Тифлопедагогические игровые практики по развитию и коррекции зрительного восприятия детей с нарушением зрения



Скачать 72.39 Kb.
Дата29.04.2018
Размер72.39 Kb.

Тифлопедагогические игровые практики по развитию и коррекции зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
О.В.Шкляева

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска»

г. Гурьевск, Кемеровская область, Россия.


В статье раскрываются особенности реализации игровых технологий в деятельности тифлопедагога.

Ключевые слова: Зрительное восприятие, коррекционный процесс, дидактическая игра, театрализованная зрительная гимнастика.
Глаз и связанные с ним проводящими путями отделы головного мозга представляют собой наиболее значимую и сложную из всех имеющихся у человека анализаторных систем. В ходе акта зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира человек получает информацию о форме, величине, цвете предметов и объектов, пространственном расположении, степени их удаленности. Именно информация, полученная посредством органа зрения, чрезвычайно важна для жизнедеятельности человека. Значимость зрительной информации определяется как ее большой информационной насыщенностью (через зрительный анализатор поступает 80-90% всей информации), так и ее огромной ролью в осуществлении человеком различных видов деятельности.

Современными исследованиями в области тифлопедагогики и офтальмологии доказано, что любые нарушения зрительных функций у детей неизбежно оказывают негативное влияние на результативность зрительного акта. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения проявляются: в сниженной активности восприятия, неполноте, неточности отражения, ограниченной избирательности, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого.

В связи с этим детям с нарушением зрения требуется специально организованное зрительное перцептивное обучение, способствующее компенсаторному развитию восприятия.

Рассмотрим более детально некоторые подходы к содержанию и организации коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, обеспечивающие активность и развитие с позиции стабилизации зрительных функций.

Этим требованиям полностью отвечает дидактическая игра. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и именно в связи с ее развитием происходят качественные изменения в психике ребенка.

В целом ряде дидактических игр и упражнений решаются задачи коррекции имеющихся отклонений в развитии таких функций как острота зрения, цветовосприятие, поле зрения, тренировки мышечного аппарата глаз и восстановление бинокулярного видения. Кроме того, дидактические игры дают возможность наиболее успешно осуществлять индивидуальный подход к детям с нарушением зрения.

Организуя игровую деятельность дошкольников с нарушением зрения, необходимо соблюдать важнейшее условие осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории – обеспечение ее связи с лечебно-восстановительным процессом. Это значит, что нужно обязательно принимать во внимание состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительной работы, а также следовать рекомендациям врача-офтальмолога, касающимся зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций ребенка.

Несмотря на свою эффективность, зачастую дидактические игры носят малоподвижный характер, что снижает двигательную активность детей с нарушением зрения, которая и так страдает из-за зрительно-двигательной недостаточности.

Чтобы проведения тифлопедагогического занятия сочеталось с двигательной активностью детей, использую серию игр и упражнений «Упражнения с карточками». По данной методике (авторы: М.А.Мишин, Е.В.Козлова), на начальном этапе идет обучение детей умению располагать (закреплять) карточки на вертикальной плоскости. Для этого используется сетка и прищепки. Когда механизм прикрепления освоен, уделяется внимание согласованной деятельности рук у детей. Расположение детьми карточек на вертикальной плоскости необходимо связывать с различными пространственными установками. Например,: «Расположите карточки в левой (правой) части…», «Эту карточку прикрепите как можно выше…» и т.д. Далее предлагается детям выполнять задания из различных исходных положений: ходьба на коленях, наклоны вперед, ходьба на четвереньках и т.д.

Примерные игровые задания:

«Развесить карточки»: Дети прикрепляют на сетку карточки из нескольких серий (цифры, буквы, знаки, овощи, фрукты, деревья, птицы, и т.п.) на разной высоте. После прикрепления первой карточки, дети возвращаются к столу и выбирают карточки другой серии. Чтобы передвижение детей от стола к сетке и обратно не выглядело монотонным, нужно постоянно предлагать детям различные варианты движения: «на пятках», «на коленях», «гусиным шагом», «как зайцы» и т. д.).

«Руки в стороны»: Вначале дети зрительно выбирают две карточки на сетке, затем подходят и находят такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между их ладонями вытянутых в стороны рук. Впечатления, получены на основе зрительного, двигательного, мышечного и тактильных ощущений, дают детям целостный образ определенного расстояния (размах своих рук) в пространстве (на вертикальной плоскости).

«Запомни и найди»: Цель этой игры – развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировке в микропространстве (на столе) и макропространстве (вертикальной сетке). Дети располагаются у стола, на котором лежат копии развешанных карточек, запоминают и переворачивают свою карточку, оставляют ее на столе и идут искать такую же на сетке. Когда находят свою карточку, они снимают ее, возвращаются к столу и сравнивают с карточкой, лежащей на столе.

В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), программе «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний. Детей с нарушением зрения начиная с младшего возраста обучаю различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в привычку играть в эти игры. Все упражнения предварительно обговариваются с врачом-офтальмологом и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка подбираются комплексы упражнений. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку.

Ряд упражнений дети усваивают лучше, если гимнастику проводить театрализовано. Действия в игре состоят из небольших сценок-игр. В данном варианте уместно использовать маски персонажей (не закрывающие глаза) или другие атрибуты, позволяющие ребенку быстрее войти в образ своего героя. Каждый мини-комплекс зрительной гимнастики представлен в отдельном рассказе с участием сказочных персонажей. Вот некоторые «волшебные игры» для глаз. Проводятся они индивидуально, либо с подгруппой детей.



Игра 1. «Скажи, какая твоя любимая сказка? Про Буратино? Да, был такой деревянный человечек с длинным носом. Он дразнился очень обидно. Приложит к своему длинному носу оттопыренный палец и дразнится. Попробуй-ка сделать это сам. Вот так (тифлопедагог показывает). Посмотри на кончик оттопыренного мизинца. А теперь вдаль. Сделай это несколько раз. Молодец! Только дразнить никого не надо».

Игра 2. «Буратино схватили лиса Алиса и кот Базилио. Что им надо? Ну, ясно что – золотые монеты. Сделай вид, будто ты не понимаешь, о чем идет речь. Изобрази мимикой и жестом удивление. Как это сделать? А вот так. Пожми плечами, быстро-быстро поморгай глазами, разведи руками. Молодец!»

Глаза должны моргать быстро и часто. А у детей с нарушением зрения, в связи с возможным напряжением при плохом видении, моргание бывает затруднено и замедленно. Специальные упражнения помогают активизировать работу глаз. (Упражнение «Крылья бабочки» - чередование 5 легких морганий («…как взмах крыла бабочки…»), затем веки закрыты(несколько секунд) и вновь 5 морганий. И так в течении одной минуты.



Игра 3. «Буратино сидит посреди Поля Чудес и сторожит лунку с закопанными золотыми. Он ждет, когда вырастет дерево с монетами. Потри ладони одну о другую. Закрой глаза. Положи на них ладони – теперь ты в полной темноте. Не видно ни луны, ни звезд. Посиди так немного».

В этой игре представлено упражнение для отдыха глаз, известное под названием пальминг. Пальминг применяется, чтобы снять усталость, напряжение глаз. Дать отдых мозгу. Очень хорошо проводить это упражнение под звучание спокойной, тихой музыки. Этот метод очень привлекает своей простотой, не требует никаких затрат и применим в любой момент на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, в различные режимные моменты, из положения стоя, сидя, лежа.



Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения не только основа успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности, но и охрана, улучшения зрения. Предлагаемые игровые практики – составляющая часть этой работы. Они не существует сами по себе, а продолжают и дополняют тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействуют на развитие ребенка и эффективно сочетаются с его здоровьесбережением.

Литература


  1. Григорьева, Л.П., Бернадская, М.Э., Блинникова, И.В., Солнцева, О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001, 96 с.

  2. Катаева, А.А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2001, 224с.

  3. Мишин, М.А., Козлова, Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001, №2. С. 30-40.

  4. Мишин, М.А., Тюбекина, З.Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2000, №1. – С.44-60.

  5. Никулина, Г. В., Фомичева, Л.В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, 128с.

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Л.И., Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен»,2003, 256с.

  7. Чевычелова, Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012, 120с.

Каталог: tiflo
tiflo -> Call-центр Naumen Phone Руководство оператора
tiflo -> Виталий Леонтьев. 300 лучших программ на все случаи жизни
tiflo -> Статья из книги: Улучшаем зрение
tiflo -> Педагогические технологии сохранения зрения детей в процессе обучения
tiflo -> В истории человечества есть только три равнозначных события, которые в своей совокупности определяют вид современной цивилизации: приручение огня, изобретение паровой машины и создание компьютера
tiflo -> Данное пособие будет полезно как начинающим, так и продвинутым пользователям персонального компьютера, которые хотят легко и быстро просматривать огромное количество веб-ресурсов и иметь постоянный доступ к разного рода информации
tiflo -> "Горячие клавиши" для работы в программе Mozilla FireFox
tiflo -> Методическое пособие " Основные элементы управления windows. Использование клавиатурных команд системы и специальных средств jaws. "


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница