Тезисы лекций по изучению дисциплины «дознание в овд»



страница1/3
Дата06.05.2019
Размер0.54 Mb.
ТипТезисы
  1   2   3

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ



по изучению дисциплины

«ДОЗНАНИЕ В ОВД»

для слушателей заочной формы обучения
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

(для всех специальностей)


2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


ТЕМА №1. Органы дознания в системе МВД России и организация их деятельности............................................................................................................3

ТЕМА №2. Правовой статус дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания................................................................10

ТЕМА № 3. Рассмотрение и разрешение органами дознания сообщений о преступлениях.....................................................................................................15

ТЕМА № 4. Производство органом дознания неотложных следственных действий.................................................................................................................23

ТЕМА № 5. Взаимодействие дознавателей с сотрудниками других служб органов внутренних дел и с компетентными органами иностранных государств...............................................................................................................27

ТЕМА № 6. Особенности производства дознания....................................31

ТЕМА № 7. Планирование дознания..........................................................35

ТЕМА № 8. Учет и отчетность подразделения дознания .......................38

ТЕМА № 9. Профилактическая деятельность дознавателя.....................42

ТЕМА № 10. Прокурорский надзор и судебный контроль при производстве дознания..........................................................................................45




Тема 1. Органы дознания в системе МВД России и организация их деятельности
Вопросы:

  1. Система органов дознания, их краткая характеристика и уголовно-процессуальные полномочия.

  2. Органы внутренних дел как основной орган дознания, их система и основные функции.

  3. Система специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел.

  4. Основные функции и задачи специализированных подразделений дознания.

  5. Полномочия подразделений участковых уполномоченных по осуществлению уголовно-процессуальных функций.

Краткое содержание темы № 1:


До второй половины 19 века органов предварительного расследования в России не было. В уездах расследование проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Расследование заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Оно разделилось на предварительное расследование и формальное расследование. Основной задачей предварительного расследования являлось установление обстоятельств совершения преступления.

Этот период времени характеризовался господством инквизиционного уголовного процесса, который наделял большой властью лиц, осуществляющих расследование, и лишал даже элементарных прав обвиняемого. Качество расследование было достаточно низким, и это объяснялось рядом причин: низким образовательным уровнем полицейских чиновников, царившим в стране взяточничеством и произволом, и другими.

Современный российский подход к определению процессуального положения органов, призванных осуществлять предварительное расследование, начал формироваться еще в ходе подготовки судебной реформы 1864 года. Так, 08.06.1860 г. императором Александром II были подписаны три Указа:



  1. «Об учреждении судебных дознавателей». Этим актом были учреждены должности судебных дознавателей.

  2. «Наказ судебным дознавателям», который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношение дознавателя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности дознавателей.

  3. «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок», который регламентировал деятельность полиции.

Это был первый шаг по отделению дознания от дознания. Дознания производилось по делам о преступлениях, обладавших сравнительно большей опасностью и подсудных судам, входившим в систему общих судебных установлений (окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат). Возлагалось оно на должностных лиц, именовавшихся судебными дознавателями, которые пользовались примерно тем же объемом прав, что и современные следователи. Указания им могли давать лишь суды, при которых они состояли, или прокуроры. Жалобы на их действия рассматривал только суд. Что касается дознания, то оно возлагалось преимущественно на полицию.

Система органов внутренних дел представляют собой совокупность элементов (органов, организаций и учреждений), взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. Она построена по двум критериям: административно-территориальному и функциональному. Административно-территориальный критерий определяет вертикальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее организационную структуру и иерархию, т.е. форму. Функциональный критерий определяет горизонтальный срез системы органов внутренних дел, выявляющий ее функциональную структуру.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, в состав органов внутренних дел входят:


  1. центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России),

  2. территориальные органы МВД России,

  3. образовательные и научно-исследовательские учреждения,

  4. медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России,

  5. представительства МВД России за рубежом,

  6. иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Территориальными органами являются:

1) на окружном уровне – главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

2) на межрегиональном уровне – оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном видах транспорта;

3) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

4) на районном уровне – управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном видах транспорта. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».

К органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие уголовно-процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Перечень органов дознания приводится законодателем в ст. 40 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:


  1. органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

  2. органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  3. иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Cт. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации оперативным подразделениям органов Федеральной службы безопасности; Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний;

4) органы Федеральной службы судебных приставов;

5) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

6) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Перечисленные государственные органы и должностные лица выполняют правоохранительные функции, поэтому среди прочих полномочий, определенных для них соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, они вправе раскрывать, расследовать и предупреждать преступления, защищать права участников уголовного процесса, и в конечном итоге реально укреплять законность в стране, выражающуюся в уменьшении количества совершаемых преступлений.

В соответствии с УПК РФ на органы дознания возлагаются следующие уголовно-процессуальные полномочия:

во-первых, производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главами 32 и 32.1УПК РФ;

во-вторых, возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

в-третьих, осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на иных должностных лиц:

1) капитанов морских и речных судов;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Для указанных должностных лиц главное – это решение хозяйственных, оборонных и иных задач, прямо не связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Они относятся к органам дознания лишь в силу объективных причин и наделены уголовно-процессуальными полномочиями только по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; по месту нахождения партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является Российская Федерация. В данном случае капитан судна обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и о причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

В случае обнаружения признаков преступления на судне во время пребывания его в порту Российской Федерации капитан судна обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 40 УПК РФ руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз осуществляют дознание по фактам обнаружения любого преступления, совершенного на территории геологоразведочной партии, зимовки, российских антарктических станций и сезонных полевых баз, однако только в период, когда отсутствует какая-либо транспортная связь с ними.

К дипломатическим представительствам России относятся посольства и миссии, которые находятся на территории другого государства. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в иностранном государстве (п. 7 Положения о посольстве).

К консульским учреждениям относятся: консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства (ст. 2 Консульского устава СССР). Консульские учреждения подчинены Министерству иностранных дел Российской Федерации и действуют под общим политическим руководством главы дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания (ст. 4 Устава). В государствах, где нет дипломатических представительств, с согласия государства пребывания на консула могут быть возложены также дипломатические функции.

Вывод: под дознанием в российском уголовном процессе понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Дознание производится по уголовным делам, перечисленным в части 3 ст. 150 УПК РФ, в общем порядке либо в сокращенной форме (ч. 1.1 ст. 150 УПК РФ).

Для успешного осуществления уголовно-процессуальных полномочий необходима правильная организация деятельности органа дознания и дознавателя. Организация в широком смысле – это подготовка к какому-либо действию или процессу и обеспечение в дальнейшем необходимых условий для успешного проведения этого действия (процесса).

Организация дознания включает научные положения и рекомендации по его планированию, применению технических средств, взаимодействию со следователями, оперативно-розыскными и экспертными подразделениями, использованию помощи общественности и средств массовой информации в расследовании и предотвращении преступлений и иным направлениям деятельности дознавателя.


Тематика рефератов (докладов):

  1. История возникновения и этапы развития органов дознания в дореволюционной России.

  2. Становление органов дознания в период с 1917 по 1990 г.г. Роль и задачи органов дознания в период Великой Отечественной войны.

  3. История образования специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел, их компетенция и процессуальный статус.

  4. Концепция развития специализированных подразделений дознания органов внутренних дел.

  5. Структура отделов (отделений) по организации дознания МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, их задачи и основные функции.

  6. Структура подразделений дознания УВД, ОВД по району, городу, их задачи и основные функции.

  7. Функции подразделений криминальной полиции, взаимодействие со службой полиции общественной безопасности.


Тема 2. Правовой статус дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания
Вопросы:


  1. Правовое положение и полномочия дознавателя.

  2. Характеристика процессуальных и иных полномочий дознавателя.

  3. Правовое положение начальника подразделения дознания (его заместителя), его функции.

  4. Характеристика организационных полномочий начальников отделов (отделений) по организации дознания МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и приравненных к ним подразделений, начальников подразделений дознания УВД, ОВД по району, городу.

  5. Правовой статус начальника органа дознания, его процессуальные полномочия.

Краткий обзор темы №2.
Дознаватель, как вытекает из определения, закрепленного в п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Комплектование подразделений дознания территориальных органов

МВД осуществляется из числа кандидатов, отвечающих квалификационным требованиям согласно ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации».

Процессуальные правомочия дознавателя, закрепленные в УПК РФ:

1) реализуемые при рассмотрении сообщения о преступлении (получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий);

2) реализуемые при производстве дознания (сокращенного дознания);

3) по обжалованию указаний начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и прокурора.

Процессуальные обязанности дознавателя:


  1. при рассмотрении сообщения о преступлении:

- принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения;

- разъяснить права и обязанности участникам производства процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, обеспечить возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы;

- предупредить о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ, участников проверки сообщения о преступлении;

- при необходимости обеспечить безопасность участника досудебного производства в порядке, установленном частью девятой статьи 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

2) связанные с обеспечением законности при производстве следственных действий и принятием процессуальных решений по уголовному делу;

2) по уведомлению участников уголовного процесса о принятых по уголовному делу процессуальных решениях;

3) обязанность устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных главой 9 УПК РФ.

Полномочия дознавателя по производству расследования в форме дознания возлагаются начальником органа дознания или его заместителем в виде резолюции с указанием принять материал к производству, либо в виде отдельного письменного указания дознавателю.

УПК РФ в ст. 40, 41, 144, 145, 150 и др. предоставил дознавателю весьма значительный объем уголовно-процессуальных полномочий: от права принятия и проверки сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении до завершения расследования составлением обвинительного акта.

Правовое положение старшего дознавателя не закреплено в уголовно-процессуальном законе, но в соответствии с утратившим силу приказом МВД РФ № 697 от 6 августа 2007 г., он наделен несколько иными полномочиями, чем дознаватель, к нему предъявляются более высокие квалификационные требования. Например, при создании группы дознавателей руководителем назначается старший дознаватель, осуществляющий руководство группой по поручению начальника органа дознания. Должность старшего дознавателя в подразделении дознания предусматривается на основании штатного расписания, как и заместитель начальника подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания – это должностное лицо, возглавляющее специализированное подразделение дознания органов внутренних дел Российской Федерации, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания является должностным лицом органа дознания, возглавляющим специализированное подразделение, специально созданное в структуре соответствующего органа дознания для производства дознания на постоянной основе и состоящее из штатных дознавателей, наделенных полномочиями по производству дознания законом. Для дознавателей таких подразделений осуществление предварительного расследования в форме дознания является основной функцией.

Начальник подразделения дознания по характеру полномочий и выполняемых обязанностей в уголовном судопроизводстве относится к категории должностных лиц, выполняющих постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти либо организационно-распорядительные функции в органе внутренних дел.

Начальник подразделения дознания наделен организационно-распорядительными полномочиями только в отношении подчиненных ему дознавателей, что отражает специфику его процессуального положения как руководителя коллектива должностных лиц, осуществляющих дознание.

Цель его участия и назначение в уголовном судопроизводстве – процессуальное руководство уголовно-процессуальной деятельностью дознавателей.

Начальник подразделения дознания наделен двумя основными функциями: процессуальной и организационной.



Организационные функции начальника подразделения дознания регламентируются некоторыми ведомственно-правовыми актами, но организационные функции взаимосвязаны с процессуальными.

Например, в соответствии с приказом МВД РФ № 1051 от 21 ноября 2012 г. «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания территориальных органов внутренних дел Российской Федерации» начальники управлений (отделов, отделений) организации дознания, отделов (отделений) дознания территориальных органов МВД России несут персональную ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности сотрудников, находящихся в их подчинении.

Некоторые организационные полномочия начальника подразделения дознания были закреплены в приказе МВД РФ № 697 от 6 августа 2007 г., который утратил силу, в связи с утверждением приказа МВД РФ № 1051.

Тематика рефератов (докладов):


  1. Процессуальная функция дознавателя, проблемы ее реализации.

  2. Порядок обжалования дознавателем указаний руководителя подразделения дознания по уголовному делу, начальника органа дознания.

  3. Проблемы реализации внешних и внутренних функций руководителя подразделения дознания.

Тема 3. Рассмотрение и разрешение органами дознания сообщений о преступлениях
Вопросы:


  1. Организация деятельности дознавателя по приему и регистрации сообщений о преступлениях.

  2. Способы проверки сообщений о преступлениях дознавателями, порядок проведения проверочных действий.

  3. Сроки проверки сообщения о преступлении, порядок их продления.

  4. Порядок возбуждения органом дознания, дознавателем уголовного дела.

  5. Порядок отказа в возбуждении органом дознания, дознавателем уголовного дела, передачи сообщения о преступлении и материалов проверки по подследственности и подсудности.

Краткий обзор темы№3.


По результатам рассмотрения сообщения о происшествии, при наличии повода и основания, органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений по сообщению о преступлении:

– о возбуждении уголовного дела;

– об отказе в возбуждении уголовного дела;

– о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд (ч. 1 ст. 145 УК РФ).

При этом следует отметить, что итоговый характер имеют только два первых решения, тогда как передача сообщения по подследственности носит промежуточный характер.

В соответствии со ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания дознаватель (орган дознания) в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. Этот порядок установлен для возбуждения уголовных дел публичного обвинения.

Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК РФ. К таким преступлениям компетенции органов дознания относятся различные виды мошенничества (ч. 1 ст. 159; ч. 1 ст. 159.1; ч. 1 ст. 159.2; ч. 1 ст. 159.3; ч. 1 ст. 159.4 УК РФ). После принятия решения о возбуждении уголовного дела частно-публичного обвинения, производство по нему ведется в общем порядке.

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, за исключением случаев предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. К таким преступлениям относятся: Умышленное причинение легкого вреда здоровья (ч. 1 ст. 115 УК РФ); Побои (ч. 1 ст. 116 УК РФ); Клевета (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ орган дознания (дознаватель), с согласия прокурора, возбуждает уголовное дело частного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относятся также случаи совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны.

Решение о возбуждении дела может быть принято, если отсутствуют сведения о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ).

Органы дознания обязаны принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, но расследуют уголовные дела только в пределах своей компетенции, которая устанавливается правилами подследственности, предусмотренными ст. 151 УПК РФ.

В связи с этим при решении вопроса о возбуждении уголовного дела органом дознания (дознавателем), возможны два варианта:

1) возбуждение органом дознания (дознавателем) уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

2) возбуждение уголовного дела органом дознания (дознавателем) с последующим расследованием по правилам гл. 32, 32.1 УПК РФ.

Организация работы органа дознания (дознавателя) при первом варианте будет рассмотрена в последующих главах.

Во втором варианте орган дознания (дознаватель) принимает решение о возбуждении уголовного дела и самостоятельно производит расследование в полном объеме.

В постановлении о возбуждении уголовного дела, в соответствии с ч. 2 ст. 146 УПК РФ указываются:

1) дата, время и место его вынесения (вводная часть);

2) кем оно вынесено (вводная часть);

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела (описательно-мотивировочная часть);

4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело (резолютивная часть).

Во вводной части постановления о возбуждении уголовного дела указываются: название документа, место, день, месяц, год его вынесения, а также время вынесения постановления; сведения о должностном лице; факт рассмотрения им сообщения о преступления; от кого и когда это сообщение поступило.

Далее идет описательно-мотивировочная часть постановления, в которой после слова «Установил» излагаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Здесь приводятся данные об обстоятельствах преступления, включающиеся в себя информацию о времени, месте и способе совершения преступления; информацию о лице (лицах) причастных к совершению преступления (если их личности установлены); сведения о пострадавшем, характере и размере вреда, причиненного преступлением и другие обстоятельства.

В этой части постановления признаки объективной стороны преступления иногда описываются не в полном объеме. Каждый элемент состава преступления, в том числе и объективная сторона, характеризуется группой признаков. Для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела необходимо и достаточно располагать сведениями о таких обстоятельствах, которые соответствовали бы основным признакам, определяющим деяние как общественно опасное и уголовно наказуемое. При решении вопроса о возбуждении дела достаточно располагать сведениями, подтверждающими сам факт действия или бездействия, соответствующего диспозиции уголовно-правовой нормы. Но в большинстве составов содержатся специальные признаки, определяющие общественную опасность преступления. Для положительного решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо располагать данными о наличии соответствующих им фактических признаков. Например, во многих составах преступлений указаны такие признаки, как крупный, существенный, значительный ущерб, повторность или неоднократность деяния и т. д. Отсутствие информации о причинении именно такого вреда будет означать и отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, несмотря на наличие данных об обстоятельствах, подпадающих под другие признаки состава преступления.

В описательной части постановления о возбуждении уголовного дела частного обвинения без соответствующего заявления пострадавшего необходимо указать конкретные сведения о соответствующих обстоятельствах (зависимое, беспомощное состояние, иные причины), которые лишают потерпевшего возможности защитить свои права и законные интересы и в силу этого требуют вмешательства органов государственного обвинения.

В резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела содержится решение о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, в резолютивной части должно быть определено дальнейшее движение дела: отметка о принятии уголовного дела к своему производству, если должностное лицо, составившее постановление, будет проводить по нему дознание. Также указывается факт направления копии постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела прокурору.

В решении о возбуждении уголовного дела возможны два варианта:

1. Возбуждение уголовного дела по признакам какого-то преступления (по факту преступления) с указанием пункта, части, статьи УК РФ. При этом, как уже отмечалось, необходимо наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Категория «достаточные данные» является оценочной. Вывод о достаточности данных относится к компетенции должностного лица, рассматривающего поступившее сообщение о преступлении. Решая вопрос о наличии либо отсутствии признаков преступления и достаточных данных, указывающих на них, дознаватель (орган дознания) руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением.

2. Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица с указанием его фамилии, имени, отчества, пункта, части, статьи УК РФ, предусматривающих преступление, признаки которого усматриваются в деянии. В такой ситуации неотъемлемым условием для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного физического лица служат достаточные данные, указывающие на совершение преступного деяния этим лицом. С момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ данное лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого.

В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела копия соответствующего постановление дознавателя (органа дознания) незамедлительно направляется прокурору.

Таким образом, постановление о возбуждении уголовного дела, при наличии подозреваемого, должно быть составлено не менее чем в 2-х экземплярах (в дело и прокурору). Копия постановления о возбуждении уголовного дела направляются прокурору, как правило, нарочным.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Отказ в возбуждении уголовного дела представляет собой исключение документального производства, предусмотренного УПК РФ, и совершения связанных с ним уголовно-процессуальных действий, включая следственные действия и меры процессуального принуждения.

В соответствии со ст. 148 УПК РФ при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отсутствие основания для возбуждения уголовного дела означает, что содержащиеся в сообщении и других собранных материалах данные свидетельствуют об отсутствии деяния, на которое указывает заявитель (отсутствие события преступления), либо об отсутствии в этом деянии состава преступления (п. 1-2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Отсутствие события преступления предполагает отсутствие самого факта (события), для расследования которого ведется производство по уголовному делу. Это основание включает в себя также случаи, когда событие предполагавшегося преступления явилось результатом действия стихийных сил природы (наводнение, землетрясение, удар молнии и т. д.), физиологических, физических или химических процессов, не зависящих от сознания и волевого контроля лиц, а также случаи, когда происшедшее явилось результатом действия самого потерпевшего (самоубийство, несчастный случай на производстве в результате вины пострадавшего при отсутствии вины других лиц).

Отказ в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления допускается только в отношении конкретного лица. Отсутствие в деянии состава преступления означает, что сам факт деяния, совершенного конкретным лицом, установлен, но оно не предусмотрено либо не расценивается уголовным законом в качестве преступления вследствие того, что:

1) преступность и наказуемость деяния устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния;

2) отсутствуют предусмотренные законом условия для признания наличия состава преступления;

3) деяние имело место и предусмотрено УК РФ, но нет признаков, указывающих на умысел или неосторожность лица, его совершившего (казус);

4) деяние совершено в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;

5) имел место добровольный отказ от совершения преступления, если фактически совершенное не содержит состава иного преступления;

6) имеются установленные законом условия, исключающие уголовную наказуемость деяния.

Истечение сроков давности уголовного преследования определяется на основании ст. 78 УК РФ, в которой установлены сроки давности и сформулированы основные правила их применения.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Срок давности по длящимся преступлениям начинает течь с момента, когда лицо явилось с повинной или было задержано, а по продолжаемым преступлениям срок давности начинает течь с момента исполнения последнего деяния, образующего общий состав.

При решении вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности следует выяснить, не были ли они приостановлены. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или его явки с повинной.

Смерть подозреваемого влечет отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии субъекта преступления. Производство в отношении умершего может вестись только в интересах его реабилитации.

Отсутствие заявления потерпевшего исключает производство по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения.

По этому же основанию уголовное дело не может быть возбуждено, если деяние, предусмотренное ст. 203 УК РФ (Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации), причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, когда уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела либо наличие основания отказа в возбуждении уголовного дела должно быть установлено с достаточной степенью достоверности, которую можно достичь средствами, имеющимися в распоряжении дознавателя (органа дознания) на этой стадии уголовного процесса.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется соответствующим мотивированным постановлением.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

В вводной части постановления указываются: название документа, место, день, месяц, год его вынесения; сведения о должностном лице; факт рассмотрения им сообщения о преступлении; от кого и когда это сообщение поступило; номер регистрации сообщения по КУСП.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница