Обобщающий урок в 5 классе
по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
Цели урока:
- обобщить и привести в систему знания о членах предложения;
- закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;
- сформировать навык безошибочной постановки тире между подлежащим и сказуемым, выполнение полного синтаксического разбора.
I Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, у нас урок-конференция ,на котором мы будем обсуждать тему «Главные и второстепенные члены предложения». Нам предстоит обобщить привести в систему знания о членах предложения, выполняя ряд практических заданий, закрепить навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения, выполнения полного синтаксического разбора.
Вы ,наверное ,обратили внимание, что на столах у каждого лежит дневник участника конференции , в котором содержатся тексты, предназначенные для работы.
Класс разбит на группы, у каждой группы на столе табличка с названием члена предложения (подлежащее. сказуемое ,определение, дополнение, обстоятельство).
Вы являетесь их представителями главных и второстепенных членов и должны рассказать о них всё, что знаете.
Первый стол(подлежащее)
-
Что такое подлежащее?
-
Что обозначает?
-
На какие вопросы отвечает?
-
Чем может быть выражено?
Задание: в ваших дневниках задание №1. Найдите в данных предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено.
-
С раннего утра отправляются белочки на поиски корма.
-
Я люблю свой родной край.
-
Сады сажать- жизнь украшать.
Второй стол (сказуемое)
1Что такое сказуемое?
2 Что обозначает?
3 На какие вопросы отвечает?
4 Чем может быть выражено?
Задание: обращаемся к заданию №2. Найдите сказуемое, определите, чем оно выражено.
-
Кремль - сокровище русского зодчества.
-
Охранять природу – значит охранять родину.
-
Пахуч весенний ландыш.
-
Небо высокое и прозрачное.
-
Кудри берёз расчёсывает ветер.
? Докажите, в ряде случаев умение верно определить части речи помогает правильно выбрать знак препинания в предложении?
(например, распознав, чем выражены главные члены, можно верно поставить тире)
? Как отличить сказуемое, выраженное полным прилагательным ,от определения?(положение по отношению к существительному)
Синтаксическая разминка
Ночное небо огромно и удивительно.
Третий стол (определение)
-
Что такое определение?
-
На какие вопросы отвечает?
-
Чем может быть выражено?
-
Какую функцию выполняет вместе с другими второстепенными членами? (распространяет)
Задание- конкурс «Юный поэт»
Перед вами стихотворение А.А.Фета .В нём потерялись слова- определения. Ваша задача восстановить текст.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина.
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
!(Опрос полученных вариантов, затем демонстрация оригинала )
Четвёртый стол (дополнение)
Что можете рассказать о данном члене предложения ?
Задание: укажите предложение, в котором есть дополнение.
-
Весенний ветерок пахнул свежей травой.
-
Зашумел в лесу золотой дождь.
-
Настало доброе летнее утро.
Пятый стол (обстоятельство)
Чем интересно обстоятельство?
Задание: творческая работа с элементами занимательности «Подскажи словечко!»
Закончить предложение, подобрав подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.
-
Посиди да погоди: сказка будет (впереди).
-
Чёрно-бурый медвежонок про себя ворчит (спросонок)
-
Испугался вдруг щенок и пустился (наутёк)
Итак, мы вспомнили и повторили всю информацию о членах предложения. А теперь подведём итог. Самостоятельная работа «Проверь себя».
Задание: осложнённое списывание с грамматическим заданием
Книга уд вительное ч до 4. Она может перенести тебя в прелес ные уголки планеты. Вместе с её героями ты смож совершить далёкие пут шествия, умчат ся к звёз ным мирам.
Домашнее задание: тест №
Задание №1
Найдите в данных предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено.
-
С раннего утра отправляются белочки на поиски корма.
-
Я люблю свой родной край.
-
Сады сажать- жизнь украшать.
Задание №2
Найдите сказуемые, определите, чем они выражены.
-
Кремль – сокровище русского зодчества.
-
Охранять природу – значит охранять родину.
-
Пахуч весенний ландыш.
-
Небо высокое и прозрачное.
-
Кудри берёз расчёсывает ветер.
Задание №3
Синтаксический разбор.
Задание №4 «Юный поэт»
картина,
Как ты мне родна:
равнина,
луна,
Свет небес ,
И снег,
И саней
бег.
Задание №5
Укажите предложение, в котором есть дополнение.
-
Весенний ветерок пахнул свежей травой.
-
Зашумел в лесу золотой дождь.
-
Настало доброе летнее утро.
Задание №6
«Подскажи словечко». Закончить предложение, подобрав подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречием.
-
Посиди да погоди: сказка будет .
-
Чёрно-бурый медвежонок про себя ворчит .
-
Испугался вдруг щенок и пустился .
Задание №7
Самостоятельная работа «Проверь себя».
Поделитесь с Вашими друзьями: |