В. Д. Шадриков 27 марта 2000 года Номер государственной регистрации 260гум/сп Вводится в действие с момента утверждения государственный образовательный стандарт



страница1/3
Дата17.12.2017
Размер0.59 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

27 марта 2000 года
Номер государственной

регистрации

260гум/сп
Вводится в действие

с момента утверждения


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ
1. Общая характеристика специальности

021100 - Юриспруденция


1.1. Специальность 021100 "Юриспруденция" утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования.

Юрист подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлению 521400 - магистр юриспруденции;

- в аспирантуре.


2. Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция


3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

цикл ФТД - факультативы

и итоговую государственную аттестацию.

3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте, носит рекомендательный характер.
4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки юриста

по специальности 021100 - Юриспруденция


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов


ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины



1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, ак-

центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом

языке; основные особенности полного стиля

произношения, характерные для сферы профессио-

нальной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных

лексических единиц общего и терминологического

характера.

Понятия дифференциации лексики по сферам

применения (бытовая, терминологическая,

общенаучная, официальная и др.).

Понятие о свободных и устойчивых слово-

сочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-

кацию общего характера без искажения смысла при

письменном и устном общении; основные граммати-

ческие явления, характерные для профессиональ-

ной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-

деловом, научном стилях, стиле художественной

литературы. Основные особенности научного

стиля.


Культура и традиции стран изучаемого языка,

правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь

с использованием наиболее употребительных и

относительно простых лексико-грамматических

средств в основных коммуникативных ситуациях

неофициального и официального общения. Основы

публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и

монологической речи в сфере бытовой и

профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические

тексты и тексты по широкому и узкому профилю

специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,

реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,

деловое письмо, биография


340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профес-

сиональной подготовке студентов. Ее социально-

биологические основы. Физическая культура и

спорт как социальные феномены общества. Законо-

дательство Российской Федерации о физической

культуре и спорте.

Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студентов.

Особенности использования средств физической

культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в

системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или

систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготов-

ка студентов. Основы методики самостоятельных

занятий и самоконтроль за состоянием своего

организма


408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории. Понятие

и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и

настоящем: общее и особенное. Методология и

теория исторической науки. История России -

неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения

народов. Проблема этногенеза восточных славян.

Основные этапы становления государственности.

Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне-

русские связи. Особенности социального строя

Древней Руси. Этнокультурные и социально-

политические процессы становления русской

государственности. Принятие христианства.

Распространение ислама. Эволюция восточно-

славянской государственности в XI - XII вв.

Социально-политические изменения в русских

землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы

взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и

Азии. Специфика формирования единого россий-

ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-

вание сословной системы организации общества.

Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и

особенности складывания российского абсолю-

тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического

развития России. Эволюция форм собственности

на землю. Структура феодального землевладения.

Крепостное право в России. Мануфактурно-

промышленное производство. Становление

индустриального общества в России: общее и

особенное. Общественная мысль и особенности

общественного движения России XIX в. Реформы

и реформаторы в России. Русская культура XIX

века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа-

ция общественных процессов. Проблема экономи-

ческого роста и модернизации. Революции и

реформы. Социальная трансформация общества.

Столкновение тенденций интернационализма и

национализма, интеграции и сепаратизма,

демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность

индустриальной модернизации России. Российские

реформы в контексте общемирового развития в на-

чале века. Политические партии России: генезис,

классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенациона-

льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская

война и интервенция, их результаты и последст-

вия. Российская эмиграция. Социально-экономи-

ческое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Форми-

рование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в

20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране

и его последствия. Социально-экономические пре-

образования в 30-е гг. Усиление режима личной

власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй

мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-

политическая жизнь, культура, внешняя политика

СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и

экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание

кризисных явлений. Советский Союз в 1985 -

1991 гг. Перестройка. Попытка государственного

переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.

Беловежские соглашения. Октябрьские события

1993 г.


Становление новой российской государственности

(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной

социально-политической модернизации. Культура

в современной России. Внешнеполитическая

деятельность в условиях новой геополитической

ситуации






ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культуроло-

гического знания. Культурология и философия

культуры, социология культуры, культурная

антропология. Культурология и история мировой

культуры; история культуры России; школы,

направления и теории в культурологии; охрана

и использование культурного наследия.

Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура,

цивилизация, морфология культуры, функции

культуры, культурогенез, динамика культуры,

язык и символ культуры, культурные коды,

межкультурные коммуникации, культурные ценности

и нормы, культурные традиции, культурная

картина мира, социальные институты культуры,

культурная самоидентичность, культурная

модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная,

элитарная и массовая культура. Восточные и за-

падные типы культур. Специфические и "середин-

ные" культуры. Локальные культуры. Тенденции

культурной универсализации в мировом

современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество.

Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и

социализация





ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки.

Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль

и место политики в жизни современных обществ.

Социальные функции политики.

История политических учений. Российская

политическая традиция: истоки, социокультурные

основания, историческая динамика. Современные

политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение

и особенности. Особенности становления

гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политичес-

кая власть. Политическая система. Политические

режимы, политические партии, электоральные

системы.

Политические отношения и процессы. Политические

конфликты и способы их разрешения. Политические

технологии. Политический менеджмент. Политичес-

кая модернизация.

Политические организации и движения. Политичес-

кие элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая экономика и международные отношения.

Особенности мирового политического процесса.

Национально-государственные интересы России

в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности.

Парадигмы политического знания. Экспертное

политическое знание; политическая аналитика

и прогностика. Сравнительная политология






ГСЭ.Ф.06

Логика

Логика и язык права. Суждение и норма.

Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Опреде-

ление и классификация. Дедукция, индукция и

аналогия. Логические основы аргументации.

Формы развития знания: проблема, гипотеза,

судебно-следственная версия, теория





ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного

языка. Языковая норма, ее роль в становлении

и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы

общения. Устная и письменная разновидности

литературного языка. Нормативные, коммуника-

тивные, этические аспекты устной и письменной

речи.

Функциональные стили современного русского



языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элемен-

тов различных языковых уровней в научной речи.

Речевые нормы учебной и научной сфер деятель-

ности. Официально-деловой стиль, сфера его

функционирования, жанровое разнообразие.

Языковые формулы официальных документов.

Приемы унификации языка служебных документов.

Интернациональные свойства русской официально-

деловой письменной речи. Язык и стиль

распорядительных документов. Язык и стиль

коммерческой корреспонденции. Язык и стиль

инструктивно-методических документов. Реклама

в деловой речи. Правила оформления документов.

Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых

средств в публицистическом стиле. Особенности

устной публичной речи. Оратор и его аудитория.

Основные виды аргументов. Подготовка речи:

выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,

развертывание и завершение речи. Основные

приемы поиска материала и виды вспомогательных

материалов. Словесное оформление публичного

выступления. Понятливость, информативность

и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных

разновидностей русского литературного языка.

Условия функционирования разговорной речи, роль

внеязыковых факторов. Культура речи. Основные

направления совершенствования навыков

грамотного письма и говорения





ГСЭ.Ф.08

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки

социологии как науки. Социологический проект

Конта. Классические социологические теории.

Современные социологические теории. Русская

социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая

система и процессы глобализации. Социальные

группы и общности. Виды общностей. Общность и

личность. Малые группы и коллективы. Социальная

организация. Социальные движения. Социальное

неравенство, стратификация и социальная

мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отноше-

ния. Общественное мнение как институт граждан-

ского общества. Культура как фактор социальных

изменений. Взаимодействие экономики, социальных

отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный

контроль и девиация. Личность как деятельный

субъект.

Социальные изменения. Социальные революции

и реформы. Концепции социального прогресса.

Формирование мировой системы. Место России

в мировом сообществе.

Методы социологического исследования






ГСЭ.Ф.09

Философия

Предмет философии. Место и роль философии

в культуре. Становление философии. Основные

направления, школы философии и этапы ее

исторического развития. Структура философского

знания.


Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-

кие концепции бытия, самоорганизация бытия. По-

нятия материального и идеального. Пространство,

время. Движение и развитие, диалектика. Детер-

минизм и индетерминизм. Динамические и статис-

тические закономерности. Научные, философские

и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа.

Общество и его структура. Гражданское общество

и государство. Человек в системе социальных

связей. Человек и исторический процесс;

личность и массы, свобода и необходимость.

Формационная и цивилизационная концепции

общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.

Свобода и ответственность. Мораль, справед-

ливость, право. Нравственные ценности. Пред-

ставления о совершенном человеке в различных

культурах. Эстетические ценности и их роль в

человеческой жизни. Религиозные ценности и

свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и

личность. Познание, творчество, практика. Вера

и знание. Понимание и объяснение. Рациональное

и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление,

логика и язык. Научное и вненаучное знание.

Критерии научности. Структура научного позна-

ния, его методы и формы. Рост научного знания.

Научные революции и смены типов рациональности.

Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы

современности. Взаимодействие цивилизаций

и сценарии будущего






ГСЭ.Ф.10

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага.

Потребности, ресурсы. Экономический выбор.

Экономические отношения. Экономические системы.

Основные этапы развития экономической теории.

Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.

Потребительские предпочтения и предельная

полезность. Факторы спроса. Индивидуальный

и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект

замещения. Эластичность. Предложение и его

факторы. Закон убывающей предельной произво-

дительности. Эффект масштаба. Виды издержек.

Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации

прибыли. Предложение совершенно конкурентной

фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных

рынков. Рыночная власть. Монополия. Монопо-

листическая конкуренция. Олигополия. Анти-

монопольное регулирование. Спрос на факторы

производства. Рынок труда. Спрос и предложение

труда. Заработная плата и занятость. Рынок

капитала. Процентная ставка и инвестиции.

Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благо-

состояние. Распределение доходов. Неравенство.

Внешние эффекты и общественные блага. Роль

государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как

целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП

и способы его измерения. Национальный доход.

Располагаемый личный доход. Индексы цен.

Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.

Экономические циклы. Макроэкономическое

равновесие. Совокупный спрос и совокупное

предложение. Стабилизационная политика.

Равновесие на товарном рынке. Потребление

и сбережения. Инвестиции. Государственные

расходы и налоги. Эффект мультипликатора.

Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их

функции. Равновесие на денежном рынке.

Денежный мультипликатор. Банковская система.

Денежно-кредитная политика. Экономический рост

и развитие. Международные экономические отно-

шения. Внешняя торговля и торговая политика.

Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России.

Приватизация. Формы собственности.

Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок

труда. Распределение и доходы. Преобразования

в социальной сфере.

Структурные сдвиги в экономике. Формирование

открытой экономики





ГСЭ.Н-Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом



270

ЕН.00

Общие математические и естественнонаучные

дисциплины



400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

320

ЕН.Ф.01

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры;

научный метод; история естествознания; панорама

современного естествознания; тенденции разви-

тия; корпускулярная и континуальная концепции

описания природы; порядок и беспорядок в

природе; хаос; структурные уровни организации

материи; микро-, макро- и мегамиры; простран-

ство, время; принципы относительности; принципы

симметрии; законы сохранения; взаимодействие;

близкодействие, дальнодействие; состояние;

принципы суперпозиции, неопределенности,

дополнительности; динамические и статистические

закономерности в природе; законы сохранения

энергии в макроскопических процессах; принцип

возрастания энтропии; химические процессы,

реакционная способность веществ; внутреннее

строение и история геологического развития Зем-

ли; современные концепции развития геосферных

оболочек; литосфера как абиотическая основа

жизни; экологические функции литосферы: ресур-

сная, геодинамическая, геофизико-геохимическая;

географическая оболочка Земли; особенности

биологического уровня организации материи;

принципы эволюции, воспроизводства и развития

живых систем; многообразие живых организмов -

основа организации и устойчивости биосферы;

генетика и эволюция; человек: физиология, здо-

ровье, эмоции, творчество, работоспособность;

биоэтика, человек, биосфера и космические

циклы: ноосфера, необратимость времени, само-

организация в живой и неживой природе; принципы

универсального эволюционизма; путь к единой

культуре






ЕН.Ф.02

Информатика и математика

Аксиоматический метод, основные структуры,

составные структуры, вероятности, языки и про-

граммирование, алгоритмы, основы защиты инфор-

мации и сведений, составляющих государственную

тайну; методы защиты информации, компьютерный

практикум





ЕН.Н-Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

40

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом



40

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины

6062

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

4744

ОПД.Ф.01

Теория государства и права

Методологические основы научного понимания

государства и права, государственно-правовых

явлений; закономерности исторического движения

и функционирования государства и права; взаимо-

связь государства, права и иных сфер жизни

общества и человека; понятийный и категорийный

аппарат теории государства и права; эволюция

и соотношение современных государственных и

правовых систем.

Основные проблемы современного понимания

государства и права; общая характеристика

современных политико-правовых доктрин


240




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница