Учебно-методическое пособие для учащихся Казань, 2014



страница1/17
Дата28.04.2018
Размер4.68 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Учебно-методический сектор Информационно-методического отдела

Управления образования ИКМО города Казани

по Ново-Савиновскому и Авиастроительному районам

к 70-летию Победы



Поклонимся великим тем годам
учебно-методическое пособие

для учащихся

Казань, 2014



Автор идеи: Г.Г.Латышева, начальник отдела Управления образования ИКМО г.Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам
Составители: Э.К. Бронникова, заведующая учебно-методического сектора ИМО Управления образования ИКМО г.Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам

И.А.Иванова, учитель истории высшей квалификационной категории, руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания Ново-Савиновского района г.Казани

О.В.Семененко, учитель истории, руководитель районного методического объединения учителей истории Авиастроительного района г.Казани

учителя истории и обществознания Ново-Савиновского и Авиастроительного районов г. Казани
Рецензенты: В.А.Беляев, доктор политических наук, профессор, зав.кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

Ф.Г. Ислаев, доктор исторических наук, профессор, кафедра современных образовательных технологий института развития образования Республики Татарстан

И.М. Фокеева, научный сотрудник лаборатории социализации личности института развития образования Республики Татарстан, заслуженный учитель Республики Татарстан
Редакционная группа: Л.П.Чванова, учитель истории и обществознания СОШ №9 Ново-Савиновского района г.Казани

А.В.Валеева, учитель истории и обществознания СОШ №9 Ново-Савиновского района г.Казани
Корректор: Л.И.Садреева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23

Данная разработка может быть использована для проведения 10-минутного информационного блока для учащихся 3-11 классов как самодеятельной единицы обучения, а так же для подготовки отдельных уроков по курсу «История России» при изучении темы «Великая Отечественная война» в 9,11 классах.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение


4

Тема 1. Даты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

6

Тема 2. Техника времен Великой Отечественной войны

32

Тема 3. Герои Великой Отечественной войны

49

Тема 4. Маршалы Победы

70

Тема 5.Города-герои. Города воинской славы

76

Тема 6.Этапы Великой Отечественной войны

94

Тема 7.Ордена и медали Великой Отечественной войны

109

Тема 8. Партизанское движение

128

Тема 9. Тыл фронту

134

Тема 10. Наши земляки-герои Великой Отечественной войны

147

Тема 11. Культура в годы войны

171

Тема 12. Дети войны

180

Тема 13. Их именами названы улицы Авиастроительного

и Ново-Савиновского районов г. Казани


184

Тема 14.Наука

194

Тема 15. Наглядно-иллюстративный, музыкальный материал при изучении тем о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.


200

Список рекомендуемой литературы

212

Приложения № 1-15

папки



ВВЕДЕНИЕ

Вопросы героического прошлого нашей страны для формирования подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности за судьбу своей страны всегда очень важны и актуальны. А в связи с приближающейся годовщиной Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов значимость её изучения многократно возрастает.



Тема изучается каждую среду перед 1-м уроком в течение учебного года.

Выбор данной темы объясняется той ролью, которуюиграют героические страницы нашей истории в деле патриотического воспитания молодёжи. События Великой Отечественной войны с каждым годом уходят в прошлое. Чем меньше остаётся тех людей, которые своими руками ковали победу в тылу и на фронте, тем важнее сегодня привлечь внимание к людям и событиям, участниками которых они были.

Приближается годовщина 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Предложенная разработка поможет классным руководителям, учителям истории,начинающим педагогическую деятельность. Предлагается материал по 15 темам для учащихся начальных классов, учеников среднего звена (5-8 классы) и учащихся старшей школы (9-11 классы). Материал представлен в 15 Приложениях: сценариях, конспектах, лекциях, картах,схемах, презентациях, видеофрагментах видеохроники,тестах, библиографии, что без сомнения облегчит работу учителю по подбору материала.

Воспитательные возможности

Выбранная тема обладает огромным воспитывающим потенциалом. На героических примерах подвигов тружеников тыла и воинов Красной Армии воспитывается чувство патриотизма, интернационализма, гордости за свою Родину, свой народ, который сумел выстоять в столь трудное время. Гражданский сыновний долг к Родине - матери, любовь к малой Родине, уважение к национальным традициям народов нашей страны, которые сплотились в одну единую семью советских народов, красной нитью проходят через всю систему блока.

Тема позволяет расширить кругозор обучающихся, так как она охватывает большой круг вопросов литературы и искусства.

Специально отведенные темы позволяют обучающимся познакомиться с произведениями литературы различных жанров (проза, поэзия, драматургия), живописи (картины, плакаты), с музыкальным искусством (песни, частушки, симфонии), с кино, театром, скульптурой…. Знакомство с техникой Великой Отечественной войны требует обращение к таким наукам, как физика, математика, химия.

В ходе изучения темы, используя любой вид занятий, учащиеся приобретут самые разные умения и навыки: научатся логически мыслить, рассуждать, вести спор, решать тесты, выступать с докладами, сообщениями, писать рефераты, отзывы, рецензии, делать тематические подборы материала, иллюстраций, открыток, работать с компьютером, искать информацию в Интернете, справочниках, словарях.

Умения и навыки

В ходе работы по данному направлению развиваются навыки работы с историческими источниками; схемами; иллюстрациями;исторической картой; а также навыки составления тезисы выступлений; ведения записи лекций; приобретаюся умениясоставлять план, рассказ, выступления; аргументации своей точки зрения; помимо того происходит работа с художественными произведениями (репродукции картин, плакатов); развивается умение вести дискуссии, спор; аналитические навыки (сравнения, обобщения);проводить поиск информационных источников; работать в группе коллективе; слушать и высказывать свое мнение.



Знания:обучающиеся должны получить знания об основных событиях Великой Отечественной войны, её этапах и периодах; об основных военных операциях; о героях и их высоком моральном духе в тылу и на фронте.

Уровни усвоения и изучения материала

Историческое образование для начальной школы является пропедевтическим. Цель – дать детям первичные знания и представления об Отечественной истории, раскрыть некоторые базовые термины и понятия, привлечь к работе с материалами исторического содержания. Наша важнейшая задача – привить детям интерес к Отечественной истории, знакомя их с традициями своего народа.

В начальной школе, к сожалению, господствует словесный метод в преподавании истории. Причина этого в том, что учитель не располагает необходимыми для работы наглядными средствами. Именно это послужило толчком к созданию иллюстрированного материала в помощь учителю. В Приложении 15 представлен раздел «Художники пишут войну….», в котором дан сценарий, презентация картин о Великой Отечественной войне.

Учащиеся среднего звена (5-8 классы) учатся анализировать документальные и художественные фильмы,инсценировать и декламировать стихи и прозу, изготовлять макеты военной техники периода Великой Отечественной войны.

Учащиеся 9-11 классов изучают данную тему в курсе истории России. Ученики самостоятельно могут составить проекты, творческие работы, осуществить интервьюирование участников Великой Отечественной войны, принять участие в олимпиадах, творческих конкурсах, углубить свои знанияпо истории Отечества для итоговой аттестации.

Методика преподавания темы

Применяемые в ходе изучения материала приёмы и методы могут быть весьма разнообразны. Разнообразные типы лекций (вводная, текущая, обобщающая),комбинированные уроки классического типа,тестирование(уроки текущей или итоговой проверки знаний),конференции, анализ документов, экскурсии, встречи с ветеранами тыла и фронта, визуальное знакомство с военной техникой,посещение мест боев, широкое использование Интернет –ресурсов, видеофильмов, компьютерных дисков позволят учителю сделать изучение темы увлекательным, ярким, запоминающимся,а значит и оставит в душе ребенка глубокий след.

Данное пособие не претендует на полноту изучения данной темы. На наш взгляд, сделать это просто невозможно: слишком велик объём материала, много субъективного в изложении отдельных эпизодов войны, не все документы доступны для изучения. Но на некоторые вопросы минувшей войны здесь можно найти ответы. Все мы хотим больше знать о том времени, чтобы правильно понимать историю, с учетом ее опыта решать современные задачи, в первую очередь, – задачу сохранения мира.

Из множества вопросов для обсуждения и изучения были выбраны темы, которые, на наш взгляд, дают возможность лучше понять её предысторию, ход, итоги, уроки, показать решающую роль Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского империализма.



ТЕМА 1. ДАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.
1.Годы Священной войны

2.События Великой Отечественной войны

3.Даты и события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
1. Годы Священной войны

Нигматуллина А. Ф. учитель истории Гимназии № 5

Авиастроительного района дляначальных классов

Цели: познакомить обучающихся с основными датами и событиями Великой Отечественной Войны, развивать способность сочувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.

Форма работы: беседа.

Предполагаемый результат:сформировать ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию.

Оборудование: аудио, компьютер, проектор, карта.
В 1939 году в Европе началась Вторая мировая война. Её развязалаГермания под руководством Адольфа Гитлера. В эту войну были втянуты государства Европы, Азии, Африки, Америки.

В 1941 году война пришла и на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 30 миллионам советских воинов и мирных жителей.

Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами. Больницы, санатории, дома отдыха, клубы были переоборудованы в госпитали, где лечили раненых. Подростки, старики и женщинывставали к станкам, работали в колхозах.

Красная Армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои. Народ хранит память о героической обороне пограничной Брестской крепости, городов - героев Киева, Смоленска, Одессы, Севастополя и других.

Оказался во вражеском кольце и Ленинград. 900 дней длилась блокада города. Ленинградцы героически отстояли свой город. Здесь погибло более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.

Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. В битве под Москвой гитлеровская армия впервые потерпела поражение. Советский народ поверил в свою будущую победу. И все же фашистам удалось захватить Прибалтику, Белоруссию, Украину, Крым, Северный Кавказ и выйти к берегам Волги у Сталинграда.

Осенью 1942 года началось величайшее сражение под Сталинградом. Около двух месяцев продолжалась героическая оборона города. Каждый его дом стал неприступной крепостью для гитлеровцев.

В это время готовилось контрнаступление советских войск. Оно закончилось сокрушительным поражением фашистских войск. Так началось победное шествие Красной Армии, освобождение захваченных фашистами земель.

Много еще сражений произошло на просторах нашей Родины. Только в 1944 году удалось изгнать захватчиков с нашей земли. Но война на этом не закончилась. Необходимо было вместе с Францией, Англией, США завершить разгром фашистской Германии и её союзников – Италии и Японии.

Сотни тысяч советских воинов погибли в боях, помогая освободиться отфашистов народам Болгарии, Югославии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Австрии.

В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии, город Берлин, и водрузили флаг своего Отечества над рейхстагом.

8 мая 1945 года Германия признала свое поражение, а 9 мая вся наша страна с ликованием отметила День Победы.

Ежегодно 9 мая над столицей России и городами – героями расцвечивает небо праздничный салют в честь великой победы над фашизмом.

В этой войне героизм проявили сотни тысяч солдат и офицеров. Многие из них были награждены орденами и медалями, стали Героями Советского Союза.

Огонь вечной памяти горит, не угасая, во многих городах России. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне. Минутой молчания мы чтим всех, кто отстоял независимость нашей Родины.

2. События Великой Отечественной войны

Козлова Н.И.,Гилязов И. М. учителя истории МБОУ СОШ № 119

Авиастроительного района для средней школы

Цель: воспитать чувства гордости за народ и страну, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Задачи: развитие познавательного интереса детей к истории Родины;знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;подготовка индивидуальных детских проектов на тему: “След Великой Отечественной войны в истории моей семьи”.

Оборудование: книги о войне; стенгазеты “Великая война – Великая Победа”, мультимедийные средства.
Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!


1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границу Советского Союза, немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы.

На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше вглубь страны. Около 2-х миллионов советских солдат попало в плен или погибло. Причинами поражений стали неготовность армии к войне и внезапность нападения.

Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток. После ожесточенных упорных боев фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельня советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.

К середине октября враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков.

На подступах к Москве сложилась очень сложная ситуация. Не только массовый героизм и стойкость защитников Москвы, но и доблестный подвиг отдельных бойцов и командиров привели к успеху.

Всем запомнились слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву).
Особенно прославилась в боях,

Дивизия Панфилова Ивана.

На подступах к Москве

У Дубосеково, бойцы с врагом сражались рьяно.

Четыре долгих часа длился бой.

Враги свои теряли танки.

И политрук Клочков сказал тогда слова,

Которые священны людям, стали:

“Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва”.

Не отступив, не дрогнув, встав стеной,

Разбили воины все восемнадцать танков.

Но бой был страшен и исход кровав.

Погибли славные бойцы почти во всем составе.

Враг не прошел ценой их жизни.

Об этом помним мы всегда.

И слава воинам бессмертна,

И память о панфиловцах – свята.
Грандиозная битва под Москвой стала решающим событием первого года войны. Планы Гитлера о “молниеносной” войне были сорваны. Эта битва развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии, которая на полях Подмосковья потерпела первое крупное поражение Второй Мировой войны.

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город.

Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии (330 тысяч солдат) немецкого фельдмаршала Паулюса. Армия была разбита, 91 тысяча немецких солдат во главе с Паулюсом сдались в плен.

В войне наступил перелом. Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс. убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.

К лету 1944 года Красная Армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами. Одновременно с Советским Союзом войну против немцев вели союзники по антигитлеровской коалиции - Англия, США и Франция. Летом 1944 года был открыт долгожданный второй фронт, который облегчил положение Красной Армии.

Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Г. К. Жуков.

9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.
В тот день, когда закончилась война,

И все стволы палили в счет салюта,

- В тот час на торжестве была одна,

Особая для наших душ минута.

Ещё теплы стволы орудий,

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал, вздохните, люди,

Переступив войны порог.

Под сенью собственного флага

На стенах взятого рейхстага

Мы начертали письмена:

“Конец войне! Победа! Слава!

Тебе, советская держава!”

А рядом наши имена.


Победа в Великой Отечественной войне - яркая страница истории нашей страны.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.
Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле,

Ярче светят в честь Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали честь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.




3.Даты и события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Халикова Г.Г., Сагдиева Р.Ф. учителя истории

МБОУ СОШ№ 71 Ново-Савиновского района для старшей школы

Цель: приобщение обучающихся к великим историческим событиям и датам Великой Отечественной войны; развитие нравственно-патриотического воспитания школьников; воспитание любви и уважения к своему народу;

Задачи: показать мужество и стойкость советского народа; воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны; развивать интерес к истории Великой Отечественной войны; познакомить учащихся с исторически значимыми датами и событиями Великой Отечественной войны.

Форма работы:беседа, викторина, защита проекта.

Предполагаемый результат:знать основные даты и события Великой Отечественной войны, уметь находить по карте места сражений Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, проектор, карта.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. План "Барбаросса" - план молниеносной войны с СССР - был подписан Гитлером 18 декабря 1940 года. Теперь он был приведен в действие. Немецкие войска - сильнейшая армия мира - наступали тремя группами ("Север", "Центр", "Юг"), нацеленными на быстрый захват Прибалтики и затем Ленинграда, Москвы, а на юге - Киева.

Каталог: upload -> images -> files
files -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
files -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
files -> Программа подготовки по плаванию для начальных классов маоу «сош №16» г. Альметьевска. Рт
files -> Дополнительного образования города набережные челны «детско-юношеская конно-спортивная школа «тулпар» им. Р. С. Хамадеева»
files -> Ротавирусная инфекция (рви)
files -> Дефектолог docx docx
files -> Инфекционные заболевая
files -> Слухоречевое развитие детей после кохлеарной имплантации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница