Учение живой этики о мысли, мышлении и передаче мысли



страница1/22
Дата18.06.2019
Размер1.77 Mb.
#103505
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



МЫСЛЬ И МЫШЛЕНИЕ

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ

О МЫСЛИ, МЫШЛЕНИИ

И ПЕРЕДАЧЕ МЫСЛИ

Подольский культурно-просветительский центр им. Н. К. Рериха

Центр инновационной педагогики и психологии

Хмельницкого национального университета

Хмельницкий

2017
УДК 141

ББК 87.3(2)6

М 95


Мысль и мышление: Учение Живой Этики о мысли, мышлении и передаче мысли / сост. : Л. Г. Васильевых ; под ред. С. Л. Крука .– Хмельницкий, Подольский культурно-просветительский Центр им. Н. К. Рериха, 2017. – 416 с.
В книге рассмотрены вопросы о природе мысли и мышления с позиции Учения Живой Этики. Описаны физические, качественные и количественные характеристики мысли, ее химические структуры. Охарактеризованы действия мысли и их следствия, а также влияние мыслей разного качества на человека. Представлена информация о условиях процесса передачи мыслей человека.

Книга составлена по материалам Учения Живой Этики и писем Елены Ивановны Рерих.


Составитель: Л. Г. Васильевых, кандидат биологических наук, руководитель научного отдела Подольского культурно-просветительского Центра имени Н. К. Рериха.

Редактор: С. Л. Крук, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра инновационной педагогики и психологии, доцент кафедры практической психологии и педагогики Хмельницкого национального университета, президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, президент Подольского культурно-просветительского Центра имени Н. К. Рериха.
ISBN 978-617-7143-33-7

© Подольский культурно-просветительский Центр им. Н. К. Рериха, 2017



ПРЕДИСЛОВИЕ
Происхождение мысли и мышления давно интересовало ученых разных специальностей: философов, специалистов по логике, психологов, физиологов, а в последнее время и кибернетиков.

Изучение вопросов мышления и мысли начались еще в античные времена. Парменид в сочинении «Путь истины» рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. Он утверждает, что бытие аналогично мысли.

В дальнейшем этими вопросами занимались древнегреческие учёные Протагор и Эпикур, сыгравшие существенную роль в научном подходе к мышлению.

Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Мышление для него было деятельностью «разумной души».

Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский - философ и медик.

Эта теория была широко развита в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Мысль и мышление рассматривались как продукт рефлекторной деятельности мозга.

В ХХ веке процессами мышления широко занимались различные школы психологии. Вся практическая работа психотерапевтов и психологов построена на работе с мыслями и мышлением.

В рамках бихевиоризма мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулами и реакциями, а именно развитие умений и навыков при решении задач.

Психоанализ изучает бессознательные формы мышления и их зависимость от мотивов и потребностей.

Гештальт-психология занимается исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальт-психологии понимается как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.

В предлагаемой вашему вниманию книге, представлены систематизированные материалы из Учения Живой Этики и писем Е. И. Рерих о природе мысли и мышления, о законах, которым подчиняется мысль, о действии мысли и его следствиях, о процессах передачи мысли, о путях развития мышления в современную эпоху.

Книга подготовлена к изданию сотрудниками научного отдела Подольского культурно-просветительского Центра имени Н. К. Рериха (г. Хмельницкий) и Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета.

Надеемся, что систематизация сведений о мысли и мышлении, представленная в данной книге, будет полезна всем, кто интересуется мыслительной деятельностью человека.

С. Л. Крук,

ЧАСТЬ 1

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ О
МЫСЛИ


РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ МЫСЛЬ
«Поиски мысли привели к объединению с пространственным огнем. Поиски мысли привели к принятию рекордов прошлого. Поиски мысли приведут к осознанию высших миров. Поиски мысли приведут к сиянию Матери Мира. Устремление приведет к беспредельной Красоте!» (Беспредельность, часть I, 96) [5, с. 87].

«Во всех космических амплитудах будет краеугольным основанием мысль, она может изменять карму, она может решать сроки, она открывает врата и может закрыть их. Она растит крылья оплечий. Она приближает к миру высшему. Она же низвергает в бездну» (Аум, 95) [12, с. 54].

«Уже долгое время человечество приучается к познанию мысли, но как мало проникает осознание такого первейшего закона в широкие массы. Мудро сказано, что идеи управляют миром. Но до сих пор люди твердят это, не прилагая к жизни» (Братство, 365) [13, с. 174].

«Тема мысли так обширна, истинно, мысль есть Вселенная! Потому хорошо развивать эту тему во всей ее всеобъемлемости, стараясь как можно больше конкретизировать» (Письма Е. И. Рерих. Том II. Письмо 27) [18, с. 78].

«С таким широким пониманием приступим к ознакомлению с историей развития мысли. Откинув все предрассудки мест, времени и национальностей, мы как пчелы, будем собирать драгоценный мед человеческой творческой мысли!» (Письма Е. И. Рерих. Том I. Письмо 67) [17, с. 111].


1.1 ПОНЯТИЕ МЫСЛИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Мысль, как научное понятие, практически не исследована. В основном ученые занимаются регистрацией следствий действия мысли. Уже считается признанным, что мысль обладает энергией и что мысль излучает определенные вибрации, то есть, обладает определенной частотой, которую, к сожалению, очень трудно определить.

Психологи и психотерапевты изучают воздействие постоянных мыслей на проявление эмоций и поступков людей. Ученые, которые работают в области психосоматики, исследуют как мысли, долгое время владевшие сознанием человека, вызывают определенные эмоциональные проявления что, в конечном итоге, заканчивается развитием тех или иных заболеваний. Причем, как они утверждают, вылечить подобную болезнь невозможно без проработки мысленной причины вызвавшей заболевание.

Нейрофизиологи в большинстве экспериментов пытаются объяснить происхождение мышления и памяти. Существуют различные теории, которые в основном построены на анализе электрических процессов в нервной системе или синтезе определенных биохимических веществ, которыми и объясняют возникновение мышления и памяти. Сама же мысль пока не стала научным предметом исследования.

Рассмотрим как формулируется понятие мысли в различных словарях.

В «Толковом словаре русского языка Ожегова С.И.» [30] понятие мысль сформулировано в следующих вариантах:

Мысль это -

1. Мыслительный процесс, мышление.

2. То, что явилось в результате размышления, идея.

3. То, что заполняет сознание, дума.

В «Толковом словаре Владимира Даля» мысль определяется как: «Всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка, думка и пр.» [31].

«Большая психологическая энциклопедия» дает следующее определение: «Мысль — основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.» [32].

Определение понятия мысль различными школами философии различны. Приведем одну из цитат из Национальной философской энциклопедии: «Мысль - все то, что мы осознаем. В более узком смысле мысль означает акт размышления (мыслить — значит судить, по выражению Канта) или продукт рефлексии («Мысли» Паскаля). Проблема природы и источника наших мыслей, представляющая собой последний вопрос всякой рефлексии, напрямую затрагивалась лишь Спинозой (во второй книге «Этики»), Фихте (в «Наукоучении») и Хайдеггером (в «Что значит мыслить?»). Нам представляется, что анализ человеческой мысли и ее саморефлексия — наиболее прямой путь познания абсолютного бытия или Бога. Строго говоря, следует различать понятия «мысль», которая рефлективна, и познание, которое направлено непосредственно на реальный объект (мир, люди и т.д.) и необязательно предполагает рефлексию» [33].

Проанализировав представленные выше определения видно, что в них нет ответа на вопрос «что такое мысль?» Не описано, где зарождается мысль, что это за образование – материальное или духовное, и как она взаимодействует с организмом человека.

Постараемся найти ответы на все поставленные вопросы изучая книги Учения Живой Этики, данные через Елену Ивановну Рерих человечеству в первой половине ХХ века.



1.2 ПОНЯТИЕ МЫСЛИ В УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ
В Учении Живой Этики, в книге «Надземное» сказано: «Текущее столетие есть век мысли». Действительно, лишь в текущем столетии начали понимать, что мысль есть энергия. Все мыслители прошлых веков не выдавали смысла мысли как двигателя Мира. Для оценки механики мысли требовалось познание механики и многие открытия.

Правда, Платон знал о силе мысли, но он утверждал лишь идею мощи. Но до срока нельзя было дать массам механику мысли. Только теперь немногие исследователи начинают понимать, насколько можно познать многие качества мысли. Для таких простых наблюдений потребовались многие столетия, и уже можно указать, что мысль есть механический двигатель» (Надземное, 99) [14, с. 166].

Людмила Васильевна Шапошникова во вступлении к книге «Град Светлый» дала следующую характеристику мысли: «Мысль, безвременная и безразмерная, принадлежит Высшему и является одним из важнейших элементов этого Высшего в эволюции земного человечества. Вестники иных миров, мысли, имеют различную степень утончения и вибраций, зависящих от качества Духа человека, в котором они проявляются. Мысль огненная, возникшая в таком пространстве, обладает огромным энергетическим потенциалом и может послужить импульсом для складывания целой исторической эпохи» (Шапошникова Л.В. Град Светлый) [27, с. 6].
1.2.1 Мысль - живая сущность огненного плана

«…Нужно признать, что мысль является основною сущностью бытия» (Надземное, 555) [15, с. 398].

«Именно мысль высекает искру жизни из вещества материи» (Община, 135) [3, с. 94].

«Нужно дать известное время для овладения мыслью, но полезно твердить себе о единстве сущности мысли» (Агни Йога, 345) [4, с. 203].

«Когда мысль примет значение живой, осуществимой сущности, тогда мысль укажет человеку, где радость и где истина» (Беспредельность, часть I, 96) [5, с. 87].

«Когда мысль огненная напрягает дух, то притяжение разных энергий неминуемо» (Беспредельность, часть II, 572) [6, с. 86].

«Как творчески прекрасен мир, который создает вокруг себя Агни-йог! Истинно, насыщены сферы живым огнем мысли!» (Беспредельность, часть II, 730) [6, с. 142].

«…Мысль есть новорожденное существо духовного плана. Заметьте, мысль не есть абстрактность, не есть вещество, но есть сущность со всеми признаками самодовлеющего существования» (Иерархия, 211) [7, с. 108].

«Мысль есть пространственное существо» (Иерархия, 215) [7, с. 110].

«Стихия Огня, самая тонкая стихия, дает поразительные примеры строения огненного. Так и мысль человеческая строится по схеме огня» (Сердце, 293) [8, с. 159].

«Нужно привыкать, что каждая мысль есть общение с Огнем. Потому стыдно иметь мысль невежественную или ничтожную» (Мир Огненный, часть I, 33) [9, с. 27].

«Египетские мистерии указывали особую силу мысли, посланную (посланной) через пламя. В этом совете заключалось познание огненности мысли» (Мир Огненный, часть I, 239) [9, с. 120-121].

«Мы шлем огненные мысли - их понимают огненно. Можно назвать это понимание чувствознанием, но как причину можно назвать язык Огня. Мы как бы получаем радио не из Тонкого Мира, но из Высших, Огненных Сфер. Мир Огненный, прежде всего в нас самих, только бы распознать его Обитель! Так, когда сомневаются, можно ли сообщаться с Огненным Миром, нужно лишь помнить его присутствие во всем. Только провод следует приложить к сердцу, но не к мозгу. Можно находить связь с Тонким Миром постоянно, но Мир Огненный требует особо хорошего настроения» (Мир Огненный, часть I, 354) [9, с. 176-177].

«Огонь как видимая стихия часто мешает признать мысль огненную, но появление Агни не есть спичка. Но каждое огненное явление прежде всего рефлектирует на мысленный процесс» (Мир Огненный, часть II, 10) [10, с. 21].

«…Мысль есть Огонь. Мысль есть порождение творящего вихря и взрыва. Мысль - Свет и сияние. Так нужно уважать Мысль Огненную» (Мир Огненный, часть III, 600) [11, с. 341].

«Немногие поймут чудесное значение живой мысли пространственной. Разве не расцветет мир для сознания, усвоившего красоту живой мысли?» (Аум, 14) [12, с. 18].

«Не нужно никаких условных упражнений, только мысль может возвышать человека. Только во время устремленного мышления человек может почуять присутствие внутреннего огня» (Надземное, 853) [16, с. 335].

«Урусвати знает жизнеспособность мысли. Быстрее света мчится мысль. Она очищается пространственным огнем и, наконец, являет свою сущность. Мысль добрая, мысль прекрасная, оказывается в огненном горниле еще прекраснее. Мысль злая, мысль вредная проявляется в усугубленном зле; такие различные магниты носятся в пространстве и воздействуют на окружающую атмосферу» (Надземное, 808) [16, с. 285].


1.2.2 Мысль, рожденная в огненном мире,

действует в тонком и физическом мирах

«Люди не хотят осознать, что они живут в мире мыслей, а не в мире механических роботов…» (Письма Е. И. Рерих. Том VIII. Письмо 41) [24, с. 92].

«Так нужно утверждать, что надземный мир, прежде всего есть мир мысли. Она царствует как в огненном, так и плотном мире» (Надземное, 642) [16, с. 90].

«Считайте, что везде посылка мысли сочеталась с понятием огня. Действительно, для действия мысли на дальнее расстояние нужно вызвать пламя центров. Не насильственное напряжение воли, но сочетание огня даст посылке мысли мощь» (Агни Йога, 597) [4, с. 337].





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница