Учебно-методическое пособие для студентов университета по специальности 050607



Скачать 141.5 Kb.
Дата09.08.2019
Размер141.5 Kb.
#126668
ТипУчебно-методическое пособие

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

Кафедра биологии и химии

Салатова Ольга Ивановна
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО

ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Учебно-методическое пособие

для студентов университета

по специальности 050607 – «Биология»

Костанай, 2010

ББК 28.9

С 16


Автор: Салатова Ольга Ивановна кандидат биологических наук, доцент,

Рецензенты:

Шевченко Людмила Яковлевна, кандидат биологических наук, доцент, Наумов Николай Семенович кандидат биологических наук, доцент.

Салатова О.И.

С 16 Физиология человека и животных. Учебно-методическое пособие для студентов университета. В пособии представлены тестовые задания и дополнительный блок информации по вопросам физиологии эндокринных желез, анализаторов, организм и среда. Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010 – 22 с.

Рекомендовано экспертным советом Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова.

Утверждено научно-методическим советом Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, протокол от _____ 20__г. №___

© Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.


Введение............................................…………………………..……………….. 4

Тестовые задания по разделам:

1. Физиология эндокринных желез..........……………................................…... 4

2. Анализаторы...........................………………………….……................…... 11

3. Организм и среда............................................................................................ 15

Рекомендуемая литература..............................…………………………..…… 22



В В Е Д Е Н И Е
Предлагаются тестовые задания и дополнительный блок информации, составленных в соответствии с действующими типовой учебной и рабочей программами по курсу «Физиология человека и животных» кафедры биологии и химии Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. Включены тестовые задания с одним правильным ответом из пяти возможных. Приведенные правильные ответы по всем тестам позволят студентам использовать их при самоподготовке и повторении материала по всем разделам. Тестовые задания могут быть использованы для контроля знаний преподавателем при проведении текущего опроса и рубежного контроля. В конце текста приведены литературные источники, использованные при подготовке учебно-методического пособия.
РАЗДЕЛ N 1. ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ
Специализированные тканевые образования, основная функция которых – выработка гормонов, называются железами внутренней секреции (эндокринные железы). К ним относят гипофиз, щитовидную железу, околощитовидные железы, корковое и мозговое вещество надпочечников, поджелудочную, вилочковую железу, гонады (яичники, яичко), шишковидное тело.

Все гормоны являются биоорганическими соединениями. По химическому строению они могут быть разделены на три группы: производные аминокислот; белково-пептидные гормоны; стероидные соединения.

Способность нервных клеток вырабатывать специализированные вещества – нейрогормоны и медиаторы – получила название нейросекреции. Нейроны, в которых совмещаются эндокринная и нервно-проводниковая функции, названы нейросекреторными.

Выделяют три вида гуморальной регуляции: эндокринный, паракринный и нейрокринный. Эндокринная регуляция осуществляется гормонами. Паракринная регуляция осуществляется гормонами и физиологически активными веществами, выделяемыми в межклеточное пространство. Такие вещества регулируют функции соседних клеток. Нейрокринная регуляция обеспечивается нейросекретами белковой и пептидной природы. Действие этих секретов выражается в регуляции постсинаптических мембран.

Эндокринные влияния на клетки, ткани, органы целого организма подчиняются системной организации физиологических функций. Примером является функциональная система, поддерживающая уровень глюкозы в крови, оптимальный для энергетических и метаболических процессов в организме.
1. К признакам, объединяющим эндокринные органы, относят:

A/ сравнительно небольшие размеры, обильное кровоснабжение;

B/ выделение вырабатываемых продуктов непосредственно в кровь;

C/ мерокриновый тип секреции, т.е. секреция гормонов путем

экзоцитоза, без нарушения целостности клетки;

D/ отсутствие других функций, кроме синтеза и секреции гормонов;

E/ все перечисленное верно.

2. К железам внешней секреции относят:

A/ гипофиз и гипоталамус;

B/ тимус и эпифиз;

C/ половые и надпочечные;

D/ слюнные, потовые и сальные;

E/ поджелудочная и щитовидная.

3. К железам смешанной секреции относят:

A/ поджелудочную и половые;

B/ гипофиз;

C/ щитовидную;

D/ надпочечники;

E/ тимус.

4. Каково значение гормонов:

A/ регуляция функций органов;

B/ рост организма;

C/ развитие организма;

D/ регуляция обмена веществ;

E/ все вышеперечисленное.

5. Повышенная продукция какого гормона при стресс-реакции приводит к росту артериального давления (как следствие повышенной реабсорбции ионов Na+ и воды в почках):

A/ альдостерона;

B/ соматотропного гормона гипофиза;

C/ инсулина;

D/ тироксина;

E/ трийодтиронина.

6. Чрезмерная продукция глюкокортикоидов при стресс-реакции вызывает повышение энергетических запасов, одновременно приводит и к нежелательным эффектам (т.н. плата за адаптацию). Каким?

A/ резко снижается интенсивность иммунных механизмов;

B/ тимико-лимфатическая атрофия;

C/ возрастает риск образования язв желудка;

D/ возрастает риск развития инфаркта миокарда (за счет спазма сосудов);

E/ все вышеперечисленное.

7. Гормоны поступают в:

A/ тканевую жидкость;

B/ желудок;

C/ лимфу;

D/ кишечник;

E/ кровь.

8. Соединеие может быть отнесено к гормонам, если оно удовлетворяет следующим критериям:

A/ вырабатывается в малых количествах и обладает высокой

биологической активностью;

B/ не является источником энергии или субстратом в биохимических

реакциях, которые оно контролирует;

C/ способно к избирательному дистантному действию;

D/ оказывает коррегирующее, а не пусковое действие на органы-мишени

(в основном на сложные клеточные структуры – мембраны, ядро);

E/ все перечисленное верно.

9. Нейросекреторные клетки гипоталамуса вырабатывают гормоны:

A/ тропные;

B/ вазопрессин, окситоцин, рилизинг-гормоны;

C/ фолликулостимулирующий и лютеинизирующий;

D/ пролактин;

E/ меланоцитстимулирующий гормон.

10. Гипоталамус вырабатывает:

A/ либерины и статины;

B/ тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин;

C/ тестостерон и прогестерон;

D/ паратгормон;

E/ антидиуретический.

11. Гормон, образующийся в гипоталамусе и выделяющийся из нейрогипофиза; действует на эпителий собирательных трубочек почек, усиливая реабсорбцию воды;оказывает также сосудосуживающий эффект:

A/ антидиуретический гормон – АДГ (вазопрессин);

B/ ангиотензин;

C/ окситоцин;

D/ ренин;

E/ ни один из перечисленных.

12. Влияет на распределение меланина у млекопитающих и вызывает изменение цвета кожи у рыб, земноводных и пресмыкающихся. Какой это гормон?

A/ лютеинизирующий;

B/ фолликулостимулирующий;

C/ меланоцитстимулирующий;

D/ адренокортикотропный;

E/ соматотропный.

13. Какая эндокринная железа управляет всеми гормональными процессами организма:

A/ щитовидная;

B/ гипофиз;

C/ паращитовидная;

D/ поджелудочная;

E/ надпочечники.

14. Отсутствие вазопрессина в организме приводит к:

A/ гигантизму;

B/ карликовости;

C/ снижению пигментации;

D/ большой потере жидкости;

E/ ожирению.

15. К тропным гормонам гипофиза относят:

A/ АКТГ;


B/ ТТГ;

C/ СТГ;


D/ ГТГ;

E/ все перечисленное верно.

16. Гормон роста вырабатывается:

A/ в надпочечниках;

B/ в передней доле гипофиза;

C/ в щитовидной железе;

D/ в тимусе;

E/ в эпифизе.

17. Задняя доля гипофиза выделяет:

A/ окситоцин и антидиуретический гормон /АДГ/;

B/ инсулин и глюкагон;

C/ адреналин и норадреналин;

D/ минералокортикоиды, глюкокортикоиды и половые гормоны;

E/ тропные гормоны (АКТГ,ТТГ,СТГ).

18. Передняя доля гипофиза выделяет:

A/ окситоцин и АДГ;

B/ инсулин и глюкагон;

C/ адреналин и норадреналин;

D/ минералокортикоиды, глюкокортикоиды и половые гормоны;

E/ тропные гормоны (АКТГ,ТТГ,СТГ).

19. При избыточной секреции соматотропного гормона гипофиза белково-синтетические процессы в клетках резко усиливаются, возникает заболевание:

A/ гипофизарный нанизм;

B/ гигантизм, акромегалия;

C/ сахарный диабет;

D/ Адиссонова болезнь;

E/ синдром Кушинга.

20. При врожденной гипопродукции соматотропного гормона гипофиза происходит торможение белкового синтеза на уровне клеток и развивается:

A/ гипофизарный нанизм;

B/ гигантизм, акромегалия;

C/ сахарный диабет;

D/ Адиссонова болезнь;

E/ синдром Кушинга.

21. Какие гормоны регулируют выработку молока у женщин после родов:

A/ инсулин и СТГ;

B/ адреналин и эстроген;

C/ лактогенный гормон и пролактин;

D/ тироксин;

E/ кортикостероиды.

22. Поджелудочная железа выделяет:

A/ окситоцин и АДГ;

B/ инсулин и глюкагон;

C/ адреналин и норадреналин;

D/ минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны;

E/ тропные гормоны (АКТГ,СТГ,ТТГ).

23. Глюкагон секретируется:

A/ альфа-клетками поджелудочной железы;

B/ бета-клетками поджелудочной железы;

C/ надпочечниками;

D/ щитовидной железой;

E/ паращитовидной железой.

24. Мозговое вещество надпочечников выделяет:

A/ окситоцин и АДГ;

B/ инсулин и глюкагон;

C/ адреналин и норадреналин;

D/ минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны;

E/ тропные гормоны (АКТГ,СТГ,ТТГ).

25. Возбуждающий эффект действия адреналина на сердце связан преиму-

щественно с:

A/ активацией калиевых каналов;

B/ активацией натриевых и кальциевых каналов;

C/ инактивацией натриевых каналов;

D/ инактивацией калиевых каналов;

E/ инактивацией калиевых и натриевых каналов.

26. Физиологические эффекты тестостерона – все, кроме одного:

A/ участвует в развитии первичных и вторичных половых признаков;

B/ обеспечивает либидо и потенцию, мужской тип полового поведения;

C/ обладает анаболическим эффектом;

D/ обладает катаболическим эффектом;

E/ участвует в регуляции сперматогенеза.

27. Уровень сахара в крови регулируют гормоны:

A/ поджелудочной железы, коркового и мозгового вещества

надпочечников;

B/ поджелудочной железы, гонад и паращитовидных желез;

C/ гонад, паращитовидных желез;

D/ паращитовидных желез;

E/ гонад.

28. Общий адаптационный синдром характеризуется следующими стадиями:

A/ резистентность – возбуждение – расслабление;

B/ тревога – резистентность – истощение;

C/ расслабление – тревога – резистентность;

D/ ступор – возбуждение – тревога;

E/ тревога – возбуждение – эйфория.

29. Какие из перечисленных гормонов обладают противовоспалительным действием на ткани и противоаллергическим эффектом:

A/ адреналин;

B/ минералокортикоиды;

C/ глюкокортикоиды;

D/ глюкагон;

E/ инсулин.

30. Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте приводит к:

A/ тетании;

B/ кретинизму;

C/ рахиту;

D/ микседеме;

E/ появлению зоба.

31. Гипофункция щитовидной железы у взрослых приводит к:

A/ тетании;

B/ кретинизму;

C/ рахиту;

D/ микседеме;

E/ появлению зоба.

32. На какие функции организма оказывает влияние гормон щитовидной железы - тироксин:

A/ депонирование гликогена в печени и мышцах, уровень сахара в

крови, жировой обмен;

B/ обмен кальция, фосфора, уровень возбудимости ткани;

C/ теплопродукцию, белковый обмен, рост и дифференцировку тканей;

D/ уровень сахара в крови, тонус сосудов, моторику кишечника;

E/ минеральный обмен, половую функцию, моторику кишечника.

33. Какая железа вырабатывает гормон, влияющий на обмен кальция и фосфора:

A/ щитовидная железа;

B/ паращитовидная железа;

C/ надпочечники;

D/ вилочковая железа;

E/ гонады.

34. Основной обмен повышается при:

A/ возбуждении парасимпатической нервной системы;

B/ возбуждении симпатической нервной системы;

C/ гипофункции щитовидной железы;

D/ гиперфункции щитовидной железы;

E/ все перечисленное верно.

35. Щитовидная железа вырабатывает гормоны:

A/ либерины и статины;

B/ тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин;

C/ тестостерон и прогестерон;

D/ паратгормон;

E/ антидиуретический гормон.

36. Гонады вырабатывают гормоны:

A/ либерины и статины;

B/ тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин;

C/ тестостерон и прогестерон;

D/ паратгормон;

E/ антидиуретический гормон.

37. Что произойдет с функцией железы внутренней секреции (например, коры надпочечников), если в организм вводить большие дозы гормонов, вырабатываемых этой железой:

A/ деятельность железы тормозится, вплоть до прекращения выработки

этого гормона;

B/ деятельность железы не изменяется;

C/ деятельность железы незначительно усиливается;

D/ деятельность железы существенно усиливается;

E/ нет зависимости (связи) между экзогенным введением гормонов и

функцией данной железы.

38. Состояние организма, возникающее при действии неблагоприятных факторов среды и ведущее к усилению АКТГ и глюкокортикоидов, обозначается как:

A/ диабет;

B/ кома;


C/ шок;

D/ стресс;

E/ деменция.

39. У ребенка замедлено физическое и психическое развитие, снижен основной обмен. О недостаточности какой эндокринной железы это может свидетельствовать?

A/ надпочечников;

B/ половых;

C/ тимуса;

D/ щитовидной;

E/ паращитовидной.

40. Рост 18-летнего подростка 100 см, сложение пропорциональное. О недостаточности функции какой эндокринной железы свидетельствует обнаруженное нарушение роста?

A/ передней доли гипофиза;

B/ нейрогипофиза;

C/ надпочечников;

D/ вилочковой;

E/ поджелудочной.

41. Редкое заболевание, чаще связанное с опухолью надпочечников, при котором повышена продукция гормонов адреналина и норадреналина, что приводит к спазму сосудов и гипертонии:

A/ синдром Иценко-Кушинга;

B/ болезнь Адиссона;

C/ феохромоцитома;

D/ синдром Конна;

E/ фибромиома матки.

42. О какой эндокринной железе идет речь? Она хорошо развита в молодом возрасте, участвует в формировании иммунитета, в регуляции роста и общем развитии организма, расположена в области переднего средостения:

A/ щитовидной;

B/ вилочковой;

C/ околощитовидной;

D/ эпифизе-шишковидном теле;

E/ щитовидной и околощитовидной.

43. Повышает всасывание воды в почках, усиливает выделение калия, задерживает натрий, влияет на отложение гликогена в печени. Какой это гормон?

A/ паратгормон;

B/ инсулин;

C/ тестостерон;

D/ альдостерон;

E/ тироксин.

44. Возбуждает симпатическую нервную систему, повышает возбудимость, кровяное давление, количество сахара в крови. Какой это гормон?

A/ инсулин;

B/ альдостерон;

C/ адреналин;

D/ тироксин;

E/ кортикостерон.

45. Гормон, стимулирующий сокращение матки:

A/ тиреотропный;

B/ адренокортикотропный;

C/ лактогенный;

D/ окситоцин;

E/ вазопрессин.
РАЗДЕЛ N 2. АНАЛИЗАТОРЫ
Взаимодействие организма с внешней средой осуществляется органами чувств (анализаторами). Выделяют органы зрения, слуха, равновесия, вкуса, обоняния и осязания (кожного чувства).

Каждый анализатор состоит из трех частей.

П е р и ф е р и ч е с к а я часть (рецепторная клетка) воспринимает энергию внешнего раздражения и перерабатывает в нервный импульс. Каждая рецепторная клетка воспринимает раздражения с определенной зоны – рецептивного поля, представляющего собой все точки периферического анализатора, возбуждение которых влияет на данный нейрон.

По п р о в о д я щ и м п у т я м нервный импульс следует к нервному центру. Проводящие пути проходят через несколько уровней переключения (в спинном мозге, стволе, головном мозге и таламусе) и достигают к о р к о в о г о к о н ц а а н а л и з а т о р а (сенсорный центр), который расположен в соотвествующем участке коры головного мозга. В корковом центре сигналы внешнего мира реконструируются, сличаются. Сигналы, поступающие от различных анализаторов, интегрируются с информацией, которая хранится (накапливается) в памяти для создания определенного восприятия внешнего мира, т.е. имеет место высший анализ.

Любое ощущение имеет четыре параметра: пространственный, временной, интенсивность (или количество) и качество (или модальность).

Каждый анализатор реагирует оптимально только на определенные адекватные стимулы. Специфичность анализаторов связана со специфичностью рецепторов и характером центральной обработки информации.


1. После трудового дня порог слуховой чувствительности у рабочего изменился с 5 до 15 децибел. Как изменилась возбудимость органа слуха:

A/ слуховая возбудимость снизилась;

B/ слуховая возбудимость не изменилась;

C/ слуховая возбудимость увеличилась в 3 раза;

D/ слуховая возбудимость возросла незначительно;

E/ слуховая возбудимость возросла более чем в 3 раза.

2. Преломляющие среды глаза:

A/ роговица; радужка;

B/ стекловидное тело, роговица, хрусталик;

C/ сетчатка, радужка;

D/ стекловидное тело, сетчатка, радужка;

E/ все верно.

3. Какие вегетативные сдвиги в организме возникают под влиянием сильного болевого раздражения:

A/понижение выделения адреналина, понижение кровяного давления,

понижение уровня сахара в крови;

B/повышение выделения адреналина, повышение кровяного давления,

повышение уровня сахара в крови;

C/понижение выделения адреналина, повышение кровяного давления,

понижение уровня сахара в крови;

D/понижение выделения адреналина, понижение кровяного давления,

повышение уровня сахара в крови;

E/повышение выделения адреналина, понижение кровяного давления,

понижение уровня сахара в крови.

4. Адекватным раздражителем для вестибулярных рецепторов является:

A/ центробежное ускорение тела;

B/ угловое ускорение тела;

C/ прекращение вращения головой;

D/ изменение положения тела в пространстве;

E/ все перечисленное верно.

5. Существует так называемая вкусовая «карта» языка. Наибольшей чувствительностью корень языка обладает к:

A/ соленому;

B/ горькому;

C/ сладкому;

D/ кислому;

E/ все перечисленное верно.

6. Приспособление глаза к ясному видению разноудаленных предметов называют:

A/ адаптацией;

B/ аккомодацией;

C/ рефракцией;

D/ преломлением;

E/ конвергенцией.

7. Исследование зрачковых рефлексов (на свет, конвергенцию, аккомодацию, боль) показано при отборе для занятий в спортивных секциях, при травмах головы. К патологическим изменениям зрачков относятся - все, кроме одного:

A/ миоз (сужение зрачков);

B/ мидриаз (расширение зрачков);

C/ анизокория (неравенство зрачков), деформация, конвергенция;

D/ зрачки одинаковы, с диаметром 3-3,5 мм, правильной круглой формы;

E/ расстройство реакции зрачков на свет.

8. Полость среднего уха соединяется с носоглоткой при помощи:

A/ наружного слухового прохода;

B/ полукружного канала;

C/ евстахиевой трубы;

D/ ушной раковины;

E/ кортиева органа.

9. Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой:

A/ от 20 до 20 000 Гц;

B/ 1-2 Гц;

C/ 10 Гц;

D/ 200 000 Гц;

E/ все перечисленное верно.

10. Какие из перечисленных рецепторных образований воспринимают болевые раздражения кожи:

A/ тельца Гольджи;

B/ колбочки Краузе;

C/ тельца Мейснера;

D/ голые осевые цилиндры;

E/ все перечисленное верно.

11. Недостаток преломляющей способности глаза, в результате которого фокус оказывается позади сетчатки (укороченное глазное яблоко),носит название:

A/ астигматизма;

B/ близорукости;

C/ дальнозоркости;

D/ астигматизма и дальтонизма;

E/ дальтонизма.

12. Изображение предмета находится сзади сетчатки:

A/ близорукость;

B/ дальнозоркость;

C/ астигматизм;

D/ нистагм;

E/ дальтонизм.

13. Изображение предмета находится перед сетчаткой:

A/ близорукость;

B/ дальнозоркость;

C/ астигматизм;

D/ нистагм;

E/ дальтонизм.

14. Изменение формы, а вследствие этого и преломляющей силы хрусталика, называется:

A/ аберрация;

B/ аккомодация;

C/ астигматизм;

D/ пресбиопия (старческая дальнозоркость);

E/ миопия.

15. Слепое пятно – это:

A/ место выхода зрительного нерва из сетчатки;

B/ слой палочек и колбочек;

C/ пигментный слой;

D/ сосудистая оболочка;

E/ слой биполярных клеток.

16. Особенностью желтого пятна является:

A/ отсутствие в нем палочек, большая плотность колбочек;

B/ отсутствие колбочек;

C/ большая плотность колбочек и палочек;

D/ наличие ганглиозных клеток;

E/ все перечисленное верно.

17. Какой тип зрения называется скотоническим или сумеречным:

A/ палочковый;

B/ колбочковый;

C/ колбочковый и палочковый;

D/ дальтонизм;

E/ дальнозоркость.

18. Какие движения характерны для глаз:

A/ саккадические;

B/ конвергенция-дивергенция;

C/ тремор;

D/ медленный дрейф, прослеживание;

E/ все вышеперечисленное.

19. Острота зрения – это:

A/ наименьшее расстояние между двумя предметами, которое способен

различить зрительный анализатор;

B/ наибольшее расстояние между двумя предметами, которое способен

различить зрительный анализатор;

C/ совокупность всех точек, видимых неподвижным глазом;

D/ способность фиксации изображения предметов, находящихся на

разном расстоянии от наблюдателя;

E/ бинокулярное зрение.

20.Поле зрения – это:

A/пространство, видимое глазом человека при фиксации взгляда в одной

точке;

B/способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов;



C/способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы

за счет изменения кривизны хрусталика;

D/способность глаза различать две светящиеся точки раздельно;

E/способность глаза к цветовому восприятию.


РАЗДЕЛ N 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА
1. Устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов:

A/ адаптация кратковременная;

B/ адаптация долговременная;

C/ резистентность;

D/ реактивность;

E/ гомеостаз.

2. Свойство живого организма отвечать изменением жизнедеятельности на какие-либо факторы внешней среды. Его можно расценивать как свойство адаптивности организма и как меру его приспособительных возможностей. О каком свойстве идет речь?

A/ адаптация кратковременная;

B/ адаптация долговременная;

C/ резистентность;

D/ реактивность;

E/ гомеостаз.

3. В каком из приведенных ответов правильно изложена последовательность явлений, составляющих по Г.Селье общий адаптационный синдром?

A/ стадия резистентности - истощения - тревоги;

B/ стадия тревоги - резистентности - истощения;

C/ стадия истощения - тревоги - резистентности;

D/ стадия истощения - резистентности - тревоги;

E/ стадия тревоги - истощения - резистентности

4. Состояние, возникающее при недостаточном снабжении тканей кислородом или при нарушении его использования:

A/ гипотермия;

B/ гипотрофия;

C/ гипоксия;

D/ гипокинезия;

E/ гипофункция.

5. Виды гипоксии:

A/ анемическая (при дефиците гемоглобина),

B/ респираторная (при недостаточном газообмене в легких),

C/ циркуляторная (при недостаточном поступлении крови к тканям),

D/ физиологическая (при интенсивной физической нагрузке здорового

человека);

E/ все вышеперечисленное.

6. Охлаждение организма, понижение температуры тела вследствие преобладания теплоотдачи над теплопродукцией, замедление обменных процессов:

A/ гипотермия;

B/ гипотрофия;

C/ гипоксия;

D/ гипокинезия;

E/ гипофункция.

7. Филогенетический и онтогенетический процесс формирования функциональных систем, обеспечивающих возможность приспособления организма к изменившимся условиям внешней среды:

A/ системогенез;

B/ скрининг;

C/ системный подход;

D/ система;

E/ синдром.

8. Экспериментальное оперативное вмешательство привело к тому, что существенно снизилась способность животного поддерживать изотермию в условиях низкой температуры среды. Какова возможная локализация оперативного вмешательства?

A/ кора больших полушарий;

B/ кора больших полушарий, эпифиз;

C/ гипоталамус, щитовидная железа;

D/ надпочечники;

E/ мозжечок, спинной мозг.

9. Факторы, стимулирующие неспецифическую резистентность организма (оказывающие влияние на адаптацию):

A/ рациональное питание и обоснованный режим;

B/ адаптогены;

C/ физические тренировки;

D/ закаливание;

E/ все перечисленное верно.

10. Исключите вариант, не соответствующий понятию реактивности:

A/ реактивность – это способность организма адекватно реагировать на

изменяющиеся условия внешней и внутренней среды;

B/ реактивность – это количественное понятие, т.е. она может быть у

одного индивида больше или меньше, чем у другого;

C/ реактивность – это совокупность норм реакций или адаптивных

ответов, доступных организму;

D/ реактивность – это совокупность ненаследуемых программ, связанных

с индивидуальным онтогенетическим опытом;

E/ реактивность – это не только совокупность доступных индивиду

диапазонов каждой из норм реакций, но и тенденция выбора

определенных способов и масштабов реагирования.

11. Укажите вариант, где собраны все возможные виды реактивности:

A/ биоценотическая, видовая, групповая, индивидуальная;

B/ видовая, объективная, групповая, индивидуальная;

C/ видовая, субъективная, биоценотическая;

D/ биоценотическая, видовая, индивидуальная, субъективная;

E/ видовая, индивидуальная.

12. Что вы понимаете под стрессом:

A/ неспецифический ответ организма как целого на любой раздражитель,

который угрожает гомеостазу реально, потенциально или даже

является неожиданным;

B/ реакция организма, характеризующаяся выработкой АКТГ, гормонов

коркового и мозгового слоев надпочечников в ответ на чрезвычайное

внешнее воздействие;

C/ реакция организма на действие стресс-факторов;

D/ реакция организма, основанная на мобилизации нейроэндокринных

стереотипов;

E/ все перечисленное верно.

13. Почему у победителей раны заживают быстрее, чем у побежденных:

A/ уровень опиоидных пептидов (эндорфинов) – гормонов удовольствия,

индукторов положительных эмоций выше у победителей;

B/ выше уровень адреналина в крови;

C/ выше уровень норадреналина в крови;

D/ выше уровень половых и тиреоидных гормонов;

E/ выше уровень инсулина.

14. Шумы с уровнем 80-100 дБ и выше довольно быстро вызывают снижение слуха и развитие тугоухости. В основе этого лежит:

A/ длительный спазм звуковоспринимающего аппарата;

B/ нарушение обменных процессов в звуковоспринимающем аппарате;

C/ развитие дегенеративных изменений в окончаниях предверно-

улиткового нерва и клетках кортиева органа;

D/ все перечисленное верно;

E/ ни один из перечисленных.

15. Температура воды в антарктических морях может быть ниже нуля (вода не замерзает из-за высокой солености). Почему не замерзают жидкости в организме рыб, обитающих в этих водоемах?

A/ повышена концентрация солей в крови и жидкостях рыб;

B/ повышен уровень метаболизма (тахиметаболизм);

C/ у этих рыб синтезируется особое вещество – антифриз

(гликопротеиды), понижающее точку замерзания биологических

жидкостей до –2 С и более;

D/ все выше перечисленное;

E/ ни один из перечисленных.

16. Человек регулярно посещает сауну. Изменится ли у него через некоторое время уровень энергетического обмена?

A/ не изменится;

B/ снизится интенсивность теплопродукции и уровень энергетического

обмена;


C/ увеличится уровень энергетического обмена;

D/ нет связи между воздействием тепла на организм и интенсивностью

собственной теплопродукции;

E/ ни один из перечисленных.

17. Критерии адаптации к измененным условиям существования – все, кроме одного:

A/ стабилизация физиологических реакций, ответственных за доставку и

обмен газов в тканях;

B/ устойчивый (без дрейфа) уровень активности и взаимодействия

функциональных систем;

C/ восстановление и сохранение высокой работоспособности и

резистентности (в т.ч. хронорезистентности);

D/ восстановление иммунореактивного статуса организма;

E/ усиление перекисного окисления липидов (ПОЛ) биомембран,

стимулируемое адреналином и глюкокортикоидами.

18. Дозированное использование гипоксии (например, в виде тренировочного пребывания человека в среднегорье) повышает неспецифическую резистентность организма. Механизмы этого процесса:

A/ повышенная отдача кислорода тканями;

B/ высокая утилизация кислорода в окислительных процессах;

C/ активация ферментативных тканевых реакций;

D/ экономичное использование резервов сердечно-сосудистой и

дыхательных систем;

E/ все перечисленное верно.

19. Кратковременная мышечная работа изменяет содержание форменных элементов в крови. Какова природа этого явления?

A/ усиление гемопоэза;

B/ снижение гемопоэза;

C/ накопление крови в депо;

D/ выброс крови из депо;

E/ ни один из перечисленных.

20. Внутренняя температура тела («ядра») человека при выполнении мышечной работы преимущественно;

A/ определяется мощностью выполняемой нагрузки;

B/ не зависит от мощности нагрузки;

C/ зависит от температуры окружающей среды;

D/ зависит от влажности окружающего воздуха;

E/ ни один из перечисленных факторов.

21. При длительном голодании у людей появляются так называемые голодные отеки. В чем причина этого?

A/ повышается давление в лимфатической системе, и вода из нее идет в

ткани (лимфатический отек);

B/ снижается содержание белков плазмы крови, уменьшается ее

онкотическое давление, что приводит к отекам (онкотический отек);

C/ повышается давление в венозной части капилляров, жидкость

задерживается в тканях, и развивается отек (гидродинамический

механизм);

D/ повышается проницаемость сосудисто-тканевых мембран, и

развивается отек (мембранный механизм);

E/ накопление в межклеточных пространствах и полостях тела

электролитов ведет к повышению в них осмотического давления и

притоку воды (осмотический механизм).

22. Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?

A/ происходит резкое возбуждение симпатической нервной системы

(учащение сердцебиений, подъем АД, выброс адреналина, повышение

сахара в крови);

B/ повышается свертываемость крови;

C/ тромбоз коронарных сосудов;

D/ сильный спазм коронарных сосудов;

E/ все выше перечисленное.

23. Как изменяется величина основного обмена у людей, переехавших на постоянное место жительства на Север?

A/ уровень основного обмена через некоторое время возрастет

(увеличение теплопродукции за счет метаболических реакций);

B/ уровень основного обмена не изменится;

C/ уровень основного обмена снизится, что отражает приспособление

организма к воздействию холода;

D/ нет связи между величиной основного обмена и изменением среды

обитания человека;

E/ ни один из перечисленных.

24. В процессе эволюции в организме появились механизмы, которые препятствуют побочным эффектам действия участников стресс-реакции или снижают интенсивность их воздействия на органы-мишени (стресс-лимитирующая система). К этим механизмам относят – все, кроме одного:

A/ ГАМК- эргическая система;

B/ эндогенные опиаты и простагландины;

C/ эрготропные механизмы и активация симпатической нервной

системы;


D/ активация парасимпатической нервной системы (трофотропные

механизмы);

E/ антиоксидантная система.

25. Высокой радиочувствительностью обладают те ткани, в которых процессы деления клеток выражены наиболее интенсивно и при облучении даже в малых дозах наблюдается их митотическая гибель. Это – все, кроме одной ткани:

A/ тимус;

B/ половые железы;

C/ кроветворная ткань;

D/ мышечная ткань;

E/ лимфоидная ткань.

26. Почему развивается обморок при скрытой кровопотере (например, кровоточащей язве 12-ти перстной кишки, закрытой травме живота, нарушении внематочной беременности)?

A/ снижается ОЦК (объем циркулирующей крови);

B/ уменьшается УОС (ударный объем сердца);

C/ происходит падение уровня АД;

D/ развивается ишемия (обескровливание) головного мозга;

E/ все вышеперечисленное.

27. Нормально допустимым уровнем постоянного шума считается:

A/ 1-10 дБ;

B/ 40-50 дБ;

C/ 80 дБ;

D/ 100 дБ;

E/ более 100 дБ.

28. В реализации адаптационных реакций организма участвуют механизмы, которые называют стресс-реализующими системами. Это:

A/ симпатическая нервная система;

B/ мозговой и корковый слой надпочечников (продукция катехоламинов,

глюкокортикоидов, минералокортикоидов);

C/ аденогипофиз (СТГ);

D/ щитовидная железа (Т3, Т4);

E/ все вышеперечисленное.

29. Адреналин вызывает повышение температуры тела, потому что:

A/ адреналин увеличивает теплообразование и уменьшает теплоотдачу

(за счет сужения просвета кожных сосудов);

B/ адреналин уменьшает теплообразование и уменьшает теплоотдачу;

C/ адреналин не изменяет теплообразование, но уменьшает теплоотдачу;

D/ происходит нейрогенное расширение просвета кожных сосудов,

обусловленное угнетением тонуса прекапиллярных сосудов

сопротивления, открытием прекапиллярных сфинктеров и

увеличением площади поверхности капилляров;

E/ адреналин угнетает выделение пота.

30. После длительной задержки дыхание становится более частым и глубоким, потому что:

A/ при задержке дыхания в крови уменьшается напряжение кислорода и

увеличивается напряжение углекислого газа;

B/ по блуждающему нерву идет импульсация от механорецепторов

легких;

C/ при растяжении альвеол во время вдоха возбуждаются



механорецепторы легких;

D/ происходит рефлекторное возбуждение дыхания при раздражении

верхних дыхательных путей;

E/ при задержке дыхания в крови увеличивается напряжение кислорода

и уменьшается напряжение углекислого газа.

31. При разрушении заднего гипоталамуса животное теряет способность переносить холод, потому что:

A/ в заднем гипоталамусе находится центр, регулирующий теплоотдачу;

B/ в заднем гипоталамусе находится центр, регулирующий

теплопродукцию;

C/ нарушается афферентная сигнализация от холодовых кожных

температурных рецепторов;

D/ угнетаются процессы синтеза адреналина и тироксина;

E/ ни один из перечисленных.

32. Теплоотдача в условиях жаркого климата (при температуре выше 37 С) осуществляется преимущественно за счет:

A/ теплопроведения;

B/ теплоизлучения;

C/ потоиспарения;

D/ конвекции и теплопроведения;



E/ теплоизлучения и теплопроведения.


Рекомендуемая литература:
Основная


  1. Физиология человека. Учебник для студентов //под ред. Г.И. Косицкого.1985.

  2. Общий курс физиологии человека и животных. Учебник для студентов //под ред.А.Д.Ноздрачева.1991.

  3. Агаджанян Н.А.,Тель Л.З., Циркин Б.И. и др. Физиология человека. Курс

лекций в 2-х книгах. Алма-Ата: Казахстан. 1992.

  1. Эккерт Р.И., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных (в 2-х томах). М.: Мир. 1991.

  2. Основы физиологии человека. Учебник для вузов //под ред. Б.И.Ткаченко. С.-Пб. 1994.



Дополнительная


  1. Основы активных форм обучения на кафедрах физиологии человека и животных. Задачи и алгоритмы решения. Учебно-методическое пособие //под ред.Л.З.Теля, В.А.Воронцова. Алма-Ата. 1993.

  2. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.

  3. Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека //под ред. К.В.Судакова. М.: Медицина. 1986.

  4. Нестеренко Г.И. Тесты для студентов учебных заведений медицинского профиля. Ростов н/Д.; Феникс.2000.




Каталог: files -> book
book -> Гельминтоз
book -> Отчеты и обработки подсистемы учета ндс настройка параметров учета Настройка параметров учетной политики для целей ндс
book -> Секреты профессиональной работы с С: Бухгалтерией (редакция 0). Учет расчетов по ндс
book -> Медицинское информационное агентство
book -> Эрик Перл Воссоединение: Исцеляй других, исцеляйся сам
book -> Паисий Святогорец
book -> Учение об элементах (Таттва-видья)
book -> Структура книги Теория бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль

Скачать 141.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница