Учебно-методический комплекс «Общая психология»



страница1/7
Дата19.05.2019
Размер0.63 Mb.
#89893
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Утверждаю»

Директор РИ АлтГУ

_____________ К.Г. Анисимов

«_____» _____________2010 г.


Учебно-методический комплекс


«Общая психология»
(030300 «Психология» («бакалавр»).

Рубцовск 2010




Кафедра

Психологии

Шифр и наименование дисциплины

03030165 (020400)


Статус дисциплины

Обязательная

Курс

1

Специальность

«Психологии»

Форма обучения

очная

Объем дисциплины

272 часа

Зав. кафедрой психологических дисциплин

________________ Машуков .В.Н.

Зам. директора по учебной работе

_________________ Жданова Е.А.


Учебно-методический комплекс подготовлен Булденко С.В - старшим преподавателем, Бабкуновой О.Н.- преподавателем кафедры психологических дисциплин.

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности «Психология» и утвержден на заседании кафедры психологических дисциплин.



СОДЕРЖАНИЕ УМК


1. Программа курса «Общая психология» 4

1.3. Планы семинарских занятий 24

Примерный перечень вопросов для самостоятельной и контрольной работы (семестр I) 113

Примерные темы для реферата. 115

3. Методические рекомендации по усвоению курса. 116

4. Учебно-методическое обеспечение курса 118




1. Программа курса «Общая психология»

1.1. Тематический план дисциплины «Общая психология»


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Общая психология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»). Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данному направлению, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года.

Учебная дисциплина «Общая психология» является общепрофессиональной, направленная на получения знаний психологических феноменов, методов изучения и закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной психологии подходов.

В последние десятилетия ХХ – начале ХХI в. наблюдается трансформация психологического знания, что связано с интенсивным развитием в этот период научной психологии – науки ХХI в. Прежде всего в отечественной психологии это касается фундаментальных теоретико-методологических оснований, следовательно, и последующих прикладных и практико-ориентированных исследований, а также, деятельности практических психологов. Одна из таких проблем – проблема предмета научной психологии. В настоящее время наблюдается тенденция рассматривать психологию не только как науку «об отражении» действующего реального мира, но и как науку о персональном «конструировании» человеком собственных картин мира.

Особенность данной программы состоит в том, что давая необходимый уровень знаний по всем направлениям общей психологии, обозначенный в ГОС ВПО, мы уделили больше внимания усилению роли общей психологии в подготовке студентов к будущим специализациям – «психология личности», «социальная психология», «психологическое консультирование».

В представленную программу включен ряд вопросов, обсуждение которых не является традиционным для общей психологии. К таковым можно отнести следующие: «психологическое здоровье личности как проблема общей психологии», «жизненные силы индивидуальной и социальной субъектности (виталистская парадигма в новом прочтении)» и др. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других, авторы акцентируют внимание на культуроцентричности психики человека. В этой связи как общепсихологическая рассматривается и проблема психологической культуры личности.

Дисциплина «Общая психология» является базовым курсом для преподавания и усвоения студентами всех остальных общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации, входящих в стандарт специальностей «Социология», «Социальная работа», «Психология», «Реклама», «Информатика в социокультурной сфере» и квалификации «Преподаватель». Его содержание приближено к будущим специализациям: «Психология личности», «Социальная психология», «Психологическое консультирование».

Содержание данной программы включает в себя 5 фундаментальных блока:

- теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии;

- мозговая организация психики;

- психологическая теория деятельности;

- личность как проблема общей психологии;

- психология индивидуальности личности.

Цель курса – сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Государственным образовательным стандартом.

Задачи курса:


  1. познакомить студентов с объектом и предметом психологической науки, основными закономерностями и механизмами психических свойств психики человека;

  2. дать представления о теоретико-методологических и технологических проблемах современной психологии;

  3. сформировать научные представления о психических явлениях и психологических фактах.

Дисциплина «Общая психология» должна участвовать в формировании следующих компетенций:

общекультурных:

-ОК-2 «Способность к пониманию современных концепций мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук»;

-ОК-4 «Способность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики»

в научно-исследовательской деятельности:

- ПК-9 «Способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики»;



в педагогической деятельности:

- ПК-19 «Способность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни».



Основные методики и приемы изложения и усвоения курса общая психологии включают в себя:

  1. проблемное изложение теоретического лекционного материала;

  2. дискуссионное изложение вопросов семинаров;

  3. индивидуальные и групповые консультации;

  4. оперативный контроль и самоконтроль знаний;

  5. контрольные работы по терминам и понятиям;

  6. написание и защиту рефератов;

  7. изучение литературы зарубежных и российских авторов.


Тематический план дисциплины «Общая психология» для студентов по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»)

дневная форма обучения.


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I (Введение в общую психологию).

30 баллов



Тема 1: Объект и предмет психологии. Понятие о психике.


10

6

4

2

4

Тема 2: Краткая история формирования современной психологии

10

6

4

2

4

Тема 3: Структура современной психологии. Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.

12

6

4

2

6

Тема 4: Проблема метода в психологии и методы современной психологии

12

6

4

2

6

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

ДЕ II (Мозговая организация психики)

20 баллов



Тема 5: Теоретико-методологические основы исследования мозговой локализации психики.

16

8

6

2

8

Тема 6: Нейропсихология

14

8

6

2

6

Тема 7: Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

14

8

6

2

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум.

ДЕ III (Психологическая теория деятельности)

25 баллов



Тема 8: Понятие о деятельности. Основные теории психической деятельности.


12

8

6

2

4

Тема 9: Структура психической деятельности

10

6

4

2

4

Тема 10: Действие как структурная единица деятельности.

12

6

4

2

6

Тема 11: Основные виды деятельности

6

2

2

-

4

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

Экзамен


ДЕ IV (Личность как проблема общей психологии)

25 баллов



Тема 12: Человеческий субъект как личность

6

2

2

-

4

Тема 13: Методологические предпосылки современных представлений о личности.


8

2

2

-

6

Тема 14: Основные теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

14

6

4

2

8

Тема 15: Понятие о личности как объекте и как субъекте.



6

2

2

-

4

Тема 16: Жизненный путь личности.



10

4

2

2

6

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

ДЕ V (Мотивация личности)

20 баллов



Тема 17: Понятие мотивации. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.


10

6

4

2

4

Тема 18: Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности.


6

4

2

2

2




Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

ДЕ VI (Психология индивидуальности личности. Темперамент)

30 баллов


Тема 19: Проблема индивидуальности в психологии.




8

4

2

2

4

Тема 20: Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.


10

6

4

2

4

Тема 21: Типологии темперамента.




10

4

2

2

6

Тема 22: Современные теории темперамента.




10

4

2

2

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.

ДЕ VII (Психология индивидуальности личности. Характер).

30-баллов



Тема 23: Понятие, сущность и структура характера



8

4

2

2

4

Тема 24: Типологии характера.



12

6

4

2

6

Тема 25: Клинический подход к изучению характера.


10

4

2

2

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.

ДЕ VIII ( Психология индивидуальности личности. Способности)

20 баллов



Тема 26: Понятие, структура, классификация способностей.

10

6

4

2

4

Тема 27: Различные подходы к психологии и физиологии способностей.

8

4

2

2

4

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

272

136

90

46

136


Тематический план дисциплины «Общая психология» для студентов по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»)

заочная форма обучения.


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I (Введение в общую психологию).

30 баллов



Тема 1: Объект и предмет психологии. Понятие о психике.



10

6

2

2

4

Тема 2: Краткая история формирования современной психологии

10

6

2

2

4

Тема 3: Структура современной психологии. Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.

12

6

2

2

6

Тема 4: Проблема метода в психологии и методы современной психологии

12

6

2

2

10

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

ДЕ II (Мозговая организация психики)

20 баллов



Тема 5: Теоретико-методологические основы исследования мозговой локализации психики.

16

8

2

2

12

Тема 6: Нейропсихология

14

8

2

-

10

Тема 7: Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

14

8

2

2

10

Промежуточный контроль

Коллоквиум.

ДЕ III (Психологическая теория деятельности)

25 баллов



Тема 8: Понятие о деятельности. Основные теории психической деятельности.


12

8

2

2

6

Тема 9: Структура психической деятельности

10

6

2

2

8

Тема 10: Действие как структурная единица деятельности.

12

6

2

2

6

Тема 11: Основные виды деятельности

6

2

2

-

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа.

Экзамен


ДЕ IV (Личность как проблема общей психологии)

25 баллов



Тема 12: Человеческий субъект как личность

6

2

2

-

4

Тема 13: Методологические предпосылки современных представлений о личности.


8

2

2

-

6

Тема 14: Основные теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

14

6

4

2

10

Тема 15: Понятие о личности как объекте и как субъекте.



6

2

2

-

4

Тема 16: Жизненный путь личности.



10

4

2

2

6

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

ДЕ V (Мотивация личности)

20 баллов



Тема 17: Понятие мотивации. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.


10

6

4

2

6

Тема 18: Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности.


6

4

2

2

2




Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

ДЕ VI (Психология индивидуальности личности. Темперамент)

30 баллов


Тема 19: Проблема индивидуальности в психологии.




8

4

2

2

4

Тема 20: Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.


10

6

4

2

4

Тема 21: Типологии темперамента.




10

4

2

2

8

Тема 22: Современные теории темперамента.




10

4

2

2

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.

ДЕ VII (Психология индивидуальности личности. Характер).

30-баллов



Тема 23: Понятие, сущность и структура характера



8

4

2

2

4

Тема 24: Типологии характера.



12

6

4

2

6

Тема 25: Клинический подход к изучению характера.


10

4

2

2

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум. Контрольно-тестовые задания.

ДЕ VIII ( Психология индивидуальности личности. Способности)

20 баллов



Тема 26: Понятие, структура, классификация способностей.

10

6

4

2

4

Тема 27: Различные подходы к психологии и физиологии способностей.

8

4

2

2

4

Промежуточный контроль

Контрольно-тестовые задания.

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

272

108

64

44

164





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница