Традиции строительства жилого дома в славянской культуре



Скачать 336.5 Kb.
Дата09.08.2019
Размер336.5 Kb.
#126824


Традиции строительства жилого дома в Славянской культуре.




Сиволодская Виктория Владимировна
Практикующий архитектор,

член Ростовского представительства МОО МАДН


г. Ростов-на-Дону, Россия


Из прошлого в будущее.

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы организации жилого дома в Древнеславянской культуре, традиции строительства, сохранившиеся до наших дней.

Ключевые слова: Славянская культура, архитектура, строительство, жилой дом, экология мысли.

Постановка проблемы. Ничто так ярко, как архитектура, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей ее культуры, ее отношениях с миром. Как явление духовное, в аспекте мировой культуры, архитектура изучена недостаточно.

Эстетические и художественные качества архитектуры ставятся в зависимость от назначения, формы, материала. Генезис архитектуры сводится к древним технологическим процессам, в конечном счете – к материальным, утилитарным потребностям человека.



Архитектура жилища должна изучаться (раскрываться) в ее содержательных связях с миром, с религиозными воззрениями человечества, что позволит понять духовный смысл организации дома, проходящий через все культуры от древнейших времен до современности.

Каждая историческая эпоха порождает свой определенный стиль, который в ней эволюционирует и отмирает, или же переходит в иной стиль, во многом от него отличающийся, но складывающийся еще в его пределах. Ни одна из следующих попыток восстановить исторический стиль ушедшей эпохи в его первозданном виде не имела успеха. Однако, опыт, накопленный поколениями наших предков, заслуживает пристального изучения и, возможно, ассимиляции, для наилучшей адаптации современного человека, живущего в условиях техногенного общества, к окружающей его «природной» («Космической») действительности. Данное положение можно отнести к задачам этой работы. Так же, необходимо, по возможности, выявить воздействие «сакральной» составляющей акта строительства на состояние «духовного» равновесия наших предков, определить связь между ритуальными (обрядовыми) действиями и формированием «мыслеформ». Ведь для современного человека проблема «экологии мысли» все более актуальна, а проследить развитие составляющих этой концепции от Древних Славян до наших дней – немаловажно, для осознания этого.

Большое количество современных исследователей (Ф.С.Капица, Д. Зеленин, Б. Рыбаков, М. Семенова) сегодня занимаются изучением славянской культуры. Среди них - археологи, этнографы, историки религий, философы и многие другие. Для каждого найдется что-то интересное в нашей истории. Однако, большое количество материала по «славянам», к сожалению, остается в виде узкоспециализированных изданий, не связанных между собой. В данной работе приведена попытка соединить данные этнографических исследований, знания о верованиях наших предков и архитектурные (строительные) традиции.

Не секрет, что у Древних Славян, также как и у многих других народов, устройство жилища было напрямую связано с представлениями об устройстве Вселенной. Сооружение жилого дома, превращенное ныне в простой технический акт, для наших предков славян, было исполнено глубочайшего, интимнейшего религиозного смысла. В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам. Артели профессиональных строителей – плотников появились достаточно поздно, а когда появились, на них стили смотреть не только как на мастеров своего дела. Еще в начале ХХ века их считали могучими колдунами, «знающими» людьми, властными над жизнью и смертью живших в выстроенном ими доме.

Древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома и священные храмы таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Прослеживается прямая параллель с представлениями наших предков об организации Космоса, и это не случайно. Дерево, растущее внутри дома, представало здесь зримым воплощением Мирового Древа. Отголосок этого древнего верования прочно держался в разных частях бывших славянских поселений (Россия, Малороссия, и пр.) еще в начале ХХ века, в некоторых обрядах, связанных со строительством. Дом не просто возводился по священному образцу, самый акт строительства являлся священнодействием, будучи в определенной степени равен сотворению мира. Конечно, это подразумевало не только определенное отношение к дому, но и огромное количество магических действий, связанных с выбором материала для постройки, выбором места для будущей «Домашней Вселенной», выбором времени начала строительства, с разными этапами и деталями стройки, и, наконец, с переездом в новый дом.

Наши предки очень ответственно подходили к выбору материала (читай – дерева) для строительства. Существовало огромное количество ритуалов и примет, исполняя которые, человек мог безопасно обеспечить себя древесиной. Ведь не секрет, что отношение Древних Славян к своей Природе (Матери) существенно отличалось от сегодняшнего отношения людей к окружающему их миру. Деревья являлись не просто сырьем для строительных работ, они были для наших пращуров живыми существами, детьми Земли и Неба («Свободные зеленые народы» (С) Н.Гумилев). В таких условиях трудно было обеспечить себя строительным материалом, ведь нельзя было просто отправится в лес и срубить ближайшее дерево, это воспринималось как убийство живого существа. Для решения этой проблемы в культуре Древних Славян и были предусмотрены правила и ритуалы, помогавшие человеку в выборе подходящего материала.

Но, мало выбрать дерево, добыть его и привезти. Необходимо было найти место, для строительства своей будущей «Вселенной». Современные научные изыскания подтверждают: на Земле действительно есть места благоприятные и неблагоприятные для жизни человека. Это связано с расположением силовых линий некоторых энергетических полей нашей планеты, а так же факторами «местного значения» (т.н. водяными жилами). Древние Славяне уделяли внимание и этому вопросу. Выбор места для дома был важной вехой в создании своего «Микрокосмоса».

Славянские народы (и не они одни) руководствовались «волей Богов» не только в выборе места будущего дома, но и для организации всего селения. К примеру, северные Славяне (Карелы и Скандинавы, селившиеся, в основном, по берегам рек и озер) часто использовали в выборе места для поселения ритуал гадания, в котором участвовал первый строевой лес. Согласно северорусским приданиям, случалось, что лес, доставленный по воде к намеченному месту, вдруг сам собой отплывал прочь, уводя следом и людей. Подобная традиция не пресеклась и с принятием христианства. На Русском Севере христиане - новгородцы, пришедшие осваивать неведомые места, пускали по реке принесенную с собой икону. Где прибьет ее к берегу, там деревне и быть. Ритуалы позволявшие определиться с местом поселения были разнообразны и множественны.

После выбора места для деревни (оно определялось расположением ее ритуального центра: святилища, а позднее церкви) приступали к выбору места для строительства конкретного дома. Кроме вполне практических соображений: чтобы не заливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветры, чтобы поблизости была вода и т.д., требовалось так же, чтобы место было «добрым». Наши предки знали множество способов это проверить, и в любом из них помимо рационального начала, присутствует главная идея Славянского язычества – о гармонии Вселенной и о роли человека в этой гармонии.

В частности, в ритуалах, связанных с определением «доброго» места, могли принимать участие:



- хлеб – как священный для Славян продукт, обладающий Божественной силой;

- крупный рогатый скот, (корова была почитаема также племенами Скандинавов, у последователей индуизма, у египтян и пр.) ведь, недаром, одним из наиболее почитаемых богов Древних Славян являлся Велес (Волос) – «Скотий Бог» (скот в древности, означал также «богатство»). В Духовном смысле, «Скотий Бог» - значит Тот, Кто владычествует над живой природой. Духовное начало, управляющее материальным миром.

В частности, в выборе места, могла принимать участие молодая корова. Место, где она спокойно уляжется, пережевывая жвачку, считалось счастливым и безопасным. Видимо, не случайно, современные исследователи-экстрасенсы говорят, что корова, в отличие от кошки, никогда не уляжется на месте, по своим энергетическим свойствам, неблагоприятном для человека.

- вода – которую в данном случае, явно считали живой;

- муравьи - (заберутся под оставленный на земле деревянный кружок – значит, место счастливое).

Зная, насколько придирчиво наши предки выбирали строительный материал и место для будущего дома, следует предположить, что и время начала строительства выбиралось ими не менее тщательно.

Мы привыкли считать астрологическую науку достоянием то ли восточной, то ли западной, но в любом случае чуждой, не славянской премудрости. Между тем, наши языческие пращуры, как и все древние народы, старались наилучшим образом вписать свою жизнь в гармонию Космоса, частицей которого они себя осознавали. Очень похоже, что наши предки были знакомы с зодиакальной системой, подмечали влияние далеких созвездий на склонности людей и таким образом на их судьбы, - и старались жить в соответствии с ритмами Вселенной, сообразуя с ними все свои начинания.

Строительство дома, сотворение домашнего мира, было, конечно, делом важнейшим и очень жаль, что примет и поверий, касающихся выбора времени для начала строительства дома, сохранилось до наших дней относительно немного.

Вряд ли, однако, мы ошибемся, если предположим, что строительство избы редко затевали под вечер. «Утро вечера мудренее» - гласит русская поговорка, отражая древнее верование: утро, лучезарная мощь восходящего солнца, олицетворяли для древних людей торжество добра, справедливости, светлых Богов. Вечер же и ночь временную власть Тьмы, зла, всего враждебного людям.

Похожие верования касались и лунных фаз, (например: никогда не начинали строительство при «ущербной» луне).

Важную роль также играл годовой солнечный цикл, к которому был привязан сельскохозяйственный оборот и с ним последовательность календарных обрядов. Сотворение «Домашней Вселенной» вполне закономерно старались приурочить ко дню сотворения мира (день весеннего равноденствия, который справляли в ту пору 21 марта). В позднейшие времена бытовало поверье, что срок строительства непременно должен захватить праздник Троицы: «без Троицы дом не строится». В языческие времена на этот праздник, видимо, приходился день летнего солнцестояния – 22 июня, великий праздник Солнца.

Избегали закладывать дом в понедельник, среду и пятницу, несчастливым днем считалось и воскресенье. К хорошим дням исстари относили вторники и четверги.

Мифологии различных народов, порою живущих даже на разных материках, сохранили до наших дней очень схожее верование, а именно: материальный мир был создан Богами из тела убитого ими (принесенного в жертву) существа.

Так у наших близких соседи - Скандинавов – существовал миф о первом обитателе Мировой Бездны зловещем великане Имире. Победившие великана Боги использовали его плоть для строительства Вселенной. Тело Имира стало землей, череп – небесным сводом, мозг – облаками и т.д.

На другом конце света, в Индии, рассказывали о «тысячеглавом, тысяченогом» существе Пуруше. Это существо было не только «мировым телом», оно заключало в себе и «мировую душу». Согласно легенде, он был принесен в жертву, и из его тела возникла Вещественная вселенная.

Возможно, у Славян были сходные верования. Сохранилась апокрифическая «Голубиная книга», где, хоть и в христианизированной форме, описывается очень похожее «начало вещей».

С другой стороны, дом – малая Вселенная – определенно отождествлялся нашими предками с человеческим телом. Славяне, как и многие другие народы, «разворачивали» строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. Отсюда появилось понятие «строительная жертва», которая как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное. В идеале «строительной жертвой» должен быть человек. Подобные поверья были распространены во многих частях света. Конечно, не под каждой избой в деревне покоился принесенный в жертву человек. В Славянском обычае к человеческим жертвоприношениям прибегали крайне редко, лишь в исключительных случаях. При обычном строительстве довольствовались животным, обычно конем или быком. Так что «коньки» на русских крышах изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню.

Ритуал «строительной жертвы» достаточно подробно воссоздан учеными на основе археологических данных. В действительности, он имел мало общего с жуткими легендами о жертвоприношениях в Славянских общинах. Не говоря уже о человеке (!) даже конь погибал далеко не всегда. Кони ценились дорого; жертвенного коня, собираясь закладывать новую деревню, покупало в складчину несколько семей. При обычном же строительстве нового дома могли использовать и череп давно умершего коня. Вместе с черепом в основание дома укладывали ковшик меда, а так же воск. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить «петушков» как украшение крыш, а так же повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха.

Закопанные черепа жертвенных животных находят под избами Х века, и под построенными через пять столетий после крещения – в XIV-XV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку, которая, как правило, располагалась под красным углом (под иконами), либо под порогом.

И все-таки древняя вера, что дом строится «на чью-нибудь голову» бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь незавершенным, обманывая судьбу. Еще в XIX веке при закладке избы старший плотник три утра подряд ходил на место строительства «слушать». Долетит человеческий голос, - значит, умирать предстояло хозяину нового дома. Послышится мычание скота или крик петуха, - значит, речь шла об их головах. А поскольку смысл многих древних поверий в XIX веке был уже утрачен, повсеместно в России считалось, что заклятие – кому умирать – иной раз накладывали сами строители. Вот и просили крестьяне мастеров-артельщиков: «Закляните, родимые, мышей и тараканов – черных да рыжих!»

Внешний вид дома в значительной степени определялся строительными традициями, которые, в свою очередь определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере, соответственно, это – деревянная рубленая изба, на юге – хата-мазанка (полуземлянка).

Наши предки связывали с ориентацией по сторонам света вполне определенные понятия. Юг и восток для них символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными Богами.

Всякий человек стремится расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни и свету. До появления окон, единственным отверстием, по средствам которого славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. Древнейшие (VI-IX вв.) избы и полуземлянки Славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно, что причина за этим крылась более глубокая, чем простое желание осветить жилище. Начиная с Х века, с появлением окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Печь – «центр святости» дома обязательно располагалась в северной его части, оберегая его обитателей от зла, которое могло прийти с той стороны. Красный угол, непременно располагался в южной или юго-восточной части помещения, обязательно по диагонали от печи.

По окончании строительных работ надлежало провести испытание «добрый» ли дом получился, действительно ли были учтены все мистические законы и требования. Многие из нас помнят обычай, въезжая в новый дом пустить впереди себя кошку. Но мало кто знает, что он означает. На самом деле, наши предки таким методом испытывали безопасность жилья. На первую ночь в новом доме запирали кошку с котом, на вторую курицу и петуха, на третью поросенка, на четвертую – овцу, на пятую – корову, на шестую – лошадь и лишь затем в доме оставались на ночь люди, при условии, что все животные были, на утро, веселы и здоровы!

День для переезда, так же как и для начала строительства, тщательно выбирался.



Входя в первый раз в дом, хозяин брал с собой хлеб или тесто в квашне (напомним, что у Славянских народов хлеб обладал Божественной силой).

Из старой избы в новую, с помощью определенных обрядов, переселяли её живую душу – Домового. В новом доме его ждало угощение: хлеб с солью. Старались захватить с собой из старого дома в новый Долю. Считалось, что доля есть не только у каждого человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые «символы обжитости»: домашние изваяния Богов (в христианскую эпоху – иконы), огонь очага, домовой сор, горстку которого бросали в Красному углу.



Первое возжигание огня в новой печи – один из важнейших ритуалов. Стоит сказать также, что «возгнетание» огня было, своего рода, юридическим актом, закреплявшим право собственности. Огонь, загоравшийся в древнеславянской печи, «закреплял» только что созданную «Домашнюю Вселенную» за ее хозяевами-людьми.

Непременным элементом новоселья было застолье. К столу приглашалась в основном родня, гости приносили с собой хлеб-соль. Особое значение придавалось самому первому гостю, который должен быть домовитым, хозяйственным, порядочным и щедрым, ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого все валится из рук.

Однако освященной и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освещения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освещение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы.
Выводы и перспективы:

Надо ли говорить, что, подготовив, таким образом, место и материалы для строительства, сведя воедино все человеческие, Божественные и Природные законы, Древние Славяне создавали вокруг себя поле, наполненное положительными мыслеформами. Ведь, по их мнению, проведя все соответствующие ритуалы и обряды, они находились в абсолютной гармонии с Внешним миром и своим внутренним состоянием. Главное правило равновесия во Вселенной было выполнено, и постройка дома, также как и последующая жизнь в нем, обязательно были (по их мнению) правильными и гармоничными.

Находясь в доме, построенном с учетом этих традиций, а значит с участием положительных мыслеформ, независимо от периода и стиля его постройки, вы ощутите гармонию и чистоту, которые питают тело и душу.

И в наше время любой человек, проведя «сонастройку» с внешним миром, гармонизировав свои отношения с Вселенной, по средствам проведения определенных ритуальных действий, или просто научившись контролировать свои мыслительные процессы, направлять их в нужное русло, сможет приобрести «поле положительных мыслеформ и образов».



Контролируя свои мысли, задавая им позитивный заряд, человек может осуществить свои самые заветные желания, построив Свой Дом – Свою Вселенную!
Литература:


  1. Буткевич Л.М. История орнамента

  2. Семенова М. Мы – славяне!

  3. Куприсов Н. Интерьер для здорового дома.

  4. Крутских Е.Ю. Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома.

  5. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.



Скачать 336.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница