Установление стоимости остатков



Скачать 360.81 Kb.
страница1/4
Дата28.11.2017
Размер360.81 Kb.
  1   2   3   4


Научно-производственный журнал

"Автотранспортное предприятие" №11, 2006


рекомендации по расчету стоимости остатков

поврежденных транспортных средств


Андрианов Ю.В., директор научного центра Научно - исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), к.т. н.
Одной из основных практических проблем экспертной деятельности в отношении транспортных средств является установление стоимости их остатков при определении размера страховой выплаты (при ОСАГО и других видах страхования) в случае гибели застрахованного имущества. Остатки транспортного средства – это совокупность конструктивных комплектующих транспортного средства, оставшихся после его полной гибели. Данная совокупность представляет собой транспортное средство (или его часть) в поврежденном состоянии, восстановление которого:

невозможно из-за достижения предельного технического состояния, при котором транспортные средства выводятся из эксплуатации или списываются, или в связи с отсутствием технологий ремонта, позволяющих восстановить доаварийное состояние (конструктивная гибель);

экономически нецелесообразно (при ОСАГО под полной гибелью понимается случай, когда стоимость ремонта транспортного средства равна или превышает его доаварийную стоимость).

Технические критерии наступления предельного состояния транспортного средства определены “Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта” [3]. Автобусы и легковые автомобили выводятся из эксплуатации (списываются) при необходимости капитального ремонта (замены) кузова. Грузовые автомобили выводятся из эксплуатации (списываются) при необходимости капитального ремонта (замены) рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

Термин "остатки транспортного средства" официально закреплен в статье 12 федерального закона [1], а также в разделах 45 и 48 "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [2].

На первом этапе работ по установлению стоимости остатков рекомендуется проведение классификации совокупности конструктивных комплектующих транспортного средства, оставшихся после его полной гибели, по критерию пригодности для дальнейшего использования при ремонте транспортных средств. Данная классификация осуществляется на основе проведения осмотра остатков транспортного средства, а также использования аналитических методов.

Осмотр представляет собой визуальное исследование объекта экспертизы, проводимое в основном органолептическими методами. Данные методы основаны на субъективных ощущениях эксперта об объекте экспертизы, выявляемых и оцениваемых с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Во время осмотра также может проводиться проверка функциональных характеристик транспортного средства, его узлов, агрегатов, механизмов и систем с приведением их в действие, включением и выключением и т.д. При осмотре могут быть использованы простейшие инструменты и приспособления: зеркало на подвижной ручке, эндоскоп с оптическим удлинителем, фонарь, лупа, масштабная линейка, измерительная рулетка, штангенциркуль, пинцет, специальные растворы для травления мест маркировки и других исследуемых поверхностей, фотоаппарат и т.д. Для обеспечения доступа ко всем зонам транспортного средства при осмотре может применяться технологическое оборудование (подъемники, смотровые канавы и т.д.), не являющееся диагностическим.

По результатам осмотра и использования аналитических методов все конструктивные элементы транспортного средства, входящие в его остатки, должны быть разделены на следующие классификационные категории:



  • элементы транспортного средства, пригодные для дальнейшего использования при ремонте транспортных средств - годные остатки;

  • элементы транспортного средства, не пригодные для дальнейшего использования при ремонте транспортных средств – непригодные остатки.

Критерии, по которым при осмотре каждый отдельный конструктивный элемент остатков транспортного средства может быть отнесен к конкретной категории, приведены в таблице 1.

Перечень основных агрегатов транспортных средств, их базовых и основных деталей [3] приведен в таблице 2.

Для поврежденных элементов, по которым в результате осмотра остатков и использования классификации (таблица 1) невозможно принять решение о пригодности или не пригодности для дальнейшего использования при ремонте транспортных средств, устанавливается целесообразность их восстановления на основе экспертного заключения специалиста, проводящего осмотр, или аналитических методов, использующих экономические критерии.

При экспертном подходе восстановление поврежденных элементов с целью их дальнейшего использования при ремонте транспортных средств рекомендуется считать целесообразным при выполнении следующих условий:

незначительная степень повреждения элемента;

наличие в широкой практике работы автосервисов не дорогостоящих методов и технологий ремонта для данного вида повреждения;

низкая трудоемкость ремонта;

возможность проведения ремонта без использования дорогостоящих материалов.
Таблица 1

Классификация элементов транспортного средства, составляющих его остатки



Категория

Подгруппы

элементов

в категории


Характеристика

элементов



Описание элементов (с примерами)

1

2

3

4

1. Годные остатки

1.1. Неповрежденные элементы

Съёмные элементы транспортного средства, не имеющие следов и признаков повреждений

Агрегаты, узлы, механизмы, системы и детали транспортного средства

1.2. Неповрежденные элементы с возможностью повреждения при демонтаже

Не имеющие следов и признаков повреждений:

  • несъемные элементы, требующие для снятия с транспортного средства проведения сварочных работ;

  • элементы, подвергающиеся на момент осмотра воздействию со стороны соседних или конструктивно-сопряженных элементов вследствие дорожно - транспортного происшествия.

При описании характеризуются условной вероятностью их повреждения при снятии с транспортного средства



Несъемные элементы транспортного средства (крылья, крыша, стойки в сборе с усилителями и порогом, целиком задняя часть автомобиля, включая крылья, полы, лонжероны, панель задка);

ветровое или заднее стекло при наличии признаков перекоса проема соответственно ветрового или заднего стекла (при демонтаже возможен раскол стекла вследствие неравномерного ослабления внутреннего напряжения, вызванного перекосом посадочного места)



1.3. Элементы, переходящие в неповрежденное состояние после снятия внешних воздействий

Элементы транспортного средства, имеющие признаки деформации из-за воздействия на момент осмотра со стороны соседних или конструктивно-сопряженных элементов вследствие дорожно - транспортного происшествия и восстанавливающие свою первоначальную конструктивную форму без изменения свойств конструкционных материалов и параметров рабочих процессов транспортного средства при снятии указанных воздействий

В основном элементы, изготовленные из пластика, резины и других полимерных материалов.

2. Непригодные остатки

2.1. Неповрежденные элементы


2.1.1. Детали разового использования, которые должны быть демонтированы для выполнения основных ремонтных работ и утрачивающие свои свойства при демонтаже

Приклеиваемые защитно - декоративные накладки, эмблемы, уплотнители и др.

2.1.2. Детали, входящие в заменяемый ремонтный комплект, которые не могут быть повторно использованы по технологическим причинам

Фильтры, прокладки, уплотнители, сальники, отгибные шайбы, стопорные кольца и т.д.

2.1.3. Крепежные элементы

Болты, гайки, шайбы, винты, пистоны крепления обивки, шпильки, пружинные шайбы, хомуты крепления шлангов, держатели электропроводки и т.п.

2.2. Поврежденные элементы

2.2.1. Агрегаты (узлы, механизмы) транспортного средства, если:

  • базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата (узла, механизма);

  • работоспособность агрегата (узла, механизма) не может быть восстановлена по техническим причинам.

Перечень основных агрегатов (узлов, механизмов) транспортного средства, их базовых и основных деталей приведен в таблице 2.


2.2.2. Кузов или рама легкового автомобиля, микроавтобуса, кабины или рама грузового автомобиля при несоответствии их установленным требованиям на приемку в ремонт. В случае отсутствия установленных требований при выполнении следующих условий:

  • сложный или особо сложный перекос кузова при необходимости замены передней части кузова с передними лонжеронами с устранением деформаций (не ниже 2-й категории сложности ремонта) или заменой щита передка, передних стоек боковины (одной боковины), рамы ветрового окна, панели переднего пола салона в левой и (или) правой части, панели крыши;

  • сложный или особо сложный перекос кузова при необходимости замены задней части кузова с задними лонжеронами с устранением деформаций (не ниже 2-й категории сложности ремонта) или заменой задней перегородки, рамы окна задка, задних частей боковин (одной боковины), панели заднего пола салона в левой и (или) правой части;

  • сложный или средний перекос кузова при наличии сквозной коррозии его несущих элементов, не позволяющей обеспечить качественное сопряжение заменяемых или ремонтируемых деталей;

  • наличие повреждений, требующих замены более 50% таких элементов кузова, как панель крыши, пол салона с лонжеронами, боковина, моторный щит, лонжерон передний, лонжерон задний;

  • деформация с образованием складок металла специальных энергопоглащающих элементов и конструктивные зон в каркасах кузовов пассажирских транспортных средств, выполнивших за счет собственной значительной деформации функцию поглощения энергии удара для обеспечения безопасности водителя и пассажиров




2.2.3. Листовые металлические элементы оперения и кузова, если:

  • площадь зоны повреждения составляет более 30% площади наружной поверхности элемента;

  • имеется глубокая деформация (вытяжка) металла;

  • имеются разрывы металлического листа;

  • деформированы конструктивные изгибы (изломы, складки, ребра жесткости);

  • поврежден каркас элемента.

  • имеются очаги коррозии




К основным листовым металлическим элементам кузова и оперения относятся:

для легкового автомобиля: капот, крышка багажника (дверь задка), панели боковых дверей, крылья, панель облицовки радиатора;

для грузового автомобиля: двери кабины, панель облицовки радиатора, капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание, борта, каркас тента) или платформа ковшеобразного типа и надрамник для самосвала;

для автобуса: кузов (панели и кожухи пола, панели передка, боковин, задка и крыши), передняя дверь, задняя дверь, дверь кабины водителя, капот, передние крылья, задние крылья, подножки.



2.2.4. Элементы, непосредственно влияющие на безопасность дорожного движения

Элементы рулевого управления, тормозной системы, подвески, тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, внешние световые приборы, светоотражающая маркировка, специальные энергогасящие сменные элементы, обеспечивающие пассивную безопасность, стеклоочистители и стеклоомыватели и т.д.

2.2.5. Элементы, подлежащие замене в связи с отсутствием технологий ремонта, позволяющих восстановить доаварийное техническое состояние

Глушитель, карданные валы, двери с деформацией каркаса и т.д.

2.2.6. Не восстанавливаемые элементы транспортного средства

Стекло и детали оптики, неразборные детали и узлы электрики и электроники с повреждением корпуса, не обслуживаемые (не восстанавливаемые) аккумуляторные батареи, сработавшие подушки безопасности и т.д.

2.2.7. Элементы из пластика

Бампера, панели приборов, рулевые колеса, обивка дверей, боковин, крыши и пола, спойлеры, решетки радиатора, молдинги, корпуса зеркал, фонари, шкивы, шестерни, заклепки, заглушки и т.д.

2.2.8. Шины

Шины, не пригодные для дальнейшего использования в соответствии с требованиями документа [7]

2.2.9. Элементы с отсутствием отдельных фрагментов и полностью разрушенные элементы




2.2.10. Элементы, подвергшиеся действию высоких температур

Металлические элементы со следами термического воздействия, элементы обуглившиеся, обгоревшие, оплавившиеся после пожара или (и) взрыва

2.2.11. Элементы, подвергшиеся действию химически активных веществ

Элементы обуглившиеся, оплавившиеся, с признаками разъедания после химического воздействия химически опасных грузов, химически активных эксплуатационных материалов и т.п.

2.2.12. Материалы, требующие замены при устранении повреждений

Масла, тормозная жидкость, охлаждающая жидкость, жидкость усилителя руля, хладагенты для системы кондиционирования, клеевые составы, герметики, другие специальные жидкости и материалы

Таблица 2

Перечень основных агрегатов (узлов, механизмов) транспортного средства,

их базовых и основных деталей


Агрегаты

Базовые детали

Основные детали

Двигатель с картером, сцепление в сборе

Блок цилиндров

Головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления

Коробка передач

Картер коробки

передач


Крышка картера верхняя, удлинитель коробки передач, первичный, вторичный и промежуточные валы

Гидромеханическая передача

Картер механического редуктора

Корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный и промежуточные валы, турбинное и насосное колеса

Карданная

передача


Труба (трубы) карданного вала

Фланец-вилка, вилка скользящая

Задний мост

Картер заднего моста

Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной барабан или диск, водило колесного редуктора

Передняя ось

Балка передней оси или поперечина независимой подвески

Поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан или диск

Рулевое

управление



Картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя

Вал сошки, червяк, рейка - поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, статор и ротор насоса гидроусилителя

Подъемное устройство платформы автомобиля

Корпус гидравлического подъемника, картер коробки отбора мощности

Корпус насоса коробки отбора мощности

Платформа грузового автомобиля

Основание

платформы



Поперечины, балки

При использовании аналитических методов восстановление поврежденного элемента считается экономически целесообразным, если выполняется соотношение:



(1)

где – стоимость поврежденного элемента в новом состоянии, руб.;



- физический износ поврежденного элемента, %;

- стоимость ремонта поврежденного элемента, включая сопутствующие дополнительные затраты при его восстановлении (диагностика, доставка, хранение и т.д.), руб.
Поврежденные элементы, для которых экспертным путем установлена целесообразность их восстановления или выполняется соотношение (1) включаются в категорию годных остатков.

Результаты классификации остатков транспортного средства фиксируются по форме таблицы 3.

Таблица 3

Номенклатура годных остатков






Наименование элемента

Примечание




Неповрежденные элементы




1







2







.







n1










Неповрежденные элементы

с возможностью повреждения при демонтаже



условная вероятность повреждения при демонтаже

1






2






.




.

n2









Поврежденные элементы, для которых экспертным путем установлена целесообразность восстановления




1







2







.







n3










Поврежденные элементы, для которых установлена экономическая целесообразность восстановления




1







2







.







n4









Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница