Требования и рекомендации к выполнению контрольной работы



Дата11.09.2022
Размер120 Kb.
#131038
эссе упр.учет
Analiz osnovnykh proizvodstvennykh fondov zanyatie 3

ТАРГЕТ-КОСТ И КАЙЗЕН-КОСТ: МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Актуальность выбранной темы подтверждает то, что в сфере развивающихся рынков растет конкуренция в различных отраслях. Производство ориентировано на совершенствование, модернизацию, инновации, разработку новых концепций, изделий и товаров, а также осуществляется поиск способов с целью снижению издержек, следовательно, стоимости выпускаемой продукции [1].


Оптимизацию прибыли осуществляют путем снижения затрат, без учета расходов на производство новых товаров. Каждое предприятие успешно функционирует, если отличается высоким уровнем конкурентоспособности. Компания, чью продукцию отличает лучшее соотношение «цены-качества» можно считать наиболее конкурентоспособной.
В случае, когда прибыль высока, то большая часть средств направлена на инновации [2]. А значит, грамотное управление затратами относят к основным условиям по расширению и развитию предприятий. Соотношение «цена – качество» определяют конкурентоспособность.
Современные рынки товаров стремительно меняются, технологии прогрессируют, а покупатели становятся все более требовательны к продуктам труда, обращая внимания не только на цену и качество, но и на функциональные возможности товаров.
В связи с этим многие эксперты считают, что необходимо разрабатывать новые подходы к учету затрат и формированию себестоимости продуктов труда, отвечающие современным условиям конкурентной среды [3].
Во второй половине XX века японскими специалистами по производственному менеджменту были разработаны две новейшие калькуляционные системы: «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» [4].
На сегодняшний день эти системы учета в основном применяются на предприятиях, занятых в инновационных секторах экономики (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные и цифровые технологии), а также в сфере услуг.
Основная идея, лежащая в основе этих концепций, заключается в определении целевой себестоимости. Себестоимость рассматривается не как показатель, рассчитанный по нормативам, а как величина, заранее установленная на основе маркетинговых исследований, к которому должна стремиться компания, чтобы предложить рынку конкурентный продукт.
В основе расчета целевой себестоимости лежит ориентация на потребителя, а именно по какой цене потребитель готов приобрести данный продукт труда [5]. Желание потребителя приобрести данный продукт труда, а также цены других фирм-конкурентов будут определять ожидаемую рыночную цену реализации продукта труда. Помимо рыночной цены целевая себестоимость включает в себя также целевую прибыль, которая приносит удовлетворение владельцу компании в той мере, что позволяет покрыть все затраты и получить доход для дальнейшего развития.
Полезность продукта и цены конкурентов влияют на спрос, а затраты на производство и доставку – на предложение. В настоящее время многие специалисты считают, что именно спрос должен быть единственным фактором, который следует принимать во внимание при установлении рыночной цены, а затраты должны стать лишь ограничивающим фактором при принятии управленческих решений.
Метод управления затратами «таргет-кост» – это не просто метод калькуляции затрат, а метод, при котором цены определяются конъюнктурой рынка, вызванной определенным набором факторов, таким как: однородность продукции, уровень конкуренции, отсутствие или низкое переключение расходов на конечного потребителя [6].
Применение до начала производства метода «таргет-кост» делает возможным снижение рисков, связанных с производством и реализацией продукции, или же принимается решение о приостановлении ввода новой продукции.
Ключевая цель «таргет-кост» заключается в том, чтобы дать возможность руководству использовать методы опережающего планирования затрат, управления затратами и сокращения затрат, когда затраты планируются и рассчитываются на ранних этапах цикла проектирования и разработки, а не на более поздних этапах разработки и производства продукции.
Важной особенностью системы «таргет-костинг» является стратегия снижения затрат еще на начальной стадии проектирования продукта труда [7]. Изначально компания разрабатывает концепцию нового продукта труда, который по своим качествам и функциям должен отвечать требованиям рынка и ожиданиям покупателей. Фокусирование внимания на рыночных факторах позволяет принимать соответствующие решения не только на основе заданного уровня издержек, но и применять необходимые корректировки с учетом рыночных реалий для достижения уровня целевых затрат.
К положительному моменту такой системы относят то, что она соответствует требованиям стратегического управления затратами принимая во внимание воздействие внешних факторов на параметры в области производства [5].
Целевые затраты, представляющие окончательную себестоимость нового продукта труда, представляют собой разность между текущими затратами и экономией затрат после выполнения достижимых целей по снижению затрат [6].
К примеру, компания, выпускающая видеооборудование, начала заниматься разработкой новой цифровой видеокамеры. Для того, чтобы определить ценность данного продукта на рынке покупателей и придать своему продукту конкурентное преимущество, компании необходимо провести рыночное исследование. Команда проектировщиков может закупить видеокамеры своих конкурентов, детально изучить их, чтобы понять возможности потенциального улучшения конструкции видеокамеры. Тесно взаимодействуя с инженерами, команда разработчиков упрощает конструкцию видеокамеры, заменяя некоторые дорогостоящие уникальные детали конструкции стандартными и, следовательно, более дешевыми, но выполняющими те же функции. Опросив потенциальных покупателей, члены команды выявляют, что некоторые функции не представляют для потребителей особой ценности, в результате чего эти функции можно просто исключить. Проведение этих мероприятий приведет к сокращению затрат по основным производственным материалам, труду рабочих по сборке. Далее можно сократить число поставщиков комплектующих и наладить более тесную работу с оставшимися поставщиками. Гарантирование качества включает инспекционные работы и тестирование выпускаемых камер. Поскольку предполагается упрощенная конструкция камеры со стандартными деталями, то и расходы на тестирование и доработку изделия также сократятся. Плановые процессы совершенствования приведут к сокращению прогнозных затрат на маркетинг, дистрибьюцию и послепродажное обслуживание.
Таким образом, весь производственный процесс предполагает осмысление каждого нюанса для того, чтобы достичь уровня целевой себестоимости. Достичь данных целей можно благодаря согласованной работе менеджеров и служащих компании, которые в поисках новых организационно-технических мероприятий часто прибегают к нестандартному решению текущих производственных задач. Это требует наличие и развитие таких личностных качеств, как, к примеру, управленческий талант у менеджеров, инженерная смекалка у проектировщиков и аналитическое мышление у бухгалтеров. Тем самым, весь технологический процесс носит инновационный характер, осуществляемый в рамках затратных ограничений и требующий тесного и согласованного взаимодействия между разными подразделениями компании и работниками [8].
Система «таргет-костинг» прекрасно интегрируется в такое новое и перспективное направление управленческого учета, как стратегический учет, поскольку поддерживает стратегию снижения затрат еще на стадии проектирования продукта труда [2]. Это заметно отличает данную концепцию от модели учета «стандарт-костинг», который используется для регулирования затратами уже тогда, когда продукт передан в производство, а также для оценки результативности производственного процесса, тем самым являясь инструментом операционного контроля.
Преимущества метода управления затратами «таргет-кост»:

  • приверженность руководства к усовершенствованию процессов и инновациям продукта для получения конкурентных преимуществ;

  • продукт создается, исходя ожиданий клиента, и, следовательно, цена также основана на той цене, которую потребитель готов заплатить за данный вид товара;

  • с течением времени деятельность предприятия становится эффективнее, создавая экономию за счет увеличения товарооборота;

  • подход предприятия к проектированию и производству продукции становится все больше продиктованным рыночным требованиям;

  • расширение рынка сбыта дает новые возможности для реальных сбережений с целью достижения наилучшего соотношения цены и качества, а не просто для реализации самых низких затрат.

Система «кайзен-костинг» является неотъемлемой частью системы «таргет-костинг». Философия кайзен означает постоянное движение вперед, поиск возможностей совершенствования [5]. В экономическом отношении данная система учета направлена на достижение удовлетворенности покупателя как базового критерия эффективности деятельности.
Система «кайзен-костинг» способствует усовершенствованию бизнес-процессов и снижению затрат непосредственно на этапе производства продукции в первую очередь небольшими порциями, а не за счет крупных инноваций. Основное внимание уделяется именно производственным процессам, а снижение затрат обеспечивается за счет повышения эффективности этих процессов, так как продукт уже находится на стадии производства, и значительная часть расходов уже является фиксированной. Работники, вовлеченные в процесс производства, наделяются широкими производственными возможностями, поскольку они напрямую в отличие от проектировщиков связаны с процессом производства и лучше понимают, какие методы использовать для улучшения процессов и снижения расходов.
Прогнозное калькулирование себестоимости продукта труда начинается в системе «таргет-костинг». После завершения процесса проектирования выставляется кайзен-задача, целью которой является минимизация разницы между расчетной и фактической себестоимостью продукции методом анализа дрифтинг-затрат. Анализ дрифтинг-затрат предполагает учитывать уровень влияния каждой статьи затрат на себестоимость продукта труда и поиск путей снижения уровня затрат. К примеру, если на стадии проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет не более 5%, то данный проект продукта труда вводится в процесс производства с расчетом на то, что данная разница будет преодолена в процессе производства путем выполнения кайзен-задач.
Постановка и выполнение кайзен-задачи – достаточно длительный процесс, неразрывно связанный с процессом бизнес-планирования [6]. Отдел продаж компании разрабатывает план производства, в соответствии с которым определяет собственные плановые переменные затраты. Отдел управления затратами оценивает общие плановые затраты, на основе чего составляет отчет о финансовых результатах. Сравнение данного отчета с целевой прибылью позволяет выявить отклонения, которые составляют основу кайзен-задачи. Кайзен-задача направлена на целевое снижение отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства.
Следовательно, сотрудники отдела управления затратами должны проводить постоянный мониторинг снижения переменных затрат и соблюдения бюджета постоянных затрат.
Системы «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях производственного процесса. Однако эти две системы учета затрат находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, гармонично дополняя друг друга и предоставляя компании возможность достичь более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости своей продукции и выбрать удобную ценовую политику для поддержания эффективного конкурентного преимущества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия : учебное пособие / М.И. Трубочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 319 с.

  2. Низовкина, Н. Г. Управление затратами предприятия (организации) : учеб. пособие / Н. Г. Низовкина. – Новосибирск : НГТУ, 2016. – 183 с.

  3. Экономика и организация производства : учебное пособие / под ред. Ю. И. Трещевского, Ю. В. Вертаковой, Л. П. Пидоймо ; рук. авт. кол. Ю. В. Вертакова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 381 с.

  4. Бабаева З.Ш., Исмаилова А.Н. Развитие управленческого учета в России. Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 695-699.

  5. Таргет-кост и кайзен-кост: методы управления затратами. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА. Материалы XII Всероссийской молодежной научно-практической конференции, в 2-х томах. Отв. ред. Е.А. Бессонова. Курск, 2020. С. 290-294.

  6. Еремеева С.В., Пургина К.А. Таргет-кост и кайзен-кост: методы управления затратами. В сборнике: Наука. Общество. Человек. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 39-44.

  7. Махонин Р.В., Махонина И.Н., Чепурова И.Ф. Генезис системы управления затратами торговой организации в условиях мировой пандемии. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И РЕГИОНОВ В ЦИФРАХ СТАТИСТИКИ. МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, в 2-х т.. Тамбов, 2021. С. 306-315.

  8. Бирюкова О.А. Понятие методов и систем калькулирования в управленческом учете, их классификация. В сборнике: Достижения и перспективы развития вузовской науки. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 67-72.



Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница