Уполномочнный по правам человека



страница1/10
Дата10.10.2018
Размер2.28 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Версия 2 апреля 2002 г.
Центр экологической политики России

Институт «ЭКОЮРИС»

Нарушение экологических прав граждан

в России

Материалы к Докладу

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Москва

март 2002 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение: права человека и окружающая среда…………….…………………………….

Глава 1. Нарушение права на благоприятную окружающую среду …………………..

1.1. Законодательное обеспечение права на благоприятную окружающую среду

1.2. Нарушение права на благоприятную окружающую среду ввиду превышения допустимых концентраций загрязнителей в атмосфере, водах и почве.

1.2.1. Загрязнение атмосферного воздуха

1.2.2. Загрязнение водных объектов и питьевой воды

1.2.3. Загрязнение почв

1.2.4. Радиоактивное и электромагнитное загрязнение

1.2.5. Загрязнение от ракетно-космической деятельности

1.2.5.1. Загрязнение от падения частей ракет

1.2.5.2. Загрязнения от запуска и уничтожения ракет

1.2.5.3. Загрязнение от производства, хранения и уничтожения гептила

1.3. Нарушение права на благоприятную окружающую среду несоблюдением санитарно-защитных зон

1.4. Нарушение права на благоприятную среду несоблюдением жилищного законодательства

1.5. Нарушение права на благоприятную среду при подготовке и реализации экологически опасных проектов

1.6. Нарушение права на благоприятную среду в связи с другими нарушениями законодательства


Заключение



Глава 2. Нарушение права на компенсацию вреда, причиненного экологическими правонарушениями ……………………………………………………………………………

2.1. Законодательное обеспечение права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

2.2. Нарушение прав граждан на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

2.2.1 Нарушения прав на компенсацию ущерба гражданам, проживающим в

санитарно-защитных зонах

2.2.2. Нарушение права на возмещение вреда от радиоактивного загрязнения

2.2.2.1. Нарушение прав на возмещение вреда от радиоактивного

загрязнения территорий

2.2.2.2 Нарушения прав на возмещение вреда граждан, подвергшихся

воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы

2.2.3. Нарушение прав на компенсацию ущерба от ракетно-космической

деятельности

2.3. Нарушение права на компенсацию морального вреда нанесенного экологическим правонарушением

Заключение


Глава 3. Нарушение прав коренных народов на исконную среду обитания и традиционное природопользование………………………………………………………..

3.1. Законодательные основы защиты коренных малочисленных народов и среды их обитания

3.2. Нарушение прав коренных малочисленных народов при осуществлении хозяйственной деятельности другими организациями

3.3. Изменение среды обитания коренных малочисленных народов в результате промышленного развития и загрязнения среды

3.4. Нарушение прав коренных малочисленных народов путем отказа в отводе земель и изъятия ранее закрепленных за ними земель

3.5. Бездушное отношение органов власти к нуждам представителей коренных малочисленных народов


Заключение

Глава 4. Нарушение права на получение и распространение информации о состоянии окружающей среды и угрозах здоровью населения …………………………………..

4.1 Законодательное обеспечение права на получение и распространение

экологической информации

4.2 Нераспространение экологической информации, которая должна

распространяться ведомствами без специальных запросов

4.3. Нарушение условий и процедур получения экологической информации

4.4. Неправомерное сокрытие экологической информации

4.5. Преследования экологов, связанные с распространением экологической

информации

Заключение
Глава 5. Нарушение прав граждан на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды ……………………………………………………………………..

5.1. Законодательные основы участия граждан в принятии решений в области охраны окружающей среды

5.2. Нарушение права на прямое участие в решении экологических проблем (референдумы и сходы)

5.3. Нарушение права на организацию обсуждений и участие в проведении общественных слушаний (права «быть услышанным»)

5.3.1. Уклонение органов местного самоуправления от выяснения и изучения общественного мнения

5.3.2. Имитация и фальсификация общественных слушаний

5.3.2.2. Приглашение «не тех»

5.3.3. Создание препятствий для участия заинтересованных граждан в слушаниях

5.4. Нарушение права на участие в проведении экологической экспертизы

5.4.1. Непредставление материалов обоснования планируемой деятельности и проектов нормативных правовых актов на ГЭЭ

5.4.2. Фальсификация заключений экспертной комиссии

5.4.3. Представление на ГЭЭ недостоверных материалов, скрывающих возможные экологические последствия

5.4.4 Отстранение общественности от работы государственной экологической экспертизы.
5.4.5. Препятствия в организации и проведении общественной экологической экспертизы
5.5. Нарушение права граждан на участие в формировании политики в области использования атомной энергии

5.6. Нарушение права граждан на участие в осуществлении экологического контроля

Заключение

Глава 6.О путях защиты и реализации конституционных экологических прав граждан (вместо заключения) ……………………………………………………


6.1. Кем и почему нарушаются экологические права граждан

6.1.1. Нарушения экологических прав, связанные с деятельностью законодательной власти

6.1.2. Пассивность правоприменительных органов (судебной системы) в защите экологических прав граждан

6.1.3. Недостатки нормативной базы по защите экологических прав граждан

6.1.4. Недостаточная активность институтов гражданского общества в защите экологических прав граждан

6.2. Пути действий по защите экологических прав граждан

6.2.1. Необходимые действия исполнительной власти

6.2.2. Необходимые действия представительной власти

6.2.3. Необходимые действия судебной власти

6.2.4. Необходимость активизации общественных организаций



Использованные материалы …………………………………………………………..

Приложение I ……………………………………………………………………………..

Приложение II …………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Анализ нарушений экологических прав граждан исключительно важен и с социальной, и с политической точек зрения. В унизительно низких для цивилизованной страны российских показателях средней продолжительности жизни (около 60 лет для мужчин - и 72 - для женщин) последствия нарушения прав граждан в экологической области играют важную роль, определяя преждевременную гибель 200–300 тыс. человек, и потерю здоровья миллионами россиян.

Экологические права граждан находятся среди основных прав, закрепленных в Конституции России. К чисто экологическим правам (право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, ее сбор и распространение; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением; право на участие в принятии решений, касающихся состояния среды; право на защиту общественного интереса в области охраны среды) примыкают другие, которые имеют не только экологическое содержание - право на жизнь и обеспечение здоровья, право на труд в безопасных условиях, право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, право на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности, право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Все эти права, закрепленные в Конституции России, развиты в целом ряде законов и сотнях подзаконных актов, в том числе, в первую очередь, в законах «Об охране окружающей (природной) среды» (1991, 2002), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (1992, 1999), «Об экологической экспертизе» (1995), «О государственной тайне» (1993), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1995), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» (2001), в Водном, Лесном, Градостроительном, Земельном кодексах и многих других федеральных и региональных законах. В России, несомненно, существует разветвленная система законодательства, защищающая экологические права граждан. И когда все без исключения экологические права граждан в России нарушаются, проблема часто заключается не в отсутствии соответствующих законов, а в отсутствии желания организовать их эффективное применение.

На протяжении десятилетий в России забота о влиянии окружающей среды на здоровье населения была второстепенной по сравнению с заботой о развитии промышленности и сельского хозяйства. Это привело к экоциду – сокращению населения в результате загрязнения среды. Масштабное прошлое загрязнение среды будет сказываться в России еще на протяжении нескольких поколений, серьезно осложняя для государства обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду. Сложность выделения доли прошлого загрязнения в современном – лишь часть проблемы. Другая заключается в трудности вычленения влияния какого-то одного загрязнителя – юридического или физического лица – виновника загрязнения в обычных условиях, когда среду одновременно загрязняют несколько источников. С этим связана и главная трудность реализации права на компенсацию вреда, нанесенного экологическим правонарушением - установление юридически необходимой причинной связи между конкретным загрязнением и негативным эффектом для здоровья и среды обитания при одновременно существовании многих загрязнений.

Однако, какие бы организационные, методологические или политические трудности при реализации экологических прав граждан ни существовали, их придется преодолеть, если мы хотим обеспечить здоровую и продолжительную жизнь граждан России. И для этого необходим анализ сложившегося положения, каким и является по замыслу, настоящий доклад.

Даже в самом обширном обзоре невозможно с равной глубиной рассмотреть все возникающие проблемы в области реализации экологических прав граждан. В гл. 1 рассматривается проблема нарушения права на благоприятную окружающую среду, в гл. 2 – проблема компенсации за ущерб, наносимый экологическими правонарушениями. В следующих главах более подробно рассматриваются проблема нарушения права на информацию в области окружающей среды (гл.4), права на участие в принятии решений (гл.5) и на судебную защиту экологических прав (гл.6). Отдельная глава (гл.3) посвящена защите экологических прав коренных народов. В гл.7 рассматриваются пути совершенствования защиты и реализации экологических прав граждан России.

Настоящий обзор, подготовленный по инициативе и по поручению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проф. О.О. Миронова является результатом коллективного труда многих специалистов неправительственных организаций, в основном, экологов, юристов, правозащитников из различных городов России. Среди них (в алфавитном порядке): А.Л. Бажайкин (Ижевск) В.А. Байраченко (Москва), С. Белоконь (Бийск), И.Б. Богдан, О.В. Бодров (Сосновый Бор), Ю.Ф. Ванжа (Череповец), А. Великин (Санкт-Петербург), А.К. Веселов (Уфа), Е.А. Высторобец (…), В.К. Горохов (Москва), В.М. Десятов (Комсомольск-на-Амуре), Т.И. Добрецова (Кострома), А.Г. Дудникова (Липецк), А.Г. Ильина (Челябинск), В.Ю.Касаткин (Киров), С.В. Кричевский (Королев), А. Козлович (Петрозаводск), В. Колесникова (Москва), Л.К. Комогорцева (Брянск), В.П. Кочетов (Петропавловск-на-Камчатке), Н.В. Краев (Вятка), И.Н. Куликов (Москва), А.Н. Краснов (Нижний Новгород), Л.М. Крутицкая (Тихвин), В.В. Лагутов (Новочеркасск), К.И. Лебедев (Томск), С.А. Леденев (Липецк), О.В. Манжос (Петропавловск-Камчатский), Э. Мезак (Сыктывкар), В.Л. Мищенко (Москва), В.Ф. Меньщиков (Москва), О.А. Мурашко (Москва), А.Г. Нецветаев (Москва), А.В. Никитина (Москва) Е.М. Осипчук (Москва), Н.Я. Очкасова (Липецк), Р.А. Перелет (Москва), Е.А. Петрова (Петрозаводск), О.Г. Пивоварова (Ижевск), Б.Ф. Преображенский (Владивосток), А. Радцевич (Липецк), О.А. Разбаш (Москва), И.С. Резникова (Волгодонск), А. Рудомаха (Краснодар), Е.В. Сирота (Липецк), П. Суландзига (Приморский край), А. И. Таранов (Киров), А.Б. Торгушин (Ижевск), Д.С. Тарасевич (Южно-Сахалинск), Т.В. Шипулина (Новокузнецк), А. Шмаль, Т. Шмаль (Бронницы), Т. С. Харючи (Приморский край), Э.И. Черный (Москва), Ю.Д. Чугунов (Уссурийск), Н.А. Щур (Снежинск), В.Г. Эльчапаров (Петропавловск Камчатский), А.В. Яблоков (Москва).

Среди организаций, принявших участие в подготовке доклада: Центр экологической политики России, Институт эколого-правовых проблем "Экоюрис", Центр экологической экспертизы Липецкого областного объединения потребителей "Защита", Сеть российских юристов-экологов, защищающих общественные интересы, Евразийское отделение международной Сети "Здоровье детей, окружающая среда, безопасность, Союз "Чернобыль", СоЭС.

При подготовке доклада, а также в практической работе по защите экологических прав граждан использовались научные работы Васильевой М.И. (Судебная защита экологических прав (правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда). – М.: ЦЭПР. 1996; Общественные экологические интересы: правовое регулирование. – М.: Наука. 1999).

Работа по сведению большого материала, полученного с мест, была проведена редакционной группой: А.В. Яблоков (руководитель) А.Г. Дудникова (секретарь), Э.И. Черный, В.Ф. Меньщиков и М.И. Васильева.


Москва, 1 марта 2002 г.
Глава 1. Нарушение права на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения.

Конституционное право на благоприятную для жизни окружающую природную среду (ст. 42 Конституции РФ) в последние десятилетия в России подвергается таким масштабным нарушениям, что явилось одной из важных причин роста заболеваемости и смертности в целом по стране. Если 14-16 % территории страны, где проживает более 60 млн. человек, относится к экологически неблагополучным регионам, то, очевидно, что для этих людей конституционное право на благополучную среду обитания нарушено и\или реализуется далеко не в полной мере.

При использовании нижеприводимых данных необходимо учесть неполноту официальных данных по загрязнению среды, связанную как с недостаточной плотностью (и частотой) точек сбора данных для государственного экологического мониторинга, так и с широко распространенной практикой сокрытия предприятиями данных по выбросам и сбросам. Следует иметь в виду также, что официальная статистика выбросов далеко не полно представляет спектр загрязняющих веществ.


1.1. Законодательное обеспечение права на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную окружающую среду стоит в центре системы экологических прав. Это право содержательно связано с правом на благоприятную среду обитания (ст. 8 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") и правом на благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 7 Градостроительного кодекса РФ), что дает возможность применять для защиты экологических интересов нормы санитарного и градостроительного законодательства.



Ст. 42 Конституции РФ провозглашает право каждого (гражданина) на благоприятную окружающую среду. Ст. 20 Конституции закрепляет право на жизнь, ст. 7 - право на обеспечение здоровья, ст. 36 - право на труд в безопасных условиях. Эти фундаментальные конституционные положения развиваются в целой серии законов.

  • Ст. 3 закона "Об охране окружающей природной среды" (1991) первым основным принципом охраны природной среды определяет приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. Право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях провозглашено ст. 92 этого закона в качестве принципа международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды. Ст. 11 этого закона утвердила право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, катастрофами и стихийными бедствиями. Это право обеспечивается:

      • планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

      • социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

      • предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

      • возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф (подробнее см. гл. 2);

      • государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Интересы охраны здоровья человека и его генетического фонда, обеспечения наиболее благоприятных условий жизни названы в качестве важнейших критериев экологического нормирования (ст. 26, ст.ст. 28-33). Охрана здоровья населения считается общим экологическим требованием при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (ст.ст. 40, 41). Причинение вреда здоровью населения служит основанием для приостановления и прекращения деятельности объектов (ст. 45), а также основанием для предъявления гражданами иска в суд о прекращении такой деятельности (ст. 91). Экологические требования к различным видам хозяйственной деятельности (ст.ст. 46-56) включают не причинение вреда человеку, охрану его здоровья. Ст. 57 запрещается разработка и реализация проектов, связанных с наступлением необратимых последствий для здоровья человека.

Закон "Об охране атмосферного воздуха" (1999) также направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека отнесены к принципам государственного управления в области охраны атмосферного воздуха (ст. 3).

Ст. 20 закона «О недрах» (1995) определяет, что угроза здоровью и жизни людей является основание для досрочного прекращения, приостановления или ограничения работ. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в зоне влияния таких работ (ст. 24).

Ст. ст. 63, 89 Водного кодекса РФ (1995) устанавливает, что использование водных объектов может быть ограничено, приостановлено или запрещено при необходимости охраны здоровья населения, окружающей природной среды. Водопользователи обязаны не допускать нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде (ст. 92).

Ст. 17 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993) устанавливает, что охрана окружающей среды обеспечивает охрану здоровья. Ст. 1 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»" (1999) определяет санитарно - эпидемиологическое благополучие населения как состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие следующих факторов среды обитания на человека: биологических (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химических, физических (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальных (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха). Ст. 8 этого закона определяет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а в соответствии со ст. 11 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека при выполнении работ и оказании услуг.

Ст. 7 Градостроительного кодекса РФ (1998) устанавливает, что право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности осуществляется посредством градостроительного планирования, государственным нормированием и лицензированием градостроительной деятельности, сертификаций строительных материалов.

Ст. 22 закона "О радиационной безопасности населения" (1996) утверждает право граждан на радиационную безопасность, что достигается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм.

Ст. 12 закона "Об уничтожении химического оружия" (1997) устанавливает приоритет обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Ст. 7 закона "О защите прав потребителей" (1996) устанавливает, что товар (работа, услуга) должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.

Фрагменты, касающиеся прав и интересов граждан экологической направленности, можно встретить и в ряде других нормативных актов. В реальной жизни подавляющее большинство случаев нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду сопряжены с нарушениями земельного, градостроительного и санитарного законодательства.

Право требовать от государства, его органов, всех юридических и физических лиц выполнения их корреспондирующих правам граждан обязанностей по созданию и сохранению благоприятных природных условий жизнедеятельности представляет собой важнейшую составляющую в содержании конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и служит юридической гарантией его реализации. Конкретными мерами по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду является установление системы норм, правил, нормативов, обязательных для соблюдения всеми лицами, в том числе: предельно-допустимых концентраций (ПДК) и предельно-допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС) для окружающей природной среды, и санитарно-эпидемиологических норм и правил (СанПиН), радиационной безопасности (НРБ) для окружающей нас среды в местах обитания и работы людей. Введя эти нормы и установив системы государственного экологического и санитарно-гигиенического мониторинга, государственной экологической экспертизы и государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля, государство теоретически обеспечивает наше право на благоприятную окружающую среду. Нарушение ПДК, ПДВ, НРБ, СанПиН служит формальным юридически значимым показателем нарушения права на благоприятную окружающую среду, экологическим правонарушением, конкретизирующим нарушение конституционного право на благоприятную среду обитания.

В подавляющем большинстве случаев причинителями вреда окружающей природной среде выступают хозяйственные субъекты, для которых оказание воздействия на природу является неизбежной частью их производственной деятельности. Так, окрестности практически всех промышленных предприятий металлургической, химической, нефтеперерабатывающей, лесохимической промышленности, предприятий военно-промышленного комплекса представляют собой территории с неблагополучной экологической обстановкой, нарушающей право на благоприятную окружающую среду.

В России существует значительный разрыв между провозглашенным правом на благоприятную окружающую среду и реальной экологической обстановкой, которая сложилась на территории страны, а значит, дарованное законом право остается часто "бумажным" и декларативным.

1.2. Нарушение права на благоприятную окружающую среду превышением допустимых концентраций загрязнителей в атмосфере, водах и почве.

Любое превышение предельно допустимых концентраций любых загрязнителей должно рассматриваться как нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Государство, взявшее на себя обязательство контролировать загрязнители, обязано либо найти загрязнителя, виновника экологического правонарушения, либо нести ответственность перед своими гражданами. К сожалению, ситуация в России такова, что речь идет, как правило, не об одном и кратковременном загрязнителе, а о постоянном загрязнении воздуха, воды и почв целым набором разнообразных вредных веществ.

В современных условиях здоровье общества во многом определяется реальным обеспечением его прав на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. По данным ВОЗ состояние здоровья населения на 50-60 % зависит от уровня социально-экономического развития, на 20-30 % от состояния окружающей среды и лишь на 15-20 % от развития систем здравоохранения. В Российской Федерации так же среди причин, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения и демографическую ситуацию, существенную роль играет экологическая составляющая.

1.2.1 Загрязнение атмосферного воздуха

Несмотря на принятие законов "Об охране атмосферного воздуха" (1999) и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999) в условиях постоянного превышения нормативов вредных веществ в атмосферном воздухе в России проживают десятки миллионов человек (например, в Свердловской области около 3 млн. чел., в Красноярском крае - около 1,5 млн. чел, в Республике Башкортостан и Ростовской области - более 700 тыс. чел, в Липецкой области – более 680 тыс. чел., в г. Магнитогорске – 424 тыс. чел.). При этом атмосферное загрязнение является одним из ведущих факторов нарушения права на благоприятную среду: по данным Минздрава России вклад загрязнения атмосферного воздуха в общую заболеваемость населения страны достигает 44 %.

Несмотря на промышленный спад, уровни загрязнения атмосферного воздуха в целом оставались высокими, неадекватными промышленному спаду. В результате спада производства за период 1991-2000 гг., средние годовые концентрации некоторых загрязнителей снизились (взвешенные вещества, диоксид серы, аммиак, фенол, фтористый водород). Однако, за весь 10-летний период средние концентрации оксида углерода возросли на 11 % (за последние пять лет - на 9 %). Это увеличение средних концентраций связано с непрерывным ростом количества автотранспорта на дорогах городов, плохими техническими характеристиками и состоянием, как транспорта, так и дорог. Также за последние пять лет заметно увеличились средние концентрации сажи, сероуглерода и формальдегида, снижавшиеся в первом пятилетии 90-х годов (Табл. 1, Приложение 1)

Около 20% территорий городов Челябинской области, Республики Удмуртии, Калмыкии, а также Москвы, и около 30% территорий городов Липецкой, Тверской, Ивановской, Калужской областей в 2000 г. имели значительно превышающее ПДК содержание вредных компонентов в атмосферном воздухе в результате загрязнения воздуха автотранспортом.

Загрязнение атмосферного воздуха продолжает оставаться одним из главных нарушений права на благоприятную среду обитания, и, соответственно, факторов риска для здоровья населения. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха остаются: взвешенные частицы (пыль), окислы азота, окись углерода, формальдегид, углеводороды, сернистый газ. Наряду с этим в последние годы увеличивается количество проб с превышением ПДК по бенз(а)пирену - крайне токсичному веществу.

В последние годы выясняется большая роль загрязнения атмосферы взвешенными частицами (пылью) в развитии многих заболеваний. В ряде случаев пылевое загрязнение оказывается главной причиной смертности населения, а в г. Серпухове (Московская обл.) риск смертности от пылевого загрязнения превышает канцерогенный риск в десятки раз.

Данные наблюдений в 253 городах за 2000 г., показывают, что в 202 из них (80 %) средние концентрации какого-либо загрязняющего вещества превышают ПДК (в 1999 г. таких городов было 195). Право на благоприятную окружающую среду для 64,5 млн. человек проживающих в этих городах, ежедневно нарушается на протяжении многих лет. Из них 20 млн. человек жили в 2000г. в 40 российских городах (в 1999г. – 31 город), где максимальные концентрации загрязнителей были выше 10 ПДК (Табл. 2, Приложение 1). Так в Красноярске максимальная концентрация сероводорода достигала в 2000 г. 53 ПДК! Средние концентрации взвешенных частиц в 2000 г. превышали ПДК в 65 городах, бенз(а)пирена – в 112 городах, диоксида азота – в 100 городах, формальдегида – в 103 городах. В 10 из 15 городов, где расположены промышленные предприятия, в выбросах которых содержится сероуглерод, средние концентрации этой примеси были выше ПДК. Разовые концентрации перечисленных загрязнителей атмосферного воздуха выше ПДК наблюдались в 65-93 % городов. Особое неблагополучие наблюдается по бенз(а)пирену, среднемесячные концентрации которого в 2000 г. были выше ПДК практически во всех городах, где велись наблюдения.

30 городов в 2000 г. (в 1999 г. – 25) с самым высоким и постоянным загрязнением атмосферы (индекс загрязнения равен или выше 14) вошли в так называемый «приоритетный список» (Табл. 3, Приложение). Превышение процента проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ более 5 ПДК зарегистрировано в 2000 г. в 42 территориях Российской Федерации, наибольший - в 12 регионах (Табл. 4, Приложение). В Алтайском и Красноярском краях, Свердловской, Кемеровской, Курганской, Брянской, Новосибирской, Волгоградской и Липецкой областях на автомагистралях в зоне жилой застройки число проб с превышением ПДК по окислам азота и окиси углерода в атмосферном воздухе достигает 32 - 60 %. Самый загрязненный атмосферный воздух (по проценту проб с превышением более 5 ПДК) в 1999 – 2000 гг. был в Амурской, Астраханской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском АО, Республиках Бурятия и Кабардино-Балкария.

В целом, в 40 субъектах Российской Федерации показатели загрязнения атмосферного воздуха превышают среднее по стране. Общее число граждан, подверженных опасному влиянию того или иного загрязнителя атмосферного воздуха приведено ниже:

Число граждан России, проживающих при опасных (выше ПДК) уровнях содержания в атмосферном воздухе основных загрязнителей

Загрязнитель

Млн. человек

Бенз(а)пирен

13,9

Фенол

10,4

Диоксид азота

5,6

Водород фтористый

5,3

Сероуглерод


5,1

Формальдегид

4,9

Окись углерода

4,7

Аммиак

3,7

Стирол

3,6

Свинец

2,4

Оксид азота

1,5




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница