Тема: Устное сложение и вычитание. Повторение.
Цель: - Повторить материал, изученный в 1 учебной четверти.
Задачи:
-
Отрабатывать навыки сложения и вычитания трехзначных чисел, решения составных уравнений, простых и составных задач;
-
Развивать логическое мышление;
-
Воспитывать патриотизм, любовь к природе родного края.
Методы: информатизации, эвристический, словесный, иллюстративный, частично-
поисковый, практический.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Математика, Оспанов Т.К.», учебник «Математика, Петерсон Л.Г», рабочая тетрадь, индивидуальные конверты с набором пособий, геометрические фигуры, абаки, диски с домашним заданием.
Ход урока:
-
Организационный этап:
- Поздоровайтесь с гостями улыбкой. Давайте постараемся сохранить такое
хорошее настроение до конца урока.
- Сегодня на уроке много гостей из разных уголков Казахстана. Каждый город
нашей Республики прекрасен по – своему, а все вместе они делают страну
красивой и богатой.
Девизом нашего урока будут слова:
«Все наши мысли, знания, дела – для Родины, Добра и Справедливости!»
-
Актуализация знаний
а) устный счет
Автора этих слов узнаете, решив примеры и передвинув буквы к нужным примерам:
Д 14 – 7 = И 56 – 6 = Н 9 + 6 = П 80 + 20 =
Т 37 + 3 = Р 91 – 2 = З 49 – 40 = Е 8 + 8 =
100
|
89
|
16
|
9
|
50
|
7
|
16
|
15
|
40
|
П
|
Р
|
Е
|
З
|
И
|
Д
|
Е
|
Н
|
Т
|
- Предлагаю вам совершить математическую экскурсию по стране. Почему экскурсия понятно, будем путешествовать. А почему математическую? (Д.) – В каждом городе, который мы посетим, будем выполнять математические задания. Во время экскурсии вам понадобятся знания, полученные на уроках математики, а также внимание и логическое мышление.
- Экскурсию предлагаю совершить по маршруту:
Астана – Атырау – Актау – Алматы – Экибастуз – Байконур – Щучинск
устный задачи экономика физминутка комбинаторные геометрический работа по
счет задания материал учебнику
Каждому, кто отправляется в путешествие, нужно взять с собой документы. Нашими документами станут «Листы самооценки». При помощи этих листов, назовите цели, которые вы ставите сегодня на уроке.
Лист самооценки
Безуховой Елизаветы
|
№
|
Вид задания
|
Моя цель сегодня на уроке
|
Я считаю, что
с этим заданием
справился:
легко «+»
с трудом «?»
|
1
|
Решение примеров на сложение и вычитание трехзначных чисел
|
Потренироваться в сложении и вычитании трехзначных чисел
|
|
2
|
Решение уравнений
|
Потренироваться в решении уравнений
|
|
3
|
Решение задач
|
Улучшить умение решать простые и составные задачи
|
|
4
|
Работа с геометрическим материалом
|
Выполнить геометрические задания
|
|
Для того, чтобы определить, на чем совершим экскурсию, разгадаем анаграммы
ШИМАНА ТОАВСУБ ЛЁМОСАТ ЕДПОЗ - найти лишнее.
Итак, отправляемся на самолете. Самолет на экране не раскрашен, поэтому мы не можем взлететь. Чтобы его раскрасить, нужно разгадать цветовой шифр, решив примеры на карточках:
Красный – 234 + 45, синий – 543 - 320, зеленый – 707+ 152, желтый – 175 – 154
На картинке написаны числа:
самолет – 279, деревья – 859, облака – 223, окошки - 21
Дети решают примеры на своих карточках, кто решит первый – записывает ответ в пример на доске и раскрашивает самолет, затем другой ученик – второй ответ и т.д.
- Самолет готов к полету.
Первый город, в который мы летим – Астана. Покажите этот город на карте.
За время перелета некоторые из вас выполнят индивидуальные задания:
-
Восстановить пропущенные цифры ( на доске)
2 3 2 * 4 * 3 * 8 * 1 *
+ * * + * 1 + 3 2 + * 6 * + 4 * 7
6 8 5 5 * 3 5 9 9 6 3 7
2. Решить уравнение (на флип-чарте)
Х – (43 + 15) = 54 – 32
3. Решить неравенства (на мини-доске)
15 + 6 … 20 – 1 27 – 2 … 24 + 3 37 – 14 … 56 – 33
- Кто был в Астане? Что вам понравилось больше всего? Каждый ребенок, приехавший в Астану, обязательно посещает развлекательный центр «Думан», в котором находится океанариум, единственный в мире удаленный на такое расстояние от океана.
Рыбы, обитающие в океанариуме, предлагают задание: показать на абаках числа:
3д6е, 2д9е, 8д, 1д7е. Назовите числа.
Одна из обитательниц океанариума – акула. Давайте узнаем размеры этой акулы.
В первой строке таблицы найдите наибольшее число – это длина акулы в см; во 2 строке – наименьшее число – это масса акулы; в 3 строке – не самое маленькое и не самое большое число – это количество зубов у акулы (как размещаются все зубы?)
Выразите длину в м, в дм
Масса акулы
Количество зубов
ПРОВЕРКА карточек:
Карточку, решенную на доске – проверяет 1 ряд
На мини-доске – 2 ряд
На флип-чарте – 3 ряд, решивший читает вслух.
б) Проверка д\з (на дисках – на экран):
- Проверим выполнение домашнего задания на дисках.
1. Примеры-цепочки 4 + 7 – 5 – 3 + 9 + 1 = 13
18 – 9 – 3 + 6 + 10 + 8 – 15 – 4 =11
2. Выдели жирным шрифтом число, отличающееся от других
134, 9875, 2007, 651
- Назовите разряды каждого числа
- Если записать в строчку ответы каждого задания, что мы получим? Дату сегодняшнего урока. Запишите число в тетрадях. Назовите сегодняшнее число по-казахски, по-английски. В Казахстане казахский язык является государственным языком, русский – это язык межнационального общения, английский – язык международного общения – вот почему вы изучаете эти языки в школе.
в) Математический диктант: один – на флип-чарте
- Выполним М.Д.:
Запишите число:
- в котором 2д4е, 3с5д0е
- которое следует за числом 54
- которое предшествует числу 80
1 слагаемое 8, второе слагаемое 4. Найдите сумму.
Уменьшаемое 15, вычитаемое 5. Найдите разность.
ПРОВЕРКА по доске: 24, 350, 55, 79, 12, 10
- Какое число можно назвать лишним? (350 – трехзначное, 55 – записано одинаковыми цифрами)
- Разбейте числа на группы (двузначные и трехзначные, круглые и некруглые)
Работа в парах (по одной паре каждого ряда – у доски):
1 ряд: составить и записать все возможные трехзначные числа с цифрами 350
2 ряд: составить и решить 2 примера на + и – с любыми из этих чисел
3 ряд: составить и решить неравенства с этими числами
Параллельно с этим заданием – последние парты каждого ряда в парах выполняют задание «Цепочки» (раскрасить звенья с ответом 14):
  
        
ПРОВЕРКА: фронтально.
Океанариум Астаны создан руками человека для того, чтобы мы могли полюбоваться красотой и разнообразием обитателей морей и океанов. А Каспийское море – следующий пункт нашего путешествия - естественный водоем, созданный природой. Мы отправляемся в город-порт Атырау, расположенный на берегу Каспийского моря.
В море много ценных видов рыбы. Рыболовные хозяйства перерабатывают рыбу, изготавливают из нее различные консервы.
3. Решение задачи
Решим задачу:
Рыбокомбинат выпускает за смену 450кг рыбных консервов из сельди, а из трески – на 124кг меньше.
Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась 1 действием (Сколько консервов из трески выпускает рыбокомбинат?)
Составьте краткую запись задачи, используя нужные элементы из набора на доске:
Сельдь треска 450кг на 124кг больше на 124кг меньше 226кг ?
- Подберите схему к задаче:
С. 450кг________
Т. ?____ 124кг
С. 450кг________
Т. 124кг________
С._______ Т.______
450кг ?
Решите задачу (один – на доске): 450
- 124
326 (кг) – из трески
Параллельно 1 ученик составляет и решает обратную задачу на доске
Измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями. (Сколько всего консервов выпускает рыбокомбинат?)
Дополните схему. Решите задачу по действиям аналитическим способом, выражением.
4. Экономическая игра
В Каспийском море водятся осетр и белуга – очень крупные рыбы, они обитают только в трех морях в мире, одно из них – Каспийское – находится в Казахстане.
Но Каспийское море ценно не только рыбным хозяйством. На Каспии находится город Актау (переведите – белые горы)– сокровищница нашей Республики.
Так он называется потому, что в Актау добывают нефть и газ – главные богатства нашей Родины. Экспорт, то есть продажа зарубежным странам нефти и газа приносит Казахстану много денег.
- Как называется денежная единица Казахстана? (тенге)
- В Казахстане есть специальный праздник – День национальной валюты (тенге). Он отмечается ежегодно, и наступит послезавтра. Какое будет число? (15 ноября).
- Кто из вас уже умеет пользоваться деньгами? Кто сам ходит в магазин?
Экономическая игра «Знаете ли вы цены?»
На доске – изображения товаров (хлеб, молоко, компьютер, сыр) и цены на эти товары. Задание: правильно расположить цены товаров. Назвать лишний товар (компьютер).
Сколько нужно заплатить за молоко и хлеб? За хлеб и масло? За молоко и масло?
Физминутка:
Устали? Отдохнем. Самый лучший отдых – активный. Мы отправляемся на отдых в Алматы, где расположен единственный в мире высокогорный каток – Медео. На Медео находится целый спортивный комплекс. Давайте сделаем разминку, чтобы быть сильными, как настоящие спортсмены.
ФИЗМИНУТКА «Три кота»
- Сколько раз встретилось число 3? (4 раза) Сколько в сумме? (12)
- При работе за компьютером очень устают глаза, поэтому пользоваться компьютером можно не более 5 часов в день взрослому человеку, а детям – 2 часа и через каждый час необходимо делать перерыв и гимнастику для глаз.
- Крепко зажмурьте глаза, потом откройте. Сделаем это 5 раз.
- Вытяните руку вперед. Следите глазами за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, затем медленно отодвиньте обратно. Повторить.
4. Комбинаторные задания
1) Отправляемся дальше – в Экибастуз (перевод – две головы соли, почему?)
Существует легенда о том, что одинокий путник нашел месторождение каменного угля в степи. И чтобы не забыть это место, положил на землю два кусочка соли. Позже на этом месте возник город Экибастуз. Здесь находится второе по величине в Казахстане месторождение каменного угля. А где находится самое крупное месторождение? (Караганда).
Экибастуз славен и тем, что здесь находится крупнейшая в Казахстане гидроэлектростанция. Она вырабатывает электроэнергию, необходимую человеку. Где используется электроэнергия? (освещение, работа электроприборов, фабрик, заводов).
Когда жили наши прабабушки, электроэнергию еще не умели добывать и пользовались свечками или керосиновыми лампами. Представьте, что вы зашли в темную комнату. На столе стоят свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжете сначала? (Спичку). Можно ли детям играть со спичками? Почему? (Пожары). Сегодня спички нам понадобятся для работы.
Работа по учебнику Л. Петерсон:
Откройте учебник Петерсон, с. 63, №8 (на доске показывают варианты решений)
2) В этом задании мы работали с квадратами, дайте характеристику квадрата.
- Какие еще фигуры вы знаете? (В конвертах – желтый круг, синий квадрат, красный
прямоугольник, синий треугольник).
- Отложите в сторону лишнюю фигуру (круг). Почему лишняя?
- Возьмите из конверта фигуры и покажите синюю фигуру, но не треугольник = синий квадрат.
- Над ней положите фигуру, у которой все углы прямые = красный прямоугольник (характеристика). Измерьте стороны, найдите периметр (письменно)
- Над прямоугольником положите оставшуюся фигуру = синий треугольник (характеристика)
- Расположите круг таким образом, чтобы получилось транспортное средство – ракета.
Для чего нужна ракета? Чтобы осуществлять исследование космоса. Назовите первого космонавта, казахстанских космонавтов (Юрий Гагарин, Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров). Как называется космодром в Казахстане? Отправляемся в город Байконур, откуда стартуют наши ракеты.
Куда можно полететь на ракете? На какой планете, по мнению ученых, условия жизни близки к земным? Подсказка: вы не раз видели такое название на шоколадном батончике. (Марс). Марс – это очень красивая планета. Вы хотели бы побывать на Марсе? А вы знаете, что на дорогу нам понадобится 6 месяцев лететь туда и 6 месяцев обратно. Сколько это всего месяцев? А 12 месяцев равны … (1 году). Давайте подсчитаем, успеем ли мы вернуться домой к 1 сентября, чтобы перейти в 3 класс? Через год опять наступит 13 ноября, значит, не успеваем. Кто из вас хочет остаться на второй год во 2 классе? Итак, мы решили вернуться на домой, в Щучинск, но для этого нужно выполнить задание – поработать по учебнику.
5. Работа по учебнику (Оспанов, с. 53, №7 (устно))
- Прочитайте задание. Читаем записи ( 1 и 2 столбики). Решив пример, вы находите такой результат в табличке №…. и закрашиваете эту клетку красным цветом. Если таких ответов в строке несколько, то закрашиваете все клетки с таким ответом.
4
|
17
|
17
|
17
|
18
|
19
|
43
|
15
|
10
|
11
|
23
|
12
|
5
|
15
|
15
|
15
|
3
|
8
|
9
|
7
|
0
|
5
|
12
|
8
|
17
|
16
|
7
|
12
|
16
|
10
|
10
|
10
|
Те, кто правильно выполнил задание, получает из закрашенных клеток изображение цифры 5. Это и есть ваша оценка за задание.
6. Самооценка
1) Поставьте отметку в листах самооценки в последней графе «Я считаю, что с этим заданием справился легко или с трудом. Над этими заданиями будем работать на следующих уроках.
2) Оцените свою работу на уроке при помощи опор-помощников:
- Я считаю, что сегодня на уроке работал… (продуктивно, быстро, собранно, активно)
- Мне кажется, что сегодня я мог бы работать… (лучше, активнее, старательнее)
7. Д\з
Домашнее задание для всех: выполнить 3 и 4 столбики №7 и задания 4 и 5 первого
занятия в тетради «Развиваем интеллект»
для любознательных: Петерсон, с. 63, №9
для желающих: на дисках.
8. Рефлексия:
- Вернемся к маршруту экскурсии.
- Все ли запланированное выполнили?
- Какие города Казахстана вам запомнились и чем? А чем вам нравится город Щучинск?
(В Щучинске находится ж\д вокзал, который встречает гостей, приехавших отдохнуть в жемчужине Казахстана – Боровом. Это наша малая Родина, здесь мы родились, здесь мы растем и учимся. Мы любим наш город!)
- Все, что мы сегодня узнали, побывав в разных городах Казахстана – это богатства нашей Родины. Но самое главное богатство страны – это вы, дети. Потому что вы – подрастающее поколение, которое будет приумножать богатства Казахстана, сделает нашу страну еще прекраснее. Спасибо за урок!
Поделитесь с Вашими друзьями: |