Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее умкд) Физическая культура входит в «общей гуманитарный и социально-экономический цикл»



страница1/2
Дата09.05.2018
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2







МИНИСТЕРСТВО образования и науки

РЕСПУБЛИКИ татарстан
Государственное Автономное

Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования

«аЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ. 04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2014


Составитель: Сарайло Л. В., преподаватель ГАОУ СПО «АПТ»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины/ПМ, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальностям 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «17» марта 2010 г. № 182, 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «06» апреля 2010 г. № 285, 131003 Бурение нефтяных и газовых скважин, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «17» марта 2010 г. № 188.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Физическая культура входит в «общей гуманитарный и социально-экономический цикл» и является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО «АПТ» по специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, 131003 Бурение нефтяных и газовых скважин разработанной в соответствии с ФГОС разработанной в соответствии СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура адресован студентам 4 курса очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля.




СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

6

3. Содержание дисциплины

7

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

48

5 Глоссарий

49

6. Информационное обеспечение дисциплины

51

Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «Физическая культура» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая доклады, рефераты, выполнение индивидуальных заданий, домашняя работа и презентации.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет (СМГ), дифференцированный зачет (ОМГ, ПМГ) выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

- о роле физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- основы здорового образа жизни.



В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями;

ОК 10. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.



Название ПК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания дисциплины/МДК



ПК – развивать и поддерживать

физические качества

средствами физической

культуры для выполнения

производственных работ

различных специальностей.




Уметь применять средства физической

культуры для выполнения производственных

работ различных специальностей.


Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.



Образовательный маршрут по дисциплине

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Таблица 1



Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

лабораторные занятия

-

практические занятия

28

Точки рубежного контроля

12

Итоговая аттестация (при наличии)

Дифференцированный зачет

Желаем Вам удачи!


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Тема 1.1 Здоровье.

Основные понятия и термины по теме: здоровье, ЗОЖ, «третье состояние»

План изучения темы:

  1. Современные представления и сущность понятия «Здоровье», его составляющие. «Третье состояние», краткая характеристика групп людей, находящихся в «третьем состоянии».

  2. Понятие «здоровый образ жизни», его составляющие.

Краткое изложение теоретических вопросов:

  1. Современные представления и сущность понятия «Здоровье», его составляющие. «Третье состояние», краткая характеристика групп людей, находящихся в «третьем состоянии».

По определению ВОЗ здоровье: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:



Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное

нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.



Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

«Здоровье хотя и представляет собой состояние, противоположное болезни», - сообщает Большая медицинская энциклопедия, - не имеет четких границ, так как существует различные переходные состояния. Однако и само состояние «не в форме» может быть разным: то кажется, сто ближе к здоровью, то, наоборот, - к болезни. Подобные неопределенности в самочувствии врачи со времен Галена условно называют «Третьем состоянием».



  • 1 группа объединяет всех тех, кого отличает особый в данный момент физиологический статус, когда организм здоров, но работает в особом режиме.

  • 2 группу попадают все те, кто плохо привыкает к новым природным условиям.

  • 3 группа все курящие и регулярно выпивающие.

  • 4 группа набираются в результате неправильного питания.


2. Понятие ЗОЖ и составляющие здорового образа жизни студента.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек,

оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное

питание и т.п.
Режим отдых и труда.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел. Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять, за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа. Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим). Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
Профилактика вредных привычек.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые

серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты

мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные

вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого

алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы

(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени.

Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками несвязанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения.
Режим питания.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (неболее 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков вглубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости. Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья.

Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

- прием пищи только при ощущениях голода;

- отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

- отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и

продлению жизни.


Двигательная активность.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.

Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:

- учащихся ПТУ и средних учебных заведений - 10 - 14 часов;

- студентов - 10 - 14 часов;

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.



Закаливание.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Здоровье и окружающая среда.

Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов.

Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на 50% зависит от условий, нас окружающих.

Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ, происходит хроническое отравление. Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.



Наследственность

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Наследственные болезни, вызванные плохой экологической обстановкой:

1) влияние солей тяжелых металлов на наследственность.

Тяжелые металлы - высокотоксичные вещества, долго сохраняющие свои ядовитые свойства. По данным Всемирной Организацией Здравоохранения, они уже сейчас занимают второе место по степени опасности, уступая пестицидам и значительно опережая такие широко известные загрязнители, как двуокись углерода и серы. В прогнозе же они должны стать самыми опасными, более опасными, чем отходы АЭС (второе место) и твердые отходы (третье место).

Отравление солями тяжелых металлов начинается еще до рождения человека. Соли тяжелых металлов проходят через плаценту, которая вместо того, чтобы оберегать плод, день за днем его отравляет.

Нередко концентрация вредных веществ у плода даже выше, чем у матери. Младенцы появляются на свет с пороками развития мочеполовой системы, до 25 процентов малышей - с отклонениями от нормы при формировании почек. Зачатки внутренних органов появляются уже на пятой неделе беременности и с этого момента испытывают на себе влияние солей тяжелых металлов. Ну, а поскольку они влияют и на организм матери, выводя из строя почки, печень, нервную систему, то что удивляться, что сейчас практически не встретишь нормальных физиологических родов, а малыши приходят в эту жизнь с недостатком

веса, с физическими и психическими пороками развития.

И с каждым годом жизни соли тяжелых металлов, растворенные в воде, прибавляют им болезней или усугубляют врожденные заболевания, прежде всего органов пищеварения и почек. Нередко у одного ребенка страдают 4-6 систем в организме. Мочекаменная и желчекаменная болезни - своего рода индикатор неблагополучия, а они теперь встречаются даже у дошколят. Есть и другие тревожные сигналы. Так, превышение уровня свинца приводит к снижению интеллекта.

Психологическое обследование показало, что таких детей у нас до 12 процентов.

Какие же мероприятия должны обеспечить сегодня охрану здоровья человека и среды его обитания от вредного влияния техногенных металлов? Мы можем обозначить здесь два основных пути: санитарно- технический — уменьшение содержания металлов в объектах внешней среды до предельно допустимых (безопасных) уровней путем внедрения архитектурно-планировочных, технологических, технических и других мероприятий; гигиенический — научная разработка допустимых уровней содержания их во внешней среде, требований и рекомендаций в сочетании с постоянным контролем состояния и качества этой среды.

Профилактика хронических интоксикаций металлами и их соединениями должна обеспечиваться, прежде всего, их заменой, где это возможно, на безвредные или менее токсичные вещества. В случаях же, когда не представляется реальным исключить их применение, необходима разработка таких технологических схем и конструкций, которые бы резко ограничивали возможность загрязнения ими воздуха производственных помещений и наружной атмосферы. В отношении

транспорта, являющегося, как об этом было сказано выше, одним из значительных источников выброса свинца в атмосферу, следует повсеместно внедрять экологически чистое горючее. Радикальным средством является создание безотходных или малоотходных технологий.

Наряду с указанными выше мероприятиями необходимо постоянное осуществление эффективного контроля, за уровнем содержания металлов в организме. С этой целью при медицинском обследовании работающих и населения в случаях их контакта с техногенными металлами должно проводиться определение их в биологических средах организма крови, моче, волосах.



Физическое самовоспитание.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем.

Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание .Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.


Практические занятия - «не предусмотрено»

Задания для самостоятельного выполнения

  1. Доклад на тему: «Здоровье».

Форма контроля самостоятельной работы:

  1. Устный опрос.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Что такое Здоровье?

  2. Что такое «третье состояние»?

  3. Понятие «ЗОЖ»?




Раздел 2 ГИМНАСТИКА

Тема 2.1. Оздоровительная физическая культура

Основные понятия и термины по теме: система здоровья Норбекова, дыхательные упражнения, опорно-двигательный аппарат.

План изучения темы:

  1. Подготовительная часть: развитие физических качеств – гибкости.

  2. Основная часть: оздоровительный комплекс Норбекова.

  3. Заключительная часть: определение функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата.

Краткое изложение теоретических вопросов: см. методические указания по выполнению самостоятельных работ: тема 2.1

Практические занятия:

1.Техника безопасности на занятиях физической культуры.

2. Построение. Рапорт дежурного. Сообщение задач урока.

3. Ходьба с выполнением упражнения для нарушения осанки.

4. Бег (со средней скоростью) – 4-5 мин.

5. Ходьба на восстановление дыхания – 1 мин.

6. Перестроение (в колонну по 4 ч\з центр).

7. Комплекс оздоровительной системы здоровья Норбекова.

8. Техника упражнений для глаз.

9. Упражнения для позвоночного столба.

10. Определить гибкость опорно-двигательного аппарата.

10.1. К скамейке прибивается рейка с целениями. Вниз от верхней плоскости скамейки наносится разметка в сантиметрах от +1 до +25см, вверх от –1 до –10см. ученик без обуви становится на скамейку. Ноги на ширине плеч, выполняет три медленных предварительных наклон, ладони скользят по рейке. Четвертый наклон выполняется плавно, не рывком, он является зачетным..

10.2. Гибкость суставов плечевого пояса можно определить, соединяя руки за спиной (одно сверху, другая – снизу). Если вы сумели захватить руки в рукопожатие - гибкость отличная; если касаетесь кистью кисть – хорошая; если касаетесь кончиками пальцев – удовлетворительная

10.3. И.п.: сидя на полу, ноги вытянуты ( оценка «5» наклониться вперед и грудью коснуться колен; «4» из и.п. стоя наклониться вперед, коснуться пола пальцами рук (ноги не сгибать);

10.4. И.п.: лежа на животе, руки за головой, ноги закреплены. Прогибаясь, поднять подбородок от пола (оценка «5» на 60 см, «4» - 50 см, «3» - 45см.);

10.5. Поперечный «шпагат» с опорой руками о пол (оценка «5» угол между правой и левой ногами 160 градусов; «4» - 140 градусов; «3» - 120 градусов);

10. 6. Продольный «шпагат» с опорой руками о пол (оценка «5» угол между правой и левой ногами 160 градусов; «4» - 140 градусов; «3» - 120 градусов);




Рисунок 1
Задания для самостоятельного выполнения:

1.Комплексы оздоровительной системы здоровья Норбекова, «Полное дыхание йогов», «Бодифлекса».



Форма контроля самостоятельной работы:

  1. Самостоятельный показ комплекса Норбекова., «Бодифлекса», «Полное дыхание йогов».

  2. Проверка пробы: контроль работоспособности сердца.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Какие упражнения входят в оздоровительный комплекс Норбекова?

  2. Ткикие упражнения входят в комплекс «Бодифлекс»?

  3. Техника выполнения «Дыхания йогов».

Тема 2.2. Оздоровительная физическая культура

Основные понятия и термины по теме: система здоровья Норбекова,

План изучения темы:

  1. Подготовительная часть: развитие физических качеств – гибкости.

  1. Основная часть: оздоровительный комплекс Норбекова.

  1. Заключительная часть: определение функциональных возможностей позвоночника. Упражнения для развития силовых качеств.

Краткое изложение теоретических вопросов: см. методические указания по выполнению самостоятельных работ: тема 2.2

Практические занятия

1. Построение. Рапорт дежурного. Сообщение задач урока.

2. Ходьба с выполнением упражнения для укрепления голенастоп.

3. Бег (со средней скоростью) – 5-6 мин.

4. Ходьба на восстановление дыхания – 1 мин.

5. Перестроение (в колонну по 6)

6. Комплекс оздоровительной системы здоровья Норбекова. Самостоятельный показ.

7. Определение функциональных возможностей позвоночника.



  • при наклоне вперед студент с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног;

  • сидя – положить подбородок на колени;

  • при наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра;

  • при наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) – достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки;

  • чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы

  • ( попросту говоря, нос) должна повернуться примерно на 110*. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной


Рисунок 2

8. Контрольное упражнение – гибкость.

Юноши – наклон вперед из положения стоя:

«3» кончиком пальцев достать пол – 3 сек;

«4» середина ладони достать пол – 3 сек;

«5» ладонями достать пол 3 сек.

Девушки – «Мост» из положения лежа:

«3» угол между полом и рукой 60 градусов;

«4» угол между полом и рукой 45 градусов;

«5» угол между полом и рукой 20-30 градусов.

9. Упражнения для развития силовых качеств.


Задания для самостоятельного выполнения:

1.Комплексы оздоровительной системы здоровья Норбекова, «Полное дыхание йогов», «Бодифлекса».



Форма контроля самостоятельной работы:

  1. Самостоятельный показ комплекса Норбекова., «Бодифлекса», «Полное дыхание йогов».

  2. Проверка пробы: контроль работоспособности сердца.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Какие упражнения входят в оздоровительный комплекс Норбекова?

  2. Ткикие упражнения входят в комплекс «Бодифлекс»?

  3. Техника выполнения «Дыхания йогов».


Тема 2.3. Оздоровительная физическая культура

Основные понятия и термины по теме: физическое здоровье, дыхание, комплекс упражнений «Бодифлекс».

План изучения темы:

  1. Подготовительная часть: определить показатели физического развития – ЧСС при выполнении упражнений.

  2. Основная часть: комплекс упражнений – полное дыхание йогов.

Комплекс упражнений «Бодифлекс». К. Т. пресс в висе (ю). пресс за 30 сек (д).

3. Заключительная часть: упражнения на равновесие.



Краткое изложение теоретических вопросов: см. методические указания по выполнению самостоятельных работ: тема 2.3

Практические занятия

1. Построение. Рапорт дежурного. Сообщение задач урока.

2. Критерии ЧСС при выполнении упражнений.

Таблица 2



п/п

Виды физических упражнений


Частота пульса, уд/мин

средняя

Минимал.

максимал.

1

Построение

91

77

112

2

Ходьба в медленном темпе

105

86

119

3

Ходьба в среднем темпе (строевая)

118

104

151

4

Ускоренная ходьба (спортивная)

135

122

162

5

Бег трусцой в медленном темпе (2мин)

129

112

152

6

Бег со скоростью 2,5м/с (до 2мин)

148

135

175

7

Дыхательные упражнения

100

90

118

8

Общеразвивающие упражнения:

а) для плечевого пояса

б) комплекс утр.гимнастики (5мин)

118


126

105


104

120


147

9

Элементы баскетбола:

а) передача мяча на месте

б) броски мяча в кольцо

в) броски мяча в кольцо после ведения

г) ведение мяча прямолинейно в медленном темпе

д) передача мяча от груди двумя руками после ведения


132


125

149


131

146

120

118


125

120
114


146


137

166


145
170

10

Подвижные игры малой интенсивности

154

120

176

11

Эстафета с набивным мяча (1кг)

169

144

184

12

Упражнения сидя на гимн.скамейке

(наклоны вперед, назад, в стороны)



120

108

131

13

Упражнения стоя у гимн.стенки (махи, наклоны, приседания)

122

110

143

14

Упражнения в равновесии на низком бревне (ходьба, повороты, соскоки…)

135

123

145

15

Танцевальные упражнения

132

124

148

16

Передвижения на лыжах по ровной местности в медленном темпе ( обучение технике, прогулки)

124

119

150


17

Прыжки в высоту с разбега

128

125

130

18

Упражнения на брусьях

132

128

136

3. Полное дыхание йогов: очищающее дыхание, дыхание «оживляющее нервы».

4. Комплекс упражнений «Бодифлекс»: лев, уродливая гримаса, боковая растяжка, оттягивание ноги назад, сейко, алмаз, шлюпка, растяжка подколенных сухожилий. Брюшной пресс, ножницы.

11. Упражнения на равновесие.



Задания для самостоятельного выполнения:

1.Комплексы оздоровительной системы здоровья Норбекова, «Полное дыхание йогов», «Бодифлекса».



Форма контроля самостоятельной работы:

  1. Самостоятельный показ комплекса Норбекова., «Бодифлекса», «Полное дыхание йогов».

  2. Проверка пробы: контроль работоспособности сердца.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Какие упражнения входят в оздоровительный комплекс Норбекова?

  2. Ткикие упражнения входят в комплекс «Бодифлекс»?

  3. Техника выполнения «Дыхания йогов».


Тема 2.4. Оздоровительная физическая культура

Основные понятия и термины по теме: «пальценосовая проба», метод статической координации, релаксация.

План изучения темы:

  1. Подготовительная часть: определить функциональное состояние нервно-мышечной системы.

  2. Основная часть: комплекс упражнений «Бодифлекс». Самостоятельный показ. К. Т. подтягивание (ю), пресс за 1 мин (д). Комплекс оздоровительной гимнастики «Око возрождения».

  3. Заключительная часть: круговая тренировка. Упражнения для релаксации.

Краткое изложение теоретических вопросов: см. методические указания по выполнению самостоятельных работ: тема 2.4

Практические занятия

1. Построение. Рапорт дежурного. Сообщение задач урока.

2. Ходьба.

3. Бег (со средней скоростью) – 3 мин.

4. Ходьба на восстановление дыхания – 1 мин.

Пальценосовая проба

и особенность движения, связанные с функцией мозжечка
Ход работы

Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой руки ,которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте то же самое с левой рукой, попеременно меняя пальцы и положение руки. Во всех случаях палец попадает в цель, хотя траектория движений в каждом отдельном случае неодинаковая. При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры . У лиц с поврежденным мозжечком рука движется отдельными толчками , перед попаданием в цель дрожит, часты промахи (рис.18).

Рисунок 3

5. Оценка деятельности нервной системы.
Метод - статической координации.

Это четырех ступенчатое исследование характеризуется постепенно нарастающей трудностью выполнения. Учащийся стоит без обуви, с закрытыми глазами. Ему предлагают четыре задания.



  1. Сдвинуть пятки и носки вместе, руки вытянуть вперед,
    пальцы развести. Стоять неподвижно 30 сек., сохраняя
    равновесие.

  2. Поставить стопы на одной линии (пятка одной ноги касается
    носка другой), руки вытянуты вперед. Стоять 30 сек.

  3. Стоя на левой ноге, положить правую пятку к коленной
    чашечке левой ноги, руки вытянуты вперед, пальцы развести.
    Стоять 30 сек.

  4. То же, но руки опустить вдоль туловища.

Оценка производится по 5-бальной системе. При этом принимать во внимание степень устойчивости в третьей и четвертой позах: стоит неподвижно, покачивается, пошатывается из стороны в сторону, сдвигает стопу, дрожание пальцев и век, длительность, длительность сохранения равновесия.

  1. балл - поза удерживается менее 5 сек.,

  2. балла - от 5-10 сек,

  3. балла - от 11-15 сек.,

  4. балла - от 16-20 сек.,

  5. баллов - от 21 до 30 сек.(отличное состояние ц.н.с.)




Каталог: upload -> 2014
2014 -> Методические указания к выполнению письменной экзаменационной работы студентов по профессиональному модулю
2014 -> Методическая разработка для тренеров-преподавателей мбоудод сдюсшор №2 «Красные Крылья», «Средства восстановления в спорте»
2014 -> Краевое государственное бюджетное
2014 -> Зенкина о. Н., Ходакова н. П., Голикова н. Н
2014 -> Учебно – методический комплекс профессионального обучения (подготовки) по профессии 14700 Монтировщик шин
2014 -> Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 05. 04. 06 Экология и природопользование
2014 -> Диагностика и лечение клапанных пороков сердца
2014 -> Витамины как средство восстановления и повышение работоспособности юных баскетболистов
2014 -> Сборник лекций по дисциплине «История» для специальности: 31. 02. 02 Акушерское дело


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница