Учебный план первоначальной теоретической подготовки пилотов свс



страница1/4
Дата21.05.2018
Размер0.68 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

1. Учебный план первоначальной теоретической подготовки

пилотов СВС

1.1. Расчет дней по срокам обучения




п.п.

Содержание

Пилоты СВС



1

2

3

1

Количество календарных дней

25

1.1.

Учебных дней

19

1.2.

Выходных дней

6

2.

Продолжительность учебного дня

8

2.1.

Учебных занятий

6

2.2.

Самостоятельных занятий

2

1.2. Распределение учебного времени по дисциплинам и специальностям



Наименование предметов


Всего


Лекции


Практич. занятия

Экзамен


1. Нормативные документы, регламентирующие летную деятельность

10

9

-

1

2. Подготовка в области человеческого фактора, предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов.

16

15

-

1

3. Конструкция СВС

6

5

-

1

4. Практическая аэродинамика

10

9

-

1

5. Самолетовождение и основы аэронавигации

10

7

2

1

6. Авиационная метеорология

8

7

-

1

7. Летная эксплуатация СВС

14

13

-

1

8. Техническая эксплуатация СВС

10

7

2

1

9. Приборное оборудование СВС, его летная и техническая эксплуатация

6

3

2

1

10. Радиооборудование СВС, его летная и техническая эксплуатация

6

3

2

1

11. Поисковые и аварийно-спасательные работы. Охрана СВС и действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах

6

5

-

1

12. Выполнение полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ

8

7

-

1

ИТОГО:

110

90

8

12


Примечание:

1. Праздничные дни в график учебного процесса не входят.

2. Продолжительность одного занятия - 45 минут.

3. Экзамены - 15 минут на слушателя.



2. Программы дисциплин первоначальной теоретической подготовки пилотов СВС
2.1. Нормативные документы, регулирующие летную деятельность
Пояснительная записка

Основной целью курса является изложение и разъяснение пилотам структуры и порядка формирования нормативно-правовой базы в области государственного регулирования, организации и обеспечения летной деятельности.


В результате изучения курса пилот должен

з н а т ь:

1. Основные положения Чикагской конвенции, структура нормативных документов ИКАО.

2. Структуру нормативных документов на воздушном транспорте Российской Федерации.

3. Правила и порядок выполнения полетов.

4. Права, обязанности и ответственность членов летных экипажей при выполнении летной деятельности.
у м е т ь:

1. Применять полученные знания в практической деятельности;


Тематический план


Наименование

Тем


Количество часов

Лек-ции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Чикагская Конвенция. Структура нормативных документов ИКАО в области летной деятельности

1

-

-

-

-

2. Структура нормативных документов в ГА РФ

1

-

-

-

-

3. Основные положения ФАП, регламентирующих использование воздушного пространства, выполнение полетов и летную деятельность

7

-

-

-

-

Итого

9

-

-

-

1

Содержание


Тема 1. Чикагская Конвенция. Международные стандарты и рекомендуемая практика (приложения, руководства, инструкции). Структура нормативных документов ИКАО в области летной деятельности (приложения 1, 2, 6, 12-18. Руководство по обучению. Международная практика регулирования летной деятельности на СВС).

Тема 2. Структура нормативных документов на воздушном транспорте РФ. Основные положения Воздушного кодекса РФ. Федеральные авиационные правила, регулирующие использование воздушного пространства, выполнение полетов и летную деятельность в Российской Федерации (перечень и назначение).

Тема3. Основные положения ФАП, регламентирующих использование воздушного пространства, выполнение полетов и летную деятельность. ФАП полетов в воздушном пространстве РФ. ФАП использования воздушного пространства РФ. ФАП "Подготовка и выполнение полетов в воздушном пространстве РФ". ФАП "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь". ФАП "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения". ФАП "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения". ФАП "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации". ФАП "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения". ФАП "Требования к экипажам воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации". Правила и порядок оформления летных свидетельств. Первоначальная подготовка летного персонала. Периодическая профподготовка. Повышение квалификации летного персонала. Продление летных свидетельств. Полеты с проверяющими. Сезонная подготовка. Профподготовка после перерыва в летной работе.

ЛИТЕРАТУРА


1. Воздушный Кодекс РФ.

2. Приложения 1, 2, 6, 12-18 ИКАО.

3. ФАП полетов в воздушном пространстве РФ.

4. ФАП использования воздушного пространства РФ.

5. ФАП "Подготовка и выполнение полетов в воздушном пространстве РФ".

6. ФАП "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь".

7. ФАП "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения".

8. ФАП "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".

9. ФАП "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации".

10. ФАП "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения".

11. ФАП "Требования к экипажам воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации".


2.2. Подготовка в области человеческого фактора, предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов СВС
Пояснительная записка

Цель дисциплины

Получение студентами необходимых знаний по влиянию человеческого фактора на безопасность функционирования авиационной транспортной системы и методам повышения уровня надежности и безопасности полетов за счет снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность.



Задачи изучения дисциплины

Иметь представление:

- об основных направлениях решения проблемы человеческого фактора в гражданской авиации РФ и других стран - членов ИКАО;

- о требованиях ИКАО к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора;

- о безопасной корпоративной культуре;

- о современных математических методах, позволяющих моделировать ряд процессов, связанных с человеческим фактором (теория катастроф, теория нечетких множеств);

- о проблемах, связанных с нечеткостью речевой деятельности и нормативных документов.

Знать:

- нормативные документы ИКАО и Минтранса РФ, определяющие подготовку

авиационного персонала в области человеческого фактора;

- концепцию эффективного поведения и ее компоненты (стили поведения, вербальные и невербальные компоненты поведения, теорию конфликтов);

- социотипы и их классификацию;

- соционические составляющие профессиональной характеристики;

- структуру эмоционального опыта и процесс его деформации в

особой ситуации;

- методы анализа речевой деятельности;

Иметь опыт:

- применения методов эффективного взаимодействия при решении

конкретных задач;

Тематический план




Наименование

Количество часов

Тем

Лекции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

Введение. Проблема человеческого фактора в авиации и обществе.

2

-

-

-

-

Требования к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора

2

-

--

-

-

Эффективное взаимодействие в летных экипажах и других авиационных коллективах

1

-

-

-

-

Авиационная соционика и ее место в решении проблемы человеческого фактора

2

-

-

-

-

Проблема оценки взаимодействия человека и техники

2













Проблема подготовки авиационного персонала к действиям в условиях опасности

2













Особенности АП по причине человеческого фактора на сверхлегких ВС

4













Итого

15

-

-

-

1


Содержание программы дисциплины

Введение


Проблема человеческого фактора в авиации и пути ее решения. Статистика безопасности полетов в авиации различных ведомств. Причины авиационных происшествий. Цели и задачи дисциплины "Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора" и проблема управления летной деятельностью. Обзор литературы по проблеме человеческого фактора.

Тема 1 "Проблема человеческого фактора в авиации и обществе"

Человеческий фактор: термины и определения. Отличие понятия человеческого фактора от понятий индивидуального, личного и личностного факторов. Экипаж как конечное звено авиационной транспортной системы. Службы обеспечения полетов и их роль в обеспечении безопасности полетов. Роль подготовки авиационного персонала в проблеме человеческого фактора. Специальная

психологическая подготовка авиационного персонала и ее место в общей профессиональной подготовке. Цели, задачи и методы специальной психологической подготовки авиационного персонала.

Тема 2 "Требования к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора"

Требования ИКАО к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора: стандарты и рекомендуемая практика. Документы ИКАО и МТ РФ, регламентирующие подготовку авиационного персонала в области человеческого фактора. Подходы к предотвращению авиационных происшествий по причине человеческого фактора.

Тема 3 "Эффективное взаимодействие в летных экипажах и других авиационных коллективах"

Эффективность взаимодействия и ее составляющие. Стили поведения, их определение и оценка в программах CRM России и CRM United Airlines (США). Вербальные и невербальные компоненты поведения. Техники эффективного поведения. Теория конфликтов Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк. Теория игр Э. Берна. Способы повышения эффективности взаимодействия.

Тема 4 "Авиационная соционика и ее место в решении проблемы человеческого фактора"

Авиационная соционика: термины и определения. Истоки авиационной соционики. Учение К.Г. Юнга о типах личности. А. Аугустинавичюте и создание соционики. Современное состояние соционической науки. Социотипы и их классификация. Интертипные отношения. Соционические составляющие профессиональной характеристики.

Тема 5 "Проблема оценки взаимодействия человека и техники"

Оценка взаимодействия в системе "пилот - воздушное судно". Критерии оценки взаимодействия. Соционические аспекты взаимодействия пилота с воздушным судном. Предотвращение ошибок пилота конструктивными и технологическими мерами.

Тема 6 "Проблема подготовки авиационного персонала к действиям в условиях опасности"

Особые ситуации. Особенности поведения человека в особых ситуациях. Эмоциональный опыт. Деформация эмоционального опыта под воздействием опасности. Некоторые сведения о теории катастроф. Потенциальная и актуальная экстремальные работоспособности и их оценка. Закон Иеркса-Додсона и его особенности в особых ситуациях. Пути повышения эффективности взаимодействия в особых ситуациях. Способы укрепления структуры эмоционального опыта. Методика сбора и анализа особых ситуаций для их предупреждения.

Тема 7 "Особенности АП по причине человеческого фактора на сверхлегких ВС"

Классификация АП по причине человеческого фактора на СВС. Разбор и анализ характерных АП по причине человеческого фактора на различных классах сверхлегких ВС. Примеры деформации профессионального опыта при опасных ситуациях. Классификация человеческого фактора как причины АП на СВС. Проблема нечеткости нормативных документов. Примеры нечеткости нормативных документов. Применение особых методов пилотирования в чрезвычайных ситуациях.

Рекомендуемая литература

1. Руководство по обучению в области человеческого фактора.

Doc. 9683-AN/950. Издание 1-е. Международная организация

гражданской авиации (ИКАО), Монреаль, 1998.

2. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть первая) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 78 с.

3. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть вторая) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 72 с.

4. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть третья) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 78 с.

5. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть четвертая) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 90 с.

6. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Психодиагностика / Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.:

Академия ГА, АОЗТ "Научный летно-методический комплекс", Центр

специальной подготовки авиационного персонала, 2000. 40 с.

7. Руководство по предотвращению происшествий, Doc ICAO, 1985

8. Человеческий фактор и обеспечение безопасности полетов в ГА. М.: ВТ, 1985г.

9. Проблемы человеческого фактора в авиационной аварийности. М: МАК, 1996г.

10. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1986г.

11. Ошибка пилота – человеческий фактор. М.: Транспорт, 1986 г.

Дополнительная:

1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов.

М.: ООО "Фирма "Издательство ACT"; СПб.: Terra Fantastica, 1998.

448 с.

2. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты / Сост. Л.



Филиппов. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; СПб.: Terra

Fantastica, 1998. 416 с.


2.3. Конструкция СВС
Пояснительная записка

Основной целью курса является изложение и разъяснение пилотам особенностей конструкции СВС конкретного класса, на котором им предстоит выполнять полеты, и его агрегатов.

В результате изучения курса пилот должен:

з н а т ь:

1. Основные характеристики конструкции СВС и его конструкционных материалов.

2. Прочностные характеристики конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы конструкции СВС в полете.

3. Основные характеристики силовой установки и оборудования.

у м е т ь:

1. Применять полученные знания в практической деятельности;

Тематический план




Наименование

Тем


Количество часов

Лек-ции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Конструкция СВС, ее основные характеристики и конструкционные материалы.

1

-

-

-

-

2. Прочностные характеристики конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы конструкции СВС в полете.


1

-

-

-

-

3. Основные характеристики силовых установок, воздушных винтов и оборудования.

3

-

-

-

-

Итого

5

-

-

-

1

Содержание


Тема 1. Конструкция СВС, ее основные характеристики и конструкционные материалы.

Компоновка и основные конструктивные элементы СВС; основные геометрические данные СВС. Силовые элементы и их конструкционные материалы.



Тема 2. Прочностные характеристики конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы конструкции СВС в полете.

Материалы обшивки СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Методы оценки прочности материалов обшивки в процессе эксплуатации. Прочностные характеристики элементов конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы СВС в полете. Понятие перегрузки. Общие требования к прочности конструкции.



Тема 3. Основные характеристики силовых установок, воздушных винтов и оборудования.

Двигатели СВС и их основные характеристики. Воздушные винты СВС. Совместимость двигателя и воздушного винта. КПД и тяга воздушного винта. Средства спасания, характеристики и порядок применения.


ЛИТЕРАТУРА


1. Житомирский Г.И. Конструкция самолетов – М: Машиностроение 1995 г. 415 стр.

2. Житомирский Г. И. Конструкция самолетов: Учебник для студентов авиационных специальностей вузов.— М.: Машиностроение, 1991.—400 с:

3. Клименко А.П., Никитин И.В. Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета.- М.: Патриот, 1992.- 288 с.

4. Никитин И.В. К вопросу оценки летной годности двигателей сверхлегких летательных аппаратов// Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов. – М.: МГТУГА, 2005,- № 85, с. 143-150.

5. Никитин И.В. Опыт применения быстродействующих систем спасения на дельталетах // Научный вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности. – М., 2008,- № 129, с. 128-136.

6. Руководство для пилотов СЛА. Перевод с французского. "Полиграфкнига". Киев, 1993, Том 1, 2, - 477 с.

7. Тюшин В. Парапланы. Первый шаг в Большое Небо. АСТ. М:- Транзиткнига, 2004, 320 с.



8. Тихонравов В.А. Колесно-лыжное шасси. ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1968г.

9. А.Г.Сатаров  Упрощенный расчет автожира  М., Ухтомский вертолетный завод, 1968 г.,  28 с

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница