Учебный год 11 класс Ответы. Максимальное количество баллов: 89 б



Скачать 83.69 Kb.
Дата15.12.2018
Размер83.69 Kb.

Ключи к заданиям муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2016/2017 учебный год

11 класс 
Ответы.
Максимальное количество баллов: 89 б.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Максимальный балл

9

12

7

6

9

8

10

11

8

9

89


Задание 1.

Совпадают ли звуки в словах пруд – прут, бачок – бочок? В чем особенность данных слов? (9 б.)


Модель ответа:

  1. Фонетический анализ (или транскрипция) показывает, что звуковой состав слов пруд и прут одинаков: пруд - [п р у т ] и прут - [ п р у т]. Тоже самое со словами бачок и бочок: бачок – [б а ч о к], бочок - [б а ч о к].

  2. Особенность в том, что это слова-омофоны, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся и имеют разные значения. Чтобы правильно написать, следует подобрать проверочные слова: пруд – пруды, прут – прутья, бачок – бак; бочок - бок.

Критерии оценивания:

1. За правильное указание звукового состава слов – 4 балла (по 1 б. за каждое слово)

3. За комментарий – 5 баллов

Итого: максимум 9 баллов.
Задание 2.

Дайте толкование слов реставрация, превалировать, аннотация, библиография. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами. (12б.)


Модель ответа:

  1. Первое слово: реставрация – восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшалого или разрушенного: реставрация картины; собора.

  2. Второе слово: превалировать – иметь преимущество, перевес, преобладать: часто эмоции превалируют над рассудком.

  3. Третье слово: аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.

  4. Четвертое слово: библиография – 1. Научное описание произведений печати, составление их указателей и информационно-справочных изданий. 2. Перечень книг, статей по какому-либо вопросу. (по современному толковому словарю русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов, 2007

  5. Составленные предложения (должно быть составлено 4 предложения)


Критерии оценивания

1. За первое слово – 1 балл

2. За второе слово – 1 балл

3. За третье слово – 1 балл

4. За четвертое слово – 1 балл

5. За составленные предложения и правильное употребление заимствованных слов – 8 баллов (по 2 балла за каждое предложение)


Итого: максимум 12 баллов.

Задание 3.

Определите морфемный состав выделенных слов в данных предложениях? В чем сходство и отличие данных слов? (7б.)



  1. Книги, написанные великими мастерами слова. 2) Книги написаны великими мастерами слова.

Модель ответа:

  1. Выполнение морфемного анализа (разбора): на – пис - а –нн -ые и на – пис – а –н -ы

  2. Сходство: это страдательные причастия.

  3. Отличие:

1) Первое отличие: написанные – это страд. причастие в полной форме, поэтому суффикс –нн-, окончание -ые; написаны – страд. причаст. в краткой форме, поэтому суффикс –н-; окончание – ы .В полных страдательных причастиях в суффиксе пишутся две буквы Н, а в кратких формах – одна буква Н.

  1. Второе отличие: полные причастия изменяются по родам, числам и падежам (написанн - ые – окончание указывает на И.п., множ. число (во множ. числе род не определяется), а краткие причастия изменяются по родам и числам (написан -ы – окончание указывает на множ. число).

  2. Третье отличие заключается в том, что написанные выполняет синтаксическую функцию согласованного определения; а написаны – выступает в роли составного именного сказуемого.

Критерии оценивания:

  1. 2 балла (по 1 баллу за каждое слово)

  2. 2 балла (за сходство)

  3. 3 балла (по 1 баллу за указанные отличия)

Итого: максимум 7 баллов.
Задание 4.

Как вы думаете, что означает французский фразеологизм «жить как петух на откормке»? Вспомните русский фразеологизм с аналогичным значением и составьте с ним предложение. (6б.)


Модель ответа:

1. Жить как петух на откормке – это значит жить хорошо, беззаботно.

2. Русский фразеологизм – кататься как сыр в масле; жить у Христа за пазухой
3. Составление предложения.

Критерии оценивания:


  1. За правильно указанное значение фразеологизма – 2 балла

  2. За правильно подобранный русский фразеологизм – 2 балла

  3. За правильно составленное предложение – 2 балла

Итого: максимум 6 баллов
Задание 5.

Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. В каком значении употреблены выделенные слова? Как Вы считаете, какое слово в стихотворении могло иметь другое произношение? (9 б.)



По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Модель ответа:
1. Слово «тройка» многозначное слово, но в данном отрывке употреблено в значении «Три лошади в одной упряжке» (по современному толковому словарю русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов, 2007)

2. Слово «борзая» имеет значение резвый, быстрый. Борзый конь.

2. Слово скучный могло произноситься с [ч], поэтому рифмуется со словом однозвучный.

Критерии оценивания:
1. За правильно указанное значение слов – 4 балла (по 2 балла)

2. За слово скучный – 5 баллов.


Итого: максимум 9 баллов.
Задание 6.

К какой части речи относятся выделенные слова в данных стихотворных строчках. Что объединяет эти слова? (8б.)



  1. Я буду думать лишь о вас (Н. Гумилев); 2) Ты жил – я тоже мог бы жить (М.Ю. Лермонтов); 3) Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть! (Ф.И.Тютчев)

Модель ответа:

1. Я буду думать лишь о вас (Н. Гумилев) – лишь – это частица.

2. Ты жил – я тоже мог бы жить (М.Ю. Лермонтов) – тоже - союз

3.Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть! (Ф.И.Тютчев) – в – предлог.

4. Что объединяет: лишь, тоже, в – это служебные части речи, они служат для …

Критерии оценивания:

1.За правильно указанная часть речи – 3 балла (по 1 баллу)

2.За указание на служебные части речи – 5 баллов

Итого: максимум 8 баллов.
Задание 7.

Определите, в каких значениях употреблено слово хлеб в данных предложениях. Чем отличаются в русском языке формы множественного числа хлебы – хлеба? (10б.)



  1. Отрезать краюху ржаного хлеба. 2) Везти хлеб на элеватор. 3) Растут озимые хлеба.


Модель ответа:

  1. Отрезать краюху ржаного хлеба – значение: пищевой продукт, выпекаемый из муки.

  2. Везти хлеб на элеватор – значение: зерно, из которого приготовляется мука, идущая на выпечку такого продукта.

  3. Растут озимые хлеба – значение: зерновые (рожь, пшеница и т.п.) на корню.

  4. Отличие: хлебы – хлеба – форма множественного числа у сущ. хлеб отличается по значению: если хлебы, то речь идет о готовом пищевом продукте; если хлеба, то речь идет о зерновых (которые колосятся в поле).

(значения даны по современному толковому словарю русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов, 2007)

Критерии оценивания:

1. За правильно указанное значение слова – 6 баллов (по 2 балла)

2. За объяснение хлебы-хлеба – 4 балла

Итого: максимум 10 баллов.
Задание 8.

Восстановите лингвистические пропорции. Укажите, на каком основании они должны быть построены. (11б.)



  1. Сердце: сердечный = …

  2. Луг: лук = …

Модель ответа:
1. Первая пропорция: сердце: сердечный = солнце: солнышко; построена на том, что даны имена существительные с непроизносимым согласным, который четко произносится в однокоренных словах. Участники могут предложить и другие любые подходящие примеры для второй части пропорции.

2.Вторая пропорция: луг: лук = пруд: прут; построена на словах-омофонах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся имеют разные значения. Желательно этот принцип выдержать.


Критерии оценивания:
1.За первую восстановленную пропорцию – 2 балла

2. За вторую восстановленную пропорцию – 2 балла

3.За обоснование – 7 баллов
Итого: максимум 11 баллов.


Задание 9.

Согласны ли Вы с утверждением ученика: «В русском языке при помощи суффиксов образуются не только слова, но и формы слов». Аргументируйте свой ответ примерами. 8б.)


Модель ответа:

Да, действительно, в русском языке суффиксы помогают образовать формы слов (формообразующие суффиксы). Например: решить – решать (вид), белее (сравнит. степень прилаг.), белейший (превосход. степень прилаг.); орленок – орлята (един. и множ. число) и др. примеры. Приветствуется графическое выделение суффиксов.



Критерии оценивания:

  1. За рассуждение с примерами (не менее 3 прим.) - 8 баллов

  2. За рассуждение без примеров – 4 балла.

Итого: максимум 8 баллов.

Задание 10.

Сложные предложения замените на другие сложные предложения. Укажите, какие предложения у вас получились. Что меняется в предложениях после замены? (9б.)



  1. Проснулись птицы, и всё вокруг наполнилось разноголосым пением.

  2. Деревья не заслоняли простора, и можно было видеть небо и даль.


Модель ответа:
1.Первое предложение: Когда проснулись птицы, всё вокруг наполнилось разноголосым пением. (СПП с придаточным времени)

2.Второе предложение: Можно было видеть небо и даль, потому что деревья не заслоняли простора. (СПП с придаточными причины)

Общий вывод: в полученных предложениях смысловые отношения (временные, причинные) выражены более отчетливо. Появились главная и придаточная части.
Критерии оценивания:
1.За правильную замену – 4 балла (по 2 балла)

2. За комментарий – 6 баллов



Итого: максимум 9 баллов.

ВСЕГО – 89 баллов
Каталог: upload -> storage
storage -> Горшкова Наталия Анатольевна тренер
storage -> Ротавирусная инфекция
storage -> По инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей
storage -> Положение разработано в соответствии с
storage -> Бронхиальная астма
storage -> Программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана на основе нормативных документов
storage -> Вопросы для диф
storage -> К рабочей программе по химии (профильный уровень) 10-11 класс
storage -> Министерство внутренних дел по республике татарстан республикасы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница