают вопросы организации работы персонала приютов и детских домов с детьми – жертвами насилия, анализируют особенности оказания психологической и правовой помощи таким детям. М.О. Егорова занимается вопросами практической помощи родителям, склонными к агрессивному поведению в отношении детей (управление гневом). Н.Е. Атаева, С.И. Афанасьева, А.В. Исламова, Е.И. Карманова, Т.В. Фроленко делятся с участниками Всероссийского форума специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей «Мегаполис. Территория детства», проходившего в г.Уфа 11-12 марта 2015 года, опытом предупреждения семейного насилия и жестокого обращения в отношении детей. Специалисты в разных регионах нашей страны разрабатывают и внедряют в практику программы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, например, опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами: программа «Маленьким детям – большие права» Л.К. Мячиной, методическое пособие «Беседы о правах ребенка» Т.А. Шорыгиной. Е.Н Дронова и О.В. Керат обосновывают необходимость диагностики детско-родительских отношений как направления социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми. В.К. Криворученко раскрывает механизмы защиты детей от насилия и жестокого обращения с точки зрения международного и российского законодательства. Над этим же вопросом защиты прав ребенка в рамках своей профессиональной деятельности работают Р.Р. Каримов, Р.В. Нигматуллин, А.А. Романов. Их методические разработки представлены для пользования на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан М.М. Скоробогатовой. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан Скоробогатова М.М. отмечает важность и необходимость работы по повышению правовой культуры и культуры личной безопасности детей и подростков, обращает внимание на ответственность каждого человека за самое ценное, что есть в жизни, - детей. Об этом же говорит заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции, начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела МВД России по Туймазинскому району подполковник полиции Токарева К.В., которая констатирует рост преступлений, совершенных в отношении детей, в том числе родителями (законными представителями): в 2014 году 63 случая, в т.ч. 21 родителем (33%), в 2015 – 75 случаев, в т.ч. 27 родителей (36%). За 2015 год сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних совместно с работниками опеки и попечительства, управления образованием, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии со статьей 77 Семейного Кодекса РФ из неблагополучных семей изъято 29 несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые помещены в учреждения здравоохранения и социальные приюты.

Все вышеизложенное позволяет нам определить проблему и тему исследования: Предупреждение жестокого обращения с детьми дошкольного возраста в детском саду и семье.



Цель исследования: обобщение опыта работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в детском саду и семье.

Объект исследования: проблема жестокого обращения с детьми.

Предмет исследования: система работы педагогических работников по предупреждению жестокого обращения с детьми дошкольного возраста в детском саду и семье.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:



  • провести теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми на современном этапе развития общества;

  • изучить понятие жестокое обращение с детьми;

  • описать виды и формы жестокого обращения с ребенком;

  • охарактеризовать признаки жестокого обращения с ребенком;

  • изучить поведенческие особенности детей, подвергшихся жестокому обращению;

  • описать организацию системы работы по предупреждению жестокого обращения в детском саду и в семье;

  • провести диагностику детско-родительских отношений как направление профилактики жестокого обращения с детьми;

  • представить методические разработки (сценарии, памятки и т.п.) в области профилактики жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и Интернет-ресурсов по вопросам исследования, анализ документации; эмпирические методы: обобщение опыта работы; опросник для родителей для выявления случаев жестокого обращения с ребенком; анкета для родителя на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка; опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.А. Захаровой); Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; методы количественной и качественной обработки данных.

База исследования: МАДОУ детский сад №6 г.Туймазы Республики Башкортостан, воспитанники и родители средней группы.

Структура исследования соответствует логике изложения данного типа исследования и состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованных печатных и Интернет – источников, приложения.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы жестокого

обращения с детьми

1.1 Жестокое обращение с детьми как явление и педагогическая проблема. Виды и формы жестокого обращения с ребенком
Анализ литературы показывает, что впервые о домашнем насилии в России заговорили публично в начале 1990-х годов после «Всемирной конференции по положению женщин» в Пекине: начали появляться первые научные исследования жестокого обращения с детьми, последовали попытки реформирования социальной политики и законодательства [7, с. 27]. В начале 1995 года проблема защиты детей от насилия в семье была обсуждена в Комитете по делам женщин семьи и молодежи при Государственной думе. В частности обсуждались вопросы, связанные с усовершенствованием деятельности кризисных центров в части оказания помощи несовершеннолетним, пережившим насилие [38]. Гайдаренко Н.В.даёт такое определение жестокого обращения с детьми — умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка [11, с. 89].

Заметим, что определение «жестокое обращение с детьми» впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 г. (в настоящее время документ утратил силу), в котором говорилось: «Статья 59. Лишение родительских прав. Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным поведением, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. …. » [42]. Но содержание самого понятия «жестокое обращение с детьми» в Кодексе РСФСР не расшифровывалось.

Жестокость – это способность причинить страдания людям или животным [26, с. 30]. По отношению к детям понятие жестокости различно для разных общественно-культурных формаций. Часто, рационалистическое объяснение не просто оправдывает грубое обращение с детьми, но возводит жестокость, а, значит, и сопряженную с ней опасность, в ранг нормы. В наше время во многих семьях используется жестокое обращение с детьми, в то время как, по мнению родителей, это «метод воспитания». Однако, жестокость имеет существенные отличия от метода воспитания – наказания.

Цымбал Е.И. дает следующее определение жестокости: «Жестокость – негативное свойство личности, выражающееся в безразличии к страданиям живых существ, когда причинение страданий превращается почти в самоцель, практически никогда не может иметь общественно-полезную направленность. И именно это негативное качество вырабатывается и развивается в детях в результате насилия в семье» [32, с. 12]. Жестокое обращение с детьми – «осуществление родителями физического или психического насилия над детьми». При этом ученые отмечают, что жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка встречается чаще других форм жестокого обращения (психическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие) и не является латентным. Оно заключается в отсутствии должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых [44]. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка, последствиям.

Причинами жестокого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей. Жестокое обращение с детьми является проявлением агрессивности. Агрессия (лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [8, с. 105].

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляются два основных понятия: насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в X Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы.



Жестокое обращение с детьми – насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.

Насилие – форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства [19,с. 51]. Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить на экономические, социальные, политические, идеологические, физические и др. Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают много различных действий. Существует ряд понятий, определяющие основные виды насилия, факторы риска и жестокого обращения с детьми.

Насилие – это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью. Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другими разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие) [15, с. 56].

Выделяют три сферы отношений, в которых происходит социализация детей и где ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.



Жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр.

Насильственные действия могут проявляться в разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.



Жертва насилия – это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы и опеки, когда ребенок является бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслуживании и защите от опасных условий [22, с.53-59].

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрации порнографии, проституция несовершеннолетних.

Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей [43].



Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Характеристика жестокого обращения с детьми включает:

  • оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

  • продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

Насилие и жестокое обращение следует отличать от агрессии, но эти феномены имеют много общего. Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения насилия над детьми видятся в следующем:

  • отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний, умений для воспитания своих детей, т.е. низкий уровень педагогической культуры;

  • незаинтересованность родителей в духовном росте и развитии ребенка, нежелание, неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;

  • низкий уровень педагогической культуры родителей влечет за собой незнание ими стилей воспитания детей, в семьях превалирует авторитаризм или чрезмерная опека, жестокость либо вседозволенность, а также противоречивость в применении методов воспитания;

  • антисоциальный способ жизнедеятельности, где имеет место наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;

  • низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у молодых семей собственного жилья;

  • особенности детей, которые подвергаются физическому насилию (имеются черты характера, которые провоцируют взрослого на жестокие (жесткие) меры);

  • психические заболевания одного из родителей;

  • будучи жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, взрослые применяют его к своим детям и т. д. [18, с. 179-180].

Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми. Это следующие характеристики семьи или ребенка:

  • неполные, многодетные и приемные семьи, присутствие отчимов или мачех;

  • наличие в семье бывшего заключенного, а также больного алкоголизмом или наркоманией;

  • нежеланный ребенок, или имеющий особенности умственного (физического) развития, отличающийся девиантным поведением.

Таким образом, жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития [16, с. 38]. В группу риска родителей входят: 1) люди, которые сами подвергались насилию в детстве; 2) люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия); 3) люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; 4) испытывающие экономические и социальные трудности; 5) молодые матери (до 18 лет); 6) семьи со сложным психологическим климатом. Выделяют эмоциональное (психологическое), физическое, сексуальное насилие, а также пренебрежение нуждами ребенка (заброшенность, беспризорность).
1.2 Признаки жестокого обращения с ребенком. Поведенческие особенности детей, подвергшихся жестокому обращению
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение того или иного вида жестокого обращения с ребенком или насилия над ним [39].

Эмоциональное насилие, несмотря на то, что обывателю кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.

Симптомы и диагностика эмоционального насилия проявляются во внешних показателях: отстает в физическом развитии; существенные недостатки в речевом развитии; с трудом поддается воспитательному воздействию; отстает в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики); ночное и/или дневное недержание мочи; психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца и т.д. [9, с. 72].

Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка при эмоциональном насилии также специфичны:



  • слишком активно ведет себя, мешая другим;

  • имеет странные привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);

  • плохо спит; ночные приступы страха;

  • не умеет играть с другими детьми;

  • всего боится;

  • часто имеет навязчивые идеи;

  • дает истерические реакции или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или работу;

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;

  • грустен, депрессивен;

  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.

Ежедневные крики в доме, унижающие высказывания, конечно, оставляют глубокий след в психике ребёнка и влияют на формирование его как личности. Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию: заниженная самооценка; низкий уровень самоуважения; агрессивность или безразличие; чувство одиночества и ненужности; отсутствие друзей; даже небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения [14, с. 163].

Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и эмпатию.

Обычно у них возникают трудности с пониманием других людей, они злобны, недоверчивы и несчастны. Сознание того, что «он плохой, глупый, неуклюжий» отравляет им жизнь. Самооценка и самоуважение крайне низкие. Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же нестерпимую обстановку.

Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет. Что же смотрят наши дети?: 61% программ содержит насилие; 26% насилия показывают с применением оружия; 22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия; каждый год дети слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса; Интернет содержит большое количество порнографических сайтов; показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.

Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:


  • копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;

  • копируют грубую речь;

  • получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;

  • или же становятся более робкими и боязливыми.

Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями [1].

Симптомы и диагностика физического насилия достаточна проста. Внешними показателями могут служить: синяки и кровоподтеки на теле в различной степени заживания, нанесенные шнуром, ремнем, палкой и т. д.; необъяснимые следы ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах; ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.); внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот); переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания; наличие на голове участков без волос; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; след от руки, следы укусов на коже; необычное состояние ребёнка после насильственного приема лекарств или алкоголя; умерший ребёнок с признаками насилия [27, с. 93].

Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка, который подвергался физическому насилию: ощущает тревогу в общении с взрослыми; испытывает чувство вины; проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться; боится родителей; боится идти домой; жалуется, что родители бьют; часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг; может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг; не плачет при осмотре врача; путано отвечает на вопросы; болезненно реагирует на плач других; иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому; пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание; имеет низкую самооценку; необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); побег из дома; ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).

Бьют и жестоко обращаются с детьми всех возрастов, даже с младенцами. Наиболее частые повреждения у младенцев бывают в результате тряски. Трясти младенцев очень опасно. Голова, младенца слишком большая по сравнению с остальным телом. Когда головку не поддерживают, она свободно падает, т. к. мускулы шеи еще не способны ее удерживать. Тряска заставляет голову двигаться слишком быстро вперед и назад с большой силой. Когда это происходит, крошечные кровеносные сосуды лопаются, и кровь внутри мозга ребёнка может быть причиной: слепоты, глухоты, припадков, трудностей с обучением, повреждения мозга или даже смерти [30, с.61-62].

Дети, пострадавшие от любых видов насилия или недостойного обращения, похожи между собой тем, что все они пережили также психологическую травму. Дети становятся недоверчивыми и боязливыми, они могут считать посторонних людей опасными и непредсказуемыми. У них формируется низкая самооценка, отсутствуют такие черты личности, как самоуважение и самоконтроль. Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок, жертва насилия, сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры. Любое недостойное обращение с ребёнком является для него уроком того, что такое поведение взрослых с детьми приемлемо, и в будущем он будет моделировать такое же поведение [28, с.89].

У детей, которые с раннего детства являются жертвами физического насилия, встречается нарушение центральной нервной системы, бывает низкий уровень интеллекта, задержка психического развития и могут быть проблемы с речью. Травмы головы, переломы конечностей и другие повреждения обрекают на плохое здоровье в течение всей жизни.

Симптоматика сексуального насилия также может проявляться внешне в настоящем времени и в будущем. Внешние показатели [32, с. 85]:


  • Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.

  • Трудности при ходьбе и сидении.

  • Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.

  • Опухоль или раздражение в области половых органов.

  • Синяки на внешних половых органах.

  • Кровотечение из половых органов.

  • Выделение из половых органов.

  • Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.

  • Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.

Характер травм и заболеваний специфичен: повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы; «зияние ануса»; заболевания, передающиеся половым путем; беременность; венерическая болезнь; недержание кала («пачкание одежды»), энурез; нервно-психические расстройства; психосоматические расстройства; мочеполовые инфекции и боли в горле.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка дошкольного возраста [9, с. 114]:



  • Ночные кошмары и нарушение сна.

  • Встревоженность и страхи.

  • Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).

  • Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой.

  • Открытая мастурбация.

  • Боязнь оставаться один с кем-то.

  • Жалобы взрослым на сексуальные посягательства.

Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить. Причин такого молчания несколько: ребёнка запугивали, он стыдится говорить об этом, его убедили хранить «секрет», он считает себя виноватым во всем, его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.

Для своевременной диагностики сексуального насилия большое значение имеют часто проводимые медицинские обследования, во время которых нужно обращать внимание на внешние признаки насилия, описанные выше. Особое значение при сборе анамнеза имеет описание семьи, т.к. инцест чаще всего встречается в дисфункциональных и антисоциальных семьях [13, с. 76]. Также нужно серьезно насторожиться, если ребёнок сам говорит о насилии. Дети крайне редко сочиняют такие вещи, и, если он говорит об этом, скорее всего он говорит правду. Также о возможном насилии могут сообщить соседи, родственники и другие люди.

Сексуальные темы во время игры, рисования, в разговоре, сексуально окрашенное поведение могут указывать на перенесенное насилие. Чрезвычайная осведомленность и вопросах секса также подтверждает возникшее подозрение.

Пренебрежение физическими нуждами ребёнка имеет следующие внешние показатели и поведенческие реакции [18, с. 178]:


  • Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице.

  • Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.

  • Грудной ребёнок «ищет еду» губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.

  • Жадно ест, когда предлагают.

  • Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.

  • Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка проявляется таких поведенческих и эмоциональных реакциях: ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют). Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими. Ребёнок, испытывающий чувство одиночества, часто находится запертым один дома [29, с. 37].

Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка проявляется в том, что ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его. Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей, не проводят обследования ребёнка, не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.

Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
1.3 Система работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье и детском саду
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи [34]. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

В предупреждении жестокого обращения с ребенком выделяют несколько направлений деятельности: работа с педагогическими работниками, работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся [24, с.45]. Главной задачей в решении вопросов ранней профилактики жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская работа с педагогами [Приложение У]. Именно воспитатель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для педагогических работников и других сотрудников необходимо повышение уровня их информированности по вопросам выявления жестокого обращения с ребенком, ознакомление с международными, федеральными и региональными документами, касающихся защиты прав ребенка (консультация для воспитателей «Семья глазами ребенка», «Методы и приемы в работе с родителями по предотвращению жестокого обращения с детьми в семье» [Приложение Ж], «Сексуальное насилие: мифы» [Приложение К], информирование о случаях жестокого обращении с детьми [Приложение А, Л] и другое) [2]. Повышения уровня профессионального мастерства воспитателя возможно через проведение педагогических советов (Предотвращение насилия и агрессии в садике и в семье; Новые подходы к духовно-нравственному воспитанию детей), семинаров воспитателей (Формирование милосердия как актуальная педагогическая задача; Микроклимат в семье и детском саду: его влияние на воспитанников; Признаки жестокого обращения с ребенком; Действия воспитателя при обнаружении признаков жестокого обращения и насилия у ребенка [Приложение С]) [25, с. 226].

Педагог должен уметь грамотно осуществлять работу по взаимодействию с другими специалистами, занимающимися вопросами жестокого обращения с детьми, например, с психологом. Проводить индивидуальную работу с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми, рекомендовать родителям книги по данной тематике [Приложение Н], [21], [12]. В этом случае в поле зрения в первую очередь попадут дети группы риска, те, чьи родители ведут асоциальный образ жизни. Сотрудничество с медицинскими работниками образовательного учреждения по защите детей от жестокого обращения – важная составляющая программ по профилактике жестокого обращения с детьми, где педагог должен принимать активное участие.

Работу с воспитанниками педагог дошкольного учреждения организует с целью формирования навыков правильного взаимоотношения взрослых с детьми, а также в ситуациях жестокого обращения; приобщения к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений между людьми, в том числе моральных [10, с.630-634]. А также воспитателями непрерывно ведется работа по возрождению и укреплению семейных ценностей.

Формирование гражданской, социальной и семейной ответственности, повышение психолого-педагогической культуры родителей возможно через проведение групповых родительских собраний, семинаров с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних, врача, психолога (Адаптация ребенка в детском саду; О капризах и упрямстве; Нужны ли наказания? [Приложение И]; Права и ответственность родителей за воспитание детей, Профилактика жестокого обращения с детьми [Приложение М]). Эффективными формами работы с родителями признан почтовый ящик «Вы спрашиваете – мы отвечаем» [20, с. 279-283]. Почтовый ящик на двери кабинета педагога-психолога, куда можно положить записку с вопросом, который актуален, но задать его человек стесняется по какой-либо причине. Анонимность гарантируется. На информационном стенде появляется короткий или развернутый ответ на заданный вопрос, совет, рекомендация или приглашение на консультацию (по желанию), проводится незапланированное мероприятие, подсказанное анонимной запиской. Не менее интересными для родителей могут быть профессиональные консультации в сети Интернет, где объясняют причины поведения детей и предлагаются рекомендации по его коррекции [Приложение П].

Другой способ предотвращения жестокого обращения с детьми заключается в изменении позиции родителей в отношении этого вопроса [37]. В рамках деятельности педагога обязательно должны быть различные формы мероприятий, способствующие укреплению взаимоотношений детей и их родителей. Организация совместных семейных походов, проведение совместных спортивных мероприятий, праздников.

Работа с родителями детей, имеющих отставание в развитии должна выстраиваться грамотно, с целью предупреждения возможных насильственных действий со стороны родителей [41]. Если родители будут учитывать особенности развития ребенка, этапы взросления и трансформацию способов коммуникации с детьми, их отзывчивость станет более гибкой, легче установятся эмоциональный диалог, отношения доверительной близости между родителями и ребенком. Это так же может предотвратить возможное жестокое обращение с ребенком.

Диагностическая работа психолога по защите детей от жестокого обращения – еще одно из направлений деятельности образовательной организации [Приложение Т]. Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом, работающим в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели могут к нему привлекаться лишь в силу необходимости и условий наличия базовых психологических знаний [36].

Одной и эффективных форм работы по профилактике жестокого обращения с детьми является наглядная агитация [Приложение Р].

Наглядная агитация как средство предупреждения жестокого обращения с ребенком включает в себя [6]:


  • издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений);

  • подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей - активной жизненной позиции по защите своих прав;

  • выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей, а также диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей. Диагностика проводится в 3 этапа [31, с.74-85]. Первый этап предполагает выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации. Второй этап включает в себя выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей. На третьем этапе проводится диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей. Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия.

Работа по профилактике и диагностике родительского поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, закономерно должна включать в себя и коррекционный блок [17, с. 192]. Ведущая роль в его реализации принадлежит психологу дошкольного учреждения. В наиболее развернутой форме коррекционные задачи дошкольного психолога включают в себя: коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к детскому саду; коррекционные занятия с воспитателями с целью оптимизации стиля общения с детьми; коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку [5]. Представляется, что коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих формах:

1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают воспитатель и психолог дошкольного учреждения);

2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие – воспитатель и психолог);

3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий – психолог дошкольного учреждения).

Однако бывают такие случаи, когда итог детско-родительских отношений определяется визуально. Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из признаков, свидетельствующих о жестоком обращении с ребенком или насилии над ним, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком [35]. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Кроме перечисленных форм работы образовательных учреждений по предупреждению жестокого обращения с детьми в детском саду и семье, следует отметить и участие в акциях, реализуемых людьми, неравнодушными к будущему [4]. Акция Синяя лента апреля, когда во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению насилия над детьми. В это время повсюду проводятся различные мероприятия, направленные на защиту детей от насилия. Символом борьбы с жестоким обращением с детьми стала синяя лента. Синий цвет служит постоянным напоминанием о том, что необходимо бороться с насилием и защищать детей от жестокого обращения [Приложение Л].

Международное движение Городов, доброжелательных к детям (ГДД) инициировано Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ в поддержку реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка на муниципальном уровне [23, с. 144]. «Город, доброжелательный к детям» — это не модель идеального города и не звание, которое выдается за достигнутые успехи. Участие в данной инициативе означает постоянное стремление города заботиться о детях и не останавливаться на достигнутом. Концепция ГДД представляет собой программу, призванную помочь городу стать более доброжелательным к детям во всех аспектах, касающихся управления, инфраструктуры и услуг [Приложение Р].

Таким образом, работа по профилактике жестокого обращения с детьми охватывает несколько направлений [33]: повышение профессиональной компетентности воспитателя; повышение уровня родительской компетентности и развитие родительских воспитательных компетенций; обучение детей навыкам защиты, формирование у них социальных компетенций; целенаправленная деятельность психолога образовательной организации.
Выводы
В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. аbuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. мaltreatment – плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной квалификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

Конечно жестокое обращение – это социальная проблема. Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от как самих детей, так и нашего отношения к ущемлению прав детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы, широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

Решение проблем жестокого обращения невозможно без четко организованного взаимодействия педагога с психологами, медицинским персоналом, юристами, работниками социальной сферы и родителями детей. Так же педагог должен знать признаки насилия над детьми. И уметь оказать своевременную поддержку ребенку, подвергшемуся жестокому обращению. Кроме того педагог должен осознавать к каким асоциальным последствиям, а так же дезадаптивным реакциям может привести насилие над ребенком.




Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Инновационные технологии восстановления кузова автомобиля Renault Logan
faily ishodniki -> Исследование динамики популяции амурского тигра с 1900-по 2017г г.
faily ishodniki -> Рабочая программа средней группы (от 4 до 5лет) на 2016-2017 учебный год Программа разработана Воспитателем: Онякина Т. В
faily ishodniki -> Реферат Тема: СССР в 1945-1953 гг. Учащийся 9г класса маоу «сош №18» г. Сыктывкара
faily ishodniki -> «Транспорт» воспитателя Мыльниковой Ирины Анатольевны
faily ishodniki -> Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в природе»
faily ishodniki -> «Восстание декабристов»
faily ishodniki -> Изложение взглядов на проблему: Происхождение норманнов
faily ishodniki -> Кто такой настоящий друг
faily ishodniki -> «Голосеменные растения»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница