Министерство экономического
развития и торговли
Российской Федерации
|
|
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
|
Государственный университет –
Высшая школа экономики
Факультет философии
Отделение культурологии
«Кафедра наук о культуре»
Программа дисциплины
«Теория и история зарубежной литературы»
для направления: 031400.62 «Культурология»
|
Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»
отделения культурологии философского факультета
Зав. кафедрой В.А. Куренной
“_30_” августа_ 2008_ г
|
Авторы: Левченко Я.С., Рогинская О.О.
МОСКВА
2008
Пояснительная записка
Предмет курса – литература как объект исторического описания и теоретического исследования. Теория и история литературы относительно недавно осознала свою самостоятельность, несмотря на то, что вопрос о литературе возникает уже в индийских Ведах, не говоря уже о широко известной «Поэтике» Аристотеля. Столетиями поэтика имела сугубо нормативный и прикладной характер, образуя пару с риторикой – искусством красноречия. С конца XVIII века, т. е. с началом формирования интеллектуальной и художественной системы романтизма, теория литературы заметно продвигается вперед – пока еще в рамках философской эстетики. В то же время появляется и специфическое отношение к истории именно как к форме знания о прошлом (Гегель). Об истории литературы в современном смысле слова можно говорить примерно с середины XIX века, когда Европа осознает себя как совокупность наций – каждая со своей национальной литературой. До начала XX века история литературы еще сохраняла налет произвольности, обнаруживала недифференцированный подход к разнородным явлениям. В XX веке литературоведение в разных странах предприняло героическую попытку стать наукой, обрести свою научную идентичность. В ходе этого сложного процесса престиж самой литературы, ее критики, анализа и других форм знания существенно вырос. Для многих гуманитариев – в том числе, историков и социологов – литературоведение даже стало пилотирующей дисциплиной, поставщиком понятий и аналитических операций. В курсе будет рассматриваться именно этот, наиболее зрелый период бытования теории и истории литературы как дисциплины. Основные понятия и категории, разработанные в литературоведении на протяжении XX века, синхронная история литературного процесса в России и за рубежом, а также история критики – вот те базовые блоки, из которых сформирована программа курса.
Цель курса – познакомить студентов с проблемным полем и исследовательским аппаратом литературоведения, дать сжатое и максимально систематизированное представление о периоде расцвета литературной теории в Европе и Америке, а также о параллельном литературном процессе, о продуктивном взаимодействии литературы со своей теорией.
Задача курса – сформировать у студентов необходимое квалифицированное знание о теории и истории литературы как части филологической науки, научить пользоваться основными понятиями и категориями, позволяющими интерпретировать поэтические и повествовательные произведения, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и с внелитературной реальностью.
Место теории и истории литературы в науке – традиционно рядом с лингвистикой. Теория и история литературы, в совокупности составляющая практику литературоведения, вместе с лингвистикой образует поле филологии – знания о слове. В программе обучения курс занимает самостоятельное место между семиотикой и лингвистикой с одной стороны и теорией и историей искусства – с другой.
Структура курса такова, что теоретические вопросы освещаются в лекционном режиме, а навыки анализа литературного текста и знакомство с основными этапами истории литературы осуществляется на семинарских занятий и в рамках выполнения домашних работ.
Формой проверки знаний являются промежуточные домашние работы, ответы на семинарах, две итоговые контрольные работы, ответы на экзамене.
Итоговая оценка выставляется по совокупности промежуточных результатов и ответа на экзамене.
Продолжительность и структура курса: 24 лекции, 20 семинаров.
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего часов по дисциплине
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
Лекции
|
Сем. и практ. занятия
|
|
1Л
|
Литература. Науки о литературе. Понятие текста.
|
|
2
|
|
|
2Л
|
Роды и жанры литературы.
|
|
2
|
|
|
3Л
|
Поэзия и проза. Понятие стиля.
|
|
2
|
|
|
4Л
|
Персонаж и сюжет. Повествование.
|
|
2
|
|
|
5Л
|
Автор, герой и читатель.
|
|
2
|
|
|
6Л
|
Литература и идеология. Интертекст.
|
|
2
|
|
|
7Л
|
Идеи о литературе от древности до начала XX в.
|
|
2
|
|
|
8Л
|
«Новая критика». Герменевтическое литературоведение.
|
|
2
|
|
|
9Л
|
Русский формализм. М.Бахтин. Структурализм в литературоведении. Р.Барт. Ю.Лотман.
|
|
2
|
|
|
10Л
|
Постструктурализм.
|
|
2
|
|
|
11Л
|
Нарратология.
|
|
2
|
|
|
12Л
|
Новейшие течения в изучении литературы.
|
|
2
|
|
|
1С
|
Понятие текста. Словесность. Литература. Фикшн.Нон-фикшн. Как можно изучать историю литературы?
|
|
|
2
|
|
2С
|
Рождение повествования. Миф и сказка. Древние эпические формы. Античный эпос. Библия.
|
|
|
2
|
|
3С
|
Средневековый эпос и средневековый роман. Развитие повествовательных форм в литературе. Куртуазная культура.
|
|
|
2
|
|
4С
|
Христианская литература. Литургическая драма. Средневековые мистерии. «Божественная комедия» Данте.
|
|
|
2
|
|
5С
|
Развитие повествовательных форм в эпоху Возрождение. Становление жанра романа. Боккаччо – Рабле – Сервантес.
|
|
|
2
|
|
6С
|
Шекспир.
|
|
|
2
|
|
7С
|
Эпоха Просвещения. Понятие характера и типа в литературе. Литературный классицизм. Трагедия и комедия как драматические жанры. Классицистическая трагедия. Классицистическая комедия.
|
|
|
7
|
|
8С
|
Мещанская трагедия. Сентиметализм и романтизм в западноевропейской литературе. И.-В. Гете.
|
|
|
2
|
|
9С
|
Реалистический роман. Герой западноевропейского романа. Роман и буржуазная культура Нового времени. Стендаль. Бальзак. Флобер. Мопассан.
|
|
|
2
|
|
10С
|
Модернизм. Повествовательные и стилистические поиски романной прозы XX в.
|
|
|
2
|
|
|
Итого:
|
44
|
24
|
20
|
|
К программе прилагается ридер, включающий в себя тексты для чтения по основным темам программы.
Программа лекций
БЛОК 1.
Основные понятия науки о литературе.
Лекция 1. Литература. Науки о литературе. Понятие текста.
Литературоведение, критика и риторика. Литературоведение и смежные научные дисциплины: лингвистика, история, психоанализ, эстетика, семиотика, типология культуры. Поэтика и история литературы. Структурные и функциональные определения литературы. Литература и литературность. Происхождение литературы. Литература и фольклор. Литературный факт. Соотношение литературы с внелитературной реальностью. Понятие текста. Дескриптивный и герменевтический подход к тексту.
|
2
|
|
Лекция 2. Роды и жанры литературы.
Типология и история жанров. «Формальные» и «содержательные» признаки жанров. Роман как господствующий жанр литературы XX века. Разрушение и восстановление жанровых иерархий в истории литературы. Жанровое мышление и массовая литература.
|
2
|
|
Лекция 3. Поэзия и проза. Понятие стиля.
Поэзия и проза. Основные системы стихосложения. Поэтический метр. Классические размеры. Строфика. Семантика метра. Проблема поэтического языка. Фигуры речи. Метафора и метонимия. Понятие стиля. Основные проблемы стилистики.
|
2
|
|
Лекция 4. Персонаж и сюжет. Повествование.
Повествование. Проблема сюжета. Актантная структура повествовательного текста. Сюжетные функции. Повествовательное время и его трансформации. History и story. Уровни истории как story. Точка зрения.
|
2
|
|
Лекция 5. Автор, герой и читатель.
Взаимодействие субъектов в литературе. Автор и герой. Диалогические структуры в литературном тексте. Автор и читатель. Рецепция художественного текста.
|
2
|
|
Лекция 6. Литература и идеология. Интертекст.
Взаимодействие языков в литературе. Литература и идеология. Система кодов в художественном тексте. Проблема «письма». Взаимодействие текстов в литературе (интертекстуальность). Модели литературной эволюции. Понятие школы в литературе и литературоведении. Проблема периодизации литературы.
|
2
|
|
Литература к блоку 1 (обязательные позиции выделены полужирным шрифтом)
-
Аристотель. “Поэтика” (разные издания).
-
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. М., 1987.
-
Барт Р. С чего начать? // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989, 1994.
-
Бахтин М.М. Автор и герой в словесном эстетическом творчестве // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
-
Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Эстетика и теория литературы. М., 1975.
-
Блум Г. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998.
-
Бюффон. Речь при вступлении во Французскую академию // Новое литературное обозрение (НЛО). 1995. № 13.
-
Женетт Ж. Границы повествовательности; Критика и поэтика; Поэтика и история; Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике. Тт. 1 - 2. М., 1998.
-
Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. (Теория литературы) М., 2001.
-
Компаньон А. Демон теории. М., 2001.
-
Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992.
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
-
Риффатер М. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение (НЛО). 1992. № 1.
-
Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. Под ред. Ю. С. Степанова. М., 1983 (Благовещенск, 1998, М.- Екатеринбург, 2001)
-
Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
-
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. (Любое издание).
-
Тынянов Ю.Н. Литературный факт, О литературной эволюции, Достоевский и Гоголь (К теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
-
Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка Пг.,1924, М.,1965, а также: Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993).
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1972; переизд. в книге: Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994.
-
Шкловский В.Б. Искусство как прием, Связь сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В. О теории прозы (1925, 1929); и Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990.
-
Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. М., 1986.
-
Якобсон P.О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1997.
-
Якобсон P.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
-
Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // НЛО. 1994. № 12.
БЛОК 2 (ИСТОРИЯ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ)
Лекция 7. Идеи о литературе от древности до начала XX в.
Отличие современной теории литературы от нормативной поэтики. Идеи о литературе от древности до XIX века. Литературные концепции немецких романтиков. Романтическая герменевтика (Фридрих Шлейермахер). Духовно-историческая школа (Вильгельм Дильтей). Сравнительное литературоведение (Брюнетьер, Лансон). Марксизм. Литературная теория Фридриха Ницше. Требование специализации критики. Последняя внешняя прививка – психоанализ. Значение идей Зигмунда Фрейда и его последователей для развития литературной теории.
|
2
|
|
Лекция 8. «Новая критика». Герменевтическое литературоведение.
«Новая критика» в Великобритании и США (Джон Рэнсом, Роберт Пенн Уоррен, Рене Уэллек). Поиск исторически устойчивых литературных форм – ответ на разработки Венской школы теории искусства. Проблема внутритекстовой семантики. Экзистенциализм и проблема художественной коммуникации. Полемика с эгоцентризмом «онтологической герменевтики» Мартина Хайдеггера. Философская герменевтика Ханс-Георга Гадамера. «Феноменологическая герменевтика» Поля Рикера.
|
2
|
|
Лекция 9. Русский формализм. М.Бахтин. Структурализм в литературоведении. Р.Барт. Ю.Лотман.
Русский формализм (Виктор Шкловский, Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум). Понятия приема и материала. Проблема статического и динамического анализа. Эволюция форм. Реформа социологического метода. Основные концепции Михаила Бахтина. Структурализм и его связь с русским формализмом и женевской школой в языкознании. Понятие структуры произведения и его признаки (от К. Леви-Стросса до Л. Гольдмана). Медленное чтение (Р. Барт). Феномен советского структурализма (Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа).
|
2
|
|
Лекция 10. Постструктурализм.
Постструктурализм. Идея различия (Жиль Делез) в ее влиянии на критику. Деконструкция речи и письма в грамматологии Жака Деррида. Рассеивание литературной структуры у Юлии Кристевой. Влияние Бахтина на французский постструктурализм. Его экспорт в Америку и превращение в официальную университетскую доктрину.
|
2
|
|
Лекция 11. Нарратология.
Нарратология как прикладной посредник между структурализмом и постструктурализмом. Чикагская школа (Уэйн Бут, Роберт Скоулз). Структурная нарратология во Франции (Альгирдас Греймас). Типологии точек зрения (Яап Линтвельт, Жерар Женетт). Логика возможных миров и структура текста.
|
2
|
|
Лекция 12. Новейшие течения в изучении литературы.
«Новый историзм» в литературной критике (Стивен Гринблатт, Луи Монроз). Мульткультурализм. Мейнстрим и маргинальность. Гендерные и постколониальные исследования (негритюд, восточная парадигма).
|
2
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |