ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Утверждаю»
Директор РИ АлтГУ
_____________ К.Г. Анисимов
«_____» _____________2010 г.
Учебно-методический комплекс
«Общая психология»
(030300 «Психология» («бакалавр»).
Рубцовск 2010
Кафедра
|
Психологии
|
Шифр и наименование дисциплины
|
03030165 (020400)
|
Статус дисциплины
|
Обязательная
|
Курс
|
1
|
Специальность
|
«Психологии»
|
Форма обучения
|
очная
|
Объем дисциплины
|
272 часа
|
Зав. кафедрой психологических дисциплин
________________ Машуков .В.Н.
Зам. директора по учебной работе
_________________ Жданова Е.А.
Учебно-методический комплекс подготовлен Булденко С.В - старшим преподавателем, Бабкуновой О.Н.- преподавателем кафедры психологических дисциплин.
Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности «Психология» и утвержден на заседании кафедры психологических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. Программа курса «Общая психология» 4
1.3. Планы семинарских занятий 24
Примерный перечень вопросов для самостоятельной и контрольной работы (семестр I) 113
Примерные темы для реферата. 115
3. Методические рекомендации по усвоению курса. 116
4. Учебно-методическое обеспечение курса 118
1. Программа курса «Общая психология» 1.1. Тематический план дисциплины «Общая психология»
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Общая психология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»). Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данному направлению, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года.
Учебная дисциплина «Общая психология» является общепрофессиональной, направленная на получения знаний психологических феноменов, методов изучения и закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной психологии подходов.
В последние десятилетия ХХ – начале ХХI в. наблюдается трансформация психологического знания, что связано с интенсивным развитием в этот период научной психологии – науки ХХI в. Прежде всего в отечественной психологии это касается фундаментальных теоретико-методологических оснований, следовательно, и последующих прикладных и практико-ориентированных исследований, а также, деятельности практических психологов. Одна из таких проблем – проблема предмета научной психологии. В настоящее время наблюдается тенденция рассматривать психологию не только как науку «об отражении» действующего реального мира, но и как науку о персональном «конструировании» человеком собственных картин мира.
Особенность данной программы состоит в том, что давая необходимый уровень знаний по всем направлениям общей психологии, обозначенный в ГОС ВПО, мы уделили больше внимания усилению роли общей психологии в подготовке студентов к будущим специализациям – «психология личности», «социальная психология», «психологическое консультирование».
В представленную программу включен ряд вопросов, обсуждение которых не является традиционным для общей психологии. К таковым можно отнести следующие: «психологическое здоровье личности как проблема общей психологии», «жизненные силы индивидуальной и социальной субъектности (виталистская парадигма в новом прочтении)» и др. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других, авторы акцентируют внимание на культуроцентричности психики человека. В этой связи как общепсихологическая рассматривается и проблема психологической культуры личности.
Дисциплина «Общая психология» является базовым курсом для преподавания и усвоения студентами всех остальных общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации, входящих в стандарт специальностей «Социология», «Социальная работа», «Психология», «Реклама», «Информатика в социокультурной сфере» и квалификации «Преподаватель». Его содержание приближено к будущим специализациям: «Психология личности», «Социальная психология», «Психологическое консультирование».
Содержание данной программы включает в себя 5 фундаментальных блока:
- теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии;
- мозговая организация психики;
- психологическая теория деятельности;
- личность как проблема общей психологии;
- психология индивидуальности личности.
Цель курса – сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Государственным образовательным стандартом.
Задачи курса:
-
познакомить студентов с объектом и предметом психологической науки, основными закономерностями и механизмами психических свойств психики человека;
-
дать представления о теоретико-методологических и технологических проблемах современной психологии;
-
сформировать научные представления о психических явлениях и психологических фактах.
Дисциплина «Общая психология» должна участвовать в формировании следующих компетенций:
общекультурных:
-ОК-2 «Способность к пониманию современных концепций мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук»;
-ОК-4 «Способность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики»
в научно-исследовательской деятельности:
- ПК-9 «Способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики»;
в педагогической деятельности:
- ПК-19 «Способность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни».
Основные методики и приемы изложения и усвоения курса общая психологии включают в себя:
-
проблемное изложение теоретического лекционного материала;
-
дискуссионное изложение вопросов семинаров;
-
индивидуальные и групповые консультации;
-
оперативный контроль и самоконтроль знаний;
-
контрольные работы по терминам и понятиям;
-
написание и защиту рефератов;
-
изучение литературы зарубежных и российских авторов.
Тематический план дисциплины «Общая психология» для студентов по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»)
дневная форма обучения.
Дидактические единицы (ДЕ)
|
Наименование тем
|
Максим. учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при очной форме о6учения
|
Самост. работа студ.
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ДЕ I (Введение в общую психологию).
30 баллов
|
Тема 1: Объект и предмет психологии. Понятие о психике.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 2: Краткая история формирования современной психологии
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 3: Структура современной психологии. Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
Тема 4: Проблема метода в психологии и методы современной психологии
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ II (Мозговая организация психики)
20 баллов
|
Тема 5: Теоретико-методологические основы исследования мозговой локализации психики.
|
16
|
8
|
6
|
2
|
8
|
Тема 6: Нейропсихология
|
14
|
8
|
6
|
2
|
6
|
Тема 7: Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.
|
14
|
8
|
6
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Коллоквиум.
|
ДЕ III (Психологическая теория деятельности)
25 баллов
|
Тема 8: Понятие о деятельности. Основные теории психической деятельности.
|
12
|
8
|
6
|
2
|
4
|
Тема 9: Структура психической деятельности
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 10: Действие как структурная единица деятельности.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
Тема 11: Основные виды деятельности
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
Экзамен
|
ДЕ IV (Личность как проблема общей психологии)
25 баллов
|
Тема 12: Человеческий субъект как личность
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Тема 13: Методологические предпосылки современных представлений о личности.
|
8
|
2
|
2
|
-
|
6
|
Тема 14: Основные теории личности в зарубежной и отечественной психологии.
|
14
|
6
|
4
|
2
|
8
|
Тема 15: Понятие о личности как объекте и как субъекте.
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Тема 16: Жизненный путь личности.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ V (Мотивация личности)
20 баллов
|
Тема 17: Понятие мотивации. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 18: Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности.
|
6
|
4
|
2
|
2
|
2
|
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ VI (Психология индивидуальности личности. Темперамент)
30 баллов
|
Тема 19: Проблема индивидуальности в психологии.
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 20: Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 21: Типологии темперамента.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Тема 22: Современные теории темперамента.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ VII (Психология индивидуальности личности. Характер).
30-баллов
|
Тема 23: Понятие, сущность и структура характера
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 24: Типологии характера.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
Тема 25: Клинический подход к изучению характера.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ VIII ( Психология индивидуальности личности. Способности)
20 баллов
|
Тема 26: Понятие, структура, классификация способностей.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 27: Различные подходы к психологии и физиологии способностей.
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
Итоговый контроль
|
Экзамен
|
Итого часов
|
272
|
136
|
90
|
46
|
136
|
Тематический план дисциплины «Общая психология» для студентов по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»)
заочная форма обучения.
Дидактические единицы (ДЕ)
|
Наименование тем
|
Максим. учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при очной форме о6учения
|
Самост. работа студ.
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ДЕ I (Введение в общую психологию).
30 баллов
|
Тема 1: Объект и предмет психологии. Понятие о психике.
|
10
|
6
|
2
|
2
|
4
|
Тема 2: Краткая история формирования современной психологии
|
10
|
6
|
2
|
2
|
4
|
Тема 3: Структура современной психологии. Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.
|
12
|
6
|
2
|
2
|
6
|
Тема 4: Проблема метода в психологии и методы современной психологии
|
12
|
6
|
2
|
2
|
10
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ II (Мозговая организация психики)
20 баллов
|
Тема 5: Теоретико-методологические основы исследования мозговой локализации психики.
|
16
|
8
|
2
|
2
|
12
|
Тема 6: Нейропсихология
|
14
|
8
|
2
|
-
|
10
|
Тема 7: Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.
|
14
|
8
|
2
|
2
|
10
|
Промежуточный контроль
|
Коллоквиум.
|
ДЕ III (Психологическая теория деятельности)
25 баллов
|
Тема 8: Понятие о деятельности. Основные теории психической деятельности.
|
12
|
8
|
2
|
2
|
6
|
Тема 9: Структура психической деятельности
|
10
|
6
|
2
|
2
|
8
|
Тема 10: Действие как структурная единица деятельности.
|
12
|
6
|
2
|
2
|
6
|
Тема 11: Основные виды деятельности
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Промежуточный контроль
|
Контрольная работа.
Экзамен
|
ДЕ IV (Личность как проблема общей психологии)
25 баллов
|
Тема 12: Человеческий субъект как личность
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Тема 13: Методологические предпосылки современных представлений о личности.
|
8
|
2
|
2
|
-
|
6
|
Тема 14: Основные теории личности в зарубежной и отечественной психологии.
|
14
|
6
|
4
|
2
|
10
|
Тема 15: Понятие о личности как объекте и как субъекте.
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Тема 16: Жизненный путь личности.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ V (Мотивация личности)
20 баллов
|
Тема 17: Понятие мотивации. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
6
|
Тема 18: Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности.
|
6
|
4
|
2
|
2
|
2
|
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ VI (Психология индивидуальности личности. Темперамент)
30 баллов
|
Тема 19: Проблема индивидуальности в психологии.
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 20: Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 21: Типологии темперамента.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
8
|
Тема 22: Современные теории темперамента.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ VII (Психология индивидуальности личности. Характер).
30-баллов
|
Тема 23: Понятие, сущность и структура характера
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 24: Типологии характера.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
Тема 25: Клинический подход к изучению характера.
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.
|
ДЕ VIII ( Психология индивидуальности личности. Способности)
20 баллов
|
Тема 26: Понятие, структура, классификация способностей.
|
10
|
6
|
4
|
2
|
4
|
Тема 27: Различные подходы к психологии и физиологии способностей.
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
Контрольно-тестовые задания.
|
Итоговый контроль
|
Экзамен
|
Итого часов
|
272
|
108
|
64
|
44
|
164
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |