Учебное пособие "Инженерные основы летно-технической эксплуатации ла" написано в соответствии с программой учебной дисциплины "



страница1/6
Дата14.08.2018
Размер1.1 Mb.
#44085
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6




ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие “Инженерные основы летно-технической эксплуатации ЛА” написано в соответствии с программой учебной дисциплины “Инженерно-авиационное обеспечение полетов”, читаемой для студентов 5-го курса механического факультета. Запланированный объем учебного пособия не позволил отразить такие вопросы, как планирование и организация полетов, расчет элементов полета и ряд других вопросов, которые достаточно полно изложены в разделе “Инженерные вопросы летно-технической эксплуатации ЛА” учебника по технической эксплуатации [ ] и в учебном пособии “Организация летной работы” [ ] (автор Юркин Ю.А.).

Глава “Эксплуатация двигателей и систем ЛА при выполнении полетов” состоит из разделов, названия которых соответствуют основным этапам полета. Перечень и рубрикация разделов данной главы соответствуют рубрикации, принятой в РЛЭ: руление на старт, взлет, набор высоты, полет по маршруту, заход на посадку, посадка, руление после посадки. Каждый раздел содержит краткую характеристику параметров и режимов рассматриваемого этапа полета, а также особенности контроля и управления режимами работы двигателей и систем ЛА на данном этапе.
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ К ПОЛЕТАМ

Комплексная подготовка (КП) ЛА к полету является завершающим этапом деятельности всех служб эксплуатационного авиапредприятия, направленной на подготовку ЛА к выполнению его целевой функции – осуществлению авиаперевозок.

Под комплексной подготовкой ЛА к полету понимается полный комплекс работ технического и других видов обслуживания ЛА, выполняемых инженерно-техническим персоналом, членами экипажа и другими службами аэропорта с целью своевременной подготовки ЛА к выполнению рейса.


    1. Содержание комплексной подготовки ЛА к полету

В процессе КП ЛА к полету можно выделить три этапа: предварительная подготовка, оперативное управление и анализ эффективности КП. Содержание всех этапов подготовки представлено на рис. 1.1.




    1. Организация процесса комплексной подготовки ЛА к полету

Общее управление и координацию деятельности всех служб авиапредприятия в процессе КП ЛА к полету осуществляет производственно-диспетчерская служба предприятия (ПДСП). Схема диспетчеризации и управления процессом КП ЛА к полету представлена на рис. 1.2.

Комплексная подготовка ВС к полету




Оперативная подготовка



Анализ эффективности КП
I этап II этап III этап

Предварительная

п
Предварительная подготовка
одготовка


Корректировка Формирование Анализ

суточного плана перечня работ эффективности

полетов по замечаниям использования

экипажа и средств ТО

Формирование информации СОК

бригады ТО Анализ расхода

Формирование запасных

Распределение перечня работ частей и

работ между по результатам ВС расходных

бригадами материалов



Построение

Планирование рабочего Анализ

режима работы технологического эффективности

бригад графика КП мероприятий

по совершен-

Подготовка и Контроль событий ствованию

распределение технологического процесса КП

заданий между графика КП и его

цехами АТБ корректировка
Выбор варианта

типового
Предварительная

заправка топливом
Рис. 1.1. Содержание задач комплексной подготовки ЛА к полетам



См. начальник

ПДСП


1.Сменный

начальник

производства

2.Диспетчер

ПДО


4. Начальник

смены



9.Диспетчер

аэродромно-диспетчерного

пункта

10.Диспетчер

службы


пассажирских

перевозок



11.Диспетчер

по загрузке


6.Диспетчер

службы

спецавтотран-спорта



7.Диспетчер

ГСМ


8.Диспетчер

ПДСП







3.Диспетчер

смены

12.Бригада 13.Бригада

ТО загрузочная


Ц
5. Инженер

смены
ех оперативного ТО
















……………………………………………………………………………………………… Рис. 1.2. Система управления и диспетчеризации работ комплексной подготовки ЛА к полетам


Контроль и оперативное управление процессом КП ЛА к полету выполняется с применением технологических графиков. Используются две модели технологического графика: сетевая и масштабно-линейная в координатах “время-исполнители”. Для непосредственного управления процессом КП ЛА к полету используются рабочие технологические графики, которые разрабатываются на основе типовых технологических графиков путем расчета параметров работ переменной трудоемкости: заправка ЛА топливом, разгрузка-погрузка бортпитания, посадка-высадка пассажиров, заправка водой и химжидкостью, уборка пассажирских и грузовых кабин, выгрузка-загрузка багажа. В случае необходимости рабочий технологический график дополняется фрагментами, учитывающими необходимость буксировки ЛА к месту запуска двигателей, а также дополнительные затраты времени на устранение неисправностей, подогрев двигателей, обработку поверхностей ЛА от снега, льда, инея и другие дополнительные работы, учитывающие конкретные условия аэропорта вылета и условия выполняемого рейса.

Сетевая модель КП ЛА к полету (рис. 1.3.) представляет собой графическую модель, основными элементами которой являются события (факт свершения какой-либо технологической операции подготовки ЛА к полету) и работы. Сетевые модели строятся по правилам, изложенным в [3]. Исходными данными для построения сетевого графика являются данные таблицы параметров подготовки ЛА к полету и технологических указаний по выполнению регламентных работ технического обслуживания ЛА. События обычно обозначаются кружками и содержат данные о ранних (плановых) сроках свершения событий, а работы – направленными линиями, над которыми проставляется продолжительность соответствующей работы. Построение сетевой модели заканчивается выделением на ней критического пути с указанием общей продолжительности работ, лежащих на критическом пути.

Масштабно-линейная модель (масштабно-линейный технологический график) (рис. 1.4.) строится в координатах “время-исполнители” и представляет собой график кусочно-линейной функции. На масштабной оси “время” отмечается продолжительность работ подготовки ЛА к полету.

Типовые технологические графики разрабатываются для каждого вида оперативного технического обслуживания и рассматривают следующие варианты организации процесса КП ЛА к полету: подготовка в базовом аэропорту к начальному вылету, подготовка в транзитном порту, подготовка в конечном порту, подготовка в базовом аэропорту после окончания рейса.

Анализ технологического графика позволяет определить моменты рубежного контроля с целью организации и управления процессом КП ЛА. Эти моменты наносятся на шкалу времени технологического графика.

Оптимизация процесса КП ЛА к полету может проводиться с использованием следующих критериев оптимизации: минимум общей продолжительности КП, минимум числа исполнителей, минимум трудоемкости процесса КП ЛА. Для этого необходимо выполнить анализ работ, лежащих на критическом пути технологического графика. Критическим называется путь на графе, имеющий наибольшую суммарную продолжительность работ, лежащих на этом пути.


    1. Подготовка летательного аппарата к полету инженерно-техническим персоналом АТБ.

В соответствии с НТЭРАТ ГА [4] подготовленным к полету считается ЛА, на котором имеется достаточный ресурс для выполнения задания, бортовые системы заправлены ГСМ, спецжидкостями и заряжены рабочими газами в соответствии с заданием на полет и регламентом ТО,







Наименование работ

Время

Продолж-сть

работ





начало

окончание

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

1

Посадка, руление ВС на МС

-0,15

0:00

0:16



































































2

Установка ВС на место стоянки




0:00






































































3

Установка упорных колодок

0:01

0:02

0:02



































































4

Заземление ВС

0:02

0:03

0:02



































































5

Подключение наземного электропитания

0:03

0:04

0:02



































































6

Открытие трапа

0:04

0:06

0:03



































































7

Прибытие ООПК, таможни




0:04






































































8

Санитарно- карантинный контроль

0:07

0:10

0:04



































































9

Слив химжидкости, воды (при необходимости)

0:08

0:27

0:20



































































10

Подача автобусов, высадка пассажиров

0:04

0:14

0:11



































































11

Пограничный и тамож. контроль, в том числе:

салона


багажника

0:15


0:30

0:30


0:40

0:16


0:11







































































































































































































12

Прохождение пас-рами тамож. и погр. контроля

0:24

0:33

0:10



































































13

Пограничное и тамож. оформление экипажа

0:15

0:34

0:20



































































14

Прибытие, съем быт. имущества

0:35

0:44

0:10



































































15

Снятие остатков бортпитания

0:45

1:00

0:16



































































16

Открытие рампы, снятие груза

0:40




норматив



































































17

Уборка кабины ВС

1:00

1:30

0:31



































































18

Передача АСС

1:10

1:20

0:11



































































19

Обработка санузлов

1:00

1:30

0:31



































































20

Уборка грузового гермоотсека







по оконч. разгр.



































































21

Закрытие рампы







по оконч. разгр.



































































22

Отключение электропитания

0:00

0:01

после закр.рампы



































































23

Закрытие трапа







по оконч. уборки гермоотсека






































































10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

ПРИМЕЧАНИЕ:

Под пассажирами понимаются сопровождающие груз, либо другие физические лица, имеющие право перелета на грузовом ВС.


Рис. 1.4. ВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ГРАФИК

послеполетное обслуживания ВС Ил-76 по прилету международного рейса АК «Ист Лайн»
судовая документация находится на борту ЛА, бортовое аварийно-спасательное оборудование и снаряжение укомплектованы согласно описям и перечням в бортовом журнале, проведены работы по обеспечению вылета, должностные лица АТБ подписали в карте-наряде на ТО заключение о том, что ЛА подготовлен к полету и вылет его разрешен.

Организацию работ по подготовке ЛА к полету осуществляет сменный инженер АТБ, который руководит работой авиатехников и координирует работу инженеров других специальностей, работающих на данном ЛА, принимает меры по устранению и предотвращению отказов АТ, нарушений регулярности полетов, анализирует брак и ошибки в работе ИТП, принимает сообщения экипажа о работе АТ в рейсе, проверяет записи в бортовом журнале о неисправностях, выявленных в полете, контролирует качество и своевременность выполнения заказов цехами АТБ, обеспечивает передачу ЛА экипажу, оформляет рабочую документацию на ТО, представляет начальнику смены и диспетчеру-контролеру перрона сведения о ходе подготовки ЛА к полету.

Кроме выполнения регламентных работ ТО в процессе подготовки ЛА к полету возникает необходимость в проведении дополнительных работ, связанных с дозаправкой бортовых систем ГСМ, спецжидкостями, дозарядкой рабочими газами, удалением с поверхности ЛА снега, льда, инея, кондиционированием пассажирских кабин, подогревом двигателей, буксировкой ЛА и других работ.


    1. Подготовка ЛА к полету экипажем

Техническая подготовка ЛА к полету выполняется экипажем в процессе предполетной подготовки, которая начинается не позже чем за 1 час до вылета. Техническая подготовка ЛА заключается в проведении внешнего осмотра ЛА членами экипажа и проверке исходного положения органов

управления. Маршруты и объекты осмотра определяются РЛЭ. Перед запуском двигателей экипаж проверяет кабину, остекление, аварийно-спасательное оборудование, осматривает приборные доски и пульты управления, проверяет состояние системы электроснабжения, уровень жидкости в гидробаках и давление в гидроаккумуляторах тормозов, заправку ВС топливом и соответствие показаний топливомера документам на заправку, уровень масла в маслобаках, исправность системы противопожарной защиты, осматривает пассажирские салоны, проверяет исправность кислородного оборудования, устанавливает задатчик абсолютного давления системы регулирования давления в гермокабине на фактическое давление аэродрома, проверяет встроенным контролем радиотехнические системы, выполняет контроль по карте “Перед запуском двигателей”. После запуска двигателей перед выруливанием на старт экипаж включает насосные станции гидросистемы в автоматический режим работы, проверяет работоспособность системы управления интерцепторами, тормозными щитками и системы управления стабилизатором, проверяет механизм триммерного эффекта. На самолетах, оборудованных комплексной информационной системой сигнализации (КИСС), проверяется техническое состояние бортовых систем путем вызова на экран КИСС соответствующих мнемокадров.


    1. Комплексная подготовка ЛА к полетам в условиях сбойных ситуаций

Подготовка ЛА к полету может проходить в условиях, отличных от стандартных, что может послужить причиной возникновения сбойных ситуаций. Сбойные ситуации могут возникать в результате резкого изменения погодно-климатических условий, отказов АТ в предыдущем


полете, неисправностей, выявленных при предполетном ТО, повреждения ЛА на земле и др.

Для оперативного управления процессом КП ЛА к полету в условиях сбойных ситуаций рекомендуется использовать формализованное описание сбойной ситуации в виде графических информационных моделей, на которых представлены задачи КП ЛА, решаемые в данной ситуации, участвующие службы и подразделения, а также все виды используемой и генерируемой информации. Информационная модель функции: формирование перечня работ по устранению отказа, обнаруженного в полете, представлена на рис. 1.5., модель сбойной ситуации: неблагоприятные погодные условия – на рис. 1.6.




    1. Особенности комплексной подготовки к полетам группы летательных аппаратов

Особенности подготовки к полету группы ЛА проявляются, прежде всего, на предварительном этапе КП ЛА. Основными из них являются следующие:



  • выделение и подготовка резервных ЛА, в зависимости от количества запланированных рейсов и типов ЛА, а также поддержание их в состоянии “горячего резерва”;

  • определение очередности технической подготовки и предварительной заправки ВС топливом в соответствии с планом вылетов;

  • подготовка и распределение заданий между цехами и службами АТБ;

  • распределение работ между бригадами ТО и корректировка режима их работы;

  • определение порядка отправки в подразделение полетной информации носителей полетной информации для их расшифровки;







  • расстановка ВС на перроне с учетом закрепления их за бригадами ТО;

  • определение обработки поверхности ВС от снега, льда, инея.

Основными исполнителями комплекса задач подготовки к полетам группы ВС являются начальник смены и сменный инженер цеха оперативного ТО АТБ.

ГЛАВА 2.ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ И СИСТЕМ ЛА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА В ОЖИДАЕМЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница