«Только на эту букву»



страница1/4
Дата23.05.2018
Размер0.64 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4

Общеобразовательная школа І –ІІ ст.

с.Любешовская Воля

Любешовского района

Волынской области


Развитие коммуникативных навыков

и умений игровыми средствами

на уроках русского языка
(Дидактический материал)

Подготовила учитель русского языка

ЗОШ І –ІІ ст.с.Любешовская Воля



Клявзуник Лариса Максимовна

2015


Содержание

І. Предисловие . ………………………………………………………………… 3


ІІ. Игротека учителя русского языка……………………………………………..

  1. Игры………………………………………………………………. 5

  2. Метаграммы……………………………………………………….27

  3. Скороговорки…………………………………………………… 28

  4. Стихи для использования в речевой разминке………………….30

  5. Считалки …………………………………………………………..31

  6. Песни – заклички………………………………………………… 33

  7. Загадки……………………………………………………………. 36

ІІІ. Занимательные задания для развития коммуникативных навыков и умений учеников …………………………………………………………………………. 39


Литература ……………………………………………………………………….64

Цель данного пособия – помочь учителю русского языка 5 – 6 классов в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.

Игры, занимательные упражнения позволят целенаправленно развивать коммуникативные навыки и умения, культуру речевого общения и творческие способности учеников.


Материал можно использовать на уроках и внеурочных мероприятиях.

Автор - составитель Клявзуник Лариса Максимовна,

учитель русского языка.
Предисловие
Одним из основных для человека умений является способность правильно и выразительно говорить. Это даёт ему возможность находить общий язык с другими людьми, поддерживать с ними добрые отношения. У говорящего появляется уверенность в себе, что немаловажно для становления его как личности.

Коммуникативная направленность преподавания русского языка заключается в том, что процесс обучения приближается к процессу коммуникации: на уроках обсуждаются те темы, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, их уровню развития, актуально значимы для участников общения; используются те речевые средства, которые функционируют в реальном процессе общения. Лингвистическая же информация даётся только как материал вспомогательный. В то же время необходимо наглядно показать( в первую очередь, анализируя художественный текст) важность и необходимость изучаемого теоретического материала для овладения русским языком.

Для развития коммуникативных умений учеников использование игровой методики очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на своё мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом в игре реализуется один из главных принципов педагогики - сотрудничество.

Игра - это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощённой мыслительной и речевой деятельности у ребёнка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельное мышление и творческая инициатива. Общение в диалоге – игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.

«Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», - писал известнейший педагог Е.И.Ильин. Попробуем соединить изучение русского языка с лингвистическими играми и занимательными заданиями, чтобы развивать коммуникативные умения и навыки.

В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остаётся игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Подводя итоги, хотелось бы привести ещё один важный аргумент в пользу необходимости активного употребления элементов игры в учебном процессе. Посмотрите в глаза учеников, которые выходят из игрового урока. Перед вами люди, которые получили радость от труда, от учения. Что тогда счастье, если не это?!


ІІ. Игротека учителя русского языка
1.Игры

Измени слово»
Учитель называет слово. В нём нужно изменить только одну букву, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Бак (бок, бук, бал, лак, мак, бар, бас, Бах);

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка);

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, Дон)

Гора ( кора, нора, пора, горе);

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, ком, кон);

Коза (доза, лоза, поза, кожа, кора, коса);

Мак (бак, лак, рак, так);

Сок (бок, кок, ток, сом, сон, сор);

Сын (сыр, сыт, сыч, сон)

***
« Наборщики»
Ученикам предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять минут составить новые слова.

Спорт ( спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп);

Виноград ( вино, град, нога, гора, вода, год, род, вид, грива, нива, диво);

Библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет);

Крокодил (код, кол, рок, лик, око, род, идол)
***
« Дежурная буква»
Учитель называет любую букву. В течение определённого времени нужно записать как можно больше слов, которые бы с неё начинались.

***
« Найди пару»

Играющим предлагается слово. Изменив в нё одну букву, образуют новое.



Пара (фара), рана (рама), стол (стул), халат (салат), игра (игла), лук ( люк), балка (палка), река ( рука), карта ( парта), соль ( моль), голос ( волос), врач

( грач), волк ( полк), лото (лето)



***
« Кто быстрее»

Записать пять слов, в которых

а) звуков больше, чем букв (яблоко, приём, ёлка, заяц, юла);

б) букв больше, чем звуков ( радостный, русский, портфель, зелень, степь);

в) количество звуков и букв одинаково ( ученик, загар, мороз, окно, магазин).

***
«Добавь букву»
Учитель называет слово. К нему нужно добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Лень – олень, кот – крот, метр – метро, шар – шарф, мех – смех, роза – гроза, пена – пенал, кран – экран, вол – волк, пар – парк.


***
«Загадочная надпись»

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:


. о..о .о.а.о.а. ь
(Добро пожаловать)

***
«Какое слово спряталось»
Учитель называет слово. Ученики должны назвать другое, которое входит в состав предложенного.

Уточка – точка, мрак – рак, удочка – дочка, щель – ель, хлев- лев, столб – стол, укол –кол, клён – лён, зубр – зуб, коса – оса, полк – пол.

***

« Пропавшая буква»
Мальчик написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать, оставив вместо себя подруг. Угадайте, какая буква исчезла, и верните её на место.

В полу было жарко. Мы охали долго – долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.(е)

***

«Волшебные превращения»
Меняя в каждом слове только одну букву, превратите « реку» в «море», «козу» в «репу».

(Река- рука – лука –луза – лоза- поза – пора – гора – горе – море;



Коза – лоза – луза –муза – мука – рука – река – репа)

р

е

к

а































































































м

о

р

е

к

о

з

а









































































р

е

п

а

***
«Буква потерялась»
Учитель раздаёт карточки, на которых написаны буквы алфавита. В наборе одна буква отсутствует. Ученики называют карточки. Когда ответил каждый, необходимо определить, какая буква пропущена.
***

«Беспорядок в алфавите»
Глядя на рисунок, ребята несколько минут запоминают расположение букв на нём. Затем, указывая на них, нужно назвать всё в алфавитном порядке. Выигрывает тот, у кого меньше времени займёт выполнение задания.


н

р


е

о

к

в

й

г

ч
а

с


ш



у

ё

ф
ц




ж

л

щ



я


з

т


э
д

ю
м

и
х

ь

ь



***
«Буквы из спичек»
Какие буквы можно составить из трёх спичек?

. (А, д, ж, и, к, н, п, р, с, ц, ч)



***
На одну букву
Учитель называет букву. Ученики составляют предложение, каждое слово которого должно начинаться на эту букву.

Катя купила книги Куприна, Каверина, Катаева.

Однажды около озера отец обнаружил огромного одинокого оленя.

Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.


***
***

«Только на эту букву»

Играющие садятся на скамейку в один ряд и выбирают водящего. Каждый играющий задумывает одну букву алфавита и сообщает водящему.

Выбрав букву, учащийся должен подбирать для ответа на вопросы водящего такие слова, которые начинаются с этой буквы.

Отвечать надо быстро.

Например, водящий задаёт вопросы игроку, выбравшему букву п.

- Какая у тебя буква?

- П.

- Как тебя зовут?

- Павел.

- Как твоя фамилия?

- Петухов.

- Откуда ты приехал?

- Из Праги и т.д.
***
«Кто скажет последний»
Учитель пишет на доске основу предложения: подлежащее и сказуемое. Каждый играющий должен добавить одно слово, пока учитель считает до трех с паузами в одну секунду. Если вызванный ученик не успел добавить одно слово, продолжает другой.
П е р в а я к о м а н д а

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе и т.д.

***
«Я иду из школы домой»
Описанную сцену можно использовать для повторения употребления глаголов в речи.

Разыгрывается сценка. Один ученик берёт сумку и говорит классу:



Я иду (пошёл ) домой. До свидания! Вот я открываю дверь и выхожу из класса в коридор. Иду по коридору и спускаюсь по лестнице в гардероб. Одеваюсь и выхожу на улицу и т.д.

Учитель или капитаны следят за правильностью ответов.


***

«Отгадай, что я сделаю»


Учитель коротко описывает ситуацию. Учащиеся должны догадаться, что он сделал в этой ситуации, и сказать об этом. Тот, кто отгадает, получает одно очко. За неверные ответы учитель не снимает количество очков.
О б р а з ц ы с и т у а ц и й и о т в е т о в у ч а щ и х с я

У ч и т е л ь У ч е н и к и

У меня в руке мел. Вы напишите слова.

Я подхожу к доске. Вы будете писать.

На столе лежат контрольные работы. Вы их проверите.


***
« Кто назовёт больше глаголов движения»
Учитель показывает детям несколько картинок, на которых изображены различные способы передвижения животных, птиц, рыб, человека и.т.п.

Играют две – три команды. Они соревнуются: кто придумает больше предложений с глаголами движения, объясняя то или иное действие, изображённое на картинке.



***
«Игра с хлопками»

Учитель предлагает тему для повторения, например «Класс», «Домашние животные», «Моя комната». Он проговаривает все слова по данной теме. Ученики хлопают в ладоши, если учитель произнёс слово из другой темы, ученики не ударяют в ладоши.




***

***

«Кто больше»
Учитель объясняет задание: надо написать как можно больше слов, оканчивающихся на букву а. Все слова должны обозначать предметы классной комнаты, учебные принадлежности.

***


« Подбери по признакам предмет»



Известный
Знаменитый


Артист
Писатель





Яркий
Синее

Луч
Море


Блестящий
Зубной


Врач
Дирижёр

Холодный
Способный


Студент
Воздух


***
«Через реку по камням»
Учитель на доске рисует « реку». В разных местах изображает на «реке» переходы по камням в виде квадратов. Класс делится на две команды. Каждая команда должна перейти «реку» по «камням». Чтобы ступить на «камень», в квадрат нужно вписать слово по теме. Учитель даёт каждой команде тему, например одной – «Комната, домашние вещи», другой – «Одежда».

Выигрывает та команда, которая быстрее пройдёт через «реку».




***
***

« В поход»
Учащиеся коллективно вместе с учителем составляют маршрут «похода», изготавливают большую карту. На ней флажком показано то место, откуда начнётся «поход». Ученики выбирают руководителя « похода», заведующего хозяйством, ответственного за культурную программу.

В процессе подготовки к» походу» учащиеся повторяют лексику по темам:

« Транспорт», «Одежда», « Продукты питания», разучивают песни, узнают названия учреждений.


***
«У кого»
Каждый ученик получает картинки или карточку со словами для игры (два – три слова).

Например, ученики получили картинки с изображением мяча, часов, чашки, флажка, шара.

У ч и т е л ь: У кого мой мяч?

О л я: Нет, у меня нет мяча. Я думаю, что он у Саши.

У ч и т е л ь: Саша, у тебя мой мяч?

С а ш а: Нет, у меня нет мяча. Я думаю, что он у Кати и т.д.

Учитель задаёт вопросы до тех пор, пока не найдёт предмет или картинку с этим словом. Когда предмет найден, учитель говорит: Благодарю вас, вы вернули мне мяч.


***
« Кто знает больше признаков предмета»
Учитель называет какой – нибудь предмет, например, шкаф. Ученики перечисляют признаки: большой, новый, высокий, деревянный, желтый и т.д.

Выигрывает тот, кто назовет больше признаков предмета.




***


«Кто скажет последнее слово»
Учитель вывешивает на доске картинку с изображением какой – нибудь бытовой ситуации, например, девочка идёт в школу. На доске записывают краткое предложение «Девочка идёт в школу». Каждый ученик должен повторить это предложение, добавив одно новое слово:

П е р в ы й у че н и к: Девочка идёт в школу.

В т о р о й у ч е н и к: Девочка идет из дома в школу и т.д.

Побеждает ученик, сказавший последнее слово.



***
«Справочное бюро»
Учитель объявляет, что сегодня все ученики работают в справочном бюро и будут отвечать на вопросы, давать справки.

Класс делится на две команды. Игроки одной команды задают вопрос, другой – отвечают.


***
«Чей рассказ лучше»
Учитель пишет на карточках предложения – начало рассказа. Каждая команда получает такую карточку. Играющие по очереди продолжают начатый рассказ, дописывая одно – два предложения. Последний член команды, записав свои предложения, читает вслух весь рассказ. Ученики обсуждают, чей рассказ лучше и почему.

***

«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавелъ, украинский, термос, начал.
Вариант текста, составленного из предложенных слов,

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

Ты чего звонишь?

На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[н'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.


***
« Завязка и развязка»
Учитель заранее подбирает короткий занимательный рассказ и читает его в классе, но прерывает чтение на кульминационном моменте. Развязку должны сочинить учащиеся. Выигрывает та команда, представители которой придумали самую интересную развязку.


***
«Пригласи на обед»
Задача: озвучить меню обеда, на которые вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д.,(другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении)..


***


***
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определённому правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

лимонный, карманный, соломенный (лишнее – соломенный);

горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное;)

революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).



***
«Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и форм и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).



***
«По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм, Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся- -тъся- в глаголах». И др.




***

***

«Помоги Пете Ошибкину

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак.

Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово – сало»,- объяснил он. Правильно ли это?


Каталог: doc -> files -> news
news -> «Послевоенное восстановление и развитие Украины
news -> Урок дифференцированного обучения по теме Фразеологизмы
news -> Тема. Правописание падежных окончаний существительных (без употребления термина); работа с деформированным текстом. Цель
news -> Урок по истории Украины Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг. (8 класс) учителя Артёмовской
files -> Клещевина обыкновенная
news -> Донецкая гимназия №92 Донецкого городского совета Донецкой области Тетрад ь для практических работ по информатике
news -> Конспект урока по физической культуре для учащихся 6-х классов Задачи урока: Совершенствование техники бега, прыжков и метаний


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница